Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ДИАСПОРА МИГРАНТОВ: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ДИАСПОРА МИГРАНТОВ: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВАЯ ДИАСПОРА / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ / МАССМЕДИЙНЫЕ ПРАКТИКИ / ЦИФРОВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / MIGRANTS / SOCIAL NETWORKS / THE DIGITAL DIASPORA / VIRTUAL ETHNOGRAPHY / MASS MEDIA PRACTICES / DIGITAL HUMANITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Курбатов Владимир Иванович

В статье обсуждается понятие цифровой диаспоры мигрантов, которое используется для изучения миграционных процессов, устанавливается, что оно характеризует специфический социально-информационный и коммуни кационный квазиинститут, который реализует в себе различные виды информационного взаимодействия, что данное понятие является многозначным и противоречивым, и его анализ на основе методологических установок традиционных методов анализа (методология виртуальной этнографии, массмедийные практики, статистические количественные методы) дает специализированную характеристику исследуемого объекта, а расширение охвата понятием «цифровая диаспора» все большей сферы социально-информационных практик мигрантов, связанных с транснационализмом и глобальной миграцией, требует для его системного изучения системной методологии, чем является методология цифровых гуманитарных наук, которая дает возможность применения гуманитарного инструментария к огромным базам данных, представляемых инновационными информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL DIASPORA OF MIGRANTS: ON THE QUESTION OF RESEARCH METHODOLOGY

The article discusses the concept of the digital diaspora of migrants, which is used to study migration processes, it is established that it characterizes a specific socio-information and communication quasi-institution, which implements various types of information interaction, that this concept is ambiguous and contradictory and its analysis based on methodological attitudes of traditional methods of analysis (virtual ethnography methodology, mass media practices, statistical quantitative methods) gives a specialized characterization of the object under study. Expanding the concept of «digital diaspora» to an ever-expanding sphere of social and information practices of migrants associated with transnationalism and global migration requires a systematic study a systemic methodology, what is the digital humanities methodology, which makes it possible to apply humanitarian tools to the huge databases presented by innovative information technology.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ДИАСПОРА МИГРАНТОВ: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316.347

DOI 10.18522/2227-8656.2020.5.2

V

ЦИФРОВАЯ ДИАСПОРА МИГРАНТОВ: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

THE DIGITAL DIASPORA OF MIGRANTS: ON THE QUESTION OF RESEARCH METHODOLOGY

Волков Юрий Григорьевич

Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: ugvolkov@sfedu.ru

Yury G. Volkov

Honored Scientist of Russia, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Theoretical Sociology and Regional Studies, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: ugvolkov@sfedu.ru

Курбатов Владимир Иванович

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: kurbashy@list.ru

Vladimir I. Kurbatov

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Chief Researcher, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: kurbashy@list.ru

В статье обсуждается понятие цифровой диаспоры мигрантов, которое используется для изучения миграционных процессов, устанавливается, что оно характеризует специфический социально-информационный и коммуни-

The article discusses the concept of the digital diaspora of migrants, which is used to study migration processes, it is established that it characterizes a specific socio-information and communication quasi-institution, which im-

кационный квазиинститут, который реализует в себе различные виды информационного взаимодействия, что данное понятие является многозначным и противоречивым, и его анализ на основе методологических установок традиционных методов анализа (методология виртуальной этнографии, массмедийные практики, статистические количественные методы) дает специализированную характеристику исследуемого объекта, а расширение охвата понятием «цифровая диаспора» все большей сферы социально-информационных практик мигрантов, связанных с транснационализмом и глобальной миграцией, требует для его системного изучения системной методологии, чем является методология цифровых гуманитарных наук, которая дает возможность применения гуманитарного инструментария к огромным базам данных, представляемых инновационными информационными технологиями.

plements various types of information interaction, that this concept is ambiguous and contradictory and its analysis based on methodological attitudes of traditional methods of analysis (virtual ethnography methodology, mass media practices, statistical quantitative methods) gives a specialized characterization of the object under study. Expanding the concept of «digital diaspora» to an ever-expanding sphere of social and information practices of migrants associated with transnationalism and global migration requires a systematic study a systemic methodology, what is the digital humanities methodology, which makes it possible to apply humanitarian tools to the huge databases presented by innovative information technology.

Ключевые слова: мигранты; социальные сети; цифровая диаспора; виртуальная этнография; массмедийные практики; цифровые гуманитарные науки.

Keywords: migrants; social networks; the digital diaspora; virtual ethnography; mass media practices; digital humanities.

Актуальность темы исследования

Цифровая диаспора (англ. digital diaspora), называемая некоторыми авторами также виртуальной диаспорой, или е-диаспорой (электронной диаспорой), представляет собой электронное (цифровое) сообщество мигрантов, которое взаимодействует с помощью информационно-коммуникационных технологий на электронных платформах социальных сетей. Интернет с его электронными платформами социальных сетей играет ключевую роль в социальной и повседневной жизни мигрантов, давая возможность коммуникации по всему спектру вопросов - от трудоустройства и самозанятости до поддержания публичных, общинных, межсемейных связей и отношений, что способствует воспроизводству этнических культурных ценностей и традиций в форме этнического капитала.

