Научная статья на тему 'Цифровая экономика: трансформация технологий в новый экономический уклад'

Цифровая экономика: трансформация технологий в новый экономический уклад Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК ЦИФРОВЫХ ТОВАРОВ / НУЛЕВАЯ ЦЕНА НА ЦИФРОВЫЕ БЛАГА / ИКТ-ИНФРАСТРУКТУРА / СХЕМА ФРИМИУМ / ПРОСЬЮМЕР / ДЕМОНЕТИЗАЦИЯ РЫНКОВ ЦИФРОВЫХ ТОВАРОВ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL GOODS MARKET / ZERO PRICE FOR DIGITAL GOODS / ICT INFRASTRUCTURE / FRIMIUM SCHEME / REQUEST / DEMONETIZATION OF DIGITAL GOODS MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макрушин Сергей Вячеславович

Автор рассматривает влияние новых свойств экономических благ, имеющих цифровую природу, на производственно-экономические отношения и общественные институты. Приходит к выводу о том, что близкие к нулю предельные издержки копирования и доставки цифровых данных, общедоступность современной информационно-коммуникационной инфраструктуры уже сейчас принципиально меняют структуру рынков, потребительского поведения и экономических отношений, что приведет к появлению новых форм отношений и институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY: TRANSFORMATION OF TECHNOLOGIES TO NEW ECONOMIC STRUCTURE

The author examines the impact of new properties of economic goods that are of a digital nature on production and economic relations and public institutions. He comes to the conclusion that the marginal costs of copying and delivering digital data close to zero, the accessibility of the modern information and communication infrastructure, are already fundamentally changing the structure of markets, consumer behavior and economic relations, which will lead to the emergence of new forms of relations and institutions.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика: трансформация технологий в новый экономический уклад»

 001: 10.24411/2072-4098-2018-12001 Цифровая экономика: трансформация технологий в новый экономический уклад С.В. Макрушин заместитель заведующего базовой кафедрой Банка ВТБ «Банковская автоматизация и информационные технологии» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва)

Сергей Вячеславович Макрушин, SVMakrushin@fa.ru

Введение

На протяжении всей истории технологический базис общества через специфику производства и характерные для него производственно-экономические отношения определял процесс движения благ от производителя к потребителю. Для каждого технологического уклада формировались институты, закрепляющие сложившиеся производственно-экономические отношения, среди которых ключевым традиционно оказывался институт прав собственности (подробнее см. [1, 2]). С тех пор, как человек получил доступ к изобильным источникам энергии и освоил технологии массового промышленного производства, в обществе стали доминировать капиталистические производственно-экономические отношения. Эти отношения характеризуются доминированием производства, нацеленного на обмен, основной движущей силой которого является стремление к извлечению прибыли на вложенный капитал. В капиталистических обществах рабочая сила является полноценным товаром, а частная собственность господствует в экономике (см. [3]). Смена технологических укладов (см. [4]), происходившая в индустриальных обществах начиная с первой промышленной революции, вносила лишь небольшие коррективы в устройство основных институтов капитализма.

Развитие во второй половине XX века нового пласта технологий, среди которых наибольшее значение имеют инфор-

мационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), дало старт переходу развитых обществ к постиндустриальному укладу (см. [5]). На ранних этапах перехода новые технологии не оказывали существенного влияния на институты капитализма. Однако формирование развитой глобальной ИКТ-инфраструктуры создало предпосылки для революционных изменений в сложившихся производственно-экономических отношениях, которые могут на качественном уровне изменить роль частной собственности, товарного производства и других базовых социально-экономических институтов.

Развитая ИКТ-инфраструктура, включающая глобальную сеть высокопроизводительных каналов цифровой связи, технологии хранения и обработки цифровой информации, парк персональных цифровых устройств, имеющих доступ в интернет и обеспечивающих их серверные мощности, сделали общедоступными получение и использование разнообразной цифровой информации. В частности, в 2017 году уже 50 процентов жителей земли являлись пользователями сети «Интернет» (см. [6]).

