Научная статья на тему 'Церковно-государственная стратегия Александра I в начале XIX в.'

Церковно-государственная стратегия Александра I в начале XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1252
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КАТОЛИЧЕСКИЙ / РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕРПИМОСТЬ / ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО / CHURCH-STATE STRATEGY / THE EMPEROR ALEXANDER I / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / GEOPOLITICAL DIRECTION / CATHOLIC / RELIGIOUS TOLERANCE / GOSPEL STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евтушенко Марина Маевна

Статья посвящена религиозной политике Александра I, которая в период с начала ХГХ столетия до конца Отечественной войны с армией Наполеона претерпела значительные изменения. Автор критически рассматривает различные гипотезы и приходит к выводу, что Российская империя с доминирующей Православной церковью не могла объединить людей. Государство нуждалось в новой идеологии. Статья основана на широком круге источников, в т. ч. недавно введенных в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church-State Strategy of Alexander I at the Beginning of the 19th Century

The article is devoted to the religion policy of Alexander I, which transformed from the beginning of the 19th century to the end of Patriotic War against Napoleon's Army. Having considered the variety of hypotheses, the author came to the conclusion that the Russian Empire with dominating Orthodox Church could not unite people. The State needed a new ideology. The paper is based on a wide range of sources including those that have recently become available to historians.

Текст научной работы на тему «Церковно-государственная стратегия Александра I в начале XIX в.»

М. М. Евтушенко

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ АЛЕКСАНДРА I В НАЧАЛЕ XIX в.

На рубеже ХУШ-Х1Х вв. вопрос о религиозности русских царей в принципе не мог обсуждаться. При столь высоком проценте верующего населения страны ответ на него был бы очевидным. Более того, религиозность государя не была его частным делом, т. к. Закон о престолонаследии от 5 апреля 1797 г. именовал русского царя «Главой православной Церкви». «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов веры»1, — говорилось в нем. Несколько позже, когда будет издан Свод Основных Законов Российской империи, его первая статья будет утверждать Самодержавие именем Бога.

В Российской империи XIX столетия Русская Православная Церковь занимала, по сравнению с другими деноминациями, особое положение. Она была «первенствующей» и «господствующей», что было законодательно закреплено2. Более того, официальным хранителем и блюстителем веры, согласно закону, считался именно император, который действовал посредством Святейшего Правительствующего Синода3. Духовенство за каждой службой возносило молитвы за царя и членов императорской семьи, и все законы и распоряжения власти священники обязаны были доводить до сведения прихожан с амвона. В «Уложении о наказаниях» предусматривалось даже, что любая проповедь в пользу иных конфессий, неугодных православию, будет преследоваться по закону.

Однако в многочисленных трудах ученых, посвященных периоду правления императора Александра I (1777-1825), можно найти прямые и достаточно подробные указания на его религиозные искания, которые не отличались ортодоксальностью4.

В исследованиях XIX в. конфессиональная политика царя традиционно рассматривалась как интимная сторона его частной жизни и, как правило, не связывалась напрямую с проблемами внешней и внутренней политики самой империи. В публикациях ХХ в. акцент ставился на «богоискательство» государя, на его поиски «религии сердца», без объяснений объективных причин его религиозных метаний. Исследователь Ю. Е. Кондаков, например, связывал религиозность царя с явлениями внутренней политики государства, но считал, что процессы духовной жизни в русском обществе и в Европе двигали одни и те же силы. По мнению автора, перемены в мировоззрении и философии, вызванные французской революцией, в полной мере нашли свое отражение в религиозных исканиях русского общества начала столетия5.

Традиционно период правления Александра I исследователи делят на две примерно равные части: до Отечественной войны 1812 г. и после нее6. Такое деление, несомненно, весьма условно. Но именно победа над армией Наполеона совершает в душе императора очевидный религиозный переворот, и он обращается к православию. Этот процесс шел поэтапно. Однако начало царствования, называемое в трудах историков «либеральным», отличалось неустойчивостью религиозных взглядов императора. Исследователи отмечают, что на протяжении первой половины правления сказывалось

© М. М. Евтушенко , 2009

поверхностное отношение к христианской религии, усвоенное Александром при дворе своей бабки в «самой общей форме, без глубокого проникновения в суть конфессиональных различий»7.

