Научная статья на тему 'Цифровая экономика как новый вектор развития АСЕАН'

Цифровая экономика как новый вектор развития АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
713
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / Ассоциация государств Юго-Восточной Азии / ИКТ / «промышленность 4.0.» / государственное частное партнерство / экономическое развитие / тенденции / проблематика / перспективы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чан Куок Нам

В статье исследуется важность цифровой экономики для стран АСЕАН. Исследованы результаты вовлечения цифровой экономики в жизнь общества стран АСЕАН. Оценено влияние информационных технологий на современное экономическое состояние АСЕАН. Проанализированы существующие и определены будущие тенденции развития АСЕАН в период «промышленности 4.0». Раскрыта проблематика и перспективы развития АСЕАН в области ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика как новый вектор развития АСЕАН»

Цифровая экономика как новый вектор развития АСЕАН

Ь Л московский

■ р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15063 Чан Куок Нам (Tran Quoc Nam),

аспирант Российского университета дружбы народов, г. Москва, tqnam@mail.ru Аннотация: В статье исследуется важность цифровой экономики для стран АСЕАН. Исследованы результаты вовлечения цифровой экономики в жизнь общества стран АСЕАН. Оценено влияние информационных технологий на современное экономическое состояние АСЕАН. Проанализированы существующие и определены будущие тенденции развития АСЕАН в период «промышленности 4.0». Раскрыта проблематика и перспективы развития АСЕАН в области ИКТ.

Ключевые слова: АСЕАН, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ИКТ, «промышленность 4.0.», государственное частное партнерство, экономическое развитие, тенденции, проблематика, перспективы.

С момента своего создания в 1967 году АСЕАН был устойчивой силой в условиях огромных политических, экономических и социальных изменений в регионе. Он поддерживает мир, стабильность и дипломатическое единство, несмотря на невероятное разнообразие и неравенство между государствами-членами. Это были важнейшие основы для быстрого социально-экономического развития стран-участниц.

АСЕАН начал с пяти стран с населением 200 миллионов и ВВП 22 миллиарда долларов США. Сегодня в расширенной группе из 10 стран проживает более 630 миллионов человек с ВВП в 3,8 триллиона долларов США, что делает ее шестой по величине экономикой в мире.

Обладая благоприятной демографической ситуацией, хорошо образованной и трудолюбивой рабочей силой, богатыми природными ресурсами, культурными и географическими связями с наиболее важными двигателями роста в мире и развитой инфраструктурой, АСЕАН готов поддерживать быстрый прогресс с помощью развития цифровой экономики [9].

С 1990-х годов информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают все более важное влияние на то, как люди живут и работают во всем мире. С появлением мобильных технологий и Интернета вещей (1оТ) ИКТ обещает предоставить бесперебойную и интеллектуальную взаимосвязь между людьми, фирмами и правительствами во всем мире. Благодаря улучшению связности и облегчению доступа к информации и услугам, «цифровая экономика» использует современные способы организации деятельности и преобразования того, как фирмы обращаются к потребителям.

Принимая во внимание большой потенциал, цифровая экономика может играть ключевую роль в стимулировании экономического развития в регионе АСЕАН и, что более важно, служить движущей силой роста производительности. Цифровая трансформация уже приводит к важным секторальным сдвигам в ВВП и структуре занятости. Крупнейшими победителями этих изменений являются сектора, производящие ИКТ, такие как электроника и связь, а также основные сектора, использующие ИКТ, такие как электронная коммерция и транспорт. Тем не менее, цифровые технологии также позволили новым и более проворным фирмам выйти на другие оспариваемые рынки, нарушая существующие методы ведения бизнеса, создавая конкуренцию и принося пользу потребителям.

От роботов до больших данных и чистой энергии, прорывные технологии быстро внедряются в нашу повседневную жизнь, наши предприятия, наши экономики. И в нашем взаимосвязанном мире эти углубляющиеся воздействия «промышленности 4.0» должны вынудить страны подготовиться к изменениям. Странам АСЕАН рекомендуется сосредоточиться, в частности, на новых технологиях, связанных с цифровой экономикой. Однако для этого необходимо преодолеть несколько ключевых проблем: обеспечить необходимое регулирование и государственную инфраструктуру, развивать человеческие ресурсы и активизировать взаимное сотрудничество.

