Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОЭСР / РЕГИСТРАЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / МЕХАНИЗМ / ИНИЦИАТИВА / КОНСЕНСУС / TAXATION / INFORMATION TECHNOLOGY / THE STATE BUDGET / ECONOMIC POLICY / OECD / REGISTRATION / PROFIT / MECHANISM / INITIATIVE / CONSENSUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясова К.Х., Маказиева З.Д., Магомедов А.М.

В данной статье рассматривается поиск решения проблемы налогового бремени международных цифровых компаний. Основной платформой для поиска согласованных решений является ОЭСР. Нынешний подход ОЭСР, который был успешно реализован в национальном законодательстве, обеспечивает основу для решения этой проблемы. До сих пор эти рекомендации носили общий характер. Переход от стратегии, объявленной ОЭСР, к прикладному уровню требует большой работы и осложняется необходимостью поиска консенсуса между большим числом стран, включая страны, пользующиеся спросом, и страны, предоставляющие цифровые услуги с различными финансовыми и политическими интересами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL ECONOMY AS A TAX ADMINISTRATION TOOL

This article discusses the search for a solution to the problem of the tax burden of international digital companies. The main platform for finding agreed solutions is the OECD. The current OECD approach, which has been successfully implemented in national legislation, provides a framework for addressing this problem. So far, these recommendations have been General in nature. The transition from the strategy announced by the OECD to the application level requires a lot of work and is complicated by the need to find consensus between a large number of countries, including countries that are in demand and countries that provide digital services with different financial and political interests.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

8. Статистическая информация о деятельности Министерства Чеченской Республики по туризму за I квартал

2019 года // Министерства Чеченской Республики по туризму: официальный сайт. - URL: http://chechentour-ism.ru/wp-content/uploads/2020/07/spravka-3-2019-g.-za-mart.docx (дата обращения: 17.11.2020)

9. Статистическая информация о деятельности Министерства Чеченской Республики по туризму по итогам 9 месяцев

2020 года // Министерства Чеченской Республики по туризму: официальный сайт. - URL: https://chechentour-ism.ru/wp-content/uploads/2020/07/stat-info-po-itogam-9-mesyacz.docx (дата обращения: 18.11.2020)

10. Чеченская Республика в цифрах. 2020: Краткий статистический сборник / Чеченстат - Грозный 2020. - 161 с. References:

1. "On amendments to the Decree of the Government of the Chechen Republic of December 19, 2013 N 336" [Electronic document]: Decree of the Government of the Chechen Republic of September 9, 2019 No. 159. // Information and legal portalGarant.ru. □ URL: https://www.garant.rU/files/3/2/1271223/48109560.zip (date accessed: 11/17/2020)

2. Gairbekova R.S., Yushaeva R.E., Zumaeva S.A. Features of tourism development in the Chechen Republic // Eurasian Scientific Association. 2019. No. 11-4 (57). S. 269-272.

3. Gomilevskaya G.A. The tourism industry is still in the epicenter of the crisis, but does not lose hope // PrimaMedia.ru. □ URL: https://primamedia.ru/news/988632/(date of access: 18.11.2020)

4. Daukaev A.A., Abumuslimov A.A., Zaburaeva Kh.Sh., Daukaev A.A., Abumuslimova I.A. Tourist and recreational industry of the Chechen Republic: history and modernity // Bulletin of the Academy of Sciences of the Chechen Republic. 2020. No. 3 (50). S. 22-29.

5. Kiyakbaeva EG Potential, mechanisms and scenarios for sustainable development of tourism in the regions of Russia: dissertation ... Candidate of Geographical Sciences: 25.00.24 / Kiyakbaeva Elena Gairatovna; [Place of protection: Perm. state nat. issled. un-t]. - Moscow, 2017 .-- 153 p.

