Научная статья на тему 'Церковная реэмиграция из Китая в 40-е годы ХХ века: к постановке вопроса'

Церковная реэмиграция из Китая в 40-е годы ХХ века: к постановке вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ МИССИЯ / КАФЕДРА / КИТАЙ / МОНАСТЫРЬ / ОБИТЕЛЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЭМИГРАЦИЯ / СЛУЖЕНИЕ / ЮВЕНАЛИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харин Священник Георгий

Статья раскрывает малоизвестные страницы истории Русской Духовной миссии в Китае и процесса реэмиграции на примере личной судьбы владыки Ювеналия уроженца Вятской губернии, после революции 1917 г. и Гражданской войны находившегося на духовной службе в Китае и Сербии, но вернувшегося на родину и возглавлявшего Ижевскую и Удмуртскую епархию в 1950-е гг. Показаны некоторые обстоятельства его биографии и церковной деятельности, сделан вывод о большом вкладе Ювеналия в сохранение традиций православия как за рубежом, так и в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковная реэмиграция из Китая в 40-е годы ХХ века: к постановке вопроса»

УДК 281.93(470+510)"19"

Г. Харин

ЦЕРКОВНАЯ РЕЭМИГРАЦИЯ ИЗ КИТАЯ В 40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

Статья раскрывает малоизвестные страницы истории Русской Духовной миссии в Китае и процесса реэмиграции на примере личной судьбы владыки Ювеналия - уроженца Вятской губернии, после революции 1917 г. и Гражданской войны находившегося на духовной службе в Китае и Сербии, но вернувшегося на родину и возглавлявшего Ижевскую и Удмуртскую епархию в 1950-е гг. Показаны некоторые обстоятельства его биографии и церковной деятельности, сделан вывод о большом вкладе Ювеналия в сохранение традиций православия как за рубежом, так и в СССР.

Ключевые слова: Духовная миссия, кафедра, Китай, монастырь, обитель, православие, реэмиграция, служение, Ювеналий.

Коренной перелом в истории нашего Отечества в конце ХХ в. привел к активизации поисков истоков нашей цивилизации, к новому витку исследования «Русской Атлантиды». Осколки прежнего русского мира рассеяны по всему свету. Одной из замечательных страниц

Священник Георгий Харин - руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Епархиальной комиссии по канонизации святых, настоятель Никольского храма г. Ижевска, доцент кафедры политологии и политического управления Института истории и социологии Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук, egorhar@mail.ru

«русского рассеяния» стала история Православия в Китае. Трагические революционные события в России и массовая эмиграция из России в Китай привели к тому, что здесь сложился особый русский «микромир» с привычным еще дореволюционным укладом жизни. Одну из ведущих ролей в созидании этих островков русского мира играла Православная Церковь. Центром Православия в Китае была специально учрежденная Русская Духовная миссия в Китае. Духовенство Пекинской Миссии почти не занималось проповедью Православия среди китайцев, а сосредоточило все свои труды на пастырском попечении о русских беженцах. Русские эмигранты построили на территории Китая более сотни храмов - в Пекине, Харбине, Синьцзяне, Внутренней Монголии, Гонконге, Ханькоу, Тяньцзине - во всех городах, где жили русские, можно было видеть православные храмы (Фото 1) [5]. Китайская революция 1949 г. вынудила многих русских беженцев вернуться на Родину. Но это была уже совсем другая страна - послевоенный Советский Союз, а не привычный русский мир дореволюционного издания.

Фото 1. Русская церковь в Харбине, 1920-е гг.

Как воспринимали свою новую «старую» Отчизны реэмигранты, как адаптировались к новой реальности - вот ряд вопросов, которые еще требуют внимательного изучения.

Очевидно, что особые трудности в процессе реэмиграции испытывало духовенство, вынужденное вернуться в Советский Союз. Там -в русском Китае - оно было центром общественной жизни, стержнем на котором формировался мир русского рассеяния. Теперь же православному духовенству предстояло адаптироваться к новой советской действительности. В этой драматической истории есть и своя «удмуртская» страничка. Речь идет о судьбе архиепископа Ювеналия (Кили-на) - человека глубокой духовной жизни, возглавлявшего Ижевскую и Удмуртскую епархию в 50-е гг. ХХ в.