Промышленность 4.0 обещает революционную новую парадигму для экономического производства, в которой используются киберфизические производственные системы, включая онлайн-сети датчиков, машин, заготовок и систем информационных технологий, которые охватывают целые производственно-сбытовые цепочки. Эти сложные новые системы повышают производительность и приводят к уровням эффективности, которые не могли себе представить всего пару лет назад [1]. Но эти выгоды также приносят определенные минусы, например, возможного нарушения рынка труда.

Эта революция началась десятилетиями назад, но до недавнего времени не было никаких явных признаков господства технологических отраслей. В 2016 году технологические компании обогнали финансовые, нефтегазовые и другие отрасли с пятью крупнейшими компаниями с точки зрения рыночной капитализации всех технологий [2]. Эти изменения трансформируют Азию, по крайней мере, так же, как и везде. Электронная торговля Китая лидирует во всем мире, Индия теперь имеет Бангалор, что является аналогом американской Силиконовой долины [3]. Чтобы выжить в глобальной конкуренции, странам АСЕАН следует подготовить адаптивную экосистему цифровой экономики как основу для участия в промышленности 4.0.

Растущие уровни проникновения Интернета в страны АСЕАН обеспечивают прочную основу для этого участия. Согласно опросу Google-Temasek, к 2016 году 260 миллионов человек в регионе АСЕАН имели регулярный доступ к Интернету. Согласно прогнозам, к 2020 году этот показатель возрастет до 480 млн. При среднегодовом темпе роста ВВП в 4,6% в 2016 году АСЕАН имеет один из самых высоких региональных показателей в мире. Из населения региона, насчитывающего более 600 миллионов человек, более 65 процентов имеют продуктивный возраст, с быстро растущим средним классом. Эти факторы привели к значительному увеличению спроса на онлайн-услуги в средствах массовой информации, путешествиях и электронной торговле. В 2015 году стоимость этих услуг в регионе составляла 31 млрд. Долл. США. Ожидается, что к 2025 году он вырастет в 6,5 раза. [4].

Однако, несмотря на этот потенциал, остается ряд серьезных проблем, прежде всего связанных с государственным регулированием, государственной инфраструктурой и развитием людских ресурсов. Для решения этих проблем правительства стран АСЕАН должны индивидуально и коллективно разрабатывать соответствующие правовые рамки. В частности, это должно препятствовать появлению монополий в результате использования передовых технологий одной компанией. Также должны быть разработаны программы по защите потребителей от мошенничества, вторжения в неприкосновенность частной жизни и нарушения прав интеллектуальной собственности и других вопросов [5].

Эти проблемы уже создали значительную напряженность. Например, традиционные транспортные услуги в регионе, такие как компании такси, чувствовали, что им угрожает то, что они считают недобросовестной конкуренцией со стороны новых сервисов по прокату, Uber, Grab и Go-Jek. Изучая эти конфликты, правительства вместе с соответствующими заинтересованными сторонами должны стремиться к тому, чтобы правила соответствовали технологическим достижениям [6].

Правительства также должны играть определенную роль, развивая инфраструктуру ИКТ, необходимую для участия в новой парадигме. В настоящее время, согласно докладу о глобальной конкурентоспособности на 2016-2017 годы, существует широкий диапазон качества инфраструктуры, доступной для людей в разных странах АСЕАН, соответствующих различным уровням экономического развития каждой страны. В менее развитых государства, правительства часто рассматривают возможность подключения к ИКТ в качестве третичной инфраструктуры, причем более пристальное внимание уделяется развитию первичной инфраструктуры, в том числе автомобильной, базовой электроэнергии, чистой воды и сельскохозяйственных ирригационных сооружений [7].

Тем не менее, правительства могут использовать государственно-частные партнерства (ГЧП), чтобы обеспечить развитие инфраструктуры ИКТ без перераспределения государственных ресурсов от основной первичной инфраструктуры. Например, Малайзия создала ГЧП для разработки высокоскоростной общенациональной широкополосной сети [8], а Сингапур создал ее для предоставления бесплатного общественного Wi-Fi. В Таиланде использовалась модель PPP для передачи по фиксированной телефонной линии, использующая концессионные сборы для обмена доходами с частной компанией. Модели АСЕАН по ГЧП для ИКТ являются неотъемлемой частью Плана АСЕАН по ИКТ 2015 года и могут служить в качестве справочной информации для других государств-членов АСЕАН.

