Научная статья на тему 'Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра'

Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / информационное общество / принципы формирования информационного общества / бизнес-процессы / предпринимательство / приоритетные направления / риски / информационная безопасность / кадры и образование. / digital economy / information society / principles of information society formation / business processes / entre- preneurship / priority directions / risks / information security / personnel and education.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра»

Чалдаева Л. А.

д.э.н., профессор Финансового университета

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Ключевые слова: цифровая экономика, информационное общество, принципы формирования информационного общества, бизнес-процессы, предпринимательство, приоритетные направления, риски, информационная безопасность, кадры и образование.

Keywords: digital economy, information society, principles of information society formation, business processes, entre-preneurship, priority directions, risks, information security, personnel and education.

Современное состояние экономики страны характеризуется не столько предпринимательскими инициативами, сколько возможностями их реализации при формировании, в частности, информационного общества на платформе цифровой экономики. Из этого следует, что для решения поставленной задачи необходимо учитывать не только государственные интересы, но и интересы предпринимательского сообщества, а сформированная Стратегия развития информационного общества, которая нашла отражение в соответствующих документах [1; 2], также и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3], предусматривающая основные направления ее воплощения, способствуют построению вектора развития экономики в целом.

В данных документах понятие «цифровая экономика» сформулировано как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [2], а также дано определение понятия «информационное общество», опирающееся на принципы его формирования, отражающие интересы общества. Из этого следует, что «обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях, обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере» [2] относятся к основополагающим критериям и формирования, и функционирования информационного общества.

Поскольку построение информационного общества преследует цель последовательного воплощения в реальность бизнес-процессов и планов разнообразной конструкции и различных возможностей исполнения, то для этого необходимо мобилизовать усилия всех участников «технического, технологического и производственного процесса», направленных на использование преимуществ цифровой экономики с применением системного подхода, предполагающего прежде всего наличие бизнес-задания с последующей разработкой технического проекта и его тестирования, а также опытного испытания с последующей корректировкой программного обеспечения и внедрения в эксплуатацию. В данном случае положительная оценка возможностей цифровой экономики определяется ее возможностями и воздействием на процессы, происходящие в экономической системе.

Однако развитием цифровой экономики могут быть спровоцированы и негативные последствия. В частности, сокращение штатного состава организаций, что повлечет за собой увольнение персонала или необходимость организации его переподготовки и повышения квалификации, а также потребность в специалистах новой формации, что ляжет дополнительной нагрузкой на образовательные учреждения в подготовке специалистов, способных активно адаптироваться к новым возможностям цифровой экономики с последующим вовлечением в производственный процесс.

Вместе с развитием возможностей цифровой экономики может наступить абсолютная невостребованность обширного класса специалистов, подготовка которых будет полностью прекращена или сведена до минимума, что повлечет за собой усиление риска социальной напряжённости в обществе. Кроме того, в процессе «внедрения цифровых технологий» сотрудники будут испытывать нагрузку, многократно превышающую нормы эффективной организации выполнения операций производственных процессов. Причем данная ситуация вполне вероятно возникнет тогда, когда внедрение методов цифровой экономики будет находиться в решающей стадии освоения, а к завершению этого процесса трудозанятость персонала резко упадет и они полностью или частично окажутся невостребованными. Очевидно, необходимость решения таких задач, как обеспечение роста микро- и макропоказателей, производительности труда и занятости населения на основе новых знаний, навыков и умений приобретает статус первой необходимости. Отсюда возникает необходимость не только подготовки и разработки программы, но и внедрения !Т- технологий.

Далее последует период их эксплуатации, и потребуются специалисты по предупреждению и ликвидации угроз информационной безопасности, формированию многопользовательского контента, сопровождению программного

обеспечения, обновлению программ, разработке новых и запуску их в производство с последующим использованием. Также сформируется необходимость в разработке программ по предупреждению кризисных ситуаций.

В основополагающих документах на предстоящую перспективу нашли отражение такие направления развития цифровой экономики, как нормативное регулирование процесса, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, информационная инфраструктура и обеспечение безопасности. В каждом из них сформулированы задачи с предполагаемыми вариантами развития событий и вариантами решений.

Представленные направления развития цифровой экономики наполнены соответствующим содержанием и необходимым сопровождением. Так, выполняя предписания направления «Нормативное регулирование процесса», следует решить такие задачи, которые формируют условия для мониторинга и совершенствования правового регулирования цифровой экономики, способствуя появлению новых идей и таким образом стимулируя развитие данной сферы приложения труда. Кроме того, необходимо создать центры методического обеспечения с компетентностной направленностью, как структурного звена системы подготовки кадров, связанного с надзором за функционирования цифровой экономики в нормативно-правовом пространстве.

В программе развития цифровой экономики особое место занимает такое направление как кадры и образование, которое предполагает создание модели профессиональной подготовки, а далее ее апробацию с последующей корректировкой, способствующей эффективному взаимодействию всех участников процесса - общества, бизнес-сообщества, рынка труда и образования в условиях цифровой экономики, которое закладывает основу ее развития и формирования информационного общества.

Особенность сложившейся ситуации заключается в том, что задачи поставлены для разного уровня образования и прежде всего, для системы в целом на основе модели компетенций, устанавливающей базовые требования к овладению знаниями, навыками и умениями в области цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечивая их преемственность. Так, система общего образования призвана способствовать формированию интереса и осознания необходимости в подготовке гражданского общества к организации жизнедеятельности в условиях цифровой экономики, в то время как системе профессионального образования следует сосредоточиться на подготовке квалифицированных специалистов, обладающих навыками, необходимыми для созидательной деятельности в условиях цифровой экономики, а системе дополнительного образования в интересах подготовки компетентных специалистов сосредоточиться на повышении их квалификации на основе новшеств и передовых достижений в применении цифровой экономики в различных сферах деятельности. Иллюстрацией настоящих и предполагаемых результатов от использования возможностей цифровой экономики по направлению кадры и образование являются сведения, характеризующие удельный вес в государственной итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ цифровых информационных технологий (рис. 1). Представленные данные наглядно демонстрируют современное состояние аттестации учащихся с использованием цифровой экономики практически с нулевым результатом, и лишь только с 2020 года прогнозируется существенный рост данного процесса, в то время как учащиеся в настоящее время активно используют возможности цифровой экономики для развлечения, а не для получения фундаментальных знаний.

100 90 80 70 60 50 40 -30 20 10

0 -2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рисунок 1.

Удельный вес цифровых информационных технологий, используемых в государственной

итоговой аттестации

Внедрение цифровой экономики в реальный сектор экономики будет способствовать формированию технических и технологических компетенций, которые потребуют создания центров, обеспечивающих экспертную поддержку исследований и разработок, а также их коммерциализации.

Таким образом, практика становления "цифровой экономики" свидетельствует о том, что ее влияние на экономические процессы многогранно, это влияние носит устойчивый характер, пронизывая все области функционирования и жизнедеятельности общества, государства и населения.

Список литературы и источников

1. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017).

2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы».

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"».

4. Чалдаева Л.А. Риски современного предпринимательства: характерные особенности и практика эффективного управления. Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация. Монография / Под общ. ред. ректора Финансового университета, д.э.н., профессора М.А. Эскиндарова. - М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 466 с.

5. Словарь финансово-экономических терминов / Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. 3 изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2018. - 1168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.