Научная статья на тему 'Цифровая экономика как новая модель экономического развития в ХХI веке'

Цифровая экономика как новая модель экономического развития в ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОЛЛАБОРАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарев С.А., Фисунов С.А., Жогличева В.В.

В статье сформулированы концептуальные положения, раскрывающие стратегию цифровой экономики как ключевого фактора роста современной российской экономики; обоснована логика формирования цифровой экономики, как социально-экономического феномена, способствующего росту цифровых дивидендов российских предприятий; раскрыт мировой опыт становления цифровой экономики, который целесообразно учитывать в хозяйственной практике России; дана оценка роли цифровой экономики как фактора роста новой технологической основы для преодоления экономического разрыва между странами лидерами и современной российской экономикой и решению проблем координации действий в мировом масштабе. Объектом исследования является стратегия цифровой экономики как условие обеспечения экономической, финансовой и технологической безопасности страны в результате использования промышленного интернета и роботизации производства; предложено цифровизацию экономики характеризовать как новый тренд, связывающий все направления социально-экономического развития страны, что, в конечном итоге, приведет к росту цифровых дивидендов, которые заключаются в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, благодаря более гибкому управлению производственными процессами; дана оценка роли цифровой экономики как фактора роста инновационных территориальных кластеров, которые способствуют интеграции науки, образования, делового бизнеса, власти (федеральной, республиканской и муниципальной), созданию цифрового пространства для решения проблем координации действий России в мировом масштабе; разработанный механизм реализации новой модели экономического развития создает фундаментальную базу для решения практических задач, предлагая и стимулируя активное участие гражданского общества в формировании престижа отечественного бизнеса и государства в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика как новая модель экономического развития в ХХI веке»

Цифровая экономика как новая модель экономического развития в XXI веке

Бондарев Сергей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Фисунов Сергей Алексеевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Жогличева Вероника Владимировна

старший преподаватель кафедры международного бизнеса и таможенного дела, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

В статье сформулированы концептуальные положения, раскрывающие стратегию цифровой экономики как ключевого фактора роста современной российской экономики; обоснована логика формирования цифровой экономики, как социально-экономического феномена, способствующего росту цифровых дивидендов российских предприятий; раскрыт мировой опыт становления цифровой экономики, который целесообразно учитывать в хозяйственной практике России; дана оценка роли цифровой экономики как фактора роста новой технологической основы для преодоления экономического разрыва между странами лидерами и современной российской экономикой и решению проблем координации действий в мировом масштабе. Объектом исследования является стратегия цифровой экономики как условие обеспечения экономической, финансовой и технологической безопасности страны в результате использования промышленного интернета и роботизации производства; предложено цифровизацию экономики характеризовать как новый тренд, связывающий все направления социально-экономического развития страны, что, в конечном итоге, приведет к росту цифровых дивидендов, которые заключаются в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, благодаря более гибкому управлению производственными процессами; дана оценка роли цифровой экономики как фактора роста инновационных территориальных кластеров, которые способствуют интеграции науки, образования, делового бизнеса, власти (федеральной, республиканской и муниципальной), созданию цифрового пространства для решения проблем координации действий России в мировом масштабе; разработанный механизм реализации новой модели экономического развития создает фундаментальную базу для решения практических задач, предлагая и стимулируя активное участие гражданского общества в формировании престижа отечественного бизнеса и государства в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, коллаборация, цифровые платформы, цифровое пространство, электронный бизнес, искусственный интеллект, цифровая инфраструктура

