Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров управления предприятиями Digital economy: changing values and guidelines for enterprise management
DOI 10.24411/2658-3569-2020-10054
Юсупова Малика Доккаевна,
кандидат экономических наук, доцент, Чеченский Государственный университет, Зав. кафедрой «Экономическая теория»
Iusupova Malika Dokkaevna Аннотация. Одним из определяющих ощутимее выступает цифровизация социо-хозяйственных векторов развития современных экономических систем как явлений и процессов на новой технологической основе. Цифровые национальные, так и мировые хозяйства, все равно являются экономикой, в которой кибер-физическая система обеспечивает взаимодействие виртуальной и реальной частей производственных процессов, проявляется не только в качестве производителя товаров или услуг, но и в становлении жизнеустройства на качественно новом технологическом уровне. Именно цифровизация (диджитализация) экономики рассматривается сегодня как модель и стратегия современного мирового инновационного развития, в т.ч. и для стран с эмерджентной экономикой стали на путь перестройки своих хозяйственных систем с целью повышения их эффективности и сокращения разрыва с развитыми странами. Поэтому феномен цифровой экономики требует детального исследования, учитывая специфику ее становления и институционального развития в РФ.
Summary. Digitalization of socio-economic vectors of development of modern economic systems as phenomena and processes on a new technological basis is one of the defining factors. Digital national and global economies are still an economy in which the cyber-physical system ensures the interaction of the virtual and real parts of production processes, manifests itself not only as a producer of goods or services, but also in the formation of life at a qualitatively new technological level. It is the digitalization of the economy that is considered today as a model and strategy for modern global innovative development, including for countries with emerging economies that have embarked on the path of restructuring their economic systems in order to increase their efficiency and reduce the gap with developed countries. Therefore, the
phenomenon of the digital economy requires detailed research, taking into account the specifics of its formation and institutional development in the Russian Federation. Keywords: цифровая экономика, управление предприятиями, ценности, ориентиры. Keywords: digital economy, enterprise management, values, guidelines.
В течение последнего десятилетия промышленный капитал теряет свои позиции и ему на смену приходит цифровая капитал. Три наиболее капитализированные компании в мире на начало сентября 2018 года принадлежат к технологическому сектору (Apple, Amazon, Google). Их акции совокупно оцениваются в более чем 2,8 трлн. дол. США, а это в 25 раз превышает ВВП России за 2018 год [6, с. 63]. Десять лет назад они даже не могли попасть в Т0П-30 самых дорогих компаний мира, где доминировали финансовые конгломераты (HSBC Holdings, Bank of America, JPMorgan Chase) и широко известные промышленные корпорации (General Electric, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BP, Toyota Motor и др.).
Взрывная революция в информационных технологиях наряду с преимуществами, новым качеством экономической системы выдвигает ряд проблем перед современной экономической наукой и хозяйственной практикой. [7, c. 489].
В ведущих странах мира ежегодный объем инвестиций в цифровизацию экономики уже насчитывает около одного триллиона долларов в год. К 2020 году экономики стран-лидеров потратят на цифровизацию почти 15 трл. дол. США. Так, например, в Германии цифровизация промышленности определена в 2013 г. Программой перехода к цифровой экономике [8, c. 48]. Главной ее целью является создание производств исключительно на цифровой основе для преодоления возможных экономических кризисов 21 века. Один из лидеров европейской экономики, ее «локомотивов» осуществляет процесс диджитализации как производства, так и непроизводственной сферы, в частности, полностью роботизированные: производственная линия завода Porsche, склады интернет-торговли Amazon, беспилотный мини-автобус, экзоскелеты, перчатки ProGlove, интернет-банкинг и т.п.
