Научная статья на тему 'Цифровая экономика и социально-этические ценности'

Цифровая экономика и социально-этические ценности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1902
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ЦИФРОВОЙ ФОРМАТ ЖИЗНИ / DIGITAL ECONOMY / MORAL VALUES / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / DIGITAL LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афанасенко Иван Дмитриевич, Борисова Вера Викторовна

Цифровые преобразования открывают дополнительные возможности влияния на социально-этические стереотипы поведения человека. Виртуальная реальность предстала в чувственно-воспринимаемом виде. В статье рассмотрено как цифровые технологии трансформируют отношения между людьми и их трудовой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AND SOCIO-ETHICAL VALUES

Digital conversions provide additional opportunities to influence on socio-ethical human attitudes. Virtual reality appeared in sensual-understands the form. The article describes how digital technologies are transforming the relationship between people and their work.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика и социально-этические ценности»

Афанасенко И.Д., Борисова В.В. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация. Цифровые преобразования открывают дополнительные возможности влияния на социально-этические стереотипы поведения человека. Виртуальная реальность предстала в чувственно-воспринимаемом виде. В статье рассмотрено как цифровые технологии трансформируют отношения между людьми и их трудовой деятельностью.

Ключевые слова. Цифровая экономика, нравственные ценности, гуманитарное знание, цифровой формат жизни.

Afanasenko I.D., Borisova V.V. DIGITAL ECONOMY AND SOCIO-ETHICAL VALUES

Abstract. Digital conversions provide additional opportunities to influence on socio-ethical human attitudes. Virtual reality appeared in sensual-understands the form. The article describes how digital technologies are transforming the relationship between people and their work.

Keywords. Digital economy, moral values, humanitarian knowledge, digital life.

По замыслу правительства РФ, внедрение цифровой экономики преследует революционные изменения буквально во всех сферах жизни: создание качественно новых моделей бизнеса, торговли, логистики, производства; изменение формата образования, здравоохранения, государственного управления, коммуникаций между людьми; эта новая концепция должна задать новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. Об этом заявил Президент РФ В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме 2 июня 2017 года.

Исследователи отмечают, что столь грандиозный замысел пока не имеет достаточного научного обоснования [1]. Трактовка цифровой экономики как экономики «больших данных» может быть и достаточна для математических и эконометрических моделей, но такие модели к экономике могут не иметь никакого отношения. Они лишь увеличат (и это уже происходит) затраты на сбор ненужной информации. По мнению авторов, любые информационные технологии, в том числе цифровые, - всего лишь технический инструмент реализации конкретных задач. Цифровая (электронная) экономика -не набор технологий, а совокупность новых общественных отношений, которые возникают при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг.

ГРНТИ 06.03.07

© Афанасенко И. Д., Борисова В.В., 2018

Иван Дмитриевич Афанасенко - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Вера Викторовна Борисова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Борисова В.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: verabrsv@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 04.03.2018.

Намечена цифровая трансформация не только экономики, она предполагает существенные преобразования всего российского общества: изменение модели управления (переход от программно-целевой к программно-прогностической); смену экономического уклада; преобразование традиционных рынков и социальных отношений. Предстоит переход от механизма лидирующего развития к институтам, основанным на цифровых моделях. Столь существенные изменения жизни российского общества осуществляются в ситуации, когда социокультурный кризис перешёл в системный кризис. Этот системный кризис вызван глубинными изменениями в организованности общества.

Российский социум создал общественное устройство, в котором рынок является элементом общей социально-экономической системы. Под видом реформы России навязывают американскую модель, в которой общество сведено до положения элемента в рыночной системе. В российской модели на переднем плане традиционно находится человек, и систему подстраивают под человека. В американской же модели на переднем плане система; человек должен подстроиться под систему. Люди, которые не смогли адаптироваться к рыночной модели, обречены на вымирание. В американской модели рынка главное - получение прибыли. Ещё на начальной стадии зарождения буржуа, под прикрытием пуританской этики был снят нравственный запрет на обогащение любыми способами. Американцы «усовершенствовали» эту модель: нравственные ценности - честь, достоинство, совесть, порядочность получили денежную оценку.