Постановка вопроса. В послании Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. Президентом РФ было предложено «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики», в реализации которой следует «опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны» [1]. В этой связи в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г.) [1] были определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровых технологий в России. Программа рассчитана до 2024 года включительно и состоит из пяти направлений: нормативное регулирование, кибербезопасность, образование и кадры, формирование исследовательских компетенций технологических заделов и информационная инфраструктура. Акцент программы сделан на такие базовые составляющие цифровой экономики России, как «интернет вещей», большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом. Полагается, что это позволит увеличить долю цифровой экономики в ВВП, а также создать масштабные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях. И это очень важно для современной российской экономики. Особенно учитывая тот факт, что «с точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия» [3]. Очевидно, что в настоящее время России необходимо приложить максимум усилий в развитии цифровой экономики, чтобы преодолеть или хотя бы сократить разрыв со странами-лидерами к 2024 г., при этом учитывая, что эти страны, развивая цифровые технологии, не будут стоять на месте. Вероятно, разрыв сократится, но окончательно не исчезнет. Надежда есть, если исходить из того, что решения Президента и Правительства Российской Федерации не только дали старт плановой работе министерств и ведомств по теме «Цифровая экономика», но и запущено большое количество инициативных разработок экспертных сообществ (Агентство стратегических инициатив, Центр стратегических исследований и др.). Другими словами, методология цифрового развития гарантирует воспроизводство адекватно востребованных, именно данной экономикой, инноваций, воспроизводимых национальным доминантным внутренним рынком. Данная методология, учитывая ее перспективную направленность, задает точные параметры прогнозированию в системе ценностей в обществе и экономике. Проблема неуклонного роста производительности труда, инновационности и конкурентоспособности экономики генетически встраивается в методологию цифрового развития. При этом меняется и сам характер труда, обретающего творческий (креативный) и коллаборативный характер, т.е. работать сообща. Эту работу выполняют рынки на уровне территорий в режиме формирования инновационных территориальных кластеров, выраженного в виде интерактивного диалога науки/образования, бизнеса и властей. Субъекты хозяйствования выдвигают коллаборативные инициативы и нащупывают в ходе сотрудничества вектор «умной специализации», в основе которого лежит устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов с целью постоянного поиска новых возможностей для роста инновационного предпринимательства, ориентации в данном случае на цифровые инновации как результат нововведений, полученный в режиме коллаборации. Поэтому неслучайно в работах известных зарубежных экономистов был сделан акцент на особый новаторский процесс хозяйствования - процесс коллаборации, Таким образом, получается, что с развитием сотрудничества институтов хозяйствования посредством формирования устойчивых вертикальных и горизонтальных связей, которые определяют эффективность всех его составляющих, стимулируются инновационные процессы, принципиально новые, работающие в масштабе реального времени, систе-

© £

Ю

5

Г

со

2 е

8

сч

СП £

Б

а

2 о

мы и методы «быстрого реагирования» на нечто новое, которое обеспечит рост цифрового предпринимательства. В данном аспекте также происходит трансформация государственного управления. Возникает ряд вопросов: каким оно должно быть в условиях цифровой экономики, какие функции выполнять, каких критериев эффективности придерживаться в своей деятельности, какую промышленную и в целом экономическую политику прогнозировать, каких внешнеэкономических приоритетов придерживаться. Мы согласны с утверждением Глазьева С.Ю

[4], что российское государство должно «оказать поддержку в росте инновационной экономики», которая порождает переход к цифровой экономике. Последнюю одновременно по столь широкому спектру направлений невозможно построить за счет усилий ограниченного круга частных компаний. Поэтому государственные органы власти, вовлеченные в разработку программ развития цифровой экономики, видят свою основную задачу в том, чтобы создать благоприятные условия для частной инициативы. Все действия со стороны государства планируются и предпринимаются, в частности снимается проблема хронического «инвестиционного голода» в координации решения проблем цифровизации экономики.

Детерминация цифровой экономики (ЦЭ)

«Без цифровой экономики, подчеркнул В.В. Путин, у России нет будущего».

[5] Правительством Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р утверждена Программа, которая исходит из того, что «цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.» [6] Следовательно, нужно признать, что современная рыночная экономика эволюционирует в новый технологический уклад. Назовем его цифровым, хотя структура экономики России пока очень далека от постиндустриальной. Поэтому России предстоит очень быстро пройти боль-

шой путь цифровизации экономики, или совершить прорыв, как это уже неоднократно происходило в российской истории. Мир стоит на пороге принятия новой - «цифровой» парадигмы экономического развития, где первое место займет Интернет, а искусственный интеллект станет безотказным механизмом насильственной трансформации и контроля над всеми процессами жизни человека, включая его духовную жизнь. Мировая практика показывает, что современную экономику развитых стран уже можно назвать цифровой.

ЦЭ стремительно меняет лицо современного бизнеса. Она создает новое цифровое пространство, открывает доступ к существенному массиву данных многочисленным участникам мировой экономики. В настоящее время предлагается рассматривать интеграцию с позиции новых общественных отношений, складывающихся в системе ЦЭ при использовании электронных технологий, информационной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития России.

В конечном счете, стратегия цифро-визации экономики способствует расширению масштабов производства и обмена, росту рыночной стоимости предприятий, более эффективному использованию средств производства и рабочей силы, как в сфере материального производства, так и сфере услуг, и, самое главное, усилению конкуренции и изменению сложившегося стиля управления экономикой. Цифровые дивиденды современной экономики заключаются в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего.

В целом выявленный механизм реализации ЦЭ создает новую базу для дальнейших исследований и решения практических задач в развитии российской экономики на перспективу, в частности повышения конкурентоспособности своей экономики за счет более активного использования цифровых технологий.