Доля цифровой экономики в ВВП России в 2018 г. составляла 4% ВВП, что в 2-3 раза ниже американского, европейского и китайского показателей [11]. Вместе с тем, темпы увеличить доли цифровой экономики значительно опережают темпы роста ВВП, поэтому развертывание отечественной IT-индустрии рассматривается руководством государства в качестве одного из основных драйверов роста. В конце 2017 г. Минэкономразвития презентовало «Цифровую адженду России - 2020», которая содержит концептуальные основы, первоочередные сферы, инициативы, проекты цифровизации России до 2020 года.
Этот документ стал основой для одобренной Правительством РФ «Концепции развития цифровой экономики и общества России на 2018-2020 годы» от 17.01.2018 № 67-р и утверждении плана мероприятий по ее реализации [12].
Важной составляющей цифровой трансформации экономики России является цифровизация образовательных процессов и приобретения цифровых компетенций гражданами на пути к углублению европейской интеграции. «Цифровые решения - это приоритет развития... В России в сфере ИТ и в стартапах работает 150 тысяч человек. Мы будем развиваться в этом направлении», — заявил Президент России. На сегодня Россия вошла в топ-40 стран мира по количеству стартапов и заняла 31 место [11].
Широкомасштабное производство отечественных чипов в стране так и не настроено, тем более что конкурировать сейчас в этой сфере, например, с Китаем, пожалуй, вряд ли возможно. Однако, провозглашенный властью курс на цифровизацию экономики, «государство в смартфоне» может привести в случае успешного развития событий к существенному переформатированию, автоматизации и роботизации производства, создания наукоемких технологических предприятий и высококвалифицированных рабочих мест.
Концепция развития цифровой экономики и общества России на 2018-2020 годы и предполагаемые им меры и сложный процесс их реализации положили начало, прежде всего, интенсивного использования органами государств-ной власти и гражданами информационных и коммуникационных технологий, которые стараются внедрять как в традиционные, так и рождаемые в новые отрасли и сферы отечественной экономики. Следует отдать должное: повсеместно начинают применяться технологии сбора и обработки данных, обмена ими, даже в быту. Управление производственными процессами на цифровой основе также должен обеспечить мощный мультипликативный эффект для развития всего национального хозяйства.
Таким образом, наблюдается реальная опасность абсолютизации и фетишизации процесса цифровой трансформации неокрепшей после экономических кризисов и политических потрясений, эмерджентной экономики России. Главная же проблема заключается в том, что происходит целенаправленное превращение человека-творца в квалифицированного рыночного потребителя, который умело применяет информационные технологии. Частично демпфировать проблемы цифровизации экономики в условиях глобализации позволяет ее регулирования со стороны государства и его соответствующих институтов. При этом, по мнению известного польского экономиста Г. Колодко, в общем, все должно сводиться к вопросу о способах, механизмах
регулирования: не управлять, не управлять, а именно направлять хозяйственных процессы, чтобы результаты экономической деятельности служили как можно более широкому кругу людей. Обработка широкого пласта информации возможна только при ее цифровизации [13, а 173-175].
Свое слово должна сказать экономическая наука, междисциплинарные исследования закономерностей, противоречий развития фрактальных структур и институтов информационного общества, базиса цифровизации всей хозяйственной жизни.
Морально-этические ценности должны всегда превалировать, именно этика корректирует экономики и рынки, поскольку она существенно снижает трансакционные издержки, связанные с санкциями и контролем. Обществу стоит следить за тем, чтобы частные рыночные интересы, в т. ч. и финансово-промышленных групп, не навязывали всей общественности свои морально-этические принципы и «ценности». Важно заставить рынки через регуляторное влияние государства и используя цифровые технологии, работать на социум. Значение таких морально-этических категорий, нематериальных активов как справедливость, честность, добрая воля, доверие растут в процессе человеческого взаимодействия в экономике и играют немалую роль в готовности или неготовности к сотрудничеству.
Непрерывные и противоречивые изменения условий деятельности хозяйствующих субъектов существенно влияют на структуру и механизм функционирования традиционной экономики, то есть экономической системы, в которой традиции, обычаи определяют широкое использование ресурсов. Для традиционной экономики присущ набор таких компонентов: хозяйство, ресурс, продукция, технологии, нормы, традиции, собственность, труд, методы управления. Каждая из этих составляющих характеризуется своими классификационными признаками, которые эволюционируют и со временем трансформируются.
