Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В АРМЕНИИ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / экономика / онлайн-платформы / цифровая трансформация / социальные сети / digitalization / economics / online platforms / digital transformation / social networking sites

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Карапетян Анриета Араиковна

В статье рассматриваются значение и влияние цифровых технологий на развитие современного общества – экономики, социальной среды, человеческого фактора. Предметом исследования является основные составляющие цифровой экономики Армении и цифровые платформы. Цель исследования – выявление тенденций и направлений и проблемы развития цифровых платформ в Армении. Цифровая экономика в Армении находится в стадии роста, динамика которого зависит от быстрого развития инновационных технологий во всех сферах экономики, образования и общетсва. Методологическую основу исследования составили методы научного анализа, включая методы логического подхода, сравнительного анализа и обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AND SOCIAL PLATFORMS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIETY IN ARMENIA

The article examines the importance and influence of digital technologies on the development of modern society – the economy, the social environment, and the human factor. The subject of the study is the main components of Armenia's digital economy and digital platforms. The purpose of the study is to identify trends and directions and problems of the development of digital platforms in Armenia. The digital economy in Armenia is in a stage of growth, the dynamics of which depends on the rapid development of innovative technologies in all spheres of the economy, education and society. The methodological basis of the research is based on the methods of scientific analysis, including methods of logical approach, comparative analysis and generalization.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В АРМЕНИИ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI - 10.32743/UniSoc.2024.108.5.17522 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В АРМЕНИИ

Карапетян Анриета Араиковна

ассистент кафедры Прикладной социологии Ереванского государственного университета, Республика Армении, г. Ереван E-mail: Anrieta. karapetyan@ysu. am

DIGITAL ECONOMY AND SOCIAL PLATFORMS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIETY IN ARMENIA

Henrietta Karapetyan

Assistant of the chair of applied sociology Yerevan state university, Republic of Armenia, Yerevan

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются значение и влияние цифровых технологий на развитие современного общества -экономики, социальной среды, человеческого фактора. Предметом исследования является основные составляющие цифровой экономики Армении и цифровые платформы. Цель исследования - выявление тенденций и направлений и проблемы развития цифровых платформ в Армении. Цифровая экономика в Армении находится в стадии роста, динамика которого зависит от быстрого развития инновационных технологий во всех сферах экономики, образования и общетсва. Методологическую основу исследования составили методы научного анализа, включая методы логического подхода, сравнительного анализа и обобщения.

ABSTRACT

The article examines the importance and influence of digital technologies on the development of modern society -the economy, the social environment, and the human factor. The subject of the study is the main components of Armenia's digital economy and digital platforms. The purpose of the study is to identify trends and directions and problems of the development of digital platforms in Armenia. The digital economy in Armenia is in a stage of growth, the dynamics of which depends on the rapid development of innovative technologies in all spheres of the economy, education and society. The methodological basis of the research is based on the methods of scientific analysis, including methods of logical approach, comparative analysis and generalization.

Ключевые слова: цифровизация, экономика, онлайн-платформы, цифровая трансформация, социальные сети.

Keywords: digitalization, economics, online platforms, digital transformation, social networking sites.

Введение

Цифровая экономика становится все более важной частью как мировой экономики, так и социального и межэтнического общения и эффективным инструментом взаимоотношений между народами, странами и регионами.

Цифровизация мировой экономики вступила в активную фазу внедрения на страновом уровне в последние 10-15 лет [1].

Эффективность внедрения цифровизации и ее влияния на социально-экономическую ситуацию, благосостояние общества и экологической безопасности становятся приоритетными для правительства и гражданского общества многих стран и регионов, вовлеченных в глобальное устойчивое развитие.

Цифровизация предлагает новые более эффективные и доступные возможности для всестороннего и устойчивого развития. Однако пока что существуют проблемы, с которыми сталкиваются представители

Библиографическое описание: Карапетян А.А. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В АРМЕНИИ // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2024. 5(108). URL: https://7universum. com/ru/social/archive/item/17522

гражданского общества, бизнес-структур, правительства, начиная с необходимости преодоления цифрового разрыва и очень важен общего доступа к цифровым технологиям.

