ifrpamoTQ
Манускрипт • Manuscript
ISSN 2618-9690 (print)
2021. Том 14. Выпуск 5. С. 830-835 | 2021. Volume 14. Issue 5. P. 830-835
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Церковные библиотеки Нижегородской епархии в конце XIX - начале XX в. и их просветительская функция
Архипова Н. Е.
Аннотация. Цель исследования - оценить состояние церковных библиотек как инструментов религиозно-нравственного просвещения в Нижегородской епархии. Научная новизна заключается в том, что на основании введенных в научный оборот документов впервые делается попытка анализа состояния церковных библиотек Нижегородской епархии на рубеже веков. В результате выявлено увеличение количественного показателя церковных библиотек, но не все они могли эффективно осуществлять религиозно-просветительскую функцию. Автором установлено, что многие церковные библиотеки располагали маленькими фондами, испытывали недостаток качественной духовной литературы по причине неэффективных методов ее пополнения, нехватки финансов, времени, заинтересованности духовенства в деле организации библиотек. Наряду с этим отмечены отдельные примеры успешного устройства библиотечного дела.
EN
Parochial Libraries of Nizhny Novgorod Eparchy
at the Turn of the XIX-XX Centuries and Their Educational Function
Arkhipova N. E.
Abstract. The research objectives are as follows: to analyse the state of parochial libraries of Nizhny Novgorod eparchy, to identify their role as a means of religious and moral education. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on previously unpublished materials, the author for the first time analyses the state of parochial libraries of Nizhny Novgorod eparchy at the turn of the XIX-XX centuries. The conducted research allows concluding that in the mentioned period, the number of parochial libraries grew, but they often couldn't efficiently perform the religious-educational function. It is shown that many parochial libraries possessed small funds, experienced a lack of good spiritual literature due to the following reasons: inefficient funding mechanisms, lack of financing, lack of time, the clergy's lack of interest in organizing libraries. At the same time, there were positive examples of library services organization.
Введение
Актуальность темы определяется необходимостью поддержать и развивать сегодня читательскую культуру общества, особенно в условиях сокращения духовной составляющей жизни. 150 лет назад большинство населения России было безграмотным, потребность в чтении была низкой. Религиозно-нравственное просвещение и развитие взрослого населения носило в основном устный характер: проповеди, внебогослужеб-ные беседы, чтения священников и т.д. [1]. Однако вследствие преобразований второй половины XIX века в России число грамотных стало расти: с 6% (конец 1850-х гг.) до 21% (1897 г.). В Нижегородской губернии количество грамотных в 1897 г. составляло 22%, что близко к средним показателям по стране. В городах губернии этот уровень был выше - 50,3% [13]. Это определило появление в народе интереса к книге, необходимость формирования культуры чтения и вместе с тем породило вопросы, актуальные и сегодня: какую духовную литературу читать народу? С чего начать свое религиозное просвещение? В этих условиях люди нуждались и нуждаются сейчас в пастырском руководстве, компетентном совете священника. С падением духовно-нравственного уровня части населения в пореформенный период, с угасанием потребности в церковной жизни задача укрепления в православной вере и сохранения паствы становилась еще более злободневной [2]. Один из способов решения указанных проблем - создание церковных библиотек с книгами религиозного содержания, которые способствовали формированию особого круга душеполезного чтения. Кроме того, устройство библиотеки в каждом приходе рассматривалось в качестве одного из инструментов возрождения приходской жизни, поднятия авторитета священника и сближения его с паствой.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210161
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Задачи работы: провести количественный анализ церковных библиотек епархии, выявить динамику изменений, определить состояние благочиннических библиотек как просветительских центров, проанализировать организацию церковно-приходских библиотек в епархии.
Методы исследования: конкретно-исторический метод применялся при описании организации церковно-библиотечного дела, для выявления динамики количественных изменений использовались количественные методы.
Теоретической базой исследования стал региональный материал о церковных библиотеках главным образом Западной Сибири. Здесь рассмотрены структура, формирование фондов, работа различных типов церковных библиотек, издательская деятельность церкви [8-10]. Роль духовенства в развитии библиотечного дела, как церковного, так и светского, в Астраханской и Саратовской губерниях рассматривал Н. М. Ляпин [11]. По Нижегородской губернии исследований о состоянии и функционировании церковных библиотек, относящихся к указанному периоду, пока нет.
Практическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот данных отчетов благочинных, ведомостей о церковных библиотеках, содержащих сведения об их числе, иногда количестве и составе книг, а также в возможности применить материал статьи в спецкурсах по истории Нижегородской епархии, в целом по истории РПЦ.
Количество церковных библиотек
Нижегородская епархия в конце XIX века включала в себя 50 благочиний (благочиннических округов) и более 1000 храмов. При этом в 1882 г. при церквах Нижегородской епархии насчитывалось 66 библиотек, при благочиннических округах - 11, итого - 77 [12; 14, д. 15, л. 45]. В 1890 г. «Отчет нижегородского епископа Владимира» сообщал о 86 библиотеках при церквах и 20 - при благочиннических округах, а всего - 106. Таким образом, за 8 лет число библиотек возросло в 1,4 раза в основном за счет их устройства на уровне благочиний (рост почти в 2 раза). В 1890 г. в епархии насчитывалось 1 042 православных храма и 1 381 522 человека православного населения [15, д. 9, л. 18 об.]. Следовательно, 1 библиотека приходилась примерно на 10 храмов и 13 тысяч населения. К 1899 году число церковных библиотек увеличилось в 1,3 раза, причем тоже преимущественно за счет благочиннических: при храмах состояло 106 библиотек, в благочиннических округах - 30, всего - 136. В число 106 церковных библиотек входили 6 миссионерских «противораскольниче-ских». Количество жителей православного исповедания в епархии составляло 1 401 926 человек [17, д. 559, л. 16]. Значит, 1 библиотека приходилась уже примерно на 10 308 человек.
Благочиннические библиотеки в епархии
Благочиннические библиотеки, или окружные, были призваны поддерживать интерес к просвещению духовенства, но и прихожане могли ими пользоваться. Дело в том, что молодые священники, имевшие небольшой жизненный и пастырский опыт, нуждались в регулярном чтении, чтобы соответствовать высоте своего служения, отвечать на вопросы прихожан. Особенно библиотеки были необходимы тем священникам, которые не имели полного семинарского образования или не учились в семинарии. По данным официального отчета за 1890 г., священники с неполным семинарским образованием в губернии составляли около 16% [3].
Сказать что-то определенное о количестве, составе книг в окружных библиотеках затруднительно, так как благочинные крайне редко в отчетах предоставляли эти сведения. О спросе на литературу в большинстве окружных библиотек невозможно судить из-за отсутствия данных. Известно, что в 1898 г. окружная библиотека в селе Баранове Горбатовского уезда, содержащаяся духовенством, имела небольшой состав: 10 книг духовно-церковного содержания, 52 - религиозно-нравственного, 5 - исторических, 1 литературное произведение, 5 книг «по расколу», 28 «слов и поучений», 43 журнала. Итого только 144 книги [16, д. 8, л. 14]. Библиотека второго Балахнинского округа в 1904 г. состояла из 158 наименований книг (в одних документах указывалось число «названий книг» без учета экземпляров каждого наименования, в других - число «книг». Во втором случае, вероятно, речь шла об общем количестве всей литературы в данной библиотеке).
В документах встречаются примеры окружных библиотек, которые не были востребованы у читателей. Так, благочинный второго Ардатовского округа священник села Аламасова Николай Львов в своем рапорте за 1898 год сделал вывод, что благочинническая библиотека для округа не имела никакого значения по «несочувствию духовенства и отсутствию материальных средств». Новые книги в неё не поступали, а духовенство и прихожане не давали средств на её увеличение, за книгами совсем не обращались. Почти все священники покупали духовные и светские издания на собственные средства. Некоторые из них выписывали недорогие журналы и книги на церковные суммы для приходских библиотек. Прихожане в основном пользовались книгами из училищных библиотек, местных церковных или из собственной библиотеки приходского священника [Там же, л. 34 - 34 об.]. Никаких мер по активизации работы благочиннической библиотеки не предпринималось. О похожей ситуации писал Н. Львов в 1904 году в своем рапорте, будучи благочинным второго Балахнинского округа, священником села Гордеевка. Хотя на содержание окружной библиотеки взималось с церквей округа 75 рублей в год, духовенство редко обращалась сюда за литературой [18, д. 14, л. 38 об.].