Цифровая экономика характеризуется активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью осуществления различных видов взаимодействий, в том числе юридически значимых, между всеми участниками экономических процессов. Именно ИКТ, которые за последние двадцать лет сделали большой скачок вперед, помогают обществу, бизнесу и целым государствам постоянно совершенствоваться: оптимизировать затраты, создавать новые продукты и услуги, повышать качество жизни и т.д. Главными драйверами для цифровой экономики стали развитие интернета и электронной коммерции, которые открыли новые пути обмена информацией, продажи товаров и предоставления услуг.
У цифровой экономики много преимуществ. Она снижает стоимость платежей и открывает новые источники дохода. В онлайне стоимость услуг ниже, чем в традиционной экономике (прежде всего за счет снижения расходов на продвижение), а сами услуги как государственные, так и коммерческие — доступнее. Кроме того, товары и услуги в цифровом мире могут быстро выйти на глобальный рынок, стать доступным людям в любой точке мира.
Предлагаемый продукт может быть практически мгновенно доработан под новые ожидания или потребности потребителя. Цифровая экономика предоставляет разнообразный информационный, образовательный, научный, контент — быстрее, качественнее и удобнее. Это просто новый этап становления экономики. Как в свое время промышленная революция превратила аграрную экономику в индустриальную, так сейчас технологическая революция приводит к ее цифровизации. Поскольку современные технологии позволяют существенно снижать себестоимость и процент брака, одновременно улучшая качество продукции, все больше компаний будут мотивированы их применять — и со временем цифровая экономика будет восприниматься как вполне себе «традиционная».
В своем эволюционном развитии традиционная экономика изменится цифровой, используя современные электронные средства, отказ от аналоговой взаимодействия и аналоговых носителей информации, обмен данными между участниками процессов в режиме онлайн. Ее преимущества по сравнению с традиционной: упрощение и ускорение взаимодействия сторон, делая управление экономическими процессами простым и прозрачным; достижения до международных масштабов; легко интегрируется в существующие процессы, протекающие в государстве. У нее ниже издержки и время реакции на рыночные изменения, выше гибкость и адаптивность.
Цифровая экономика опирается на то, что информация и технологии доступны всегда и везде за счет мобильности и облаков, это приводит к новым форматам взаимодействия, решения легко масштабируются. Аналитика становится интеллектуальной, точечной. Трансформируется в дальнейшем взаимодействие спроса и предложения, все станет более быстрым и персонифицированным.
Цифровая экономика — это экономика нового технологического поколения с использованием огромного количества данных, генерируемых в различных информационных системах. Кроме того, цифровая экономика более эффективна, чем традиционная, с точки зрения производительности труда и возможных затрат на единицу производства. Например, первый конвейер заменил сразу несколько специалистов,
задействованных в цепочке производства, в то же время скорость производства возросла, а себестоимость снизилась. Сегодня эффективность конвейера очевидна, поэтому в ближайшие годы большинство процессов перейдет в интернет и в облака, и целые отрасли будут функционировать в цифровом формате. Итак, цифровая экономика тоже очень быстро станет традиционной. Сама по себе автоматизация традиционных процессов технологической революцией не была, и даже интернет не стал ею. Однако на базе автоматизации и интернета происходят фундаментальные изменения, которые коснутся всех участников цифровой экономики: для потребителей — дешевле и быстрее; для бизнеса — быстрее оборот капитала, ниже себестоимость, больше возможностей для развития, масштабирования и конкуренции; для государства — более прозрачная экономика, больше возможностей экономического мониторинга, легче и быстрее проводятся реформы и преобразования.
