Научная статья на тему 'Цифровая экономика в России и Евросоюзе: степень совместимости'

Цифровая экономика в России и Евросоюзе: степень совместимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
RUSSIA / EU / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL INFRASTRUCTURE / DIGITAL PLATFORMS / ONLINE TRADE / CYBERSECURITY / РОССИЯ / ЕС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оленченко В., Невская А.

В статье рассматриваются процессы цифровизации экономик России и Европейского союза и проводится их сравнительный анализ. Авторы сравнивают временные рамки, отраслевые направления, функциональные особенности и проблемы построения цифровой экономики и задаются вопросом, насколько совместимы возникающие цифровые инфраструктуры России и ЕС. Анализируется потенциал тематики цифровизации как скрепляющего элемента для экономик России и ЕС, фундамента для построения новых прагматичных партнерских отношений. Констатируется, что существует заметный технический потенциал для сотрудничества в рассматриваемой сфере, однако для его реализации необходимы совместные усилия как для преодоления различий политических подходов, так и в выработке организационных форм для превращения цифровой экономики в пространство взаимодействия России и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION: DEGREE OF COMPATIBILITY

The article deals with the processes of digitalization of the economies of Russia and the European Union and their comparative analysis. The authors compare the time frame, industry trends, functional features and problems of the digital economy and wonder how compatible are the emerging digital infrastructures in Russia and the EU. The potential of digitalization as a binding element for the economies of Russia and the EU, as well as the foundation for building a new pragmatic partnerships is analyzed. It is stated that there is a significant technical potential for cooperation in the field under consideration, but its implementation requires joint efforts both to overcome differences in political approaches and to develop organizational forms to transform the digital economy into a space of interaction between Russia and the EU.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика в России и Евросоюзе: степень совместимости»

УДК 339

В. ОЛЕНЧЕНКО,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

e-mail: olenchenko.vladimir@mail.ru

V. OLENCHENKO,

PhD in law, senior research fellow, Center for European Research at Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences

А. НЕВСКАЯ,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

e-mail: a.nevskaya@hotmail.com

Ключевые слова:

Россия, ЕС, цифровая экономика, цифровая инфраструктура, цифровые платформы, онлайн-торговля, кибербезопасность

A. NEVSKAYA,

PhD in economy, research fellow, Center for European studies at Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences

Keywords:

Russia, EU, digital economy, digital infrastructure, digital platforms, online trade, cybersecurity

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ И ЕВРОСОЮЗЕ: СТЕПЕНЬ СОВМЕСТИМОСТИ

В статье рассматриваются процессы цифровизации экономик России и Европейского союза и проводится их сравнительный анализ. Авторы сравнивают временные рамки, отраслевые направления, функциональные особенности и проблемы построения цифровой экономики и задаются вопросом, насколько совместимы возникающие цифровые инфраструктуры России и ЕС. Анализируется потенциал тематики цифровизации как скрепляющего элемента для экономик России и ЕС, фундамента для построения новых прагматичных партнерских отношений. Констатируется, что существует заметный технический потенциал для сотрудничества в рассматриваемой сфере, однако для его реализации необходимы совместные усилия как для преодоления различий политических подходов, так и в выработке организационных форм для превращения цифровой экономики в пространство взаимодействия России и ЕС.

DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION: DEGREE OF COMPATIBILITY

The article deals with the processes of digitalization of the economies of Russia and the European Union and their comparative analysis. The authors compare the time frame, industry trends, functional features and problems of the digital economy and wonder how compatible are the emerging digital infrastructures in Russia and the EU. The potential of digitalization as a binding element for the economies of Russia and the EU, as well as the foundation for building new pragmatic partnerships is analyzed. It is stated that there is a significant technical potential for cooperation in the field under consideration, but its implementation requires joint efforts both to overcome differences in political approaches and to develop organizational forms to transform the digital economy into a space of interaction between Russia and the EU.

В общественном и научном сознании вопросы дальнейшего развития в национальном, региональном и глобальном масштабах связаны с новой ролью цифровых технологий. В качестве ориентиров прогресса называются технология блокчейн, роботизация, искусственный интеллект, применение массивов больших данных (Big Data), квантовые компьютеры, 3D-технологии, беспилотный транспорт, криптовалюты и многое другое. Зачастую перечисленные возможности объединяют понятием «цифровая экономика» (ЦЭ), хотя общепризнанное международное толкование, что считать содержанием ЦЭ, пока не достигнуто.