Как известно, в начале XIX столетия в обществе наблюдались массовое увлечение англоманией, распространение Ланкастерских школ, мистических настроений и мода на экуменический протестантизм. Иностранные послы поражались обилию при Русском дворе сектантов и проповедников различного толка: католиков, униатов, иезуитов, методистов и квакеров. Кроме того, в 1803 г. был снят запрет на деятельность масонских лож, и общество начинает проявлять интерес к масонству. С. С. Уваров довольно точно описал существующие в самом начале XIX в. настроения в обществе: «Это такой хаос воплей, страстей, ожесточенных споров... <...> ...у всех на языке слова: религия в опасности, нарушение нравственности; приверженец иноземных идей, иллюминат, философ, франкмасон, фанатик и т. д.»8. Поскольку в самодержавной России, как известно, всякая личная инициатива не приветствовалась, то очевиден вывод о том, что мистические настроения в обществе исходили из столицы, которая задавала тон в этом деле, и, в частности, от Царского Двора. В одной из работ советского времени об Александре I напрямую говорилось, что он в период своего правления «поощрял самую разнузданную мистическую пропаганду»9. На наш взгляд, этому положению есть довольно логичное обоснование, т. к. определяющими во внутренней и внешней политике любого императора являются те задачи, которые были поставлены перед ним самим провидением в момент его восшествия на престол. К тому же очевидно, что при существующем положении вещей, царь, который являлся фактически верховным Ктитором Православной Церкви, в своих действиях будет руководствоваться исключительно данными Церковью религиозными мотивами и установками. Более того, согласно закону Российской империи, он просто обязан был быть православным, в противном случае, он не смог бы занять трон.

Однако в империи, доставшейся по наследству Александру I, жили не только православные народы. Как известно, император вступил на престол в 1801 г., когда Российская империя, и до того знаменитая своей многонациональностью и многоконфессионально-стью, значительно расширила границы стараниями Екатерины Великой. Императрица, в отличие от своих предшественников, изменила геополитический вектор своей внешней политики и пошла не в сторону присоединений территорий северо-запада (Сибири, Дальнего Востока), а на юг. В результате, после многочисленных русско-турецких войн к империи отошла часть Черноморского побережья, заселенная язычниками, мусульманами. Также после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 гг.) к России присоединились Западные губернии, население которых исповедовало католицизм, униатство, иудаизм. В 1812 г. в состав России вошла Бессарабия, в 1809 г. присоединилась православная Грузия, введенная указами 1811 и 1814 гг. в состав Русской Церкви на правах экзархата (церковной автономии). В 1809 г. присоединилось протестантское Великое Княжество Финляндское, которое вместе с Королевством Польским имело права автономии и конституционную форму правления. Затем вошла в состав России Прибалтика, население которой исповедовало протестантизм различных толков. Таким образом, во второй половине XVIII — начале XIX столетий в состав Российской империи вошли территории, ранее не принадлежавшие России и не имевшие с ней общей исторической судьбы, не разделявшие с ней общую веру.

Замечено, что в период интенсификации взаимных влияний и контактов, особенно во время ведения военных действий, приводящих к захвату территории, а также

мирного присоединения и массовой миграции и перемешивания народов, слияние культурно-религиозных и хозяйственных традиций происходит намного быстрее. Зачастую оно стимулируется инициативой правительства. Таким образом, перед императором встала задача выработать какое-то универсальное мировоззрение, которое могло бы объединить все народы, входившие тогда в состав России. Именно поэтому повсеместное распространение в начале XIX в. получают в обществе идеи Жозефа де Местра о всеобщем, или универсальном, христианстве. Не вполне ортодоксальное направление религиозной мысли, как несложно догадаться, было горячо поддержано Александром I. Царь имел неподдельный интерес к мистицизму, католицизму, протестантизму, и к разным проявлениям сектантства, и не удивительно, что в начале века в стране господствовал в этом вопросе такой плюрализм. Объяснение этому положению вещей лежит на поверхности, и связано оно отнюдь не с тем, что воспитывался будущий правитель России среди идей Французского Просвещения и либерализма. Усилия внутренней политики царя свидетельствовали о том, что он, во-первых, желал сохранить самодержавие и трон, и, во-вторых, считал себя «отцом» всех народов, населяющих империю, надеялся, что каждый его подданный будет чувствовать себя в ней, как в родном доме. Именно поэтому император представлял собой такой образец веротерпимости.

