Научная статья на тему 'Цифровая экономика и образование: проблемы взаимодействия'

Цифровая экономика и образование: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION COMMUNITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бардашевич А.Н.

В статье рассматриваются изменения в сфере образования под воздействием информационных и коммуникационных технологий. Обосновывается, что различия между цифровой, информационной экономикой, экономикой знаний и новой экономикой носят в основном терминологический характер. Вместе с тем, блага, представленные в цифровой форме, имеют, в отличие от других дефиниций и определений, материальную природу и могут быть учтены и представлены в статистической форме и экономико-математических моделях. Указывается, что непрерывный технологический прогресс, характерный для цифровой экономики, ставит индивидов перед необходимостью учиться, развивать свой творческий потенциал и строить карьеру на протяжении всей жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economics and education: problems of interaction (Russia, St. Petersburg)

The article discusses changes taking place in the sphere of education under the impact of new informational and communication technologies. The author argues that distinctions among digital economy, information economy, economy of knowledge and new economy essentially bear terminological character. However, digital goods possess a material nature and may be accounted for and represented in a statistical form in economical and mathematical models. Continuous technological progress, characteristic to the digital economy, forces individuals to study, develop their creative potential and make career choices in the course of their entire life

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика и образование: проблемы взаимодействия»

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А.Н. Бардашевич,

зам. директора Колледжа туризма Санкт-Петербурга по развитию инновационной деятельности

andrey_bardashevich@yandex.ru

В статье рассматриваются изменения в сфере образования под воздействием информационных и коммуникационных технологий. Обосновывается, что различия между цифровой, информационной экономикой, экономикой знаний и новой экономикой носят в основном терминологический характер. Вместе с тем, блага, представленные в цифровой форме, имеют, в отличие от других дефиниций и определений, материальную природу и могут быть учтены и представлены в статистической форме и экономико-математических моделях. Указывается, что непрерывный технологический прогресс, характерный для цифровой экономики, ставит индивидов перед необходимостью учиться, развивать свой творческий потенциал и строить карьеру на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: цифровая экономика, образование, информационное общество, информационные технологии в образовании

УДК 330.88 ББК 65.01

Появление новых информационных и коммуникационных технологий и их «сращивание» с образовательными технологиями привело к радикальным переменам в преподавании:

Во-первых, в образовании стали применяться инструменты обучения с привлечением информационных технологий (ИТ): Blackboard, онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, онлайн-миры и др.

Во-вторых, информационные технологии сделали образование индивидуализированным, когда содержание и процесс обучения подстроены под запросы учащихся и их индивидуальные особенности (скорость обучения, предпочтение формы обучения и др.).

В-третьих, в образовании стали активно внедряться игровые формы обучения, которые позволяют более эффективно и всесторонне осваивать изучаемые дисциплины.

В-четвертых, образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, стало более предметным и практико-ориентиро-ванным, чем было ранее; в центр образования стали ставится реальные проекты обучаемых, такие как стартапы, бизнес-проекты, бизнес-планы и т.д. [1, с.195]

Наконец, образование перестало быть детским и юношеским этапом. Оно превратилось в непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Указанные перемены связывают с наступлением этапа информационного общества и информационной или цифровой экономикой. Информационную экономику характеризуют как экономику информационно-коммуникационных технологий и информационных благ. По мере становления концепции информационной экономики всё больше исследователей склонялось к тому, что отнюдь не любая информация способна быть двигателем экономического роста, а только та, которая несёт в себе приращение нового знания, воплощение его в технологии. Указанные процессы привели к появлению термина «экономика, основанная на знаниях» или «экономика знаний».

Различия между информационной экономикой, экономикой знаний и цифровой экономикой заключаются лишь в трактовке предоставляемых благ. Если первые две дефиниции связаны с «духовной», не материальной структурой предоставляемых благ (например, знание), то блага, представленные в цифровой форме, имеют материальную природу [2, с.56]. 1 88

В ряде ведущих европейских стран, Японии и США разработаны программы технологического развития, такие как «Индустрия 4.0» или «Национальная технологическая инициатива». Они созданы и направлены на то, чтобы определить как будут развиваться образовательные технологии и каким образом они будут влиять на происходящие в обществе и государстве процессы. На основании результатов проведенных исследований предполагается повысить конкурентоспособность национальных экономик путем стратегического партнерства бизнеса и образования на основе высоких технологий. Государство должно создать своего рода «инкубаторы», в которых образовательные учреждения и бизнес-структуры могли бы участвовать в создании высокотехнологичных продуктов. В аналитических исследованиях отмечается, что новая экономика предъявляет к образованию требования в сфере компетенций и образовательных стандартов нового типа.