Сегодня цифровая экономика уже не просто касается только технологического сектора и цифровых фирм, она все больше оцифровывает цепочки поставок товаров и услуг мировой экономики. Развитие цифрового сегмента экономики во многих странах мира обеспечивает рост трансакционного сектора, который в развитых странах составляет свыше 70% национального валовой внутренний продукт (ВВП). К этому сектору относят: государственное управление, консалтинг и информационное обслуживание, финансы, оптовую и розничную торговлю, а также предоставление различных коммунальных, персональных и социальных услуг.

Европейская комиссия стимулирует использование возможностей, которые предлагает цифровая революция, поощряя инновационные преобразования существующего бизнеса и поддерживая цифровые предприятия в Европе [2]. Еврокомиссия предлагает в период 2021-2027 гг. создать первую программу «Цифровая Европа», в которую будет инвестировано 9,2 млрд евро на усиление позиций стран этого региона в таких передовых областях, как суперкомпьютеры, искусственный интеллект, кибер-безопасность и электронное правительство [1].

Степень диверсификации и динамики экономики непосредственно влияет на объем уникальных данных, которые циркулирует внутри страны и за ее пределами. Это и обусловливает обьем информационного трафика, который порождается внутри национальной экономики. Необходимо отметить, что цифровая экономика наиболее эффективно функционирует на тех национальных рынках, где высок человеческий капитал, большое количество участников и высоким уровнем проникновения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-услуг). Естественно, это касается «интернет-зависимых» отраслей, таки как транспорт, связь, торговля, логистика, сфера услуг, государственные закупки, тендеры и т.д., в которых доля этого сегмента составляет до 10% ВВП, свыше 4% занятости, и эти показатели имеют явную тенденцию к росту. В технологичном аспекте цифровую экономику определяют четыре тренда: мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальные медиа [3].

Материалы и методы

Усиление интеграции, повышение эффективности и внедрение инноваций - это основные механизмы, посредством которых цифровые технологии способствуют развитию [4].

Сегодня доля цифровой экономики к ВВП в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) составляет более 2,8% или 85 млрд. долл. США. По предварительным оценкам, к 2025 году вклад цифровой экономики стран Союза в прирост ВВП должен составить 20% в год. На такой же объем должна вырасти эффективность экономических

процессов за счет цифровой трансформации инфраструктур и систем управления. Почти весь эффект от диджитализации сосредоточен в таких секторах экономики, как финансы, торговля, развлечения и медиа. В сфере промышленности и АПК доля цифровой экономики еще незначительна [5].

Мировое сообщество стремительно входит в эпоху цифровой платформенной экономики, в которой используемые инструменты и механизмы на основе Интернета и онлайн-платформ составляют фундамент экономической и социальной жизни [6].

За последние 20 лет появилось много таких платформ, которыми управляют быстрорастущие компании. Сравнение между 15 крупнейшими интернет-компаниями по рыночной капитализации в 1995 году и показателями 2017 года показывает, что основными игроками были медиакомпании, интернет-провайдеры и компании по продаже аппаратного оборудования и программного обеспечения. Сейчас же большинство из лидеров являются операторами платформ. Большинство этих платформ либо сосредоточены в области электронной коммерции и платежей, поиска информации, социальных сетей.

Переход к цифровой экономике рассматривается ЕАЭС в качестве ключевой движущей силы экономического роста. За последние годы в государствах-членах ЕАЭС зафиксирован ощутимый прогресс по многим направлениям цифрового развития [7].

Возможности, предоставляемые цифровыми технологиями для трансформации экономики ЕАЭС, беспрецедентны. Внедрение цифровых технологий ведет к размыванию географических и физических границ и открывает новые перспективы для экономического, социального и культурного развития Союза, а также для роста региональной и глобальной конкурентоспособности.