Есть мнение, что «простыми словами, цифровая экономика (ЦЭ) - это деятельность, непосредственно связанная с электронной коммерцией, в которую входят: сервисы по предоставлению онлайн услуг, интернет магазины, информационные сайты, зарабатывающие на рекла-

ме и прочие виды деятельности. В итоге можно сказать, что к цифровой экономике можно причислить практически любые способы заработка в сети Интернет.» [7] Это означает, что ЦЭ господствует в сфере коммерции (обмена). Одним из основных ее направлений является быстрое и легкое предоставление вещей через Интернет.

Однако, обменять можно только то, что сделали руками или машинами, или роботами. Надо признать, что в ЦЭ материальное производство не исчезает как основа жизни человеческого общества. И не исчезнет, пока человеческое общество будет существовать. Это понятие вечное. Поэтому правильно подчеркнуть, что концепция цифровой экономики начала выходить за рамки коммерческого аспекта покупки и продажи электронных продуктов в Интернете. Сегодня эта идея включает в себя использование виртуальных процессов в рамках деятельности крупных компаний и корпораций.

Известен постулат: для жизни людей необходимо производство средств производства и производство товаров народного потребления. В некоторых случаях меняется лишь форма приоритетности между ними. Например, в годы войны, кризисов или в период природных катаклизмов. В таких случаях большее значение приобретает производство средств производства. В мирное время же время производство товаров народного потребления находится в приоритете. Исторически это зафиксировано.

И тем не менее, несмотря на все происходящее в мире вещей технологическое развитие идет вперед и приводит к появлению новых технологий, ломающих привычную структуру производства. Так случилась и в настоящее время.

Уже более 25 лет цифровые технологии стали играть приоритетную роль в экономике стран - лидеров. На их примере видно, что эти технологии становятся исходным материалом в принятии различных стратегических решений, например, относительно увеличения платежеспособного спроса на товары, привлечения иностранного капитала, повышения эффективности управления, как на макро-, мезо-, так и микроуровнях, а. в конечном итоге, с целью роста благосостояния населения.

Результативность ЦЭ

Цифровые технологии создают новое цифровое пространство. В этой связи открывается доступ к существенному массиву данных многочисленным участникам глобального экономического про-

странства. Формируемые «большие данные», наряду с технологиями, становятся одним из ведущих активов государства, бизнеса и гражданского общества. Более того, идет разработка национальных программ развития экономики нового поколения, включающая вопросы развития и внедрения высоких технологий, анализа «больших данных» и прогнозирования, внедрения новых способов управления. Задачей стратегической важности становится не только достижения в контексте социально-экономического благополучия государств, но и как условие сохранения суверенитета на фоне глобализации и реализации программ цифрового развития другими участниками мирового рынка.

Свойства цифровых технологий способны помочь решить насущные социальные и глобальные проблемы, упрощая коммуникации между наукой, бизнесом. государством и гражданским обществом, повышая производительность, создавая новые возможности для предпринимательства и трудовой деятельности, получения образования и постоянного повышения и расширения профессиональных квалификаций, позволяя учитывать особые потребности социально-незащищенных групп, создавая новые возможности для социально значимых научных исследований и смягчать риски изменения климата, нехватки питьевой воды и продовольствия, нехватки энергии и др. Цифровые технологии, таким образом, являются важным рычагом экономического развития, предлагая прогрессивные решения глобальных проблем, повышая эффективность управленческих решений и стимулируя активное участие бизнеса и гражданского общества в формировании экономического благосостояния страны.

Цифровые технологии способствуют созданию информационной, или « цифровой экономики», которая характеризуется высокими темпами обновления производственных технологий или продуктов; большим вкладом искусственного и человеческого капитала по сравнению с материальным; развитием таких секторов экономики, как образование, наука (производство фундаментального знания), информационные технологии и так называемые интеллектуальные услуги (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги).

Носовой С.С. правильно подчеркнуто, что « цифровая экономика обеспечивает мировое экономическое превосход-

ство страны». [8] Мировая практика показывает, что цифровые технологии коренным образом меняют форму связей между бизнесом, людьми и правительством. Эта связь контролирует их действия по отношению использования рабочей силы, сырья, материалов. машин. оборудования и т.д. и порождает искусственный интеллект, а вместе с ним роботов. Все это порождение цифровых технологий. И это уже имеет место как в странах-лидерах, так и в России, но существенно меньше. Таким образом, ЦЭ является хозяйственная деятельность, основанная на цифровых технологиях, способствующих производить электронные товары (программное обеспечение, компьютерные игры, электронные книги, виджеты и т.д.) и сервисы (электронная коммерция, консультации клиентов в режиме онлайн без абонентской платы, аудио поздравления и т.д.). Иначе говоря, появляются новые понятия в экономическом обороте: электронный бизнес, электронная коммерция, блокче?йн, токен и др. Расчёты за услуги и товары ЦЭ могут производится электронными деньгами, так называемой криптовалю-той. Отсюда надо признать, что все вышеперечисленные понятия - это новые категории и они требуют признания и тщательного анализа со стороны научного сообщества, чтобы получить цифровые дивиденды. Таким образом, тотальная цифровизация - процесс объективный, неизбежный и остановить его невозможно.