Цифровая информация может иметь самый разнообразный формат: от сообщений в социальных сетях и мультимедиа файлов до баз данных и программного обеспечения (далее - ПО), но конечной целью всех этих цифровых данных является прямое или косвенное удовлетворение потребностей людей, принесение пользы или удовольствия. Таким образом, пакеты цифровой информации удовлетворяют общеприня-

тому определению экономического блага. Однако цифровые блага имеют принципиальное отличие от материальных благ - при наличии доступа к ИКТ-инфраструктуре как создание копии, так и доставка цифрового блага потребителю практически не создают экономических издержек. Оба эти процесса - копирование (производство очередного экземпляра однотипного товара) и доставка (перемещение в пространстве) материальных благ - в большинстве случаев генерируют основную часть издержек, ложащихся на их потребителей. Например, если создание копии метеорологического спутника и доставка его на орбиту стоят несколько сотен миллионов долларов, то создание копии сделанных им цифровых снимков и отправка их новому пользователю может не стоить отправителю ни цента. Таким образом, предельные издержки (издержки, которые повлечет за собой увеличение производства на одну единицу) создания и доставки второй и последующих копий цифрового блага потребителю близки к нулю. Именно это уникальное свойство цифровых благ создает предпосылки для фундаментальных изменений в производственно-экономических отношениях общества, переходящего от потребления материальных благ к потреблению цифровых благ.

Феномен нулевой цены для цифровых благ

Экономическая теория утверждает, что при наличии развитой конкуренции производители вынуждены приближать стоимость своих товаров к уровню предельных издержек. Если товаром является цифровое благо, то цена такого цифрового товара в условиях конкуренции должна со временем стремиться к близкой к нулю величине. Действительно, если производителю удастся покрыть издержки по созданию первого экземпляра цифрового блага, то с использованием современной ИКТ-инфраструктуры издержки на предоставление потребителю

последующих экземпляров цифрового блага близки к нулю. И в случае если конкуренция заставит его снижать цену, он имеет возможность снижать ее практически до нулевого уровня.

Однако на практике установление близких к нулю цен на цифровые товары практически не наблюдается, вместо этого производители вынуждены предоставлять свои цифровые блага бесплатно. Это вызвано сразу несколькими причинами.

Поскольку обеспечить доступ к цифровым благам очень просто, сложной проблемой является защита исключительных прав на предоставление этих благ. Всем известна проблема цифрового пиратства, защита от которого выливается в проведение дорогостоящих мероприятий, которые очень сложно окупить близкой к нулю ценой цифрового товара. При бесплатном распространении цифрового блага вопрос обеспечения исключительных прав перестает быть актуальным.

Другой причиной является то, что из-за высоких издержек «психологической транзакции» для потребителя и прямых и косвенных издержек платежной транзакции объем продаж по близкой к нулю цене оказывается значительно меньше, чем объем бесплатного распространения блага (см. [7]). В частности, маркетологами выявлен важный психологический эффект: даже самая малая цена, такая как одна копейка, включает у потребителя механизмы оценки целесообразности совершения покупки, создающие существенный психологический барьер для принятия положительного решения. При нулевой цене блага такие издержки «психологической транзакции» отсутствуют (см. [7]). Кроме того, несмотря на достигнутые успехи в развитии онлайн-коммерции, до сих пор существенным барьером при продаже товара является осуществление платежной транзакции, которая может требовать от потребителя временных затрат и создавать существенные дополнительные издержки для продавца.

Однако бесплатное распространение коммерческими производителями цифровых благ не обязано превращаться в убыточную деятельность, так как сегодня существуют несколько успешных бизнес-стратегий, позволяющих извлекать косвенный доход из бесплатного распространения цифровых благ. Наиболее распространенными стратегиями являются:

• схема построения трехстороннего рынка;

• схема перекрестного субсидирования;

• схема фримиум.

В схеме трехстороннего рынка производитель включает в бесплатно распространяемую цифровую продукцию рекламу и компенсирует свои затраты за счет рекламодателей. Этот подход хорошо себя зарекомендовал еще со времен появления эфирного радио и телевидения.

В схеме перекрестного субсидирования производитель цифрового блага распространяет его бесплатно, однако предоставляет за деньги какие-то сопутствующие товары. Примером применения этой схемы является широко распространенная в современной индустрии компьютерных игр бизнес-модель free-to-play. По этой модели игрок получает бесплатный доступ к игре, однако в ходе игры может делать покупки, обеспечивающие ему преимущества в игровом процессе.