В ноябре 2016 года Евразийская экономическая комиссия вместе с экспертами Всемирного банка начала совместную работу по изучению опыта и выработке рекомендаций для получения экономического эффекта от развития цифрового пространства и реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, направленной на создание в регионе единой цифровой экономики и получение соответствующих цифровых дивидендов.

Сравнение двух сценариев цифровизации, то есть внедрения государствами-членами ЕАЭС Цифровой повестки только на национальном уровне с одной стороны и формирования в дополнение к этому комплексной региональной Цифровой повестки с другой стороны, показало, что эффективность и дополнительные дивиденды за счет региональной трансформации могут быть существенно выше.

Необходимо создание гармонизированного законодательства и нормативно-правовой базы для региональной интеграции и осуществления цифровой трансформации. Требуется вовлечение в процесс различных организаций, в том числе органов государственной власти, частного сектора, исследовательских и образовательных учреждений, средств массовой информации, а также широких слоев населения.

В качестве основных направлений создания цифрового пространства ЕАЭС можно рассматривать следующие:

• обеспечение усиления процессов экономической интеграции и международного сотрудничества;

• создание благоприятной среды для внедрения региональных цифровых инициатив; создание общей цифровой инфраструктуры и цифровых платформ;

• цифровизация ведущих экономических отраслей экономики и региональных рынков.

Во-первых, требуется создать институциональные и правовые основы Цифровой повестки. Здесь важно предусмотреть распределение ответственности и полномочий между органами управления на союзном и национальном уровнях.

Во-вторых, необходимо выделить достаточные финансовые ресурсы для реализации Цифровой повестки с учетом долгосрочного и комплексного характера преобразований. В-третьих, следует обеспечить наличие общедоступных образовательных программ развития цифровой грамотности населения, а также специальных программ, направленных на повышение уровня цифровых навыков среди широких слоев общества. Сочетание этих навыков необходимо для развития цифровой экономики. И, наконец, следует начать с повсеместного обеспечения широкополосного доступа в интернет, поддержки разработки и внедрения безопасных и надежных трансграничных межсекторальных цифровых платформ и цифровых решений.

Как показывает мировой опыт, цифровая экономика является движущей силой ускорения глобального экономического развития, повышения производительности производства, создания новых рынков и отраслей. Она также открывает новые возможности для инклюзивного и устойчивого роста / Инициатива по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики стран G20, 2016 [8]. Однако ускорения экономического развития добиваются те страны и экономические объединения, которые планомерно выстраивают основы и механизмы лидерства в цифровой экономике. Как указано в недавнем исследовании Всемирного банка «Получение цифровых дивидендов: эффективное использование интернета для развития в Европе и Центральной Азии», не все извлекают из распространения интернета равные выгоды, то есть наблюдается нарастание неравенства между странами и группами населения внутри стран. Все зависит от правильного выбора механизмов внедрения цифровой трансформации в общем контексте создания необходимых условий для существенных общественных преобразований [9].

Более того, как отмечается в исследовании, геополитические проблемы и низкий уровень связей в некоторых регионах Закавказья и Центральной Азии служат препятствием как для обеспечения всеобщего недорогого доступа к интернету, так и для получения дивидендов от международного транзитного трафика и других экономических и социальных выгод. При этом, как показывает международный опыт цифровой трансформации, такие выгоды и дивиденды имеют существенное значение.

май, 2024 г.

