Научная статья на тему 'Церковная археология как элемент культурологической подготовки'

Церковная археология как элемент культурологической подготовки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
892
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / БАЗИЛИКА / ARCHAEOLOGY / BIBLICAL ARCHAEOLOGY / CHRISTIAN ARCHAEOLOGY / CHURCH ARCHAEOLOGY / BASILICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бармина Надежда Игоревна

В статье раскрываются особенности археологического изучения культовых памятников. Основное внимание уделено рассмотрению общих и особенных черт библейской, христианской и церковной археологии. Представлен авторский вариант курса «Церковная археология» для студентов, обучающихся по направлениям «Культурология» и «История искусств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковная археология как элемент культурологической подготовки»

УДК 27-523:7+726.5+904 ГРНТИ 03.41.01 ВАК 07.00.00

Н. И. Бармина

Екатеринбург, Россия

ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Археология, библейская археология, христианская археология, церковная археология, базилика.

АННОТАЦИЯ: В статье раскрываются особенности археологического изучения культовых памятников. Основное внимание уделено рассмотрению общих и особенных черт библейской, христианской и церковной археологии. Представлен авторский вариант курса «Церковная археология» для студентов, обучающихся по направлениям «Культурология» и «История искусств».

N. I. Barmina

Yekaterinburg, Russia

CHURCH ARCHAEOLOGY AS THE ELEMENT OF CULTURAL TRAINING

KEY WORDS: Archaeology, biblical archaeology, Christian archaeology, Church archaeology, basilica.

ABSTRACT: The article reveals the peculiarities of the archaeological study of religious monuments. The main attention is paid to the consideration of the General and special features of the biblical, Christian and Church archaeology. Presents the author's version of the course «Church archaeology» for students in the areas of «Cultural Studies» and «History of art».

Археология - отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников. Археология формирует базовые представления об основных типах и видах археологических источников по истории культуры и ориентирует студентов в отборе наиболее значимых артефактов из континуума культуры [1].

В археологии выделяются два уровня познания прошлого: источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников, и интерпретационный, осмысление полученных источников и исторические реконструкции на основе полученных данных.

Археология послужила основой для формирования и развития ряда отраслей междисциплинарного (научного и богословского) знания. Библейская археология - раздел библеистики, изучающая по древ-

30

ним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории [4; 6; 8; 10; 13; 14; 19].

Ныне в духовных заведениях Русской Православной Церкви в процессе обучения и по окончании курса учащиеся должны [15]:

- ознакомиться с общей периодизацией и характеристикой основных археологических периодов библейских стран;

- иметь представление об основных методиках проведения археологических раскопок и датировки археологических находок;

- знать общий исторический фон и контекст событий Библейской истории на основании археологических данных;

- уметь согласовать научные данные и свидетельства Священного Писания;

- владеть способами обоснования историчности Священного Писания.

Христианская археология как направление исследований сложилось в западной науке и нацелено на изучение в основном материалов того периода I тысячелетия, когда христианство сформировалось, овладело умами огромных масс, очертило границы своей ойкумены и стало одним из основных факторов в сложении идеологии и культуры нового, постантичного мира [2; 7; 16].

Изначально раскопки памятников раннего христианства включали исследование катакомб, надгробных надписей, рисунков, картин и скульптур. К числу ценных археологических свидетельств относятся остатки литургических одеяний, храмовая утварь, бытовые предметы, монеты, медали и другие вещественные источники [18].

Необходимо учитывать, что многие из катакомбных фресок и барельефов, репрезентировали принципиально новые понятия и чувства, характерные именно для христиан. «Благой Вести» недостаточно было пребывать в прекрасной, но холодной классической «оболочке» - она «взрывает» ее. Умиротворяющая одухотворенность, неведомая жестокой и кровавой «Вавилонской блуднице», преобладала в произведениях художественной культуры христианства. Это проявляется в гармоничном строе религиозных изображений, в выборе сюжетов и в самой манере нанесения божественных ликов.

Раскопки показали, что именно античная базилика постепенно превратилась в «школу», в «классах» которой «вырабатывалась» собственная символика изобразительных и литургических образцов христианства. Одним из важных отличий христианской базилики от светской стало появление в восточной части здания апсиды, которая в архитектурном отношении приобретала либо форму полукруга, либо создавалась в виде трех, реже пяти, граней. Эти конструкции выступали частью знаковой системы христианства. Полукруг символизировал пещеру, три грани - Троицу,

пять граней «складывались» из образов Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Базилики 1У-У вв. отличались особой монументальностью и пышностью декоративного убранства. Их конструктивные особенности хорошо известны: эти сооружения включали крещальню и ряд дополнительных церковных построек, они становились центром определенного архитектурного ансамбля.

Отметим, что методы христианской археологии формировались в ходе активных дискуссий. Так, известный российско-французский ученый А. Н. Грабар, отказавшись от формально-типологического подхода для объяснения генезиса христианской архитектурной традиции, в 1940-е гг. впервые поставил происхождение, обособление и развитие различных типов культовых сооружений (базилик и центрических храмов) в прямую зависимость от их предназначения и использования. Он развил идею о первоначальном разграничении двух главных функций христианского храма как места соборного богослужения и как места, где хранятся и почитаются реликвии и мощи мучеников. Грабар обосновал этим гипотезу о типологическом разделении христианской архитектуры на соборные базилики и центрические мартирии, прототипы будущих купольных храмов Византии [3].

