Б01 10.46320/2077-7639-2023-2-117-95-106
Цифровая экономика и импортозамещение: этапы и перспективы развития в России
Жигалов В.И.
Цифровая экономика и импортозамещение — это две важные концепции, которые оказывают значительное влияние на состояние национальной экономики. Актуальность данной статьи выражается в содействии развитию отечественной цифровой индустрии, которая, в свою очередь, позволяет снизить свою зависимость от иностранных товаров и создать новые возможности для развития отечественной экономики и обеспечить создание необходимых условий поддержки национальной безопасности. Внедрение цифровых технологий и поощрение развития отечественных средств цифровизации, позволит предприятиям и субъектам национальной экономики раскрыть потенциал цифровой экономики для стимулирования инноваций, производительности и экономического роста, одновременно решая проблемы и риски устойчивого развития национальной экономики, возникающие в результате цифровизации экономики. Объект исследования, это система экономических отношений в России, предмет исследования, это цифровая экономика, развитие которой зависит от эффективности реализации политики импортозамещения в России. Целью исследования является теоретический и статистический анализ данных использования цифровых технологий в России и аргументация необходимости цифровизации российской экономики. В статье рассматриваются официальные данные государственных органов статистики, делается вывод о недостаточности и неполноте реализации политики импортозамещения в области использования специальных программных средств отечественного производства. Представлены три этапа развития импортозамещения в России и основные элементы, определяющие эффективность национальной экономики и её цифровизации. Раскрывается содержание импортозамещения как основы четырёх основных элементов национальной безопасности.
для цитирования гост 7.1-2003
Жигалов В.И. Цифровая экономика и импортозамещение: этапы и перспективы развития в России // Дискуссия. -2023. - Вып. 117. - С. 95-106.
ключевые слова
Цифровые технологии, цифровая безопасность, программные средства, цифровизация экономики, цифровые средства, импортозамещение, санкции.
JEL: 0200, Р210, 0240
DOI 10.46320/2077-7639-2023-2-117-95-106
Digital economy and import substitution:
stages and prospects of development
in Russia
Zhigalov V.I.
The digital economy and import substitution are two important concepts that have a significant impact on the state of the national economy. The relevance of this article is expressed in promoting the development of the domestic digital industry, which allows to reduce its dependence on foreign goods and to create new opportunities for the development of the domestic economy and ensuring the creation of the necessary conditions to support national security. Introduction of digital technologies and encouragement of the development of domestic means of digitalization will allow enterprises and subjects of the national economy to unlock the potential of the digital economy to stimulate innovation, productivity and economic growth, while simultaneously solving the problems and risks of sustainable development of the national economy arising from the digitalization of the economy. The object of research is the system of economic relations in Russia, the subject of research is the digital economy, the development of which depends on the effectiveness of the implementation of import substitution policy in Russia. The purpose of the study is a theoretical and statistical analysis of the data on the use of digital technologies in Russia and the argumentation of the need for digitalization of the Russian economy. The article examines the official data of state statistical bodies, concludes that the implementation of the import substitution policy in the field of the use of special software of domestic production is insufficient and incomplete. Three stages of import substitution development in Russia and the main elements determining the effectiveness of the national economy and its digitalization are presented. The content of import substitution as the basis of the four main elements of national security is revealed.
for citation apa
Zhigalov V.I. Digital economy and import substitution: stages and prospects of development in Russia. Diskussiya [Discussion], 117, 95-106.
keywords
Digital technologies, digital security, software tools, digitalization of the economy, digital tools, import substitution, sanctions.
