Научная статья на тему 'Цифровая экономика в индустрии туризма'

Цифровая экономика в индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИЗМ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / DIGITAL ECONOMY / TOURISM / MODERN TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багдасарян Владимир Григорьевич

В данной статье рассматривается роль цифровой экономики в сфере туризма. В настоящее время с развитием технологий ключевым фактором выступают информация, представленная в виде цифровых данных. Таким образом, цифровая экономика становится инструментов повышения конкурентоспособности предприятий различных сфер деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economy in the tourism industry

This article discusses the role of the digital economy in tourism. Currently, with the development of technology, the key factor is information presented in the form of digital data. Thus, the digital economy is becoming a tool to increase the competitiveness of enterprises in various fields of activity.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика в индустрии туризма»

УДК 338.2

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

© Багдасарян В. Г., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассматривается роль цифровой экономики в сфере туризма. В настоящее время с развитием технологий ключевым фактором выступают информация, представленная в виде цифровых данных. Таким образом, цифровая экономика становится инструментов повышения конкурентоспособности предприятий различных сфер деятельности.

Ключевые слова: цифровая экономика, туризм, современные технологии, цифровизация, цифровая трансформация

Одним из важных преимуществ развития туристической сферы в современном секторе экономики является развитие интернет-технологий. На сегодняшний день происходит непрерывная цифровизация различного рода сфер деятельности.

Главное отличие цифровой экономики от обычной является тот факт, что при цифровой экономике приоритетным ресурсов выступает информация, а также методы управления ею, что является немало важным фактором для туристической отрасли, ввиду того, что в информация в данной сфере является основным элементов производства. Индустрия туризма нацелена на активное внедрение и пользование цифровых технологий. Многие предприятия перестраивают свои бизнес-процессы в соответствии с парадигмой развития цифровой экономики, куда можно отнести онлайн систему бронирования туров, электронную коммерцию и т.д. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день туристическая индустрия продолжает свое развитие в условиях цифровой экономики, что существенно позволяет данной сфере в жесточайших условиях рыночной экономики быть более гибкой при любых изменениях, что существенно повышает уровень конкурентоспособности в развивающемся мире цифровых технологий.

С непрерывным внедрением различных технологий в туристической отрасли появляются различные тенденции, к которым можно отнести:

• повышение темпов глобализации туристической сферы;

• появление новых каналов сбыта;

• сокращение времени на сближение поставщика, предоставляемого туристические услуги, и потребителей;

• возможности выхода туристических организаций в открытый доступ в интернет;

• совершенствование деятельность за счет использования различных мобильных приложений.

На основании статистических данных, на сегодняшний день около 3,5 миллиарда человек имеют возможность использовать интернет-ресурсы на свои нужды, вместе с тем, число этих людей увеличивается ежегодно. При этом, к аудитории, которая пользуется этим ресурсом можно отнести

людей различных слоев населения, а также различных возрастных групп [1].

Благодаря цифровизации данной отрасли, каждому человеку становится возможным самостоятельно искать информацию о тех или иных местах поездки, соотносить различные туристические предприятия и делать выбор в пользу наиболее подходящего личным критериям поиска клиента, вплоть до покупки желаемого тура в любое в режиме онлайн в круглосуточном режиме, что соответственно сказывается на качестве предоставляемых услуг туристической компании, а также повышением уровня удовлетворенности клиента.

Вместе с тем, происходит постоянный рост числа людей, которые отдают предпочтение самостоятельно выстраивать маршрут своих поездок, совершать покупку авиабилетов, бронировать отели и т.д., что является следствием снижение прибыли специализированных туристических организаций.