Он родился в апреле 1875 г. от благочестивых родителей, происходивших из крестьян деревни Опар прихода Покровской церкви села Арзамасцева Сарапульского уезда Вятской губернии [6, л. Поб-112]. С раннего детства Иван Килин имел тяготение к Церкви и монастырской жизни. Успешно окончив начальную земскую школу в Арзамасцеве, Иван поступил в Сарапульское уездное училище, которое закончил в 1889 г. [6, л. 111об-112]. Освободившись от воинской повинности, он был зачислен в число братии Белогорского монастыря Пермской епархии. В связи с событиями Гражданской войны в 1919 г. архимандрит Ювеналий переехал в Читу, а 1920 г. оказался в Харбине. Прибыв в Харбин, он был назначен настоятелем Успенского храма и заведующим нового русского кладбища [4, с. 7]. В 1922 г., с благословения архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия, им был основан мужской монастырь на Крестовском острове, что в окрестностях Харбина, но в том же году был командирован в Сербию, где был настоятелем одной из мужских обителей Сербской Православной Церкви. Какое-то время архимандрит Ювеналий служил в Белграде у мощей святителя Саввы Сербского [4].

В качестве благословения за добросовестную службу о. Ювеналий получил частицу мощей этого святителя. Теперь она находится в Троицком Соборе г. Ижевска. Вернувшись в Харбин в 1924 г., архимандрит Ювеналий был назначен строителем новой Казанско-Богородицкой обители, перенесенной в Новый Модягоу. Монастырской типографией издавался духовно-нравственный журнал «Хлеб Небесный», редактором

которого в течение 10-ти лет являлся архимандрит Ювеналий. Среди многочисленной литературы, изданной обителью были: приложение к журналу «Детское чтение», сборник «Рождественский благовест», «Полный молитвослов с канонами и правилом ко Св. Причащению», сборник «Надежда» с истолкованием молитвы Господней и 9-ти заповедей блаженств, «Песнопения Страстной и Пасхальной Седмицы и двунадесятых праздников с переводом их на Русский язык», «Жития Святых», «Христианская жизнь по Добротолюбию», «Сердце человеческое. Опыт изображения духовно-нравственного состояния людей грешных и праведных», «Краткий словарь иностранных слов Н.П. Покровского», «Церковный энциклопедический словарь архимандрита Феодосия», «Путь православного христианина в Царство Небесное», «Краткий очерк возникновения, устроения и жизни обители» и многое другое. Кроме собственной типографии, обитель имела и другие мастерские: иконописную, столярную, переплетную, сапожную и портняжную [4].

В 1934 г. в Сремских Карловцах, ходатайством Начальника Пекинской Духовной Миссии епископа Виктора, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви постановил хиротонисать архимандрита Ювеналия во епископа Синьзянского (в Восточном Туркестане), второго викария Русской Духовной Миссии с местопребыванием в г. Урумчи [4]. К сожалению, для новохиротонисанного епископа Ювеналия неблагоприятно сложилась обстановка, ибо невозможно было из-за значительных затруднений для проезда отправиться к врученной ему Синьзянской пастве. В течение года Владыка продолжал настоятельствовать в обители, а в 1936 г. - заменял Преосвященного Начальника Миссии, епископа Виктора, находившегося в Белграде. С 1937 г. по 1938 г. Владыка заменял миссийского викария, святителя и чудотворца Иоанна, принимавшего участие в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах. После его возвращения, Владыка Ювеналий был определен настоятелем Никольского храма-памятника в г. Шанхае, где помогал епископу Иоанну в делах Миссии, а затем в 1940 г., ходатайством самого Владыки и постановлением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, вновь назначен настоятелем Казанско-Богородицкой обители с подчинением ему монашеской общины в Трехречье и присвоением ему титула «епи-

скопа Цицикарского, второго викария Харбинской и Маньчжурской епархии» (Фото 2).

Священник Серафим Ган пишет, что «в 1947 г. Владыка Ювеналий был вынужден уехать в СССР, где был определен епископом Челябинским» [2]. Свое возвращение на Родину и последующие события Владыка подробно описал в статье «Возвращение на Родину»: «С глубоким душевным волнением я вступаю в свою дорогую и родную отчизну и в первопрестольный древний град Москву после 28-летнего пребывания в чужой дальневосточной стране. В прошлые годы, тяжелые для всего русского народа, мы, русские люди, живущие в далекой Манчжурии (и в Китае), глубоко соболезновали великому русскому горю и от души молились о сокрушении врага и супостата, с несомненною верою, что полная победа над врагами будет дарована российскому воинству» [3, с. 46-47]. Очевидно, что по сообщениям официальной советской печати (даже церковной) понять настоящее настроение вернувшихся иерархов нельзя. Из бурной церковной действительности зарубежья

Фото 2. Епископ Цицкарский Ювеналий (Килин). Китай, 1940-е гг.

им пришлось окунуться в разруху епархиальной и приходской жизни. Разница не могла не удручать. Патриарх Алексий I хорошо понимал сложившее положение. Поэтому прежде назначения на советские кафедры всех епископов реэмигрантов сначала помещали на «адаптационный карантин» - в те немногие монастыри, что действовали на территории СССР. В частности - в Псково-Печерский Успенский монастырь.

