УДК 94(47) UDC 94 (47)
DOI 10.25797/NHP.2018.11.2.005
«ЦЕЗАРЬ-4. ГЕРМАНИЯ»: РАССЕКРЕЧЕННЫЙ ДОКЛАД ЦРУ США*
Аннотация:
Научно-образовательный журнал «Новые исторические перспективы» продолжает публикацию переводов рассекреченных докладов ЦРУ США, созданных в рамках проекта «Цезарь». Новый документ касается политики СССР в отношении Германской Демократической Республики и связанных с этим кадровых перестановках в советских министерствах и ЦК ВКП(б). Особое внимание уделено в документе так называемым «событиям 17 июня 1953 года в ГДР», то есть, фактически, политической забастовке немецких рабочих, распространившихся на всю территорию Восточной Германии. Эти массовые беспорядки до сих пор слабо
изучены в отечественной историографии и, думается, приведенный ниже их политический подтекст, будет интересен историкам и широкому кругу читателей. Перевод и комментарии подготовил старший научный сотрудник Отдела новой и новейшей истории Института всеобщей истории РАН к.и.н. Д.В. Суржик.
Ключевые слова:
Германская Демократическая Республика, Социалистическая единая партия Германии, Вальтер Ульбрихт, кадровые перестановки, Советская Контрольная комиссия, политическая забастовка немецких рабочих.
"CAESAR-4. GERMANY": A DECLASSIFIED REPORT OF THE CIA
Abstract: researcher of the Center for the History of
The journal «New historical perspectives» wars and Geopolitics (the World History
continues to publish translations of the Institute, the Russian Academy of sciences). declassified reports of the CIA of the
USA, created within the framework of the Keywords:
«Caesar» project. The new document deals German Democratic Republic, Socialist
with situation in the German Democratic Unity Party of Germany, Walter Ulbricht,
Republic in 1953, after the death of Joseph personal changes, the Soviet Supervisory
Stalin. The translation and commentaries Commission, political strike of German
were carried out by D.V. Surzhik, Ph. D., a workers.
* Продолжение. Другие документы этой серии см.: Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2016. № 4 (5); 2017. № 1 (6); 2017. № 2—3 (7—8).
Совершенно секретно
Цезарь — 4 16 июля 1953 г.
Разрешено к публикации Копия № 40
Дата: июль 2007 г.
Германия
Управление оперативной разведки
Центральное разведывательное управление
Германия
Среди стран социалистического лагеря ситуация в Германии явно высвечивала те проблемы, с которыми столкнулось новое советское руководство, и ту сложность, с которым удалось их решить. Сложности в крупных политических вопросах, возможно, были порождены самой природой коллективного руководства страной, при котором необходимо искать консенсус между различными мнениями, где один неверный шаг может обернуться катастрофой для того, кто его сделал.
Американские служащие в Восточной Германии быстро отметили, что в дни, последовавшие за смертью Сталина, Вальтер Ульбрихт предпринял особые шаги, чтобы укрепить свои позиции. Его выступление 8 марта, опубликованное в ГДР до траурной речи Маленкова, было посвящено руководящей линии Сталина, которой тот всегда придерживался. В то же время есть весьма достоверные сообщения, что на заседании Советской Контрольной Комиссии1 в конце мар-
1 Советская Контрольная Комиссия (СКК) — орган советской военной администрации на территории Германской Демократической Республики (ГДР) с 10 октября 1949 по 27 мая
та Гротеволь2 критиковал ЦК СЕПГ и, косвенно, Ульбрихта3 за то, что он не смог успешно решить проблемы репараций, обмена военнопленными и дефицита товаров народного потребления. Относительно мягкая реакция ГДР на ратификацию Бундестагом ФРГ соответствующих соглашений, вероятно, могла свидетельствовать о том, что жесткая политика Ульбрихта теперь была менее приемлемой, чем ранее.