Другие проблемы связаны с ограниченными людскими ресурсами. Чтобы решить эту проблему, правительства могут поощрять участие частного сектора, поддерживая отечественные цифровые отрасли промышленности за счет предоставления общественных рабочих мест, улучшения высшего образования, тренингов, соревнований и учебных лагерей. Бюджетные стимулы могут быть реализованы выборочно, но правительства могут также продвигать цифровые стартапы с помощью займов и финансовых средств через банки, инвесторов-ангелов, венчурного капитала.

Хотя технические навыки чрезвычайно важны для развития цифровых обществ, широко распространенная интернет-грамотность одинаково важна для ее восприятия. Правительства могут внедрять правительственные услуги для ознакомления людей с Интернетом, в то время как интернет-образование должно предоставляться микропредпринимателям для получения доступа к информации и новым рынкам.

Все эти усилия правительств АСЕАН могут быть оптимизированы путем взаимного сотрудничества. Были разработаны более ранние инициативы, такие как Мастер-план ASEAN ICT 2015 года, в целях содействия этому сотрудничеству и развития цифровой

экономики во всем регионе путем определения общих принципов. В текущем плане на 2020 больше внимания уделяется вопросам внедрения, в том числе внедрению устойчивых, экологически безопасных систем ИКТ, развитию интеллектуальных городов, упрощению инвестиций в ИКТ, открытым системам данных, кибербезопасности и облачным вычислительным платформам [5]. Важно отметить, что Сингапур выразил свою готовность быть лидером в продвижении цифровой экономики в 2018 году.

Благодаря региональной интеграции страны АСЕАН смогут делиться опытом и обучать друг у друга для решения проблем, которые в настоящее время сдерживают развитие. Глобальные связи ускорят распространение информации и знаний, тем самым повышая осуществимость технологического принятия. Если страны АСЕАН смогут сосредоточиться на поддержке экосистемы цифровой экономики и в то же время привлечь таланты через региональное сотрудничество, страны АСЕАН в полной мере могут быть лидерами в период «промышленности 4.0».

Список литературы

1. «Промышленность 4.0»: создание цифрового предприятия. [Электронный ресурс] / PWC. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/industry-41.html

2. Amazon и Facebook обогнали по капитализации крупнейшую нефтегазовую компанию [Электронный ресурс] / Ведомости. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/08/02/651355-exxonmobil-viletela-pyaterki-samih-dorogih-publichnih-kompanii-ssha

3. Bangalore: India'sSiliconvalley [Электронный ресурс] / ВВС. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.bbc.com/news/av/technology-23943861/bangalore-india-s-silicon-valley

4. Why Southeast Asia's Internet Economy Is Booming [Электронныйресурс] / Inc South Asia. - Электрон. дан. - Режимдоступа: http://inc-asean.com/editor-picks/southeast-asias-internet-economy-booming

5. Theaseanictmasterplan 2020 [Электронный ресурс] / ACEAN. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.asean.org/storage/images/2015/November/ICT/15b%20-%20AIM%202020_Publication_Final.pdf

6. Drivers' stories reveal how exploitation occurs in Gojek, Grab and Uber [Электронный ресурс] / The conversation. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://theconversation.com/drivers-stories-reveal-how-exploitation-occurs-in-gojek-grab-and-uber-82689

7. The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс] / The World Economic Forum. - Электрон. дан. - Режим доступа:

http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-

2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf

8. HSBB Malaysia's Drive for High Speed Broadband [Электронный ресурс] /MALAYSIAN COMMUNICATIONS AND MULTIMEDIA COMMISSION. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.skmm.gov.my/skmmgovmy/media/General/pdf/MYC04_all_lowres.pdf

9. Asean 4.0: Making it work for the future [Электронный ресурс] /SPH Digital News. -Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.straitstimes.com/opinion/asean-40-making-it-work-for-the-future

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.