По мнению авторов статьи, на данном этапе ЦЭ можно понимать как цифровую инфраструктуру экономики. Такое определение, с одной стороны, позволяет избежать абсолютизации роли цифровой составляющей и подчеркнуть первичный характер реального сектора эконо-

мики, значение которого не только не снижается, а возрастает; с другой стороны, это позволяет подчеркнуть системный, стратегический характер роли цифровых технологий в новом экономическом укладе. Примечательно, что в ключевом российском ведомстве в сфере 1Т — Министерстве связи и коммуникаций Российской Федерации (далее — Минсвязи) — ЦЭ рассматривают как отдельную сферу, которая сама требует создания отдельной инфраструктуры [1].

Ростки цифровой экономики можно обнаружить в большинстве стран мира, которые проявляются не одинаково, заметны в разных областях деятельности и подчинены различным векторам [2]. Учитывая транснациональную природу большинства элементов ЦЭ, следует уже сейчас задавать вопрос о том, что будет означать создание полноценной цифровой инфраструктуры российской экономики для международных экономических связей России за рамками ЕАЭС, в

повестку которого вопрос цифровой экономики уже внесен, т.е. попытаться спрогнозировать, облегчит ли цифровизация поддержание внешнеэкономических контактов, усложнит ли их или не затронет их нынешнего состояния [3].

Одним из главных торговых и в целом экономических партнеров России сегодня остается Евросоюз, в котором идут свои процессы цифровизации экономики. Насколько отношения России и ЕС выдержат испытание

цифровизацией? В принципе эта сфера выглядит перспективной — в том числе потому, что находится за рамками действующего санкционного режима. Более того, некоторые механизмы ЦЭ (например, криптовалюты) могут сыграть важную роль в преодолении санкционных ограничений. Наиболее актуальным в этой связи представляется вопрос о том, насколько совместимы представления о цифровой экономике в России и Евросоюзе и насколько они могут быть сведены воедино.

Хронология цифровой экономики в России и Евросоюзе

В России отправной точкой обращения к цифровой экономике на государственном уровне служит Послание президента России В. Путина Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г., в котором он предложил «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического

поколения, так называемой цифровой экономики» [4]. В его развитие распоряжением российского правительства от 28 июля 2017 г. № 1632-р. введена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [5]. Она рассчитана на период до 2024 г. и содержит поквартальный график ее выполнения.

Таблица 1

Сроки цифровизации экономик России [9] и Евросоюза [10]1

Начало практической цифровизации Сроки цифровизации Базисные документы

Россия 28.07.2017 2017-2024 гг. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Евросоюз 06.05.2015 2015-2025 гг. Стратегия ЕС «Единый цифровой рынок»

Что касается Евросоюза, то начало нию стратегия «Единый цифровой ры-цифровизации в нем датируется 6 мая нок» (ЕЦР) (Digital Single Market) [6], 2015 г., когда была принята к исполне- которая включает разные направления

1 Все таблицы статьи составлены авторами. 2(18)/2018 Постсоветский материк 105

и определяет общие контуры регулирования цифровизации экономики ЕС. Первоначально конечные сроки стратегии четко не прописывались. На «цифровом» саммите ЕС 29 сентября 2017 г. был назван период ее действия — до 2025 г. [7].

На данный момент сроки внедрения цифровых экономик в России и

Евросоюзе могут быть представлены в следующем виде (см. табл. 1).

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют, что временные параметры цифровизации экономик России и Евросоюза близки, если не сказать, что совпадают, что позволяет ставить вопрос о возможной их синхронизации.

Содержание цифровой экономики в России и Евросоюзе

Формирование цифровой экономики отнесено в России к главным направлениям национального развития на период до 2024 г. [11].

Уже действующая в России программа цифровой экономики предусматривает максимально широкий охват перспективных технологий и методик: «...большие данные; ней-ротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный Интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.» [9]. Более того, в программе ЦЭ данный перечень не считается исчерпывающим и законченным, а подразумевается его пополнение по мере появления и развития новых технологий.

Разумеется, что российские ведомства и учреждения, хотя и подчинены задаче выполнения всего перечисленного, но акценты ставят согласно профилю своей деятельности.

Так, Министерство связи и коммуникаций России фокусирует внима-

ние на устранении цифрового неравенства, имея в виду максимальное покрытие территории России сетью оптико-волоконной связи, включающей и доступ к Интернету; развитие системы электронных услуг; рост электронной коммерции [12]. В более широком плане в Минсвязи работают над созданием электронного паспорта российского гражданина и электронного паспорта компании. «Прообразом единой цифровой платформы электронной идентификации является действующая государственная единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), более известная как gosuslugi.ru» [1].

