Научная статья на тему 'Церковь в войне и мире: социальная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время проведения специальной военной операции'

Церковь в войне и мире: социальная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время проведения специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / СВО / патриотизм / социальная помощь / военное духовенство / Russian Orthodox Church / special military operation / patriotism / social assistance / military clergy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тамара Вадимовна Царёва

Актуализация социальной, духовной и идейно-патриотической деятельности Русской Православной Церкви происходит в наиболее драматические периоды российской истории, связанные, в частности, с военными конфликтами, в которые нередко было вовлечено Российское государство. В настоящее время обращение к исторической памяти — одному из ключевых факторов формирования идентичности, преемственности культурного наследия и традиции народа, актуализировано проведением с 2022 г. специальной военной операции (СВО) и необходимостью солидаризации общества. В этом контексте опыт Русской Православной Церкви в деле патриотического служения Отечеству, оказания социальной и благотворительной помощи воинам, беженцам, взаимодействия армии и Церкви представляется актуальным как для укрепления морально-психологического состояния Вооруженных сил РФ в настоящее время, так и для объединения общества. Сравнительно-историческое исследование позволяет рассмотреть формирование особых направлений благотворительной и патриотической деятельности Русской Православной Церкви, апробированных временем и историческим опытом социального служения верующих в период войн отечественной истории XX в. Кроме того, в контексте недостаточного комплексного изучения деятельности Русской Православной Церкви в период проведения СВО аналитический метод исследования данной темы представляется также крайне важным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church in War and Peace: Social and Patriotic Activities of the Russian Orthodox Church during the Special Military Operation

Updating social, spiritual, ideological and patriotic activities of the Russian Orthodox Church takes place in the most dramatic periods of Russian history; in particular, those associated with military conflicts, which the Russian state was often involved in. At present, the appeal to historical memory — one of the key factors in the formation of identity, continuity of cultural heritage and tradition of the people — is updated by the special military operation started in 2022 and the need for solidarization of society. In this context, the experience of the Russian Orthodox Church in her patriotic service to the Fatherland, in social and charitable assistance to soldiers and refugees, as well as army — Church interaction seems relevant both for strengthening the moral and psychological state of the RF Armed Forces at present, and for uniting the society. Comparative-historical research makes it possible to consider the formation of specific trends of charitable and patriotic activities of the Russian Orthodox Church at the present time, as tested by time and historical experience of social ministry of believers during the wars of the 20th century’s national history. In addition, the context of insufficient comprehensive study of the activities of the Russian Orthodox Church during the period of the special military operation makes the analytical research method of this topic also extremely important.

Текст научной работы на тему «Церковь в войне и мире: социальная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время проведения специальной военной операции»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 2024

Т. В. Царёва

Церковь в войне и мире: социальная и патриотическая

деятельность Русской Православной Церкви во время проведения специальной военной операции

УДК [271.2-46+322]:355.4 DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_243 EDN NVXHXX

Аннотация: Актуализация социальной, духовной и идейно-патриотической деятельности Русской Православной Церкви происходит в наиболее драматические периоды российской истории, связанные, в частности, с военными конфликтами, в которые нередко было вовлечено Российское государство. В настоящее время обращение к исторической памяти — одному из ключевых факторов формирования идентичности, преемственности культурного наследия и традиции народа, актуализировано проведением с 2022 г. специальной военной операции (СВО) и необходимостью солидаризации общества. В этом контексте опыт Русской Православной Церкви в деле патриотического служения Отечеству, оказания социальной и благотворительной помощи воинам, беженцам, взаимодействия армии и Церкви представляется актуальным как для укрепления морально-психологического состояния Вооруженных сил РФ в настоящее время, так и для объединения общества. Сравнительно-историческое исследование позволяет рассмотреть формирование особых направлений благотворительной и патриотической деятельности Русской Православной Церкви, апробированных временем и историческим опытом социального служения верующих в период войн отечественной истории XX в. Кроме того, в контексте недостаточного комплексного изучения деятельности Русской Православной Церкви в период проведения СВО аналитический метод исследования данной темы представляется также крайне важным.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, СВО, патриотизм, социальная помощь, военное духовенство.

Об авторе: Тамара Вадимовна Царёва

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. E-mail: tamara-asribekova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0671-4421

Для цитирования: Царёва Т.В. Церковь в войне и мире: социальная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время проведения специальной военной операции // Христианское чтение. 2024. № 3. С. 243-254.