Поскольку понятие цифровой диаспоры охватывает предельно широкий спектр практических вопросов жизни мигрантов в информационном обществе, исследование данного феномена предполагает использование множества различных подходов и методов. Среди данных методов выделяются традиционные социологические и методы социальной пси-

хологии, сетевые, массмедийные, этнографические, методы информационных технологий и социального конструирования. Расширение охвата понятием «цифровая диаспора» все большей сферы социальных практик мигрантов и развитие информационных технологий связаны с привлечением новых нетрадиционных методов, складывающихся в данном исследовательском поле, таких как методы виртуальной медиаэтнографии, методы геопространственного моделирования и качественно-количественного контент-анализа контекстуализации сообщений в информационном обмене в социальных сетях и, соответственно, сравнительные методы. Все указанные вопросы делают изучение в области методологии исследования цифровых диаспор мигрантов актуальной в практическом и теоретическом отношении исследовательской задачей.

Степень научной разработанности темы

Развитие Интернета привело к цифровизации экономики, государственного управления, социокультурных отношений, что предполагает не только перевод информации в цифровую форму, но и выработку комплексных методов системного инфраструктурного характера, основанных на цифровых инновационных информационных технологиях. В 1995 г. американский информатик Н. Негропонте (Массачусетский университет) ввел в научный и публичный оборот понятие «цифровая экономика» (Negroponte, 1995). Примерно в это же время С. Холл, британский социолог, в своей работе «Новая этничность» начал исследование диаспор, приписывая средствам массовой информации определяющую роль в жизни мигрантов (Hall, 1996).

Кристаллизовавшееся в то время понятие цифровой диаспоры связывалось с понятием глобальной мобильности мигрантов и созданием транснациональных социально-информационных полей, что знаменовало, как писали А. Портес, Л. Гуарниза и П. Ландольф, постоянный переход национальных границ процессами глобальной коммуникации и информационного обмена (Portes, 1999). Эта идея обосновывалась и получила новый толчок в своем развитии в связи с транснациональной урбанизацией, которую отметил А. Рогерс (Rogers, 2005), и введением в научный оборот Х. Рейнгольдом понятия «виртуальные комьюнити» (Rheingold, 2000).

Понятие цифровой диаспоры мигрантов оформилось в понятийном поле как новый конструкт, как отмечают М. Лагуэрро и Дж. Брин-керхофф, характеризующий «электронное сообщество мигрантов, взаимодействие и общение которых осуществляется при помощи (и на платформах) информационно-коммуникационных технологий ("новых" тех-

нологий)» (Brinkerhoff, 2009; Laguerre, 2010) и, как отмечают К. Боздаг, Р. Карпентер, Дж. де Круиджф, К. Леурс, С. Понзанеси и другие исследователи, стало широко применяться для характеристики информационного взаимодействия мигрантских сообществ в информационную эпоху (Bozdag, 2014; Carpenter, 2012; de Kruijf, 2014; Diminescu, 2014; Ponzane-si, 2014).

Использование концепта «цифровая диаспора» породило целый спектр исследований - от стремления сформировать цифровую диаспору, согласно А. Эверетту, как гонки за киберпространством до ее характеристики, по К. Ридингсу и Д. Геффену, как глобальной виртуальной коммуникации (Everett, 2009; Ridings, 2006), от «диаспорической» идентичности, которая, согласно Дж. Бринкерхофф и К. Диамандаки, является виртуальной и транснациональной и отражает, как пишет М. Дурхам, «сущность новой этничности» (Brinkerhoff, 2009; Durham, 2004), до того, что Д. Конверс называет «диаспорическим» радикализмом, а М. Жи-леспи, Д. Херберт и М. Андерсон именуют «диаспорическим» национализмом (Convers, 2012; Gillespie, 2010), от метафорических трактовок цифровых диаспор, как выражаются А. Алонсо и Р. Ойарзабала, как «цифровых гаваней иммигрантских миров» до характеристики нахождения в цифровой диаспоре, как в «свободном плавании в космополисе», как выразился К. Колик-Пейснер (Alonso, 2010; Colic-Peisker, 2010).

Примерно в этом же ключе рассматривают концепт цифровой диаспоры и отечественные исследователи, например, Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Макеенко, С.С. Смирнов, трактуя ее как глобальное медиа, как виртуальное мигрантское сообщество, с точки зрения Л.Г. Исхаковой, как виртуальную сетевую организацию, которая, согласно И.П. Кужелевой-Саган, А.П. Глухову, Л.В. Ахметовой, М.Н. Бычковой, И.В. Гужовой, С.С. Носовой, Г.А. Окушовой и Ю.М. Стаховской, ориентирована на продвижение в социальных сетях национальной культуры (Вартанова, 2017; Исхакова, 2016; Кужелева-Саган, 2016).

Цель исследования

Использование концепта «цифровая диаспора» в разнообразных подходах к изучению современных миграционных процессов основывается на различных методологических предпосылках. В соответствии с этим основной целью исследования является выявление этих различных методологических предпосылок.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является концепт «цифровая диаспора», а предметом исследования - различные подходы в анализе данного концепта и выявление тех методологических предпосылок, на которых они основываются.

Авторская гипотеза исследования

Поскольку понятие цифровой диаспоры является многозначным, формируясь на стыке инновационных цифровых технологий и гуманитарных наук, и внутренне противоречивым концептом, характеризуя трансграничную мобильность и этническую локализованность, его исследование и использование для изучения миграционных процессов предполагают множество различных традиционных количественных, статистических и качественных этнографических, социокультурных, религиоведческих, географических, массмедийных подходов и методов, дающих спецификацию различных отдельных черт исследуемого объекта, но для системного представления о цифровой диаспоре требуется и системная методология исследования, чем является методология цифровых гуманитарных наук, которая выступает одновременно концептуально специализированной и информационно обобщенной, поскольку основывается на огромном массиве цифровых баз данных.