Схожий принцип используется в схеме фримиум (термин образован от английского free - бесплатный и premium - премиальный). По этой схеме на рынок выпускаются две версии цифрового продукта: одна бесплатная, а вторая платная, обладающая дополнительным функционалом, часто ее называют премиальной. По такой схеме распространяется большое количество мобильных приложений.

Наличие объективных причин формирования нулевых цен на цифровые блага и схем косвенной компенсации затрат на их производство сделало реальным массовое бесплатное распространение цифровых благ, парадоксальное с точки зрения клас-

сических рынков материальных благ.

Сейчас уже кажется совершенно естественным, что человек, получивший доступ к ИКТ-инфраструктуре, например, в результате приобретения смартфона с доступом в интернет, может легально и абсолютно бесплатно получить доступ к огромному количеству цифровых благ. Сложившуюся ситуацию можно назвать цифровым изобилием, разительно отличающимся от ограниченного доступа к благам, с которым мы имеем дело при обращении материальных объектов.

Феномен массового некоммерческого производства цифровых благ

Однако для обращения цифровых благ, кроме феномена нулевой цены, характерен и еще один феномен - некоммерческое производство цифровых благ, являющееся еще одним важнейшим фактором формирования современного цифрового изобилия. Мощный импульс развитию некоммерческого создания цифровых благ дало появление концепции веб 2.0 и активное внедрение интернет-ресурсов, базирующихся на ее принципах. Предложенная Тимом О'Рэйли концепция веб 2.0 (см. [8]) предполагает привлечение самих пользователей интернет-сайтов к созданию и обработке опубликованной на них информации. Вслед за расцветом ресурсов веб 2.0 пришла популярность социальных сетей, и сейчас доля свободно доступных цифровых благ, созданных на некоммерческих принципах, является значительной. В частности, согласно данным компании Flurry [9], в 2016 году более 35 процентов от времени использования смартфонов приходится на приложения, основанные на контенте, созданном самими пользователями, такими как мессенджеры и социальные сети.

В настоящее время большая часть пользователей интернет-сервисов могут быть названы не потребителями, а просьюме-рами. Предложенный Э. Тоффлером термин «просьюмер» (см. [5]) (образован от

английского producer - производитель и consumer - потребитель) относится к людям, которые принимают активное участие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых ими самими. Естественно, что если просьюмеры создают цифровые блага, то потреблять их могут не только они сами, но и неограниченный круг лиц, получающих доступ к этим благам через ИКТ-инфраструктуру. Например, сейчас любой из нас может снять видеоролик на мобильный телефон, одним касанием выложить его в публичный видеосервис, где он может быть просмотрен миллионами пользователей. Еще пару десятков лет назад такими возможностями обладали только профессионалы, работающие на крупных телеканалах. Этот пример хорошо показывает, что распространение некоммерческого производства цифровых благ стало возможным благодаря демократизации доступа людей к средствам цифрового производства и дистрибуции. Общедоступные компьютеры, подключение к интернету, цифровая фотография и видеосъемка, бесплатные облачные сервисы публикации цифрового контента, социальные сети, смартфоны и мобильный интернет шаг за шагом расширяли возможности непрофессионалов по созданию и дистрибуции цифровых благ в различных областях.

Безусловно, наличие технической возможности является необходимым условием для создания цифровых благ, однако, кроме технической возможности, у про-сьюмеров должен быть и мотив, оправдывающий затраты личного времени на создание общедоступных цифровых благ. Принятые в капиталистическом обществе производственно-экономические отношения подразумевают, что труд - это товар, который обменивается на деньги, которые, в свою очередь, используются для получения благ, создаваемых в рамках товарного производства. В рамках этой схемы труд в первую очередь имеет внешнюю мотивацию - время и затраты усилий работника компенсируется возможностью потребле-

ния благ, приобретаемых на заработную плату. Бесплатное создание благ вне рамок непрофессиональной деятельности не укладывается в эту схему.