Другой пример демонстрирует попытку возродить функционирование благочиннической библиотеки путем её реорганизации. В сентябре 1899 года в Духовной консистории слушали рапорт благочинного священника села Какино Сергачского уезда Иоанна Добротворского о разделении окружной библиотеки в селе Гаги-но на 23 части по числу сел в округе, чтобы эти части раз в полгода передвигались в следующие села. Так библиотека могла быть превращена в передвижную для более удобного пользования книгами. Поскольку некоторые священники округа были не согласны с данным проектом, а также в силу того, что передвижная библиотека выходила из-под контроля лиц, отвечающих за сохранность книг, консистория отклонила ходатайство благочинного, рекомендовав причтам округа обмениваться библиотечными книгами через рассыльных. Наём последних был обременителен для пастырей. Через 2 года благочинный Добротворский совместно с духовенством округа повторил прошение, так как библиотекарь был переведен на другую должность, в работе библиотеки наблюдался застой: книги, залёживаясь на полках, подвергались «гнилости». Консистория сначала предложила перенести библиотеку в село Какино, что тоже не получило поддержки у священников, так как здесь отсутствовала почта. В начале 1902 года консистория одобрила ходатайство о. Иоанна Добро-творского о разделении библиотеки, чтобы причты по прочтении полученных книг обменивались ими. При этом благочинному было вменено в обязанность через каждые полгода проверять целостность и сохранность книг, «и в случае утраты книг кем-либо из членов притча или небрежности их содержания доносить епархиальному начальству» [17, д. 34, л. 5-6, 14, 19].
Священник Михаил Грудцын (студент Казанской духовной академии) в нескольких выпусках официального периодического органа «Нижегородский церковно-общественный вестник» за 1912 год на основе посещения многих храмов епархии представил анализ состояния благочиннических и приходских библиотек и пришел к выводу о несоответствии их просветительским задачам. Изменение в худшую сторону «облика самого духовенства и приходской жизни» он связывал с тем, что ещё в 1883 г. духовенство не отреагировало должным образом на предложение Нижегородского епископа Макария о поддержке библиотечного дела. Священник писал, что умственный уровень духовенства падал. Недостаток в образованных священниках восполнялся искусственными мерами, когда ищущих священства диаконов, псаломщиков отправляли на экзамен при семинарии или даже без экзамена ставили в священники. Отсутствие библиотек, просветительских учреждений, образованных соседей в сельской глуши приводило начинающего священника в состояние смущения, неуверенности, даже равнодушия, что вело либо к уходу из священства, либо к превращению его в «простого требоисправителя». Опытное духовенство пользовалось книгами, которые выписывало «на свои скудные гроши или в одиночку или 2-3 священника сговаривались выписывать по особому журналу, чтобы после обменяться» [5].
В отдельных библиотеках отсутствовал учет выдаваемой литературы, что в ближайшем будущем могло привести к их расхищению. Например, в одной из благочиннических библиотек книги «без разбора» лежали на полу, любители брали читать «из кучи», и многие не возвращали [4].
Организация многих библиотек носила бессистемный характер, то есть их фонды являлись результатом случайных пожертвований разных лиц, а не итогом планомерной совместной работы округа. При создании библиотек часто исходили из разнообразных вкусов многих читателей. Этим объяснялось наличие в фондах и светской, и духовной литературы. В некоторых библиотеках действовала неэффективная выписка книг. Как правило, перед новым годом сельские священники получали множество каталогов с предложениями выписать то или иное издание. Заведующий библиотекой, руководствуясь только «дешевизной или интересным заглавием книги», предлагал список на рассмотрение благочинному, которой не всегда обращал на него внимание. Поэтому библиотекарь действовал вслепую, и в библиотеку попадал «старый книжный, мало кому нужный материал» [Там же]. Использовалась единоличная выписка книг одним благочинным «на его риск», при этом не предоставлялось никакого отчёта. Здесь все зависело от интеллектуального и духовного уровня благочинного.
Отец Михаил Грудцын призывал к делу возрождения библиотек и переустройства их на новых началах. Памятуя о главной задаче функционирования окружной библиотеки - богословско-философское развитие и образование пастыря, - необходимо на общем собрании духовенства предлагать к выписке те или иные книги, журналы. Перед вынесением решения следует получить отзыв авторитетного лица, познакомить собрание с общим содержанием книг.