Статья поступила в редакцию 16.03.2024; одобрена после рецензирования 19.04.2024; принята к публикации 12.05.2024.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 2024

Tamara V. Tsareva

Church in War and Peace: Social and Patriotic Activities of the Russian Orthodox Church during the Special Military Operation

UDK [271.2-46+322]:355.4 DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_243 EDN NVXHXX

Abstract: Updating social, spiritual, ideological and patriotic activities of the Russian Orthodox Church takes place in the most dramatic periods of Russian history; in particular, those associated with military conflicts, which the Russian state was often involved in. At present, the appeal to historical memory — one of the key factors in the formation of identity, continuity of cultural heritage and tradition of the people — is updated by the special military operation started in 2022 and the need for solidarization of society. In this context, the experience of the Russian Orthodox Church in her patriotic service to the Fatherland, in social and charitable assistance to soldiers and refugees, as well as army — Church interaction seems relevant both for strengthening the moral and psychological state of the RF Armed Forces at present, and for uniting the society. Comparative-historical research makes it possible to consider the formation of specific trends of charitable and patriotic activities of the Russian Orthodox Church at the present time, as tested by time and historical experience of social ministry of believers during the wars of the 20th century's national history. In addition, the context of insufficient comprehensive study of the activities of the Russian Orthodox Church during the period of the special military operation makes the analytical research method of this topic also extremely important.

Keywords: Russian Orthodox Church, special military operation, patriotism, social assistance, military clergy.

About the author: Tamara Vadimovna Tsareva

Candidate of Historical Sciences, Researcher at N. N. Miklukho-Maklai Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences. E-mail: tamara-asribekova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0671-4421

For citation: Tsareva T.V. Church in War and Peace: Social and Patriotic Activities of the Russian Orthodox Church during the Special Military Operation. Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 3, pp. 243-254.

The article was submitted 16.03.2024; approved after reviewing 19.04.2024; accepted for publication 12.05.2024.

Русская Православная Церковь является одним из значимых и влиятельных «действующих лиц» в истории российского государства. Религиозный компонент общественных процессов находится в тесном взаимодействии с политическими и этическими аспектами социальных процессов, а кроме того, религия является общественным регулятором и источником удовлетворения духовных запросов. Роль православия как основного культурообразующего элемента в формировании российской государственности, национального самосознания сложно переоценить. Проблематика взаимодействия Вооруженных сил РФ и Церкви, организации социальной помощи мирному населению в период проведения специальной военной операции (далее — СВО) представляется актуальной и в контексте того, что обобщение и анализ социальной и патриотической деятельности Русской Православной Церкви в настоящее время не успели получить должного внимания со стороны российских исследователей. Относительная узость историографического диапазона заявленной темы (как и ее исследование) обусловлена вектором научных материалов, направленных как на осмысление СВО в контексте политико-правовых и экономических аспектов и формирования нового миропорядка (см., напр.: [Небренчин, 2023, 287-291; Никонов, 2023, 7-33; Гладких, Филиппова, 2023, 66-70 и др.]), проблем информационного сопровождения военной операции [Макоева, 2022, 140-142; Великая, Зайцева, 2022, 160-172 и др.], отношения к ней различных социально-возрастных групп, так и на освещение различных подходов, предлагающих обоснование смысла и возможности войны (т.н. теория справедливой войны, см. подр.: [Walzer 1977]). Опосредованно и косвенно затронута проблема деятельности Церкви во время проведения СВО в статьях С. Г. Сизова «Церковь и война. Духовные смыслы специальной военной операции» и Р. В. Антропова «Государство и Церковь во время СВО», в которых речь идет о вопросе допустимости и/или недопустимости войны с т. зр. христианского онтологизма и об истории взаимоотношений Русской и Украинской Православных Церквей. Системный анализ деятельности православных приходов представлен в статье А. И. и Ю. Ю. Юренко «Роль православного прихода в России в деле сохранения исторической памяти и воспитания патриотизма» [Юренко Ю., Юренко А., 2023].

Основной источниковой базой настоящей статьи являются полевые материалы, собранные в ходе интервьюирования информантов в 2023 г.; данные, представленные в докладе Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на епархиальном собрании Московской епархии 20 декабря 2023 г.; официальные документы и отчеты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви, а также данные из интервью священнослужителей, побывавших на передовой, и добровольцев, представленные отдельным кластером нарративов в средствах массовой информации.

После обнародования 24 февраля 2022 г. информации о начале проведения СВО Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с призывом молиться за восстановление мира, за восстановление добрых братских отношений между народами России и Украины. Как во время Первой мировой и Великой Отечественной войн во всех храмах были установлены ежедневные молитвы за богослужением о государе (и о советском правительстве соответственно) и о даровании победы российскому воинству, так и в настоящее время на литургии возносится молитва о победе защитников Отечества. По благословению Патриарха во всех епархиях Русской Православной Церкви во время Божественной литургии возносится молитва о Святой Руси — как о метафизическом едином духовном пространстве, включающем в себя территории и российского, и украинского государств, — «за восстановление братского общения и преодоление всего того, что, накопившись с годами, и привело в конце концов к кровопролитному конфликту» [Патриаршая проповедь].

Все духовенство, архиереи, монашествующие и миряне были призваны Предстоятелем Русской Православной Церкви оказывать всестороннюю помощь всем пострадавшим от военного конфликта. Благотворительная поддержка населения Донецкой

и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей, пастырское окормление воинов, несущих свое служение в зоне проведения СВО, деятельность епархий, оказывающих помощь как мирному населению, так и защитникам Отечества, — все это стало предметом особого внимания Св. Синода.