Ранее, даже при совершение бронирования и онлайн покупок на различных сервисах, предоставляемых транспортные услуги, проблематичным фактором становилось грамотное выстраивание маршрута со стыковкой всех рейсов, но с появлением такого феномена, как big data и внедрения искусственного интеллекта стало возможным структурировать все поездки за пару действий. К примеру, Rome2Rio представляет собой единую платформу, на которой представлены различные способы как можно добраться из одного места в другое, начинания от морского транспорта, заканчивая пешими маршрутами. Пользователю необходимо ввести свои данные, как онлайн-платформа сама составит идеальный маршрут, с учетом временных и ценовых критериев пользователя [2].

На основании исследования Booking.ru, стало понятно, что большая часть мирового населения заинтересована в помощи искусственного интеллекта, т.е. для пользователей становится не таким важным фактором кто оказывает им помощь: живой человек — консультант или чат-бот, число такого рода пользователей варьируется около 50 %. На сегодняшний день чат-боты способны заменить живое общение с консультантом, т.к. они способны отвечать на различные вопросы пользователей, как,

например, Kayak — чат-бот дает рекомендации и советы путешественникам начиная с покупки авиабилетов, учитывая при это располагаемый бюджет пользователя, заканчивая рекомендацией к посещению достопримечательностей в искомых локациях [3].

Однако, использование мобильных устройств, а также мобильных приложений существенно упрощают работу туристическим предприятиям, ввиду того, что персонализация в сфере обслуживания клиентов позволяет организациям собрать необходимые данные о клиента: их место проживание, структуру расходов, их предпочтения и интересы, а также другая информация, которая позволяет проводить различные маркетинговые исследования, вследствие чего повышения качества предоставляемых услуг. Вместе с тем, благодаря интернету и социальным сетям, становится возможным проанализировать потенциального клиента. Благодаря им доступны данные о профиле человека, местах, которым он отдает своим предпочтения, количестве времени, которые он затрачивает на данный объект и т.п. все это и многое другое сокращает затраты на проведение опросов, позволяет проанализировать клиента, и как следствие при каких-либо изменениях в его интересах позволяет адаптировать под него туристическое предложение.

В соответствии со статистикой, представленной Google, на стадии планирования путешествия, в среднем человек совершает порядком 400 запросов в интернете, что в эпоху цифровизации дает туристическим компаниям оказать влияние на их выбор и склонить в пользу определенного отеля, компании и т.п. [4].

Рынок туризма с предоставлением своих услуг онлайн непрерывно развивается. 74 % путешественников в мире отдают предпочтение онлайн сервисам. Ежегодно происходит рост числа таких онлайн запросов пользователями с мобильных устройств, как: каршеринг, поиск железнодорожных и авиабилетов, бронирование номеров и т.п. Таким образом, основная масса пользователей совершает свои покупки и бронирования также через мобильные устройства, что в свою очередь подводит компании к тому, что необходимо помимо предоставления информации и сервиса, предоставить клиенту возможность удобства оплаты услуги с мобильного устройства.

Также, ежегодно происходит развитие туристической отрасли на Российском рынке, в свою очередь занимая значительную долю в экономическом секторе страны. На основании статистических данных Ростуризма, известно, что 4 377 компаний на рынке в стране включены в Единый федеральный реестр туроператоров, среди которых деятельность 2,5 тыс. компаний направлена на предоставление туристических услуг внутри страны. Однако, 51 % российских путешественников до сих пор отдают предпочтение

покупке готовых туров у компаний, которые специализируются на этом, вне зависимости от возможности пользования онлайн сервисами [5].

Таким образом, происходит интеграция цифровых технологий в отрасль, что является важным показателем инновационного развития данной сферы, ведущей к интеллектуальному туризму. ■

1. Клейман А. А., Бабанчикова О. А. Совершенствование технологии продаж туристского продукта на основе внедрения инновационных технологий // Вестник Национальной академии туризма: Российский научный журнал. № 3(35) июль-сентябрь 2015. С.20-26.

2. Першина Э. С., Дараган С. В. Индустрия туризма в цифровую эпоху//Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы, 2016, том 9, №2, С.98- 107.

