Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / НКО / информационные технологии / фандрайзинг. / digital economy / NGOs / information technology / fundraising

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуренко Мария Александровна

В России всё активнее начинает развиваться цифровизация, затрагивая все сферы общества. В данной работе рассматривается роль цифровой экономики в деятельности российских НКО, какие на данный момент уже используются информационные технологии в деятельности некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гуренко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

In Russia, digitalization is starting to develop more and more actively, affecting all spheres of society. This paper examines the role of the digital economy in the activities of Russian NGOs, which are currently already used by information technologies in the activities of non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

VI Международная научно-практическая конференция

УДК 364.04

Гуренко Мария Александровна Gurenko Mariya Alexandrovna

Студентка Student

Финансовый университет при Правительстве РФ Financial University under the Government of the Russian Federation

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

DIGITAL ECONOMY AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF

NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация : В России всё активнее начинает развиваться цифровизация, затрагивая все сферы общества. В данной работе рассматривается роль цифровой экономики в деятельности российских НКО, какие на данный момент уже используются информационные технологии в деятельности некоммерческих организаций.

Abstract: In Russia, digitalization is starting to develop more and more actively, affecting all spheres of society. This paper examines the role of the digital economy in the activities of Russian NGOs, which are currently already used by information technologies in the activities of non-profit organizations.

Ключевые слова: цифровая экономика, НКО, информационные технологии, фандрайзинг.

Key words: digital economy, NGOs, information technology, fundraising.

Сегодня мы являемся свидетелями значительного прогресса общества во всех сферах жизни. Вытеснение производства, усиление общественного влияния сферы услуг также является следствием прогресса в обществе. Дальнейшим развитием сферы услуг становится упрощение механизма получения клиентом самих услуг, что невозможно без развития информационных технологий и сферы ИТ. Всему этому способствовала и информационная (цифровая) революция.

В России всё активнее начинает развиваться цифровизация, затрагивая все сферы общества. Одним из первых и главных шагов стало создание программы

«Вопросы развития современной науки и техники» - «Стратегия развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы».

Согласно данной стратегии, «цифровая экономика» - это хозяйственная

деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в

цифровом виде, обработка больших объемов информации и использование

результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами

хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных

видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки

товаров и услуг. [1] Иными словами, это внедрение информационных систем и

технологий в работу всех организаций, ее автоматизация. Данный тип работы

намного эффективнее традиционной, так как она в разы сокращает трудовые и

материальные ресурсы организаций, позволяя значительно увеличить качество и

эффективность как в производстве, так и в потреблении товаров и услуг.

Цифровая экономика затрагивает все сферы жизни общества, в рамках данной работы мы рассмотрим её влияние на некоммерческие организации. В настоящее время проводится множество конференций, где собираются для обсуждений о реализации проектов, связанных с цифровой экономикой. Один из очень важных проектов, который был реализован в 2017 году - автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика Россия 2024». «Цифровая экономика» была создана лучшими высокотехнологичными компаниями, чтобы обеспечить продуктивный диалог бизнеса, организаций и государства при реализации одноименной национальной программы. Согласно программе, значительный акцент сделан на развитии российского компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также российского ПО. Данная инициатива была поддержана Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. В свою очередь учредителями данной автономной некоммерческой организации являются: Правительство РФ, Агентство Стратегического развития, Яднекс, Сбербанк, 1С, Билайн, Ростех, Сколково ВЭБ Инновации и другие.

Данная некоммерческая организация занимается:

VI Международная научно-практическая конференция Подготовкой предложений по внесению изменений в функциональную

структуру;

Осуществление мониторинга на информационных ресурсах органов государственной власти Российской Федерации и органов ЕАЭС нормативных правовых актов, принятие которых может оказать влияние на выполнение планов мероприятий, и направление результатов мониторинга в подкомиссию;

Взаимодействие с бизнес-, научно-образовательными и иными сообществами и выявление их потребности в области цифровой экономики;

Осуществление мониторинга развития цифровой экономики и цифровых технологий, формирование форсайтов и прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий, а также подготовка предложения по основным направлениям развития цифровой экономики;

Осуществление поддержки «стартапов» и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной и инвестиционной акселерации. [2]

Деятельность НКО направлена на привлечение внимания к социально значимой проблеме, которая не была решена государством и бизнесом. Многие НКО не используют передовые цифровые технологии для ускорения решения проблем. Это связано с тем, что некоммерческие организации часто концентрируют свое внимание на операционной деятельности и быстрой адресной помощи, и поэтому на планирование и реорганизацию бизнес -процессов не хватает времени и ресурсов. Поэтому, используя информационные технологии, можно быстрее адаптироваться к новой цифровой действительности и максимально эффективно развиваться можно начать уже сейчас. К существующим продуктам в России можно отнести:

Листинги НКО / B2B платформы: Русфонд Навигатор, Форум Доноров Фандрайзинг платформы: Такие дела, благо.ру, planeta.ru, boomstarte, добро@таП.га

Софт для НКО: инфо Донор, Теплица социальных технологий Стартапы: MFC, Кнопка жизни

«Вопросы развития современной науки и техники»

Рассмотрим подробнее «Теплицу социальных технологий». Это образовательный проект, развивающий тесное сотрудничество между различными НКО и 1Т-специалистами. С одной стороны, они рассказывают 1Т -специалистам, какие социально значимые проблемы можно решить при помощи информационных технологий, а с другой стороны, они объясняют НКО, как создать онлайн-приложения, которые бы помогли в некоммерческой деятельности.

