Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ'

ЦИФРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
888
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, Горная Татьяна Ивановна, Яппарова Эльвира Нигматуллаевна

Авторы статьи предпринимают попытку охарактеризовать феномен глобализации, который неоднозначно воспринимается в мировых академических кругах, анализируют сущностные характеристики цифровой глобализации, которая влияет на образование, вытесняя традиционные методы и способы взаимодействия обучающих и обучающихся и способствуя созданию виртуального образовательного пространства. Цифровая эра требует того, чтобы эффективно применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Сегодня явно наблюдаются угрозы нарушения информационной безопасности личности в сфере образования. В создавшихся условиях в учебных заведениях необходимо создание должной сетевой образовательной среды и обеспечения информационной безопасности обучающихся. В заключении авторы анализируют мнения студентов по вопросам цифровой глобализации и цифровизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL GLOBALIZATION AND ITS INFLUENCE FOR EDUCATION

The authors of the article attempt to briefly characterize the phenomenon of globalization, which is ambiguously treated in world academic circles, analyze the essential characteristics of digital globalization that affects the issues of education, displaces traditional methods and ways of interaction between teachers and learners and contributes to the creation of a virtual educational space. The digital era requires that the latest technologies be effectively applied to move towards a personalized and results-oriented educational process. Today one may clearly see the threats of violation of the information security of the individual in the field of education. In these conditions it becomes necessary to create a proper digital educational environment in educational institutions and ensure the information security of students. In conclusion, the authors analyze the opinions of students on the issues of digital globalization and digitalization of the educational process at the present stage.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ»

Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 118-127. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 118-127.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Научная статья УДК 005.44; 378.4

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-94-4-118-127

ЦИФРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Ильгиз Миргалимович Синагатуллин1, Татьяна Ивановна Горная2, Эльвира Нигматуллаевна Яппарова3

1,2,3 Бирский филиал Башкирского государственного университета, Уфа, Россия

1msi9845@mail.ru*, https://orcid.org/0000-0003-1916-6724

2gornayati@list.ru

3alvera03@mail.ru

Аннотация. Авторы статьи предпринимают попытку охарактеризовать феномен глобализации, который неоднозначно воспринимается в мировых академических кругах, анализируют сущностные характеристики цифровой глобализации, которая влияет на образование, вытесняя традиционные методы и способы взаимодействия обучающих и обучающихся и способствуя созданию виртуального образовательного пространства. Цифровая эра требует того, чтобы эффективно применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Сегодня явно наблюдаются угрозы нарушения информационной безопасности личности в сфере образования. В создавшихся условиях в учебных заведениях необходимо создание должной сетевой образовательной среды и обеспечения информационной безопасности обучающихся. В заключении авторы анализируют мнения студентов по вопросам цифровой глобализации и цифровизации образовательного процесса.

Ключевые слова: глобализация, цифровая глобализация, цифровизация, образовательная среда, информационная безопасность

Для цитирования: Синагатуллин ИМ., Горная Т.И., Яппарова Э.Н. Цифровая глобализация и ее влияние на образование // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №4(94). С. 118-127.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION Original article.

DIGITAL GLOBALIZATION AND ITS INFLUENCE FOR

EDUCATION

Ilgiz M. Sinagatullin1, Tatyana I. Gornaya2, Elvira N. Yapparova3 1,2,3 Birsk Branch of Bashkir State University, Ufa, Russia

1 msi9845@mail.ru*, https://orcid.org/0000-0003-1916-6724

2 gornayati@list.ru

3 alvera03@mail.ru

© Синагатуллин И.М., Горная Т.И., Яппарова Э.Н., 2021

Abstract. The authors of the article attempt to briefly characterize the phenomenon of globalization, which is ambiguously treated in world academic circles, analyze the essential characteristics of digital globalization that affects the issues of education, displaces traditional methods and ways of interaction between teachers and learners and contributes to the creation of a virtual educational space. The digital era requires that the latest technologies be effectively applied to move towards a personalized and results-oriented educational process. Today one may clearly see the threats of violation of the information security of the individual in the field of education. In these conditions it becomes necessary to create a proper digital educational environment in educational institutions and ensure the information security of students. In conclusion, the authors analyze the opinions of students on the issues of digital globalization and digitalization of the educational process at the present stage.

Key words: globalization, digital globalization, digitalization, educational environment, information security

For citation: Sinagatullin I.M., GornayaT.I., YapparovaE.N. Digital globalization and its influence for education. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021; 94(4): 118-127.