JEL: 0200, Р210, 0240
ВВЕДЕНИЕ
Цифровая экономика относится к экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, таких как интернет, мобильные устройства, облачные вычисления и работа с большими данными. Цифровая экономика включает в себя широкий спектр отраслей, таких как электронная коммерция, цифровые медиа, разработка программного обеспечения и телекоммуникации, эта область экономической деятельности приобретает все большее значение в последние годы, поскольку все больше предприятий и потребителей полагаются на цифровые технологии для коммуникации, коммерции и развлечений. Цифровая экономика в настоящее время создала новые возможности для инноваций, предпринимательства, созданы рабочие места в новых направлениях цифрового бизнеса и особую роль цифровая экономика приобретает в политике импортозамещения - политике, которая направлена на снижение зависимости страны от импортных товаров и услуг, снижению рисков национальной безопасности, содействию развития отечественной промышленности. Импортозамещение не является особенностью российской экономики, а используется многими странами как способ стимулирования экономического развития и снижения их зависимости от иностранного импорта, при этом, импортозамещение является сложной стратегической задачей, так как может иметь негативные последствия в случае излишней интенсификации и «карательного» характера стратегических мер, например, могут вырасти цены для потребителей, возможно сужение конкурентной среды, снижение качества продукции и т.д. В контексте цифровой экономики импортозамещение может быть достигнуто путем содействия развитию отечественных цифровых отраслей, таких как разработка программного обеспечения, электронная коммерция и цифровые медиа, это реализуется в большей части стратегическими решениями правительства с помощью таких мер, как налоговые льготы, субсидии и нормативные акты, способствующие росту отечественной цифровой индустрии. Необходимость научного анализа импортозамещения, как экономической политики объясняется постоянной трансформацией условий, в которых функционирует мировая экономика экономики отдельных стран.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Успех и эффективность политики импортозамещения зависит от комплекса взаимосвязанных факторов, таких как уровень экономического
развития страны, доступность внутренних ресурсов, конкурентоспособность отечественной промышленности: «...сделан вывод о том, что высокую степень импортозависимости демонстрируют самолетостроение, радиоэлектроника, легкая промышленность и тяжелое машиностроение, однако существуют благоприятные условия и экономические предпосылки для эффективного развития без зависимости от импорта у радиоэлектронной отрасли» [1, с. 401 ].
На основе теоретического анализа различных научных источников, в которых рассматривается проблематика импортозамещения, можно выделить следующие [2], [3], [4], [5], [6], [7]:
A. Определение стратегических секторов, первый этап импортозамещения включает в себя определение секторов, которые представляют стратегическое значение для экономического развития страны. Эти секторы, как правило, обладают высоким потенциалом роста и создания рабочих мест, и в них доминирует продукция, технологии иностранных компаний: «Положительные стороны процесса импортозамещения заключаются в том, что ограничение на импорт стимулирует отечественное производство, за счет чего возрастает количество рабочих мест, увеличивается экспорт продукта, открывается возможность для улучшения качества жизни рядовых граждан России» [8, с. 786].
Б. Развитие отечественной промышленности, второй этап предполагает содействие развитию отечественной промышленности в определенных стратегических секторах, что может быть осуществлено с помощью различных мер, таких как налоговые льготы, субсидии и нормативные акты, способствующие росту отечественной промышленности и общественного благополучия: «На фоне имеющейся геополитической напряженности стратегия импортозамещения выглядит естественным выбором, способным обеспечить устойчивый долгосрочный экономический рост, который в максимальной степени обеспечивает достижение общественного благополучия» [9, с. 18].
B. Сокращение импорта, это третий этап в котором предусматривается снижение зависимости страны от импортных товаров в определенных стратегических секторах, через регулирование таможенной политики и её элементов: тарифы, квоты и другие торговые барьеры, которые приводят к удорожанию или затруднению импорта иностранных товаров: «Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отече-
ственного производителя, создать новые рабочие места» [10, с. 18].
Г. На четвертом этапе предполагается расширение внутреннего производства в определенных стратегических секторах, через реализацию инвестиций в исследования и разработки, развитие инфраструктуры и программы обучения работников: «В России проанализирован технологический уровень всех отраслей народного хозяйства, на основании чего утверждены «20 отраслевых планов, включающих в себя более 2200 направлений импортозаме-щения»» [11, с. 120].
Д. Заключительный этап включает в себя стимулирование экспорта товаров отечественного производства в выделенных стратегических секторах с помощью экспортных субсидий, торговых соглашений, маркетинговых кампаний, способствующих повышению качества и конкурентоспособности товаров отечественного производства.
Основные этапы импортозамещения включают определение стратегических секторов, стимулирование развития отечественной промышленности, сокращение импорта, расширение внутреннего производства и стимулирование
экспорта, содержание этапов импортозамещения позволяет стране снизить свою зависимость от иностранных товаров и способствовать экономическому развитию и росту.
Важнейшим вопросом импортозамещения выступает продовольственная безопасность страны: «Развитая инфраструктура сбыта и низкие цены на продовольствие (продовольственные товары и сырье для их изготовления) позволяют крупным компаниям завоевывать национальные рынки, вытеснять с них мелких товаропроизводителей, что приводит к усилению зависимости от импорта, доступу на рынок дешевой (и даже низкокачественной) продукции, отставанию отечественной пищевой промышленности, излишнему расходу валютных средств на приобретение импортных товаров» [12, с. 70], вопросы импортозамещения в рамках обеспечения продовольственной безопасности рассматриваются в различных исследования отечественных учёных и коллег из Республики Беларусь [13], [14], [15], [16], [17]. В рамках данного исследования представим в таблице 1 изменение объёма производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в России.