Широкая реализация материальной поддержки государства в период проведения СВО стала одним из важных направлений патриотического служения духовенства и верующих в 2022-2023 гг., подобно тому как и во время Великой Отечественной войны православные приходы страны активно откликнулись на обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) «трудами и пожертвованиями содействовать нашим воинам — защитникам Отечества»1. За 2022 г. сумма пожертвований от храмов, монастырей и епархий Русской Православной Церкви (общецерковные сборы) составила 171229 276 руб., всего же в 2022 г. на счет Синодального отдела по благотворительности на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям поступило 310133 417 руб. Суммарно почти за два года проведения СВО в епархиях на территории России посредством централизованного сбора в Московскую Патриархию было собрано более 866 млн руб. в пользу нуждающегося населения Донецкой и Луганской Народных Республик (Доклад, 2023).

В течение 2022 г. было собрано и передано более 2700 т гуманитарной помощи (нескоропортящиеся продукты, вещи, белье, лекарственные средства и мн. др.) беженцам и пострадавшим мирным жителям (Описательный отчет, 2022), в 2023 г. этот показатель вырос до 3300 т. Более 1630 т в 2022 г. (и 2300 т в 2023 г.) направлено в Донецкую, Луганскую, Горловскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую, Запорожскую, Бердянскую епархии.

Как во время Первой мировой войны благотворительная и миссионерская деятельность Церкви была одним из основных векторов в общем направлении социальной поддержки населения и армии наравне с проводимыми Городским и Земским союзами мероприятиями, так и в период проведения СВО программа Патриаршей гуманитарной миссии, направленная на координацию и системное развитие оказания социальной, психологической и духовной помощи пострадавшим мирным жителям, реализуется с августа 2023 г. в тесном взаимодействии с государственными учреждениями социальной защиты, здравоохранения, миграционной службы.

Структурно деятельность Русской Православной Церкви в контексте СВО подразделяется на несколько направлений: оказание медицинской помощи воинам и раненым мирным жителям в госпиталях; оказание содействия в принятии мер по социальной поддержке беженцев и пострадавшего населения регионов; организация сбора гуманитарной помощи, медицинского оборудования, лекарственных препаратов и расходных материалов. Так, например, социальное служение московских приходов в 2023 г. было сформировано по следующим направлениям: 288 приходов оказывали помощь воинам в зоне проведения СВО (плетение маскировочных сетей, изготовление окопных свечей, сбор и отправка вещевой и иной помощи, духовное окормле-ние воинов); 198 приходов оказывали помощь в восстановлении регионов Донбасса и Новороссии; 186 приходов помогали беженцам в России и Москве — сбор вещевой и денежной помощи, помощь с трудоустройством, сбор и передача продуктов питания, организация благотворительных обедов и проч. (Доклад, 2023, 66).

Организация врачебной помощи, формирование групп добровольцев по уходу за ранеными и пострадавшими в Донецкой Народной Республике, оказание медицинской помощи раненым в Москве, сбор гуманитарной помощи — основные направления благотворительной деятельности Центральной клинической больницы Свт. Алексия, реализуемые с марта 2022 г. С мая 2022 г. в Учебном центре больницы Свт. Алексия проводится обучение младшего медицинского персонала по программе «Младшая

1 Так, напр., по мнению известного ученого, специалиста в области истории Русской Православной Церкви М. В. Шкаровского, именно материальная помощь государству и Советской армии в целом стала одним из важных направлений патриотического служения духовенства и верующих в период 1941-1945 гг. [Шкаровский, 1999, 131].

медицинская сестра/медбрат по уходу за больными» для волонтеров, желающих вахтовым методом посещать медицинские учреждения ДНР и ЛНР и оказывать необходимую помощь раненым. Помимо этого, предоставляется консультативная помощь по вопросам организации сестричеств для тех, кто в качестве добровольцев готов оказывать содействие персоналу медицинских учреждений Мариуполя, Луганска, Горловки и Макеевки. Длительность курсов составляет две недели, обучение состоит из трех разделов: теоретической части (включающей в себя знания по духовным делам милосердия, основным понятиям медицины в чрезвычайной ситуации, психологическим особенностям взаимодействия с людьми, находящимися в стрессовых ситуациях, и инфекционной безопасности), практической (включающей в себя навыки ухода за лежачими больными) и обязательной практики в паллиативном отделении больницы Свт. Алексия [Помощь больницы, 2023]. По окончании обучения формируются группы добровольцев (из числа врачей, волонтеров и сестер милосердия), которые еженедельно направляются в госпитали Донецкой Народной Республики и приграничных территорий: 1300 добровольцев в течение 2022-2023 гг. еженедельно вахтовым методом выезжали в военный клинический госпиталь Ростова-на-Дону, Областную больницу интенсивного лечения г. Мариуполя и Городскую больницу № 2 г. Горловки ухаживать за больными и ранеными [Помощь больницы, 2023]. С декабря 2022 г. на регулярной основе осуществляется работа двух передвижных диагностических комплексов (мобильных госпиталей), один из которых расположен в Мариуполе. На базе данного мобильного госпиталя Центральной клинической больницей Свт. Алексия при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в январе 2023 г. был открыт церковный медико-социальный центр. За время работы диагностического комплекса в Центр поступило около 21000 обращений [Помощь больницы, 2023]. Кроме того, добровольцами и персоналом больницы проводится эвакуация пациентов из зоны СВО для предоставления последующей медицинской помощи в стационаре больницы в Москве и в ее филиалах: из Донецкой и Луганской Народных Республик и других регионов для оказания медицинской помощи на собственных автомобилях «скорой помощи» было вывезено 303 пациента2.