Методологическая основа исследования

В статье анализируются, оцениваются, концептуализируются и сравниваются различные методологические подходы, которые применяются для изучения и использования понятия «цифровая диаспора» в исследовании миграционных процессов, такие как виртуальная этнография, методология геопространственного моделирования, методы виртуального картографирования и операционализации данных, методы социального и культурного моделирования и конструирования в киберкуль-туре, дискурсивные методы оценки сообщений в социальных сетях, методы медиапрактик, методы гиперссылок как методы сетевого анализа, а также методы цифровых гуманитарных наук.

Обсуждение

Керстин Б. Андерссон (Упсальский университет, Швеция) в своей работе «Цифровые диаспоры: обзор областей исследований миграции и новых медиа через обзор исследовательской литературы» выделил основные этапы формирования методологических парадигм в изучении

миграционных процессов посредством использования концепта «цифровая диаспора» (Andersson, 2019).

На ранних этапах исследований цифровые диаспоры описывались как новые формы существования мигрантов, а именно, по Б. Акселю, они представляют собой электронные сообщества, реализующие свои коммуникационные цели; и далее, согласно Дж. Бринкерхофф, акцент был сделан на виртуальной идентичности и транснациональном взаимодействии мигрантов, как пишет А. Эверетт, в киберпространстве (Everett, 2009; Brinkerhoff, 2009).

Многообразные способы использования концепта «цифровая диаспора» в изучении миграционных процессов, согласно Э. Ардеволу и Э. Гомезу-Крузу, могут быть сведены в три основных методологических подхода: это виртуальная этнография, изучение Интернета в повседневной практике мигрантов и так называемый соединительный подход, который объединяет два первых (Ardevol, 2014).

Виртуальная этнография, которую также называют этнографией киберпространства (Дж. Бехкофф, К. Гарсия, Э. Коулман, Дж. Лэйн, А. Стендли, Я. Уи), выражается в онлайн-методах исследования, которые адаптируют этнографические методы к изучению сообществ и культур, созданных посредством компьютерного социального взаимодействия (Garcia, 2009; Coleman, 2010).

Показательным образцом использования методологии виртуальной этнографии являются работы Д. Алинеджа, Л. Кандидату, М. Мевсимле-ра, К. Минчилли, С. Понзанеси и Ф. ван дер Фиста «Методология диаспоры и картографии: отслеживание транснациональных цифровых соединений с "важными картами"» и А. Гарсии, Б. Перейра де Матоса, М. Силвера «Этнографические исследования онлайн в информатике: систематическое картирование», в которых осуществляется операционали-зация цифровой диаспоры, в соответствии с чем цифровые методы, ориентированные на изучение социальных явлений, неотделимы от устройств или платформ, на которых они проявляются (например, ссылки, движки, «лайки», акции, твиты).

Это предполагает изучение цифровых объектов, устройств и составляет относительно новую область исследований. Такие цифровые методы являются успешными в создании онлайн-представлений национальных и религиозных диаспор в виде визуальной записи. Для репрезентативности визуальных записей используется режим картирования, который стремится понять социальное значение цифрового подключения для пользователей.

Для этой цели используется подход картографирования проблем. Если картирование проблем - это способ изучения полезности онлайн-данных и устройства для отслеживания того, как конкретная тема обсуждения мобилизует диалог и спор посредством совокупного участия отдельных пользователей, то картографирование есть систематический анализ эмпирических исследований онлайн-сред (Alinejad, 2019; Garcia, 2018).

Методология медиапрактики характеризуется тем, что распространение Web 2.0 и социальных сетей привело, как отметили в своих исследованиях К. Бланк, Б. Рейсдорф и П. Ойарзабаль, к изменениям и новым моделям в коммуникативных формах, которые выражаются в коммуникативной интерактивности, формировании личностных пользовательских контентов и виртуальной сетевой креативности, а диапазон ме-диасредств стал, как отмечает Н. Колдри, неотъемлемой частью повседневной жизни, которая внедрена в социальную практику мигрантов, личностное развитие, этнокультурное производство (Blank, 2012; Oiar-zabal, 2012).

Как отмечают Д. Диминеску, Г. Додсон, Б. Ловлак, Р. Нур-Мухаммад, Э. Папаутсаки и Х. Хорст, виртуальный количественный контент-анализ в исследованиях используется для анализа текстовых больших данных, создаваемых новыми медиа и социальными сетями. Качественный контент-анализ в содержательном исследовании дает возможность определить и проанализировать наличие, значения, смыслы и взаимосвязи медиаконтента, а также сделать выводы о сообщениях в текстах, авторах, аудитории и их этнонациональной и транснациональной культуре (NurMuhammad, 2016; Diminescu, 2014).

Керстин Б. Андерссон полагает, что к трем выявленным методологическим принципам нужно добавить четвертый - методы цифровых гуманитарных наук, что в соответствии с представлениями М. Боркерта, П. Чинголани и В. Премацци, а также М. Риннави даст возможность применения этнических средств и результатов к анализу обычных и онлайновых средств массовой информации и на родине мигрантов, и в электронных сообществах, являющихся цифровыми диаспорами (Andersson, 2019; Borkert, 2009; Rinnawi, 2012).

Цифровые гуманитарные науки (DH) - это область научной деятельности на стыке компьютерных или цифровых технологий и гуманитарных дисциплин. Это включает систематическое использование цифровых ресурсов в гуманитарных науках, а также анализ их применения, объединенные методологией гуманитарных дисциплин (риторика, история, социология, философия, психология, лингвистика, литература, ис-

кусство, археология, этнография, музыка и культурология) с инструментами, как отмечают Дж. Дракер и М. Неррас, предоставляемыми информационными технологиями (Drucker, 2016; Nerras, 2016).

