Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭТИКА КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)'

ЦИФРОВАЯ ЭТИКА КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УДАЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭТИКА / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Александр Владимирович

Статья посвящена исследованию проблем в области цифровой этики в контексте осуществления удаленного образования, предпринята также попытка поиска путей их решения. С этой целью было проведено социологическое исследование с использованием метода экспертного интервью. В ходе анализа полученных данных выполнена классификация групп выявленных проблем в этике коммуникации основных участников образовательного процесса во время удаленного обучения. На ее основе сформулированы рекомендации, направленные на решение обозначенных проблем и предполагающие выстраивание эффективного обучения и модернизацию социализирующих процессов как в школе, так и в семье. Выделенные направления совершенствования цифровой коммуникации в образовательных целях могут быть положены в основу создания эффективной и безопасной среды удаленного обучения и послужить фундаментом для дальнейших исследований в рамках этой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ETHICS AS A BASIS FOR ESTABLISHING AN EFFECTIVE AND SAFE COMMUNICATION ENVIRONMENT FOR DISTANCE LEARNING (BASED ON AN EXPERT SURVEY)

The article considers the problems of digital ethics in the context of distance learning implementation, and attempts to find ways to address them. For this purpose, a sociological study was conducted using the method of expert interviews. While analyzing the data obtained, the author classified the groups of identified problems concerning the ethics of communication of the main participants in the educational process during distance learning. Further on several recommendations aimed at solving the identified problems involving the development of effective learning and modernization of socialization processes both at school and in the family are proposed. The outlined directions for improving digital communication for educational purposes can be used as a basis for creating an effective and safe distance learning environment, and serve as a foundation for further research on this topic.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭТИКА КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 23-28. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 3. P. 23-28.

Научная статья УДК 316.77:316.654 https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.2

Цифровая этика как основа построения эффективной и безопасной коммуникативной среды удаленного обучения (на материалах экспертного опроса)

Александр Владимирович Григорьев

Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева, Астрахань, Россия, proeu@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8228-7062

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем в области цифровой этики в контексте осуществления удаленного образования, предпринята также попытка поиска путей их решения. С этой целью было проведено социологическое исследование с использованием метода экспертного интервью. В ходе анализа полученных данных выполнена классификация групп выявленных проблем в этике коммуникации основных участников образовательного процесса во время удаленного обучения. На ее основе сформулированы рекомендации, направленные на решение обозначенных проблем и предполагающие выстраивание эффективного обучения и модернизацию социализирующих процессов как в школе, так и в семье. Выделенные направления совершенствования цифровой коммуникации в образовательных целях могут быть положены в основу создания эффективной и безопасной среды удаленного обучения и послужить фундаментом для дальнейших исследований в рамках этой темы.

Ключевые слова: образование, школьное образование, цифровизация образования, удаленное образование, цифровая этика, социология образования

Финансирование: статья подготовлена в рамках проекта при поддержке гранта РФФИ № 19-29-14007 МК «Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды».

Для цитирования: Григорьев А.В. Цифровая этика как основа построения эффективной и безопасной коммуникативной среды удаленного обучения (на материалах экспертного опроса) // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 23-28. https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.2.

Original article

Digital Ethics as a Basis for Establishing an Effective and Safe Communication Environment for Distance Learning (Based on an Expert Survey)

Alexandr V. Grigorev

Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia, proeu@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8228-7062

Abstract. The article considers the problems of digital ethics in the context of distance learning implementation, and attempts to find ways to address them. For this purpose, a sociological study was conducted using the method of expert interviews. While analyzing the data obtained, the author classified the groups of identified problems concerning the ethics of communication of the main participants in the educational process during distance learning. Further on several recommendations aimed at solving the identified problems involving the development of effective learning and modernization of socialization processes both at school and in the family are proposed. The outlined directions for improving digital communication for educational purposes can be used as a basis for creating an effective and safe distance learning environment, and serve as a foundation for further research on this topic.

Keywords: education, school education, digitalization of education, distance learning, digital ethics, sociology of education

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-14007 MK "Assessment of the impact of educational and social space digitalization on a person and the development of a system of safe communicative and educational environment".