Регулярно на новые территории в составе РФ осуществляют выезды для оказания медицинской и консультационной помощи местному населению также врачи-добровольцы больницы Свт. Алексия — хирурги, врачи ортопеды-травматологи, терапевты, кардиологи, эндокринологи, врачи общей практики.

Важным элементом в спектре церковной деятельности в период проведения СВО является самоотверженный и безвозмездный труд сестер милосердия, чин посвящения в которых — особый вид благословения на сестринскую деятельность, наряду с традицией посвящения во чтецов и пономарей, существует в Церкви с 1909 г. [Марфо-Мариинская обитель, 2009]. Деятельность сестер милосердия, как и в эпоху основания сестричеств в 40-х гг. XIX в., включает в себя дежурство в палатах, оказание помощи врачам во время операций, помощь в уходе, перевязках и кормлении раненых, а также ведение хозяйства при госпиталях: стерилизацию инструментов и перевязочного материала. Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Верейский Пантелеимон (Шатов) отметил: «даже там, где хватает врачей, медсестер, аппаратов Илизарова, бинтов и шовного хирургического материала, не отказываются от помощи в уходе за тяжелыми пациентами. Человеку, пережившему тяжелое ранение, нужна особенная забота и любовь» [Больница Свт. Алексия, 2022]. Своим опытом оказания помощи и поддержки раненым воинам поделилась сестра милосердия, православный волонтер в красной зоне в Мариуполе и в военных госпиталях, социальный работник ГБУ ТЦСО «Сокольники» И. В. Худякова: «В Луганск мы ехали с формулировкой „делать, что попросят". Попросят мыть полы — мыли, воду носить — носили. Очень большой был поток бойцов, санитары просто не справлялись с количеством работы. Я, например, помогала перевязывать.

2 Данные на 24 ноября 2023 г.

Врач, подполковник, научил меня всему. Промывала инструменты, следила за своей перевязочной. Причащалась даже в госпитале, так как из-за объема работы не было возможности его покинуть... Нас готовят к тому, что и как говорить. Главный принцип — не навредить. Можно молча делать работу, можно поддержку выразить жестом или просто держать за руку — главное, не навредить. Часто люди не хотят разговаривать, особенно бойцы. Но после ухода, заботы, какой-то поддержки ты чувствуешь, что человек как-то возвращается в этот мир. Ты как костыль, на который можно опереться и который помогает человеку стоять» (ПМА-1).

Специфика и тяжелые условия военного времени формируют круг обязанностей сестер милосердия, актуализируя приложение их деятельности, иной раз — в самом широком спектре. Так, например, в Донецке, в Мариуполе в первые месяцы проведения СВО в госпиталях отсутствовало водоснабжение, электричество, в связи с чем основной функцией сестер милосердия являлся сбор воды и распределение ее по палатам.

Региональные сестричества также активно включены в процесс организации помощи раненым бойцам и пострадавшему мирному населению. Добровольческая организация «Сестричество» при Богоявленском кафедральном соборе г. Горловки (руководитель архим. Агафодор (Поляков). — Т. Ц.) с начала боевых действий оказывала помощь мирному населению, укрывая людей в подвале собора (ПМА-1). Учебным Центром больницы Свт. Алексия дважды в течение 2022 г. были проведены в Горловке курсы повышения квалификации «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Обучение проходило на базе кардиологического отделения Городской больницы № 1. Инициатива открытия курсов по подготовке сестер милосердия на Донбассе принадлежит митрополиту Горловскому и Славянскому Митрофану (Никитину) и главному врачу Центральной клинической больницы Свт. Алексия А. Ю. Зарову. Сестричества Ростовской епархии, объединяющие более 450 сестер милосердия и православных добровольцев, принимают активное участие в оказании помощи по уходу за ранеными в госпиталях: «Это одна из первых линий фронта, поэтому с самых первых дней военной операции там тяжелая обстановка — много раненых, работы очень много» (ПМА-2).