Для подготовки необходимых специалистов не хватит возможностей текущей системы образования. Формируется запрос на использование новых методов и технологий в обучении, которые должны лечь в основу национальной модели образования. Кроме того, понимание общемировых тенденций позволит ориентировать модель образования, как на глобальный, так и на региональные рынки. Важно понять то, как с течением времени развиваются образовательные институты и как они влияют на подготовку высокопрофессиональных кадров, способных быстро перестраиваться в соответствии с требованиями нового витка НТР [3, с.97—100].

Технологические революции всегда сопровождались развитием смежных отраслей, особенно сферы образования. Параллельно с развитием промышленности развиваются и образовательные технологии, и содержательная часть процесса обучения. При этом можно четко проследить зависимость форм и методов в обучении от этапа, на котором находится промышленность. Четвертая промышленная революция основывается на повышении конкурентоспособности промышленных производств и технологий через усиленную интеграцию «киберфи-зических систем» в заводские процессы [3, с. 16-18].

Вместе с тем, в научном сообществе до сих пор нет единого мнения относительно методологических подходов к определению экономики постиндустриального общества, нет

© ПСЭ, 2017

единого общепринятого термина. В литературе при определении современных процессов в экономике в русле информационного общества используются термины «экономика знаний», «информационная экономика», «сетевая экономика» и «новая экономика» [4, с.16-18]. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что трактовки этих терминов, предлагаемые разными исследователями, также весьма неоднозначны и разнообразны в зависимости от того, научный интерес какого направления они реализуют. Рассмотрим несколько из существующих подходов.

Экономисты австрийской школы Й. Шумпетер и Ф. Хайек заложили концептуальные основы в изучении экономики знаний, определив её как систему, состоящую из элементов, которые относятся к тому сектору экономики, где происходит обработка, производство, распространение и управление знаниями. Позже было предложено другое определение понятия «экономика знаний»: посткапиталистическое общество, в котором фактор знания выходит на первый план в процессе производства, что в результате создаёт условия для формирования новых движущих сил в социально-экономическом прогрессе и приводит к изменениям во всех сферах жизни [5, с.20-21].

Английский учёный Т. Стоуньер, внёсший большой вклад в исследования информационного общества, первым стал рассматривать информацию и знания как важные стратегические ресурсы, отождествляя их с капиталом: «...информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования» [16, с.401]. Стоуньер оперирует термином «информационная экономика», рассматривая её в качестве отрасли экономики постиндустриальной. Последнюю автор определяет как «экономику, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает первое место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации» [16, р.402]. Он разделяет такие категории как «данные», «информация» и «знания», замечая при этом, что такое разграничение довольно условно. В целом можно сделать вывод о том, что Стоуньер отождествляет информационную экономику с экономикой знаний, рассматривая её в качестве составляющей более обширной категории «постиндустриальная экономика».

Иной точки зрения придерживаются Л.П. Пидоймо и Е.В. Бутурлакина. Они более строго разграничивают информацию и знания. Информация, рассматриваемая как «формализованное знание», оценивается как ведущий фактор, по сравнению со знаниями. Таким образом, они говорят именно об информационной экономике, а не об экономике знаний [15, с.116].

Н.Э. Чумаченко в статье «Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание» делает попытку упорядочить и ввести в единую концепцию термины «информационная экономика», «сетевая экономика» и «новая экономика». Оценивая кардинальные изменения в обществе и экономике, вызванные широким распространением информационных технологий, Чумаченко приходит к выводу, что указанные «дефиниции разделяют пространство происходящих процессов на содержательные, инструментальные и результативные» [15, с.39].