For citation: Grigorev, A.V. (2023) Digital Ethics as a Basis for Establishing an Effective and Safe Communication Environment for Distance Learning (Based on an Expert Survey). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 23-28. Available from: doi:10.24158/spp.2023.3.2 (In Russian).

Введение. Цифровизация, которая еще несколько лет назад затрагивала лишь некоторые части образовательного процесса, на сегодняшний день стала вполне привычным явлением для большинства его участников. В то же время удаленное образование остается достаточно новым

© Григорьев А.В., 2023

явлением для российской образовательной практики, соответственно, далеко не все его аспекты являются окончательно проработанными, рутинизированными. В частности, это касается информационно-коммуникативной среды, опосредующей процесс обучения. Она призвана обеспечивать удаленное взаимодействие учителей и учащихся, а также оказывать необходимую информационно-методическую поддержку образовательной деятельности. Ее использование ставит перед ключевыми акторами ряд вызовов как технического, так и этического порядка, и если первые из названных в большинстве своем можно считать преодоленными за счет повышения цифровой грамотности педагогов, то вопросы обеспечения этики коммуникационных процессов в Сети остаются открытыми. Часть этих проблем и связанных с ними моральных коллизий и даже потенциальных угроз стали реалиями сегодняшнего дня. С некоторыми из них мы сталкиваемся в повседневной практике дистанционного образования. О существовании других известно из научных статей и аналитических обзоров. Однако и те, и другие по мере дальнейшей цифровизации общества в целом и высшего образования в частности привлекают к себе все большее внимание ученых. Уже сформировалась отдельная отрасль научного знания - информационная (цифровая) этика.

Эмпирические исследования хода цифровизации образования показывают, что преподаватели и учителя отмечают необходимость не только выработки кодекса «цифровой этики», но и более детального ознакомления учащихся с правилами взаимодействия в цифровой среде. Это обуславливает актуальность исследования этических проблем, обозначенных ранее, с учетом российских реалий осуществления образовательного процесса.

Обзор литературы. Стоит отметить, что в последнее время аспекту этики дистанционного образования уделяется достаточно много внимания как в российском, так и в зарубежном научном дискурсе. Так, коллектив ученых Забайкальского государственного университета фиксирует низкую культуру дистанционного общения в качестве одной из важных проблем удаленного образования (Кокарева, Кочева, 2022: 39). Участники виртуального взаимодействия не всегда соблюдают правила цифрового этикета, в связи с чем растет число коммуникативных барьеров, которые затруднят понимание одного человека другим. Необходимо разграничивать принципы делового, официального и неофициального виртуального общения. Не важно, ведёт студент переписку с преподавателем по электронной почте или в социальной сети - общение не должно быть фамильярным. Отсюда возникает вопрос о формировании особого направления прикладной этики - виртуальной, или цифровой. Ученые анализируют два подхода к его решению: первый основан на том, что правила, регулирующие общение в Сети, должны быть аналогичными тем, которые действуют офлайн1; в рамках второго подхода появляется новая «виртуальная этика» (Авдеева, 2020). Она может представлять собой некий синтез уже существующих норм этического регулирования самого образовательного процесса, с одной стороны, и правил формализованной и регламентированной сетевой коммуникации - с другой.

На еще один немаловажный аспект интересующей нас проблемы обращает внимание исследователь из Майкопского государственного технологического университета Н.К. Губжокова (Губжо-кова, 2021: 134). Так как цифровая коммуникация опосредуется техническими средствами, она оставляет определенный виртуальный след; соответственно, появляются этические проблемы использования как персонализированных данных, так и интеллектуальной собственности. Например, в Сеть могут быть выложены записи онлайн-лекций преподавателя без его ведома и разрешения.

Исследованию проблем этики дистанционного общения были посвящены и некоторые эмпирические исследования. Так, коллектив ученых Сибирского федерального университета (СФУ) в конце октября - начале ноября 2020 года провел опрос преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, СФУ и ряда других вузов региона, который был посвящен адаптации учащихся и преподавателей к удаленному обучению (Москвич, Викторук, 2021: 155). Особое внимание в исследовании было уделено этическому аспекту данного процесса. На основе полученных данных ученые пришли к выводу о том, что онлайн-обучение характеризуется заметной утратой многих моральных норм. Прежде всего пострадали:

- эмпатия между людьми;

- представления о приватности;

- уважение и неприкосновенность труда других (был зафиксирован рост несанкционированного заимствования текстов и презентаций);

- субординация между студентами и преподавателями;

- ценность труда учителя;

- честность по отношению к преподавателю и некоторые другие аспекты.