Деятельное участие принимают различные епархии в формировании групп больничных добровольцев. Так, руководитель социального отдела, ответственный за больничное служение Рыбинской епархии свящ. Иоанн Перевезенцев, в прошлом врач-хирург 71-й городской клинической больницы г. Москвы, с осени 2022 г. формирует еженедельные группы добровольцев с минимальным уровнем подготовки для отправки в больницы Донецка. С октября 2022 г. по октябрь 2023 г. Донецкую областную клиническую травматологическую больницу посетили более 600 добровольцев, выполняющих функции санитаров и вспомогательного персонала, из Рыбинской епархии. С октября 2022 г. из Кинешемской, Екатеринбургской епархий в больницы Донецкой Народной Республики съездили 60 смен (543 добровольца); 6 смен (44 добровольца) из Владимирской епархии регулярно направляются на Донбасс ухаживать за больными и ранеными [Сводка, 2023]. Добровольцы Специального гуманитарного центра Крымской митрополии осуществляют регулярные гуманитарные конвои для передачи помощи пострадавшим мирным жителям, православным монастырям, храмам и семьям священнослужителей в населенные пункты у линии боевого соприкосновения, куда почти никто не приезжает: «Добровольцами было совершено свыше 100 поездок. Протоиерей Дмитрий Коротков (настоятель храма Державной Иконы Божией Матери в Симферополе и руководитель Центра. — Т. Ц.), очень активный батюшка, ездил на линию соприкосновения. [У них] есть бронемашина, есть специальное оборудование для организации передачи помощи по тем населенным пунктам, где находиться более 15 минут опасно» (ПМА-2).

Организация помощи беженцам оформлена по двум направлениям: инициативы епархиальных социальных центров по оказанию помощи организованно прибывшим беженцам, находящимся в пунктах временного размещения (сбор и передача вещей, продуктов, лекарственных препаратов и проч.), и тем, кто самостоятельно покинул

зоны военного конфликта. В данном случае одной из приоритетных задач является оказание помощи по оформлению пакета документов в максимально сжатые сроки. Работа проводится через церковные штабы помощи беженцам (наиболее крупные из которых — Белгородский, Тамбовский, Воронежский и Московский штабы) или гуманитарные центры.

Помимо выдачи продуктовой и вещевой помощи, проводятся юридические, психологические и правовые консультации для пострадавшего мирного населения, оказывается помощь в организации и проведении мероприятий, в ремонте разрушенных квартир и небольших частных домов пострадавших мирных жителей в Мариуполе. В течение 2022-2023 гг. порядка 640 добровольцев приняли участие в восстановлении теплового контура 186 домов и проведении кровельных ремонтных работ3.

Как во время великих войн отечественной истории XX в. Церковь старалась оказать всестороннюю поддержку пострадавшим от военных действий, предоставляя помещения храмов и монастырей для их размещения, так и в период проведения СВО многие церковные приюты, дома для мам, социальные центры, храмы и монастыри наравне с государственными и негосударственными благотворительными организациями оказывают всестороннюю и своевременную материальную и духовную помощь беженцам и жителям зоны конфликта. С 2022 г. поток беженцев был распределен по следующим епархиям: Воронежской, Ростовской (организован приют в Свято-Иверском женском монастыре и церковный приют в станице Манычской), Тверской (в Старицком Свято-Успенском мужском монастыре, Богородицком Житен-ном женском монастыре в Осташково и на подворье Спасо-Преображенского храма в дер. Юркино), Борисоглебской (Серафимо-Саровский монастырь в Новомакаро-во), Белгородской (Марфо-Мариинский монастырь и епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде), Губкинской (Богодице-Тихвинский монастырь), Костромской (Ковалевский детский дом); пункт временного размещения организован в Свято-Димитриевском детском центре православной службы «Милосердие» (Москва), в православном детском лагере Кубанской митрополии и проч. Церковь обеспечивает беженцев питанием, одеждой и другой гуманитарной помощью, в случае необходимости для украинских граждан приобретаются билеты в другие российские регионы.

В период проведения СВО (как и во время иных оборонительных и наступательных войн отечественной истории) актуализируется богослужебная и внебогослужебная деятельность священнослужителей: возрастает необходимость — помимо исполнения пастырских обязанностей непосредственно на театре военных действий (совершения таинств и богослужений, отпевания погибших) — укрепления патриотического духа личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации. С начала проведения СВО на театре военных действий побывало порядка 700 священников-добровольцев, совершено около 2000 командировок; по официальным данным, 6 священнослужителей погибли4, несколько десятков получили ранения разной степени тяжести. С февраля по ноябрь 2023 г. военным духовенством совершено 350 молебнов, 126 крещений, более 2000 бойцов приняли участие в таинствах Исповеди и Евхаристии, около 100 единиц боевой техники было освящено [Генерал-лейтенант, 2024].

Патриотизм, служение Отечеству, защита веры и Отчизны — тот культурно-исторический код российской армии, который формировался на протяжении всей истории российского государства. Нарративные источники оставили нам целый пласт информации о деятельности духовенства в войнах отечественной истории, большое количество примеров работы по религиозному и нравственному воспитанию воинов, по укреплению патриотизма в армейской среде. Связь между Церковью и воинством имеет многовековую историю: священноначалие Русской Православной Церкви духовно окормляло русскую армию (см. подр.: [Ершов, 2015]), а войско шло в бой с глубокой верой в Божий Промысл, заступничество святых покровителей и чудотворных икон.