Построение ЦЭ - это системное улучшение всей страны, включая повышение эффективности ведения бизнеса, рост уровня жизни населения, и государственного управления. Главная задача Цэ как новой управляющей системы состоит в определении потоков передач (обмена), о величине которых контрагенты должны принять совместное решение. Меняется управляемость спросом и производством. Каждый из агентов предлагает свой план величины потока спроса или предложения. Он зависит от значений особых информационных переменных (цен, количества, инфляции, процентов, обменных курсов валют), значения которых приносят агенту информацию о состоянии всей системы. Допустимые отношения описываются институциональными (договорными) связями, содержащими жесткие информационные переменные.

Весь этот процесс обусловлен прогрессом микроэлектроники, информационных технологий и телекоммуникаций

и является естественным этапом развития цивилизации. Доказано, что ЦЭ используется только как средство для достижения системности. Это означает, что 1) цифровые законы будут одинаковы для всех субъектов, 2) транзакции не будут подвержены коррупции, 3) цифровые бизнес-процессы будут исполняться точно и в установленный срок. Идеально, чтобы такой подход ещё и обладал бы экспортным потенциалом регионального (страны ЕАЭС, ШОС, БРИКС) и мирового масштаба. Для России это будет реальный рывок, чтобы выйти в лидеры в сегодняшней гонке цифровизации.

В этом аспекте необходимо создать много цифровых платформ, цифровых «умных фабрик», «умных городов», «умного правительства» и т.п. Так, «все звенья «умной фабрики» предельно автоматизированы. Это предприятие-трансфор-мер, производственные линии которого способны быстро обновляться и перестраиваться. При этом все подсистемы управляются автономной системой благодаря промышленному интернету вещей. Объектом управления становится весь жизненный цикл изделия ^М-управле-ние), включая интеграцию с логистикой, сервисными центрами и получение обратной связи». [9] В связи с тем, что «цифровые объекты можно многократно копировать, следует хорошо сделать цифровой образ, то это можно реализовать в масштабах всей страны, групп стран и всей планеты». [10] Поэтому следует научиться строить уникальные цифровые системы для решения сложнейших планетарных задач. Так, традиционная экономика основана на построении физических артефактов (мосты, пароходы, и т.п.), копирование которых весьма затруднено. Цифровая же экономика основана на построении цифровых артефактов (программы, алгоритмы, и т.п.), т.е. копирование (точнее клонирование) которых практически не требует дополнительных расходов. Поэтому, для цифровых артефактов наиболее важным становиться функциональность, производительность, качество и адаптивность к запросам клиента. Понимая, что все умные города во многом похожи друг на друга (те же типы данных, те же программы, те же платформы и проч.), города кооперируются для создания общих цифровых артефактов. Например, различные программы и проекты, используя эталонную цифровую платформу, обеспечивают эффективную кооперацию и координацию между программами и проектами и, таким образом:

О £

ю

I

г

со

2 е

8

сч

СП £

б

а

2 о

• снижают общую стоимость программ и проектов,

• сокращают время их выполнения,

• повышают качество их реализации.

В ближайшее время человечеству

предстоит столкнуться с достаточно резкими переменами. Заданный цифро-визацией вектор развития неизбежно связан с глобальными изменениями в промышленности, государственном управлении, экономике в целом, обществе и быту. Однако конечный результат изменений не предопределен. Он зависит от подготовленности общества и государства, так как цифровизация рождает возможности, которые могут нести как неожиданные угрозы, так и новые блага. Самой значительной социальной угрозой является перспектива массовой безработицы среди специальностей низшей и средней квалификации, и, как следствие, радикальное сокращение среднего класса. Значительная часть активного образованного трудоспособного населения, привыкшая к достаточно высокому уровню жизни, окажется «на обочине жизни». Однако новый «цифровой» мир будет требовать новых профессий и навыков. Пока что у всех, кто готов к переменам, есть время на подготовку. В современной рыночной экономике цифровые технологии начинают играть важную роль. По существу, они становятся исходным материалом в принятии различных стратегических решений. Согласно марксистской трактовке, материальное производство является основой жизни человеческого общества. Сегодня же цифровые технологии определяют величину и качество материального производства. И конкуренция в рыночной экономике определяется не спросом и предложением производимых товаров и услуг, а спросом и предложением новых технологий. В этой связи главной производительной силой становится не просто человек с его физической и умственной способностью к труду, а творческий (когнитивный) человек, способный стратегически вывести производство на новые технологии. И те страны, которые в настоящее время активно их используют в производстве, опережают в экономическом развитии и будут опережать другие страны. Это общая тенденция. Это неизбежно. Это закон экономического развития. В ряде стран, в том числе и в России требуется тотальная цифровая трансформация всей экономической и социальной жизни.

