Научная статья на тему 'Церковная жизнь позднеантичного Сирмия по данным altercatio Heracliani cum Germinio'

Церковная жизнь позднеантичного Сирмия по данным altercatio Heracliani cum Germinio Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПИСКОПАТ / МЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ / АРИАНСКИЙ КРИЗИС / СИРМИЙ / ИЛЛИРИК / EPISCOPATE / LOCAL CHURCH / ARIAN CRISIS / SIRMIUM / ILLYRICUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Захаров Георгий Евгеньевич

Статья посвящена реконструкции организации и внутренней жизни локальной христианской общины эпохи арианского кризиса на примере города Сирмия. В качестве основного источника избран латинский памятник Altercatio Heracliani cum Germinio, представляющий собой переработанную запись диспута между омийским епископом Герминием и мирянином-никейцем Гераклианом, который состоялся в 366 г. Анализ данного текста показывает, что основными принципами организации местной церкви в этот период были единоначалие епископа и согласие с ним его паствы. В то же время арианский кризис IV в. стал серьезнейшей угрозой для сохранения церковного единства не только на вселенском, но и на локальном уровне. В приложении к статье впервые публикуется русский перевод указанного источника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church life of Sirmium in the period of late antiquity according Altercatio Heracliani cum Germinio

This article is devoted to the reconstruction of the organization and the internal life of the local Christian community in the period of the Arian crisis on the example of the city of Sirmium. The main source is the Latin monument “Altercatio Heracliani cum Germinio”. It is a revised stenography of the dispute between Homoian bishop Germinius and pro-Nicean layman Heraclianus, which took place in 366. Analysis of the text demonstrates the basic principles of the local church’s organization in this period: the monarchy of bishop and the consensus of his flock. At the same time the Arian crisis of the IV century was a great threat for the conservation of church unity not only on the universal, but also on the local level. As the appendix of this article, for the first time is published the Russian translation of this source

Текст научной работы на тему «Церковная жизнь позднеантичного Сирмия по данным altercatio Heracliani cum Germinio»

МЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД

Вестник ПС! 1 У

II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 1 (50). С. 129-143

Церковная жизнь позднеантичного Сирмия по ДАННЫМ

Аьтеясатю Немсемм сим Секмшю

Г. Е. Захаров

Статья посвящена реконструкции организации и внутренней жизни локальной христианской общины эпохи арианского кризиса на примере города Сирмия. В качестве основного источника избран латинский памятник АЬвгсШю НегасИат сит Оегтиио, представляющий собой переработанную запись диспута между омийским епископом Герминием и мирянином-никейцем Гераклианом, который состоялся в 366 г. Анализ данного текста показывает, что основными принципами организации местной церкви в этот период были единоначалие епископа и согласие с ним его паствы. В то же время арианский кризис IV в. стал серьезнейшей угрозой для сохранения церковного единства не только на вселенском, но и на локальном уровне. В приложении к статье впервые публикуется русский перевод указанного источника.

В эпоху поздней античности жизнь Церкви была теснейшим образом связана с жизнью города. И именно города выступают в роли основных центров церковного управления. Церковная организация каждой конкретной местной церкви предполагала наличие в ней трех важнейших элементов: епископа, клира (т. е. пресвитериума и диаконата), к которому примыкала группа церковнослужителей — чтецы иесШгев), экзорцисты (ехогавгае), аколиты (асо1у1:Ы) и иподиаконы или субдиаконы (виЬсИасош)1 — и церковного народа, в рамках которого важнейшее место занимали представители местной власти и знатнейшая часть горожан. Возглавляя местную церковь, епископ был безусловным духовным, а в некотором смысле и общественным лидером города, в чем проявлялось свойственное для христианской традиции личностное и сакраментальное понимание единства: согласно св. Игнатию Антиохийскому, епископ в евхаристическом собрании занимает «место Бога» (ец тотюу 0еог>), в то время как пресвитеры — «место

'См., например: Zosimus,,papa. Ер. IX. I. 2. См. также примеч. 19.

собора апостолов» (eiq xouov агп’Ебрюъ xrav шюатоХюу)2. Епископ бьш также представителем церковной общины во внешних контактах: через него осуществлялось общение с другими местными церквами3. Кроме того, именно епископ, как это подчеркивает св. Ириней Лионский, должен был выступать в роли хранителя и благовестителя апостольского предания, являясь также преемником апостолов через рукоположение4. Таким образом, именно через епископа местная община становилась причастна кафолическому единству как в пространственногеографическом, так и историческом его аспектах, и являла Церковь Христову во всей ее полноте5.

Впрочем, власть епископа внутри общины не была абсолютной. Отношения между епископом, клиром и церковным народом имели в раннехристианскую эпоху «диалогический» характер. Уже св. Киприан Карфагенский утверждал, что решения в Церкви должны приниматься предстоятелями вместе с клиром (praepositi cum clero) и в присутствии церковного народа (praesente etiam stantium plebe) по всеобщему согласию (concilii communis)6. Таким образом, единоначалие епископа опиралось на согласие паствы7.

В период арианского кризиса проблема единства общины и согласия паствы со своим пастырем встала очень остро во многих локальных церквах. Так, уже Арий на раннем этапе развития конфликта пытался склонить часть александрийского церковного народа к нелояльности правящему епископу Александру. С целью распространения своих идей среди простых александрийцев он сочинял «корабельные, мельничные, путевые и другие подобного рода песни»8. В целом можно с уверенностью говорить о том, что значительная часть населения крупного позднеантичного города проявляла большой интерес к богословским дис-

2Ignat. Ер. ad Magnes. 6. См. также у св. Игнатия Антиохийского: «Все последуйте епископу как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству как апостолам» (П«\'те<; тф елшколсо oikoXo-oGeite, cix; 'Гг|сгог)<; Хрштсх; тф Патрг коп. тф лрЕОритЕргсо, ах; тоц алосттоХок;) (Ignat. Ер. ad Smym. 8).

3 Св. Игнатий в этой связи указывал, что видел в лице того или иного епископа всю возглавляемую им церковь: Ignat. Ер. ad Magnes. 2; Ignat. Ер. ad Tral. 1.