В свою очередь государственная корпорация по атомной энергии «Ро-сатом» ставит во главу угла концепцию «умного города» (smart city), имея в виду интеграцию информационных, интеллектуальных и коммуникационных технологий, Интернета вещей (Internet of Things, IoT) для управления городской инфраструктурой [13]. Подразумевается прежде всего беспилотный общественный транспорт, дистанционный мониторинг в энергетике и ЖКХ, информационное

моделирование в строительстве, преобладание электронных форм услуг. Фокус внимания «Росатома» понятен, так как его предприятия в основном располагаются в моногородах, где эта часть цифровой экономики наиболее востребована и наиболее доступна для внедрения с учетом небольших масштабов моногородов. В качестве одного из пилотных выбран г. Саров (Нижегородская область). Кроме того, за «Россатомом» закреплены четыре базовые сквозные технологии — квантовые технологии, технологии виртуальной дополненной реальности, работа с большими данными (Big Data), и новые промышленные производственные технологии [14].

Развернутые профильные программы ЦЭ реализуются также в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), в Центральном банке России, в Министерстве финансов России.

Что касается Евросоюза, то среди массива инициатив, входящих в ЕЦР,

можно выделить четыре основных направления: конкурентная политика, регулирование онлайн-торговли, обеспечение безопасности данных, интеллектуальной собственности и электронных систем, гуманитарные аспекты цифровизации экономики.

Конкурентная политика и регулирование онлайн-торговли тесно связаны друг с другом. Онлайн-торговля получает приоритетное внимание, дополнительный объем регулирования и носит стратегический характер для экономического развития Европейского союза. Учитывая стремительно растущий сектор e-commerce Китая и его масштабную экспансию на внешние рынки, попытки властей ЕС консолидировать национальные компании и сервисы, работающие в области электронной торговли, и создать для них наиболее благоприятные условия работы на объединенном рынке, выглядит логичным шагом по поддержке конкурентоспособности европейского бизнеса в целом.

Таблица 2

Содержание цифровизации России и Евросоюза

Название сферы Россия Европейский Союз

В российской редакции — цифровая экономика, в редакции ЕС — цифровой рынок «... Большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.» [9] Доверительная собственность, безопасность, электронное правительство, общество, экономика (trust, security, e-government, industry, society and the economy) [7]

Для наглядности имеет смысл свести вместе представления России и Евросоюза о содержании цифровиза-ции (см. табл. 2).

Приведенные данные показывают определенные расхождения в подходах России и Евросоюза к материализации цифровой экономики. В России больший акцент сделан на внедрении и развитии новых технологий, кото-

рые часто именуются прорывными. В Евросоюзе преобладает стремление выделить ориентиры цифровой экономики для стран-членов и придать импульс к развитию отношений между ними. Отмеченное различие может служить полем взаимодействия между Россией и Евросоюзом, имея в виду обмен опытом и методиками в сферах предпочтения.

Практическое воплощение цифровой экономики

Материализация ЦЭ в России происходит одновременно на нескольких уровнях: «рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг); платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности); среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности).» [9].

Наиболее пригодными для быстрого и масштабного оснащения цифровыми инфраструктурами определены образование, здравоохранение, торговля, финансы [12].

На уровне рынков и отраслей одним из перспективных направлений видится «цифровое здравоохранение». Под таким названием 16 февраля 2018 г. по совместной инициативе Минкомсвязи и Минздрава России создан консорциум ряда российских ведомств, исследовательских центров и производственных компаний (всего

8). Его цель — «подготовить возможность перевода всей национальной медицины на модель "цифрового двойника" каждого человека, в каком бы отдаленном населенном пункте он ни находился» [15]. Тестирования технологий будут проведены в пилотных регионах России.

В части платформ и технологий предусмотрено создание широкопрофильных цифровых платформ национального масштаба, которые станут связующими звеньями в цифровой инфраструктуре экономики. Речь идет о десяти таких платформах с прицелом на то, что они выйдут на глобальный цифровой рынок. Работа ведется не с нулевой точки — объективной опорой рассматриваются «Яндекс» и «Мейл.ру», производитель морских тренажеров и электронных навигационных систем «Транзас», площадка электронных объявлений «Авито», социальная сеть «ВКонтакте», компания по производству цифровых решений в области безопасности «Лаборатория Касперского» [12]. В этот контекст вписывается и приобретение «Ростелекомом» 75% компании «Открытая

мобильная платформа» и 75% компании «Вотрон», которые являются производителями самой известной российской мобильной операционной системы Sailfish Mobile OS Rus [16].