3 Данные на декабрь 2023 г.

4 Протоиерей Олег Артемов, свящ. Анатолий Григорьев, прот. Евфимий Козловцев, прот. Михаил Васильев, свящ. Александр Цыганов, иером. Дамаскин (Волин).

В настоящее время все военное духовенство подразделяется на священников-добровольцев, епархиальное и штатное военное духовенство. Штатные военные священники, регулярно находящиеся в войсках, прикреплены к Минобороны РФ и занимают должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими (в настоящее время насчитывается порядка 310 таких должностей). Все военное духовенство из числа добровольцев5 командируется в зону проведения СВО официально через Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Епархиальное духовенство, как правило, ведет социальную и духовно-нравственную деятельность в местах, находящихся в непосредственной близости от линии соприкосновения. Существуют и госпитальные священники, как правило, они командируются от Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Как во время Первой мировой войны разработанные Св. Синодом директивы для духовенства, касающиеся его патриотической и социальной деятельности в военное время, стали важными указаниями для вновь мобилизованных, не знакомых с требованиями и условиями военной жизни священников6, так и в период проведения СВО актуализируется задача приспособления духовенства к нелегкой военной жизни, наработки навыков и знаний, необходимых в условиях боевых действий. С этой целью с начала проведения СВО было организовано 5 военных сборов7 на территории Московской, Ленинградской, Ростовской области, Татарстана (на местном уровне), в процессе которых, помимо общих рекомендаций по пасторским обязанностям и окормлению военнослужащих, духовенство имело возможность изучить принципы оказания неотложной медицинской помощи, применяемые в тактической медицине, правила безопасности в зоне проведения СВО, особенности передвижения, топографии и радиосвязи (ПМА-3). Распределение священников-добровольцев по военным частям происходит через центры в Херсоне, Запорожье, Донецке, Луганске и Белгороде, к каждому из которых прикреплены ответственные священнослужители, которые на вверенной им территории ведут взаимодействие с командованием армии. Они и определяют дальнейшее локальное распределение вновь прибывавших из числа духовенства.

Полковые священники, как правило, находятся на второй и третьей линиях соприкосновения и работают в основном с низовыми подразделениями: отрядами, тактическими группами, дивизиями: священники обходят все позиции, всех бойцов на передовой, исповедуют военных, проводят таинства Евхаристии и, в случае необходимости, Крещения (особым кратким чином), беседой поднимают дух армии и приободряют бойцов. Поддержка патриотического настроения армии особенно важна в контексте увеличения среди личного состава потребности в решении духовных и экзистенциальных вопросов.

Особо хотелось бы отметить роль Церкви как духовного института, в котором содержатся эксплицитные знания, выстроена система ценностей и ориентиров, обращение к которым особенно востребовано в контексте порожденных военными действиями проблемы «потерянных смыслов», одной из наиболее часто встречаемых проблем в работе духовенства в зоне проведения СВО. По свидетельству наших респондентов8, чаще всего вопросы обретения смыслов возникают среди нерелигиозных бойцов.

5 Вопрос логистики решается священнослужителем-добровольцем самостоятельно: добраться до расположения части можно как на собственном транспорте, так и с боевым подразделением или гуманитарной помощью.

6 По воспоминаниям протопресв. Г. И. Шавельского, «В предшествовавшие войны русское военное духовенство работало без плана и системы и даже без нужного контроля. Каждый священник работал сам по себе, по своему собственному разумению» (см.: [Воспоминания, 2019]).

7 Данные на ноябрь 2023 г.

8 Священник Владимир Герасимов, настоятель храма иконы Божий Матери «Знамение» в Аксиньино; свящ. Георгий Шабалов, клирик храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Голо-вино, священник-доброволец в зоне СВО, и. о. руководителя сектора по взаимодействию с обществом и СМИ Военного отдела Московского Патриархата.

Среди же верующих воинов тема защиты Родины, Отечества приоритетна, а духовно-нравственные ориентиры, система ценностей — наиболее выражены.

Однако в контексте особой боевой реальности, при максимальном физическом и психологическом напряжении формирующей критические для жизни и здоровья условия, коррелируется и степень религиозности личного состава: суровые испытания военной жизни дают импульс к духовно-нравственному осмыслению ситуации. В трудные времена возрастает религиозность русского воина, совместные молитвы и богослужения объединяют воинский коллектив в единый монолитный организм. По словам председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, желание воина исповедоваться и причаститься (а опыт некоторых священнослужителей свидетельствует о причащении порядка 500 человек в течение 10 дней) «говорит о сильнейшей внутренней потребности — увидеть священника, услышать слово Божие и принять Святые Таинства» [Достучаться, 2023]. Одной из важных составляющих деятельности военного духовенства является формирование понимания среди военнослужащих значения и духовного смысла подвига их погибших товарищей; заложение христианских основ человеколюбия и милосердия к пленным; понимания, что импульсом к любому действию должны стать основополагающие понятия защиты своего Отечества, народа и веры, а не месть врагу.