Таблица 11
Объём производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в России, тыс. тонн
Вид продукции импортозамещения 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2022 в % к 2021 Январь-апрель 2023 Январь-апрель 2023 в % к январю-апрелю 2022
Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) парное, остывшее или охлажденное, в том числе для детского питания 205 227 242 254 305 294 96,3 102 109,7
Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания 56,7 71,4 67,0 84,3 94,8 103 108,6 34,5 110,5
Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания 2171 2415 2496 2826 2834 3052 107,7 1050 108,5
Свинина замороженная, в том числе для детского питания 233 254 323 358 421 469 111,5 170 111,1
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 4839 4877 4847 4808 4858 5005 103,0 1679 101,2
в том числе:
мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания 3014 3070 3253 3275 3357 3372 100,4 1151 104,4
мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания 1303 1273 1027 984 965 1069 110,8 342 92,2
1 Источник: составлено автором по данным. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11189.
Вид продукции импортозамещения 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2022 в % к 2021 Январь-апрель 2023 Январь-апрель 2023 в % к январю-апрелю 2022
Изделия колбасные, включая изделия колбасные для детского питания 2259 2282 2282 2355 2448 2417 98,7 761 101,0
Рыба морская живая, не являющаяся продукцией рыбоводства 112 154 127 163 159 190 119,3 56,2 132,5
Рыба морская свежая или охлажденная, не являющаяся продукцией рыбоводства 855 847 827 884 761 770 101,1 362 118,2
Ракообразные немороженые, не являющиеся продукцией рыбоводства 45,8 52,5 49,6 50,7 45,4 52,3 115,0 15,2 117,6
Филе рыбное, мясо рыбы прочее (включая фарш) свежее или охлажденное 17,3 17,4 17,6 18,3 18,0 14,3 79,4 4,6 98,6
Рыба мороженая 3057 3056 2989 3034 3003 2785 92,7 1023 114,1
Филе рыбное мороженое 146 155 163 181 238 260 109,2 99,8 73,6
Рыба вяленая, соленая и несоленая или в рассоле 106 112 120 118 125 114 91,1 36,0 91,6
Рыба, включая филе, копченая 58,4 66,0 68,4 65,4 69,8 71,0 101,8 23,5 107,0
Ракообразные мороженые 69,9 82,4 100 90,5 98,1 77,0 78,5 26,5 127,5
Овощи (кроме картофеля) и грибы замороженные 62,6 55,9 83,7 108 135 105 77,8 28,1 74,9
Овощи (кроме картофеля) и грибы, консервированные для кратковременного хранения 33,5 37,1 32,6 33,0 35,5 35,2 99,1 11,8 104,6
Фрукты, ягоды и орехи, свежие или предварительно подвергнутые тепловой обработке, замороженные 15,6 16,8 22,2 28,2 44,8 36,0 80,3 10,7 91,5
Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания 5390 5457 5378 5628 5684 5811 102,2 1925 97,8
Сливки 133 150 163 195 238 250 105,0 91,6 111,8
Творог 486 501 468 487 495 457 92,3 149 93,3
Масло сливочное 270 267 269 277 283 314 111,2 106 109,5
Сыры 464 467 540 572 647 669 103,3 245 116,4
Продукты молочные сгущенные, млн усл.банок 837 806 717 717 671 677 100,8 236 106,9
Продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога) 2896 2819 2792 2745 2736 2518 92,0 873 101,6
Наглядно видно из таблицы 1, что за три месяца 2023 года прирост объёма производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в России практически по всем позициям составляет в среднем более 10 процентов относительно аналогичного периода прошлого года, что несомненно свидетельствует об эффективности стратегических инициатив правительства в области обеспечения продовольственной безопасности.
Но основополагающим фактором развития цифровой экономики, это число разработанных
передовых производственных технологий [18], [19], [20], [21], [22], рассмотрим данные статистической отчётности по импортозамещению передовых технологий в таблице 2.
В 2022 году достигнут значительный рост показателей цифровизации национальной экономики (в таблице 2 выделено полужирным начертанием), так по сектору информационно-коммуникационных технологий достигнут рост на 65 процентов, по отрасли информационных технологий на 53 процента, импортозамещение в области программного обеспечения на 59 процентов. Что
Таблица 22
Число разработанных передовых производственных технологий, ед.