4Iren. Adv. Haer. III. 3. 1—4.

5О раннехристианском понимании кафоличности Церкви см.: Cyr. Hieros. Catech. IB. 23.: «(Церковь) же называется кафолической, потому что она простирается по всей вселенной, от одного края земли до другого и учит всецелому знанию и в полноте включает в себя все учения, которые должны стать частью человеческого знания, о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, потому что весь род человеческий подчиняет благочестию, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и потому что целостно врачует и исцеляет все виды душевных и телесных грехов и обладает всеми добродетелями в слове и в деле, какие могут быть мыслимы, и всеми духовными дарами» (Ка0о?акг| j_iev crov кантон 8ш то ката лааг|<; Elvai тг|<; 0iK0D|j,£vr|<; ало ЛЕратсоу yfjc; есо<; ЛЕратсоу, ка! 8ia то 8i8aoKEiv кавоХгках; ка! амгкХт&с, а лаута та £i<; у vcbaiv avGpccmcov eXGeiv ocpEiXovTa Зоуцата, ЛЕр1 те opaTcov ка! aopaTcov лрауцатсоу, Moupavlcov те ка! MiyEicov, ка! Sia то нам yevoq avGpccmcov £i<; Eii)OEpEiav йлотастстЕгу, ap%ovTcov те Kai ap%o|j,£vcov, Xoyicov те Kai iSicoTrav, Kai Sia то кабоХгках; iaTpEDEiv |j,£v ка! бЕралЕИЕгу dmav to T(nv oqiapTunv e15o<; t(bv Sia Kai стсо|лато<; ел1теХсо|леусоу, KEKTfjcrGai Seeev amfj naaav iSsav

ovo|j,a^o|j,£vr|<; ap£Tfj<; ev Еруоц те Kai Хоуоц Kai лУЕНцатгкоц navToioiq %apicj|j,acn.v).

6 Cyprian. Ep. 13. 2.

7 По выражению св. Киприана Карфагенского, «епископ пребывает в Церкви, а Церковь в епископе» (episcopum in Ecclesia esse et Ecclesiam in episcopo) (Cyprian. Ep. 69).

8Philostorg. Hist. eccl. II. 2.

куссиям и зачастую реагировала на споры епископов и церковно-политическую борьбу возмущениями, иногда кровопролитными9.

О публичном характере богословских споров IV в. красноречиво свидетельствует Altercatio Heracliani cum Germinio, дошедшая до нас запись публичного диспута епископа города Сирмия Герминия с мирянином Гераклианом, состоявшегося 13 января 366 г. Следует отметить, что в позднеантичную эпоху Сирмий (совр. Сремска Митровица) был одним из главных политических и церковных центров Балкан. Во время военных действий против придунайских варваров здесь часто пребывали императоры. Кроме того, периодически город становился центром иллирийской префектуры, охватывавшей всю Паннонию, Дакию и Македонию10. В 50-е гг. IV в., в период присутствия в городе императора Констанция II, здесь прошел целый ряд соборов и совещаний епископов, провозгласивших несколько вероучительных формул11. Особое значение имеет епископское совещание 359 г., подготовившее эскиз нового общецерковного символа веры, представленного доверенными императору Констанцию епископами на А р и м и н о - С ел е в к и й с к о м соборе. В этом вероучительном тексте Бог Сын провозглашался во всем подобным (оцоюс; ката шхута) Богу Отцу и запрещались дискуссии о единосущии или же подобосущии Лиц Пресвятой Троицы. Таким образом, речь шла о своеобразном богословском компромиссе, призванном объединить в рамках официальной Церкви противоборствующие доктринальные течения12. Епископ Герминий, возведенный на сирмийский престол в 351 г. после соборного низложения епископа Фотина, обвиненного в ереси динамизма13, был одним из активных сторонников омийского течения и наряду с двумя другими иллирийскими епископами Урсакием Сингидунским и Валентом Мурсийским, проводником императорской церковной политики на латинском Западе14. Altercatio Heracliani cum Germinio позволяет взглянуть на личность Гер-

9 См. об этом: Pietri Ch. De la partitio de l’Empire chretien a l’unite sous Constance: la que-relle arienne et le premier «cesaropapisme» // Histoire du christianisme. Т. II. P., 1995. P. 313; Hanson R. P. C. The Search forthe Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318—381. L., 2005. P. 851-852.

10 О позднеантичном Сирмии см.: Duval N. Sirmium «ville imperial» ou «capitale»? // XXVI Corso di cultura sull’arte ravennate e byzantine. Ravenna, 1979. P. 53-90; Bavant B. La ville dans le nord de l’Hlyricum (Pannonie, Mesie I, Dacie et Dardanie) //Villes et peuplement dans lTllyricum protobyzantin. R., 1984. P. 245—287. Об иллирийской префектуре см.: Le monde byzantin. T. 1. L’empire romain d’Orient, 330—641. P., 2004. P. 304—309; см. также: Grumel V. LTllyricum de la mort de Valentinien Ier (375) a la mort de Stilicon (408) 11 Revue des etudes byzantines. 1951. Т. IX. P., 1952. P. 5—46; LippoldA., Kirsten E. Donauprovinzen // Reallexikon lur Antike und Christentum. Bd. IV. Stuttgart, 1959. S. 147-189; Barnes T. D. The New Empire of Diocletian and Constantine Cambridge. L„ 1982. P. 195-208.

11 См. подробнее: Захаров Г. E. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV — начало Vb.). М., 2012.

nAth. De synod. 8; Socrat. Hist. eccl. II. 37. См. также: Захаров Г. E. Иллирийские церкви... С. 167-173.

uAth. Hist, arian. 74. По свидетельству свт. Афанасия, Герминий происходил из Кизика.

14 О Герминии как об участнике арианских споров см.: Zeiller J. Les origines chretiennes dans les provinces danubiennes de l'Empire Romain. P., 1918. P. 293—297; 304—306; Simonetti M. Arianesimo latino // Studi Medievali. 1967. VIII. Fasc. 2. P. 664—684; Meslin M. Les Ariens d'Occi-dent, 335—430. P., 1967. P. 67—71; 294—299; Duval Y.-M. Aquilee et Sirmium durant la crise arienne

миния в ином ракурсе, а именно рассмотреть его взаимоотношения с его собственной паствой15.