В середине апреля N [имя здесь и далее вырезано — Д. С.] сообщал, что отношения между советскими оккупационными властями и коммунистическими вождями ГДР ухудшились из-за той низкой оценки, которую давали первые вторым, а также грубых политических и экономических просчетов, в которых обвиняли последних. В то же время СССР начал изучать реакцию на свои предложения по поводу
1953 г., который пришел на смену Советской военной администрации в Германии. Председателем СКК являлся генерал армии В.И. Чуйков, чьи подчиненные (1053 человека) обеспечивали выполнение соглашений между союзниками-победителями в отношении Германии (в том числе по репарациям и по покрытию оккупационных расходов), способствовали общественно-политическому развитию ГДР согласно принципам, выработанным на Потсдамской и других межсоюзнических конференция (четыре «Д»: денацификация, демократизация, демилитаризация, демонополизация), участвовали в работе союзнических органов по Германии и предоставляли советскому руководству в Москве доклады о внутреннем положении в ГДР.
2 Гротеволь Отто (1894—1964) — немецкий политик, член Социал-демократической партии Германии, в 1949—1964 гг. — председатель Совета министров ГДР.
3 Ульбрихт Вальтер (1893—1973) — немецкий
политик, Первый секретарь Социалистической
единой партии Германии (СЕПГ), глава ГДР.
Германии. Они касались проблемы свободных выборов. При этом говорилось, что главной проблемой была гарантия немецкого нейтралитета.
15 апреля Ульбрихт опроверг слухи о переменах в немецкой политике Советского Союза и о своем шатком положении, а также подтвердил строгую приверженность своей программе «быстрой социализации». Через два дня советское правительство заявило, что политический советник СКК В.С. Семенов4 был отозван и заменен П.Ф. Юдиным5. Это назначение особенно интересно с точки зрения важности данного поста и того, что Юдин, как Кузнецов и Бенедиктов, не имел опыта внешнеполитической работы. В течение ряда лет он был партийным теоретиком, занимал пост первого редактора «Журнала Коминформа» и был выдвинут в Президиум ЦК КПСС на октябрьском Пленуме. N сказал, что во время пребывания в Югославии Юдин выполнял поручения МВД. Внешне все выглядело так, как будто один из лидеров партии получил деликатное поручение: удержать ситуацию под контролем и, возможно, стать проводником новой политики. Икар сообщал, что Семенов имеет право решающего голоса в политических вопросах и что если Чуйков не урегулирует проблемы, то Семенов может просто позвонить
4 Семенов Владимир Семенович (1911— 1992) — советский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол. С 1946 по 1953 гг. — политический советник СВАГ, а затем — СКК.
5 Юдин Павел Федорович (1899—1968) — советский философ, дипломат, общественный деятель, академик Академии наук СССР. Политический советник Советской контрольной комиссии в Германии, заместитель верховного комиссара СССР в Германии.
в Москву и поговорить с Молотовым, Вышинским или Маликом6, или с ЦК. Как сообщают, Семенов служил в советской разведке еще в свою бытность в Швеции во время Второй мировой войны. Семенов не был членом Центрального Комитета, и, казалось, не занимал в партийной иерархии положение, равное Юдину.
5 мая Ульбрихт продолжил жесткую линию, обвинив западногерманских социалистов в предательстве рабочего класса, несмотря на то, что те выступали против Боннских и Парижских соглашений7.
6 Малик Яков Александрович (1906—1980) — советский дипломат. В описываемый период — 1-й заместитель министра иностранных дел.