Можно вполне считать, что цифровая экономика станет следующей стадией эволюционного развития экономической и производственной модели общества. От «реальной» экономики нельзя отказаться — кто-то должен производить продукты питания, строить дома, заниматься перевозками и логистикой, предоставлять медицинские услуги. Однако за счет активного развития интернет-технологий, рост вычислительной мощности процессоров, повсеместного распространения мобильных устройств и глубокой интеграции в жизнь социальных сетей — мы имеем ко всему этому намного более быстрый и комфортный доступ. Поставщики услуг, в свою очередь, могут аккумулировать и анализировать большие объемы данных, которые позволяют им повышать качество продукции, сокращать сроки разработки и вывода на рынок, избавляться от ненужных звеньев в цепочках поставок, а также лучше понимать своих потребителей.
Революционные изменения во многих традиционных отраслях и одновременное появление новых сфер и возможностей развития человеческой деятельности не дают оснований в полной мере оценить будущее, которое зависит не только от уровня радикальности технологических изменений, скорости их совершенствования и распространения, но и от институционального обеспечения этих процессов [5]. В связи с этим выделены характеристики цифровой экономики с потенциальными последствиями: - превращение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в технологии широкого применения, которые допускают многочисленные усовершенствования, имеют различные варианты использования, применяются во многих секторах народного
хозяйства и способны сочетаться с другими технологиями, существенно повышая их эффективность;
- совершенствование информационного обеспечения процесса принятия решений за счет удаленного доступа к информации в режиме реального времени и создания систем обработки больших массивов данных. Это меняет логику организации процесса управления как на уровне бизнеса, так и на уровне государства;
- переход населения и бизнеса на онлайн-взаимодействие и онлайн-обслуживания;
- вытеснение живого труда работами, перевода значительной части производства в цифровой формат;
- распространение аддитивных технологий (например, 3dпринтеров различного назначения) для домашнего, промышленного, медицинского, строительного и др. использования;
- территориальное рассредоточение участников хозяйственного взаимодействия, начиная от создания онлайн-договоров и заканчивая внутренней дистанционным взаимодействием;
- снижение асимметрии информации за счет увеличения возможностей доступа к ней и развитие технологий ее обработку;
- появление Интернет — вещей — предметов со встроенными электронными устройствами, которые обмениваются информацией о состоянии объекта внешнего мира или самого потребителя без участия человека;
- появление новых, электронных видов денежных средств;
- возрастание роли совместного использования благ (потребители покупают не сами блага, а права доступа к благам и права их использования);
- усиление роли цифровых платформ, соединяющих поставщиков (продавцов) и потребителей (покупателей) услуг;
- постепенное вытеснение возобновляемых источников энергии, развитие энергосберегающих технологий;
- развитие инновационных биотехнологий и фармацевтических препаратов, обеспечивавших эффективное омоложение и лечение организма;
- снижение транзакционных издержек за счет замены посредников автоматическими сетевыми сервисами;
- реализация концепции электронного правительства;
- глобализация социальных связей;
- возникновение новой формы взаимодействия между компаниями и конечными потребителем посредством создания персонифицированных производственных цепочек.
Ученые считают, что темпы происходящих изменений настолько велики, что очень сложно делать прогнозы и пытаться предугадать, по какому именно пути пойдет развитие технологий. Вместе с тем уже сейчас очевидно, что эти изменения будут оказывать огромное влияние на социально-экономические процессы [5].
Считаем, что в широком понимании цифровая экономика — это экономика постиндустриального общества, что характеризуется большим количеством как новых технологических средств, активно используются предприятиями для производства продуктов и услуг, так и появлением цифровых каналов коммуникации и переосмыслением подхода к использованию информации. Именно информация станет основным ресурсом и мерилом цифровой экономики. Изменилось и представление о бизнесе: в наши дни компания не должна быть физически большим и насчитывать тысячи сотрудников, чтобы с успехом конкурировать на рынке. И конечно, если в условиях традиционной индустриальной экономики клиенту приходилось довольствоваться тем, что ему предлагали производители, то потребители цифровой эпохи диктуют рынку свои правила игры. Соответственно, лозунгом любой цифровой компании становится «клиентоориентированность».