Здесь также в ходу количественные и статистические методы, как, например, продемонстрировал К. Киссау, определяя степень вовлеченности мигрантов в политическую онлайн- и офлайн-деятельность, Дж. Бенитез показал, сколько, каких и как мигранты участвуют в процессах приема медиа и культурных практиках, расположенных в определенном пространстве-времени в контекстах транснационального взаимодействия, что позволило Э. Ардеволу и Э. Гомезу-Крузу обосновать новые социальные и культурные модели, которые выявляются в кибер-пространстве. Это дает представление о новой киберкультуре мигрантов, которая является методом изучения цифровых диаспор (Kissau, 2012; Benítez, 2012; Ardévol, 2014).

В ряде исследований посредством использования методологии цифровых гуманитарных дисциплин при анализе с помощью цифровых диаспор миграционных процессов, например в работах К.Б. Андерссона, М. Малапрагады и Х. Шейфинга, изучались виртуальные миры и их он-лайн-формы посредством анализа сайтов и того, как они влияют на сообщество мигрантов, как они способствуют утверждению этнической сетевой идентичности, как формируется, продвигается и проявляется этнический капитал, как он связан с социальным капиталом и как характеризуется отношение мигрантов к своей родине и принимающему государству (Andersson, 2007; Scheifinge, 2010).

Изучение виртуальных миров и их онлайн-форм осуществляется, как показал Э. Сиапера, путем анализа дискурса, представленного на веб-сайтах и онлайн-форумах, посредством исследования веб-сайтов, как продемонстрировал Р. Чопра, в соответствии с чем дискурсивный анализ сообщений виртуальных текстов на веб-сайтах дает представление о коллективной идентичности мигрантов в киберпространстве. А А. Митра, который анализировал блоги, отметил, что Интернет состоит из текстов, изображений и артефактов, и через дискурсивный анализ он продемонстрировал возможность понять, как человек, который пишет в блоге, производит конкретную личность в цифровой диаспоре и как формируется его сетевая идентичность, в соответствии с чем, как установил И. Зервас, дискурсивный анализ ссылок в блогах мигрантов дает возможность оценивать их идейные, религиозные, культурные, политические и культурные предпочтения, а дискурсивная стратегия является достаточно точным методом анализа (Siapera, 2005; Chopra, 2006; Mitra, 2008; Therwath, 2012).

Цифровые гуманитарные науки - наиболее общий и вместе с тем глубоко специализированный методологический подход в силу представительства в нем цифровых информационных ресурсов и множественной традиционной методологии гуманитарных наук, что предоставляет исследователям возможность доступа к необъятным цифровым базам данных. Это отмечают такие исследователи, как Д. Джоуз, И. Зервас, Р. Карпентер, С. Понзанеси, К. Леурс, В. Хсу (Carpenter, 2012; Hsu, 2013; Ponzanesi, 2014; Therwath, 2012).

Результаты

В результате реализации основной исследовательской цели установлены следующие положения:

- показано, что цифровая диаспора мигрантов представляет собой социально-информационный и коммуникационный квазиинститут, который реализует в себе различные виды информационного взаимодействия в виде социального диалога: внутренний диалог, характерный для этнического сообщества в виде внутренней координации, внутреннего взаимодействия и самопрезентации; внешний диалог, характеризующий межобщинное информационное взаимодействие, информационное взаимодействие с принимающим государством и его гражданским обществом, а также гипервнешний диалог, который характеризует международное транснациональное информационное взаимодействие и транснациональную мобильность мигрантов;

- установлено, что понятие «цифровая диаспора» является многозначным и внутренне противоречивым. С одной стороны, оно формируется на основе инновационных цифровых технологий и характеризует трансграничную мобильность и глобальный информационно-коммуникационный характер взаимодействия, с другой - как этническая диаспора мигрантов указывает на этническую локальность, ориентированность на этническую специфическую идентичность в ее виртуальном сетевом выражении;

- обосновано, что применение традиционных методов при анализе понятия «цифровая диаспора» и изучении его использования для исследования миграционных процессов дает специализированную характеристику исследуемого объекта, обусловленную соответствующими методологическими предпосылками виртуальных этнографических методов, сетевых методов и массмедийных методов;

- выявлено, что при расширении охвата понятием «цифровая диаспора» все большей сферы социальных практик мигрантов, что также связано с развитием информационных технологий, возникает необходи-

мость в системном исследовании цифровой диаспоры как социально-информационного и коммуникационного квазиинститута, для чего требуется системная методология, например методология цифровых гуманитарных наук;

- на основе концептуализации методологии цифровых гуманитарных наук представлено, что исследование цифровых диаспор как важного понятия и метода исследования миграционных процессов на основе информационной обработки с помощью гуманитарного инструментария огромных баз данных, предоставляемых информационными технологиями, в виде архивирования, картографирования, систематизации, типологии пользовательского контекста, каталогизации эмпирической информации, качественного и количественного контент-анализа текстовых сообщений в блогах мигрантов, их интерпретации с использованием гипертекста и гипертекстовых ссылок, визуализации презентации пользователей дает системное знание об исследуемом объекте.

Литература

Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Маке-енко М.И., Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. М.: Медиа-Мир, 2017. 160 с.

Исхакова Л.Г. Цифровая диаспора: особенности структуры мигрантских сообществ в условиях информационного общества // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2016. № 6.