7 Имеются в виду мероприятия и документы
по закреплению раскола Германии и ускоренной милитаризации ФРГ: Общий (Боннский) и Парижский договора 1952 г. 26 мая в Бонне был подписан «Общий договор» о между США, Великобританией и Францией с одной стороны и ФРГ — с другой. «Общий договор» отменял оккупационный статут, предоставлял правительству ФРГ полноту власти во внутренней и внешней политике, упразднял многие ограничения в развитии военной экономики (чем входил в противоречие с принципами 4 «Д» — см. ранее), легализовал создание западногерманской массовой армии и предусматривал участие ФРГ в так называемом «Европейском оборонительном сообществе» (ЕОС). Вместе с тем в договоре имелись статьи, которые закрепляли «особые права» США, Англии и Франции: право объявлять в ФРГ чрезвычайное положение в случаях нападения на ФРГ или на Западный Берлин, нарушения порядка в целях переворота или нарушения обществ, безопасности; держать свои вооруженные силы на территории ФРГ «до достижения мирного урегулирования и воссоединения Германии»; ФРГ обязывалась возмещать до 50 % валютных расходов по содержанию вооруженных сил США, Великобритании и Франции на своей территории и т.д. Подписание «Общего договора» вызвало широкую волну протестов демократической общественности. «Общий договор»
Тактика пропаганды Ульбрихта строилась на единении и непрерывном повторении, что более социализированная Восточная Германия может стать более привлекательной для западных немцев. Однако он продемонстрировал непоследовательную и жесткую тактику наряду с акцентом на требовании объединения Германии, который шел из Москвы.
5 мая посол Болен8 дал комментарий статьям Гротеволя и Ульбрихта, опубликованным московской прессой в связи с празднованием капитуляции Германии. Посол сказал, что эти работы не содер-
подлежал ратификации парламентами стран-участниц и должен был вступить в силу одновременно с Парижским договором (подписан 27 мая 1952 г. министрами иностранных дел Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) об учреждении ЕОС. Согласно тексту документа, создаваемая группировка (14 французских, 12 немецких, 12 итальянских дивизий, а также 5 дивизий от Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) будет действовать «в рамках НАТО и в тесном сотрудничестве с ней», то есть, поступит в распоряжение верховного командующего вооруженными силами НАТО в Европе. Включение в «ЕОС» ФРГ и ее обязательство выделить крупный военный контингент в «европейскую армию» было грубым нарушением постановлений Потсдамской конференции 1945 года, попыткой узаконить и ускорить возрождение западногерманского милитаризма. Поскольку Национальное собрание Франции отклонило 30 августа 1954 г. Парижский договор, Общий договор не вступил в силу. Позднее Общий договор с некоторыми изменениями был включен составной частью в Парижские соглашения 1954 г., посредством которых ФРГ была включена в блок НАТО. — Д.С.
8 Болен Чарльз (1904—1974) — кадровый дипломат, один из главных специалистов по СССР Государственного департамента США, первый дипломатический представитель США в СССР. Посол США в СССР в 1953—1957 гг.
жат признаков перемены советской внешней политики по отношению к ГДР и могут расцениваться, как попытка показать безосновательность подобных слухов. 15 мая из СЕПГ были исключены Франц Далем9 и несколько других членов ЦК. Опала первого связана с его проживанием на Западе и предполагаемой позиции по поводу строительства в ГДР «коммунизма по советскому образцу». Его удаление вновь высветило сильное положение Ульбрихта.
28 мая Москва ликвидировала свое присутствие в Германии, упразднив СКК и назначив посла Семенова на новую должность Верховного представителя СССР в Германии. Его возвращение через 37 дней после назначения политическим советником Советской Контрольной Комиссии Юдина подразумевало, что в Москве еще не приняли решение о том, какую политику проводить в Германии и о том, как будет выглядеть соответствующая организационно-кадровая структура.
Уход Семенова в апреле не оставил в Германии ни одного высокопоставленного сотрудника советского МИД как раз в то время, когда СССР стал проявлять интерес к улучшению международной обстановки. 1 мая советская пресса сообщила о назначении Семенова в Коллегию министерства иностранных дел. Это означало, что ведомство Молотова, после удаления Чуйкова, представлявшего армию, взяло формальную ответственность за все
9 Далем Франц (1892—1981) — немецкий политик-коммунист, член Политбюро ЦК СЕПГ. В связи с процессом над Рудольфом Сланским был исключен из ЦК СЕПГ, освобожден от всех партийных и государственных должностей и арестован за «политическую слепоту в отношении агентов империализма».