В Русском мире нравственный запрет на обогащение незаконными способами сохранился. Здесь сложился тип рационального хозяйствования без ставки на стяжательство и наживу. Цифровая модернизация накладывается на разное по своей сущности нравственное пространство и не может иметь однозначное воплощение. Процесс цифровой трансформации крайне противоречив. Противоречива сама постановка проблемы. Акцент сделан на положительное. Действительно, цифровые инновации -важный инструмент экономического развития страны. Однако последствия смены формата жизни несут не только положительный заряд. И это отмечено в программе Правительства РФ «Цифровая экономика России» от 28 июля 2017 года.

Так, инвестиции в цифровые технологии способствуют массовому сокращению рабочих мест, отмиранию многих традиционных профессий, росту безработицы, замораживанию заработной платы и усилению неравенства в доходах. Нарушение принципа справедливости ещё более обострит социальную обстановку в стране. В Русском культурно-историческом мире всё меряется справедливостью. Спокойствие страны, без чего невозможна консолидация в обществе, также в справедливости. В народном сознании мерой эффективности власти является наличие социальной справедливости. Проблема консолидации общества осложняется и тем, что в области общественной связи и массовых коммуникаций цифровые технологии формируют социальные микроструктуры, которые, как правило, не учитывают общепринятые социальные ценности.

Большую тревогу вызывает идея тотального сбора персональных данных, в том числе биометрических. Информация о каждом человеке, включая частную жизнь, будет общедоступна. Причём, реальный человек станет интересовать новый мировой порядок всё меньше. А значение его двойника -«цифрового аватара» резко повысится. В программе Правительства РФ предусмотрено создание среды цифровой платформы государственного управления по минимизации человеческого фактора. Что скрывается за этой формулировкой?

Термин «цифровая платформа» имеет несколько смысловых значений: модель деятельности заинтересованных лиц на общей платформе; площадка, поддерживающая комплекс автоматизированных процессов; информационная система лидирующих решений. Вероятно, разработчики программы имели в виду первое смысловое значение термина «цифровая платформа». Но деятельность заинтересованных лиц возможна лишь при наличии общих интересов. Очевидно, что в аналитическом инструментарии, используемом при переходе к новому обществу, должны быть учтены социально-этические аспекты цифровой экономики.

Вытеснению рабочих профессий станет способствовать массовая роботизация. Роботам доверят уход за больными, сбор урожая зерновых и некоторых других культур. Они помогут автоматизировать бизнес-процессы, станут незаменимыми в сфере обслуживания. Но роботы не могут заменить человека-творца, генератора новых идей. Наибольшую опасность таит попытка «усовершенствовать» человека, подвести его под цифровой формат, преодолеть биологические ограничения человеческого

потенциала, получить контроль над его эмоциями, в том числе «через воздействия на эмоциональные зоны мозга, что приводит к развитию поведенческих изменений и к запуску целого ряда эндокринных перестроек» [2].

Ощущения и эмоции вызывают и вещества, которые синтезируются в организме человека под воздействием внешних раздражителей - грубого или, наоборот, ласкового слова, успеха или неудачи, приятной музыки или раздражающего шума. Они не чужды организму. Наукой установлено, что за хорошее настроение отвечают белковые молекулы нейропептиды. Выброс в кровь гормонов счастья происходит и под воздействием стресса. Эмоции как средство влияния на поведение человека с давних времён используются в различных религиях.

Цифровые преобразования открывают дополнительные возможности влияния на социально-этические стереотипы поведения человека. Носимые электронные устройства, подключённые к Интернету, уже способны передавать контекстно-зависимую информацию, соотносящуюся с эмоциями человека. Сенсоры и компьютеры, встроенные в контактные линзы, и постоянные имплантанты делают доступным ночное видение, улучшают слух, позволяют погрузиться в дополнительные реальности (дополнительные реальности - сведения об окружении и улучшенное восприятие информации, получаемые в результате использования сенсорных данных, например, очки для трёхмерного восприятия). Ноотропные препараты расширяют умственно-познавательные способности человека.