Формально епископ Ювеналий находился в монастыре на покое. Думается, что это было время осмысления новой реальности и знакомства с особенностями церковной жизни в СССР. Только через три месяца, 12 мая 1947 г., Владыка был назначен на Челябинскую кафедру. В 1948 г. Владыка был возведен в сан архиепископа и 3 июня 1948 г. перемещен на Иркутскую кафедру. 21 февраля 1949 г. перемещен на Омскую кафедру, где был первым предстоятелем этой епархии после ее восстановления.

В 1952 г., когда с переводом ижевского епископа Иеронима на Куйбышевскую кафедру Ижевская кафедра стала свободна, Владыка просил Святейшего Патриарха перевести его на Ижевскую кафедру, т.к. «на старости лет он желал послужить в своих родных местах, хотя и на меньшей епархии», и «скончать жизнь свою близ могил своих родителей (братьев и сестер)» [1]. Архиепископ Ювеналий указывал также, что управление огромной Омско-Тюменской епархией в его преклонном возрасте (77 лет) и неважном здоровье очень утомительно и обременительно. Согласно просьбе Владыки, 31 июля 1952 г. он был назначен на Ижевскую и Удмуртскую кафедру (Фото 3). Прибыл он в Ижевск в конце августа - начале сентября. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по УАССР Мошкин, наблюдавший за деятельностью архиепископа Ювеналия, сделал вывод, что «несмотря на свой преклонный возраст, он довольно энергично взялся за изучение епархии. За этот короткий промежуток он побывал в г. Сарапуле два раза, в г. Воткинске, в г. Камбарке. Кроме того, не по одному разу проводил службы в обеих церквах Ижевска, каждый раз произносит проповеди, неизменно заканчивающиеся призывом верить в Бога, укреплять религию» [8, л. 167об-168].

Любя уставное, монастырское Богослужение, владыка удлинил в кафедральном Троицком Соборе церковные службы [7, л. 8об-9]. В 1954 г. уполномоченный по УАССР Халевин отмечал, что архиепископ Ювеналий, несмотря на свой преклонный возраст, ревностно

Фото 3. Архиепископ Ювеналий в рабочем кабинете. Ижевск, 1950-е гг.

относится к церковному Богослужению, «вызывая удивление среди служителей культа республики своей стойкостью и выносливостью. В каждый воскресный день он сам принимает участие в отправлении Богослужений в Троицком Соборе, служит и в другие дни недели. Часто выступает с проповедями и беседами, требуя того же от настоятелей церквей. Строгие требования в ревностном исполнении Богослужения и обрядов он предъявляет ко всем своим подчиненным» [10, л. 6]. Владыка часто выезжал на приходы, где совершал Богослужения в торжественной обстановке с участием хора Троицкого Собора. Всегда владыка говорил проповеди и поучения, и его служение привлекало всегда большое количество верующих [9, л. 2].

Владыка поддерживал письменную связь и помогал материально многим находившимся в заключении священникам и епископам, которых он знал. Так, например, он оказывал денежную помощь архиепископу Нестору (Анисимову), которого по его возвращении из Китая в СССР отправили в лагерь [10, л. 9]. О степени его включенности свидетельствует отчет уполномоченного. В начале 1956 г. уполномо-

ченный Халевин из бесед с владыкой и со слов его секретаря иеродиакона Андрея (Полякова) сделал вывод: «архиеп. Ювеналий почти не читает газет и журналов, не интересуется внутренней жизнью страны и все свое свободное время проводит за чтением «житий святых» или пением псалмов» [9, л. 50]. Открытым остается вопрос, был ли этот добровольный затвор зовом верующего сердца или молчаливым неприятием советской действительности. Так или иначе, 28 декабря 1958 г. на 83-м году жизни архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий (в схиме Иоанн) скончался.

Образцовый пастырь, прошедший вместе с паствой и горькое изгнание и новую потери новой Родины, титан духа не сломленный советской системой, архиепископ Ювеналий являет нам удивительный пример русского православного патриота, пронесшего любовь к Отечеству через горнило испытаний. Личность почившего архипастыря, несомненно, заслуживает не только церковного почитания, но и научного исследования.

Список использованных источников и литературы

1. Архив Московской Патриархии. Личное дело архиепископа Ювеналия.

2. Ган Серафим, свящ. Архиепископ Цицкарский Ювеналий // Информационный портал «Православие. РУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/

3. Журнал Московской Патриархии. 1947. № 5.

4. Малых А., свящ. Архиепископ Ювеналий, молитвенник о нас пред Богом // Православные вести. № 12. 2005.

5. Поздняев Деонисий, прот. Краткая история Православной Церкви в Китае // Информационный портал «Православие.РУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40028.htm

6. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 430. Оп. 1. Д. 42.

7. ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 104.

8. ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 105.

9. ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 123.

10. ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.