Особенности современной глобализации. Влияние глобализации на образование широко обсуждаются в мировых академических кругах. Некоторые авторы полностью отвергают этот феномен, другие остаются равнодушными к нему, в то время как третьи соглашаются с идеей глобализации и готовы связать с ней все перемены в мировом образовательном пространстве нового века. Не составляет исключения в этом вопросе и Россия [1]. Глобализация - понятие неоднозначное и «несовершенное». Часто она способствует «сталкиванию» государств с пути их национального и культурного развития, что негативно отражается на накопленных веками национальных традициях воспитания. Под влиянием глобализации формируется информационно-языковое неравенство, что означает разные возможности доступа учащейся молодежи к языкам международного общения. С другой стороны, при правильной постановке вопроса, глобализация может способствовать созданию единого образовательного пространства и сокращению разрыва между информационно-языковым неравенством, а также уменьшению разрыва в использовании цифровых коммуникаций, усилению межкультурного обмена, оперативному решению неотложных задач, связанных с межэтнической и межрелигиозной напряженностью, с последствиями человеческих трагедий и бедствий.

В вопросах глобализации тесно переплетается ряд подсистем: лингвистическая, образовательная и информационная. Лингвистическая переменная проявляется в расширении статуса международных языков. Образовательный вектор соприкасается с решением вопросов обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом возможностей глобального образовательного пространства. Информационная сторона глобализации отражается в быстром и турбулентном росте цифровых

(сетевых) технологий, которые вытесняют традиционные методы и способы взаимодействия обучающих и обучающихся, способствуют созданию виртуального образовательного пространства. Такое положение позволяет утверждать, что сегодня наблюдается натиск цифровой глобализации. Об этом феномене и о том, как он воздействует на систему образования и пойдет речь в данной статье.

Сущность цифровой глобализации. Говоря о натиске информационных технологий в мировом образовательном пространстве, данный процесс часто называют цифровизацией образования, главными признаками которой выступают развитие цифровых технологий, становление информационного общества и сетевой модели организации жизнедеятельности, появление и перспектива доминирования цифрового поколения [2]. Отмечается также, что цифровизация общества порождает виртуализацию жизни. Вследствие этого у многих происходит потеря реального общения. Это, в свою очередь, ведет к одиночеству индивида и возникновению у него «клипового мышления». В литературе отмечается [3], что в США примерно 40 % детей в возрасте до 10 лет постоянно находятся перед экраном компьютера. К подростковому возрасту этот показатель вырастает до 70 %. Считается, что мозг, который массированно и перманентно получает новую информацию, не развивается, а уходит в спячку. В результате мир сегодня по сути переживает эпидемию цифрового аутизма, когда человек настроен на получение легкого удовольствия и не в состоянии выстраивать отношения с реальностью.

Поколение молодых людей, выросших в эпоху сетевых технологий, постоянно соприкасается с цифровой техникой и находится в окружающем информационном потоке. У школьников и студентов вырабатывается цифровая потребность. Они привязаны к смартфонам, систематически проверяют сообщения своих сверстников и следят за событиями в социальных сетях. Представители молодого поколения стремятся находиться в курсе происходящего в режиме реального времени (именно здесь и сейчас) и ничего не упустить. Интернет позволяет удовлетворять такую потребность перманентно, независимо от места нахождения: в домашних условиях, в учебном заведении, по дороге куда-либо, в общественных местах [4]. Показательно: за последние десятилетия во всем мире было произведено больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет.

Эра цифровой глобализации и информационного изобилия породила ряд противоречий. Во-первых, это противоречие между потребностью человека в получении новой информации и знаний посредством цифровых технологий и потенциальными возможностями ее восприятия, переработки и использования [4]. Во-вторых, контрадикторность между привычкой использовать обычный текстовый материл (книги, журналы, пособия, словари, энциклопедии) и натиском

аналогичной информации в сетевых источниках, из-за чего прекращают существовать некоторые бумажные носители и закрываются книжные киоски в учебных заведениях. В-третьих, возникает противоречие между «доцифровым поколением» отцов и дедов и современным «цифровым поколением» молодежи. Новых появляющихся цифровых средств много. Под большинство из них не созданы адекватные образовательные задачи, которые они могли бы решать.