Виды экономической деятельности 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Всего 1402 1565 1620 1989 2186 2621
из них по видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемых 23 22 51 62 48 50
обрабатывающие производства 442 502 532 666 737 823
из них:
производство пищевых продуктов 16 24 25 52 65 65
производство напитков 7 10 14 10 19 18
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 10 13 11 4
производство бумаги и бумажных изделий 11 12 3 5 8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 11 7 19 12 11 8
производство химических веществ и химических продуктов 13 15 21 37 42 36
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 5 9 13 12 17 13
производство резиновых и пластмассовых изделий 11 13 13 29 39 40
производство прочей неметаллической минеральной продукции 24 27 9 38 37 41
производство металлургическое 58 61 53 59 50 69
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 56 65 84 112 93 109
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 82 72 101 119 129 173
производство электрического оборудования 26 63 44 40 51 42
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 24 29 35 40 53 63
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 13 15 17 18 19 51
производство прочих транспортных средств и оборудования 34 34 21 28 40 20
производство мебели 3 6 12 11 10 12
производство прочих готовых изделий 8 4 5 8 10 11
ремонт и монтаж машин и оборудования 24 20 17 19 19 21
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 31 34 45 59 46 65
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 25 49 58 53 56 39
деятельность в области информации и связи 249 274 432
деятельность издательская 13 16 3 10 11
деятельность в сфере телекоммуникаций 5 8 23
разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги 57 66 79 196 196 313
деятельность в области информационных технологий 28 28 11 41 60 75
деятельность в области архитектуры, связанная со зданиями и сооружениями 9 5 15 38 29 8
деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора 5 7 10 14 13 19
деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика - - 3 1 4 8
2 Источник: составлено автором по данным. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11189.
Виды экономической деятельности 2017 2018 2019 2020 2021 2022
технические испытания, исследования, анализ и сертификация 9 10 7 7 9 12
научные исследования и разработки 490 518 476 403 421 491
деятельность, специализированная в области дизайна - - - - 1 -
образование высшее 280 299 294 426 541 661
собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Сектор инжиниринговых услуг и промышленного дизайна" 5 7 13 15 18 27
собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Сектор информационно-коммуникационных технологий" 127 125 139 267 294 487
собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Сектор контента и средств массовой информации" 16 18 6 9 24
собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности " Отрасль информационных технологий" 80 84 81 190 238 365
собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности в области производства товаров и оказания услуг для детей 7 18 21 24 20
собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности в области промышленности строительных материалов 60 36 65 48 83
Таблица 33
Удельные веса организаций, использующих цифровые технологии, в процентах от общего количества организаций4
Показатели/год 2019 2020 2021
Организации, использовавшие:
персональные компьютеры 93,5 80,7 81,8
серверы 53,8 46,4 42,2
локальные вычислительные сети 63,5 54,7 54,9
электронную почту 91,1 - -
глобальные информационные сети 92,0
из них сеть:
Интернет 91,2 - -
фиксированный Интернет - 77,0 77,9
мобильный Интернет - 39,9 40,5
в том числе широкополосный доступ 86,6 58,1 75,6
Интранет 31,8 30,7 31,7
Экстранет 19,5 19,4 20,3
Организации, имевшие веб-сайт в сети Интернет 51,9 44,3 46,2
в целом свидетельствует об активном замещении цифровых технологий и развитии цифровой экономики в рамках российской экономики, что подтверждается данными таблицы 3.
3 Источник: составлено автором по данным. [Электронный рес
4 Статистические данные представлены по 2021 год по прич&
Тем не менее наиболее уязвимой областью цифровой экономики остаётся цифровые программные средства (программное обеспечение, операционные системы и т.п.), так как к 2021 году
:]. Режим доступа: https://rosstat.gov.rU/statistics/science# ! отсутствия данных статистики за 2022 год
Таблица 45
Удельные веса организаций в России, использовавших специальные программные средства и цифровые средства, в процентах от общего количества организаций6
Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Организации, использовавшие специальные программные средства - всего 84,7 83,9 85,9 85,9 65,4 66,8
из них:
для решения организационных, управленческих и экономических задач 52,9 52,4 54,9 54,8 - -
для осуществления финансовых расчетов в электронном виде 55,3 54,8 56,4 57,1 41,8 42,3
электронные справочно-правовые системы 51,8 51,1 53,2 53,2 42,8 43,6
для управления закупками товаров (работ, услуг) 37,8 36,2 38,3 39,0 26,6 26,9
для управления продажами товаров (работ, услуг) 21,8 22,0 25,9 26,0 17,9 18,6
для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети 31,0 29,8 31,9 32,0 22,1 21,8
обучающие программы 14,2 14,2 16,9 16,4 15,3 16,1
для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами и технологическими процессами 14,9 14,7 16,7 16,5 7,7 7,4
для проектирования 10,8 11,2 13,0 13,0 9,9 10,0
редакционно-издательские системы 5,1 4,9 6,5 6,9 5,4 5,5
CRM, ERP, SCM - системы2) 15,9 17,4 19,6 20,5
CRM - системы 12,1 13,4
ERP - системы 13,0 13,8
SCM - системы 4,8 4,8
для научных исследований 3,4 3,1 4,5 4,6 3,8 2,6
прочиеЗ) 30,3 27,9 29,3 28,5 20,1 19,7
5 Источник: составлено автором по данным. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.rU/statistics/science#
6 Статистические данные представлены по 2021 год по причине отсутствия данных статистики за 2022 год
динамика роста использования программных средств цифровизации неявная, что подтверждается данными из таблицы 4.