Кужелева-Саган И.П., Глухов А.П., Ах-метова Л.В., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Носова С.С., Окушова Г.А., Стаховская Ю.М. «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей / науч. ред. И.П. Кужелева-Саган. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2016. 168 с.

Alinejad D., Candidatu L., Mevsimler M., Minchilli C., Ponzanesi S., Vlist F. van der. Diaspora and mapping methodologies: tracing transnational digital connections with «mattering maps» // Global Networks. 2019. Vol. 19, № 1. P. 21-43. Available at: https:// onlinelibrary.wiley.com/ doi/pdf/10.1111/glob.12197.

Alonso A., Oiarzabal P.J. The immigrant worlds' digital haibors: An introduction // Diasporas in the new media age. Identity, Politics and Community. Reno: University ofNevada Press, 2010. С. 1-15.

References

Vartanova, E.L., Vyrkovsky, A.V., Makeen-ko, M.I., Smirnov, S.S. (2017). Russian media industry: digital future. M., Media-Mir. (in Russian).

Iskhakova, L.G. (2016). Digital Diaspora: Features of the Structure of Migrant Communities in an Information Society. Kazanskiy sotsi-al'no-gumanitarnyy vestnik, 6. (in Russian).

Kuzheleva-Sagan, I.P., Glukhov, A.P., Akhmetova, L. V., Bychkova, M.N., Guzhova, I. V., Nosova, S.S., Okushova, G.A., Stakhovskaya, Yu.M. (2016). "Digital Diasporas" of Central Asian Migrants: Virtual Networking, "Imaginary Community" Discourse and Competition of Identities. I.P. Kuzheleva-Sagan (Ed.). Tomsk: Iz-datel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. (in Russian).

Alinejad, D., Candidatu, L., Mevsimler, M., Minchilli, C., Ponzanesi, S., Vlist, F. van der. (2019). Diaspora and mapping methodologies: tracing transnational digital connections with "mattering maps". Global Networks, 19, 1, 21-43. Available at: https:// onlinelibrary.wiley.com/ do^pdf/10.1111/glob. 12197.

Alonso, A., Oiarzabal, P.J. (2010). The immigrant worlds' digital harbors: An introduction. Diasporas in the new media age. Identity, Politics and Community. Reno: University ofNevada Press, 1-15.

Andersson, K.B. (2019). Digital Diasporas:

Andersson K.B. Digital Diasporas: an overview of the research areas of migration and new media throught a narrative literature review // Human Technology Volume. 2019. Vol. 15 (2). P. 142-180.

Andersson K.B. The Online Durga. EASA Medianthro Network, e-seminar 2007. Available at: http://www.media-anthropology.net/index. php/e-seminars.

Ardévol E., Gómez-Cruz E. Digital ethnography and media practices // A.N. Valdiva, J. Nerone, K. Gates, S. Mazzarella, V. Mayer, E. Scharrer, R. Paramewsaran, & F. Darling-Wolf (Eds.). The international encyclopedia of media studies. Hoboken, NJ, USA: Joyn Wiley & Sons, 2014. Vol. 7. P. 498-528.

Axel B.K. The context of diaspora // Cultural Anthropology. 2004. Vol. 19 (1). P. 26-60. Available at: https://doi.org/10.1525/can.2004.19.L26.

Benítez J.L. Salvadoran transnational families: ICT and communication practices in the network society // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2012. Vol. 38 (9). P. 1439-1449. Available at: https:// doi.org/10.1080/1369183X.2012. 698214.

Blank G., Reisdorf B.C. The participatory Web: A user perspective on Web 2.0 // Information Communication and Society. 2012. Vol. 15(4). P. 537-554. Available at: https:// doi.org/ 10.1080/1369118X.2012.665935.

Borkert M., Cingolani P., Premazzi V. The state of the art of research in the EU on the take up and use of ICT by immigrants and ethnic minorities. European Commission Joint Research Centre (EUR 22991 EN). Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.

Bozdag C. Ethnicity in digital crossroads: Understanding processes of cultural thickening in a mediatized world // Crossings: Journal of Migration & Culture. 2014. Vol. 5 (1). P. 139-152. Available at: https:// doi.org/10.13 86/cjmc. 5.1.139_1.

Brinkerhoff J. M. Digital diasporas: Identity and transnational engagement. New York, NY, USA: Cambridge University Press, 2009. Available at: https://doi.org/10.1017/s153759270999257x.

Carpenter R., Jose B. Transnational issue networks in real and virtual space: The case of women, peace and security // Global Networks. 2012. Vol. 12 (4). P. 525-543. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1471-0374.2012.00363.x.

an overview of the research areas of migration and new media throught a narrative literature review. Human Technology Volume, 15 (2), 142180.

Andersson, K.B. (2007). The Online Durga. EASA Medianthro Network, e-seminar 2007. Available at: http://www.media-anthropology.net/ index. php/e-seminars.

Ardévol, E., Gómez-Cruz, E. (2014). Digital ethnography and media practices. In A. N. Valdiva, J. Nerone, K. Gates, S. Mazzarella, V. Mayer, E. Scharrer, R. Paramewsaran, & F. Darling-Wolf (Eds.). The international encyclopedia of media studies. Hoboken, NJ, USA: Joyn Wiley & Sons, 7, 498-528.

Axel, B.K. (2004). The context of diaspora. Cultural Anthropology, 19 (1), 26-60. Available at: https://doi.org/10.1525/can.2004.19.L26.