Информационная экономика мыслится исследователем как содержательная составляющая информационно-коммуникационной революции, т.е. повсеместного проникновения информационно-коммуникационных технологий, прежде всего, в экономические процессы, в результате которого изменяется роль информации в развитии производительных сил. Новую экономику Чумаченко трактует как «результат влияния процессов, спровоцированных в русле информационной экономики, в отражении всей экономической системы, социосферы» [15, с.39], подчёркивая, что характеристики новой экономики не ограничиваются информационными технологиями и информационной экономикой, хотя и связаны.

Согласно указанной систематизации Чумаченко, сетевая экономика или экономика сетевых благ с точки зрения инструментария описывает принципы, в соответствии с которыми строится взаимодействие субъектов в новых условиях. Сетевую экономику Чумаченко определяет как «экономику, связанную с

производством и распределением сетевых благ» [15, с.37]. И.А. Стрелец указывает на следующие свойства благ, формируемых в рамках цифровой или новой экономики:

• комплементарность блага — покупаемое благо можно использовать только совместно с другими благами. Это предполагает необходимость совместимости благ и соответствия их некоему единому стандарту;

• экономия на масштабах производства — при изготовлении первого экземпляра издержки крайне велики по сравнению с издержками на выпуск последующих. Таким образом, делается вывод о том, что сетевые блага не подчиняются закону убывающей доходности или подчиняются не в полной мере;

• присутствие сетевых внешних эффектов — каждый дополнительный пользователь блага увеличивает его полезность для других пользователей, чем масштабнее сеть — тем ценнее она и каждое сетевое благо, входящее в неё;

• эффекты ловушки — формирование барьеров, затрудняющих переход потребителя к другой фирме, которая производит аналогичное благо [12, с.78-79].

Большой вклад в исследование сетевой экономики был сделан К. Келли. В 1997 г. им были описаны законы (автор употребляет именно эту категорию), описывающие сетевую экономику: [22, 23]

1. закон связи — значимость связей между узлами сети, «мы соединяем всё со всем»;

2. закон полноты — чем выше количество узлов в сети, тем ценнее она становится, «эффект факса» — первая созданная факс-машина в единственном экземпляре была бесполезна;

3. закон экспоненциального роста — даже при малом увеличении числа узлов наблюдается быстрый рост связей в сети;

4. закон переломных точек — после достижения сетью определённого масштаба её рост становится самоподдерживающимся;

5. закон увеличения отдачи — новые участники увеличивают размер сети, а он, увеличиваясь, привлекает новых участников;

6. закон обратного отношения цен — «...лучшие товары дешевеют с каждым годом. Этот простой парадокс является основной движущей силой новой экономики»;

7. закон щедрости — этот закон является следствием законов полноты и обратного отношения цен: блага, представляющие наибольшую ценность должны быть бесплатными. Подарить первичный продукт, например, антивирусную программу, значит увеличить количество единиц этого товара в сетевой структуре, а значит сделать каждую из них более ценной и востребованной. Получение компанией прибыли происходит за счёт продажи «продвинутых» опций и дополнительного обслуживания; «то, что бесплатно сегодня, в будущем может стать основой успешной компании»;

8. закон преданности — процветание компании невозможно без вложения ею усилий в развитие сети;

9. закон временного спуска — переход на новый уровень развития может потребовать от компании коренных изменений и сопровождается высоким риском потерять всё; «сегодня ты можешь быть «королём горы», а завтра гора может исчезнуть»;

10. закон замещения — в дальнейшем все процессы будут подчиняться сетевой логике, «сеть победит»;

11. закон маслобойки — этот закон перекликается с понятием «созидательное разрушение», введённым Й. Шумпетером. Инновации всегда следуют за разрушениями, следовательно, для непрерывных инноваций сетевая экономика должна постоянно балансировать на грани хаоса. Келли называет это состояние «сбалансированное неравновесие»;

12. закон неэффективности — производительность и эффективность труда перестают быть целью, поскольку в новой экономике ценность представляет оригинальность и изобретательность, которые невозможно измерить. «Не решайте проблемы, ищите новые возможности» [23, р.106].

