Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
Па1аюрюош: еп %ропю, еп ярооюяю, еп егбег
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 3 (19) 2022
ev "Проа^,
rrvTOApl
<2.
ÜAAAIOPQSIA "4fr ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>
личной
В. И. Петрушко
Церковная политика великого князя Василия III в контексте противостояния «иосифлян» и «нестяжателей»
УДК 94(470)"14/15"+271.2-9 DOI 10.47132/2618-9674_2022_3_12 EDN QHBRWT
Аннотация: В сообщении рассматриваются особенности политики великого князя Московского Василия III в отношении церковного землевладения, определяется круг основных факторов, оказывавших на нее влияние в различные периоды правления этого государя. Предпринимается попытка определить причины тяготения Василия III в разное время к «нестяжателям» и «иосифлянам».
Ключевые слова: Великое княжество Московское, История Русской Церкви, Василий III, Нил Сорский, Паисий Ярославов, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, церковное землевладение.
Об авторе: Владислав Игоревич Петрушко
Доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. E-mail: [email protected]
Для цитирования: Петрушко В.И. Церковная политика великого князя Василия III в контексте противостояния «иосифлян» и «нестяжателей» // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2022. № 3 (19). С. 12-22.
Статья поступила в редакцию 05.11.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 19.11.2021.
Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas
Palaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev ei8ei Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 3 (19) 2022
ev "npoaoiy, ^ -
<2.
ÜAAAIOPQSIA
äpebhhh pyct
Vladislav Petrushko
The Grand Prince Vasily III Church Policy in the Context of the Confrontation between «Josephites» and «Non-possessors»
UDK 94(470)"14/15"+271.2-9 DOI 10.47132/2618-9674_2022_3_12 EDN QHBRWT
Abstract: The theme of the report is the features of the Grand Prince of Moscow Vasily III policy in relation to church land ownership. The author determines the range of main factors influenced it in different periods of the reign of this sovereign. Also he tried to determine the reasons for the patronage of Vasily III to the «non-possessors» and «Josephites» at different times.
Keywords: Grand Duchy of Moscow, History of Russian Church, Vasily III, Joseph Volotskiy, Nil Sorskiy, Vassian Patrikeev, Paisii Jaroslavov, Church Land Ownership.
About the author: Vladislav Petrushko
Doctor of Church History, PhD in History, Professor at the Department of General and Russian Church History and Canon Law of Saint-Tikhon Orthodox University of the Humanities. E-mail: [email protected]
For citation: Petrushko V. The Grand Prince Vasily III Church Policy in the Context of the Confrontation between «Josephites» and «Non-possessors». Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2022, No. 3 (19), p. 12-22.
The article was submitted 05.11.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 19.11.2021.
же великий князь Иван III, нуждаясь в свободных землях для пожалования
в поместье служилым дворянам Московского государства, вынашивал планы
ограничения церковного землевладения и даже изъятия (по крайней мере, частичного) монастырских земель, что было им осуществлено в Великом Новгороде под предлогом борьбы с местным сепаратизмом. С этой же целью Иваном III была инспирирована дискуссия о церковном землевладении на Московском Соборе 1503 г.1 Однако в период проведения соборных заседаний великого князя разбил паралич2, что Иван III воспринял как знамение свыше и отступил от своих намерений3.
К моменту начала самостоятельного правления великого князя Василия III в 1505 г. Русскую Церковь возглавлял митрополит Симон Чиж. Несмотря на то, что Симон, как и Нил Сорский, был учеником старца Паисия (Ярославова)4, на Соборе 1503 г. митрополит решительно выступил в защиту монастырского землевладения и поддержал в этом вопросе Иосифа Волоцкого5.
