Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: СОПРЯЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ (Статья)'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: СОПРЯЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ (Статья) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / экономическая конституция / интеллектуальная собственность / программа «Цифровая экономика» / конституционные ценности / the economic constitution / intellectual property / digital economy / Program «Digital economy» / constitutional values

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г. Н. Андреева

В статье анализируются проблемы установления взаимосвязей понятий «экономическая конституция», «интеллектуальная собственность» и «цифровая экономика» для их дальнейшего гармоничного использования в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economy, economic constitution and intellectual property: Interface of concepts. (Article)

In article problems of establishment of interrelations of the concepts «economic constitution», «intellectual property» and «digital economy» for their further harmonious use of the legislation are analyzed

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: СОПРЯЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ (Статья)»

Раздел 1

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНОЙ ВЕКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Г.Н. Андреева

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

КОНСТИТУЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: СОПРЯЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ

(Статья)

DOI: 10.31249/prae/2018.01.01

Аннотация. В статье анализируются проблемы установления взаимосвязей понятий «экономическая конституция», «интеллектуальная собственность» и «цифровая экономика» для их дальнейшего гармоничного использования в законодательстве.

Ключевые слова: цифровая экономика; экономическая конституция; интеллектуальная собственность; программа «Цифровая экономика»; конституционные ценности.

G.N. Andreeva. Digital economy, economic constitution and intellectual property: Interface of concepts. (Article)

Abstract. In article problems of establishment of interrelations of the concepts «economic constitution», «intellectual property» and «digital economy» for their further harmonious use of the legislation are analyzed.

Keywords: the economic constitution; intellectual property; digital economy; Program «Digital economy»; constitutional values.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «сопряженный» раскрывается как «взаимно связанный, сопровождаемый чем-нибудь»1. Термин «сопряжение» давно и активно используется

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990. - С. 747.

в естественных науках для обозначения взаимосвязей различных элементов и явлений, сопутствия чего-либо чему-либо, совмещения объектов или явлений. В последние годы он стал применяться в философии, лингвистике и других общественных науках1. В данной работе он используется для показа взаимосвязей между понятиями «цифровая экономика», «экономическая конституция» и «интеллектуальная собственность» с позиций науки конституционного права.

Почему автору данной статьи кажется важным выяснение взаимосвязей данных понятий? Как известно, в правовом государстве базовым актом, который «выстраивает» всю национальную правовую систему, является конституция. В зависимости от того, насколько положения отраслевых актов соотнесены с конституцией, взаимосвязаны с ней, можно говорить о более или менее гармонизированной правовой системе. Большое значение для гармонизации правовой системы играет установление взаимосвязи, сопряженности базовых понятий, особенно тогда, когда появляются новые понятия. Широкое распространение цифровых технологий, взрывной характер их развития и формирование цифровой экономики делают эту задачу особенно актуальной.

Понятие «цифровая экономика» не присутствует в Конституции РФ. Как известно, этот термин (калька с англ. digital economy) появился позже, в 1995 г., и вошел в обиход с легкой руки американского ученого Н. Негропонте, который использовал его для разъяснения коллегам преимуществ новой экономики в сравнении со старой в контексте интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Научным сообществом в настоящее время данное понятие оценивается как размытое, неопределенное , некоторые специалисты выделяют два подхода: первый отличается тем, что под цифровой экономикой понимают экономику, основанную на цифровых технологиях (т.е. речь идет о сфере электронных товаров и услуг), второй подход предполагает

1 Например, появились работы, характеризующие сопряжение как фундаментальный принцип организации и развития материи. См.: Похлебаев С.М., Похлебаева О.С. Сопряжение как фундаментальный принцип организации и развития материи // Наука и школа. - М., 2009. - № 6. - С. 30-31.

2 Цифровая экономика: Как специалисты понимают этот термин // Сайт РИА Наука. - Режим доступа: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (Дата обращения: 11.04.2018.)

широкое толкование понятия как охватывающего экономическое производство с использованием цифровых технологий.

В ситуации отсутствия данного понятия в конституции, как представляется, для целей данной статьи возможно использование легального определения цифровой экономики утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы»: «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг»1. Данное понятие охватывает различные онлайн-услуги, интернет-торговлю, интернет-банкинг, интернет-рекламу, краудфандинг и многое другое. Правовое регулирование этих явлений прямо затрагивает и экономическую конституцию, и интеллектуальную собственность.