Педагоги особо отмечали, что серьезной этической проблемой для них стало смешение частной и профессиональной жизни при удаленной организации процесса обучения. Практически

1 Иванов А.А. Цифровая этика и право : доклад на конференции [Электронный ресурс] // Закон.ру. URL: https://zakon.ru/blog/2020/12/07/cifrovaya_etika_i_pravo (дата обращения: 21.12.2022).

невозможно было установить рамки рабочего времени и общения со студентами; частое использование в рабочих целях собственных гаджетов также нарушало границы личной жизни.

На аналогичные проблемы указывают в своих работах и другие исследователи, отмечая нарушение традиционной конструкции «преподаватель - студент» и возникновение трудностей коммуникативного плана в парадигме дистанционного образования (Высшая школа России: вынужденный и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) ..., 2021).

Проблемы этики удаленного взаимодействия становились объектом научного интереса ученых из различных стран еще до пандемии COVID-19 (Farahani, 2012). В настоящее время большинство исследований сосредоточено на этических проблемах в коммуникации на уровне «ученик - учитель» (Durak et al., 2021) и поиске путей оптимизации данного процесса (Watermeyer et al., 2021).

Многие ученые обозначают необходимость модернизации кодекса этики образовательного процесса в условиях широкого распространения онлайн-обучения. В то же время можно прийти к выводу о необходимости дальнейшего исследования путей решения некоторых этических проблем, обозначенных ранее, с учетом российских реалий осуществления образовательного процесса, что является составной частью построения эффективной и безопасной коммуникативной среды удаленного обучения. В данном контексте хотелось бы пояснить, что при определении последней в нашем исследовании мы согласны с коллегами (Фурсова, 2020: 165) в том, что этот термин можно наполнить следующим содержанием: коммуникативная среда - совокупность онлайн- и офлайн-сред, позволяющих группе людей/организаций реализовывать желание и необходимость обмена информацией. Соответственно, основным критерием ее эффективности и безопасности можно назвать успешность достижения целей процесса коммуникации без ущерба для его субъектов.

Методология и методы исследования. Настоящее исследование является завершающей частью обширного проекта, направленного на изучение цифровизации общего образования. Одной из его задач является выработка рекомендаций для построения эффективной и безопасной коммуникативной среды удаленного обучения. С этой целью был предпринят экспертный опрос, направленный на выявление путей решения этических проблем, возникающих в процессе реализации удаленного образования. В качестве экспертов выступили преподаватели вузов и учителя средних общеобразовательных школ г. Астрахани, а также ученые в области педагогических наук. Критерием для отбора экспертов послужило активное использование ими в профессиональной деятельности дистанционных образовательных технологий или же (при отборе ученых) специализация на изучении особенностей удаленного обучения. В итоге было проведено 10 экспертных интервью. Сбор первичной информации был проведен в конце августа и в течение сентября 2022 г.

Результаты. Переходя к анализу результатов исследования, стоит прежде всего отметить, что эксперты высоко оценили актуальность создания безопасной и эффективной коммуникативной среды удаленного обучения, объясняя это наличием сложностей в цифровом взаимодействии участников образовательного процесса, а также его недостаточной кибербезопасно-стью: «Конечно, эти вопросы актуальны, так как в удаленном образовании до сих пор есть проблемы: и общение между учителями, учениками и родителями сложно шло, думаю, что и в высшем образовании есть трудности, с кибербезопасностью сейчас может и получше, но на начальном этапе были проблемы, хотя полностью исключать возможности атак я бы не стала».