«немецкое направление». Статус обоих в тексте сообщения не разъяснялся.
Чуйков, чьи обязанности были ограничены командованием советских войск в Германии, 7 июня был переведен на неназванный пост в министерстве обороны. В Германии его сменил бывший командующий Киевским военным округом А.А. Гречко. А Юдин был назначен заместителем Семенова. В то же время бывший советский посол в ГДР, кадровый дипломат И.И. Ильичев принял у генерала Свиридова, также назначенного послом в Австрии, обязанности Верховного представителя СССР в Австрии.
Нельзя узнать, в какой мере Юдин на самом деле контролировал восточногерманскую политику. Его пребывание в СКК не было означено никакими переменами в интенсивном процессе коммунизации, который тогда достиг апогея. В тот ж период своего апогея достигла кампания против протестантской церкви. Отсутствие равновесия между бескомпромиссной позицией ГДР и примирительными жестами Советского Союза был налицо. <.. ,>10
Через четыре дня после прибытия Семенова, ЦК СЕПГ эффектно объявил об отказе от своей прежней программы. Тем самым, очевидно, подразумевалось, что Семенов возвратился для проведения нового курса. 9 июня Центральный Комитет партии немецких коммунистов среди прочего заявил о следующем:
1) об устранении основных противоречий с протестантской церковью;
2) призвал к пересмотру плана развития тяжелой промышленности, чтобы поставить его в зависимость от улучшения жизни рабочих;
10 Пропуск в цитируемой публикации — Д.С.
3) остановил столь активно недавно проводившуюся социализацию сельского хозяйства;
4) пообещал проводить новую политику в отношении гражданства и разрешить перемещение между зонами;
5) пообещал возвратить конфискованное имущество и восстановить во всех правах беглецов, вернувшихся с Запада;
6) выразил желание поощрять частный бизнес; и
7) пообещал провести общую амнистию для обвиненных в порче государственного имущества.
Через неделю восточногерманское правительство столкнулось с величайшим сопротивлением, которое когда-либо было в соцстранах. Любопытно, что столкновения 16 и 17 июня начинались как демонстрации, которое правительство, озабоченное показом своего новоявленного либерализма, вероятно, инициировало и подготовило и на которые, разумеется, оно вначале смотрело сквозь пальцы.
Протестовавшие в конце мая против увеличения рабочих норм 100 тысяч жителей Восточного Берлина, в конце концов слились в беспрецедентном антиправительственном восстании. Забастовки и пикеты, демонстрации, требующие смены режима и проведения свободных выборов, покрыли всю советскую зону. Советская власть ответила быстро и эффективно. Выступления были подавлены. 19 июня вся 25-тысячная группировка советских войск с не менее чем 450 танками и самоходными орудиями оказалась в Восточном Берлине. Серьезность, с какой советское военное руководство рассматривало беспорядки, была продемонстрирована тем, что советские гарнизоны по
всей были быстро приведены в состояние боевой готовности. Части восточногерманской военизированной полиции, как сообщается, были направлены в казармы и оставались там. Их не вводили в Берлин до 18 июня, пока ситуация не была взята под контроль советскими войсками. Позднее поступили сведения, что акции гражданского неповиновения были зафиксированы в 28-ми городах ГДР.
21 июня редакционная статья газеты «Neues Deutschland», органа восточногерманских коммунистов, говорила, что «подавление фашистской провокации было совершенно необходимым, чтобы наше правительство смогло начать новый курс, который... приведет к радикальному улучшению уровня жизни нашего народа». В тот же день ЦК СЕПГ объявил, что враги народа не смогут помешать новому курсу и объявленным послаблениям в экономике. Несмотря на возобновившиеся выступления, восточногерманское правительство через два дня снова открыло границу между секторами Берлина.