В начале царствования Александр I пытался направить усилия общества на общую пользу в духе христианских проповедей. Повсеместно начали создаваться университеты и лицеи, открываться благотворительные учреждения и филантропические общества, которые финансировались не только из государственной казны, но и путем пожертвований частных благотворителей. При Александре I в столице стали открываться иноверческие храмы. В 1805 г. был освящен придел Лютеранской финской церкви Святой Марии (арх. Х. Г. Паульсен), в 1815 г. освящена англиканская церковь Иисуса Христа (арх. Д. Кваренги), а в 1825 г. на средства первого католического митрополита России Станислава Сестренцевича-Богуша (1731-1826) был построен костел св. Станислава (арх. Д. Висконти).

В свое время Римская империя, в состав которой входили части Северной Африки, Малой Азии, Европа и т. п., также объединила христианством все народы, населявшие ее. Известно, что до объявления в IV веке н. э. христианства второй официальной религией граждане империи исповедовали все, что угодно, вплоть до человеческих жертвоприношений. Само собой разумелось, что, например, для египтянина, который поклоняется животным, приношение в жертву скота считалось бы недопустимым, столь же невозможной была бы для ортодоксального иудея сама мысль о ритуальных оргиях, совершаемых в определенные дни в языческих храмах. Людям разных вер просто невозможно было бы существовать друг с другом. Таким образом, христианство явилось той универсальной верой, которая сумела со временем стать общей идеей примирения различных племен и наций Римской империи.

Император Александр Павлович интуитивно почувствовал объединяющие возможности религии. Многие биографы царя отмечают, что при рождении он получил имя в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Святой прославился в истории не только как великий воин, но и как тонкий политик, талантливый дипломат. Разумеется, император Александр читал «Житие святого Александра» и, вероятнее всего, это в значительной степени сформировало его менталитет, вектор его внутренних стремлений. Потому, прилагая некоторые усилия к созданию единого христианского государства на территории Российской империи, царь в своих действиях поступал как дипломат

и политик. В результате, мощным потоком в империю хлынули различные проповедники и мистики. В пользу митрополита Римско-католических российских церквей в 1804 г. вышел указ «О предоставлении ему всех прав и преимуществ от Папы Пия VII даро-ванных»10, хотя известно, что усилия Ватикана на территории России зачастую воспринимались как вид политической экспансии. Царь как бы искал в христианских учениях то общее зерно, которое было необходимо для выработки новой идеи. Иными словами, как дипломат и политик он хотел избежать столкновений и противоречий на религиозной почве в своей стране и сплотить значительную часть населения общей религиозной наднациональной и надконфессиональной идеологией. В 1810 г. для этих целей было образовано Главное Управление Иностранных Исповеданий, которое ведало всеми конфессиями страны. Главноуправляющим этого заведения был назначен князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844), который с 1803 г. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Это был «типичный вольнодумец Екатерининской эпохи», который «превратился со временем в масона и религиозного мистика, чьи личные верования оказали сильнейшее влияние на государственную политику в сфере образования и печати»11. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с тем же князем А. Н. Голицыным. Эта организация брала на себя попечительство над всеми законно признанными в России конфессиями, и организована она была с целью создания в обществе веротерпимости. Здесь православие уже не имело каких-то особенных прав и привилегий, а стояло в ряду прочих религий. Таким образом, оно оказалось подведомственно новому министерству наряду с другими конфессиями, в т. ч. и нехристианскими. Это, разумеется, породило недовольство со стороны иерархов православной церкви. Но их настроения, как можно догадаться, на определенном историческом этапе не принимались в расчет.