Понятие экономической конституции в науке конституционного права выступает в качестве полисемантического2, в данном случае важно его значение, позволяющее рассматривать конституционные нормы, регулирующие экономическую жизнь в стране, настолько тесно взаимосвязанные между собой (и с другими нормами конституции), что изменение (или изменение толкования, понимания) одних конституционных норм влечет трансформацию понимания других взаимосвязанных с ними конституционных норм. Цифровая экономика в приведенном выше понимании Стратегии выступает как часть экономики государства в целом, причем часть, которая имеет тенденцию быстрого роста. Строго говоря, как часть целого, цифровая экономика должна строиться на тех же демократических принципах, что и вся экономическая конституция государства. Однако в силу своей специфики цифровая экономика требует изменения текущего законодательства, и это подразумевает повышенный контроль осуществляемых изменений с точки зрения конституционности, поскольку при применении новых технологий возникают и новые угрозы для реализации прав

1 Официальный сайт Президента Российской Федерации. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (Дата обращения: 11.04.2018.)

2 См.: Андреева Г.Н. К вопросу о понятии экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. - М., 2010. - № 7. - С. 9-14.

человека, появляется возможность недопустимой централизации данных и их использования вопреки интересам общества. Цифровая экономика рассматривается как перспективное направление. Для его реализации принята упомянутая Стратегия, которая предполагает на первом этапе (2017-2019) создание организационных, финансовых, законодательных механизмов для подготовки перехода к инновационной экономике, а на втором (2020-2025) - полномасштабное внедрение цифровой экономики и утвержденная в 2017 г. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В данном документе отмечается, что «в России в настоящее время урегулировано большинство вопросов, возникающих в рамках информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Однако регуляторная и нормативная среда имеет ряд недостатков, в ряде случаев создавая существенные барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно-коммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности»1. Правовые аспекты Программы осуществляются на основе Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование». При этом если Стратегия предусматривает совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности обработки информации и баланса между своевременным внедрением современных технологий обработки данных и защитой прав граждан (подп. «а» и «б» п. 31), т.е. в определенной мере упоминает о значимости ориентации на конституционные ценности, то в Программе и Плане они отступают далеко на задний план и являются «точечными». Акцент сделан на тех предложениях, которые поступили от разработчиков Программы (более 400 экспертов и представителей бизнеса), что неизбежно повлекло перекосы в ней (например, большое внимание уделено правовому регулированию обеспечения оплаты на платных скоростных трассах, в то время как на большей части территории России остро стоят вопросы создания транспортной инфраструктуры как таковой). Поскольку по Плану предполагается разработка более 50 пакетов законопроектов в 2018-2019 гг., это означает серьезное изменение

1 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB7915vLVuPgu4bvR7 MO.pdf (Дата обращения: 28.03.2018.)

правового регулирования различных сфер экономики и трансформацию интерпретации экономической конституции России. Каким образом эти изменения отразятся на конституционно-правовой стороне дела - пока непонятно, однако очевидно, что будут существенно затронуты различные экономические права, являющиеся важной частью экономической конституции, и, прежде всего, право интеллектуальной собственности, которое играет в цифровой экономике первостепенную роль. Следует отметить, что данная неопределенность и разработка подобного рода программ «снизу» на основе ведомственных интересов и интересов отдельных групп бизнеса таят в себе опасность недооценки общегосударственного характера проблемы создания цифровой экономики. Избираемая с помощью Программы стратегия затрагивает будущие поколения и современное общество в целом, поэтому в конституционно-правовом смысле она требует участия всего общества в поисках ответа на фундаментальные вопросы о том, на каких конституционных ценностях должно базироваться правовое регулирование цифровой экономики и как обеспечить их сохранение в условиях глубокой трансформации общества на основе цифровых технологий; как должно будет выглядеть это новое цифровое российское общество, живущее в условиях цифровой экономики; каким образом будут распределяться в нем блага; как будут решаться вопросы обеспечения конкуренции, занятости и т.д. Ответы на эти вопросы должны быть найдены на широкой демократической основе, без адекватной значимости проблемы ответов общества любые программы становятся скорее нащупыванием направления по созданию цифровой экономики и проведением интересов отдельных, пусть и продвинутых, групп бизнеса, чем реальным поиском направления действий для всего общества. Российские вложения в данное направление, которые по оценке «Forbes» за последние пять лет составляют около 1 трлн руб.1, пока не привели к созданию крупномасштабного сектора цифровой экономики, и это дополнительный довод для широкого общественного обсуждения поиска путей перехода к цифровой экономике.