Падение доли организаций, использовавших специальные программные средства почти на 20 процентов относительно 2019 года, является тревожной тенденцией и свидетельствует о малой эффективности импортозамещения программных средств цифровизации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ На сегодняшний момент можно выделить два основных этапа развития импортозамещения в России, представим их ниже:
ЭТАП 1 - начальный этап, на котором импортозамещение представляло собой компенсаторную политику в ответ на санкционные действия зарубежных стран, основной документ на этом этапе, это Постановление Правительства 16.09.2016
№ 9257, которое установило приоритет приобретения и использования отечественных товаров, работ или услуг перед иностранными при осуществлении закупок;
ЭТАП 2 - на этом этапе произошло закрепление законодательных инициатив, обусловленных принятием следующих постановлений:
1. Постановление Правительства от 30.04 2020 № 6168, которое устанавливает запреты на допуски иностранных промтоваров (исключая производимые в странах-членах Евразийского экономического союза) для целей проведения государственных закупок;
7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant. ru/71492106/
8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant. ru/73979145/
2. Постановление Правительства от 03.12.2020 № 20149, которое устанавливает минимальные величины из общего объёма закупок товаров отечественного производства, приходящихся на весь объём закупок. Доли закупок определяется по ассортименту и номенклатуре товаров.
ЭТАП 3 - на данном этапе произошло наиболее активное прикладное внедрение политики импортозамещения и были приняты основные документы:
1. Постановление Правительства от 06.03.2022 № 29710, которое упростило закупки медицинского оборудования и комплектующих к нему, а также технических средств для инвалидов. В настоящее время подобные закупки медицинские организации проводят через запрос котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 50 млн рублей (до изменений - 3 млн рублей). Годовой объем подобных закупок ограничивается: 750 млн рублей (шаг изменений - 100 млн рублей).
2. Основным документом, который был принят после последовательного принятия санкци-онных пакетов западными странами в отношении России, является Федеральный закон от 08.03.2022
№ 46 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты»11, который предусматривает разработку комплекса мер поддержки национальной экономики.
С позиции национальной безопасности импортозамещение тесно связано с четырьмя основными элементами, определяющими эффективность национальной экономики и её цифро-визации - рисунок 1.
При этом политика импортозамещения обеспечивает устойчивость национальной экономики и устойчивой развитие цифровизации социально-экономических систем через четыре основных элемента национальной безопасности - рисунок 2.
Продовольственная безопасность предполагает наличие, доступность и приемлемость цены продуктов питания для граждан, на что влияют различные факторы, прежде всего санк-ционные ограничения. Цифровая безопасность предполагает защиту цифровых активов, таких как данные, сети и устройства, от несанкционированного доступа, использования или уничтожения. Цифровая безопасность становится все более важной по мере того, как все больше
Экономическая кяЬкш
экономический тттт
ЭКОНОМИЧЕСКЛЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЮБЩ
Источник: составлено автором
Рисунок 1. Основные элементы, определяющие эффективность национальной экономики и её цифровизации
9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant. ru/75016819/
10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant. 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.
ru/products/ipo/prime/doc/403521844/ ru/products/ipo/prime/doc/403520528/
Источник: составлено автором
Рисунок 2. Импортозамещение, как основа четырёх основных элементов национальной безопасности
аспектов нашей жизни связано с цифровыми технологиями, достижение цифровой безопасности требует целого ряда мер, таких как шифрование, брандмауэры и аутентификация пользователей, а также политики импортозамещения, предусматривающей использование программных средств цифровизации, в том числе принятие необходимых нормативных актов, способствующих безопасному использованию цифровых технологий. Технологическая безопасность относится к защите критически важной инфраструктуры страны, такой как электросети, транспортные системы и сети связи, от различных физических и киберугроз. Социальная безопасность относится к защите отдельных граждан и их семей от экономических и социальных рисков, таких как бедность, безработица и болезни. Продовольственная безопасность, цифровая безопасность, технологическая безопасность и социальное обеспечение — все это имеет важное значение для национальной экономики.