Для правильного функционирования библиотек предлагалось «поставить библиотекарей, составить каталоги, завести книгу для записей, в конце или начале года составлять отчёт и предоставлять благочинни-ческому собранию сведения о деятельности библиотеки за истекший год» [5].
Церковно-приходские библиотеки епархии
Церковно-приходские библиотеки предназначались для прихожан. В отчете 1890 г. говорилось, что самая богатая библиотека находилась при Крестовоздвиженской церкви в Арзамасе (основана в 1887 г.). В ней содержалось 428 наименований книг и все духовные журналы, издававшиеся с 1862 года. Средства на приобретение литературы поступали от подписчиков, пользовавшихся библиотекой. В 1909 году эта библиотека включала уже 725 наименований книг [20, д. 69]. Другая значительная библиотека находилась в селе Алексеевском Сергачского уезда. Она была пожертвована бывшим обер-прокурором Синода А. П. Ахматовым и в 1890 году состояла из 300 книг духовно-нравственного содержания.
В официальном отчете отмечено, что в основном библиотеки были очень бедными, недостаточно снабженными необходимыми руководствами и пособиями для проповеди. Библиотеки испытывали недостаток средств, так как большая часть церковных пожертвований шла на украшение храмов. Не только количество, но и качество книг оставляло желать лучшего [15, д. 9, л. 21].
Следует заметить, что наличие приходской библиотеки не означало, что ее книги востребованы мирянами, не только в силу неграмотности большинства жителей, но и в силу того, что в фондах библиотек отсутствовала литература, представлявшая интерес для большинства читателей. Такие библиотеки, по словам о. Михаила, «оставались бездеятельными и безмолвными». Священник обратил внимание на то, что некоторые библиотеки существовали только формально, а «при первой необходимости» (то есть при первой проверке) в них собирались книги из разных мест в соответствии с пословицей: «С миру по нитке - голому рубашка».
Ведомости о церковных библиотеках с рапортами благочинных, как правило, содержали сведения только о числе библиотек, крайне редко сообщали о количестве разного рода книг и ничего - об их востребованности прихожанами. Например, благочинный третьего округа Лукояновского уезда в 1898 году отмечал, что при храмах находилось 12 библиотек, а при отделении миссионерского братства Святого Креста в селе Байкове - 1. При этом лучшими библиотеками были названы следующие: при Христорождественском соборе села Починки, в которой находилось около 350 книг разного содержания, и при Байковской церкви, хранящей более 300 книг и брошюр «противораскольнического» содержания [17, д. 8, л. 16]. Абсолютно та же информация о данных библиотеках содержалась в ведомостях за 1905 год [18, д. 12, л. 5]. Удивительно, что за 7 лет их существования благочинный не отметил никаких изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону. Но в 1912 г. число книг в библиотеке собора Рождества Христова сократилось до 215 по неизвестным причинам [21, д. 84, л. 3 об.]. В 1905 г. в 6 селах 5-го Балахнинского округа было 6 библиотек с 95 наименованиями изданий, а всего 253 экземпляра. При этом более всего книг находилось в селах Кирюшино (130 томов) и Нижний Погост (100 томов), а менее всего - в селах Зарубино и Слышково (4 тома). Формально было отмечено наличие библиотеки в с. Федосьино, но число книг не указано [19, д. 12, л. 26].
В 1912 г. клировые ведомости церквей 3-го благочиния Лукояновского уезда сообщали о наличии в церковных библиотеках Петропавловского храма города Починки 550 томов при более чем 1400 прихожан обоего пола, Георгиевской церкви - 45 томов на 876 прихожан, Захарьевского храма - 3 томов, Михайло-Архангельского храма в с. Новоспасском - 50 томов, Николаевского храма села Пахатного-Усада - 3 томов на более чем 1100 прихожан, Николаевской церкви в с. Сырятино - 42 томов почти на 2000 прихожан, Казанского храма в с. Малая Пуза - 60 томов на 1580 прихожан, Николаевского храма с. Пузская слобода - 60 томов на более чем 2800 прихожан, Казанской церкви с. Кочкарях - 7 томов на более чем 700 прихожан. Большая часть библиотек были небогатыми [21, д. 84, л. 27 об., 39 об., 51 об., 63 об., 125 об., 135 об., 145 об., 155 об., 221 об.].