В последние годы жизни Ивана III Иосиф Волоцкий приобрел значительное влияние при дворе великого князя, прежде всего благодаря тому, что он выступил в качестве главного идеолога самодержавной власти Московских государей6. Эту роль Иосиф продолжал играть и в начале правления великого князя Василия III, который к тому же во многом лично был обязан Волоцкому игумену своим приходом к власти. Активная борьба Иосифа Волоцкого с сообществом «жидовствующих» привела, в итоге, к тому, что Иван III лишил права наследования своего внука Дмитрия Ивановича, находившегося вместе со своей матерью Еленой Стефановной Волошан-кой под влиянием еретиков, и передал Московский великокняжеский престол своему сыну от Софьи Палеолог Василию Ивановичу7.
Указанные обстоятельства явились причиной того, что Василий III в начале своего правления, нуждаясь — в видах укрепления своей власти — в поддержке со стороны условных «иосифлян» (т.е. апологетов церковного землевладения): митрополита Симона, Иосифа Волоцкого и др., не поднимал вопроса о церковных землях, несмотря на то что проблема дальнейшего развития поместного землевладения в Московском государстве в то время еще более актуализировалась.
О первоначальном благоволении великого князя к Иосифу Волоцкому наиболее наглядно свидетельствовали обстоятельства, связанные с «делом» архиепископа Новгородского Серапиона. В феврале 1507 г. Иосиф обратился к Василию III и митрополиту Симону с просьбой принять Волоцкий монастырь «в великое государство»&. Этот вопрос был рассмотрен великим князем и церковным Собором во главе
1 См.: Плигузов А.И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.
2 Судя по всему, у Ивана III случился инсульт.
3 Бегунов Ю.К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364.
4 РФА. М., 1987. Ч. 2. № 73.I. С. 239-242.
5 Бегунов Ю.К. «Слово иное»...
6 См.: Зимин А.А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. Т. 9. Л. 1953. С. 159177; Алексеев А.И., Басова М.В., Шевченко Э.В. Иосиф Волоцкий // ПЭ.Т. 25. М., 2010. С.559-585; Алексеев А.И. Иосиф Волоцкий. М., 2014.
7 См.: Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV — начала XVI вв. СПб., 2002; Его же. Жидовствующие // ПЭ.Т. 19. М., 2008. С.185-194; Алексеев А.И., Басова М.В., Шевченко Э.В. Иосиф Волоцкий.; Алексеев А.И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480-1510-х гг. СПб., 2010; Его же. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI вв.: стригольники и жидовствующие. М., 2012; Его же. Иосиф Волоцкий. М., 2014.
ПСРЛ. Т. 28. М.; Л., 1963. С. 343.
с митрополитом Симоном9. Было принято решение считать покровителем монастыря Московского государя (при условии, что монастырь продолжит платить налоги со своих земельных владений удельному князю Волоколамскому)10. Также была подтверждена юрисдикция Новгородского архиепископа по отношению к Иосифо-Волоцкому монастырю.
Когда в дальнейшем архиепископ Серапион запретил Иосифа в служении, Во-лоцкий игумен сообщил о наложенном на него наказании великому князю и митрополиту11. По приказу Василия III архиепископ Серапион был сведен с Новгородской кафедры. Наложенное им прещение было отменено, и 8 мая 1509 г. Иосиф получил от митрополита Симона разрешительную грамоту, восстанавливавшую его в правах и возвращавшую к служению12. В июле 1509 г. церковный Собор, на котором рассматривалось дело Серапиона, отправил бывшего Новгородского архиепископа на покаяние в Спасо-Андроников монастырь13.
Тем не менее Василий III задумывался о возобновлении дискуссии о «монастырских селах», ожидая для этого удобного момента. Очевидно, готовясь к возобновлению наступления на церковное землевладение, великий князь в 1509 г. санкционировал возвращение из Кириллова-Белозерского монастыря в Москву князя-инока Вассиана (Патрикеева) — главного идеолога «нестяжательства». Вассиан был не только освобожден из ссылки, но и приближен Василием III, в результате чего он обрел при дворе значительное влияние и стал именоваться «великим временным человеком»14.