ОБСУЖДЕНИЕ
Перспективы развития импортозамещения в России для построения современной цифровой экономики представляются вполне оптимистичными, во всяком случае статистические данные свидетельствуют о значительном росте активности и значительной поддержки государства
данного направления развития национальных экономических систем. Цифровизация экономики относится к использованию цифровых технологий, таких как интернет, мобильные устройства и аналитика данных, для преобразования традиционных бизнес-моделей и процессов [23]. Потребность в цифровизации экономики возникает в связи с быстрыми темпами технологических изменений и возрастающим значением цифровых технологий во всех аспектах бизнеса и общества. Цифровизация экономики может принести ряд преимуществ, таких как повышение эффективности и продуктивности труда, инновационному характеру развития национальной экономики. Автоматизируя рутинные задачи и процессы, цифровые технологии могут высвободить время и ресурсы для более полезной деятельности, также цифровизация может позволить предприятиям собирать и анализировать данные в режиме реального времени, предоставляя информацию о поведении потребителей и тенденциях на отечественном рынке, которые, в свою очередь, могут служить основой для принятия стратегических решений. Цифровизация экономики также может способствовать расширению связей и сотрудничества между предприятиями, клиентами и поставщиками, цифровые технологии могут позволить
предприятиям выходить на новые рынки и к новым клиентам, а также сотрудничать с партнерами вне географических и организационных границ. Тем не менее цифровизация национальной экономики также сопряжена с рядом проблем и рисков и основной проблемой представляется недостаточность ресурсной отечественной базы обеспечения развития цифровизации. Цифровые технологии могут разрушить традиционные бизнес-модели и отрасли промышленности, что приведет к потере рабочих мест и экономическим потрясениям. Цифровые технологии также могут создавать новые риски, такие как кибератаки и утечка данных, которые могут иметь серьезные последствия для бизнеса и потребителей.
Список литературы
1. Вишнякова Т.А. Есть ли реальное импортозамещение в России? / Т.А. Вишнякова, Ю.Г. Атякшева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № T11. С. 401-405. EDN WDPGZD.
2. Дубровина Т.А. Импортозамещение в РФ как способ повышения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий / Т.А. Дубровина // Белгородский экономический вестник. 2015. № 3 (79). С. 73-76. EDN ULWKPB.
3. Лукьянов В.И. Импортозамещение продукции в России в современных условиях / В.И. Лукьянов, Т. В. Павлюшкевич // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 1-2 (73-74). С. 156-160. EDN YKTYTD.
4. Третьяк В.В. Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны / В.В. Третьяк // Ученые записки Международного банковского института. 2018. № 4 (26). С. 139-148. EDN UEXFUW.
5. Почукаев О.В. Импортозамещение в машиностроении в условиях растущего спроса / О.В. Почукаева, К.Г. Почукаев // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2019. Т. 17. С. 192-209. DOI 10.29003/m817. sp_ief_ras2019/192-209. EDN NKRCCC.
6. Гатилова И.Н. Импортозамещение в сфере ит-отрасли: проблемы и перспективы / И.Н. Гатилова, Н.В. Колос // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 3 (70). С. 56-64. EDN XNBYSD.
7. Импортозамещение информационно-коммуникационных технологий в России / М.Н. Руденко, С.В. Чернявский, В.С. Чернявский, Ю.Д. Субботина // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 58. С. 77-87. DOI 10.17223/19988648/58/5. EDN EMDVJD.
8. Развеева И.Ф. Импортозамещение программного обеспечения: проблемы и перспективы / И.Ф. Развеева // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9. С. 785-789. EDN YUKZNH.
9. АллахвердиеваЛ.М. Импортозамещение как фактор защиты социальных интересов населения / Л.М. Аллахвердиева // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-7. С. 18-21. EDN WAPWUZ.
10. КикалишвилиД.Г. Импортозамещение в строительной отрасли современной России / Д.Г. Кикалишвили, В.В. Моисеев // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 11. С. 195-201. DOI 10.12737/22437. EDN WXOOOZ.
11. Медовщиков И.А. Импортозамещение программного обеспечения на железнодорожном транспорте России /
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Импортозамещение представляет собой такой вид политической и экономической активности, которая имеет внутреннюю сложность и которая требует тщательного планирования и реализации. Хотя это может быть эффективным способом содействия экономическому развитию национальной экономики и снижения зависимости от иностранных товаров, важно учитывать потенциальные риски и разрабатывать комплексную стратегию экономического развития, включающую в себя целый ряд мер экономической политики, которая строится на новых тенденциях построения экономических систем, основанных на цифровой реальности и цифровых технологиях.
И.А. Медовщиков // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2020. № 1 (45). С. 119-124. DOI 10.20291/2079-0392-2020-1-119-124. EDN ICMEJH.