Необходимо отметить, что Келли отождествляет сетевую экономику и новую экономику, приводя три ключевые характеристики этого единого понятия: «новая экономика глобальна,

|м проблемы науки и образования_

поддерживает неосязаемые активы (идеи, информацию, взаимоотношения), обладает тесно взаимосвязанными элементами» [22, р.12]. Раскрывая суть понятия «новая экономика», исследователь не уделяет должного внимания изменениям в социальной сфере. Келли выдвигает тезис о том, что «движущие силы общества <...> всё в большей степени будут подчиняться сетевой логике» [22, р.16], из чего делает вывод о переходе от массового общества к «обществу ниш».

Новая экономика: подходы к определению. Уже рассмотренные выше понятия «цифровая экономика», «экономика знаний», «информационная экономика», «сетевая экономика» и т.д., что, по мнению М. Пората, являются формами проявления новой экономики, которая рассматривается как среда, не ограниченная «лишь областью высоких технологий, а занимает и многие другие» [24, р.106]. Среди проявлений новой экономики исследователь указывает на процессы мировой глобализации и интеграции, рост скорости трансакций и снижение трансакционных издержек, сетевые экстерналии и т.д. Наиболее полно различные проявления новой экономики представлены в табл. 1.

Таблица 1

Формы проявления цифровой или новой экономики*

На наш взгляд, данная классификация представляется довольно условной, поскольку, например, процессы, которые автор таблицы относит к экономике информации, могут быть отнесены к сетевой экономике, поскольку падение предельных издержек производства и положительная отдача от масштаба обеспечиваются за счёт свойств сетевых благ. Приведённая таблица обосновывает подход к новой экономике как к обширному понятию, включающему в себя такие категории как «экономика информации» («информационная экономика»), «сетевая экономика» и «экономика знаний». Такого рода разделение понятий представляется автору данного исследования наиболее точным и соответствующим его представлениям о рассматриваемом предмете.

За последнюю четверть века содержание термина «новая экономика» претерпело существенные изменения. Изначально, появившись в начале 1980-х годов, эта категория описывала экономику, основанную на производстве услуг в большей степени, нежели на производстве товаров. В 1990-х годах термин «новая экономика» применяли по отношению к высокотехнологичной экономике Соединённых Штатов, в частности, к тем её отраслям, которые были связаны с производством, передачей, обработкой и хранением информации. В то время экономика США показывала высокие темпы роста при снижающейся безработице. Эта ситуация породила гипотезу о том, что экономический рост вызван, главным образом, распространением

информационно-коммуникационных технологий, что знаменует собой новый этап развития экономики, в котором «старые» экономические законы теряют свою силу. Определение новой экономики стало формулироваться следующим образом: «это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведёт к изменению отдельных макроэкономических параметров» [23, с.161]. Однако оно не отвечало на вопрос: какие именно параметры подвергаются изменению и насколько эти изменения глубоки? Некоторые авторы, анализируя изменения, которые происходят в рыночной модели под влиянием информационных технологий, отмечали, что:

- неподчинение некоторых информационных продуктов закону убывающей доходности; проявление эффекта масштаба, как со стороны предложения, так и стороны спроса под действием внешних сетевых эффектов;

- изменение монопольных тенденций под влиянием смягчающейся асимметрии информации. Благодаря распространению информационных технологий потребитель имеет возможность получить более полное представление о ценах на аналогичный товар у различных продавцов [21, с.123].

Онлайн-торговля предоставляет возможность приобрести товар без географических ограничений. В таких условиях привычная модель поведения монополий (снижение объёма производства при увеличении цены) становится для них крайне невыгодной. Кроме того, происходит появление интеллектуального имиджа у товаров, появляются товары, «насыщенные знанием» в большей степени, чем требуется функционально. Эта тенденция является следствием предыдущей, поскольку в условиях усиливающейся конкуренции компании вынуждены предлагать уникальный продукт, выделяющийся из ряда аналогичных ему.

Кроме того, происходят изменения временного характера: уменьшение срока жизни продукта из-за быстрого распространения информации о нём. Особенно ярко эта тенденция проявляется в высокотехнологичных товарах. Под влиянием усиления роли неощутимых активов меняется природа собственности, «фирма вообще может не располагать активами в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными, а текущие активы — информацией» [22, с.123].