Постепенно на Западе развитие теологии, библеистики, церковной истории и связанных с ними дисциплин сформировало три специальные отрасли, изучающие историю Священного Писания и Церкви при опоре на данные археологии: библейская археология базируется на материалах Ближнего Востока и Египта позднего каменного, бронзового и раннего железного веков; христианская археология изучает жизнь христианского мира в период от Рождества Христова до VII-VIII вв.; церковная археология исследует богослужение и церковную жизнь средневекового и постсредневекового периода. При этом достаточно широко распространен подход,

31

г

отождествляющий христианскую и церковную археологию [2].

В российской традиции церковная археология является одной из дисциплин восточнохристианской исторической ли-тургики, изучающей православное богослужение и символические толкования Божественной литургии. Содержание дисциплины, преподаваемых в духовных заведениях, составляет изучение церковного искусства [5; 12].

В современных светских учебных заведениях курс «Церковная археология» может выступать как специализированная дисциплина одного из блоков по выбору Федеральных Государственных образовательного стандартов высшего профессионального образования по направлениям «Культурология» и «История искусств» последнего поколения.

Цель дисциплины - формирование у студентов навыков проведения церковно-археологического исследования на основе знания теории, категориального аппарата, истории и практики церковной археологии.

Задачи дисциплины - дать студентам системные знания об базовых понятиях церковной археологии, осветить основные этапы ее развития как научной и учебной дисциплины, определить её место в системе наук, раскрыть характер её методики.

Традиционно при изучении истории религии и культуры приоритет отдается

письменным и визуальным источникам. Специфика курса «Церковная археология» обусловлена тем обстоятельством, что изучение истории христианской церкви, формирования православной архитектуры и иконографического искусства осуществляется посредством археологической методики. Следует учитывать, что многие области истории культуры без археологии просто не существовали бы (например, история христианизации и церковного зодчества Древней Руси [9; 11; 17]). Информационные ряды, образованные вещественными источниками, могут существенно скорректировать хронологию и топографию памятников культуры.

Таким образом, методическая новизна курса заключается в практическом использовании археологических данных при рассмотрении типологии церковной архитектуры и христианского изобразительного искусства.

По окончании курса студент должен: иметь представление о месте церковной археологии в системе светских и богословских наук и основных этапах ее развития; владеть навыками описания и коллекционирования церковно-археологических памятников; атрибутирования, датировки, первичной группировки и систематизации материала; знать специфику анализа и интерпретации памятников церковной архитектуры и искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Археология : [учебник для вузов по направлению и специальности "История"] / под ред. В. Л. Янина. - [М.] : Изд-во Моск. ун-та, 2006. - 605 с. : ил.

2. Беляев Л. А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение / РАН, Инт археологии. - 2-е изд., стер. - СПб. : Алетейя, 2001. - 575 с. : [ил.].

3. Бутырский О. С. Грабар Андре //Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/545795.html# (дата обращения: 15 мая 2014 г.).

4. Василиадис Н. Библия и археология : [Пер. с новогреч.]. - [Сергиев Посад ; М.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. - 416 с.

5. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - СПб. : Сатис, 1995. - 372 с.

6. Деопик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой земли: Учеб. пособие / Д. В. Деопик. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во ПСТБИ, 2009. - 396 с.: илл.

32

7. Маккавейский Н. Археология истории страданий Господа Иисуса Христа. - 2-е изд., испр. - Киев: Пролог, 2006. - 376 с.

8. Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. - М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2000. - 336 с., 8 л. ил.

9. Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Историко-археологическое исследование = The church and the citizens in medieval Pskov : [монография] / Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры. - СПб. : Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. - 360, [3] с. : ил., фотоил., табл., факс.

10. Нудельман Р. Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий. - Ростов-на-Дону ; Краснодар : Феникс : Неоглори, 2008. - 635, [3] с.

11. Очерки по истории христианского Херсонеса / Отв. ред. С. А. Беляев. - СПб.: Але-тейя, 2009. - 324 с.

12. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб. : Лига Плюс, 2000. - 412 с. : ил.

13. Райт Дж. Э. Библейская археология / Дж. Э. Райт. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

- 456 с.

14. Снигирев Р., прот. Библейская археология: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. - 576 с.: илл.

15. Тимофеев А. А. Программа по курсу «Библейская археология» [Электронный ресурс] / А. А. Тимофеев. URL: http://bible-mda.msk.ru/method/prog-bibl-arch.html (дата обращения: 7 ноября 2014 г.).

16. Хрушкова Л. Г. Европейская христианская археология: традиция и новые подходы // Вестн. РГНФ. 2000. № 3. С. 94-105.

17. Церковная археология Южной Руси: Сб. мат-лов Международной конф. «Церковная археология: проблемы, поиски, открытия». - Симферополь: ИА НАН Украины, 2002.

- 273 с.

18. Christian archaeology. URL: http://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_(1913)/ Christian_Arch^ology (дата обращения: 7 ноября 2014 г.).

19. Davis Th. W. Shifting Sands : The Rise and Fall of Biblical Archaelogy / Th. W. Davis. -Oxford ; New York : Oxford University Press, 2004. - 192 с.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.