Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ БЛОКЧЕЙН - ПЛАТФОРМА «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР»'

ЦИФРОВАЯ БЛОКЧЕЙН - ПЛАТФОРМА «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СЕРВИС / БЛОКЧЕЙН / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ПУТЕШЕСТВИЯ / ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ И ТРАНЗАКЦИЙ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Крицкая В.Ю.

В статье рассматривается идея создания цифровой блокчейн платформы «региональный туристический оператор». Глобализация цифровой индустрии и переход в цифровую экономику определяют условия сотрудничества пользователей цифровых ресурсов. Децентрализованная и недостоверная информация об объектах и услугах, отмена ранее забронированных объектов и повышение цены на предмет заключенного договора, создает необходимость обеспечения защиты персональных данных, транзакций и обеспечения прав участников рынка. Предлагается создание единого регионального цифрового сервиса на базе государства в регионах страны. Данный сервис позволит популяризировать идентичность регионов, обеспечивать эффективное взаимодействие пользователей, открытость, централизацию информации, защиту персональных данных и транзакций, тем самым повысив уровень доверия граждан и создав честные и прозрачные условия сотрудничества. Достоверность цифрового сервиса обеспечивается использованием технологии распределенного реестра - блокчейн. Данные и транзакции защищены от мошенничества, посредничества и недобросовестной конкуренции. На платформе предполагается размещение информации о туристических и сопутствующих услугах и продуктах, особо охраняемых природных территориях и объектах культурного наследия, транспортно-пассажирских услугах и муниципальных, региональных мероприятиях. Централизованная информация и услуги позволят туристу формировать все путешествие на одной платформе по типу «конструктор», осуществлять безопасные платежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Крицкая В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ БЛОКЧЕЙН - ПЛАТФОРМА «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР»»

УДК 004

ЦИФРОВАЯ БЛОКЧЕЙН - ПЛАТФОРМА «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ

ОПЕРАТОР»

Крицкая В.Ю.

Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Varvara0506@yandex. т

Научный руководитель:

Коновалова Е.Е.

Канд.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается идея создания цифровой блокчейн платформы «региональный туристический оператор». Глобализация цифровой индустрии и переход в цифровую экономику определяют условия сотрудничества пользователей цифровых ресурсов. Децентрализованная и недостоверная информация об объектах и услугах, отмена ранее забронированных объектов и повышение цены на предмет заключенного договора, создает необходимость обеспечения защиты персональных данных, транзакций и обеспечения прав участников рынка.

Предлагается создание единого регионального цифрового сервиса на базе государства в регионах страны. Данный сервис позволит популяризировать идентичность регионов, обеспечивать эффективное взаимодействие пользователей, открытость, централизацию информации, защиту персональных данных и транзакций, тем самым повысив уровень доверия граждан и создав честные и прозрачные условия сотрудничества.

Достоверность цифрового сервиса обеспечивается использованием технологии распределенного реестра - блокчейн. Данные и транзакции защищены от мошенничества, посредничества и недобросовестной конкуренции.

На платформе предполагается размещение информации о туристических и сопутствующих услугах и продуктах, особо охраняемых природных территориях и объектах культурного наследия, транспортно-пассажирских услугах и муниципальных, региональных мероприятиях.

Централизованная информация и услуги позволят туристу формировать все путешествие на одной платформе по типу «конструктор», осуществлять безопасные платежи.

Ключевые слова: цифровой сервис, блокчейн, централизация, туристские услуги, путешествия, защита персональных данных и транзакций, популяризация регионов.

Глобализация стремительно вошла в цифровую индустрию. Сегодня цифровые технологии присутствуют во всех сферах жизнедеятельности общества и формируют новые экосистемы. Цифровая трансформация становится массовым явлением и оказывает прямое влияние на экономику городов, регионов и даже стран. Ускорение процессов трансформации в цифровое пространство задает вектор развития социально-экономических систем и обязывает сферы бизнеса и государства создавать цифровые платформы и сервисы для достижения и удержания конкурентоспособных позиций.