Священник М. Грудцын очень жёстко высказывался о состоянии библиотек большинства сельских церквей. «Это не библиотеки, - писал он, - а свал книг, брошюр, неизвестно, кем и как приобретённых». Часто действовал следующий механизм пополнения библиотеки «никому не нужным хламом». Какой-либо автор или издательство, желая получить финансовые средства, посылали наложенным платежом на имя притча или церковного старосты книгу, «предварительно выдав её за ученое произведение» [6].
Священник предлагал следующий способ организации церковно-приходской библиотеки. Она должна была состоять из двух отделов: пастырского и народного. Первый должен содержать книги богословско-философского и научного содержания в соответствии с умственным уровнем пастыря. Второй отдел должен включать литературу, соответствующую интеллектуальному уровню прихожан. Пастырский отдел мог быть доступен и мирянам. Выписка книг и журналов - дело священника, который лучше знал свою паству, её духовные запросы и нужды. Его помощники - печатные издания с отзывами о книгах и окружное духовенство. Желательно, чтобы духовенство составляло примерные каталоги для библиотек с отзывами о каждой книге, что могло избавить сельские библиотеки от ненужных книг [Там же].
Конечно, устройство хорошей библиотеки было связано с финансовым вопросом. Но и он мог быть решен при наличии у пастыря желания и ревности о деле. Создание библиотеки не требовало очень больших затрат. Автор статьи поделился опытом образования одной приходской библиотеки, адрес которой он не назвал. В ответ на запрос прихожан почитать что-нибудь «божественное» церковный староста отпустил суммы на выписку журнала «Русский паломник», а затем по мере роста библиотеки стал выдавать средства на покупку книг религиозно-нравственного содержания. К делу прибавились пожертвования отдельных прихожан, а затем причт переадресовал тарелочный сбор на себя, в доход которого поступала крайне небольшая сумма 6-8 рублей, в сбор средств на церковно-приходскую библиотеку. В первый же год данный сбор, превзойдя ожидания, составил 17 рублей, а в последующие годы еще более возрос. Через 3 года в библиотеке находилось около 85 томов книг и несколько брошюр [7].
Далее нужно было решить более сложную задачу - сформировать потребность в чтении, читательскую культуру у прихожан. Чтобы найти читателей, необходимо было осуществить индивидуальный подход, «изучить вкусы и запросы каждого грамотного прихожанина». Прежде чем книга выдавалась мирянам, священник сам заранее прочитывал её, а затем убеждал свою паству в ее ценности. По прочтении данной книги мирянами выдавалась следующая. И таким образом формировался навык к чтению. В первый год функционирования библиотеки в данном приходе ею пользовались 55 человек, а на второй год число читающих возросло до 103 человек. Для проверки того, прочитаны ли были книги, священник задавал вопросы по содержанию. Вполне ожидаемо, что самый большой процент читающих составляли школьники, достаточно активными
в чтении были молодые люди до 18 лет, а также миряне от 45 до 65 лет. Меньшинство читающих составляли лица 25-35 лет, как правило, имеющие семью и соответствующие заботы. Наиболее популярной у прихожан являлась житийная литература, затем шли творения отцов (Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского). Благоприятным временем для чтения был зимний период и пост. Наблюдения в приходе показали, что книга читалась вслух всей семьёй, затем ее содержанием делились с соседями. Данный пример продемонстрировал огромный спрос на религиозную литературу [Там же]. Такая методика приучения прихожан к чтению, способствовавшая сближению пастыря с паствой, но очень затратная по времени, была трудновыполнима в силу многочисленных обязанностей приходских священников [3].
Заключение
К началу XX века число церковных библиотек увеличилось в основном за счет окружных, предназначенных преимущественно для духовенства, что логично, так как оно в отличие от большинства мирян было грамотным. 60% благочиннических округов имели свои библиотеки. Следовательно, в остальных округах самообразование священников, псаломщиков зависело от их финансовых возможностей.
Оценивая состояние существующих благочиннических библиотек, нужно заметить, что некоторые из них либо имели маленькие фонды, либо не имели читателей из-за неудобства пользования ими, несоответствия имеющейся литературы запросам духовенства по причине отсутствия системного подхода к их организации. В отдельных случаях благочинными предпринимались попытки реанимировать работу таких библиотек.