Расстояние перестаёт быть существенным препятствием для общения и торговли между удалёнными странами и регионами. Нарушается устоявшийся принцип, в соответствии с которым страны тем меньше торгуют друг с другом, чем дальше они находятся друг от друга. Формируются кластеры — регионы, концентрирующие интеллектуальные и инновационные отрасли и развивающие связи с другими производителями и клиентами, обладающие гибкой логистикой [23, р.59].

Как видим, некоторые из указанных характеристик дублируют выше описанные особенности сетевых благ и сетевой экономики, что неудивительно, если исходить из того, что сетевая экономика есть элемент новой экономики. Стоит отметить, что некоторые экономисты отождествляет оба понятия, что, как уже было сказано выше, расходится с нашей позицией.

Оценивая гипотезу о новой экономике, обычно приводят «парадокс Солоу» в качестве аргумента, опровергающего её существование. Согласно этому парадоксу, очевидные и наблюдаемые повсюду преимущества компьютеризации не наблюдаются в статистике производительности. Другие опровергают этот тезис, опираясь на т.н. «гипотезу отсрочки Дэвида», согласно которой результаты от внедрения высоких технологий дают о себе знать не сразу.

Несомненно, что так называемый «парадокс Солоу» был справедлив в теориях 1990-х годов, обосновывающих, что рост производительности труда в американской экономике наблюдался не только в информационном секторе, но и в других отраслях что, в свою очередь, могло быть объяснено «эффектом перелива». Этот вывод даёт основание утверждать, что экономический рост 1990-х годов не был связан исключительно с «информационным сектором», а носил общеэкономический характер. Однако справедливо и то, что новая экономика не отменила действие «экономических законов»,

Сектор экономики Процессы

Производство и технологии Повышение производительности труда и темпов экономического роста

Международные связи и взаимоотношения Процессы глобализации и интеграции, рост объёмов торговли, повышение мобильности капитала, рост конкуренции между странами на рынках труда и товаров.

Экономика информации Падение предельных издержек производства и положительная отдача от масштаба, нулевые издержки распространения информации.

Сетевая экономика Сетевые экстерналии, многократный рост объёма передаваемой информации.

Экономика знаний Появление новых институтов и форм образования.

Рынок капиталов Рост волатильности финансовых рынков, скорости трансакций и снижение транс-акционных издержек.

Менеджмент и технологические процессы Изменение бизнес-моделей, развитие информационных технологий и применение компьютеров.

* Составлено автором

сформулированных экономистами ранее [24, р.22]. При этом особо подчеркивалось, что в экономике сохраняется цикличность и экономический рост по-прежнему сопровождается инфляцией. Более того, в условиях новой экономики рынок «приближается к модели совершенной конкуренции», благодаря снижению степени асимметричности информации, что, однако, совершенно не отменяет регулирующей роли государства. Присутствие государства, необходимо, с одной стороны, в качестве гаранта прав интеллектуальной собственности, а с другой — как инвестора, особенно если речь идёт о базовых и передовых отраслях экономики.

Таким образом, можно подвести итог вышесказанному и подчеркнуть, что концепция новой экономики возникла как попытка описать изменения в современной экономике и обществе, вызванные появлением и широким распространением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Возникновение и развитие новой экономики было бы неосуществимо без адекватной технологической базы, делающей возможным распространение кодифицированных знаний вне пространственных ограничений при минимальных затратах времени и труда [24, р.123].

При этом ИКТ, с одной стороны, предоставляют возможности для создания новых путей ведения бизнеса, а с другой — являются новым дополнительным продуктом для бизнеса. Безусловно, ИКТ играют важную роль в процессе инвестирования в человека, предоставляя большое количество возможностей для этого как внутри, так и вне традиционной системы образования. Федеральные университеты стали участниками инновационных территориальных кластеров (ИТК), объединяющих предприятия и организации научно-производственной сферы регионов с целью координации и кооперации их деятельности для получения синергетического эффекта в развитии производств мирового уровня.