Началось насыщение рынка соответствующими отечественными программными продуктами. К примеру, в декабре 2017 г. в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз внесена «распределенная блокчейн-платфор-ма для хранения и обмена данными» [17].

Евросоюз, как указано выше, основное внимание как в регулировании, так и в материализации ЦЭ уделяет онлайн-торговле и конкуренции. Только в 2017 — начале 2018 г. наднациональными органами ЕС был выдвинут ряд инициатив по регулированию этой сферы. Так, в декабре 2017 г. министры экономики и финансов стран ЕС заключили соглашение об упрощении уплаты налога на добавленную стоимость для бизнеса, работающего в Интернете и продающего товары потребителям из других стран ЕС, особенно для стартапов и малых и средних предприятий. Эти меры, по подсчетам Еврокомиссии, дадут стимул для развития 430 тыс. предприятий в ЕС. Малые и средние фирмы выиграют от более простых процедур налогообложения трансграничных продаж до 100 тыс. евро в год. Эти меры вступят в силу к 1 января 2019 г.2

Основная проблема, связанная с реализацией этой меры, как и многих

других инициатив, направленных на построение единого цифрового рынка ЕС, — необходимость обеспечения имплементации этих положений в законодательство стран-членов. В их же компетенции остается и контроль за соблюдением указанных норм.

Другая важнейшая для развития трансграничной электронной торговли область — доставка посылок. Рамочное положение о ее регулировании было принято 14 декабря 2017 г. Авторы положения сконцентрировались на ценовом аспекте: в качестве приоритетов ими были провозглашены ценовая прозрачность и надзор за тарифным регулированием.

Не менее важно для ЕС в рамках ЦЭ построение «цифрового общества», под которым понимаются: повышение уровня цифровой грамотности населения; создание электронного правительства и электронной системы здравоохранения; регулирование новых видов услуг, связанных с роботизацией: например, автономных автомобилей или доставки посылок дронами.

Здесь заметно стремление органов ЕС к унификации практик и норм, принятых в странах — членах ЕС. Так, в новой программе по развитию цифровых навыков Евромиссия разработала типовой комплекс задач, которые необходимо решить, и список потенциальных мер, которые могли бы стать частью стратегии развития цифровых навыков, также представлены лучшие практики в этой сфере.

2 Сайт ЕС 2(18)/2018

— http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-4404_en.htm Постсоветский материк

Предполагается, что комиссия будет мониторить прогресс, достигнутый странами-членами в развитии цифровых навыков населения, однако общая программа для всего ЕС пока не разработана.

Электронное правительство предполагает больший уровень наднациональности: государственные услуги должны быть доступны беспрепятственно по всему ЕС. Комиссия планирует создать единый цифровой портал, позволяющий пользователям получать всю информацию, помощь и услуги, необходимые для эффективной трансграничной деятельности.

Все реестры предприятий и регистры неплатежеспособности должны быть объединены и подключены к порталу eJustice, который станет универсальным магазином. Для потребителей и для предпринимателей должен действовать принцип «одного раза», предполагающий, что информация, указанная ими единожды, не должна быть запрошена повторно, в том числе у пересекающих границы внутри ЕС. Комиссия также предполагает ускорить переход на электронные закупки и внедрение принципа «одного раза» в сфере государственных закупок3.

В области защиты прав интеллектуальной собственности инициатива Единого цифрового рынка предполагает акцент на создании единого правового поля, регулирующего права ин-

теллектуальной собственности. Цель заключается в модернизации структуры авторского права, обеспечении более широкого доступа к контенту в Интернете по всему ЕС, адаптации исключений и ограничений по использованию прав интеллектуальной собственности к цифровому миру и совершенствовании рынка авторского права. Так, норматив, принятый в июне 2017 г.4, позволяет потребителям получить доступ к контенту онлайн в любой стране ЕС таким же образом, как в своей стране (вступил в действие в апреле 2018 г.).

В целом меры ЕС в сфере построения единого цифрового рынка свидетельствуют о том, что тема цифрови-зации для Европейского союза носит приоритетный характер; ее воплощение требует непосредственного участия национальных и местных органов власти, что создает трудности создания именно общего, унифицированного цифрового пространства на территории всего ЕС с едиными правилами, стандартами сертификации, потребительскими нормами; единый цифровой рынок включает в себя большое число сфер и направлений, и эффективность его построения сильно меняется от сферы к сфере. В некоторых областях (например, кибербезопасность) страны-члены уже имеют сложившийся отработанный функционал, который сложно передать наверх и унифици-

3 European eGovernment Action Plan 2016-2020 // URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/ en/node/81744

4 The Regulation on cross-border portability of online content services in the internal market // URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/cross-border-portability-online-content-services

ровать — следовательно, наднациональные инициативы пробуксовывают. В других сферах (например, развитие цифровой грамотности населения) действия «на местах» не требуют такой строгой координации. Довольно успешно развиваются инициативы,

связанные с развитием конкуренции и «подключенности» в силу изначально транснационального характера этих сфер.