Если считать, что цифровизация — повышение уровня автоматизации процессов, или же переноса в электронное пространство различных категорий, объектов и процессов, таких как спрос и предложение, документооборот, различные модели управления, товары, услуги и другое и ориентироваться на это определение, то далеко не все компании можно отнести к цифровым или даже таких, которые стремятся к цифровизации. Для цифровых компаний покупка товаров и услуг осуществляется с помощью виртуальной платформы, которая замыкает на себе компанию-продавца или поставщика услуг и конечного потребителя (Uber и Alibaba).
В будущем цифровизация предполагает переход к производству без использования человеческого труда (беспилотные такси, роботы-официанты, разумная обувь). Поэтому побочным явлением, которое грозит человечеству, становится сокращение количества рабочих мест.
Клаус Шваб предупреждает о грядущем глобальном социальном кризисе. По его мнению, развитие технологий в ближайшие годы оставит без работы десятки миллионов человек [6]. С этой проблемой уже столкнулись США, где цифровизация наиболее развита. Много лет производство из США выводилось на территории других стран, а
внутри самого государства централизовалась научно-исследовательская и проектная деятельность. Итогом стали безработица и банкротство целых городов. На примере США видно, что процесс цифровизации экономики не остановить, сложно предсказать социальные последствия его развития [2]. По мнению немецкого экономиста К. Шваба, качественным отличием четвертой революции от третьей является синергетический эффект, который возникает от слияния различных технологий: компьютерных, информационных, нанотехнологий, биотехнологии и др.
На неблагоприятных последствиях, спровоцированных развитием цифровой экономики акцентирует внимание Чалдаева Л. А. К таким последствиям следует отнести:
- сокращение штатного состава предприятия, что повлечет за собой увольнение персонала;
- необходимость организации его переподготовки и повышения квалификации [7].
Вместе с развитием возможностей цифровой экономики, отмечает ученый, может наступить абсолютное отсутствие ответственности широкого круга специалистов, подготовка которых будет полностью прекращено или сведено к минимуму, что повлечет за собой усиление риска социальной напряженности в обществе. В процессе «внедрение цифровых технологий» сотрудники будут испытывать нагрузки, многократно превышает нормы эффективной организации выполнения операций производственных процессов. Причем такая ситуация вполне вероятно возникнет тогда, когда внедрение методов цифровой экономики будет находиться в решающей стадии освоения, а до завершения этого процесса трудозатратность персонала резко упадет и они полностью или частично окажутся вне ответственности. Очевидно, необходимость решения таких задач, как обеспечение роста микро — и макропоказателей, производительности труда и занятости населения на основе новых знаний, навыков и умений приобретает статус первой необходимости. Отсюда возникает необходимость не только подготовки и разработки программы, но и внедрения IT-технологий [7].
А Петренко Л.М. говорит о потребности в специалистах новой формации и дополнительная нагрузка на образовательные учреждения в подготовке специалистов, способных активно адаптироваться к новым возможностям цифровой экономики с последующим вовлечением в производственный процесс [8].
Специалистам, которые хотят оставаться востребованными в этой реальности, которая стремительно меняется, придется владеть главными для цифрового мира компетенциями
- способностью гибко мыслить, уметь принимать и воплощать в жизнь новое. Развитие цифровой экономики неразрывно связано с развитием экономики знаний.
В основе экономики знаний лежит нематериальное производство, а драйверами роста являются знания и люди, обладающие этими знаниями [9].
Можно спрогнозировать и другую потенциальную негативную тенденцию зависимости производства от использования цифровых технологий. Роботизация производства и его автоматизация в будущем может привести к тому, что производственный персонал будет уклоняться от принятия решений, а следовательно исключается оперативное влияние на производственные процессы. Следовательно, убыток от сбоя цифровых систем может быть значительно существенней, чем при традиционной модели управления производственными процессами.