Происходит объединение созданных ЦКП и исследовательских лабораторий в комплексные ресурсные центры: Единый центр коллективного пользования энергоемким оборудованием, комплексный ЦКП «Новые материалы: технологии, свойства, применение» и «Центр ядерной медицины» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» (ЮФУ), ресурсный центр СФУ, входящий в краевой ЦКП в рамках созданного регионального бизнес-инкубатора КРИТБИ, «Центр коллективного пользования научным оборудованием «Баренц» Евро-Арктического региона» (САФУ) [7, с.126].

Влияние федеральных университетов на развитие инновационной инфраструктуры территорий осуществляется как через развитие собственного инновационного пояса, так и в результате активного взаимодействия с отраслевой и академической наукой, участия в инновационном развитии пред-

приятий, организацию сетевого взаимодействия участников инновационного процесса в регионах.

Для оказания услуг региональной промышленности с привлечением высококвалифицированных специалистов и дорогостоящего программного обеспечения в федеральных университетах начато формирование инжиниринговых центров, например, Инжиниринговый центр в области биотехнологий (СКФУ), инжиниринговые центры «Автоматизированное проектирование», «Проектирование электронных приборов», «Инженерия программного обеспечения и проектирование информационных систем», Региональный инжиниринговый центр «Лазерные и аддитивные технологии» (совместно с концерном «Алмаз-Антей» и международной корпорацией IPG Photonics Corporation) (УрФУ).

Наиболее масштабными являются проекты, выполняемые ЮФУ в качестве опорной (базовой) организации программ инновационного развития компаний оборонно-промышленного комплекса страны: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Росатом», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» [18, с.126]. В развитии кооперации с организациями, реализующими комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств (постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218), приняли участие 6 федеральных университетов. Данные процессы будут развиваться и в дальнейшем [7, с.126].

Современные технологии могут не только отвечать уже сформировавшимся потребностям человека, но и порождать новые. Примером могут служить картографические сервисы, такие как «Яндекс Карты» или «Google Maps», потребность в которых 15-20 лет назад в повседневной жизни человека не существовала. Сегодня многие пользователи рассматривают данные технологии как необходимые, при этом альтернативные пути ориентирования на местности многим уже представляются затруднительными [25, p. 126].

Также следует отметить, что непрерывный технологический прогресс, характерный для новой экономики, ставит людей перед необходимостью развивать свой потенциал и строить карьеру на протяжении всей жизни. В экономике, основанной на знаниях, получение диплома о профессиональном образовании не завершает обучение человека, а лишь свидетельствует об усвоении им определенного набора необходимых знаний. Для полной социализации и самореализации человек поставлен в условия необходимости непрерывного образования [25, с.129]. Вследствие этого, человеческий капитал невозможно ограничить уровнем образования, полученным к моменту выхода его на рынок труда. Его приращение происходит постоянно, в процессе непрерывного образования и овладения новыми навыками творческого труда.

Литература

1. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? — М.: Когито-Центр, 2014. — [Электронный документ] — http://iph.ras.ru/ page46589323.htm.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гу-ревича. — М., 1988. — С. 330-342.

3. Благих И.А., Сальников Д.Ю.Управление производственным циклом предприятия (организации) // Проблемы современной экономики. — 2010. — №4. — С. 97-100.

4. Благих И.А. Россия и капитал: 200 лет вместе и 80 лет порознь // Экономист. — 2015. — №5. — С. 70-75.

5. Благих И.А., Дубянский А.Н. История экономических учений. — М., 2014.

6. Дьяченко О.В. К сущности категории «новая экономика» // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Сер.: Экономика. — 2015. — №5. — С. 18-23.

7. Гаркавенко И.А., Булах Е.А., Благих И.А.О взаимосвязи экономического анализа с историей и эволюцией // Проблемы современной экономики. — 2014. — №2(50). — С. 356-359.

8. Лыбанева М.В. Государственно-частное партнерство в сфере образовательных услуг. СПб, 2017. — С.21.

9. Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. — 2016. — № 3. — С. 115-136.

10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. — М.: Мысль, 2010-2014. — [Электронный документ] — http://iph.ras.ru/elib/2377.html.

11. Панцерев К.А. Информационное общество: эволюция концепции в исторической перспективе // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. — 2015. — Вып. 1. — С. 65-72.

12. Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А. Новая экономика: системный подход к формированию экономических институтов // Экономические институты информационного общества: Сб. научных трудов / Под ред. Б.В. Корнейчука. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 20-25.