Вторым шагом Василия III на пути к изменению церковной политики после кончины митрополита Симона в 1511г. стало поставление нового предстоятеля Русской Церкви15. Им стал архимандрит Симонова монастыря Варлаам16. Скорее всего, государь остановил свой выбор на Варлааме, видя в нем представителя заволжских «нестяжателей» и надеясь на его помощь в решении вопроса о церковных землях в выгодном для государственной власти ключе. Такое впечатление могло сложиться у великого князя после того, как в бытность Варлаама архимандритом Симонова монастыря именно эту обитель избрал для своего пребывания возвращенный в Москву Вассиан (Патрикеев)17. Кроме того, Варлаам, как считается, был пострижеником Кириллова-Белозерского монастыря, являвшегося в то время центром «нестяжательских» настроений18. Таким образом, изменение церковной политики Василия III в сторону симпатии к «нестяжательству» следует датировать началом второго десятилетия XVI в.
Получив поддержку и покровительство со стороны великого князя, Вассиан (Патрикеев) начал решительное наступление на Иосифа Волоцкого. В ответ на «челоби-тие» Иосифа, написанное летом 1511г.19 после того, как его ученики — Нил (Полев) и Дионисий (Звенигородский), подвизавшиеся на Белом озере, — обвинили в еретических настроениях ряд тамошних иноков, Вассиан написал Слово на «Списание
9 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 387; Т. 28. С. 343.
10 АФЗХ.Т. 2. М., 1956. № 45, 55. С. 44-45; 56.
11 Послания Иосифа Волоцкого. М; Л., 1959. С. 186.
12 АТ. Т. 1. СПб., 1841. № 290. С. 529-530.
13 ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. М., 2003. С. 92; Т. 6. Вып. 2. С. 386-388; Т. 8. СПб., 1859. С. 250; Т. 24. Пг., 1921. С. 216; Т. 30. М., 1965. С. 176.
14 Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 228.
15 29 апреля (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 392-393) или 30 апреля (ПСРЛ. Т. 24. С. 217) 1511 г.
16 3 августа 1511 г. (ПСРЛ. Т. 28. С. 346).
17 Синицына Н.В. Вассиан (Патрикеев) // ПЭ. Т. 7. М., 2004. С. 253-257.
18 Макарий (Веретенников), архим. Варлаам, митр. Московский и всея Руси // ПЭ. Т. 6. М., 2003. С. 582-585.
19 Послания Иосифа Волоцкого. С. 228.
Иосифа»20. Великий князь однозначно встал на сторону Вассиана в его столкновении с «иосифлянами» и подверг наказанию Нила и Дионисия21. Самому же Иосифу Во-лоцкому Василий III запретил выступать — письменно или устно — против Вассиана (Патрикеева)22.
Вассиан отразил свои радикальные «нестяжательские» взгляды, прежде всего, в составленной им Кормчей23 и таких сочинениях, как «Собрание некоего старца на въспоминание своего обещания о отвержении мира»24, «Слово ответно против клевещущих истинну еуангельскую»25, «Слово о еретицех»26 и «Прение с Иосифом Волоцким»27. Вассиану приписывают28 и «Ответ неизвестного на послание И. И. Третьякову»29, в котором также осуждаются монастырские «стяжания».
Создание Вассианом (Патрикеевым) новой редакции Кормчей стало важнейшим этапом противостояния «нестяжателей» и «иосифлян». Вассиан составил не столько сборник канонических правил, сколько публицистическое по своей направленности сочинение, в текст которого он включил ряд своих сочинений и труды некоторых других авторов30. Так, в состав 1-й и 2-й редакций Кормчей, состоявших из 17 глав, Вассиан (Патрикеев) в качестве последней главы включил «Собрание некоего старца на въспоминание своего обещания о отвержении мира», которое, по сути, стало манифестом «нестяжательства», каким оно было в понимании князя-инока: «Иноком жити по Евангелию, и по Апостолу, и по Великому Василию — сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаяся своима рукама. Аще ли не удовлимся сим, подобает от соборныя церкви, от церковнаго богатства питатися, или у христолюбцов милостыня приимати нужная, а не излишнее, ни сел, ни многаго богатства»31.
