Научная статья на тему 'Церковное пение как синтез гимнографии, Устава и музыкального элемента'

Церковное пение как синтез гимнографии, Устава и музыкального элемента Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дьяченко Е. Ю.

Статья посвящена вопросам взаимосвязи церковного пения с основными нравственно – художественными и религиозно – философскими составляющими русской традиционной культуры. Гимнографический материал анализируется на примере тропарей и кондаков, уставные указания и мелодическое оформление представлены как предмет исследования. Дается краткая характеристика современного состояния церковного пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковное пение как синтез гимнографии, Устава и музыкального элемента»

задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов [1, т. 1, с. 139].

Таким образом, уже в самом начале своей общественно-политической деятельности Михайловский обращается к проблеме общественного прогресса, которая является в его наследии базовой, во многом определяющей его дальнейшие философские штудии.

В 60-ые годы его видение прогресса складывается под влиянием Спенсера, который увидел сущность прогресса в превращении однородного в разнородное путем последовательного дифференцирования. В отличие от Спенсера Михайловский полагает, что существуют два вида прогресса: общественный и индивидуальный. Именно положение индивида в обществе, возможность реализации им своих внутренних творческих устремлений является для русского мыслителя определяющим критерием социального прогресса. В своих историософских построениях особое внимание он уделяет субъективно-антропоцентрическому периоду, где, согласно его замыслам, будет преобладать простое сотрудничество, порождающее взаимную ответственность и солидарность интересов.

Список литературы:

1. Михайловский Н.К. Герои и толпа // Избранные труды по социологии: в 2-х т. - СПб., 1998.

2. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ КАК СИНТЕЗ ГИМНОГРАФИИ, УСТАВА И МУЗЫКАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА

© Дьяченко Е.Ю.*

Государственная академия славянской культуры, г. Москва

Статья посвящена вопросам взаимосвязи церковного пения с основными нравственно - художественными и религиозно - философскими составляющими русской традиционной культуры. Гимнографический материал анализируется на примере тропарей и кондаков, уставные указания и мелодическое оформление представлены как предмет исследования. Дается краткая характеристика современного состояния церковного пения.

Сегодня, в период восстановления русской религиозной культуры, церковное искусство являет нам пример живого источника духовности,

* Аспирант, преподаватель кафедры Социологии и прикладной культурологии

нравственности и полноты восприятия мира через призму православного мировоззрения. Реставрация музыкальной составляющей православной культуры - церковного пения, позволяет не только специалистам, но и всем носителям современной культуры, открыть и восполнить в полном объеме красоту и гармонию богослужебных песнопений, высоту их нравственного содержания, приобщиться к тем сакрально-догматическим действиям, которые сопровождали русского человека на протяжении всего периода формирования национального менталитета.

Церковное пение как явление комплексное, включает в себя большой круг философских, богословско-догматических, гимнографических, агио-рафических, нравственно - воспитательных, музыкально-стилевых, этико-эстетических вопросов и понятий. Однако, несмотря на всю его многогранность, главным в церковном пении остается служение средством выражения религиозных догматов, их проповедь и разъяснение. Эта функция певческого искусства или «богословия в звуке» полностью совпадает с догматической идеей иконописи или «богословия в красках», с каноничностью храмовой архитектуры.

Единство искусств, задействованных в православной культуре, направлено на создание уникальной атмосферы, которая помогает человеку устанавливать связь между земным миром и сферой вечного бытия, возвышает человека, приводя его к высшему миру красоты и гармонии, что в свою очередь является неотъемлемой составляющей русской традиционной культуры.

Русская культура, основываясь на православном религиозном компоненте, призвана изображать ноуменальный мир, сверхчувственный, способный обратить взгляд современного человека к самому себе, к формированию своего культурного пространства, а значит и восстановлению культурной национальной идеи. Поэтому чрезвычайно важно, насколько точно и правильно искусство и культура передает смысл вероучения, какие цели ставит перед собой, к чему ведет и каким образом.

По мнению выдающегося русского философа И. Ильина, истинная культура всегда проникнута светом духовности и надежды, любви и устремленности к совершенству, когда художник обращен сердцем к Богом созданному миру, полному таинственных и неизъяснимых чудес, когда он понимает и всей душой ощущает, что все великое и гениальное, созданное человечеством, исходит из светлых пространств Божьего мира, из созерцающего и поющего сердца человеческого.

Основными элементами церковного пения являются агиографический материал, устав или чинопоследование богослужения и музыкальный элемент. Единство этих трех составляющих делает церковное пение уникальным явлением культуры так, как с одной стороны мы сталкиваемся со статичными элементами христианского учения - тексты песнопений и

циклический круг богослужений, с другой стороны имеем возможность проследить динамическое развитие музыкальной мысли.

Большинство богослужебных текстов созданы Отцами церкви в эпоху Вселенских соборов. Более позднее гимнотворчество, особенно периода расцвета русского агиографического материала, основано на четком соблюдении правил составления молитвословий и определения их гласовой принадлежности. Безусловно, древние авторы были менее многословны своих последователей, однако именно они сформулировали основные правила составления богослужений новопрославленным святым. Убедиться в этом мы можем на примере двух обязательных песнопениях святому, Богородичному или Господскому празднику - тропаре и кондаке: содержание тропаря отражает догматический смысл праздника или подвига святого, в том время как кондак повествует о земном, историческом бытии святого или фрагменте праздника.