Altercatio Heracliani cum Germinio рисует нам яркую картину церковной жизни позднеантичного города эпохи арианского кризиса. Епископ Герминий, согласно этому источнику, ведет диалог с обвиняемыми в ереси тремя мирянами Гераклианом, Фирмианом и Аврелианом, придерживающимися никейских взглядов. При этом в споре с епископом принимает участие только первый из них. Двое других хранят многозначительное молчание. Спор имеет характер не частной беседы, а публичного диспута, в котором участвуют клирики (episcopo sedente in cathedra cum omni clero), а также церковный народ во главе со знатнейшей его частью (coram omni populo et maioribus natu populi — вероятно, речь идет о куриалах и представителях императорской администрации)16. И духовенство, и народ активно поддерживают своего епископа. Публичный характер епископского суда показывает, что власть епископа в общине, как и во времена св. Киприана, была немыслима без согласия и поддержки клира и мирян.

Следует отметить, что наш источник, безусловно, не является изначальной стенограммой диспута, а предстает перед нами в переработке неизвестного автора, придерживающегося никейских взглядов. Об этом недвусмысленно свидетельствуют очевидное стремление редактора показать интеллектуальное превосходство Гераклиана над Герминием, о чем сказано будет ниже, и в особенности дословное цитирование Гераклианом «Апологетика» Тертуллиана17. В то же время нельзя рассматривать Altercatio Heracliani cum Germinio как литературную фикцию, поскольку завершается диспут тем, что Герминий дает обвиняемым свое благословение18. Подобный финал явно ставит под вопрос попытку автора (или редактора) текста изобразить Гераклиана и его сотоварищей как стойких исповедников никейской веры перед лицом епископа-еретика. Таким образом, можно заключить, что спор в действительности имел место, и адресаты изучаемого памятника знали, чем он закончился. Все это позволяет рассматривать данный источник как тенденциозно переработанную запись устного богословского диспута. Создан этот памятник был, вероятно, в среде сирмийских сторонников никейского течения или в какой-либо соседней с Сирмием церковной общине. Целью его создания была демонстрация превосходства никейской веры над доктриной омиев.

(325-400) // Duval Y.-M. L’extirpation de l’arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot, Brookfield,1998. P. 331-379; Hanson R. P. C. Op. cit. P. 592—595; Williams D. H Another Exception to Later Fourth-Century “Arian” Lypologies: Lhe Case of Germinius of Sirmium // Journal of Early Christian Studies. 1996. №4. P. 335-357.

15 Латинский текст источника: Caspari С. P. Kirchenhistorische anecdota : nebst neuen Ausga-ben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133—147. Второе издание: Patrologiae cursus completus. Series Latina: Supplementum (далее: PLS). Т. I. P. 345-350. См. также перевод на сербо-хорватский: Милин М. О jeднoj христолошюу расправи у Сирмщу IVвека // Starinar. 1998. XLIX. 206-210 (лат. текст: с. 211-213).

16 PLS. I. Р. 345.

17 Tertullianus. Apologeticus. 21. См.: Hanson R. P. С. Op. cit. P. 529; Simonetti M. Osservazioni sull’ “Altercatio Heracliani cum Germinio” //Vigiliae Christianae. 1967. 21. P. 40.

18 PLS. I. P. 350.

Образ Герминия зачастую предстает в тексте в комическом свете. После сложного вопроса Гераклиана епископ молчит более часа, не зная, что ответить. Он также задает своему оппоненту неуместный шутливый вопрос: «Так значит, Христос есть брат Утешителю, Духу Святому?» (Ergo frater est Christus Paraclito, Spiritui Sancto?). Во время диспута Герминий постоянно демонстрирует свою непоследовательность. Он несколько раз меняет свое отношение к оппоненту, то призывая вырвать у него зубы за его богохульства19 и надменно отрицая его право спорить с епископом20, то, напротив, всячески восхваляя Гераклиана за его достоинства, по-отечески жалея его21 и вспоминая о том, что именно он, Герминий, совершил его крещение22. Особенно показательна при этом концовка диспута. Герминий клеймит своего оппонента как еретика-омоусианина (omousianus est), но когда народ призывает к расправе с подсудимыми, Герминий меняет гнев на милость, заявляет, что ту ошибку, которую совершили эти миряне, совершили и многие епископы23, утихомиривает толпу и дает подсудимым свое благословение24. Показательно также, что Герминий считает учителями в ереси Гераклиана Евсевия Верцелльского и Илария Пиктавийского25, при этом сам Герминий указывает, что представил свое исповедание веры некоему Евсевию, и тот его одобрил26. Р. П. К. Хэнсон полагает, что речь в данном случае идет о Евсевии Кесарийском27, но представляется все же более вероятным иное предположение, что Герминий здесь имеет в виду уже упомянутого в диспуте Евсевия Верцелльского28. Если это так, то, очевидно, Герминий пытался наладить (и не без

19PLS. I. Р. 345: «И никто у него не вырвал зубы?» (Nemo illi dentes emit?). После этого восклицания диакон Иовиниан и чтец Марин ударили Гераклиана.

20 PLS. I. Р. 345: «Ты в качестве кого [будешь со мной состязаться], негодный раб? Разве ты пресвитер или диакон?» (Tu quasi quis, male serve? Presbyter es, aut diaconus es?)

21 PLS. I. P. 346: «Ты хорошее сердце имеешь, и рождение твое было благим, и с детства твоего мы знаем тебя» (Bonum cor habes, et bene natus es, et ab infantia tua novimus te).

22 PLS. I. P. 345: «Скажи, Гераклиан! Я же тебя крестил, как же ты от меня принял [Крещение]?» (Die, Heracliane! Ego te baptizavi; quomodo a me recepisti?) На это Гераклиан отвечает, что был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа (in nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti), а не в «Бога большего, Бога меньшего и этого сотворенного» (in Deo majore et in Deo minore, ethoc creato).