В «Прении с Иосифом Волоцким» Вассиан (Патрикеев) развивает свою «нестяжательскую» программу еще дальше, угрожая изымать монастырские земли не в пользу епархий, а секуляризовать их, передав государю: «Аз великому князю у монастырей села велю отъимати»32. Однако такой посыл, адресованный «иосифлянам»,
20 Анхимюк Ю.В. Слово на «Списание Иосифа» — памятник раннего нестяжательства // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. М., 1990. Вып. 49. С. 115— 146. Предположительно, сочинение Вассиана появилось в период между летом 1511 и летом 1512 гг.
21 Послания Иосифа Волоцкого. С. 368.
22 Там же. С. 228.
23 Плигузов А.И. Кормчая Вассиана Патрикеева // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей. М., 1988. С. 31-49; Корогодина М.В. Кормчие книги XIV — первой половины XVII века: в 2 т. Т.1: Исследование. М.; СПб., 2017. С. 374-387.
24 Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 223-230.
25 Там же. С. 254-271.
26 Там же. С. 272-274.
27 Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. С.273-281. См.: Плигузов А.И. «Прение с Иосифом» // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей. М., 1989. С. 49-77.
28 Послания Иосифа Волоцкого. С. 273; Анхимюк Ю.В. Слово на «Списание Иосифа». С. 135.
29 Послания Иосифа Волоцкого. С. 336-366.
30 Еще одной особенностью Кормчей Вассиана стало то, что он изложил церковно-канонический материал не в традиционном порядке (сначала апостольские правила, потом правила Вселенских и Поместных Соборов, правила св. отцов, императорские новеллы), а по тематическому принципу.
31 Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. С.224. См.: Плигузов А.И. Вступление Вассиана Патрикеева в полемику о монастырских землях и творческая история «Собрания некоего старца» // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей. М., 1987. С. 4-48.
32 Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. С. 273-281.
выглядит скорее как публицистическая гипербола, цель которой — продемонстрировать могущественное положение Вассиана при великом князе и степень его влияния на Василия III.
В своей Кормчей, претендующей на то, чтобы стать официальным церковно-правовым сводом, регламентирующим экономические основы жизни Русской Церкви, Вассиан все же не доходит до подобного радикализма. В ней князь-инок признает возможность получения монастырями доходов от земельных владений, но лишь опосредованно — через епархиального эконома, подведомственного епископу. Помимо содержания монастырей на эти средства также, по мнению Вассиана, следовало осуществлять благотворительную деятельность Церкви. То есть Патрикеев все же допускал возможность монастырского землевладения, но при условии отчуждения иноков от распоряжения «селами». Таким образом, «нестяжательская» доктрина Вассиана (Патрикеева) явно расходилась с устремлениями великого князя Василия III, который стремился к изъятию церковных земель, а отнюдь не к их перераспределению внутри Церкви, как это предлагал осуществить князь-инок.
Еще менее содействовал решению вопроса о церковных землях в выгодном для великого князя направлении митрополит Варлаам. И хотя он, в отличие от митрополита Симона, не получал от великого князя ни земельных пожалований, ни жалованных грамот, предоставлявших налоговый иммунитет земельным владениям митрополичьей кафедры, последняя при Варлааме приобрела ряд земельных владений путем их покупки у частных лиц33. Взгляд митрополита Варлаама на проблему церковного землевладения, как видно, был весьма далек от радикализма Вассиана (Патрикеева) и основывался, прежде всего, на здравом осмыслении положения дел в Русской Церкви и складывающихся государственно-церковных отношений.