Конкретизируя проблему недостаточной защищенности удаленного образования, участники интервью указывали на то, что она проявляется прежде всего в несанкционированном доступе к видеоконференциям и иным способам удаленной коммуникации. В результате во время уроков появлялась нецензурная лексика, демонстрировался запрещенный контент, что иногда даже приводило к срыву занятий: «Раньше да, в начале, когда учителя ничего не умели, то проблемы с безопасностью были. Мне рассказывали про то, как и в чаты добавляли лишних людей, и на уроки. Но я уверена, что сейчас ситуация улучшилась: и учителя, и преподаватели знают, как управлять процессом»; «Да, конечно, такие случаи (проблемы с кибербезопасностью) были. Например, вот во время урока неизвестно кто пригласил каких-то непонятных ребят, они всякую непотребщину показывали, мне пришлось обращаться к нашему сисадмину, я сама не могла это прекратить. Теперь я, конечно, уже знаю, как, но думаю, что те, кто захочет, они все равно найдут способ нашкодить».

Здесь хотелось бы отметить, что описанные ситуации можно рассматривать как определенные маркеры не только проблем с кибербезопасностью, но и сложностей более широкого порядка - этического, которые нельзя решить полностью, лишь повысив цифровую грамотность педагогов. Сам факт такого поведения со стороны учеников свидетельствует о несформирован-ности у них представлений о нормах этичного поведения в онлайн-среде, поэтому одно лишь повышение кибербезопасности без купирования мотивов к девиантному поведению в Сети не решит обозначенную проблему. Развитие цифровых навыков среди учащихся, в том числе и направленных на цифровые девиации, может опережать принимаемые меры защиты. Все это в очередной раз указывает на актуальность исследования проблем цифровой этики.

В дальнейшем экспертам предлагалось ответить на вопрос о том, какие нарушения этич-

ного поведения в Сети им известны, с какими из них они сталкивались в практической деятельности. На основании полученных ответов этические проблемы в практике онлайн-обучения были разделены нами на несколько групп:

1) нарушение правил коммуникации в онлайн-пространстве;

2) проблемы с соблюдением субординации в системе «учитель - ученик»;

3) неуважение к труду и рабочему времени педагогов;

4) «размывание» границ частной жизни и личного свободного времени учителей и преподавателей;

5) цифровые девиации.

Рассмотрим их подробнее.

Часто учащиеся не знают и не соблюдают таких норм общения в Сети, как включение камеры во время видеотрансляции, наименование аккаунта, соответствующее обстановке коммуникации, выключение микрофона во время выступления преподавателя или одноклассников (од-ногруппников) и т. п. Все это явно свидетельствует о нарушении обучающимися правил коммуникации в онлайн-пространстве.

Говоря о проблемах с соблюдением субординации, эксперты отмечали, что учащиеся в виртуальной среде гораздо сложнее воспринимают более высокий по сравнению с их собственным статус учителя/преподавателя, соответственно, часто педагогам требовалось значительно больше сил и времени для того, чтобы восстановить дисциплину на удаленном занятии при ее нарушении.

Неуважение к рабочему времени и труду преподавателей, по словам экспертов, проявлялось в том, что ученики, особенно на индивидуальных занятиях, могли опаздывать на уроки или же прямо во время них отлучаться, полагая, что учитель может их подождать. Кроме того, отмечалось, что школьники и студенты часто занимались посторонними делами во время лекций, уроков, что также расценивалось экспертами как неуважение к труду работников образования.

Значительный объем работы и коммуникации в онлайн-среде привел, по мнению экспертов, к размыванию понятий «личное» и «рабочее» пространство и время. Так, педагоги жаловались на то, что некоторые участники образовательного процесса, прежде всего родители учеников в школе, предполагали, что учитель должен быть на связи «24/7» и позволяли себе достаточно поздние или же в выходные дни сообщения и даже звонки.

Кроме того, выход в онлайн-среду предполагает определенную публичность, в том числе аккаунтов педагогов в различных каналах связи (мессенджеры, электронная почта, социальные сети и др.). Этот факт, по словам экспертов, иногда вызывал нездоровый интерес у отдельных участников образовательного процесса.

Наконец, эксперты обратили внимание на явления, которые можно условно отнести к группе «цифровые девиации». Они имеют пограничное положение между нарушением норм этики и закона, так как в некоторых случаях могут быть расценены как преступления. Здесь речь идет об описанных выше несанкционированных проникновениях в обучающие конференции и демонстрациях запрещенного контента.