Наполнение содержанием ЦЭ в России и ЕС происходит следующим образом.

Таблица 3

Практическое наполнение ЦЭ в России и Евросоюзе

Россия Евросоюз

Формирование рынков и отраслей экономики, платформ и технологий, среды функционирования. Основные сферы применения: образование, здравоохранение, торговля, финансы [9] Почтовые отправления, электронная торговля, европейские платформы, экономика совместного использования, территориальное деблокирование торговли, массивы больших данных, стандарты и совмещение, укрепление прав интеллектуальной собственности, электронное правительство [26]

Сопоставление данных о практическом наполнении цифровизации в России и Евросоюзе показывает наличие конкретных вариантов взаимодействия. Так, к примеру, в ЕС только задумываются о создании портала, близкого по содержанию к российскому порталу государственных услуг (gosuslugi.ru), а в России он

уже успешно действует, пользуется популярностью, трансформируется в национальную платформу персональной идентификации. В свою очередь, опыт ЕС в организации электронной торговли мог бы быть полезен России, где объем почтовых отправлений в рамках электронной торговли в последние годы многократно вырос.

Регулирование цифровой экономики

В настоящее время в международном информационном пространстве продвигается тезис о том, что технология блокчейн, выступающая одной из основ ЦЭ, якобы недоступна для манипулирования, а, следовательно, имеются веские основания для ее обособления от государственного контроля и регулирования. Идею генерируют и масштабируют отечественные

и иностранные авторы, среди которых и эксперты и публицисты [18].

Кажется, наблюдается заход на новый виток нескончаемого спора о соотношении государства и бизнеса в регулировании хозяйственной жизни [19].

После кризиса 2007—2009 гг. требование сведения до минимума роли государства в экономике потеряло свою

привлекательность5. Более того, бизнес обратился за помощью к государству, которая ему была оказана, к примеру, в виде программы так называемого количественного смягчения [31]. Примечательно, что обращение исходило не от среднего или малого бизнеса и не даже от крупного, а просителями выступили те, кого принято именовать флагманами глобальной экономики — представители Уолл-стрит [20].

В ключевых для цифровой экономики российских ведомствах нашли возможным сделать упор не на запретительных мерах, а пойти по пути аккредитации организаций, т.е. регулирование носит заявительный характер, имея в виду, что организация или частный предприниматель регистрируют свою заинтересованность в цифровых технологиях и тем самым получают право ими заниматься на законной основе. В частности, такая мера предлагается организациям и лицам, намеревающимся заняться выпуском токенов, которые, по заключению Минсвязи, являются цифровым товаром [21]. В понимании Минсвязи регулирование через получение аккредитация позволяет участникам рынка законно реализовывать свои проекты, что должно так или иначе способствовать технологическому развитию России в области ЦЭ.

В рамках Евросоюза упор в управлении единым цифровым рынком

ЕС сделан на регулировании конкуренции, имея в виду прежде всего обеспечение равно высокого качества коммуникаций и доступа в Интернет, или «подключенности» на территории всего ЕС, а также оптимизация работы цифровых платформ как нового способа организации бизнес-процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В части подключенности Евроко-миссия выдвинула три стратегические цели:

— важнейшие социально-экономические объекты, такие как школы, университеты, научно-исследовательские центры, транспортные узлы, больницы, административные здания, а также предприятия, использующие цифровые технологии, должны иметь доступ к чрезвычайно высокой гигабитной связи (что позволяет пользователям загружать/выгружать 1 Гбит/с);

— все европейские домохозяйства, сельские или городские, должны иметь доступ к подключению, предполагающему скорость загрузки не менее 100 Мбит/с, которая может быть обновлена до Gbps;

— все городские районы, а также крупные автомобильные и железные дороги должны иметь непрерывное покрытие 5G, пятое поколение беспроводных систем связи. В качестве промежуточной цели к 2020 году 5G должна быть коммерчески доступна по крайней мере в одном крупном городе в каждом государстве — члене

5 В определении сроков глобального кризиса второго десятилетия XXI в. наблюдаются разночтения. Одни ведут счет от американского, другие европейского, третьи от глобальных масштабов. Авторы придерживаются версии 2007-2009 гг., исходя из того, что источником кризиса стали США. В сентябре 2007 г. в американских финансовых кругах было признано вхождение США в кризис, а в мае 2009 г. в тех же кругах было объявлено о завершении кризиса в США.