Благодаря цифровым экосистемам значительно снижается время на получение информации и услуг. Пандемия 2020 года ускорила переход большинства сфер деятельности общества в цифровое пространство. Общество научилось пользоваться цифровыми технологиями во всех сферах жизнедеятельности и перешло к цифровой экономике. Системы искусственного интеллекта, позволяющие производить анализ поведения потребителей в цифровой среде и формировать предложение продукта исходя из индивидуальных предпочтений, стимулируют потребителей приобретать больше и чаще.

Персонализация обслуживания сейчас является одним из важнейших конкурентных преимуществ, которые невозможно получить без цифровых технологий. Для того, чтобы понять потребности и желания клиента, необходимо собрать и обработать огромную базу данных, связанную с его предыдущим опытом путешествий, пребывания в отеле и т.п. Это позволит сформировать некий виртуальный образ путешественника, смоделировать его потребности с помощью систем искусственного интеллекта, обеспечить удаленное консалтинговое обслуживание с помощью чат-ботов. К преимуществам облуживания с помощью систем искусственного интеллекта следует отнести скорость и точность предоставления информации клиенту. Искусственный интеллект позволяет быстро обрабатывать информацию и предлагать различные варианты решения вопроса, например, предоставив несколько вариантов размещения с комментариями персонально для клиента. Примером может служить использование таких систем в отелях Hilton для предоставления гостям разнообразной туристской информации

[4].

Сервисизация социально-экономических систем в современном обществе является жизненно важным фактором для достижения успеха. Цифровые платформы предоставляют потребителям доступ ко всему миру, а туристическим компаниям стимул для внедрения лучших мировых практик [5].

Для цифровой экономики характерным является переход от третьей промышленной революции к четвертой индустриальной революции. «Цифровая экономика» отражает радикальные изменения второй половины XX века, которые стали возможными в результате развития цифровых вычислительных и коммуникационных технологий. Под цифровой экономикой рассматривают экономику, непосредственно связанную с процессами развития и внедрения цифровых компьютерных технологий во все сферы экономического производства и потребления. Как правило, она охватывает область предоставления онлайн-услуг и товаров, а именно сервисы электронных платежей и электронную коммерцию, интернет-торговлю и интернет вещей (IoT - Internet of

Things), краудфандинг, интернет-банкинг и прочее. Среди новейших цифровых технологий, выступающих платформой цифровизации и цифровой экономики, выделяют технологии Big Data, развитие облачных сервисов и искусственного интеллекта (нейросети), умных технологий и технологий определения местонахождения, интернет вещей, а также промышленный интернет вещей (IIoT - Industrial Internet of Things), 3D-печать. Цифровизация и доступность инфраструктуры обеспечивает полноценное взаимодействие участников экономической деятельности. В качестве отличительных особенностей цифровой экономики можно отметить наличие персонифицированных сервисных моделей, а также развитие экономики совместного потребления и sharing-сервисов. Особенно актуальными процессы цифровизации являются для сферы обслуживания. Торговые и транспортные компании, предприятия индустрии туризма и гостеприимства, общественного питания получили возможность расширить целевую аудиторию и охват, улучшить качество обслуживания, развиваться ускоренными темпами, принимая во внимание, что в глобальной цифровой экономике победа будет одержана тем, в чьем арсенале будет задействовано большее количество и качество цифровых платформ [2].

В условиях стремительно развивающегося рынка цифровых технологий и появлении большого количества цифровых сервисов с разрозненными данными, в том числе в туристской и гостиничной индустрии, появляется необходимость централизации информации.

Стратегия развития туризма РФ предусматривает переход традиционных участников рынка в онлайн-сферу с соответствующим переключением финансовых потоков. Среди важнейших цифровых решений выделены: создание туристского

±4

маркетплейса* и централизация усилий по продвижению туристского продукта Российской Федерации; развитие системы открытых данных для повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью; внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта.