Далее в рамках организованного нами интервью экспертам было предложено дать рекомендации по разрешению существующих проблем в удаленном образовательном процессе, касающихся морально-этической стороны онлайн-взаимодействия педагога и обучающегося. Так, в качестве выхода из ситуации специалистами - участниками нашего исследования было предложено организовать определенные курсы цифровой этики (возможно, в рамках освоения предмета «Информатика»). Предполагается, что ученикам будут объяснены моральные основы поведения и общения в электронной образовательной среде, что на сегодняшний день не только является условием успешного обучения, но и составляет базовый навык профессиональной деятельности: «Надо, чтобы детям еще с самого начала обучения объясняли, как необходимо себя вести, что можно, что нельзя делать, тогда и проблем потом не будет. Это ведь ключевой навык: и на работе пригодится, и в учебе дальше».

Некоторые из экспертов отмечали, что проблемы возникают в том числе вследствие дис-коммуникации участников образовательного процесса, что вызвало взаимные обвинения сторон: родители жаловались, что учителя не всегда должным образом выполняют свои служебные обязанности, проводят уроки формально, лишь предоставляя доступ к презентациям материала темы и задавая домашние задания; учителя пеняли на то, что родители оставляют детей дома без контроля, в итоге те могут вообще не посещать удаленные уроки, как результат - не осваивают темы учебного курса, впоследствии перекладывая вину на учителей, которые «ничего не объясняют, а просто дают домашние задания». Вполне закономерно, что итогом этого становились разнообразные нарушения этических норм, что можно было бы предотвратить, поспособствовав налаживанию эффективной коммуникации, однако это требует немалых усилий от всех заинтересованных сторон.

Наконец, было высказано мнение о том, что решение проблем цифровой этики должно

проводиться в русле повышения общей культуры школьников в процессе социализации, прежде всего внутри семьи: «Я думаю, здесь надо смотреть на проблему шире. Мне кажется, невозможно решить все те проблемы, на которые я указал ранее, в отрыве от повышения уровня воспитанности, уровня культуры молодежи в целом. Ведь цифровая этика - это составная часть общего воспитания, которое закладывается еще в семье, поэтому именно на воспитание внутри семьи надо обратить внимание. Если родители будут закладывать основы правильного воспитания, то ребенок будет вести себя воспитанно как в обычных ситуациях, так и в Сети».

Заключение. Проведенное исследование показало важность проблем цифровой этики в условиях широкого распространения удаленного образования в РФ. Результаты проведенного нами экспертного интервью подтвердили выводы коллег относительно процессов, свидетельствующих о размывании многих моральных норм в онлайн- среде, что актуализирует вопрос поиска путей решения обозначенных проблем. По итогам проведения исследования можно выделить несколько направлений, которые могут стать отправными точками для изменения ситуации. Прежде всего - это определенная модернизация социализирующих процессов. В условиях массовой цифровизации всех сфер человеческой деятельности встает вопрос о том, что далеко не все индивиды имеют возможность эффективно и прежде всего корректно выстраивать свое поведение в онлайн-среде. Данные навыки должны прививаться как родителями, начиная с раннего возраста, так и в школьной среде, например, в ходе освоения обучающимися содержания одного из разделов дисциплины «Информатика».

Второе направление - это выстраивание эффективной и безопасной коммуникативной образовательной среды. Эксперты в интервью отмечали, что наличие некоторых этических проблем сигнализирует о дискоммуникации участников образовательного процесса. Причиной этого может быть как отсутствие эффективных каналов взаимодействия и обеспечения обратной связи в дистанционном формате для педагога и обучающегося, так и, возможно, определенное нежелание некоторых участников образовательного процесса конструктивно решать возникающие проблемы.

Необходимо отметить и тот факт, что эксперты предпринятого нами исследования подчеркивали необходимость взглянуть на проблему цифровой этики в более широком контексте - в свете развития общей культуры подрастающего поколения в процессе социализации.

Решение частных этических проблем взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде не может быть эффективным без устранения проявлений разного рода девиаций и повышения уровня культуры поведения всех акторов в целом.