Взлет информационных технологий формирует новые принципы, формы и методы организации трудовой деятельности, науки, медицины и образования. Снимаются междисциплинарные и межнаучные барьеры, происходит сдвиг от узкой специализации науки и образования к их конвергенции на базе сетевых технологий. Таким образом осуществляется сближение и взаимопроникновение живой и неживой природы, конвергенция на уровне мировоззрений и образов жизни. Объекты и процессы, «ранее находившиеся в отношениях отчужденности и антагонизма, переживают этап сближения, в ряде случаев - вплоть до полной неразличимости» [2, 2]. Во многих сферах взаимодействия и коммуникации, в том числе и в вопросах образования, происходит доминирование равноправных связей над иерархическими. Все это приводит к кардинальному изменению образовательных отношений.

Цифровая эра требует не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения Суть цифровой трансформации заключается в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. В этой связи применительно к России авторы выделяют ряд задач. Во-первых, необходимо развивать материальную инфраструктуру: строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методических материалов. Во-вторых, следует внедрять цифровые программы, создавать и применять учебно-методические материалы с использованием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. В-третьих, нужно развивать онлайн-обучение, на что и направлены сегодня учебные заведения различного типа. В-четвертых, следует повышать навыки преподавателей в сфере использования цифровых технологий [5].

Обращаясь к вопросам общего среднего образования в эпоху цифровизации, руководитель направления продвижения

«Яндекс.Учебник» И. Савицкая [6] подчеркивает необходимость:

• совершенствовать образовательный контент, который требует регулярного обновления, актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников;

• повышать познавательную мотивацию обучающихся и делать это не с помощью внешней мотивации, а за счет внутренней

(обучающийся должен соревноваться в первую очередь с собой и быть нацелен на сотрудничество с другими, то есть стремиться улучшить собственные результаты, а не обойти других в рейтинге);

• развивать функциональную грамотность школьников; научить выпускника применять знания в реальной жизни, развивать функциональную грамотность, учить работать с любой информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач;

• обеспечивать равный доступ к образованию для всех;

• избавить педагога от части повседневной рутины за счет использования онлайн-учебников, которые могут во многом способствовать мотивации познавательной деятельности обучающихся.

И. Савицкая считает, что цифровизация - один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. Когда дело имеешь с цифрой, тогда можно проще и быстрее сформировать персонализированный подход к обучающимся, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для учащихся с особенностями развития. Однако цифровизация станет по-настоящему эффективной, только когда получит массовое распространение.

Виртуальное пространство. В современную эпоху есть все основания для разделения окружающего человека пространства на реальное и виртуальное. Что собой представляет реальное пространство, видимо, не требует объяснений. Иное дело пространство виртуальное. Как отмечает Н.Д. Подуфалов [7], можно выделить два вида виртуальных пространств: виртуальное пространство человека как биосоциального существа и виртуальное пространство, создающееся на основе компьютерных систем и сетей. Второе пространство нельзя назвать самостоятельным феноменом, поскольку оно существует в той мере, в которой находит отражение в виртуальном пространстве самого человека. Оба типа виртуальных пространств часто рассматриваются одновременно. В эпоху активного сближения виртуального и жизненного (физического) пространств, а также взаимной трансформации отношений и процессов, происходящих в этих пространствах, «научные исследования и практическая деятельность в сфере информационной безопасности должны учитывать проблемы безопасности личности в целом (и не только информационной) и использовать накопленный человечеством опыт их решения» [7, 12].

Информационная безопасность личности. Какие же нарушения информационной безопасности личности и общества имеют место в современном мировом обществе? Сюда входят риски несанкционированного доступа к информации (ее сбор, изменение или уничтожение); нарушение защиты персональных данных, конфиденциальной и секретной информации; размещение и рассылка в сети потенциально вредной информации, дискредитирующей личность и

общественные институты, оказывающей негативное влияние на формирование общественной морали и нравственности; навязывания незапрашиваемой информации (рассылка спама или недостоверной рекламы); призыв и склонение личности или группы людей при сетевом взаимодействии к незаконным или аморальным действиям. Н.Д. Поду фалов выделяет три большие угрозы нарушения информационной безопасности непосредственно в сфере образования. В первую группу входят угрозы, связанные с неправильным отбором знаний, которые предлагаются школьникам и студентам. Такие знания могут не соответствовать задачам развития общества или психофизиологическим возрастным особенностям развития обучающихся. Вторая группа угроз связана с искажением (в том числе преднамеренным) знаний и информации, из которых формируется содержание образования. К третьей группе относятся угрозы неадекватного выбора цифровых технологий для использования в образовательном процессе, неграмотного их использования, недостаточный уровень защиты информации и информационных технологий, используемых в процессе образования [7].