Блокчейн-платформа хранит информацию в распределенном реестре обо всех транзакциях участников системы в виде «цепочки блоков». Информация защищена от противозаконных манипуляций, изменений или поломок частей блокчейн. Использование реестра распределенных данных устраняет посредников и комиссионные сборы. Платформа с технологией блокчейн прозрачна, безопасна и неизменна. Потенциал

4 Информационная система на базе цифровой платформы по предоставлению информации, бронированию и приобретению туристских продуктов на территории РФ, объединяющая значительное число участников рынка туристских услуг на территории РФ.

технологии для туризма связан с возможностью совершать безопасные транзакции, не требующие дополнительной верификации, например, совершать путешествие без паспорта и кошелька.

Вложения в развитие блокчейна в России до 2024 года планируются в сумме 28,4 млрд рублей. Потенциальный прямой экономический эффект от внедрения технологии оценивается в 500 млрд рублей. Сферы деятельности блокчейн-компаний составляют банковские системы, системы голосования, разработка программного обеспечения, правовая деятельность, оптовая непрофильная торговля, научные разработки в области биотехнологий, предоставление «финансовой взаимопомощи» и услуги дополнительного образования. (например, электронный сервис «Активный гражданин», банки России, «Норникель» и др.).

«Дорожная карта», подготовленная «Ростехом», предполагает перевод на блокчейн всех государственных информационных систем. Технология распределенных реестров вошла в список дорожных карт «Цифровой экономики».

Проблемой текущей ситуации в цифровой среде являются разрозненные данные по разным сегментам рынка, децентрализованная информация. Для формирования туристического маршрута человеку необходимо изучить более десяти сайтов. При этом полный план отдыха не доступен - приехав в город турист вынужден ориентироваться на местности. Вторым фактором текущего состояния проблем является неполная, недостоверная информация об объектах и услугах. Сервисы бронирования жилья не несут ответственности за предоставленную информацию и зачастую гость получает иные условия проживания, отличные от презентованных на сайте. Размещение услуг на различных маркетплейсах влечет удорожание услуг для потребителя. Сайты продвижения отелей берут до 25% комиссии стоимости каждого номера в сутки. Сайты логистики, также, используют комиссионный сбор. За счет участия посредников и удорожания услуги образуется потеря прибыли для представителей туристической сферы. Разместив предложение на сайтах бронирования жилья, зачастую условиями договора объектам размещения запрещается индивидуально выставлять цену меньшую опубликованной на сайте, включающую посреднический сбор.

Рассматриваемая проектная идея направлена на создание единой электронной региональной туристической площадки с использованием технологии реестра распределенных данных - блокчейн-платформы, объединяющей представителей туристического бизнеса, транспортных компаний, объектов культурного наследия, органов власти и клиента. Данная платформа централизованно предоставит информацию об услугах и продуктах регионов (рисунок 1).

Рис. 1 - Наполнение платформы Площадка позволит потребителю смоделировать всё путешествие на одной платформе, определив лучшие предложения, обеспечив прозрачность и доступность информации (рисунок 2). Технология распределенного реестра - блокчейн позволит сделать путешествия доступными и безопасными, основанными на достоверной информации, использовать систему быстрых платежей, обеспечит защиту персональных данных и транзакций.

Создание безопасного централизованного цифрового сервиса на базе государства повысит уровень доверия граждан и экономический рост регионов. Позволит презентовать уникальность регионов и увеличить как въездной, так и внутренний туристический поток. Благодаря коммуникативной составляющей платформы -возможности оставлять отзывы, муниципальные образования будут заинтересованы в формировании туристически - привлекательного образа населенного пункта, учитывая этнографические и национальные особенности, размещать актуальную информацию о событийных мероприятиях муниципалитетов, производить обновление и благоустройство мест общего пользования и инфраструктурных объектов.