Таким образом, выработанные рекомендации могут стать основой отдельного направления деятельности по повышению эффективности процессов воспитания и социализации подрастающего поколения и обеспечить развитие перспективного исследовательского направления в науке.

Список источников:

Авдеева И.А. Этико-коммуникативные проблемы дистанционного обучения // Коммуникативные стратегии информационного общества. СПб., 2020. С. 243-247.

Высшая школа России: вынужденный и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) / И.А. Алешковский [и др.] // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 120-137. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021 -30-5-120-137.

Губжокова Н.К. Морально-этический аспект дистанционного образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С. 130-137. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-130-137.

Кокарева Ю.В., Кочева А.В. К вопросу об этике дистанционного общения (опыт исследования проблемы в Забайкальском государственном университете) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 1 (93). C. 36-42. https://doi.org/10.24158/fik.2022.1.4.

Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Этические проблемы университетов в условиях вынужденного удаленного обучения: взгляд преподавателей // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. C. 147-158.

Фурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 163-168. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10218.

Durak G., Qankaya S., §ahin M.A., Gökta§ O.B., Oztuzcu O. Ethics in Distance Education during the Pandemic: Undergraduate Students' Views about Ethics // Asian Journal of Distance Education. 2021. Vol. 16, iss. 2. P. 85-97.

Farahani M.F. Ethics Principles in Distance Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 890-894. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.218.

Watermeyer R., Crick T., Knight C., Goodall J. COVID-19 and Digital Disruption in UK Universities: Afflictions and Affordances of Emergency Online Migration // Higher Education. 2021. Vol. 81, iss. 3. P. 623-641. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561 -y.

References:

Aleshkovskii, I. A., Gasparishvili, A. T., Krukhmaleva, O. V., Narbut, N. P. & Savina, N. E. (2021) Russian Higher School: Forced Distance Learning and Planned Switch to Distance Learning during Pandemic (Experience of Sociological Analysis). Higher Education in Russia. 30 (5), 120-137. Available from: doi:10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137. (In Russian).

Avdeeva, I. A. (2020) Ethical and Communicative Problems of Online Distant Education. In: Kommunikativnye strategii in-formatsionnogo obshchestva. St. Petersburg, рр. 243-247. (In Russian).

Durak, G., Çankaya, S., §ahin, M. A., Goktaç, O. B. & Oztuzcu, O. (2021) Ethics in Distance Education during the Pandemic: Undergraduate Students' Views about Ethics. Asian Journal of Distance Education. 16 (2), 85-97.

Farahani, M. F. (2012) Ethics Principles in Distance Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 46, 890-894. Available from: doi:10.1016/j.sbspro.2012.05.218

Fursova, D. A. (2020) Towards the Problem of the Definiton "Information and Communication Environment". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury iiskusstv. (2 (94), 163-168. Available from: doi:10.24412/1997-0803-2020-10218. (In Russian).

Gubzhokova, N. K. (2021) Moral and Ethical Aspect of Distance Education. VestnikMaikopskogo gosudarstvennogo tekhno-logicheskogo universiteta. 13 (4), 130-137. Available from: doi:10.47370/2078-1024-2021-13-4-130-137. (In Russian).

Kokareva, Yu. V. & Kocheva, A. V. (2022) On the Ethics of Remote Communication (Experience in the Study of the Problem in Transbaikal State University). Society: Philosophy, History, Culture. (1 (93)), 36-42. Available from: doi:10.24158/fik.2022.1.4. (In Russian).

Moskvich, Yu. N. & Viktoruk, E. N. (2021) Ethical Problems of Universities during Forced Remote Learning: the View of the University Teachers. Vedomosti prikladnoi etiki. (57), 147-158 (In Russian).

Watermeyer, R., Crick, T., Knight, C. & Goodall, J. (2021) COVID-19 and Digital Disruption in UK Universities: Afflictions and Affordances of Emergency Online Migration. Higher Education. 81 (3), 623-641. Available from: doi:10.1007/s10734-020-00561-y.

Информация об авторе: А.В. Григорьев - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева, Астрахань, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=740917

Information about the author: A.V. Grigorev - PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Sociology, Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=740917

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.