13. Стрелец И.А. Новая экономика: гипотеза или реальность? // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — №3. — С. 16-23.

14. Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. — 1992. — № 2. — С. 50-57.

15. Пидоймо Л.П., Бутурлакина Е.В. Сущность категорий «информационное общество», «информационная экономика» // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — №4. — С. 112-118.

16. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 2014. — С.392-409.

17. Стрелец И.А. Экономика сетевых благ // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — №10. — С. 77-83.

18. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2014. — 776 с.

19. Чумаченко Н.Э. Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание // Вестн. Саратовского гос. социально-экономического университета. — 2014. — №3. — С.42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Bell D. Welcome to the Post-Industrial Society // Physics Today. — 1976. — Feb. — Рр. 46-49.

21. Dengov V. Experimental verification of correspondence between adverse selection models and reality // Ekonomicko-Mana zerske Spektrum. — 2011. — N. 1, pp. 2-9.

22. Kelly K. New rules for the New Economy // Wired. 1997. Sept. — [Электронный документ] — http://archive.wired.com/wired/ archive/5.09 /newrules.html?pg=1&topic

23. Kelly K. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World/K. Kelly. — N.-Y., 1998. — 180 p.

24. Porat M., Rubin M. The Information Economy: User's Guide to the Complete Database (on Magnetic Tape). — Washington: Office of Telecommunications, 1977. — 63 p.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

К.В.Гульпенко,

профессор кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук

Н.В. Тумашик,

доцент кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук Tumnatdim@yandex.ru

В статье раскрываются проблемы непрерывного образования личности и его индивидуализации. Исследованы различные научные позиции в отношении содержания образовательной траектории учащихся. Обоснована необходимость формирования образовательной траектории студентов высшей школы, образовательного маршрута, индивидуальных образовательных программ и учебного плана.

Ключевые слова: высшая школа, образовательная траектория, образовательный маршрут, образовательный процесс, образовательная программа, образовательный стандарт.

УДК 378.1 ББК 74.489

Высшее образование развивается под влиянием социальных, политических, научно-технических и экономических факторов. Развитие науки, техники и технологии обуславливает формирование осознанной потребности мирового сообщества в гибких системах образования, адаптированных к изменяющимся условиям жизни, предусматривающих возможность быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на протяжении жизненного пути человека. Получение необходимых для быстрого реагирования на изменения компетенций и соответствующих знаний, умений и навыков возможно в условиях непрерывного образования и его индивидуализации.

Индивидуализация образования предполагает, с позиции личности, осознание ею учебных действий, позволяющих привнести личное содержание в учебный процесс, с позиции вуза, позволяет организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся по всем направлениям, формам и методам обучения [2]. Новая парадигма преподавания влияет на деятельность образовательного учреждения, а также взаимодействие профессорско-преподавательского состава и учащихся. Это приводит к необходимости:

• существенного изменения структуры и содержания учебных программ;

• совершенствования методов и технологий преподавания дисциплин;

• разработки новой методики оценки результатов освоения программы учащимися;

• создания всесторонней образовательной среды для достижения уровня знаний, умений и навыков соответствующим компетенциям и развитию личности.

Совершенствование системы высшего образования влияет на академическую мобильность студентов, означающую:

• выбор направлений взаимодействия с окружающей действительностью;

• анализ альтернативных вариантов решений;

• развитие коммуникативной способности;

• самоанализ уровня собственных знаний, определяющий дальнейшую мотивацию к получению образования;

• способность к самоорганизации и самоконтролю;

• получение знаний социально-культурного характера.

Таким образом, индивидуализация образования неразрывно связана с личностно-ориентированным подходом, в соответствии с которым обращается внимание на деятельность конкретного учащегося, его внутреннее образовательное приращение и развитие при наличии у него соответствующей мотивации. Формирование и реализация индивидуального компонента в образовании возможны при проектировании и осуществлении индивидуальной образовательной траектории. При этом определение собственных образовательных перспектив является значимым для профессиональной деятельности, карьерного роста и личностного развития. В научной литературе в отношении образования имеет место понятие «индивидуальная образовательная траектория», которое связывают с:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.