12. Свирейко Н.Е. Импортозамещение продовольствия: отечественный опыт, результаты и перспективы / Н.Е. Свирейко // Экономика и управление (Минск). 2014. № 4 (40). С. 70-74. EDN VMYTXS.
13. БобароваМ.А. Импортозамещение и риски в АПК, сдерживающие модернизацию российской экономики / М.А. Бобарова // Закономерности развития региональных агропродоволь-ственных систем. 2016. № 1. С. 64-66. EDN WWOYCP.
14. Селекция яблони во ВНИИСПК и импортозамещение плодовой продукции / Е.Н. Седов, З.М. Серова, Г.А. Седышева,
A.В. Пикунова // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2015. № 6 (57). С. 84-92. EDN VSKHPD.
15. Шульц Э.А. Развитие рыбного рынка и импортозамещение в Российской Федерации в условиях санкций / Э.А. Шульц // Рыбное хозяйство. 2018. № 6. С. 27-29. EDN YWZJET.
16. Пашкова Е.С. Импортозамещение продуктов для детского питания / Е.С. Пашкова, Я. Ван // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. 2012. № 1 (48). С. 69-73. EDN PXZCRR.
17. Гончаров В.Д. Импортозамещение в продовольственном комплексе России / В.Д. Гончаров, Н.А. Балакирев, М.В. Селина // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4 (44). С. 146-153. DOI 10.18286/1816-4501-2018-4-146-153. EDN YTSMLR.
18. ИстратийА.Ю. Импортозамещение HR-инструментов в условиях технологических рисков / А.Ю. Истратий, Е.Г. Козлова // Друкеровский вестник. 2022. № 4 (48). С. 96-103. DOI 10.17213/2312-6469-2022-4-96-103. EDN RSLQBG.
19. Беликов С.Б. Программное импортозамещение: законы против привычки / С.Б. Беликов // Заметки ученого. 2021. № 10. С. 45-51. EDN VCXFBN.
20. Импортозамещение информационно-коммуникационных технологий в России / М.Н. Руденко, С.В. Чернявский,
B.С. Чернявский, Ю.Д. Субботина // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 58. С. 77-87. DOI 10.17223/19988648/58/5. EDN EMDVJD.
21. Тупчиенко В.А. Цифровое импортозамещение в атомной отрасли / В.А. Тупчиенко // Микроэкономика. 2022. № 5.
C. 79-86. DOI 10.33917/mic-5.106.2022.79-86. EDN DFTYYA.
22. Гнидченко А.А. Импортозамещение как дополняющая стратегия / А.А. Гнидченко // Проблемы прогнозирования. 2017. № 6 (165). С. 27-36. EDN YNJMGE.
References
1. Vishnyakova T.A. Is there a real import substitution in Russia? / T.A. Vishnyakova, Yu.G. Atyaksheva // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. № T11. Р. 401405. EDN WDPGZD.
2. Dubrovina T.A. Import substitution in the Russian Federation as a way to increase the competitiveness of domestic industrial enterprises / T.A. Dubrovina // Belgorod Economic Bulletin.
2015. № 3 (79). P. 73-76. EDN ULWKPB.
3. Lukyanov V.I. Import substitution of products in Russia in modern conditions / V.I. Lukyanov, T.V. Pavlyushkevich // Economy. Right. Print. Bulletin of the CSEI. 2017. № 1-2(73-74). P. 156160. EDN YKTYTD.
4. Tretyak V.V. Import substitution as a factor of economic security of the country / V.V. Tretyak // Scientific notes of the International Banking Institute. 2018. № 4 (26). P. 139-148. EDN UEXFUW.
5. Pochukaeva O.V. Import substitution in mechanical engineering in conditions of growing demand / O.V. Pochukaeva, K.G. Pochukaev // Scientific papers: Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. 2019. Vol. 17. Р. 192-209. DOI 10.29003/m817.sp_ief_ras2019/192-209. EDN NKRCC.
6. Gatilova I.N. Import substitution in the IT industry: problems and prospects / I.N. Gatilova, N.V. Kolos // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2018. - № 3 (70). P. 56-64. EDN XNBYSD.
7. Import substitution of information and communication technologies in Russia / M.N. Rudenko, S.V. Chernyavsky, V.S. Chernyavsky, Yu.D. Subbotina // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2022. № 58. P. 77-87. DOI 10.17223/19988648/58/5. EDN EMDVJD.
8. Razveeva I.F. Import substitution of software: problems and prospects / I.F. Razveeva // Alley of Science. 2017. Vol. 1. № 9. P. 785-789. EDN YUKZNH.