23 PLS. I. P. 350: «Не нужно, братья! Они не знают, что говорят. Если это было убеждением епископов, то что же [сказать] об этих» (Nolite, fraters! Nesciunt, quid dicunt. Si episcopis persuasum fuerat, quanto magis istis).

24 PLS. I. P. 350: «И другие принуждали их, чтобы они склонились под его руки. И они сделали это» (Et alii cogebant eos, ut humiliarent se sub minibus ejus. Et illi sic fecerunt).

25PLS. I. P. 345: «Этому тебя научил Евсевий, тот, который в ссылке, и Иларий, который сам ныне вернулся из ссылки» (Hoc Eusebius ille exiliaticius te docuit, et Hilarius, qui nunc de exilio venit).

26 PLS. I. P. 346: «Я свою веру изложил и засвидетельствовал Евсевию, и он удовлетворен был ею» (Ego fidem meam exposui Eusebio et manifestavi, et placuit ei).

21 Hanson R. P. C. Op. cit. P. 529.

28 Cm.: Zeiller J. Les origines chretiennes dans les provinces... P. 295—296; Simonetti M. Osservazioni... P. 49. М. Мелен оставляет вопрос открытым. Meslin М. Les Ariens... P. 294—295. Д. X. Уильямс, насколько об этом можно судить, в данном вопросе скорее склоняется к тому, чтобы поддержать позицию Ж. Цейлера и М. Симонетти (см.: Williams D. Н Another Exception... P. 352).

успеха) контакты с ни кейс к им епископатом, при этом ведя борьбу с никейцами в своей собственной общине. Показательно также, что Герминий, несмотря на подобного рода контакты с никейцами, явно не считает их принадлежащими к «его церкви», вступить в которую во время диспута он предлагает Гераклиану (convertere ad ecclesiam nostram)29. Таким образом, это свидетельство указывает на то обстоятельство, что миряне, придерживавшиеся никейских взглядов, не принимали участия в богослужении, совершаемом омийским епископом, не отвергая при этом благодатную силу совершаемых им крещений.

Altercatio Heracliani cum Germinio указывает на существование в Сирмии трех церковных течений. Большинство составляют омии, т. е. сторонники епископа Герминия, придерживающиеся постановлений Ариминского собора. Очевидно, к их числу принадлежит политическая элита города, несмотря на то что император Валентиниан I (364—375), во владениях которого располагается Сирмий, был сторонником никейской веры30. Клир также активно поддерживает своего епископа, хотя в источниках есть свидетельства о том, что в 359 или 360 г. в Сирмии часть клира активно выступала против Герминия по наущению лидера омиусиан Василия Анкирского31. Вторую группу образуют никейцы во главе с Гераклианом, которых Герминий именует «омоусианами». И с никейцами, и с омиями враждуют фотиниане, которые представляли собой ту часть сирмийских христиан, которые сохранили приверженность предыдущему епископу Сирмия Фотину, учившему о том, что Христос был простым человеком32. Как уже отмечалось выше, Фотин в 351 г. был низложен собором восточных и иллирийских епископов, проходившим в Сирмии и также сопровождавшимся богословским диспутом33, и отправлен императором Констанцием в ссылку. Следует подчеркнуть, что это была не первая попытка сместить Фотина с кафедры. Но реализации решений соборов до того препятствовало, как указывает свт. Иларий Пиктавийский, народное возмущение34. Таким образом, становится очевидно, что Фотин был достаточно популярной в Сирмии фигурой. Император Юлиан Отступник позволил ему, как и многим другим сосланным при Констанции епископам, вернуться к своей пастве. При этом он с одобрением отзывался в своем письме к Фотину о его богословских взглядах. Император-язычник признаёт его «близким ко спасению» (proximus salvari) и хвалит за то, что тот «никоим образом не низводит во чрево» (bene faciens nequaquam in utero inducere) того, кого почитает Богом (quern credidisti Deum)35. После смерти Юлиана западный

29PLS. I. P. 346.

30Socrat. Hist. eccl. IV. 1; Sozom. Hist. eccl. VI. 6.

llSozom. Hist. eccl. IV. 24.

,2 О богословии Фотина см.: Williams D. Н. Monarchianism and Photinus of Sirmium as Persistent Heretical Face of the Fourth Century // Harvard Theological Review. 2006. 99: 2. P. 187-206; SimonettiM. Studisull’arianesimo. Roma, 1965. P. 135—159; SimonettiM. LacrisiariananellVsecolo. Roma, 1975. P. 202—206; Speller L. A. New Light on the Photinians: the Evidence of Ambrosiaster // Journal of Theological Studies. 1983. Vol. 34. Pt. 1. P. 99-113; Hanson R. P. C. Op. cit. P. 235-238.

33 Epiphan. Panarion. 71. О соборах, осудивших Фотина см.: Захаров Г. Е. Иллирийские

церкви... С. 106-119.

Hilar. Fr. II. 21.

ssJuIianus, imperator. Ер. 90.

император Валентиниан I вновь изгнал Фотина из города (a Valentiniano principe pulsus Ecclesia)36. Отметим также, что в роли антифотинианского полемиста, как на это указывают выкрики из толпы, выступал сам представший ныне перед епископским судом Гераклиан: «Владыка епископ! Он тот, кто против еретиков — [сторонников] помраченного Фотина состязался. Как же теперь сам сделался еретиком?» (Domine episcope! Ipse erat, qui contra haereticos tenebrosi Photini contendebat. Quomodo nunc ipse haereticus factus est?)37