В долговременном аспекте к движущим силам роста цифровой российской

экономики относятся следующие положения:

1. Наука должна все сильнее ориентироваться на потребности цифровой экономики, в ее развитии необходимы радикальные изменения, связанные с а) повышением доли предпринимательского сектора, как в выполнении, так и финансировании исследований; б) концентрацией исследований в высокотехнологичных отраслях и сфере услуг; в) растущей инновационной ориентацией науки, в том числе фундаментальной.

2. В структуре промышленных исследований и разработок, исходя из опыта развитых стран, необходимо добиться сдвигов в сторону динамично развивающихся отраслей (например, производство компьютеров, мобильных телефонов и других объектов цифровой инфраструктуры).

4. Повышение склонности российского бизнеса к инновационному инвестированию, что ведет в частности к увеличению доли амортизации, направляемой на инновационные инвестиции.

5. Необходима трансформация институциональных форм научной деятельности, в частности способствующих более эффективному воплощению научных результатов в продукты и услуги.

6. Обеспечение более интенсивного притока иностранных прямых инвестиций и увеличение вклада банковского кредитования в финансирование цифровых технологий, которые создают новую базу для и решения практических задач относительно роста инновационности и повышения конкурентоспособности экономики за счет более быстрого обеспечения клиентов новыми услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего.

7. Рост в реальном выражении государственных инвестиций, повышением их эффективности в результате частно-государственного партнерства, что позволяет выработать пути устранения наиболее серьезных проблем на пути развития бизнеса через рассмотрение конкретных цифровых проектов.

8. «ЦЭ как управляющая электронная система может не просто скоординировать действия миллиардов людей, но сделать это так, чтобы люди в большинстве случаев могли делать разумный выбор без сложных расчетов».[11]

Новая общественная формация, коей по сути является информационное общество, как и его составляющая - цифровая экономика - могут развиваться только на базе современной цифровой

или, как нередко ее называли, информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Цифровая инфраструктура как фундамент цифровой экономики

На сегодняшний день главная задача России - не заниматься обсуждением, а разработать, обсудить и утвердить конкретную стратегию по созданию так называемой информационной (цифровой) инфраструктуры, в реализации которой следует опираться на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. Цифровая инфраструктура - это сети связи, которые соединяют фирмы, граждан и правительства. В данном случае речь идет об 1Р-телефонии, радио, телевидении, сети Интернет, компьютерах, а также традиционных и электронных СМИ и т.д.

Концепцию цифровой инфраструктуры следует рассматривать как общие условия (фундамент) для повышения эффективности делового бизнеса, государственной деятельности и обеспечения нормальных условий для повседневной жизни населения в современной рыночной экономике. Цифровая инфраструктура связывает воедино все отрасли рыночной экономики, способствуя ее стабилизации и сбалансированному развитию. Здесь важно подчеркнуть, что цифровая инфраструктура вызывают не только рост производительности труда, создание новых рабочих мест, но и способствует снижению не только производственных, но трансакционных издержек. Это чрезвычайно существенный момент, т.к. снижается стоимость товара не за счет роста производительности труда и т.д., а за счет роста скорости обмена информацией. Отсюда в экономике цифрового уклада ключевым фактором экономической деятельности становятся объекты электронной связи, позволяющие по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность и качество в производстве и потреблении товаров, работ и услуг, а также в процедурах управления. Объекты цифровой инфраструктуры способствуют:

1) наращиванию производственного потенциала;

2)тиражированию результатов НИ-ОКР и инвестиционных проектов;

3) расширению контролируемых рынков, что дает возможность минимизировать издержки на рыночное продвижение новых товаров, а также снизить транзакционные издержки за счет роста контрактов и их лучшей реализуемости при объединении активов;

4) внедрению операций, связанных с сокращением сбытовых затрат и с ростом производства вследствие приобретения дополняющей продукции. а также:

• увеличению возможностей для формирования системного решения;

• качественному улучшению общего менеджмента в плане перестройки его на стратегический менеджмент;

• совместному использованию торговых марок, брендов, патентов, лицензий, наличию широких возможностей для франчайзинга;

• увеличению элементов информационной инфраструктуры в виде новых каналов связи и телекоммуникаций;