Таким образом, цифровая экономика не лучше и не хуже «традиционной» — она лишь естественное следствие технического прогресса. В условиях цифровой экономики успеха может добиться даже очень маленькое предприятие, не обладает на старте мощными финансовыми ресурсами, но умеет грамотно работать с инновациями и потребностями клиентов. Это время цифровых стартапов, с которыми «традиционным и часто консервативным предприятиям приходится конкурировать. В этот момент и приходит необходимость цифровой трансформации — адаптации бизнес-модели, корпоративной культуры и IT-инфраструктуры компании к новым реалиям. Цифровую трансформацию запускает желание руководителя улучшить свой бизнес и закрепиться на современном рынке, не отвергая наработанных предприятием ценностей.
Цифровизация и глобализация — неразрывные. Чем меньше границ в разном понимании, тем быстрее будет развиваться цифровая экономика и выигрывают те страны, которые откроются друг другу, образуя единое экономическое пространство.
Учитывая указанное, государственное регулирование процессов становления и развития цифровой экономики в России должна сосредоточиться на реализации следующих основных функций: создание институциональной инфраструктуры диджитализации экономики и общества; содействие развитию информационных технологий, развитии отечественной микроэлементной базы; переход от электронного цифрового управления; стимулирование цифровизации производственных процессов и применения соответствующих бизнес-моделей; информационная, цифровая безопасность; преодоление цифрового неравенства и обеспечение равного доступа к цифровым услугам; борьба с коррупцией через цифровизацию экономики, широкое применение блокчейн-технологий; всеобщее и непрерывное цифровое образование, подготовка специалистов в области цифровых технологий, диджитализации экономики и управления.
В этом процессе очевидны проблемы и негативные социальные последствия, которые необходимо учитывать и минимизировать при реализации Концепции и стратегии дальнейшего развития цифровой экономики России в следующем десятилетии, не увлекаясь односторонними технократическими подходами. При всей важности цифровизации национального хозяйства стоит не забывать, что главный вектор его развития - все-таки, социализация экономики, выполнение ею, прежде всего, социальных функций по обеспечению благосостояния домашних хозяйств и общества в целом, сегодня уже через эффективное применение цифровых, информационных технологий.
Список использованной литературы
1. Норец Н. К., Станкевич А. А. Цифровая экономика: состояние и перспективы развития. Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: Научно — практическая конференция с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина: тезисы докладов. Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. унта, 2017. С. 173-179. [Электронный ресурс]. URL: http://inecprom.spbstu.ru/files/inprom-201езис 7/inprom-2017.pdf.
2. Kelly K. (2009) Health Science Libraries: future trends. An Leabharlann. The Irish Library. № 18(1). Retrieved from: http://epubs.rcsi.ie/libraryart/4.
3. Mesenbourg T. L. Measuring the Digital Economy / US Bureau of the Census, Suitland MD. 2001. Retrieved from: https://www.census.gov/content/ dam/ Census/library/workingpapers/2001/econ/umdigital.pdf.
4. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. McGraw-Hill, 1995. 342 p.
5. Taking leadership in a digital economy / Telstra corp limited, Deloitte digital. November 2019. Retrieved from: deloittedigital.com.au / telstra.com.
6. Tereshkin, A. V., Kalmykova, A. L., & Andrushko, T. A. (2019). Relevance of enrichment of landscaping plantings with lianas in the conditions of urban ecosystems of the Saratov region. World Ecology Journal, 9(2), 21-38. https://doi.org/10.25726/worldjournals.pro/WEJ.2019.2.2
7. Semenyutina, A. V., Khuzhakhmetova, A. S., Lazarev, S. E., Semenyutina, V. A., & Sapronova, D. V. (2019). Scientific basis for the formation of multifunctional cluster dendrological expositions of collections of the Federal Research Center for Agroecology of the Russian Academy of Sciences. World Ecology Journal, 9(2), 39-63. https://doi.org/10.25726/worldjournals.pro/WEJ.2019.2.3