В задачи настоящего исследования не входит детальная реконструкция богословских воззрений Герминия, тем более что этот вопрос уже был рассмотрен в других наших публикациях38. Отметим только несколько значимых моментов. Высказывания Герминия о Боге Сыне и Его взаимоотношениях с Отцом вступают в некоторое противоречие с богословскими идеями, высказанными в других его сочинениях. В полемике со своими недавними союзниками по омийскому течению Урсакием и Валентом Герминий настаивает на том, что Бог Сын во всем подобен Богу Отцу (Patri per omnia similem)39. В Сыне, по его словам, пребывает божество Отца (in Dei forma vera sit divinitas Patris in Filio)40. Во время спора с Гераклианом сирмийский епископ, напротив, подчеркивает, что он не мыслит Сына таким же, как Отец (sed talem non dico, qualem Patrem)41. Своего оппонента он упрекает в том, что тот считает Отца, Сына и Святого Духа одним Богом42. Кроме того, Герминий утверждает в споре, что Бог Сын не может быть признан во всем подобным Богу Отцу (non similis Filius Patri per omnia)43, хотя, на первый взгляд, этот тезис вступает в явное противоречие с подписанным Герми-нием сирмийским исповеданием 359 г., а также его собственными полемическими сочинениями. Некоторые исследователи использовали это несоответствие в качестве аргумента в пользу того, что богословские воззрения Герминия представлены в «Диспуте» никейс к им составителем в искаженном виде44. Следует в то же время отметить, что в своих сочинениях Герминий сопровождает слова о подобии Бога Сына Богу Отцу во всем некоторыми уточнениями. В его исповедании веры указываются свойства, раскрывающие характер этого подобия45. В послании же к епископам Иллирика подчеркивается, что Сын подобен Отцу во всем, исключая нерожденность (excepta innativitate), которая является лич-

i6Hieron. De vir. illustr. 107.

,7PLS. I. P. 346.

,8Захаров Г. E. Иллирийские церкви... С. 205—224; Захаров Г. Е. Послания Герминия Сир-мийского: текст и историко-богословский комментарий // Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2012. № 1 (44). С. 111-120.

Hilar. Fr. XIII.

т Hilar. Fr. XV. 1.

41PLS. I. P. 347.

42 PLS. I. P. 350: «Он еретик, поскольку Отца и Сына и Духа Святого называет целым Богом» (Haereticus est, quia Patremet Filiumet Spiritum SanctumtotumDeumdicit).

43 PLS. I. P. 347.

44 Simonetti Mi Osservazioni... P. 48—49; Williams D.H, Another Exception... P. 351; Markschies Ch. Ambrosius von Mailand und die Trinitatstheologie: Kirchen- und theologiegeschichtliche Studien zu Antiarianismus und Neunizanismus bei Ambrosius und im lateinischen Westen (364-381 n.Chr.). Tiibingen, 1995. S. 55.

ASHilar. Fr. XIII.

ным и несообщимым свойством Бога Отца46. Вероятно, именно неразличения личных свойств со стороны Гераклиана Герминий страшится, когда произносит, казалось бы, противоречащую его собственным настойчивым утверждениям фразу о неподобии во всем Сына Отцу, а также настаивает на том, что Отец не таков, как Сын. Таким образом, никейская вера, судя по всему, приравнивается Герминием к монархианской ереси, отвергающей различия между Лицами Пресвятой Троицы.

Основной темой спора между Герминием и Гераклианом были не вопросы, связанные со взаимоотношениями Бога Отца и Бога Сына, а пневматологиче-ские проблемы. И это обстоятельство вряд ли может вызвать удивление, учитывая, что во второй половине IV в. пневматология оказывается в центре богословских дискуссий. Однако сопоставить пневматологические высказывания Герминия во время диспута с Гераклианом с пневматологией его посланий не представляется возможным, поскольку в последних учение о Святом Духе не получает никакого развития. Что же касается высказываний на пневматологические темы в «Диспуте», то в данном пункте учение Герминия оказывается радикально с у б о рд и н а ц и о н и с т с к и м. Святой Дух для Герминия безусловно является творением47, он отрицает Его Божественное достоинство48 и называет Его «князем ангелов и архангелов»49, рассматривая Святого Духа, таким образом, как главу иерархии служебных духов. В этом пункте своего учения, который Герминий предпочел не заострять в посланиях, сирмийский епископ был крайне далек от сторонников никейской веры.

Что касается богословских воззрений Гераклиана, то, помимо традиционного исповедания единосущия Лиц Пресвятой Троицы, внимание привлекает то обстоятельство, что, когда Герминий просит Гераклиана исповедовать свою веру, тот практически дословно воспроизводит фрагмент из «Апологетика» Тер-туллиана, где Бог Сын сравнивается с лучом, исходящим от солнца (radius ex sole). При этом некоторые выражения этого исповедания представляются достаточно сомнительными с точки зрения никейской ортодоксии: в отношении Лиц Пресвятой Троицы употребляется понятие gradus, т. е. «степень», что может быть истолковано одновременно и в монархианском, и в субординационистском ключе. Кроме того, утверждается, что в воплотившемся Христе человек был смешан с Богом (homo Deo mixtus)50. В целом Altercatio Heracliani cum Germinio является

46 Hilar. Fr. XV. 1.

47 PLS. I. P. 346: «Если Святой Дух несотворен, тогда солгал апостол Павел, который говорит: “Все через Христа сотворено на небе и на земле, видимое и невидимое”. Следовательно, если Дух не сотворен через Него, то не все через Него сотворено» (Si Spiritus non est creatus, mentitus est Paulus apostolus, qui dicit: Omnia per Christum creata sunt in coelo et in terra, visibilia et invisibilia. Si ergo Spiritus non est per ipsum creatus, ergo non sunt omnia per ipsum creata).

48 PLS. I. P. 349: «Посмотрите, как он богохульствует, говоря, что Святой Дух есть Бог...» (Videte, quemadmodumblasphemat, qui Spiritum Sanctum Deumdicit...).

49 PLS. I. P. 347: «О Святом Духе говорю, что Он есть князь ангелов и архангелов» (Spiritum Sanctum dico principem angelorum, archangelorum).

50 PLS. I. P. 350.

еще одним подтверждением огромного влияния богословского наследия Тертул-лиана на развитие латинской богословской мысли эпохи арианских споров51.