Так в тропаре Рождества Христова, составленном в первые века христианства, и состоящем из 7 сток, написанных для 4 -го гласа, проводятся аллегории между рождением Христа и поклонением Ему как Солнцу Правды и высоты Востока, показывая тем самым момент рождения Христа как открытие новой эпохи для человека. Тоже стилевое единство и каноничность написания мы видим и в кондаке Рождеству Христову, так же состоящему из 6 строк, распетых на 3-й глас, и рассказывающему о рождении Христа в вертепе, о явлении Ангелов пастухам и о поклонении волхвов [1, с. 24].

Если обратиться к более поздней гимнографии, то в песнопениях, , составленных по древним образцам можно увидеть большую многоОбразность и биографическую точность, которые являются неизменной чертой русских текстов. Примером тому может служить тропарь и кондак св. прав. Иоанну Кронштадтскому, составленные в 1990 г., и имеющие по 11 гласовых колен [1, с. 140].

Как мы видим из приведенных примеров, текстовая основа песнопений является тем теологическим стрежнем песнопений, догматической основой, тем первостепенным, несущим дух Красоты, Праведности, Святости, чем является для православной культуры в частности, а для русской культуры в целом, категория Слова, как первого элемента религиозного бытия. Блаженный Иероним учит: «Да внемлют те, коих долг есть петь в церкви, что Богу петь должно не гласом, но сердцем, - да не слышаны будут в церкви театральные песни, - но должно петь в страхе, во тщании, в ведении Писаний. Пусть так поет раб Христов, чтобы не глас поющего приятен был, но слова, произносимые при пении» [2, с. 112].

Церковное пение является функциональным стержнем всего храмового действа, построенного на совершении религиозных обрядов. Присутствуя на богослужении, человек ни когда не пребывает в состоянии одино-

чества. Это связано с его психо-физическим состоянием, которое во время службы, находятся в состоянии работы. Умственная и эмоциональная восприимчивость нацелена на познание догматического смысла богослужения, установленного порядка богослужения. Физическое, утвержденное Типиконом, участие человека в богослужении, можно рассматривать как проявление им свободы воли, одной из основ православного вероучения: человек не просто воспринимает информацию (песнопения), а прикладывает усилия для её восприятия и освоения.

Исследование церковного пения как нельзя лучше раскрывает духовные основы русского общества. Его история тесно сопряжена с историей России, с историей патриаршества на Руси. Являясь неотъемлемой частью православной культуры в целом, храмовое пение по сей день дает нам возможность наслаждаться собой, слушать образцы пения разных стилей, как прослушивая отреставрированные записи, так и живые хоры. Благодаря большому стилистическому разнообразию эпох, сопровождающих Россию с X по XXI вв., анализ музыкального наследия позволяет детально рассмотреть особенности некоторых периодов, выявить наиболее яркие примеры и явления, что в конечном итоге, поможет сформировать комплексное представление о русском менталитете, улучшит понимание творческого начала русского народа.

На практике концепция нравственного воспитания в православии осуществляется посредством проведения общественных богослужений, чтения проповедей, использования таких искусств как пение, иконопись, архитектура, устройством церковно-приходских, воскресных школ, патриотических занятий, православных институтов, ведения миссионерской деятельности и социально-гуманитарной работы. Наглядными примерами подобной деятельности можно назвать монастыри и храмы на Руси, которые были и восстанавливаются как источники духовности, грамотности, средоточия ремесел и заботы о ближнем.

Сегодня проявляется повышенный интерес в частности и к церковному пению. Ведутся споры вокруг репертуаров хоров, их певческого состава, сокращения богослужений. Открываются специализированные учебные заведения, курсы и школы, в которых можно освоить как основы знаменного пения, так и партесного. Издается много сборников с нотным изложением обиходов синодального периода, отдельных композиторов и монастырей. Все это свидетельствует о том, что церковное пение становиться не только уделом церковных служителей, но и делается понятным широкому кругу людей, интересующихся русской традиционной культурой.

Церковное пение, являясь наиболее удобным видом искусства, позволяющим познать смысл православного вероучения, может быть предметом в воскресной школе, как для детей, так и для взрослых, теоретическими или практическими занятиями в дополнительных секциях общеобразовательных школах, объектом научного исследования, профессиональной

деятельностью, социальным служением, музыкально - образным фоном религиозной жизни, источником духовного просвещения или формой бо-гопознания. Неизменным остается чистота вероучения, тон которого, через камертон регента, оно задает.

Список литературы:

1. Тропарион / Сост. Е. Кустовский. - М.: Православный паломник, 1998.

2. Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. - Сергиев Посад, 1995.

3. Гавриил архим. Руководство по Литургике или наука о Православном Богослужении. - М.: Изд-во «Паломник», 1998.

4. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1-11. - Нью-Йорк, 1978.

5. Карташев А. А. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1991.

6. Кутузов Б. Знаменный распев - поющее богословие: сборник статей. - изд. 2-е., дополненное и переработанное. - М., 2009.

7. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х вв. - П., 1916.

8. Болгарский Д. диакон. Значение церковного пения в православном богослужении // Вестник УПЦ. - К., 2004. - № 12.

9. Металлов В. прот. Очерк истории православного пения в России. -изд. 4. - М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1915.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННОСТИ

© Ледовская О.В.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

Связующее ядро культуры составляют системы ценностей, представлений, поведенческих кодов и мотиваций, упорядочивающих и регламентирующих поведение индивидов. Посредством их усвоения и принятия формируется социокультурная идентичность. Процессы глобализации способствуют распространению культурных моделей, которые подаются как общезначимые в рамках единого информационно-коммуникативного поля. Сокращение роли государства проявляется при этом в том, что многие символы идентичности формируются за пределами традиционного культурного наследия. Идентичность осознается в сопоставлении «своего» и «чужого», но оно же может служить основой нарушения идентичности.

* Доцент кафедры Истории и философии науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.