Однако не менее важным элементом церковной политики Василия III, чем ограничение церковного землевладения, был вопрос об установке более жесткого контроля со стороны великокняжеской власти над Русской Церковью34. И в этом «нестяжатели» также не оказали Московскому государю никакого содействия.
Как родовитый боярин по происхождению и родственник великого князя Ивана III, Вассиан (Патрикеев), даже будучи монахом, по мнению Зиновия Отенского, в Си-моновом монастыре продолжал вести вельможный образ жизни35, парадоксальным образом сочетавшийся с радикальными «нестяжательскими» взглядами, которых князь-инок, судя по всему, придерживался исключительно в теории. При этом Васси-ан отнюдь не проявлял склонности стать проводником воли великого князя в Церкви.
Еще менее подходил для этой роли Варлаам — этот митрополит Всея Руси был слишком независимым и принципиальным, не желал участвовать в сомнительных, с нравственной точки зрения, политических предприятиях, к которым его пытался привлечь Московский государь. Наиболее ярко это проявилось, когда Варлаам отказался принять участие в завлечении в Москву удельного Новгород-Северского князя Василия Шемячича, на чем настаивал Василий III36. Это стало поводом для низложения Варлаама с митрополичьего престола 17 декабря 1521 г. и его последующей ссылки в Спасо-Каменный монастырь37.
33 Макарий (Веретенников), архим. Варлаам, митр. Московский. С. 582-585.
34 Синицына Н.В., Самойлова Т.Е. Василий III Иоаннович // ПЭ. Т. 7. М., 2004. С. 115-123.
35 Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863. С 899-900.
36 Герберштейн С. Записки о московитских делах // Новокомский П.И. Книга о московитском посольстве. СПб., 1908. С.41; Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 242-244, 254-255.
37 ПСРЛ. Т. 8. С. 269.
Вассиан (Патрикеев) удержался на свободе несколько долее. Состоявшийся в 1525 г. суд над близким к Вассиану Максимом Греком, которого в числе прочего обвиняли в оскорбительных отзывах о великом князе Московском, существенно ухудшил положение Вассиана. Осудив Василия III за развод с Соломонией Сабуровой и повторный брак с Еленой Глинской, Вассиан вообще утратил доверие государя. В конечном счете, в 1531г. Василий III покончил с князем-иноком, выдав его митрополиту Даниилу на суд и последующую расправу38.
Разочаровавшись в «нестяжателях» и устранив Варлаама с митрополии, великий князь Василий III обратил свой взор на игумена Иосифо-Волоцкого монастыря Даниила Рязанца, который и стал 27 февраля 1522 г. новым митрополитом Всея Руси39. Однако поставление Даниила во главе Русской Церкви вряд ли можно считать торжеством «иосифлянства», если трактовать это определение в смысле подлинного следования традиции преподобного Иосифа Волоцкого. В реальности Даниил был столь же далек от нее, как и утрированный «нестяжатель» Вассиан от традиции преподобного Нила Сорского. Именно благодаря деятельности Даниила понятие «иосифлянин» было окарикатурено и опошлено, получив резко негативную коннотацию уже у современников митрополита.
Очевидно, что отнюдь не преемство по отношению к Иосифу Волоцкому (более чем сомнительное)40 стало причиной поставления Даниила на митрополию, а его крайний сервилизм по отношению к великокняжеской власти. В этом отношении весьма примечательно активное участие Даниила в деле Василия Шемячича (митрополит фактически стал соучастником политического убийства Новгород-Северского князя41), а также в разводе Василия III с Соломонией Сабуровой, насильственном пострижении великой княгини и повторном браке великого князя с Еленой Глинской, противном канонам Православной Церкви42.
Готовый благословить любое начинание великого князя, не считаясь с тем, насколько оно гармонирует с христианской нравственностью, митрополит Даниил стал для Василия III незаменимой фигурой, благодаря которой Московский государь не только подчинил себе Русскую Церковь, но и поставил ее на службу своим политическим интересам.