6. Matsur M.A. Service is a delicate matter. The number of tourists in Chechnya is growing, but local residents are not eager to work with them //Rossiyskaya Gazeta. □ URL: https://rg.ru/2017/02/15/reg-skfo/v-chechne-vyros-potok-turistov.html (date accessed: 17.11.2020)

7. Nazaeva MI Territorial features of the development of tourism and its impact on the economy on the example of the Chechen Republic: dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05 / Nazaeva Marianna Isaevna; [Place of protection: Op. state un-t]. - Sochi, 2017 .-- 156 p.

8. Statistical information on the activities of the Ministry of the Chechen Republic for Tourism for the I quarter of 2019 // Ministry of the Chechen Republic for Tourism: official website. □ URL: http://chechentourism.ru/wp-content/up-loads/2020/07/spravka-3-2019-g.-za-mart.docx (date accessed: 17.11.2020)

9. Statistical information on the activities of the Ministry of the Chechen Republic for Tourism for 9 months of2020 // Ministry of the Chechen Republic for Tourism: official website. □ URL: https://chechentourism.ru/wp-content/uploads/2020/07/stat-info-po-itogam-9-mesyacz.docx (date accessed: 18.11.2020)

10. The Chechen Republic in figures. 2020: Brief statistical collection / Chechenstat - Grozny 2020 .-- 161 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10774

К.Х. Ильясова- старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Karina.i86@mail.ru,

K. Ilyasova - senior lecturer of the Department of Economics and management in education, Chechen state pedagogical University, Grozny;

Маказиева З.Д. - старший преподаватель кафедры уголовного процесс и криминалистика, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Zara6756@mail.ru,

Z.D. Manasieva - senior lecturer of the Department of criminal procedure and criminalistics, Chechen state University, Grozny;

Магомедов А.М. - старший преподаватель кафедры государственного муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Abdysalam1981@mail.ru,

A.M. Magomedov - senior lecturer of the Department of state and municipal administration, Dagestan state University, Grozny.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ DIGITAL ECONOMY AS A TAX ADMINISTRATION TOOL

Аннотация. В данной статье рассматривается поиск решения проблемы налогового бремени международных цифровых компаний. Основной платформой для поиска согласованных решений является ОЭСР. Нынешний подход ОЭСР, который был успешно реализован в национальном законодательстве, обеспечивает основу для решения этой проблемы. До сих пор эти рекомендации носили общий характер. Переход от стратегии, объявленной ОЭСР, к прикладному уровню требует большой работы и осложняется необходимостью поиска консенсуса между большим числом стран, включая страны, пользующиеся спросом, и страны, предоставляющие цифровые услуги с различными финансовыми и политическими интересами.

Abstract. This article discusses the search for a solution to the problem of the tax burden of international digital companies. The main platform for finding agreed solutions is the OECD. The current OECD approach, which has been successfully implemented in national legislation, provides a framework for addressing this problem. So far, these recommendations have been General in nature. The transition from the strategy announced by the OECD to the application level

requires a lot of work and is complicated by the need to find consensus between a large number of countries, including countries that are in demand and countries that provide digital services with different financial and political interests.

Ключевые слова: Налогообложение, информационные технологии, государственный бюджет, экономическая политика, ОЭСР, Регистрация, прибыль, механизм, инициатива, консенсус.

Keywords: Taxation, information technology, the state budget, economic policy, OECD, registration, profit, mechanism, initiative, consensus.

Основным отличием подхода ОЭСР от механизма, используемого странами, которые ввели свои собственные цифровые налоги, является ориентация на налогообложение прибыли, в то время как отдельные страны приняли упрощенный подход к налогообложению доходов международных групп компаний, предоставляющих цифровые услуги.