ЕС [32]. В этом же ряду стоит инициатива Wi-Fi 4EU, в рамках которой ставится цель обеспечить доступом к точкам бесплатного Wi-Fi все население ЕС.

Особым образом в документах ЕС прописывается вопрос об инвестировании в новую инфраструктуру, которая будет необходима для построения полноценной цифровой экономики и «подключенного» общества. Меры по стимулированию инвестиций в эту сферу прописаны в Европейском кодексе электронных коммуникаций [33]. Общая сумма инвестиций, необходимых для реализации программы «подключенности», оценивается в 500 млрд евро, все средства предполагается привлечь из частных источников. Еврокомиссия стремится сделать инвестирование предсказуемым и минимально рискованным, даже для «первопроходцев», которые вкладывают средства в сетевую инфраструктуру в отдаленных сельских районах. Кодекс предусматривает не только развитие конкуренции за доступ к сетям, но и конкуренции за инвестиции в эти сети.

По прогнозам Еврокомиссии, намеченные инвестиции могут увеличить

Данные таблицы свидетельствуют о наличии предпосылок для взаимодополнения опыта России и Евросоюза в

общий ВВП на 910 млрд евро и создать 1,3 млн новых рабочих мест к 2025 г. Развертывание 5G по ЕС с 2018 г., как предполагается, может создать 2 млн рабочих мест в ЕС.

По направлению регулирования платформ наиболее комплексный документ на сегодняшний день — коммюнике Еврокомиссии по он-лайн-платформам 2016 г. [34]. В документе ставится задача построения надежной, основанной на законе и инновационной экосистемы вокруг онлайн-платформ в ЕС. Эта система должна обеспечивать прозрачный и высококонкурентный характер функционирования сегментов общего рынка, работающих по принципу платформ. По замыслу Еврокомис-сии, платформы должны учитывать в своей работе общие ценности ЕС и гарантировать безопасность данных пользователей. Основная же задача платформ — поддержка открытости и конкурентности рынков стран ЕС и объединение их воедино на принципах цифровой экономики.

Полезным видится сопоставление принципиальных подходов России и Евросоюза к вопросам регулирования цифровой экономикой.

области регулирования цифровизаци-ей. Российские наработки интересны для повышения эффективности эко-

Таблица 4

Содержание регулирования цифровизацией в России и Евросоюзе

Россия Евросоюз

Дилемма: государство или саморегулирование Регулирование конкуренции

номических субъектов, а ориентиры между отраслями и регионами в рам-ЕС — для оптимизации отношений ках внедрения цифровой экономики.

Проблемы цифровой экономики в России и Евросоюзе

Пока факт объемных энергозатрат для создания учетных записей в технологии блокчейна (так называемый майнинг) носит несколько экзотический характер для стороннего наблюдателя и увязывается в основном в информационном пространстве с эмиссией криптовалют.

Повышенные энергозатраты вызваны тем, что для создания новой учетной записи необходимо заново записать все ей предшествующие, а это требует заметного энергопотребления. Из этого следует и то, что по мере расширения отдельного массива, действующего на основе технологии блокчейна, будут нарастать энергозатраты, а их процесс будет экспоненциальным.

При сегодняшнем развитии технологии блокчейна мы можем оказаться перед необходимостью лимитировать его использование по причине роста энергопотребления.

В российском научном обществе присутствует понимание проблем энергозатрат ЦЭ, и оно доведено до политического руководства страны: «в ближайшие годы доля потребления энергии сетевой инфокоммуникаци-онной сферы (только сети, а конечные устройства — пользовательское сетевое оборудование, коммуникации, Wi-Fi) без производственной вычислительной информационной инфраструктуры превысит треть мирового производства электроэнергии» [22].

Масштабирование технологии блокчейн повлечет за собой в той или иной форме рано или поздно рост цен на электроэнергию в целом, имея в виду общий уровень. За этим, учитывая степень всеобъемлющего присутствия энергетики в экономике, можно ожидать усиления инфляционного давления.

Носят ли эти опасения гипотетический характер, или мы можем обнаружить аргументацию хотя бы частично их подтверждающую. Можно посмотреть на Эстонию, которая активно продвигает у себя цифровиза-цию общественных и экономических процессов.