Вопросы изменения правового регулирования интеллектуальной собственности занимают важное место в Плане. В частно-

1 Аитов Т. Триллион впустую. Почему в России так и не появилась цифровая экономика. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/359897-trillion-vpustuyu-pochemu-v-rossii-tak-i-ne-poyavilas-cifrovaya (Дата обращения: 11.04.2018.)

сти, предполагается: внести в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) изменения, уточняющие описания объектов интеллектуальной собственности в форме цифровых, в том числе трехмерных, моделей при их государственной регистрации; усовершенствовать регулирование договоров об отчуждении исключительного права; подготовить проект федерального закона о подтверждении юридических фактов, связанных с правами на результаты интеллектуальной деятельности; изменить налогообложение доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности; внести изменения в регулирование правил оборота программ для ЭВМ, вопросов создания, использования и распространения киберфизических систем, формирования и функционирования электронных библиотек и др. Велика вероятность, что при этом будет существенно изменен режим права интеллектуальной собственности. Возникает вопрос: какие ориентиры и ограничения для изменений дает в этом плане конституционное регулирование? В Конституции РФ регулирование интеллектуальной собственности является важной частью экономической конституции. Вместе с тем оно урегулировано таким образом, что отделено от регулирования права частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) и «увязано» со свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44 Конституции РФ). Кроме того, российская Конституция входит в группу тех относительно новых конституций, которые для защиты права интеллектуальной собственности используют данное «зонтичное» понятие, превратив его в конституционное1. Однако и само данное понятие, и данная модель пока не демонстрируют преимуществ в защите права интеллектуальной собственности перед другими моделями, во всяком случае их конституционная ценность в практическом плане недостаточно изучена2. С этой точки зрения место права интеллектуальной собственности в рамках экономической конституции в России является доктринально еще не вполне установившимся, и его возможности регулирующего

1 Согласно ст. 44 Конституции РФ, «интеллектуальная собственность охраняется законом».

2 См. об этом: Андреева Г.Н. Конституционные основы права интеллектуальной собственности в зарубежных странах // Право интеллектуальной собственности: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Отдел правоведения; МГУ им. М.В. Ломоносова. Каф. предпринимательского права; отв. ред. Афанасьева Е.Г. - М., 2017. - С. 16-17.

и ориентирующего воздействия на текущее законодательство ограничены. Как представляется, и в вопросе о месте права интеллектуальной собственности в конституционном регулировании надо ориентироваться на достижение гармоничного сочетания общего блага для общества с защитой прав и интересов граждан, т.е. на общие конституционные ценности правового государства. Тем не менее и интеллектуальная собственность, и экономическая конституция имеют уже конституционно-правовое оформление, общее направление их развития в рамках правовой парадигмы более или менее предсказуемо. Что же касается программных документов о цифровой экономике, в том числе тех, которые прямо предусматривают изменение ГК РФ и других отраслевых актов, то в них использован узкоспециальная терминология и понятийный аппарат и предпринята попытка неюридическим языком урегулировать отношения цифровой экономики в отрыве от имеющегося понятийного аппарата Конституции и ГК РФ, в то время как последние, наоборот, должны быть базовыми. Соответственно, перед учеными-юристами стоит задача внести юридическую определенность в эту проблему.

Таким образом, если подвести итог размышлениям о сопряжении понятий цифровая экономика, экономическая конституция, интеллектуальная собственность, то они в данное время не являются гармонично совмещенными. Появление цифровой экономики затрагивает основы правового демократического государства и его фундаментальные ценности, и достижение гармоничной взаимосвязи указанных понятий (отражающих гармонию стоящих за ними явлений) требует нового решения фундаментальных вопросов жизни общества, обстоятельные ответы на которые возможны только при участии всего общества, а также в результате углубленной научной разработки проблемы адекватного правового оформления цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.