Изменится традиционный способ получения информации, который предусматривает последовательность: сбор информации, загрузка её в электронные устройства и анализ обработанных данных. По новой схеме данные из источника, минуя человека, сразу поступают в электронное устройство; компьютер самостоятельно анализирует их и в виде готовых выводов передаёт человеку. Таким образом, от человека к машине переходит не только сбор информации, но и её анализ и выводы. Последствия такого разворота непредсказуемы. Технология работает сама по себе. Образуется независимое от человека информационное поле электронных устройств. Электронные устройства, используя силу Интернета, самообучаются, становятся совершеннее и умнее. Под их воздействием развивается и сам Интернет.

И ещё одно важное наблюдение: Интернет из инструмента коммуникации превращается в полноценный элемент рыночной системы. В цепочке зависимых связей первостепенную роль начинает играть программа, выработанная электронными устройствами. А вот человеческий мозг, связанный с компьютером, по выводам науки о мозге, напротив, слабеет.

Итак, цифровые технологии трансформируют отношения между людьми и их трудовой деятельностью. Остаётся уяснить главное. Происходит нечто невероятное. Виртуальная реальность предстала в чувственно-воспринимаемом виде:

1) виртуальный мир, созданный техническими средствами и разумом человека, воспринимается через ощущения, привычные для восприятия материального мира, - зрение, слух, обоняние и др.;

2) объекты виртуальной реальности ведут себя аналогично объектам материальной реальности;

3) пользователь имеет возможность воздействовать на объекты виртуальной реальности в режиме реального времени.

Открытыми остаются вопросы социальной адаптации населения страны к вызовам цифровой экономики, а они касаются не только отношений человека и его работы, но и способа получения информации. Новые вызовы затрагивают систему воспроизводства и экологию.

Так, аддитивные технологии плохо контролируются, они несут риски использования проектных файлов труднопредсказуемыми способами. Внедрение синтетических технологий в сельское хозяйство активизирует инвазивные синтетические организмы, которые способны разрушить природные экосистемы. Инвазивными могут стать животные, растения, микроорганизмы. Они способны изменить экосистемы на огромных территориях. Например, проникновение гребневика в Азовское и Чёрное моря (занесён морскими судами вместе с балластными водами) наносит экономический ущерб, исчисляемый сотнями миллионов долларов. Он пожирает зоопланктон и икру местных рыб. Легко переносит перепады солёности и температуры воды. Другой пример - захват борщевиком огромных территорий в разных регионах страны. При эпидемиях свиного и птичьего гриппа уничтожают миллионы голов скота и птицы.

Негативные результаты возникают здесь из-за несоответствия природных процессов и ускоренного развития инородных сред под воздействием человеческой деятельности. В таких условиях инвазивные

организмы способны вызывать экологические катастрофы. Попытки изменить сущность человека через генную инженерию или чипизацию таят большую опасность. Человек не рождается личностью. Личность - это идеал совершенства, к которому человек стремится. Нельзя допустить, чтобы из понятия «личность» было убрано всё человеческое. Такая опасность сегодня, по мнению авторов, существует.

Культурные традиции - наиболее устойчивые, повторяющиеся взаимоотношения между людьми, порождаемые социальной необходимостью. Согласно культурным принципам организуются все социальные и экономические процессы. Исторически сложившиеся нормативные формы - самые устойчивые. Они закреплены и в формах мышления, и в социальной практике данного народа. Новое поколение получает от предшественников знания и опыт, прошедшие проверку общественной практикой. Нынешней молодёжи навязывают образцы культуры, ценность которых определяется не тем, сколько таланта вложено в их создание, а тем, насколько хорошо они продаются на рынке.

Культура - это созданная человеком символическая реальность. Она исходит от человека естественного и не приспособлена к человеку с изменёнными генетическими свойствами. Изменение природы человека повлечёт за собой комплекс других изменений. В опасности окажется не только человек, но и созданная им культура. Нельзя забывать, что генетический базис человека - основа культуры. Если его изменить, изменится и культура. При этом гены социальных институтов способны передаваться будущему.