Так, Эстония ввела у себя так называемое электронное гражданство; большинство социальных услуг в Эстонии оцифровано и сведено в единый регистр; бывший эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес, будучи у власти (2006—2016 гг.), настойчиво предлагал ввести в стране электронные деньги, имея в виду криптовалюту, Так, авторитетные американские авторы Д. Тапскотт и А. Тапскотт, подготовившие объемное исследование сочетания технологии блокчейна и сетевого управления, ссылаются на Т.Х. Ильвеса как на одного из своих компетентных консультантов [23].

Нас же должно заинтересовать то, что в Эстонии за период 2006—2016 гг. потребление электроэнергии возросло

на 13,4% [24], при том что в остальных странах ЕС, за исключением Польши, оно снизилось. Сокращение энергопотребления в странах ЕС было обусловлено последствиями глобального кризиса 2007-2009 гг.

Что касается Эстонии, то она активно занялась цифровизацией, которая, как оказалось, даже без масштабного обращения к технологии блокчейна является энергозатратной и в смысле формирования цифровых структур, которые сейчас принято называть платформами, и в плане эксплуатации и обслуживания этих структур.

В то же время пока незаметно признаков озабоченности Еврокомиссии будущей проблемой необходимости увеличения энергозатрат в связи с внедрением цифровой экономики. Напротив, фокус внимания ЕС в электроэнергетике по-прежнему направлен на сокращение потребления

Учитывая трансграничный характер большинства цифровых продуктов и сервисов, для ЕС важно обеспечить единую правовую среду их развития на всей территории, чтобы избежать конкуренции юрисдикций и региональных перекосов в развитии цифро-

к 2020 г. и переориентацией на возобновляемые источники и альтернативные энергии.

В целом в Евросоюзе среди проблем, стоящих на пути построения единого цифрового рынка, можно выделить следующие: фрагментация между государствами-членами политики и подходов к регулированию ряда сфер цифровой экономики (например, ки-бербезопасности); рассредоточенность ресурсов и подходов к регулированию учреждений, агентств и органов ЕС; недостаточная осведомленность граждан и компаний о возможностях цифровых сервисов, а также о киберугрозах и недостаточная информация о свойствах безопасности приобретаемых ими продуктов и услуг в области ИКТ в сочетании с растущим появлением многочисленных национальных и секторальных систем сертификации цифровых продуктов и услуг.

вой сферы и как итог - экономики в целом. Особенно важно это соображение на фоне растущей конкуренции со стороны США, таких развивающихся гигантов, как Китай, отчасти Индия и др. Для сохранения уровня конкурентоспособности экономики ЕС вопрос

Таблица 5

Проблемы цифровизации России и Евросоюза

Россия Евросоюз

Энергообеспечение Регулирование Кибербезопасность (угрозы извне) Фрагментация подходов стран-участниц к ЦЭ. Рассредоточенность ресурсов и возможностей. Кибербезопасность (противодействие нелегальному контенту — защита прав интеллектуальной собственности)

построения единого цифрового рынка стоит на одном из важнейших мест.

В целом в России и в Евросоюзе выделяют разные проблемы, препятствующие быстрому внедрению цифровой экономики, что по-разному устанавливает фокус внимания в их решении. Имеет смысл их сопоставить (см. табл. 5).

Данные таблицы показывают расхождение подходов в России и в Евросоюзе в части идентификации проблем, стоящих перед цифровиза-цией. Отмеченное различие порождает вопросы, так как задачи стоят схожие, что дает повод для проведения по меньшей мере консультаций между Россией и Евросоюзом по этой теме.

Заключение

Сопоставление отношения и подходов к формированию цифровой экономики в России и Евросоюзе полезно в том смысле, что позволяет задаться вопросом, может ли цифровая экономика стать пространством партнерских отношений России и Евросоюза. При этом необходимо прежде всего уточнить, почему подобные концепции прошлых лет — экономика знаний, экономика устойчивого развития, экономика инноваций и т. д. — не стали платформой их более тесных партнерских связей. Очевидно, дело в несовпадении экономических моделей и структур хозяйственной жизни. Кроме того, каждый из упомянутых концептов приходил в Россию со значительным запозданием, если доходил вообще (например, построение экономики устойчивого развития не стояло в планах, сформулированных в программных экономических документах).

В случае с цифровой экономикой многое иначе. Совпадение хронологических рамок, значительной части повесток, проактивный подход российского правительства к реализации этой концепции, примерное равен-

ство технологических возможностей при определенном превосходстве России в плане возможностей управленческих — все это говорит о том, что Россия и ЕС имеют предпосылки для того, чтобы стать реально равноправными и взаимовыгодными партнерами при строительстве и сопряжении своих цифровых инфраструктур, и единственный фактор, сдерживающий это сотрудничество, носит скорее политический характер.