В качестве патриотической и духовной поддержки военное духовенство привозит бойцам Евангелие, молитвословы, духовно-просветительские брошюры, нательные крестики, а также военные шевроны с образом Спаса Нерукотворного, иконы и знамена с изображениями свв. воинов Димитрия Донского, Александра Невского и др. как маркеры исторической преемственности. По словам свящ. Александра Шепиля, клирика храма свв. Петра и Февронии (Санкт-Петербург), «чрезвычайно важно донести до всех наших бойцов... что они отстаивают своими действиями христианскую правду, как делали это их великие предшественники» [Иванов, 2022].

Кроме того, важным аспектом деятельности военного духовенства является и оказание моральной поддержки раненым воинам. Внебогослужебные религиозно-нравственные беседы проводятся индивидуально, отличаются атмосферой непринужденности, открытости, доверия, уважения друг к другу. Основная задача военного духовенства в госпиталях — разделить страдания раненых бойцов (а подчас и мирного населения) и в этом соучастии, сострадании помочь ощутить присутствие Бога в жизни.

Интересен опыт двухнедельного проживания свящ. Романа Маньшина, настоятеля прихода Иверской иконы Божией Матери села Старые Арти (Екатеринбургская епархия), в госпитале д. Ровеньки с бойцами подразделения «Штурм Z». По словам о. Романа, проживание священнослужителя в непосредственной близости от бойцов способствовало налаживанию взаимоотношений между ними, ложное стеснение уступало место внутренней необходимости поддержки и формированию доверительной атмосферы. Поскольку бойцы — очень разные люди с нестабильным психологическим состоянием, с повышенной эмоциональной лабильностью, священнику в своей деятельности необходимо ориентироваться на настроение бойцов.

Нельзя не отметить и «живую проповедь» в лице героя Советского Союза, участника военных действий в Афганистане монаха Киприана (Буркова), поддерживающего военнослужащих в зоне проведения СВО. Одну из поездок с о. Киприа-ном в Донецкий госпиталь в феврале 2023 г. вспоминает свящ. Георгий Шабалов, священник-доброволец в зоне СВО, и.о. руководителя сектора по взаимодействию с обществом и СМИ Военного отдела Московского Патриархата: «Мы приехали в госпиталь к раненым бойцам, однако в это же время привезли женщину, из числа мирного населения, подорвавшуюся на „Лепестке". Настроение у нее было самое упадническое, смысл дальнейшей жизни был для нее потерян. И вот к ней пришел о. Киприан, без ног, на протезах. В беседе с ней провел много времени. Но это дало свои плоды, поскольку одно присутствие такого человека уже вселяет успокоение, поскольку он является образцом живой проповеди» (ПМА-3).

Священник Владимир Герасимов, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, с марта 2023 г. по благословению управляющего Северным и Северо-Западным викариатствами епископа Наро-Фоминского (ныне — епископ Городецкий и Ветлужский) Парамона (Голубка) в рамках социальной деятельности храма осуществляет регулярные поездки в Белгород для передачи гуманитарной помощи военным Российской армии — медикаменты (в т.ч. обезболивающие средства, перевязочные материалы, стойки и расходные материалы для капельниц), средства первой необходимости и продукты длительного хранения, машинное масло и антифриз для военной техники. Также военнослужащим регулярно передаются маскировочные сети, сплетенные прихожанками храма. В каждой поездке свящ. Владимир Герасимов посещает военный госпиталь, раздает молитвословы, иконы и освященное масло, проводит таинства Исповеди и Евхаристии: «Исповедовал и причащал в госпитале, в зоне соприкосновения. Приехали командиры отрядов, подразделений, и каждый сообщал, кто в чем испытывает нужду. Встречались и те, кто хотел принять Крещение. Но их суммарно не так много было. <...> Много просят молитвословы, крестиков я уже около сотни, наверное, передал, иконок. Литературу духовную стараюсь отвозить. В госпиталях чаще просят остаться, поговорить. От степени ранения и времени нахождения в стенах больницы коррелируется и отношение к священнослужителю» (ПМА-4).

Таким образом, обращение к исторической памяти, реконструкция особых форм помощи воинам и пострадавшему мирному населению, апробированных временем и историческим опытом социального служения верующих и духовенства актуализируется в связи с проводимой СВО. Преемственность положительного опыта благотворительной деятельности Русской Православной Церкви, патриотической деятельности военного духовенства и его участия в формировании морального духа Российской армии в войнах отечественной истории является основой проводимых духовенством во время СВО мероприятий. Работа по восстановлению психологических сил бойцов, корректировка личностных установок, формирование здорового климата в армии — спектр предпринимаемых мер, имеющих своим фокусом, по словам главного военного священника прот. Димитрия Василенкова, недопущение потери образа человека в нечеловеческих условиях.

Источники и литература

Источники

1. Доклад (2023) — Доклад Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на епархиальном собрании Московской епархии 20 декабря 2023 г. М., 2023.