Понимание описанных выше процессов и потенциальных дивидендов позволило ЕАЭС принять решение о формировании Цифровой повестки для Союза и создать рабочую группу высокого уровня по подготовке основных направлений реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Были отмечены несколько факторов, подчеркивающих срочность цифровой трансформации. Во-первых, это утечка мозгов, то есть утрата как предпринимательских талантов в области ИКТ, так и работников и потребителей в этой сфере, сопровождающаяся истощением компетенций и обесцениванием традиционных активов, не прошедших цифровизацию. Во-вторых, это уменьшение конкурентоспособности традиционных органов управления и хозяйствующих субъектов в условиях цифровизации бизнес-процессов и формирования экономики данных. В-третьих, это доминирование глобальных цифровых платформ и игроков, диктующих свои правила и создающих дополнительные разрывы между вовлеченными и невовлеченными странами и субъектами. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция является ключевым фактором роста эффективности национальных экономик. Сегодня цифровые технологии являются неотъемлемой частью такой интеграции, движущей силой национального роста и глобальной конкурентоспособности. Именно цифровизация может дать мощный толчок конкурентоспособности ЕАЭС.

Результаты и обсуждение

В 2016 году на площадке ЕЭК с привлечением экспертов были обозначены стратегические направления формирования и развития цифрового пространства ЕАЭС до 2025 года. Во-первых, это повышение глобальной конкурентоспособности ЕАЭС и устойчивое экономическое развитие на региональном уровне за счет формирования цифровой экономики, комплексной модернизации и регионального сотрудничества.

Во-вторых, это развитие человеческого капитала и обеспечение вовлеченности стран ЕАЭС в глобальные процессы формирования новых индустрий и рынков. В-третьих, это реализация мультипликативного эффекта от цифровизации на региональном уровне и обеспечение привлекательности цифрового пространства для потребителей и хозяйствующих субъектов. В рамках этих направлений были выделены несколько приоритетных областей. Во-первых, разработка нормативно-правовой базы ЕАЭС, а также гармонизация законодательства, необходимого для создания единого цифрового пространства ЕАЭС и цифровой трансформации национальных экономик государств-членов ЕАЭС. Во-вторых, формирование цифрового пространства как одного из основных каналов увеличения объема взаимной торговли с использованием инструментов электронной коммерции.

В-третьих, расширение практики использования ИКТ в целях повышения эффективности трансграничного сотрудничества между органами государственной власти, предприятиями и физическими лицами. И, наконец, разработка и реализация совместных

проектов и программ, направленных на цифровую трансформацию экономик государств-членов ЕАЭС. Помимо оценки результатов, достижение которых возможно в каждой отдельно взятой стране, данное исследование оценивает возможность получения дополнительных цифровых дивидендов на уровне ЕАЭС - мультипликативный эффект.

Глобальная цифровая экономика находится в стадии активного роста, быстрого развития инноваций, а также широкого применения цифровых технологий во всех отраслях. Как указано в «Докладе о мировом развитии 2016» Всемирного банка, влияние цифровых технологий на экономический рост реализуется с помощью трех механизмов: инклюзии (вовлечения максимального количества граждан в социальные процессы), повышения эффективности и развития инноваций [10].

Совместно используемые цифровые платформы являются одним из факторов развития инноваций и играют важную роль в получении дивидендов на региональном уровне. Они меняют экономические основы трансграничного бизнеса, снижая стоимость международных транзакций при создании рынков и сообществ пользователей в глобальном масштабе. В частности, компании могут получать доступ гораздо более эффективно и к гораздо большему числу потенциальных клиентов. По определению Массачусетского технологического института, цифровая платформа - это платформа, использующая технологии для соединения людей, организаций и ресурсов в интерактивной экосистеме/ http://mitsloan.mit.edu/newsroom/ artidesЛhe-return-of-platforms-and-how-to-not-fail-at-building-one/. Совместно используемые цифровые платформы облегчают взаимодействие между пользователями, сбор и использование данных о таком взаимодействии и способствуют возникновению сетевых эффектов, при которых ценность платформ возрастает с ростом числа их пользователей.

Глобальный инновационный индекс 2021 года отражает показатели инновационной экосистемы 132 стран и позволяет отслеживать последние глобальные тенденции в области инноваций с помощью 81 различных показателей. Все семь стран-участниц не отличаются хорошими результатами по данному индексу, особенно в сравнении с такими передовыми странами, как Эстония, Финляндия, Корея и Сингапур [11].