Анализ состояния приходских библиотек показал, что большинство их испытывало недостаток качественной духовной литературы. Здесь, как и в работе окружных библиотек, встречалось невнимательное, порой небрежное отношение к процессам содержания, выдачи, отбора книг и комплектования фондов. Сельское духовенство в целом недостаточно внимания уделяло развитию библиотечного дела, формированию у прихожан навыка чтения духовной литературы по причине недостатка материальных средств, времени, а главное - увлеченных чтением, самообразованием самих священнослужителей, загруженных различными приходскими обязанностями. Правда, встречались успешные примеры организации и работы библиотек, способствовавшие более тесному общению священника с прихожанами. Личностный фактор здесь имел определяющее значение.
Таким образом, при общем росте числа церковных библиотек качество их организации и функционирования не всегда соответствовало религиозно-просветительским задачам. Для улучшения состояния библиотек требовался более заинтересованный и ответственный подход к их устройству.
В дальнейшем исследовании вопроса при обнаружении новых источников интересно проанализировать динамику востребованности духовной литературы у прихожан.
Источники | References
1. Архипова Н. Е. Внебогослужебные собеседования в деятельности приходских священников Нижегородской епархии в последней четверти XIX века // Научный диалог. 2017. № 2. С. 161-173. DOI: 10.24224/22271295-2017-2-161-173.
2. Архипова Н. Е. Религиозно-нравственное состояние жителей Нижегородской губернии во второй половине XIX - начале XX в. // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 198-206.
3. Архипова Н. Е. Состояние приходского духовенства Нижегородской епархии во второй половине XIX века // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 4. С. 7-13.
4. Грудцын М., свящ. Благочиннические и церковно-приходские библиотеки в их современном состоянии и желательная их постановка // Нижегородский церковно-общественный вестник. 1912. 14 октября.
5. Грудцын М., свящ. Благочиннические и церковно-приходские библиотеки в их современном состоянии и желательная их постановка // Нижегородский церковно-общественный вестник. 1912. 28 октября.
6. Грудцын М., свящ. Благочиннические и церковно-приходские библиотеки в их современном состоянии и желательная их постановка // Нижегородский церковно-общественный вестник. 1912. 11 ноября.
7. Грудцын М., свящ. Благочиннические и церковно-приходские библиотеки в их современном состоянии и желательная их постановка // Нижегородский церковно-общественный вестник. 1912. 25 ноября.
8. Елизарова Н. В. Система распространения религиозной литературы в духовных библиотеках различных типов (конец XIX - начало XX в.) // Омский научный вестник. 2006. № 3 (36). С. 30-34.
9. Еремеева О. И., Мурашова Н. А. Церковные библиотеки Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Библио-сфера. 2017. № 3. С. 22-26. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-22-26.
10. Злыгостева М. Н. Православное читателеведение (опыт культурно-образовательной деятельности епархий Западной Сибири на рубеже XIX-XX веков) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 99. С. 150-154.
11. Ляпин Н. М. Православное духовенство в развитии библиотечного дела в Нижнем Поволжье в конце XIX - начале XX века // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2005. № 5 (28). С. 198-202.
12. Медведева А. А. Краткая история Нижегородской епархии. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorbibl. nnov.ru/istoriyanizhegorodskoyeparkhii (дата обращения: 07.03.2021).
13. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. Н. А. Тройницкого. СПб.: Издание Центрального статистического комитета Министерства вн. дел, 1901. Т. XXV. Нижегородская губерния. 140 с.
14. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 570. Оп. 559. 1882 г.
15. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1890 г.
16. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1898 г.
17. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1899 г.
18. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1904 г.
19. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1905 г.
20. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1909 г.
21. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1912 г.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Архипова Наталья Евгеньевна1, к. ист. н., доц.
1 Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород
Arkhipova Natalya Evgenyevna1, PhD 1 Volga State University of Water Transport, Nizhny Novgorod
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 05.04.2021; опубликовано (published): 31.05.2021.
Ключевые слова (keywords): церковно-приходские библиотеки; благочиннические библиотеки; религиозно-нравственное просвещение; parochial libraries; diocesan libraries; religious and moral education.