Исследования мотивации человека показывают, что человеком движет сложная система стимулов, многие из которых не имеют прямого экономического измерения. Например, в рамках мотивационной схемы пирамиды Маслоу (см. [10]) мотивация человека описывается в виде иерархии, содержащей пять уровней:

1) удовлетворение физиологических потребностей организма;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в принадлежности к группе;

4) потребность в признании;

5) потребность в самовыражении.

Удовлетворение потребностей, расположенных на нижних ступенях пирамиды Маслоу, делает для человека актуальным удовлетворение потребности, расположенной на более высоком уровне пирамиды. В развитых индустриальных обществах физиологические потребности людей и их потребность в безопасности обычно хорошо удовлетворены. В таких условиях на первый план для людей выходит необходимость удовлетворения потребности в причастности к коллективу, общественное признание и самовыражение (см. [11]). Эти потребности имеют ярко выраженную социальную окраску, и использование социальных сетей и сервисов, предназначенных для публикации обычными пользователями различных цифровых благ, является подходящим инструментом для их удовлетворения.

Таким образом, у современных людей есть не только техническая возможность создавать цифровые блага на некоммерческой основе, но и мотив для их создания.

Наличие технической возможности и мотива для создания цифрового блага позволяют создать технически простые цифровые объекты, такие как банк фотоизображений, но для создания сложных цифровых

благ, таких как, например, операционная система или всеобъемлющая база знаний, необходима организация кооперации большого количества людей.

Долгое время считалось, что сложная кооперация трудовой деятельности возможна только в рамках централизованных административных институтов и сообществ экономических агентов, таких как государство, коммерческие компании и экономические рынки, однако исследования Э. Острома [12] показали, что существуют примеры сообществ, эффективно проводящих самоуправление ограниченными общими ресурсами без участия классических административных или экономических механизмов. Важнейшим условием для эффективной самоорганизации людей является разделение участниками группы общих целей, наличие правил взаимодействия членов группы и механизмов наблюдения за их соблюдением, а также наказания за их нарушение.

Практика показала, что существуют эффективные наборы правил самоорганизации онлайн-сообществ (см. [11]). В частности, некоммерческим сообществам удалось создать такие сложные цифровые артефакты, как операционная система Linux и интернет-энциклопедия Википедия. Кроме этих гигантских проектов, существует большое количество менее крупных организаций и бесчисленное количество небольших онлайн-групп, зачастую создающих цифровые блага для собственного потребления, но делающих их общедоступными. Цифровая природа этих благ элиминирует «проблему безбилетника», обычно создающую большие сложности для производителей материальных благ, истощающихся при каждом их использовании. Более того, «безбилетники» - потребители, не планирующие затрачивать время на создание своего вклада в продукт, зачастую неявно делают свои микровклады в развитие используемого цифрового блага. Например, пользователи свободно распространяемого программного обеспечения могут делать

вклад в его тестирование, даже не размещая своих сообщений об ошибках, так как отчеты о сбоях ПО могут отравляться автоматически.

В связи с этим группы некоммерческих производителей цифровых благ могут эффективно использовать неявные вклады большого количества «безбилетников», превращая их в существенный вклад в развитие цифрового блага. Таким образом, группа просьюмеров может извлекать пользу из публичного распространения создаваемого ими цифрового блага, даже если целью проекта является создание блага для собственного потребления.

Развитию онлайн-сообществ производителей цифровых благ сопутствуют еще несколько факторов. Сегодня хорошо развиты технологии, программное обеспечение и онлайн-сервисы, обеспечивающие эффективную совместную работу по созданию различных видов цифровых благ через интернет. Например, сейчас некоммерческая группа, разрабатывающая ПО, легко может найти бесплатный онлайн-сервис для совместной работы над программным кодом, организации проектной деятельности, тестирования, публикации проекта и его документации. В отличие от коммерческой компании, реализующей аналогичный проект, такая группа не будет нести издержки на аренду офиса, оплату работы персонала, обеспечивающего его деятельность, не говоря уже о заработных платах сотрудников. Кроме низких издержек организации, некоммерческий проект практически автоматически будет иметь глобальный охват - любой интернет-пользователь сможет получить доступ к создаваемому благу и предложить свой вклад в его улучшение. Для организации крупных онлайн-сообществ большую пользу по поддержанию внутренних правил взаимодействия оказывают технологии автоматического отслеживания репутации. Например, даже простые средства оценки вклада пользователей, такие как счетчики «лайков» для публикаций пользователя, мотивируют

участников сообщества более пристально придерживаться внутренних правил сообщества.