Следует также особо подчеркнуть, что обвинения, выдвигаемые против Гераклиана и его соратников, имеют не только богословский, но и политический характер. Им ставится в вину то, что они возбуждали мятеж и из одного народа сделали два (seditionem fecerunt, et de uno populo duos fecerunt)52. Это обвинение показывает, что в сознании людей того времени церковный мир в отдельно взятом городе был необходимым условием сохранения его населением внутреннего единства. Отсюда вытекает и чрезвычайно нетерпимое и агрессивное отношение собравшихся на суд горожан к обвиняемым. Толпа требует отвести их к наместнику и казнить (consulari offerantur et occidantur)53, и, как уже отмечалось, лишь миролюбивые действия Герминия в финале диспута предотвращают кровавую расправу. Этот факт также показывает, что хотя епископ и советуется со своим клиром и народом и информирует их о своих действиях и решениях, он может не идти на поводу у толпы: последнее и решающее слово принадлежит именно ему.

Таким образом, Altercatio Heracliani cum Germinio позволяет нам сделать несколько важных выводов об особенностях церковного строя и церковных конфликтов в IVстолетии. Основополагающими принципами церковной организации являются единоначалие епископа и согласие церковного народа. Эти принципы взаимно обуславливают друг друга. Епископ и народ должны пребывать в неразрывном единстве, являющемся залогом бытия местной церкви и основанием ее кафоличности. Однако церковная практика очень часто не в полной мере соответствовала этим идеальным представлениям. Ар иа не кий кризис IV в. был в этой связи конфликтом не только и даже не столько внутри коллегии епископата, он был столкновением местных церквей. Но особенно трагично то, что ари-анские споры были чреваты расколами внутри отдельно взятой местной церкви, что делало невозможным естественное течение церковной жизни. В то же время сам по себе тот факт, что значительная часть городского населения оказывается вовлеченной в доктринальный спор, показывает, сколь быстрыми темпами шла христианизация античного города в IV столетии.

51 Антиарианский трактат Фебадия Агенского также отмечен большим влиянием Тертуллиана, точнее его сочинения «Против Праксея». Phoebadius. Liber contra arianos // PL. 20. Col. 13—30; Tertullianus. Adversus Praxeam // PL. 2. Col. 153—196. Следует отметить, что Тертуллиан был близок к никейскому богословию, прямо утверждая единство по сущности Лиц Пресвятой Троицы (Tertullianus. Adversus Praxeam. 12), однако он мыслил Вторую Ипостась Пресвятой Троицы как существовавшую изначально в Боге Премудрость, Которая ради творения мира «произносится» Отцом как Слово и становится Сыном Божиим (Tertullianus. Adversus Praxeam. 5—6).

52 PLS. I. P. 350.

Диспут мирянина Гераклиана с Герминием, епископом сирмийским, о вере Никейского и арианского Ариминского собора.

[Этот диспут] имел место в городе Сирмии в присутствии всего народа,

в январские Иды, в шестой день, в консульство Грациана и Дагалаифа54

Выводятся из темницы Гераклиан, Фирмиан и Аврелиан перед всем городским людом, епископом, сидящим на кафедре со всем своим клиром в присутствии всего народа и знатных людей.

Герминий сказал Гераклиану. Почему тебе показалось [нужным] убеждать людей в единосущии, которое измыслили пустые люди?

Гераклиан сказал'. Следовательно, 300 и более того епископов55 были пустыми [людьми]?

Герминий сказал'. Что такое единосущие?

Гераклиан сказал'. [Это спрашиваешь] ты, который проповедуешь об этом в народе как о чем-то непотребном и умеешь говорить по-гречески?

Герминий сказал'. Этому тебя научил Евсевий, тот, который в ссылке, и Ила-рий, который сам ныне вернулся из ссылки.

Гераклиан сказал'. Я говорю согласно праву и авторитету Божественных Писаний. Почему ты мне это преподносишь, чтобы сбить меня с истинного пути? Будем состязаться на основании Божественных Законов! У нас же есть возможность высказаться и поспорить.

Герминий сказал: Ты в качестве кого [будешь со мной состязаться], негодный раб? Разве ты пресвитер или диакон?

Гераклиан сказал: Я не пресвитер и не диакон, но как наименьший из всех христиан за свою жизнь говорю.

Герминий сказал: Посмотрите, сколь [много] он говорит! [И] никто не вырвал его зубы?

Тогда ударили его диакон Иовиниан и чтец Марин.

Гераклиан сказал: Это служит блаженству моему и славе моей.

Герминий сказал: Скажи, Гераклиан! Я тебя крестил, как же ты от меня принял [крещение]?

Гераклиан сказал: Я принял от тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не в Бога большего, Бога меньшего и этого тварного. Ведь такты говоришь о Святом Духе.

Герминий сказал: Если Святой Дух несотворен, тогда солгал апостол Павел, который говорит: «Все через Христа сотворено на небе и на земле, видимое и невидимое» (Кол 1. 16). Следовательно, если Дух не сотворен через Него, то не все через Него сотворено.

Гераклиан сказал: Если повелишь, я скажу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Герминий сказал: Скажи!

Гераклиан сказал: Написано у пророка Исаии: «Послушай Меня, Иаков и Израиль, которого Я призываю: Я первый и Я навек. И Моя рука основала землю, Моя десница укрепила небеса. Призову их всех, и они предстанут вместе и со-

5413 января 366 г.

55 Речь идет об отцах Никейского собора 325 г.

берутся все и услышат: Кто им возвестил это? Любящий тебя, Я исполнил волю твою о Вавилоне, чтобы погибло семя халдеев. Я сказал, Я призвал; Я привел его и путь его сделал благополучным. Приступите ко Мне и послушайте это: Я и сначала говорил не тайно и не в темном месте; с того времени, как они появились, Я был там. И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. Так говорит Господь, Который освободил тебя, Святый Израиль: Я Господь Бог, Который явил тебе путь, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим, мир твой был бы как свет, и правда твоя — как волны морские и как песок семя твое» (Ис 48. 12—16). Скажи же теперь ты, епископ: О Ком здесь написано?

Герминий сказал: Ты сам скажи.

Гераклиан сказал: Тебе подобает говорить, мне же подобает слушать.

Герминий сказал: Это написано об Отце.

Гераклиан сказал'. А Отец кем послан?

Герминий молчал более часа.

Гераклиан сказал: Очевидно, о Боге Сыне и Духе Бога Живого сказано. Так Троица подтверждена и Божество засвидетельствовано устами святого пророка Исаии.