Налоговые правила не могут идти в ногу с развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИТ-гиганты, зарабатывающие деньги на пользователях по всему миру, платят подоходный налог только там, где они зарегистрированы в своей штаб-квартире. В результате государство не только теряет налоговые поступления, но и нарушает принцип честной конкуренции-государственные цифровые компании платят больше налогов и, следовательно, работают в менее благоприятных условиях, чем за рубежом. С 2015 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) пытается найти единый международный подход к несправедливому распределению налогов ИТ-гигантами. Пока еще невозможно создать механизм, который подходил бы для всех стран. Основная трудность заключается в том, как рассчитать, сколько прибыли ТНК приходится на ту или иную страну. Эксперты, опрошенные РБК ранее, указывали, что только сама компания знает, сколько прибыли получают пользователи в той или иной стране, но не раскрывали подробностей. Поэтому существует большая неопределенность, и вполне вероятно,что единый механизм никогда не будет разработан. "Конечный результат еще далек,и вполне возможно, что в ОЭСР в целом нет консенсуса", - заявил в ходе презентации доклада руководитель Департамента налоговой политики КСО Левон Айрапетян. Многие страны, включая Великобританию, Францию и Италию, в одностороннем порядке ввели свои собственные цифровые налоги, не дожидаясь глобального консенсуса.

Цифровой налог, или интернет-налог, - это инициатива, впервые предложенная венгерским правительством в 2014 году, требующая от провайдеров платить в государственный бюджет за каждый гигабайт трафика.

В конце 2019 года ОЭСР опубликовала предложения по двум модулям, компоненту 1 и компоненту 2, которые должны стать основой для достижения глобального консенсуса. Основные параметры согласованного механизма планируется подготовить в июле 2020 года, а окончательное решение, как ожидается, будет принято к концу 2020 года. Минфин России в поисках новых источников пополнения бюджета Минфина также приступил к проработке вариантов ужесточения налогового бремени международных IT-компаний. Это положение содержится в "основных направлениях бюджетной, налоговой, таможенной и таможенной политики на 2020 год и плановых периодах на 2021 и 2022 годы". Однако конкретных законодательных инициатив пока нет.

"В целом мы считаем целесообразным начать подготовку и разработку цифрового налога уже сегодня", - сказал Айрапетян. "Мы должны обеспечить негативный исход переговоров и защитить наши финансовые интересы, если ОЭСР не придет к единому механизму. "С 2017 года в России вступил в силу налог Google-обязанность иностранных продавцов цифровых сервисов платить НДС в России, а также Тысячи иностранных компаний, зарегистрированных в российских налоговых органах. Однако НДС на электронные услуги распространяется не на все цифровые модели и не решает проблему несправедливого распределения прибыли. "Регистрация платежей по НДС не меняет ситуацию в распределении прибыли. Достаточно открыть официальный офис, но на самом деле здесь никого нет", - сказал Левон Айрапетян. Например, налог Google не включает доходы от интернет-рекламы для российских пользователей и данные, проданные россиянами. "На них могут просто повлиять цифровые налоги", - отмечает Айрапетян.

Государство ввело цифровой налог.

В 2019 году первой страной, сделавшей это, стала Франция. Платежи по ставке 3% оплачивают цифровые компании с общим мировым доходом в 750 миллионов евро, из которых более 25 миллионов платят французские пользователи. Кроме того, срок исковой давности по цифровому налогу был увеличен с трех до шести лет. Однако Франция приостановила налоги до конца 2020 года при условии, что если ОЭСР не разработает единый механизм, то в конце года налог возобновится. В 2020 году Франция планирует собрать более 4,5 млн евро благодаря новому налогу.

Турция ввела цифровой налог по ставке 7,5% с 1 марта. Великобритания планирует взимать цифровой налог по ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает, что дополнительный доход составит 275 миллионов фунтов стерлингов в 2020-2021 годах.

Италия планирует ввести налог в размере 3% с января 2021 года, зарабатывая более 600 миллионов евро в год. В тех случаях, когда ОЭСР не применяет единообразного подхода.

Цифровой налог взимается с доходов, полученных от оказания следующих услуг:

1. Размещение рекламных постов на цифровой платформе для итальянских пользователей;

2. Предоставить итальянским пользователям доступ к многосторонней цифровой платформе, с помощью которой пользователи могут взаимодействовать друг с другом и, возможно, продавать товары и услуги;

3. Передача данных, полученных от итальянских пользователей в результате использования цифровых платформ.