Данный проект занимается обучением и консультированием, проведением информационных компаний и образовательных встреч (вебинары, лекции и хакатоны), а также бесплатно помогает НКО. Также стоит отметить, что в рамках данного проекта был реализован ни один десяток других продуктов для повышения эффективности деятельности НКО, в их числе:

Кандинский — бесплатный конструктор сайтов НКО;

Онлайн-лейка — плагин для сбора пожертвований в Интернете;

Й-волонтер — платформа, оказывающая помощь благотворительным организациям и активистам в области 1Т. На сайте можно как попросить о помощи, так и предложить свои услуги;

Пасека — система ищет, отбирает и рекомендует лучшие веб-студии, агентства, 1Т-компании и независимых профессионалов, которые заинтересованы в качественной работе с некоммерческими организациями.

Несмотря на это, Россия отстает от лидирующих стран в области применения информационных технологий в деятельности НКО. В первую очередь, на наш взгляд, необходима платформа-листинг, которая должна как собирать информацию о данных некоммерческой организации, так и делать верификацию информации, ее ранжирование и просвещение благотворителей. Эта система оценки НКО должна быть прозрачна и понятна для различных групп пользователей, а также должна решить проблему долгого поиска подходящей НКО для осуществления пожертвования.

Европейская практика довольно эффективна в плане развития цифровых технологий для НКО, которые отечественные организации могут

VI Международная научно-практическая конференция позаимствовать. Одна из главных черт для европейской практики - сильная связь

между НКО и органами государственной власти, надгосударственный

общеевропейский масштаб деятельности и перспективные ИТ-проекты в

области НКО. Так, например, International Aid Transparency Initiative (IATI)

применяет личные стандарты оценки деятельности НКО, которые применяют

многие развитые страны мира. Глобальная цель организации - создание

прозрачности доноров и благополучателей. Одной из основных задач IATI

является распространение информации о некоммерческих организациях, чтобы

найти для них доноров, а также поощряет создание проектов на основе

собственных данных.

Чтобы говорить о создании передовых технологий для развития НКО в России, мы должны под созданием подразумевать не только развитие сайтов со всей необходимой информацией о той или иной организации, но мы также должны реализовывать крупномасштабные сервисы в Интернете - проекты для В2В-рынка. Должны формироваться общие команды из специалистов некоммерческой сферы и IT, где IT-специалисты занимаются разработкой таких сервисов, а специалисты некоммерческой сферы делятся знаниями о специфике рынка социальных услуг. Для того, чтобы объединить данные команды специалистов, нужно, чтобы они знали о «существовании» друг друга. Таким образом, требуется создать общество специалистов, которым интересна проблематика некоммерческой сферы. НКО нужны современные сервисы для работы, а разработчику - трудная задача или «челлендж», чтобы они преодолели его.

Все чаще возрастает тенденция за борьбу ресурсов между некоммерческими организациями. Но, вместе с тем, мы все чаще наблюдаем появление партнерств, благодаря которым реализуются успешные проекты, приносящие важные для всего общества результаты.

Стоит отметить роль некоммерческих организаций, чьи цели деятельности связаны с развитием цифровой экономики. Часть из них также реализует просветительские проекты в данной сфере. Так, Ассоциация интернета вещей

«Вопросы развития современной науки и техники» (АИВ), АНО «Институт информационных технологий в образовании» (ИИТО) и

АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) организовали конференцию, на

которой были представлены такие проекты, как «Лидеры цифровой экономики»,

«Обучение цифровизации основных процессов управления представителей

менеджмента в сфере образования и культуры регионов РФ» и «Цифровой

регион».

Резюмируя все ранее перечисленное, стоит отметить, что развитие информационных технологий в некоммерческих организациях - очень важная цель, которая повысит эффективность НКО. В России уже делаются первые шаги в сторону развития цифровой экономики в некоммерческих организациях - была создана АНО «Цифровая экономика Россия 2024», которая ставит целью -развитие российского компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также российского ПО. Также стоит упомянуть создание «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» - ее же целью является создание и развитие цифровых технологий в области экономики.

Как отмечают эксперты, у России есть большие заделы для лидерства в сфере цифровой экономики. Так, в Российской федерации хорошо развития информационная структура, следствием чего является довольно высокий, по сравнению с другими государствами, уровень вовлеченности населения в цифровую экономику вместе с уровнем развития цифрового правительства. Всё это и служит основой для создания интереса для инвестирования в экономику. Цифровая экономика в ближайшие десятки лет не потеряет свою актуальность и будет только все больше и больше привлекать к себе внимание, ведь за информационными системами стоит будущее.

Библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»

VI Международная научно-практическая конференция

2. Официальный сайт программы «Цифровая экономика Россия 2024» [Электронный ресурс]. URL: http://data-economy.ru/ (Дата обращения : 21.04.2021)

УДК 33

Мамедова Лейла Эльсеваровна Mammadova Leyla Elsevarovna

Студент Student

Нижневартовский государственный университет Nizhnevartovsk State University

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЛОЖЕНИЙ - ИНВЕСТИЦИИ

БЕЗ ГАРАНТИЙ?

MODERN WAYS OF INVESTMENT - INVESTMENT WITHOUT GUARANTEES?

Аннотация: В статье рассматриваются современные способы сбережения денежных средств, как альтернатива банковскому вкладу с точки зрения доходности, безопасности и актуальности в реалиях современного мира.

Abstract: The article examines modern ways of saving money, as an alternative to bank deposits in terms of profitability, security and relevance in the realities of the modern world.

Ключевые слова: депозит, индивидуальный инвестиционный счет, облигации федерального займа, индивидуальное страхование жизни, вложения, ценные бумаги.

Key words: deposit, individual investment account, federal loan bonds, individual life insurance, investments, securities.

В современном мире, когда рынок вложений настолько велик, все еще наиболее востребованным среди банковских способов вложения - остается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.