38 Синицына Н. В. Вассиан (Патрикеев). С. 253-257.
39 ПСРЛ. Т. 8. С. 269.
40 В послании к великому князю Василию III, которое Иосиф Волоцкий написал незадолго до своей кончины, он назвал государю имена десяти своих ближайших учеников — «братий болших», которые, с его точки зрения, заслуживали того, чтобы встать после смерти учителя во главе братии (Послания Иосифа Волоцкого. С. 239-240). Имени Даниила в этом списке не было. Прежде всего, Даниил был скандально молод — к моменту смерти прп. Иосифа Волоцкого в 1515 г. он не только не достиг 30-летнего возраста, необходимого, по канонам, для рукоположения в священный сан (без чего нельзя было стать игуменом монастыря), но не имел даже 25 лет от роду, что, в соответствии с каноническими нормами, было возрастным цензом для лиц, рукополагаемых во диаконы. Кроме того, от Иосифа Волоцкого, вероятно, не укрылась такая черта молодого инока, как честолюбие: несмотря на юные годы, Даниил намеревался уйти из Волоцкого монастыря в другую обитель, где ему обещали игуменство (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Т. 1. Сентябрь, дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 491). Тем не менее, именно Даниил стал преемником прп. Иосифа на игуменстве. Различные редакции Жития св. Иосифа Во-лоцкого сообщают, что он был вынужден благословить Даниила, избранного братией, занять пост игумена. Кроме того, на поставление Даниила игуменом, скорее всего, оказал влияние великий князь Василий III, под патронатом которого находился Иосифо-Волоцкий монастырь.
41 ПСРЛ. Т. 8. С. 270; ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. № 172. С. 141-145.
42 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 542; Т. 5. Вып. 1. С. 103; Т. 6. СПб., 1853. С. 264; Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 227; Герберштейн С. Записки о московитских делах. С. 38.
Это стало возможным, в том числе, по той причине, что впервые в истории Русской Церкви ее возглавил 30-летний (!) предстоятель43. Беспрецедентная молодость Даниила уже сама по себе была фактором, который не позволял новому митрополиту Всея Руси обладать в глазах духовенства и верующих таким же авторитетом, какой имели его предшественники. Кроме того, юному предстоятелю Русской Церкви, который был всецело обязан своим неожиданным возвышением Василию III, было крайне сложно выдерживать в отношениях с великим князем независимую и принципиальную линию. Впрочем, вся деятельность Даниила в качестве митрополита показала, что он к этому отнюдь не стремился. Вероятно, Василий III намеренно создал подобный прецедент, существенно облегчавший подчинение митрополита великокняжеской власти.
Еще в бытность игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря Даниил получал богатые вклады и жалованные грамоты, энергично покупал и обменивал земельные владения44. Василий III издал ряд грамот, которыми даровал новоприобретенным монастырским вотчинам налоговые и судебные льготы, предоставил обители право беспошлинной закупки соли и продажи ее излишков и беспошлинной торговли хлебом в Москве45.
Поставление Даниила на митрополию закономерно привело не только к росту церковного землевладения, но и к постепенному возобновлению практики великокняжеских земельных пожалований Церкви. Но на расширение практики предоставления льгот монастырям помимо радикального «иосифлянства» Даниила существенно повлиял и субъективный фактор. Если великий князь Иван III отказался от своих планов ограничения церковного землевладения после перенесенного паралича, в котором увидел предостережение свыше, то Василий III, в свою очередь, стал отступать от аналогичных намерений по причине переживаний, связанных с многолетней бездетностью Московского государя и проблемой с престолонаследием.