Так, «официальные представители власти Китая утверждают, что уже к 2017 году 100-мегабитными оптоволоконными сетями будут обеспечены не только города, но и более 80% китайских деревень. Также во всех городах и деревнях будет доступ к 4G-сетям на скорости до 30 Мбит/с.» [12] Если рассматривать это положение более широко, то оно важно как для деятельности компаний, так и для благоприятной жизни физических лиц и нового типа управления с позиции государственного сектора. Отсюда резко возрастает мобильность ресурсов и готовой продукции как внутри страны, так и на мировом рынке. В этой связи возрастает экспортный потенциал страны. Изменения величины чистого экспорта страны оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме экспорта могут вызвать очень серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны. Свойства цифровой инфраструктуры способны помочь решить насущные социальные и глобальные проблемы, упрощая коммуникации между наукой, бизнесом. государством и гражданским обществом, повышая производительность, создавая новые возможности для предпринимательства и трудовой деятельности, получения образования и постоянного повышения и расширения профессиональных квалификаций, позволяя учитывать особые потребности социально-незащищенных групп, создавая новые возможности для социально значимых научных исследований и смягчать риски изменения климата, нехватки питьевой воды и продовольствия, нехватки энергии и др. Цифровая инфраструктура, таким образом, являются важным рычагом экономического развития, предлагая информационный фундамент

для прогрессивного решения глобальных проблем, повышения эффективности управленческих решений и стимулирования активного участия бизнеса и гражданского общества в формировании экономического благосостояния страны. Мы согласны, что «развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества. И если предыдущий этап цифрови-зации характеризовался расширением доступа в интернет для миллионов потребителей, то новый этап отличает интеграция широкого спектра цифровых сервисов, продуктов и систем в кибер-физическую систему».[13]

Цифровая инфраструктура предназначена для анализа больших массивов данных, технологического обеспечения экономического мониторинга и прогнозирования, подготовки принятия решений. Ключевое значение, в связи с этим, приобретают инфраструктурные задачи и наиболее значимая из них - задача создания глобального единого информационного пространства. Это создаёт базовые основы для реализации глобального киберпространства. Правильно организуемая инфраструктура сбора и обработки больших массивов данных в этих отраслях создаёт наиболее благоприятные условия для решения ключевых задач управления и организации эффективного функционирования ведомств в модели цифровой экономики.

В настоящее время в ряде ведущих зарубежных стран реализуется обширный комплекс целевых программ, направленных на качественное переоснащение информационных систем в соответствии с требованиями, определяемыми концепциями развития в XXI веке. При этом значительное внимание уделяется цифровой инфраструктурной составляющей, которая обеспечивает требуемые глобальность, непрерывность, оперативность решения задач информационного обеспечения. Анализ современного состояния существующих инфраструктурных информационных систем, как отечественных, так и зарубежных, показывает, что, в основном, они являются системами узкоспециализированными, ориентированными на выполнение ограниченного ряда функций: связь, мониторинг, навигация и т.д. Однако современному потребителю информации требуется комплексная инфраструктурная информационная система, предоставляющая целый спектр информационных услуг по принципу Интернета.

Во всем мире цифровая инфраструктура преобразует способы ведения бизнеса, находит и распределяет новые возможности, оптимизирует и автоматизирует всевозможные процессы. Всё более привлекательной становится концепция «цифрового города», полностью построенная на цифровой инфраструктуре. На конференции Cisco EXpo-2008 была представлена книга «Цифровые города. Широкополосный доступ и интеллектуальные сооружения: основы проектирования и построения». [14] В книге раскрываются концепции, методы и решения для создания цифрового общества на основе широкополосных информационных сетей, а так же приводится множество примеров практической реализации идей в жизнь. Авторы пишут, что обмен информацией лежит в основе современной экономики и только информационное общество может считаться действительно развитым в наше время. Развитая страна должна быть информационной, а верхушкой развития городской инфраструктуры должен быть информационный город. Авторы рассказывают о возможности развития информационных и коммуникационных сетей, которые работают на основе IP-протокола. Рассматриваются модели построения сетей разной сложности, обсуждаются решения в области телекоммуникаций, которые Cisco предлагает для крупнейших корпораций. Компания Cisco является активным участником в практической реализации идей «цифровых городов» в различных частях мира. В России цифровая инфраструктура запаздывает в аспекте развития от западных стран, хотя активно набирает обороты система «электронного правительства», цифрового визирования, цифровой телефонизации, цифрового телевидения и др. Будущая цифровая инфраструктура России будет базироваться на удовлетворении насущных и перспективных потребностей общества в высокотехнологических областях жизнедеятельности как человека, так и бизнес-процессов.

Цифровая инфраструктура связывает воедино все отрасли рыночной экономики, способствуя ее стабилизации и сбалансированному развитию. Здесь важно подчеркнуть, что цифровая инфраструктура вызывают не только рост производительности труда, создание новых рабочих мест, но и способствует снижению не только производственных, но трансакционных издержек. Это чрезвычайно существенный момент, т.к. снижается стоимость товара не за счет роста производительности труда и т.д., а за

О

3

ю

5

г

со

2 е

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч ai

Б

а

2 ©

счет роста скорости обмена информацией, «эффективного использования цифровых технологий».[15] .