Демонетизация рынков цифровых товаров

Мн огие рынки цифровы х товаров уже претерпели принципиальное изменение в результате появления на них просью-меров и их сообществ. Блогеры и популярные пользователи социальных сетей стали отбирать аудиторию у средств массовой информации, некоммерческие проекты с открытым исходным кодом стали вытеснять коммерческих производителей ПО, а онлайн-энциклопедия Википедия, по сути, стала монополистом на своем рынке. В этих условиях многим коммерческим производителям цифровых товаров пришлось уйти с рынка, а большинству - пересмотреть свою бизнес-стратегию, смещаясь от производства отчуждаемых универсальных продуктов к оказанию сервисов и заказных решений. Под давлением некоммерческих производителей многим коммерческим производителям пришлось перейти к одной из упомянутых бизнес-стратегий, позволяющих извлекать косвенный доход из бесплатного распространения своих цифровых товаров. В результате нулевая цена стала общепринятой нормой для все большего количества видов цифровых благ.

Естественно, переход к бесплатному распространению блага приводит к существенному увеличению физических объемов его потребления, при этом объем этого рынка в денежном эквиваленте может существенно уменьшиться. Если бы к производству цифровых товаров не подключились про-сьюмеры, это могло бы привести к существенной деградации номенклатуры и качества производства таких цифровых благ. Однако благодаря просьюмерам на практике обычно наблюдается обратное. Например, распространение Википедии привело к сжатию рынка производства коммерческих энциклопедий, но количество создан-

ных словарных статей никогда еще не было так велико, как сейчас. Таким образом, специфика цифровых благ, приводящая к нулевым ценам на них, и появление про-сьюмеров и их организаций, производящих эти блага, приводит к снижению денежных оборотов на этих рынках, при этом физические объемы потребления блага увеличиваются, а номенклатура и качество цифровых благ на рынке зачастую возрастают. Такую парадоксальную ситуацию развития рынка можно назвать «демонетизаций». Такой рынок, по сути, перестает формально удовлетворять определению рынка, так как обменные операции между производителями и потребителями на нем вытесняются безвозмездным получением потребителями интересующих их благ.

По мере расширения номенклатуры цифровых благ и роли цифрового потребления важность процесса демонетизации цифровых рынков возрастает. Кроме того, в ближайшее время многие сектора материального производства ожидает процесс «диджитализации» - принципиального повышения роли цифровых технологий в процессе производства. Например, с развитием технологий 3й-печати производство материальных изделий все чаще будет сводиться к процессу распечатки цифровых моделей изделий, которые, по сути, являются такими же цифровыми благами, как, например, электронные книги. В таких условиях демонетизация, с одной стороны, будет формировать изобилие все более разнообразной номенклатуры цифровых благ, но, с другой - приводить к сжатию коммерческого товарного производства и дефициту оплачиваемых рабочих мест. Такая ситуация однозначно приведет к кризису современной системы производственно-экономических отношений.

Предсказать итоги разрешения назревающего кризиса очень сложно. Снижение потребности в оплачиваемых рабочих местах с точки зрения современных производственно-экономических отношений, основанных на товарном производстве,

кажется однозначным злом. В частности, такая оценка экономической продуктивности общества, как валовой внутренний продукт на душу населения, в таких условиях будет демонстрировать снижение уровня жизни. Но общепринятые оценки экономической продуктивности общества, основанные на фиксации денежного оборота рынков, не способны отследить увеличение объема потребления бесплатных цифровых благ, поэтому оказываются неадекватными новым реалиям демонетизирующихся рынков.