Индекс внедрения цифровых технологий оценивает 180 стран по шкале от 0 до 1, для максимального охвата делая акцент на «аспекте предложения» цифровых технологий. Общий показатель индекса представляет собой простое среднее значение трех субиндексов. Каждый субиндекс включает в себя технологии, которые требуются соответствующему действующему лицу для содействия развитию в цифровую эпоху: повышение производительности и ускорение широкого роста для бизнеса, расширение возможностей и повышение благосостояния людей, а также повышение эффективности и подотчетности предоставления услуг для правительства. Измеряя относительный уровень внедрения цифровых

технологий, этот индекс может быть использован политиками в разработке цифровой стратегии с адаптированными программными мерами, направленными на внедрение цифровых технологий среди различных групп пользователей.

ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (GTMI) Gov Tech -это общегосударственный подход к модернизации государственного сектора, который способствует созданию простого, эффективного и прозрачного правительства, в центре реформ которого находятся граждане. Индекс развития цифровых государственных технологий (Gov Tech) представляет собой составной индекс, основанный на 48 ключевых показателях по четырем основным категориям:

• индекс основных государственных систем (CGSI);

• индекс предоставления государственных услуг (PSDI);

• индекс вовлеченности граждан (CEI);

• индекс способствующих факторов (GTEI).

Последний измеряет наличие нескольких сквозных факторов, имеющих отношение к продвижению Gov Tech. Индекс развития Gov Tech (GTMI) измеряет ключевые аспекты четырех направлений Gov Tech - поддержка основных государственных систем, улучшение предоставления услуг, широкое вовлечение граждан и способствующие факторы Gov Tech. Армения имеет Высокий уровень GTMI, значительный фокус на Gov Tech среды 59 стран мира [12].

В новых условиях развития экономики с применением цифровых и других (роботизация, технологии искусственного интеллекта и т. п.) технологий будет все больше сокращаться, по мнению многих экспертов, потребность в занятых в различных сферах как материального производства, так и сферы услуг [Формирование цифровой экономики в России. Сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития [13].

При этом возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих навыками и способностями, соответствующими новой экономической реальности. Таким образом, ведущая роль ИЧК в структуре ИК сохраняется с изменением требований к квалификации и навыкам занятых, одновременно с этим возрастает значимость технологической составляющей в структуре ИК [14].

Сегодня существует огромная возможность для развития новых образовательных подходов, новых форм обучения, улучшения учебных программ, и результатов обучения [15]. В условиях цифровой экономики необходимость расширения человеческого потенциала и создания благоприятных возможностей приобретает новую значимость как структурная схема развития, в центре которой находится человек [16].

Мировые тенденции в сторону цифровизации экономики требуют в качестве базы высокого развития ИКТ в стране (одновременно, соответствующие современным реалиям и постоянно актуализируемые) подготовленность, компетенции и способности человеческого капитала [17].

Так, цифровая революция является не просто технологической действительностью, но и меняет всю духовно-культурную жизнь общества и именно поэтому, как и в случае любых масштабных культурных изменений, цифровизация никогда не вступит в силу или явится в искаженном виде, если она не охватит управленческую и образовательную сферы, имеющие в качестве основной цели развитие ЧК.

Цифровое будущее региона ВП и каждой отдельной Восточной страны-партнера - Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины -также зависит от человеческого фактора: инвестиций, сотрудничества, совместных соглашений, законодательства и общих стандартов. Содействие тому, чтобы эти аспекты были учтены в государственных и региональных стратегиях, может только помочь достижению таких целей, как усовершенствование инфраструктуры связи, расширение доступа к онлайн-услугам, стимулирование роста уровня цифровых навыков, числа рабочих мест, торговли и обеспечение надежности цифровой экосистемы благодаря эффективным мерам кибербезопасности.

Армения в 2022 году по Глобальному инновационному индексу среди 132 стран мира занимала 80-е место, a в 2023 г. - 72-е место среди самых инновационных стран. В список включены 132 страны [8].