И когда сказал это Гераклиан, Герминий начал его восхвалять, говоря'. Ты хорошее сердце имеешь, и рождение твое было благим, и с детства твоего мы знаем тебя; обратись в нашу церковь.

Ему и другие многие говорили: Владыка епископ! Он тот, кто против еретиков — [сторонников] помраченного Фотина состязался. Как же теперь сам сделался еретиком?

Герминий сказал: Я свою веру изложил и засвидетельствовал Евсевию, и он удовлетворен был ею. Как Сам Сын Божий говорит: «Отец, Который Меня послал, более Меня» (Ин 14. 28). И: «Я пришел творить волю не Свою, но пославшего Меня Отца» (Ин 6. 38). Ведь и о Святом Духе так написано: «Если Я не отойду к Отцу Моему, не придет к вам Дух Утешитель» (Ин 16. 7). И: «Он не от Себя говорит. Он от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16. 13—14). (Этими словами он говорил к народу.) Я такую истинную веру имею: Я говорю, что Отец нерожден, невидим, бессмертен, без начала, без конца. О Сыне же говорю, что Он раньше веков [имеет] начало от Отца, Бог от Бога, Свет от Света, но не говорю, что Он таков как Отец. Сам же Он сказал: «Отец, Который Меня послал, более Меня» (Ин 14. 28). И: «Я пришел творить волю не Свою, но пославшего Меня Отца» (Ин 6. 38). О Святом Духе говорю, что Он есть князь ангелов и архангелов. Как Сын не подобен Отцу во всем, так и Святой Дух Сыну.

Гераклиан сказал: Отец больший, но только по имени. Ведь апостол Павел сказал: «Христос, Божия Сила и Божия Премудрость» (1 Кор 1. 24). Ты не веришь, что Он есть собственная Сила Божия и Сын Божий и истинный Бог? Ведь и весь Бог есть Сила, и мы знаем, что через эту Силу все силы сотворены. Так ведь написано: «Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их» (Пс 32. 6). Познай же, что через одну Силу все силы на небесах, на земле и в преисподних; через одну Силу из ничего произошли.

Герминий сказал: Следовательно, ты говоришь, что Сын таков, как Отец?

Гераклиан сказал: Так написано в Евангелии от Иоанна: Когда апостол Филипп говорил: «Господи, яви нам Отца и довольно нам», ответил ему Иисус: «Столько времени Я с вами, и ты не познал Меня, Филипп? Кто видит Меня, видит и Отца Моего, и Я и Отец одно. Как же ты говоришь: Покажи нам Отца? Ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне есть?» (Ин 14. 8—10; Ин 10. 30). Итак, познай, что Сын таков, как Отец.

И Герминий замолчал.

Заговорил же пресвитер Феодор и сказал'. Есть место в Писании, где Сын Божий говорит, что «о дне и часе не знает никто, ни ангелы, ни архангелы, ни Сын, но Отец в Своей власти [его] установил» (Мк 13. 32; Мф 24. 36). Итак, как же ты говоришь, что Сын таков, как и Отец?

Гераклиан сказал: Какого же ты Бога проповедуешь, Который не ведает о дне и часе!

Феодор сказал со смущением: Так написано.

Гераклиан сказал: Ты [разве] не читал, что «буква убивает, дух же животворит»? (2 Кор 3. 6).

Здесь же он был сражен и, посрамленный, замолчал.

Агриппин сказал: Написано у апостола Павла: «Когда Он предаст Царство Богу и Отцу, тогда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои; все же поверг под ноги Его. Новейший же враг истребится — смерть. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всех» (1 Кор 15. 24—28). Итак, как же ты говоришь, что Сын таков, как Отец?

Гераклиан сказал: Если это так должно быть понимаемо, как ты говоришь, то все еще Бог имеет бытие будущего времени, в конце, сейчас же Его нет. Если же написано, что «будет Бог все во всех»... Тщетна, следовательно, вера твоя, [ведь] ты напрасно полагаешь, что проповедуешь Бога, [сущего] раньше времен? Как же это так? Спрошу тебя: Одно ли есть Божество или два?

Агриппин сказал: Одно.

Гераклиан сказал: Ты хорошо сказал. Следовательно, Божество, которое подчинено, уже не есть Божество Отца.

Он же сказал: Ты отрицаешь, что Сын подчинен Отцу?

Гераклиан сказал: По воле, а не по необходимости. Ведь, как ты знаешь, добровольно Он и ноги учеников своих омыл. Ведь и в другом месте написано: «Дух пророков подчинен пророкам» (1 Кор 14. 32). Итак, неужели здесь написано, что пророют больше, чем Божественный Дух Божий? Ведь и в другом месте говорит апостол Павел к Тимофею: «Все Писание богодухновенно [и] полезно для научения, для укрепления» (2 Тим 3. 16). Итак, как же вы говорите, что Сын Божий есть творение, и говорите, что Он глаголет через пророков и Утешитель, называемый Заступником, через апостолов? Итак, если утверждается, что Сын есть Бог, установленный раньше веков, как вы говорите, Святой Дух же через Него был сотворен, тогда же, следовательно, не все Писание богодухновенно. И как мы поступим с таким множеством свидетельств? Во-первых, пророка

Исаии, который говорит: «Род Его кто изъяснит?» (Ис 53. 8). Ведь и евангелист Иоанн говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово» (Ин 1. 1). Разве Слово Божие может быть сотворено? Если Оно — Слово, и Кого есть Само Слово. Ведь и о Святом Духе апостол Павел говорит: «Никто не видит, что в Боге, кроме Духа Божия, Который еще изведывает высоты Божии» (1 Кор 2. 11; 10). Итак, Кто этот Дух, Который знает, что есть в Боге? Не у Бога ли Он? Когда написано у пророка Исаии: «Кто постиг замысел Господа? Или кто был Его советником?» (Ис 40. 13). Если Дух Божий был сотворен и Он [Бог] был некогда без Духа, как тогда написано у апостола Павла: «Мы же приняли не духа века сего, а Духа, Который от Бога» (1 Кор 2. 12). И еще говорит: «Вы — письмо Христово, написанное не чернилами, но Духом Бога Живого» (2 Кор 3. 3). И еще говорит: «Господь есть Дух, где же Дух Господень, там свобода, там Бог» (2 Кор 3. 17).