Переход от демонстративного потребления к демонстративному производству

Для понимания направления трансформации производственно-экономических отношений важно, что по мере удовлетворения физиологических потребностей и потребности в безопасности все больше ресурсов общества тратится на приобретение товаров и услуг, обеспечивающих потребности человека в принадлежности к сообществу и признании. В обществе, в котором доминирует товарное производство, обеспечение этих потребностей в первую очередь осуществляется благодаря так называемому демонстративному потреблению (см. [13]), целью которого является демонстрация достатка и поддержка определенного социального статуса. Нужно отметить, что соревнование людей в демонстративном потреблении является игрой с нулевой суммой, так как чем больше ресурсов вложил одни индивид в демонстративное потребление, тем относительно более бедными стали все остальные члены общества. В итоге соревнование в демонстративном потреблении приводит к растратам производительных сил общества на создание неэффективно используемых благ.

В мире, где преобладает потребление цифровых благ, выделиться за счет их демонстративного потребления будет значительно сложнее, так как большая часть

цифровых благ будет распространяться бесплатно и, как следствие, станет в равной мере доступна всем. Однако потребность в принадлежности и признании, заложенная в природу человека, в цифровом мире сможет найти новый выход в виде некоммерческого производства цифровых благ в качестве просьюмера. Хорошо известно желание пользователей социальных сетей и публичных видеосервисов собрать «лайки» и просмотры для размещенных материалов. Подавляющее большинство авторов этих материалов не получают какую-либо коммерческую выгоду от своих публикаций, но зачастую тратят большое количество личного времени для подготовки публикаций, так как они позволяют получить «порцию» признания со стороны знакомых и незнакомых людей.

Таким образом, смещение от потребления материальных благ к потреблению цифровых благ уже приводит к переходу от демонстративного личного потребления материальных благ к демонстративному производству общедоступных цифровых благ. Такое изменение не приведет к исчезновению иерархии среди людей, но сделает использование ресурсов, необходимых для этих целей, намного более эффективным.

Практика демонстративного производства и построения социальной иерархии по его результатам известна уже сотни лет, так как именно признание результатов, полученных коллегами и обществом, а не денежное вознаграждение за опубликованные результаты является основой иерархии в научном мире и среди представителей многих других творческих профессий. При соревновании в демонстративном производстве цифровых благ в аналогичном процессе будут участвовать все члены общества, а его продуктами смогут пользоваться все люди. Это принципиально отличается от соревнования в объеме личного демонстративного потребления материальных благ, которое приводит к неэффективному использованию вложенного в них труда. Кроме того, про-

изводство цифровых товаров обычно гораздо менее материалоемко и энергоемко, что позитивно скажется на экологической нагрузке, которую создает процесс поддержания социальной иерархии в обществе. Так, например, чтобы выделиться среди коллег (знакомых) (занять более высокое положение в социальной иерархии) менеджер среднего звена покупает автомобиль «Мерседес». Создание этого автомобиля потребовало затраты сотен тысяч киловат-часов только энергии (с соответствующей нагрузкой на экологию). Или музыкант с той же целью решил записать новый музыкальный альбом (предположим, что альбом создается и распространяется только в цифровом виде), и для его создания и распространения потребовалось несколько тысяч киловат-часов. В обоих случаях цель достигнута - уровень в социальной иерархии каждого из персонажей поднялся, но размеры экологических издержек этого процесса сильно отличаются. Еще одним позитивным фактором перехода от демонстративного потребления к демонстративному производству является то, что демонстративное производство позволяет автору в полной мере удовлетворить свою потребность в самовыражении, то есть реализовать мотивацию, расположенную на самом высоком уровне пирамиды Маслоу.

Заключение

Проведенный анализ показал, что в результате появления развитой ИКТ-инфраструктуры и смещения потребления от материальных благ к потреблению цифровых благ общество ожидают фундаментальные изменения в производственно-экономических отношениях, вызванные спецификой распространения и производства цифровых благ. Близкие к нулю предельные издержки копирования и распространения цифровых благ привели к появлению феномена нулевой цены на цифровые блага. Общедоступность ИКТ-инфраструктуры и наличие мотивации к не-

коммерческому производству привело к появлению просьюмера как нового субъекта производственно-экономических отношений при обороте цифровых благ.