В числе вопросов, представляющих значительный интерес при дальнейшем изучении затронутой в этой статье темы, можно назвать упомянутую в настоящем исследовании проблему увеличения энергозатрат в связи с внедрением цифровой экономики и имеющихся в этой связи ресурсов у России и ЕС. Также интересен вопрос «экспорта законодательства» ЕС, имевший ранее место в ряде сфер (например, энергетической), в области регулирования цифровых процессов, компаний и платформ. Кроме того, важно изучить возможные «встроенные» механизмы саморегуляции для создаваемой в России цифровой инфраструктуры, которые помогли бы

нашей стране в будущем избежать попыток санкционного давления в этой сфере. В практическом плане можно

было бы сформулировать повестку возможного сотрудничества России — ЕС в области цифровой экономики.

Список литературы

1. Николай Никифоров выступил на парламентских слушаниях в Государственной думе РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37962/

2. Сайт Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария) [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/system-initiatives/shaping-the-future-of-digital-economy-and-society

3. Сайт Евразийской экономической комиссии ЕЭК [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/

4. Послание Президента России В. Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379

5. Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/docs/28653/

6. Сайт Евросоюза в части стратегии Единого цифрового рынка [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/policies/shaping-digital-single-market

7. Сайт «Цифрового» саммита ЕС в Таллине (Эстония) [Электронный ресурс]. URL: https://www.eu2017.ee/political-meetings/tallinn-digital-summit

8. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653/

9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653/

10. Сайт Еврокомиссии по стратегии «Единый цифровой рынок» [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/policies/shaping-digital-single-market

11. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57078/

12. Николай Никифоров выступил на Правительственном часе в Совете Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37986/

13. Саров спешит к «цифре» [Электронный ресурс]. URL: http://atomicexpert.com/ page2040527.html

14. Встреча президента РФ В. Путина с главой госкорпорации «Росатом» А. Лихачевым [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56946 /

15. В России создан консорциум «Цифровое здравоохранение». [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37934/

16. Android по-русски [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2018/10/ android-po-russki/

17. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [Электронный ресурс]. URL: https://reestr.minsvyaz.ru/

18. Тарасов Д., Попов А. От золота до биткоина. М.: Альпина Паблишер, 2018. С. 98.

19. Стиглиц Д. Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. М.: Эксмо, 2011. С. 34—41.

20. Джонсон С. и Квак Д. 13 банков, которые правят миром. В плену Уолл-стрит и в ожидании следующего финансового краха. М.: Карьера Пресс, 2014. С. 234—242.

21. Интервью с министром связи и коммуникаций Российской Федерации Никифоровым Н.А. // Газета РБК. 2018.№21(2745). С.8-9.

22. Президент провел в Новосибирске заседание Совета по науке и образованию [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56827

23. ТапскоттД., ТапскоттА. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня. М.: Эксмо, 2017. С.18.

24. European Commission — Press release [Электронный ресурс]. URL: http://europa. eu/rapid/press-release_IP-17-4404_en.htm

25. Shaping the Future of Digital Economy and Society [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/system-initiatives/shaping-the-future-of-digital-economy-and-society /

26. Shaping the Digital Single Market [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa. eu/digital-single-market/en/policies/shaping-digital-single-market

27. Estonian Presidency of the Council of the European Union [Электронный ресурс]. URL: https://www.eu2017.ee/political-meetings/tallinn-digital-summit /

28. European eGovernment Action Plan 2016-2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/node/81744

29. The Regulation on cross-border portability of online content services in the internal market. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/ cross-border-portability-online-content-services

30. Digital Single Market for business and consumers [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/growth/single-market/digital_en /

31. Quantitative Easing and Money Growth: Potential for Higher Inflation? [Электронный ресурс]. URL: https: //www.fedsearch.org/board_public/search?text=+Quantitative+easin g%2C+QE&Search=/

32. Internet connectivity action plan [Электронный ресурс]. URL: https://www. eubusiness.com/topics/internet/internet-connectivity

33. European Electronic Communications Code [Электронный ресурс]. URL: http:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52016PC0590

34. Communication from the commission to the european parliament, the council, the european economic and social committee and the committee of the regions Online Platforms

and the Digital Single Market Opportunities and Challenges for Europe. COM/2016/0288 final [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qi d=1466514160026&uri=CELEX:52016DC0288

35. Consumption in the EU above the energy efficiency target [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8643581/8-05022018-BP-EN. pdf/1338cf55-5c91-4179-a6ca-808675e40bbd?kmi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.