Попутно отметим, что сегодня можно услышать восхваление умения студентов делать несколько дел одновременно, переключаясь с основной деятельности на один или несколько ресурсов в сетевых источниках. У многих из них уже сформировался сетевой характер обыденной жизни и сетевой характер взаимодействия в ходе познавательной деятельности. Для части представителей современной молодежи, активно использующих сетевые источники, характерны такие черты характера, как мобильность, адаптивность, гибкость. Мы разделяем мнение Н.С. Крамаренко [4] в том, что такие умения не являются проявлением сверхвозможностей и уникальности людей нового поколения. Скорее это свидетельствует о проявлении адаптации человека к современной цифровой эпохе, а также к многозадачной современной реальности. Сущноть медиомногозадачности заключается не в параллельной обработке потока информации, а в способности к правильному распределению ограниченных познавательных ресурсов.

Построение сетевой образовательной среды. В связи с наступлением «всепроникающей» цифровой глобализации и расширением в системе образования масштабов цифровизации в образовательных учреждениях встает необходимость построения сетевой (цифровой) образовательной среды. Данный процесс уже активно идет во многих школах, средних и высших педагогических учебных заведениях. В слаженно организованной сетевой образовательной среде заложены возможности для решения духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания обучающихся, сопровождения процессов их личностного развития и профессионального самоопределения.

Глобальный интернет и развитие социальных сетей привели к появлению новой самоидентификации человека - сетевой личности [2].

В связи с этим встает необходимость построения такой сетевой образовательной среды, которая могла бы выполнять «роль конвергентной социокультурной среды развития личности» [7, 21]. Такая среда будет формироваться как новая социокультурная реальность, объединяющая пространства реального и виртуального образовательного взаимодействия. В ней заложены возможности для обеспечения информационно-методического сопровождения любых адекватных образовательных запросов; мотивирования обучающихся к различным видам деятельности, взаимодействию и сотрудничеству и в итоге для обеспечения личностной успешности человека в изменяющемся мире.

A.M. Кондакова и И.С. Сергеев отмечают, что «сетевое пространство интернета - наша новая среда обитания, и мы уже перешагнули ее порог. ... Стратегии избегания, блокировки, запрета представляются нам непродуктивными. Не бояться новой среды обитания, а поступать с ней так, как всегда поступал человек, попадая в неизведанное пространство, как диктует ему его человеческое начало -обживать, облагораживать, одухотворять эту новую среду. Перед нами -достойная миссия педагогического сообщества в цифровом мире» [2, 22].

Вопросам цифровизации образования и построения надежной сетевой образовательной среды обращается пристальное внимание в Бирском филиале Башкирского государственного университета. Все факультеты филиала обеспечены компьютерными классами, в которых студенты могут заниматься в аудиторное и внеаудиторное время. Пользоваться интернетом студенты могут как в аудиториях, так и в общежитиях. При реализации образовательных программ активно применяются дистанционные образовательные технологии. Бирский филиал предлагает большой спектр программ переподготовки и повышения квалификации. После окончания обучения по программам переподготовки выпускники получают диплом о присвоении нового вида профессиональной деятельности и/или новой квалификации, что предоставляет расширенные возможности трудоустройства в новой сфере деятельности, а также позитивно сказывается на карьерном росте выпускника.

Нам было интересно узнать мнение студентов о том, что они думают о всевозрастающей цифровой глобализации и цифровизации образовательного процесса. С этой целью мы провели анкетирование среди студентов факультета педагогики Бирского филиала Башкирского государственного университета. В опросе принимали участие студенты 1, 2 и 5 курсов (всего 42 человека). В качестве одного из пунктов в анкете стоял вопрос «Как Вы понимаете категорию "цифровая глобализация"»? Ниже приводим ответы респондентов.

«Цифровая глобализация полностью меняет мир. Он становится на глазах другим».

«Цифровая глобализация. Я смотрю на это так: информационная паутина покрывает всю планету».

«Это новый этап в развитии глобального мира».

«Внедрение цифровых технологий в разных сферах жизни».

«Фаза развития глобального мира, влекущая за собой соответствующие изменения в структуре развития бизнеса».

«Весь мир погряз в компьютерах, телефонах».

«Доступность различных товаров, услуг, а главное - информации».

«Расширение экономических возможностей».