В государстве должна была зародиться некая общая вера, объединяющая всех и аккумулирующая социальную, интеллектуальную и культурную энергию народа ради серьезных перемен в стране, ради того, чтобы Российская империя как равноправная страна органично бы вписалась в контекст ведущих Европейских Держав. Как известно, фиксация сознания на одной, но пламенной страсти, позволяет решать колоссальные задачи. Так было во времена Реформации в Германии (XVI в.); те же процессы лежали в основе Великой Французской революции (XVIII в.); те же стимулы были особенно актуальны в Российской империи начала XIX в. Таким образом, в начале столетия в результате политики, проводимой царем, в стране резко усилились влияния западноевропейских идей и форм на все стороны русской жизни. Напомним, что это не противоречило истинному христианству, т. к. оно подразумевало стирание сословных и обрядовых различий между людьми и, прежде всего, между представителями христианских конфессий. Идея христианского братства в реальной жизни воплощалась в проповедь веротерпимости, которая находила отклик в душе императора, желавшего превратить Россию в «Евангельское государство».

Нет сомнений в том, что император Александр I плохо представлял себе реальный мир. Он был просто не осведомлен о тех заботах, которыми жил простой человек. Его приближенные также были от этих проблем далеки. Не только он, но и все русские цари были убеждены, что русский народ беззаветно предан самодержавию. Возможно, до некоторой степени, они были правы, к тому же простой народ не разделял религиозно-мистических настроений аристократии и упорно держался за «русскую старину». Именно это обстоятельство, в конце концов, явилось тем барьером, который разделил нацию.

К сожалению, и это отмечали многие ученые и мыслители, в т. ч. и священники, православие со времен Петра Великого было отодвинуто в социальные низы, осталось

верою только «простого народа», купцов, мещан и крестьян»12. Разрыв между «интеллигенцией» и «народом» прошел именно в области веры. Нужно было пройти через горнила Отечественной войны 1812 г., чтобы понять значимость и глубину православной веры, осознать, что Русская Православная Церковь была именно тем оплотом, на который самодержавие всегда могло опереться в своей политике. В 1815 г. были запрещены иезуиты, в 1820 г. они были высланы из обеих столиц. В 1822 г. были закрыты масонские ложи. В 1824 г. от всех должностей был отстранен А. Н. Голицын.

Однако усилия царя Александра I не прошли даром. Именно в годы его правления было построено и освящено множество церквей для домашней молитвы, открыты католический, лютеранский и староверческий (единоверческий) храмы, а Россия достигла вершин политического влияния в Европе.

1 Полное собрание законов Российской империи: в 55 т. СПб., 1830. Т. 1. С. 42.

2 См.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1906. Т. 1. Ч. 1. С. 17.

3 Согласно церковным канонам это было двойное нарушение, т. к. Государь (пусть и помазанник Божий) считался пред Господом простым мирянином, и потому не мог быть хранителем веры. Святейший Синод, в свою очередь, был государственным учреждением и также не мог руководить вопросами веры. Только патриарх был наделен такими полномочиями. Однако после смерти последнего (десятого) патриарха Адриана в 1700 г. канонический строй Русской Православной Церкви был нарушен.

4 См.: Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I / предисл. Н. Цамутали. СПб., 2000; Вишлен-

кова Е. А. Религиозная политика: официальный курс и «общественное мнение» России Александровской эпохи.

Казань, 1997; Тинина З. П. Министерство Духовных Дел и Народного Просвещения в управлении греко-российским исповеданием. Сб. научн. ст. // Мир православия. Волгоград, 1997; Мельникова Л. В. Русская православная Церковь в Отечественной войне 1812 г. М., 2002 и др.

5 Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998.

6 См., например: Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003.

7 Цит. по: Климов П. Царствование Александра I (1801—1825) // Государственный Русский музей представляет: Религиозный Петербург. Альманах. СПб., 2004. Вып. 106. С. 173.

8 Отечественная война и русское общество: в 7 т. М., 1911. Т. 2. С. 212.

9 См.: История СССР. Т. II. Россия в XIX в. М., 1949.

10 Полное собрание законов Российской империи. 1-е изд.: в 45 т. Т. XXVIII. 1804. 10 авг. № 21421.

11 Климов П. Царствование Александра I (1801—1825) // Государственный Русский музей представляет: Религиозный Петербург. Альманах. СПб., 2004. Вып. 106. С. 174.

12 См.: Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.