3. Как цифровизация захватывает все новые отрасли [Электронный ресурс] // РБК : Сайт. - URL: https://pro.rbc.ru/news/5d429e439a794769de6a2e75 (Дата обращения: 23.03.2020)

4. Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности [Электронный ресурс] // Strategy Partners РБК : Сайт. -URL:

5. http://digitalbusinessmodel.ru/page7181064.html (Дата обращения: 23.03.2020)

6. Цифровая трансформация в туризме - тренды 2020 года [Электронный ресурс] // VC.RU: Сайт. - URL: https://vc.ru/flood/85973-cifrovaya-transformaciya-v-turizme-trendy-2020 (Дата обращения: 23.03.2020)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Как цифровизация захватывает все новые отрасли [Электронный ресурс] // РБК : Сайт. - URL: https://pro.rbc.ru/news/5d429e439a794769de6a2e75 (Дата обращения: 23.03.2020)

Клейман А. А., Бабанчикова О. А.

Совершенствование технологии продаж туристского продукта на основе внедрения инновационных технологий // Вестник Национальной академии туризма: Российский научный журнал. № 3(35) июль-сентябрь 2015. С.20-26.

Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности [Электронный ресурс] // Strategy Partners РБК : Сайт.

URL: http://digitalbusinessmodel.ru/page7181064. html (Дата обращения: 23.03.2020)

Першина Э. С., Дараган С. В. Индустрия туризма в цифровую эпоху//Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы, 2016, том 9, №2, С.98- 107.

Цифровая трансформация в туризме - тренды 2020 года [Электронный ресурс] // VC.RU: Сайт. -URL: https://vc.ru/flood/85973 -cifrovaya-

transformaciya-v-turizme-trendy-2020 (Дата

обращения: 23.03.2020)

№ 2 • 2020

Бизнес-образование в экономике знаний

Digital economy in the tourism industry

© Bagdasaryan V., 2020

This article discusses the role of the digital economy in tourism. Currently, with the development of technology, the

key factor is information presented in the form of digital data. Thus, the digital economy is becoming a tool to increase the competitiveness of enterprises in various fields of activity.

Keywords: digital economy, tourism, modern technologies, digitalization, digital transformation

УДК 364.1

РАЗРАБОТКА И ПРОДВИЖЕНИЕ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ PET CARE

© Богатырева И. И., Еремий А. А., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Проблема брошенных и потерявшихся животных на данный момент очень актуальна, исходя из количества социальных групп, которые призывают к помощи, а также ветеринарные клиники, которые не справляются с большим потоком брошенных животных. Это привело к созданию информационной онлайн платформы «Pet Care», которая поможет решить текущие проблемы.

Ключевые слова: информационная площадка, социальная поддержка, бездомные животные

На данный момент очень много брошенных, бездомных, потерявшихся животных, которые находятся в совершенно разных приютах, но нет единой точки, куда любой человек мог бы написать о найденном животном.

Есть много групп в социальных сетях, которые рассказывают о проблемах стерилизации животных, а также о нехватке корма для брошенных или потерявшихся животных, но эти группы никак не взаимодействуют, и обратной связи от людей

практически нет (рис.1).Таким образом, появилась идея о создании единой платформы, в которой будет интегрироваться вся необходимая информация о потерянных и домашних животных, а также информация о правильном уходе за ними и о добровольцах, которые готовы помогать в уходе за животными, или помочь в сборе средств. В данном сервисе также будет присутствовать информация о скидках в ветеринарные сервисы и в различные магазины.

Рис. 1. Количество социальных групп в социальной сети «Вконтакте», которые занимаются защитой брошенных животных, а также помогают им [1.2.3]

Ни для кого не секрет, что в настоящее время бездомных животных стало гораздо больше. Раньше с проблемой боролись, применяя исключительно

жесткие методы, такие как отлов или отстрел, но на данный момент методы борьбы стали гораздо лояльнее. Сейчас найденных бездомных животных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.