В частности, это хорошо видно на примере Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, основанного в 1508 г. преподобным Даниилом Переяславским при кладбище «на убогих домах». Василий III сначала назначил этой обители ругу, позднее подарил земли с крестьянами. Жалованные грамоты великого князя от 1525 и 1526 гг. освободили монастырских крестьян от уплаты налогов и разного рода повинностей и пошлин. Щедрость Василия III объяснялась тем, что Даниил Переяславский сугубо молился о рождении у великого князя сына46. В 1528 г. Василий III и Елена Глинская посетили Данилов монастырь в числе прочих обителей, избранных для специального богомолья о рождении наследника47.
С молитвами о даровании наследника также были связаны пожертвования Василия III Корнилиеву-Комельскому, Кириллову-Белозерскому, Антониеву-Сийскому и ряду других русских монастырей, а также щедрая денежная помощь и дары монастырям Афона, Сербии и Синая48.
Согласно преданию, именно по молитвам Даниила Переяславского у Василия III, в конечном счете, родился долгожданный первенец49. Показательно, что Переяславский
43 Герберштейн С. Записки о московитских делах. С. 41.
44 АФЗХ. Ч. 2. № 65-73. С. 65-71; № 75-84. С. 72-82; № 86. С. 83.
45 АФЗХ. Ч. 2. № 79. С. 76-78; № 80. С.78; № 82. С.81; Баранов К.В. Новые акты Иосифо-Волоколамского монастыря конца XV — начала XVII в. // Русский дипломатарий. 1998. Сб. 4. № 3. С. 22-35.
46 Горшкова В.В., Сукина Л.Б. Даниил (Димитрий Константинович), прп. // ПЭ.Т. 14. М., 2006. С. 56-62.
47 ПСРЛ. Т. 8. С. 272; Т. 13. Ч. 1. СПб, 1904. С. 46.
48 Синицына Н.В., Самойлова Т.Е. Василий III Иоаннович. С. 115-123.
49 ПСРЛ. Т. 8. С. 273-274.
игумен наряду с Волоцким иноком Кассианом Босым и монахом Троице-Сергиева монастыря Иовом (Курцевым) был избран великим князем в восприемники от купели при крещении его сына Ивана Васильевича50.
По случаю рождения долгожданного наследника Василий III пожертвовал Данилову монастырю в Переславле-Залесском средства, на которые в 1530-1532 гг. в обители были возведены каменный Троицкий собор с приделом св. Иоанна Предтечи, небесного покровителя будущего Ивана Грозного, и каменная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезной51.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что перемены в симпатии Василия III от «иосифлян» к «нестяжателям» и обратно были обусловлены следующими факторами. Нуждаясь в начале своего правления в идеологической поддержке, великий князь был вынужден опираться на авторитет Иосифа Волоцкого и митрополита Симона. Укрепив свою власть и задумав продолжить политику ограничения церковного землевладения, Василий III приблизил к себе идеолога «нестяжательства» Вассиана (Патрикеева) и поставил на митрополию Варлаама. Разойдясь с ними в вопросе о судьбе монастырских вотчин и не получив от них чаемого обоснования для их изъятия в пользу государства, великий князь вновь вернулся к союзу с «иосифлянством», но уже в крайне утрированной его форме — в лице митрополита Даниила. Отступив в вопросе ограничения церковного землевладения, государь при этом выиграл в ином — при помощи Даниила он фактически установил полный контроль над Церковью.
Не исключено, что Василий III с самого начала мог рассматривать два альтернативных варианта решения одной комплексной задачи — изъятия церковных земель и подчинения Церкви великокняжеской власти. Один — с помощью «нестяжателей» — предусматривал изъятие монастырских «сел» и, как следствие, утрату материальной основы независимости Церкви с ее дальнейшим ослаблением и подчинением воле монарха. Другой вариант — с помощью «иосифлянина» Даниила — позволял осуществить ту же процедуру в обратном порядке: сначала благодаря сервилизму митрополита полностью подчинить Церковь власти великого князя, а уже затем начать изъятие церковной собственности.