Benítez, J.L. (2012). Salvadoran transnational families: ICT and communication practices in the network society. Journal of Ethnic and Migration Studies, 38 (9), 1439-1449. Available at: https://doi.org/10.1080/1369183X.2012.698214.

Blank, G, Reisdorf, B.C. (2012). The participatory Web: A user perspective on Web 2.0. Information Communication and Society, 15 (4), 537-554. Available at: https:// doi.org/10.1080/ 1369118X.2012.665935.

Borkert, M, Cingolani, P., Premazzi, V. (2009). The state of the art of research in the EU on the take up and use of ICT by immigrants and ethnic minorities. European Commission Joint Research Centre (EUR 22991 EN). Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.

Bozdag, C. (2014). Ethnicity in digital crossroads: Understanding processes of cultural thickening in a mediatized world. Crossings: Journal of Migration & Culture, 5 (1), 139-152. Available at: https://doi.org/10.1386/cjmc.5.1 139_1.

Brinkerhoff, J. M. (2009). Digital diasporas: Identity and transnational engagement. New York, NY, USA: Cambridge University Press. Available at: https://doi.org/10.1017/s153759270999257x.

Carpenter, R., Jose, B. (2012). Transnational issue networks in real and virtual space: The case of women, peace and security. Global Networks,, 12 (4), 525-543. Available at: https:// doi.org/10.1111/j.1471-0374.2012.00363.x.

Chopra, R. (2006). Global primordialities:

Chopra R. Global primordialities: Virtual identity politics in online Hindutva and online Dalit discourse // New Media and Society. 2006. Vol. 8(2). P. 187-206. Available at: https:// doi.org/ 0.1177/1461444806061942.

Coleman E.G. Ethnographic Approaches to Digital Media // Annual Review of Anthropology. 2010. Vol. 39 (1). P. 487-505. Available at: doi:10.1146/annurev.anthro.012809.104945.

Colic-Peisker V. Free floating in the cosmopolis: Exploring the identity-belonging of transnational knowledge workers // Global Networks. 2010. Vol. 10 (4). P. 467-488. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1471-0374.2010.00298.x.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Convers D. Irresponsible radicalisation: Diasporas, globalisation and long-distance nationalism in the digital age // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2012. Vol. 38 (9). P. 1357-1379. Available at: https:// doi.org/10.1080/1369183X. 2012.698204.

Couldry N. Theorising media as practice // Social Semiotics. 2004. Vol. 14 (2). P. 115-132. Available at: https:// doi.org/10.1080/1035033042 000238295.

De Kruijf J. Introduction migrant transna-tionalism and the Internet // In A. K Sahoo & J. G. de Kruijf (Eds.). Indian transnationalism online: New perspectives on diaspora. London, UK: Taylor and Francis Group, 2014. P. 1-17.

Diamandaki K. Virtual ethnicity and digital diasporas: Identity construction in cyberspace // Global Media Journal. 2003. Vol. 2 (2). P. 1-14.

Diminescu D., LoveluckB. Traces of dispersion: Online media and diasporic identities // Crossings: Journal of Migration & Culture. 2014. Vol. 5(1). P. 2-39. Available at: https:// doi.org/ 10.1386/cjmc.5.1.23_1.

Drucker J. Intro to Digital Humanities: Introduction. UCLA Center for Digital Humanities // Center for Digital Humanities. 2016.

Durham M. Constructing the "new ethnicities": media, sexuality, and diaspora identity in the lives of South Asian immigrant girls // Critical Studies in Media Communication. 2004. Vol. 21 (2). P. 140-161. Available at: https:// doi.org/ 10.1080/07393180410001688047.

Everett A. Digital diaspora: a race for cyberspace. Albany: SUNY Press, 2009.

Garcia A., Pereira De Mattos B., Silveira M. Online Ethnography Studies in Computer Sci-

Virtual identity politics in online Hindutva and online Dalit discourse. New Media and Society, 8 (2), 187-206. Available at: https:// doi.org/ 10.1177/1461444806061942.

Coleman, E.G. (2010). Ethnographic Approaches to Digital Media. Annual Review of Anthropology,, 39 (1), 487-505. Available at: doi:10.1146/annurev.anthro.012809.104945.

Colic-Peisker, V. (2010). Free floating in the cosmopolis: Exploring the identity-belonging of transnational knowledge workers. Global Networks, 10 (4), 467-488. Available at: https:// doi.org/10.1111/j.1471-0374.2010.00298.x.

Convers, D. (2012). Irresponsible radicalisation: Diasporas, globalisation and long-distance nationalism in the digital age. Journal of Ethnic and Migration Studies, 38 (9), 1357-1379. Available at: https:// doi.org/10.1080/1369183X.2012. 698204.

Couldry, N. (2004). Theorising media as practice. Social Semiotics, 14 (2), 115-132. Available at: https:// doi.org/10.1080/103503304 2000238295.

De Kruijf, J. (2014). Introduction migrant transnationalism and the Internet. In A. K Sahoo & J. G. de Kruijf (Eds.). Indian transnationalism online: New perspectives on diaspora. London, UK: Taylor and Francis Group, 1-17.

Diamandaki, K. (2003). Virtual ethnicity and digital diasporas: Identity construction in cyberspace. Global Media Journal, 2(2), 1-14.

Diminescu, D., Loveluck, B. (2014). Traces of dispersion: Online media and diasporic identities. Crossings: Journal of Migration & Culture, 5(1), 2-39. Available at: https:// doi.org/10.1386/ cjmc.5.1.23_1.

Drucker, J. (2016). Intro to Digital Humanities: Introduction. UCLA Center for Digital Humanities. Center for Digital Humanities.