9. Allahverdieva L.M. Import substitution as a factor of protecting the social interests of the population / L.M. Allahverdieva // Modern trends in the development of science and technology. 2016. № 5-7. P. 18-21. EDN WAPWUZ.
10. Kikalishvili D.G. Import substitution in the construction industry of modern Russia / D.G. Kikalishvili, V.V. Moiseev // Bulletin of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov.
2016. № 11. Р. 195-201. DOI 10.12737/22437. EDN WXQOOZ.
11. Medovshchikov I.A. Import substitution of software on railway transport of Russia / I.A. Medovshchikov // Bulletin of the Ural State University of Railways. 2020. № 1 (45). P. 119-124. DOI 10.20291/2079-0392-2020-1-119-124. EDN ICMEJH.
12. Svireiko N.E. Import substitution of food: domestic experience, results and prospects / N.E. Svireiko // Economics
Информация об авторах
Жигалов В.И., доктор экономических наук, доцент, Российский
федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦВНИИЭФ).
Почта для связи с автором: [email protected].
Информация о статье
Дата получения статьи: 17.03.2023
Дата принятия к публикации: 25.04.2023
© Жигалов В.И., 2023.
23. Жигалов В.И. Изучение влияния новых технологий на показатели развития различных стран в современных условиях / В.И. Жигалов, М.В. Соколова // Инновации и инвестиции. 2022. № 7. С. 181-188. EDN GUXDVR.
and Management (Minsk). 2014. № 4 (40). P. 70-74. EDN VMYTXS.
13. Bobarova M.A. Import substitution and risks in the agro-industrial complex, constraining the modernization of the Russian economy / M.A. Bobarova // Patterns of development of regional agro-food systems. 2016. № 1. P. 64-66. EDN WWOYCP.
14. Apple tree selection in VNIISPK and import substitution of fruit products / E.N. Sedov, Z.M. Serova, G.A. Sedysheva, AV. Pikunova // Bulletin of the Orel State Agrarian University. 2015. № 6 (57). P. 84-92. EDN VSKHPD.
15. Shultz E.A. Development of the fish market and import substitution in the Russian Federation under sanctions / E.A. Shultz // Fisheries. 2018. № 6. P. 27-29. EDN YWZJET.
16. Pashkova E.S. Import substitution of baby food products / E.S. Pashkova, Ya. Van // Bulletin of the Gomel State Technical University named after P.O. Sukhoi. 2012. № 1 (48). P. 69-73. EDN PXZCRR.
17. Goncharov V.D. Import substitution in the food complex of Russia / V.D. Goncharov, N.A. Balakirev, M.V. Selina // Bulletin of the Ulyanovsk State Agricultural Academy. 2018. № 4 (44). P. 146-153. DOI 10.18286/1816-4501-2018-4-146-153. EDN YTSMLR.
18. Istratiy A.Yu. Import substitution of HR tools in terms of technological risks / A.Yu. Istratiy, E.G. Kozlova // Drucker 's Bulletin. 2022. № 4 (48). P. 96-103. DOI 10.17213/2312-6469-2022-496-103. EDN RSLQBG.
19. Belikov S.B. Programmatic import substitution: laws against habit / S.B. Belikov // Notes of a scientist. 2021. № 10. P. 45-51. EDN VCXFBN.
20. Import substitution of information and communication technologies in Russia / M.N. Rudenko, S.V. Chernyavsky, V.S. Chernyavsky, Yu.D. Subbotina // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2022. № 58. P. 77-87. DOI 10.17223/19988648/58/5. EDN EMDVJD.
21. Tupchienko V.A. Digital import substitution in the nuclear industry / V.A. Tupchienko // Microeconomics. 2022. № 5. P. 79-86. DOI 10.33917/mic-5.106.2022.79-86. EDN DFTYYA.
22. Gnidchenko A.A. Import substitution as a complementary strategy / A.A. Gnidchenko // Forecasting problems. 2017. № 6 (165). P. 27-36. EDN YNJMGE.
23. ZhigalovV.I. Studying the influence of new technologies on the development indicators of various countries in modern conditions / V.I. Zhigalov, M.V. Sokolova // Innovation and investment. 2022. № 7. P. 181-188. EDN GUXDVR.
Information about the author
Zhigalov V.I., Doctor of Economics, Associate Professor, Russian Federal Nuclear Center - All-Russian Research Institute of Experimental Physics (RFNCVNIIEF). Corresponding author: [email protected].
Article Info
Received for publication: 17.03.2023 Accepted for publication: 25.04.2023
© Zhigalov V.I., 2023.
106
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И РОСТ
DISCUSSION №2 ( 117) APRIL 2023