Однако в конечном счете последний план так и не был реализован до конца. Многолетняя бездетность Московского государя внесла коррективы в его церковную политику, побудив его не только отказаться от секуляризационных намерений, но даже возобновить практику пожалования Церкви новых вотчин и привилегий.
Источники и литература
1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Императорской академии наук. Т. 1. СПб., 1836.
2. Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек А. И. Тургеневым. Т. 1. СПб., 1841.
3. Алексеев А.И. Жидовствующие // ПЭ.Т. 19. М., 2008. С. 185-194.
50 ПСРЛ. Т. 8. С. 273-274; Т. 13. Ч. 1. С. 49-53.
51 Горшкова В. В., Сукина Л. Б. Даниил (Димитрий Константинович), прп. С. 56-62.
4. Алексеев А.И. Иосиф Волоцкий. М., 2014.
5. Алексеев А. И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV — начала XVI вв. СПб., 2002.
6. Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI вв.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.
7. Алексеев А.И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480-1510-х гг. СПб., 2010.
8. Алексеев А.И., Басова М.В., Шевченко Э.В. Иосиф Волоцкий // ПЭ.Т. 25. М., 2010. С. 559-585.
9. Анхимюк Ю.В. Слово на «Списание Иосифа» — памятник раннего нестяжательства // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. М., 1990. Вып. 49. С. 115-146.
10. Акты феодального землевладения и хозяйства. Т. 2. М.: Институт истории АН СССР, 1956.
11. Баранов К.В. Новые акты Иосифо-Волоколамского монастыря конца XV — начала XVII в. // Русский дипломатарий. 1998. Сб. 4. № 3. С. 22-35.
12. Бегунов Ю. К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364.
13. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Т. 1. Сентябрь, дни 1-13. СПб., 1868.
14. Герберштейн С. Записки о московитских делах // Новокомский П.И. Книга о моско-витском посольстве / Введ., пер. и примеч. А. И. Малеина. СПб., 1908.
15. Горшкова В. В., Сукина Л Б. Даниил (Димитрий Константинович), прп. // ПЭ. Т. 14. М., 2006. С. 56-62.
16. Зимин А.А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ.Т. 9. Л.1953. С. 159-177.
17. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.
18. Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863.
19. Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960.
20. Корогодина М В. Кормчие книги XIV — первой половины XVII века: в 2 т. Т.1: Исследование. М.; СПб., 2017.
21. Макарий (Веретенников), архим. Варлаам, митр. Московский // ПЭ.Т. 6. М., 2003. С. 582-585.
22. ПлигузовА.И. «Прение с Иосифом» // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. Б. Г. Литвак. М., 1989. С. 49-77.
23. ПлигузовА.И. Вступление Вассиана Патрикеева в полемику о монастырских землях и творческая история «Собрания некоего старца» // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. Б. Г. Литвак. М., 1987. С. 4-48.
24. ПлигузовА.И. Кормчая Вассиана Патрикеева // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. В. А. Кучкин. М., 1988. С. 31-49.
25. Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.
26. Послания Иосифа Волоцкого. М; Л., 1959.
27. Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955.
28. ПСРЛ.Т. 13. Ч.1. СПб, 1904.
29. ПСРЛ.Т. 24. Пг., 1921.
30. ПСРЛ. Т. 28. М.; Л., 1963.
31. ПСРЛ. Т. 30. М., 1965.
32. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929.
33. ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. М., 2003.
34. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. М., 2001.
35. ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853.
36. ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859.
37. Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века / Под ред. В. И. Буганова. М.: АН СССР, 1987. Ч. 2.
38. Синицына Н. В. Вассиан (Патрикеев) // ПЭ. Т. 7. М., 2004. С. 253-257.
39. Синицына Н. В., Самойлова Т. Е. Василий III Иоаннович // ПЭ. Т. 7. М., 2004. С. 115-123.