Durham, M. (2004). Constructing the "new ethnicities": media, sexuality, and diaspora identity in the lives of South Asian immigrant girls. Critical Studies in Media Communication, 21(2), 140-161. Available at: https:// doi.org/10.1080/ 07393180410001688047.

Everett, A. (2009). Digital diaspora: a race for cyberspace. Albany: SUNY Press.

Garcia, A., Pereira De Mattos, B., Silveira, M. (2018). Online Ethnography Studies in Computer Science: A Systematic Mapping. Social

ence: A Systematic Mapping // Social Computing and Social Media. User Experience and Behavior. International Conference on Social Computing and Social Media. Las Vegas, NV, USA. 2018. P. 32-45. Available at: https:// link.springer.com/ chapter/10.1007/978-3-319-91521-0.

Garcia C.A., Standlee A.I., Bechkoff J., Cui Y. Ethnographic Approaches to the Internet and Computer-Mediated Communication // Journal of Contemporary Ethnography. 2009. Vol. 38 (1). P. 52-84.

Gillespie M., Herbert D., Andersson M. The Mumbai attacks and diasporic nationalism: BBC World Service online forums as conflict, contact and comfort zones // South Asian Diaspora. 2010. Vol. 2 (1). P. 109-129. Available at: https:// doi. org/10.1080/19438190903542109.

Hall S. New ethnicities // D. Morley & K-H. Chen (Eds.). Stuart Hall: Critical dialogues in cultural studies. London, UK: Routledge, 1996. P. 442-451.

Hsu W.F. Mapping the Kominas' sociomu-sical transnation: Punk, diaspora, and digital media // Asian Journal of Communication. 2013. Vol. 23 (4). P. 386-402. Available at: https:// doi.org/ 10.1080/01292986.2013.804103.

Kissau K. Structuring migrants' political activities on the Internet: A two-dimensional approach // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2012. Vol. 38 (9). P. 1381-1403. Available at: https:// doi.org/10.1080/1369183X.2012.698207.

Laguerre M. Digital diaspora: Definition and models // In A. Alonso & P. Oiarzabal (Eds.). Diasporas in the new media age: Identity, politics, and community. Reno, NV, USA: University of Nevada Press, 2010. P. 47-67.

Lane J. The Digital Street: An Ethnographic Study of Networked Street Life in Harlem // American Behavioral Scientist. 2016. Vol. 60 (1). P. 43-58.

Mallapragada M. Desktop deities: Hindu temples, online cultures and the politics of remediation // South Asian Popular Culture. 2010. Vol. 8(2). P. 109-121. Available at: https:// doi.org/ 10.1080/14746681003797955.

Mitra A. Using blogs to create cybernetic space: Examples from people of Indian origin // Convergence. 2008. Vol. 14 (4). P. 457-472. Available at: https:// doi.org/10.1177/1354856 508094663.

Nerras M. Quantifying Digital Humanities. UCL Centre for Digital Humanities. 2016. Avail-

Computing and Social Media. User Experience and Behavior. International Conference on Social Computing and Social Media. Las Vegas, NV, USA, 32-45. Available at: https:// link. springer. com/ chapter/10. 1007/978-3-319-91521-0.

Garcia, C.A., Standlee, A.I., Bechkoff, J., Cui, Y. (2009). Ethnographic Approaches to the Internet and Computer-Mediated Communication. Journal of Contemporary Ethnography, 38 (1), 52-84.

Gillespie, M., Herbert, D., Andersson, M. (2010). The Mumbai attacks and diasporic nationalism: BBC World Service online forums as conflict, contact and comfort zones. South Asian Diaspora, 2 (1), 109-129. Available at: https:// doi. org/10.1080/19438190903542109.

Hall, S. (1996). New ethnicities. In D. Morley & K.-H. Chen (Eds.). Stuart Hall: Critical dialogues in cultural studies. London, UK: Routledge, 442-451.

Hsu, W.F. (2013). Mapping the Kominas' sociomusical transnation: Punk, diaspora, and digital media. Asian Journal of Communication, 23 (4), 386-402. Available at: https:// doi.org/ 10.1080/01292986.2013.804103.

Kissau, K. (2012). Structuring migrants' political activities on the Internet: A two-dimensional approach. Journal of Ethnic and Migration Studies, 38 (9), 1381-1403. Available at: https:// doi.org/10.1080/1369183X.2012.698207.

Laguerre, M. (2010). Digital diaspora: Definition and models. In A. Alonso & P. Oiarzabal (Eds.). Diasporas in the new media age: Identity, politics, and community. Reno, NV, USA: University of Nevada Press, 47-67.

Lane, J. (2016). The Digital Street: An Ethnographic Study of Networked Street Life in Harlem. American Behavioral Scientist, 60 (1), 43-58.

Mallapragada, M. (2010). Desktop deities: Hindu temples, online cultures and the politics of remediation. South Asian Popular Culture, 8 (2), 109-121. Available at: https:// doi.org/10.1080/ 14746681003797955.

Mitra, A. (2008). Using blogs to create cybernetic space: Examples from people of Indian origin. Convergence, 14 (4), 457-472. Available at: https://doi.org/10.1177/1354856508094663.

Nerras, M. (2016). Quantifying Digital Humanities. UCL Centre for Digital Humanities. Available at: https:// en.wikipedia.org/wiki/ Digi-

able at: https:// en.wikipedia.org/wiki/Digital_ humanities# : ~ :text=Digital%20humanities%20 incorporates%20both%20digitized,sciences% 2C%20with%20tools%20provided%20by.