Таким образом, Советский Союз выдержал это первое испытание в ГДР и разрушил надежды на то, что он откажется от бескомпромиссного применения силы против своих союзников. Еще одним доказательством, что общая примирительная политика — по крайней мере, временно — еще продолжалась, были некоторые тенденции, которые можно было увидеть в странах соцблока. Например, 22 июня албанское правительство простило крестьянам долги, накопившиеся с 1949 по 1952 гг. А 24 июня Венгрия понизила показатели сбора урожая. 4 июля недавно назначенный венгерский премьер Имре Надь пообещал провести беспрецедент-
ные для всех социалистических стран экономические и политические реформы. 6 июля Чехословакия отменила суровый закон о трудовой дисциплине, принятый всего неделю назад.
Тем временем СССР провело перестановку своих представителей в Польше, бывших там на момент смерти Сталина. Еще один новичок в дипломатии, Г.М. Попов11, стал послом в ПНР. Это назначение обозначило некоторое сокращение влияния Маленкова. В течение 1940-х гг. Попов быстро выдвинулся в высший эшелон партийной иерархии. С 1941 по 1946 гг. он последовательно становился членом ЦК и первым секретарем важных московского городского и областного комитетов, членом Секретариата и Оргбюро ЦК. В декабре 1949 г. он потерпел сильное поражение: тогда он был отправлен «на ответственную работу в городском строительстве», а его место первого секретаря МГК занял Н.С. Хрущев. Потеря им этих важных постов связана с именем Маленкова. Попов был министром городского строительства, а затем - министром сельскохозяйственного машиностроения до своей отставки в декабре 1951 г. Его падение стало очевидным на XIX съезде, когда его перевели из членов в кандидаты ЦК.
11 Попов Георгий Михайлович (1906— 1968) — советский партийный деятель, дипломат. Г.М. Попов являлся чрезвычайным и полномочным послом Советского Союза в ПНР с марта 1953 г. по март 1954 г., был отозван из Варшавы и подвергся критике за признанное недопустимым вмешательство в дела ПОРП. Попов, как отмечалось в соответствующем постановлении Президиума ЦК КПСС, допускал «высокомерное отношение к польским товарищам», что «могло нанести серьезный ущерб советско-польским отношениям».
По словам Болена, А.А. Соболев12, которого сменил Попов, находился в плохих отношениях с Молотовым.
Посол также заметил, что реформы в Восточной Германии продолжатся, хотя советское руководство очевидно находилось под угрозой перейти к диктатуре, с которой так часто проводятся либеральные реформы. В телеграмме от 19 июня
12 Соболев Аркадий Александрович (1903— 1964) — советский дипломат, заместитель министра иностранных дел. В 1951—1953 гг. был чрезвычайным и полномочным послом СССР в Польской Народной Республике, затем заведовал отделом стран Америки МИД СССР.
он предположил, что перемены вызваны в большей степени внутренней ситуацией в ГДР и происходят из-за понимания новым советским руководством того, что продолжение интенсивной социализации приведет к политической или экономической катастрофе, из которой, вопреки их желанию, можно будет выйти только при помощи террора. Он отметил также, что пресса соцстран опубликовала беспрецедентное признание: рабочий класс может выступать против советского режима. Он также добавил, что акцент на необходимости большего внимания к массам подразумевает, что реформы продолжатся.
Оригинал: http://www.foia.cia.gov/CPE/CAESAR/caesar-03.pdf (дата обращения: 23.10.2008).
Translated from: http://www.foia.cia.gov/CPE/CAESAR/caesar-03.pdf. Ассеssed: 23.10.2008.
Дмитрий Викторович Суржик
Кандидат исторических наук, ученый секретарь Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН. e-mail: [email protected].
Dmitry Victorovich Surzhik
Ph. D., PhD, science secretary at the Center for the History of wars and Geopolitics, the World History Institute, the Russian Academy of sciences. e-mail: [email protected].