Указанные факторы приводят к качественной трансформации рынков цифровых благ, в частности, к демонетизации рынка, которая сопровождается замещением обменных операций между производителями и потребителями на безвозмездное получение потребителями интересующих их цифровых благ. Преобладание нулевых цен и деятельность просьюмеров на демо-нетизированных рынках цифровых благ приводит к тому, что денежные обороты на них снижаются, при этом физические объемы потребления блага увеличиваются, а номенклатура доступных цифровых благ возрастает. Сжатие базы коммерческого товарного производства при переходе к безвозмездному обороту цифровых благ будет сопровождаться еще одним фундаментальным сдвигом в потребительском поведении - демонстративное личное потребление материальных благ будет замещаться демонстративным производством общедоступных цифровых благ. Таким образом, классические схемы товарного производства, рынков, трудовых отношений и даже создания социальных иерархий, закрепившиеся в качестве капиталистических институтов индустриального общества, перестают отвечать реалиями складывающегося постиндустриального уклада и будут заменены новыми формами отношений и институтами.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Маркс К. К критике политической экономии. 2-е изд. М. : Политиздат, 1959. Т. 13.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.-Л. : Соцэкгиз, 1931. Т. 14.

3. Маркс К. Капитал. М., 1960. Т. 1.

4. Глазьев С. Ю,. Львов Д. С, Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централи-

зованного регулирования. М. : Наука, 1992.

5. Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ, 2004.

6. Digital in 2017: global overview. URL: https://wearesocial.com/blog/2017/01/digital-in-2017-global-overview (дата обращения: 17 апреля 2017 года).

7. Anderson C. Free: The Future of a radical price. Hyperion, 2009.

8. O'Reilly Tim. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. URL: http://www.orei! lynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/ what-is-web-20.html

* *

9. Communitainment Drives Time-Spent: US Time Spent By App Category URL: http:// flurrymobile.tumblr.com (дата обращения: 17 апреля 2017 года).

10. Maslow A. H. Motivation and Personality. New York : Harpaer & Row, 1954.

11. Shirky C. Cognitive Surplus: How Technology Makes Consumers into Collaborators. Penguin Group, 2011.

12. Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности. М. : ИРИСЭН ; Мысль, 2010.

13. Веблен Т. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 1984.

КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 25-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОЦЕНЩИКОВ

12-14 апреля 2018 года, пос. Дагомыс

Уважаемые коллеги, весной 2018 года Российское общество оценщиков - первая в стране профессиональная организация, объединившая специалистов в области оценки, отмечает четвертьвековой юбилей.

12-14 апреля в городе Сочи (поселок Дагомыс) состоится XXVI Международная конференция оценщиков, посвященная этому событию.

В рамках мероприятия состоится торжественное заседание, будут подведены итоги конкурса «Лучшая оценочная компания -2017», пройдут семинары и мастер-классы по самым востребованным направлениям оценочной деятельности, которые проведут мэтры оценки и креативные молодые специалисты.

Вы получите информацию об изменениях в области оценочной деятельности, узнаете о перспективах развития профессии, новых трендах в оценке.

Конференция - это прекрасная возможность для профессионального общения. Вы сможете обсудить практические вопросы с коллегами в рамках различных мероприятий, поделиться своим мнением и принять участие в дискуссиях.

Вашему вниманию будет предложена чрезвычайно насыщенная программа, состоящая из нескольких круглых столов и семинаров по различным направлениям оценочной деятельности.

Поездка на конференцию - это прекрасная возможность выбраться из офиса и отдохнуть от повседневных проблем, побывать в новых местах, встретиться с дорогими друзьями и коллегами, ощутить дыхание весны на Черноморском побережье и получить мощный заряд позитивной энергии!

Все мероприятия будут проходить в одном из самых красивых и комфортных курортных комплексов страны - отеле «Дагомыс» (http://www.dagomys.ru/), там же будут проживать участники форума.

При планировании графика своих поездок на 2018 год, пожалуйста, отметьте даты 12-14 апреля! В случае раннего бронирования мест в отеле гостям будут предоставлены хорошие скидки.

Более подробная информация о бронировании, мероприятиях конференции и культурной программе будет размещена на сайте РОО (http://sroroo.ru/press_center/events/ announces/2359018/!) и странице РОО в Facebook.

Оргкомитет конференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.