Negroponte N. Being Digital. New York: Alfred A. Knopf, 1995.

NurMuhammad R., Horst H.A., Papoutsaki E., Dodson G. Uyghur transnational identity on Facebook: On the development of a young diaspora // Identities. 2016. Vol. 23 (4). P. 485-499. Available at: https:// doi.org/10.1080/1070289X. 2015.1024126.

Oiarzabal P.J. Diaspora Basques and online social networks: An analysis of users of Basque institutional diaspora groups on Facebook // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2012. № 38 (9). P. 1469-1485. Available at: https:// doi.org/ 10.1080/1369183X.2012.698216.

Ponzanesi S., Leurs K. On digital crossings in Europe // Crossings: Journal of Migration & Culture. 2014. Vol. 5 (1). P. 3-22. Available at: https://doi.org/10.13 86/cjmc.5.1.3_1.

Portes L. E., Landolt P., Guarnizo A. The study of transnationalism: Pitfalls and promise of an emergent research field // Ethnic and Racial Studies. 1999. Vol. 22 (2). P. 217-237. Available at: https://doi.org/10.1080/014198799329468.

Rheingold H. The virtual vommunity. Homesteading on the electronic frontier (Rev. ed.). Cambridge, MA, USA: The MIT Press, 2000. Available at: http:// www.well.com/user/hlr/ vcbook/vcbook4.html.

Ridings C.M., Geffen D. Virtual Community Attraction: Why People Hang Out Online // Journal of Computer-Mediated Communication. 2006. № 10.

Rinnawi K. "Instant nationalism" and the "cyber mufti". The Arab diaspora in Europe and the transnational media //J ournal of Ethnic and Migration Studies. 2012. Vol. 38 (9). P. 15411467. Available at: https:// doi.org/10.1080/1369183X. 2012.698215.

Rogers A. Observations on transnational ur-banism: Broadening and narrowing the field // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2005. Vol. 31(2). P. 403-407. Available at: https:// doi. org/10.1080/1369183 0420003 39990.

Scheifinge H. Internet threats to hindu authority: Puja-ordering websites and the Kalighat temple // Asian Journal of Social Science. 2010.

tal_humanities#:~:text=Digital%20humanities%2 0incorporates%20both%20digitized,sciences%2C %20with%20tools%20provided%20by.

Negroponte, N. (1995). Being Digital. New York: Alfred A. Knopf.

NurMuhammad, R., Horst, H. A., Papout-saki, E., Dodson, G. (2016). Uyghur transnational identity on Facebook: On the development of a young diaspora. Identities, 23(4), 485-499. Available at: https:// doi.org/10.1080/1070289X. 2015.1024126.

Oiarzabal, P.J. (2012). Diaspora Basques and online social networks: An analysis of users of Basque institutional diaspora groups on Facebook. Journal of Ethnic and Migration Studies, 38 (9), 1469-1485. Available at: https:// doi.org/10.1080/ 1369183X.2012.698216.

Ponzanesi, S., Leurs, K. (2014). On digital crossings in Europe. Crossings: Journal of Migration & Culture, 5 (1), 3-22. Available at: https://doi.org/10.13 86/cjmc.5.1.3_1.

Portes, L.E., Landolt, P., Guarnizo, A. (1999). The study of transnationalism: Pitfalls and promise of an emergent research field. Ethnic and Racial Studies, 22 (2), 217-237. Available at: https://doi.org/10.1080/014198799329468.

Rheingold, H. (2000). The virtual community. Homesteading on the electronic frontier (Rev. ed.). Cambridge, MA, USA: The MIT Press. Available at: http://www.well.com/user/hlr/ vcbook/vcbook4.html.

Ridings, C.M., Geffen, D. (2006). Virtual Community Attraction: Why People Hang Out Online. Journal of Computer-Mediated Communication, 10.

Rinnawi K. (2012). "Instant nationalism" and the "cyber mufti". The Arab diaspora in Europe and the transnational media. Journal of Ethnic and Migration Studies, 38 (9), 1541-1467. Available at: https:// doi.org/10.1080/1369183X. 2012.698215.

Rogers, A. (2005). Observations on transnational urbanism: Broadening and narrowing the field. Journal of Ethnic and Migration Studies, 31 (2), 403-407. Available at: https:// doi.org/ 10.1080/1369183042000339990.

Scheifinge, H. (2010). Internet threats to hindu authority: Puja-ordering websites and the Kalighat temple. Asian Journal of Social Science, 38 (4), 636-656. Available at: https:// doi.org/

Vol. 38 (4). P. 636-656. Available at: https:// doi.org/10.1163/156853110X517818.

Siapera E. Minority activism on the Web: Between deliberative democracy and multicultur-alism // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2005. Vol. 31 (3). P. 499-519. Available at: https://doi.org/10.1080/13691830500058786.

Therwath I. Cyber-hindutva: Hindu nationalism, the diaspora and the Web // Social Science Information. 2012. Vol. 51(4). P. 551-577. Available at: https:// doi.org/10.1177/0539018412456782.

10.1163/156853110X517818.

Siapera, E. (2005). Minority activism on the Web: Between deliberative democracy and multi-culturalism. Journal of Ethnic and Migration Studies, 31 (3), 499-519. Available at: https:// doi.org/10.1080/13691830500058786.

Therwath, I. (2012). Cyber-hindutva: Hindu nationalism, the diaspora and the Web. Social Science Information, 51 (4), 551-577. Available at: https://doi.org/10.1177/0539018412456782.

Поступила в редакцию

17 сентября 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.