Рис. 2 - Функции платформы

Безопасный, основанный на достоверных данных, цифровой региональный сервис создаст иные условия сотрудничества - обеспечение прав участников, честность, прозрачность и открытость. Обеспечит удобство взаимодействия - регион открыто и централизованно предлагает потребителю товары и услуги, сообщает о своей уникальности.

Платформа исключает посреднические услуги, недостоверную информацию и недобросовестную конкуренцию. Использование технологии распределенного реестра обеспечивает права участников по совершенным транзакциям и принятым обязательствам. Так, текущая ситуация 2021 года с отменой ранее забронированных отелей и значительным повышением стоимости на забронированные объекты будет невозможна на ранее принятые обязательства представителями бизнеса перед туристами.

Потребитель получит реальную стоимость и доступность услуг. Прозрачность, осведомленность, использование системы «быстрых платежей», удобство - вся информация будет централизована на одной площадке, в одном приложении на смартфоне.

Отрасли туристической сферы, логистики, объектов особо-охраняемых природных территорий и культурного наследия, получат снижение расходов на рекламу и комиссионный посреднический сбор. Увеличение прибыли предоставит возможность направить средства на модернизацию и развитие туристических объектов. Отсутствие посреднического сбора предоставит возможность размещать информацию о продукте и услугах малым и частным сообществам, не имеющим возможности рекламировать свой продукт из-за высокой стоимости. Например, частным сыроварням, владельцам фермерских, пчеловодческих хозяйств.

Платформа позволит потребителям подбирать лучшие условия для планирования путешествий, формировать индивидуальные туры по типу «конструктор», выстраивать мультимодальную и интермодальную систему передвижения. Онлайн-карта объектов туристической сферы, достопримечательностей, туристических маршрутов, актуального расписания работы и видеопрезентации объектов выступит навигационной площадкой для путешественников. Удобство использования ресурса повысит уровень удовлетворенности потребителей. Технологии распределенного реестра и системы быстрых платежей обеспечат безопасность транзакций и права участников рынка.

Реализация данного проекта возможна на коммерческой основе. Однако, в таком случае идея теряет целевое назначение - централизация и контроль обеспечения прав участников рынка на уровне государства, вовлечение муниципалитетов в развитие туризма и популяризация идентичности регионов, обеспечение эффективного взаимодействия посредством открытой обратной связи и повышения уровня доверия граждан за счет обеспечения достоверности данных, защиты транзакций и персональных данных участников. Предполагается создание проекта на условиях государственно -частного партнерства.

Литература

1. Багаева Н.У. Развитие цифровизации в индустрии туризма / Н.У. Багаева // Развитие региональной экономики в условиях цифровизации: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» / отв. ред. А.Х. Цакаев, З.А. Саидов, З.А. Арсаханова. - 2018. - С. 738-743.

2. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы //Сетевой научный журнал Сервис в России и за рубежом Т. 13, N0. 3 (85) 2019. С. 35

3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Влияние мобильных приложений на развитие туристской индустрии // Вестник Национальной академии туризма, 2015. С. 17-20.

4. Морозов М.А., Н.С. Морозова Н.С. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации // Международный журнал Естественно-гуманитарные исследования №28(2), 2020. С. 199.

5. Морозов М.А., Морозова Н.С. Как современные технологии меняют сферу туризма и подход к организации бизнеса // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №2. С. 206.

6. Морозов М.М. Развитие регионального туризма на основе применения цифровых технологий // материалы IV Международной научной интернет-конференции: в 2-х ч.Том. Часть II, 2020. С. 564-567.

7. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda/

9. Туризм переходит на блокчейн [Электронный ресурс] URL: https://www.tourprom.ru/ news/42489

10. «Цифровизация» в туризме//Мир туризма - http://mirtu.com/tsifrovizatsiya-v-

turizme

11. Мастера гостеприимства: Крымчанка предложила создать единую электронную площадку для туристической отрасли полуострова [Электронный ресурс] URL: https://crimea-radio.ru/mastera-gostepriimstva-krimchanka/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.