Когда происходит смена материальных и духовных эпох (а мы живём в такое время), требуются новые идеи. Смысл ценностей осознаёт философия. Она их отбирает как базисные и вырабатывает идеи для будущего. По мнению самих вдохновителей цифровых преобразований, роль философии резко возрастает не только в системе образования. Так, миллиардер Марк Кьюбан считает, что роботы в будущем отберут рабочие места у многих людей. «Алгоритмы лучше человека будут обрабатывать и анализировать данные. Рынок труда и природа живого труда меняются уже сейчас. Особо сильному подрыву подвержена сфера финансов. А вот философы и филологи, напротив, имеют все шансы добиться успехов. Спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем спрос на программистов или даже инженеров. В будущем понадобятся люди с особым взглядом на вещи, которые смогут дать критическую оценку данных, собранных алгоритмами. Этими навыками обладают филологи и философы» [3].

Президент Ирландии Майкл Хиггинс также полагает, что в мире цифровых технологий именно гуманитарная наука позволит формулировать идеи и выносить взвешенные суждения, то есть выполнять задачи, которые не даются алгоритмам. В Ирландии философию преподают школьникам старших классов и собираются ввести курс для школьников младших классов. Ставку на гуманитарное знание делает и Макс Шваб - президент Всемирного экономического форума.

Цифровая эпоха не прошла философского осмысления. Это одно из обстоятельств, которые препятствуют выработке общего понимания сущности цифровой экономики. Эволюция черпает силы в знаниях. Сначала знания, потом поступки. В данном случае практика оцифровывания опережает процесс выработки научных знаний об этом явлении.

Каким базисным нравственно-этическим ценностям грозит сплошная цифровизация? Следует учитывать, что каждый культурно-исторический мир, то есть суперэтническая целостность, принявшая форму цивилизации, имеет свою систему нравственных ценностей, которые сообщество охраняет наряду с общечеловеческими ценностями [4]. Наблюдается новый социально-этический процесс. Происходит смещение центра противоречий в сторону нравственности. Это наглядно проявляется, например, в политике США: «русские мыслят иначе, у них свои ценности, своё понимание мирового порядка. Россия нам враг».

Цифровизация вклинивается в правовое пространство общества. Но сама она нравственного осознания ещё не имеет. Число может выразить многое, но оно не способно отличить хорошее от плохого. Как увязать цифровой формат жизни с нравственными ценностями? В этом суть проблемы. Правовое пространство образуют два правовых поля - нравственное поле и юридическое поле. Нравственные нормы и законы, вопреки мнению западных идеологов, не сводятся к личности. Они являются законами человеческого общежития, охраняют и личность и этническое сообщество в процессе их взаимосвязи и взаимообусловленного развития. Интересы личности не должны противостоять интересам общества, тем более разрушать общественное единство.

Способность человека к самоконтролю и моральной оценке собственных действий на основе понимания ответственности за совершаемые поступки выражается в форме осознания нравственного значения своих действий. В нравственном поле правового пространства общества образуется нравственное право, которое через традиции и обычаи соблюдается всеми членами сообщества. Юридическое право лишено преемственности и такой гласности.

Выделим главное, имеющее принципиальное значение. На нравственном поле действуют нравственные нормы и законы. Юридические законы полновластны только на юридическом поле. Более того, юридический закон становится действующим, когда он основывается на нравственной почве. На практике нравственные нормы стараются не замечать. Их пытаются заменить юридическими законами. Этим можно объяснить бездействие многих юридических актов.

Поскольку каждый культурно-исторический мир имеет свою систему нравственных ценностей, то и сущность цифрового формата жизни понимается по-разному. Каждая страна по-своему корректирует задачи цифровой экономики. Цифровая стратегия России нацелена на создание необходимых условий институционального и инфраструктурного характера, способствующих взаимодействию бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан. В новой экосистеме данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. Стратегия цифровой экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб. Изд-во «Нотабене», 1999.

3. Через 10 лет спрос на гуманитариев резко возрастёт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hightech.fm/ 2017/02/20/1&ега1_агй (дата обращения 11.02.2018).

4. Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. СПб.: Изд-во «Третье тысячелетие», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.