Заключение

1. Если сформулировать, в чем новизна «цифровой экономики», то она состоит, в построении новой модели экономического развития, которая порождает технологическую возможность целенаправленно и экспериментально управлять социально-экономическими процессами путем обработки «больших данных», проектировать не только любые продукты, но и, возможно, восприятие будущей жизни человечества. «Беспилотные системы», несомненно, способны взять на себя многие полезные функции жизнеобеспечения. Еще больше способны взять на себя системы искусственного интеллекта.

2. Цифровая экономика стремительно меняет лицо современного бизнеса. Она открывает доступ к существенному массиву данных многочисленным участникам мировой экономики. Стратегия цифровизации экономики способствует расширению масштабов производства и обмена, росту рыночной стоимости предприятий, более эффективному использованию средств производства и рабочей силы, как в сфере материального производства, так и сфере услуг, и, самое главное, усилению конкуренции и изменению сложившегося стиля управления экономикой. Цифровые дивиденды современной экономики заключаются в наиболее быстром обеспечении экономики новыми информационными услугами.

3. В целом выявленный механизм реализации цифровой экономики создает новую базу для преодоления турбулентности в развитии российской экономики на перспективу, в частности повышения конкурентоспособности своей экономики за счет более активного инновационного предпринимательства.

4. Направления дальнейших исследований видятся в продолжении изучения специфики цифрового предпринимательства, как в масштабе национальных экономик, так и в глобальном экономическом пространстве. Особое внимание следует уделить проблеме поиска и установления количественных параметров, которые позволили бы измерять объемы цифрового предпринимательства.

5. Концепцию цифровой инфраструктуры следует рассматривать как общие условия (фундамент) для повышения эффективности делового бизнеса, госу-

дарственной деятельности и обеспечения нормальных условий для повседневной жизни населения в современной рыночной экономике.

Литература

1. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г.: [Электронный ресурс]. URL: https://otr-online.ru/ programmi/ezhegodnoe-poslanie-prezidenta/dekabrya—61929.html/ (дата обращения: 01.01.2018).

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» СистемаГАРАНТ:http://base.garant.ru/ 71734878/#ixzz4xa7EKLoG/ Электронный ресурс. Дата обращения 04.11.2017.

3. Российская Федерация на глобальном цифровом рынке: [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ 71734878 /#ixzz4xa7EKLoG/.

4. Глазьев С.Ю. Стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ// http://www.km.ru/glavnoe/2008/03/ 26/

5. Путин: без цифровой экономики у России нет будущего//https://forklog.com/ putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego/Электронный ресурс. Дата обращения 14.12.2017.

6. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» СистемаГАРАНТ:http://base.garant.ru/ 71734878/#ixzz4xa7EKLoG/ Электронный ресурс. Дата обращения 04.11.2017.

7. Что такое Цифровая Экономика// http://chto-takoe.net/chto-takoe-cifrovaya-ekonomika/ Электронный ресурс. Дата обращения 04.01.2018.

8. Nosova S.S. и др. Digital Technologies as A New Vector In The Growth of Innovativeness and Competitiveness of Industrial Enterprises// International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) Volume 9, Issue 6, June 2018, pp. 1420, Article ID: IJCIET_09_06_158

9. Первая в России «Умная фабрика» появится до конца года: http:// / Подробнее на IKSMEDIA.RU: http:// www.iksmedia.ru/news/5418847-Pervaya-v-Rossii-Umnaya-fabrika-poy.html#ixzz5S7B1gY6G Электронный ресурс. Дата обращения 02.01.2018.

10.«Главный секрет цифровой экономики» http://egov-tm.blogspot.com/2017/

05/blog-post.html Электронный ресурс. Дата обращения 04.09.2018.

11. Nosova S.S. и др. "The digital economy as a new paradigm for overcoming turbulence in the modern economy of Russia"// Espacios Vol.39(24), 2018

12. Китай потратит 182 миллиарда долларов на модернизацию Интернета// https://iecp.ru/news/item/410423-cifrovaya-ekonomika Электронный ресурс. Дата обращения 24.09.2018.

13. Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира http://www.up-pro.ru/library/strategy/ tendencii/cyfrovizaciya-trend.html/ Электронный ресурс. Дата обращения 01.01.2018.

14. Анонс книги «Цифровые города. Широкополосный доступ и интеллектуальные сооружения: основы проектирования и построения» https:// www.liveinternet.ru/users/ciscoua/ post90144716/

15. Nosova S.S. и др. Digital Technologies as A New Vector In The Growth of Innovativeness and Competitiveness of Industrial Enterprises //International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) Volume 9, Issue 6, June 2018, pp. 1411 — 1422

Digital economy as a new model of economic development in the XXI century

Bondarev S.A., Fisunov S.A., Zhoglicheva V.V.