Армения была включена в раздел Северной Африки и Западной Азии, и в отчете отмечается, что Армения добилась прогресса за последний год.

Среди соседних стран Грузия заняла 65-е место, Азербайджан - 89-е, Турция - 39-е, Иран - 62-е. Среди стран бывшего СССР лидируют Эстония (16), Литва (34), Латвия (37).

май, 2024 г.

Возглавляет рейтинг Швейцария, за ней следуют Швеция, США, Великобритания и Сингапур.

Цифровая трансформация экономики и общества предполагает изменение технологического уклада и институциональной структуры самого общества, в которой необходимо учитывать взаимодействие формальных и частных, рыночных и нерыночных институтов, а также институтов, составляющих цифровые и нецифровые процессы [19].

Заключение

Цифровая связь и социальны платформы, качество инфраструктуры имеют ключевое значение для достижения целей устойчивого развития, а также для торговли, доступности рынка, социального -экономического-эколгического составляющего. Более качественная инфраструктура и современные технологии помогут ускорить творческий процесс и будут дальше стимулировать развитие экономики и экосистемы в целом.

Необходимо учитывать, что стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной - экономической сферы, гражданского общества и государственного управления выходят на совершенно другой уровень.

Эффективность влияния цифровой трансформации нужно оценить в контексте цифровой зрелости общества и бизнес-среды, как один из ее основных составляющих, и здесь важную роль может сыграть государство с разными национальными проектами и программами государственного и частного финансирования.

Список литературы:

1. Зверева А.А., Беляева Ж.С., Сохаг К. Влияние цифровизации экономики на благосостояние в развитых и развивающихся странах // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 4. — С. 1050-1062 https://doi.org/10.17059/2019-4-7/

2. Апалькова В.Д. Развитие цифровой экономики в Европейском Союзе и перспективы Украины // Мосты. —

2016. — 9(4) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/развитие-цифровойэкономики-в-европейском-союзе-и-перспективы-украины (дата обращения: 14.04.2024)

3. Паньшин, Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. - 2016. Т. 3, № 157. - С. 17-20.

4. Digital dividends overview 2016. - World Bank Group, 2016. - 58 p.

5. DOI: 10.5281/zenodo.1220693/

6. Parker G.G., Alstyne Marshall W.V.,Choudary S.P. «Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You», 2016. - 256 p.

7. https://documents1.worldbank.org/curated/ru/413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final.pdf/.

8. G20 Digital Economy Development and Cooperation Initiative], http://www.g20chn.com/xwzxEnglish/ sum_ann/201609/P020160912341422794014.pdf

9. http://www.worldbank.org/en/region/eca/ publication/digital-dividends-in-eca.

10. World Development Rreport 2016].

11. https://documents1.worldbank.org/curated/en/896971468194972881/pdf/102725 -PUB-Replacement-PUBLIC.pdf/

12. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/36233

13. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. —

2017. — Т. 10, № 3. — С. 9-25. — (Экономические науки).

14. Экономика и бизнес. Теория и практика. — Т. 11, № 2. — 2018. — С. 123-127. — DOI: 10.24411/2411-0450-201810168.].

15. E-Skills in Europe. Trends and Forecasts for the European ICT Professional and Digital Leadership Labor Markets 2015-2020 / Tobias H., Werner B. Korte, Eriona D. // Empirica: Working Paper. — 2015. —42 p.—P. 26.

16. http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_report_ru.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

17. Avetisyan, P.S. & Gevorgyan, N.M. (2020). Free Educational Environment as the Basis of Human Capital and Relationships between Social Sectors. Ekonomika regiona [Economy of Region], 16(2), 494-506.

18. https ://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2022/index. html

19. Литвинцева Г.П. и др. Оценка цифровой составляющей качества жизни населения в регионах Российской Федерации // Terra Economicus. - 2019. - Т. 17. - №. 3. - С. 107-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.