Второй вопрос звучал следующим образом: «Каковы плюсы и минусы цифровизации высшего образования на современном этапе?» В качестве положительных моментов респонденты выделили «возможность обучения в дистанционном формате»; указали, что «предоставляется хорошая возможность для самообразования», «много информации в свободном доступе», «в любой момент можно все посмотреть в интернете», «удобный и быстрый доступ к информации». Одновременно студенты отметили, что цифровизация приводит к экранной зависимости, отрицательно влияет на социализацию личности, не дает возможности человеку общаться в реальном мире, негативно влияет на здоровье (особенно на зрение), приводит к росту безработицы из-за автоматизации производства. Хотя один студент в использовании компьютера не увидел никаких минусов.

Ответы студентов на вопрос: «Почему в вузе необходимо создавать благоприятную и защищенную сетевую образовательную среду?» таковы:

«Для удобства обучения студентов».

«Это улучшает условия образования, дает доступ к более глубоким знаниям».

«Чтобы защитить личные данные студентов и сделать познавательный процесс более комфортным».

«Для более полноценного развития студентов».

«Для защиты личной информации».

«Чтобы защититься от вирусов и уберечься от хакеров».

«Чтобы мораль и духовность студентов оставались на должном уровне».

«Чтобы обезопасить себя от вредных сайтов».

Заключение. Отмеченные суждения студентов в принципе не противоречат тем точкам зрения, которые мы привели в первой части статьи. Студенты в основном правильно понимают сущность современной цифровизации и ее места в сфере образования. Тем не менее в условиях педагогического учебного заведения необходимо добиваться того, чтобы будущие учителя имели более глубокое представление о современной цифровой эпохе. Каждый выпускник должен четко

представлять: цифровизация образования есть неоднозначный, но необратимый процесс и в будущей профессии ему придется решать связанные с ней непростые вопросы.

Список источников

1. Синагатуллин И.М. Переход к информационной парадигме как серьезный вызов сфере образования в XXI веке // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1. С. 34-37.

2. Кондаков A.M., Сергее, И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. № 1. С. 5-24.

3. ФаляховР. «Включите голову»: чем опасна цифровая революция. - URL : https://nangs.org/news/it/vklyuchite-golovu-chem-opasna-tsifrovaya-revolyutsiya. (дата обращения: 02.09.2021).

4. Крамаренко Н.С. Проблемы «цифровой потребности» и информационной перегруженности обучающихся поколения Z // Педагогика. 2020. № 4. С. 37-41.

5. Семь задач цифровизации российского образования 2020. - URL : https://trends.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 02.09.2021).

6. Савицкая И. Цифровизация образования: вызовы современности. - 2020.

URL : https://vogazeta.ru/articles/2020/5/18/vo_school_yandex/13028-

tsifrovizatsiya_obrazovaniya_ vyzovy_sovremennosti. (дата обращения: 02.09.2021).

7. ПодуфаловН.Д. О взаимосвязи реального и виртуального // Педагогика. 2020. № 4. С. 5-17.

References

1. Sinagatullin /.MTransition to the information paradigm as a serious challenge to the field of education in the 21st century. Pedagogicheskiy Zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2016; (1): 34-37. (In Russ.).

2. Kondarov A.M., SergeevI.S. Methodology for designing general education in the context of digital transformation. Pedagogika = Pedagogics. 2021; (1):5-24. (In Russ.).

3. Falakhov R. "Turn on your head": what is dangerous about the digital revolution. 2020. - URL : https://nangs.org/news/it/vklyuchite-golovu-chem-opasna-tsifrovaya-revolyutsiya. (available from 02.09.2021) (In Russ.).

4. Kramarenko N.S. Problems of "digital need" and information overload of students of generation Z. Pedagogika = Pedagogics. 2020; (4): 37-41. (In Russ.).

5. Seven tasks of the digitization of Russian education. - 2020. - URL : https://trends.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee. (available from 02.09.2021) (In Russ.).

6. Savitskaya, I. Digitalization of education: challenges of our time. 2020. - URL : https://vogazeta.ru/articles/2020/5/18/vo_school_yandex/13028-

tsifrovizatsiya_obrazovaniya_vyzovy_sovremennosti. (available from 02.09.2021) (In Russ.)

7. Podufalov N.D. On the relationship between the real and the virtual. Pedagogika = Pedagogics. 2020;(4): 5-17. (In Russ.).

Заявленный вклад авторов статьи:

Авторы внеслиравный вклад в подготовку статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

The authors contributed equally to the preparation of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариантрукописи. Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 28.10.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принятакпубликации 16.12.2021.

The article was submitted 28.10.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 16.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.