Plekhanov Russian University of Economics The article formulates conceptual provisions that reveal the strategy of the digital economy as a key factor in the growth of the modern Russian economy; substantiates the logic of the formation of the digital economy as a socioeconomic phenomenon that contributes to the growth of digital dividends of Russian enterprises; reveals the world experience of the digital economy, which should be taken into account in the economic practice of Russia; the paper assesses the role of the digital economy as a factor in the growth of a new technological basis for overcoming the economic gap between the leaders and the modern Russian economy and solving the problems of coordination of actions on a global scale. The object of the study is the strategy of the digital economy as a condition of ensuring the economic, financial and technological security of the country as a result of the use of the industrial Internet and the robotization of production; it is proposed to characterize the digitalization of the economy as a new trend, linking all areas of socioeconomic development of the country, which, ultimately, will lead to an increase in digital dividends, which consist in the fastest provision of customers with new information services and goods, thanks to more flexible management of production processes; the paper assesses the role of the digital economy as a factor in the growth of innovative territorial clusters that contribute to the integration of science, education, business, government (Federal, Republican and municipal), the

creation of a digital space to solve the problems of coordination of Russia's actions on a global scale; the developed mechanism for the implementation of a new model of economic development creates a fundamental basis for solving practical problems, offering and encouraging the active participation of civil society in the formation of the prestige of domestic business and the state in the digital economy.

Keywords: digital economy, digital technologies, collaboration, digital platforms, digital space, e-business, artificial intelligence, digital infrastructure

References

1. Annual message of the President of the Russian

Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly on December 1, 2016: [Electronic resource]. URL: https://otr-online.ru/ programmi/ezhegodnoe-poslanie-prezidenta/ dekabrya-61929.html/ (accessed: 01.01.2018).

2. Order of the Government of the Russian

Federation of July 28, 2017 N 1632-p about the approval of the program « Digital economy of the Russian Federation»

Sistemeraro:http://base.garant.EN/71734878/ #ixzz4xa7EKLoG/ Electronic resource. Date of application 04.11.2017.

3. Russian Federation on the global digital market:

[Electronic resource]. URL: http://

base.garant.ru/71734878 /#ixzz4xa7EKLoG/.

4. Glazyev S. the concept of socio-economic

development of Russia until 2020: economic analysis// http://Www.km.ru/glavnoe/2008/03/ 26/

5. Putin: no digital economy, Russia has no future/

/https://forklog.com/putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego/ Electronic resource. Date of application

14.12.2017.

6. Order of the Government of the Russian

Federation of July 28, 2017 N 1632-p about the approval of the program « Digital economy of the Russian Federation» Sistemeraro:http://base.garant.EN/71734878/ #ixzz4xa7EKLoG/ Electronic resource. Date of application 04.11.2017.

7. What is the Digital Economy / / http: / / chto-

takoe.net/ chto-takoe-cifrovaya-ekonomika / Electronic resource. Date of application

04.01.2018.

8. Nosova S.S. et al. Digital Technologies as A New

Vector In The Growth of Innovativeness and Competitiveness of Industrial Enterprises// International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) Volume 9, Issue 6, June 2018, pp. 1420, Article ID: IJCIET_09_06_158

9. Russia's first «smart factory» will appear before

the end of the year: http:/// More on IKSMEDIA.RU: http://www.iksmedia.ru/news/ 5418847-Pervaya-v-Rossii-Umnaya-fabrika-

poy.html#ixzz5S7B1gY6G electronic resource. Date treatment 02.01.2018.

10. «The main secret of the digital economy» http:/ /egov-tm.blogspot.com/2017/05/blog-post.html Electronic resource. Date of application 04.09.2018.

11. Nosova S.S. et al. "The digital economy as a new paradigm for overcoming turbulence in the modern economy of Russia"// Espacios Vol.39(24), 2018

12. China will spend $ 182 billion on the modernization of the Internet//https://iecp.EN/ news/item/410423-cifrovaya-ekonomika Electronic resource. Date of application 24.09.2018.

13. Digitalization: history, prospects, digital economies of Russia and the world http:// www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/ cyfrovizaciya-trend.html/ Electronic resource. Date of application 01.01.2018.

14. Announcement of the book « Digital cities. Broadband access and smart facilities: the basics of design and construction» https:// www.liveinternet.ru/users/ciscoua/ post90144716/

15. Nosova S.S. et al. Digital Technologies as A New Vector In The Growth of Innovativeness and Competitiveness of Industrial Enterprises //International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) Volume 9, Issue 6, June 2018, p. 1420

О

3

Ю

5

r

со

2 е

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.