Эти страны обычно получают прибыль от трех основных видов сервисных налоговых компаний:

* Цифровые платформы и рыночные услуги;

* Интернет-реклама для пользователей в этой конкретной стране;

* Данные о продажах, полученные на основе информации, предоставленной пользователем.

С 2016 года его механизм в Индии принес 39 миллионов долларов дополнительного дохода. Налог в размере 6% взимается с прибыли, полученной иностранными компаниями от b2b-сделок в сфере цифровой рекламы. Венгрия взимает налог на интернет-рекламу в Венгрии по прогрессивной ставке от 5,3% до 7,5% и 5% и имеет дополнительные налоговые обязательства. Однако в 2018 году венгерские налоговые органы сообщили о низком уровне собираемости налогов с иностранных компаний и отменили их. Потеря прибыли

Введение цифрового налога увеличит доходы государства.

Цифровые налоги уравновешивают правила игры для бизнеса, поддерживая отечественные цифровые компании.

Если механизм ОЭСР не распространяется на все ИТ-компании, то цифровой налог будет застрахован. Дело в том, что в декабре 2019 года США, как крупный поставщик электронных услуг, предложили единый метод опционально, и ОЭСР приняла эту идею к рассмотрению. Недостатки цифрового налога

Помимо преимуществ введения цифрового налога, эксперты КСО оценивают возможные негативные последствия таких односторонних мер.

* Основным недостатком односторонних мер является двойное налогообложение.

Налоги с одной и той же онлайн-транзакции, например, между пользователями во Франции и Италии, могут взиматься обеими странами. Из всех стран, которые ввели цифровые налоги, только Великобритания предприняла шаги по частичной ликвидации двойного налогообложения. В частности, компании могут вычесть цифровые налоги из базы подоходного налога и распределить 50% налогооблагаемого дохода в юрисдикции с аналогичными цифровыми налогами.

* Цифровой налог может вызвать дополнительные санкции со стороны США, основного поставщика электронных услуг.

В результате Франция заморозила подоходный налог, в том числе из-за угрозы повышения тарифов со стороны США. Правительство США назвало цифровой налог Франции дискриминационным и пригрозило ввести 100% - ный импортный тариф на французские товары стоимостью 2,4 миллиарда долларов.

* Повышение налогов дестабилизирует международную деловую среду, увеличивая неопределенность и сокращая инвестиции.

* Вслед за Россией страны бывшего Советского Союза могут ввести аналогичные цифровые налоги, и тогда пострадают российские цифровые компании, работающие в этих странах.

* Если ОЭСР все же выработает единый подход, России придется реструктурировать и нести дополнительные расходы.

Подводя итог, эксперты КСО подчеркивают, что "вариант" одностороннего введения цифрового налога в России имеет несколько выгодную позицию. Однако концептуально оба варианта основаны на соотношении сильных и слабых сторон."

Поэтому окончательное решение должно зависеть от приоритетов национальной экономической политики.

Источники:

1. Аналитики оценили преимущество для России от налога на Google и Facebook [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npc.ru/ru/media/pay_news/?id=5053

2. Налоги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fdp.ru/fdp/news/is-82

3. Цифровая экономика: учебник для вузов / Л. И. Сергеев, А. Л. Юданова.

4. 20 ноября 2019 года Председательствует Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.В. Гоголев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: old.iltumen.ru/sites/default/files/plenar_files References:

1. Analysts have estimated the advantage for Russia from the tax on Google and Facebook [Electronic resource]. - Access mode: http://npc .ru/ru/media/pay_news/?id= 5053

2. Taxes [Electronic resource]. - Access mode: http://fdp.ru/fdp/news/is-82

3. Digital economy: textbook for universities / L. I. Sergeev, A. L. Yudanova.

4. On November 20, 2019 the Chairman of the State Assembly (Il Tumen) of the Republic of Sakha (Yakutia) P.V. Gogolev [Electronic resource]. - Access mode: old.iltumen.ru/sites/default/files/plenar_files

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.