После этих [слов] Агриппин умолк.

Герминий сказал: Посмотрите, как он богохульствует, говоря, что Святой Дух есть Бог, в то время как написано, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только в Духе Святом» (1 Кор 12. 3). Ведь и Давид говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс 109. 1).

Гераклиан сказал: Немного раньше я уже сказал, что по воле, а не по необходимости. Ведь и о Сыне Божием написано: «Я восхожу к Богу Моему и Богу вашему, Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин 20. 17). И в другом месте говорит: «Исповедаю Тебя, Господи, Отца неба и земли» (Мф 11. 25; Лк 10. 21). Итак, получается, что Сын Божий не есть Господь и Бог потому, что Он называет Отца Господом и Богом? Итак, хотя так написано, вы не стыдитесь называть Его Господом и Богом. Отчего же тогда ты стыдишься назвать Святого Духа Богом, когда написано: «Бог есть Дух»? Его же если похулит человек, ему не отпустится [это] не здесь, не в будущем [веке]. Легче будет Содому и Гоморре, чем тем, кто грешат против Святого Духа. Ведь о том, что Святой Дух — Бог и апостол Пётр сказал, обращаясь к Анании и Сапфире, жене его, которые солгали о цене поля, которое продали... ; Тогда сказал блаженный Пётр Анании: «Кто склонил тебя солгать Святому Духу? Ты солгал не человеку, но Богу». (Деян 5. 1—4). И он тотчас же рухнул на землю и умер.

Герминий сказал: Как же Святой Дух может быть Богом, когда написано у Иеремии: «Сей есть Бог наш, и никто другой не считается [Богом] кроме Него. Он нашел весь путь учения и даровал его ребенку Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (На самом деле: Вар 3. 36-38)?

Гераклиан сказал: Сам не зная того, ты хорошо сказал, что воистину он пророчествовал о Сыне как о Боге, Боге, Который пребывал среди людей. Ведь как ты знаешь, что Отец в Сыне и Сын в Отце одно со Святым Духом, познай, что кроме этой Троицы иного Бога не следует страшиться, почитать и поклоняться.

Герминий сказал: Так значит, Христос есть брат Утешителю, Духу Святому?

Гераклиан сказал: Так мы не веруем. Также как один есть Отец, один и Сын и Дух Святой, одна сила. Ведь и Три суть едино.

Герминий сказал: Чем докажешь?

Гераклиан сказал: С помощью апостола Павла.

Герминий сказал: Где это написано?

Гераклиан сказал: В [послании] к Ефесянам.

Герминий сказал: Читай.

Гераклиан сказал: «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего призвания. Один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог Отец всех, Который над всеми и во всех нас» (Еф 4. 4—6).

Герминий сказал: Гераклиан, как изъяснишь [свою] веру?

Гераклиан сказал: Ведь когда луч исходит из солнца, он есть часть от целого; но солнце будет в луче, так как он есть луч солнца, не отделяется сущность, но распространяется, как свет, зажженный от света. Вещество остается целым, неповрежденным, хотя и многие ты заимствовал бы ветви свойств. Таки то, что от Бога произошло, есть Бог и Сын Божий и Оба суть Одно. [Тоже и] о Святом Духе и о Боге соразмерно. Другую, соответственно, степень, а не состояние являет, отсюда Он не отделяется, но исходит. Этот же Сын Божий, как прежде всегда проповедовали, сошел в некую Деву, и, в чреве Её облекшись в плоть, рождается Человек, смешанный с Богом. Плоть, устроенная Духом, рождается, возрастает, учит и есть Христос. Такова моя вера.

Когда сказал это Гераклиан, Герминий исполнился гнева и возмущения и начал восклицать и говорить: Он еретик, поскольку Отца и Сына и Духа Святого называет целым Богом. Он омоусианин, не верьте ему. И просил народ, говоря, чтобы противился ему всякий раб или раба Божия, чтобы дунули на него, потому что он уже мертв. И он клялся, заверяя, что отправит его в изгнание.

Гераклиан сказал: Бог, Который освободил Израиль от руки царя аморейского и царя васанского и Павла от руки самаритян, Он меня освободит и от твоих рук.

Но когда он это сказал, все пресвитеры и диаконы его [Герминия] сказали: Не уйдет он отсюда, пока не анафематствует епископов, которых назвал, о которых он сказал, что придерживается их веры. Это было сказано Гераклиану и Фирмиану со всеми братьями. Но они этого не сделали.

Герминий сказал'. ...не написано. И так их отпустили. И когда их отпустили, часть их соучастников так стала кричать: Их нужно передать консуляру (наместнику. — /.' 3.) и казнить, так как они произвели возмущение и сделали из одного народа два! И принуждали их подписаться под вероопределением еретиков. И восклицали с удвоенной силой, говоря: Нужно передать их консуляру и казнить!

Тогда Герминий сказал: Не нужно, братья! Они не знают, что говорят. Если это было убеждением епископов, то что же [сказать] об этих.

И другие принуждали их, чтобы они склонились под его руки. И они сделали это. И спасались от рук их вплоть до сего дня.

Ключевые слова-, епископат, местная церковь, арианский кризис, Сирмий, Иллирик.

Church Life of Sirmium in the Period of Late Antiquity according

Altercatio Heracliani cum Germinio

G. E. Zakharov

This article is devoted to the reconstruction of the organization and the internal life of the local Christian community in the period of the Arian crisis on the example of the city of Sirmium. The main source is the Latin monument “Altercatio Heracliani cum Germinio”. It is a revised stenography of the dispute between Homoian bishop Germinius and pro-Nicean layman Heraclianus, which took place in 366. Analysis of the text demonstrates the basic principles of the local church’s organization in this period: the monarchy of bishop and the consensus of his flock. At the same time the Arian crisis of the IV century was a great threat for the conservation of church unity not only on the universal, but also on the local level. As the appendix of this article, for the first time is published the Russian translation of this source.

Keywords: episcopate, local church, Arian crisis, Sirmium, Illyricum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.