2. Описательный отчет (2022) — Описательный отчет по церковной помощи, оказанной беженцам и пострадавшим мирным жителям в 2022 г. URL: https://помочьвбеде.рф/ wp-content/uploads/2023/03/Годовой-отчет-2022-беженцы.docx (дата обращения: 02.07.2024).

3. ПМА-1 — Полевые материалы автора. Рассказчик: Худякова Ирина Викторовна, сестра милосердия, православный волонтер в красной зоне в Мариуполе и в военных госпиталях, социальный работник ГБУ ТЦСО «Сокольники».

4. ПМА-2 — Полевые материалы автора. Рассказчик: Наталья Кульева, сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, организатор церковного медико-социального центра в Мариуполе, координатор региональных штабов помощи беженцам.

5. ПМА-3 — Полевые материалы автора. Рассказчик: Священник Георгий Шабалов, священник-доброволец в зоне СВО, и. о. руководителя сектора по взаимодействию с обществом и СМИ Военного отдела Московского Патриархата.

6. ПМА-4 — Полевые материалы автора. Рассказчик: Священник Владимир Герасимов, настоятель храма иконы Божий Матери «Знамение» в Аксиньино.

7. Сводка (2023) — Сводка церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям за 14 декабря 2023 года. URL: https://www.diaconia.ru/183-chastnykh-doma-v-mariupole-otremontirovali-pravoslavnye-volontery (дата обращения: 02.07.2024).

Литература

8. Больница Свт. Алексия (2022) — Больница Святителя Алексия и Синодальный отдел организовали курсы по уходу за ранеными. URL: https://www.diaconia.ru/bolnica-svyatitelya-aleksiya-i-sinodalnyj-otdel-organizovali-kursy-po-ukhodu-za-ranenymi (дата обращения: 02.07.2024).

9. Великая, Зайцева (2022) — Великая Н.М., Зайцева А.А. Репрезентация специальной военной операции в печатных СМИ в контексте консолидации российского общества // Caucasian Science Bridge. 2022. Vol. 5. № 4 (18). С. 160-172.

10. Воспоминания (2019) — Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота / Шавельский Г. И.; ред. А. А. Александров. М.: Вече, 2019.

11. Генерал-лейтенант (2024) — Генерал-лейтенант Алексей Воробьев принял участие в международной конференции. URL: https://rosguard.gov.ru/news/article/generallejtenant-aleksej-vorobev-prinyal-uchastie-v-mezhdunarodnoj-konferencii (дата обращения: 02.07.2024).

12. Гладких, Филиппова (2023) — Гладких А. С., Филиппова H.A. Экономика России в условиях специальной военной операции // Вестник Ульяновского технического университета. 2023. № 2. С. 66-70 и др.

13. Достучаться (2023) — Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2023. № 12. С. 40-51.

14. Казаренко (2023) — Казаренко Д. С. Двойные стандарты и нейропропаганда как элемент когнитивной войны против России (на примере освещения СВО в информационном пространстве Франции и ФРГ) // Наука. Общество. Оборона. 2023. № 4 (37).

15. Кубатьян (2023) — Кубатьян Г. «Страшна не бомбежка, страшно не доехать до ребят»: Священник и мулла вместе ездят в зону СВО, часто рискуя жизнями // Комсомольская правда. 11.12.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/27592.5/4864094/ (дата обращения: 02.07.2024).

16. Марфо-Мариинская обитель (2009) — Марфо-Мариинская обитель милосердия. 19092009. К 100-летию создания Обители. М., 2009. С. 119-121.

17. Макоева (2022) — Макоева Е.Р. О роли кибератак в специальной военной операции // Наука и общество. 2022. № 8. С. 140-142.

18. Марченко (2008) — Марченко А.Н. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в советском государстве (1918-1964гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. Вып. 24. С. 118-132.

19. Небренчин (2023) — Небренчин С. М. Специальная военная операция на Украине — 2022: война с коллективным Западом // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: материалы Пятой международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества». Ежегодник. Вып. 6. Ч.1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2023. С. 287-291.

20. Никонов (2023) — Никонов В. А. Специальная военная операция и новый миропорядок // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 99. С. 7-33.

21. Патриаршая проповедь — Патриаршая проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту // Патриархия.ш. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/5962628.html (дата обращения: 02.07.2024).

22. Помощь больницы (2023) — Помощь больницы Святителя Алексия в зоне СВО. URL: https://pravbolnitsa.ru/info/svo.htm (дата обращения: 02.07.2024).

23. Сизов (2022) — Сизов С.Г. Церковь и война. Духовные смыслы специальной военной операции России (Выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Омской духовной семинарии 12 мая 2022 года) // Вестник Омской православной духовной семинарии 2022. №2 (13). С. 160-167.

24. Шкаровский (1999) — Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999.

25. Иванов (2022) — Иванов В. Как наши воины получают духовную поддержку // Комсомольская правда. 7 ноября 2022.

26. Ершов (2015) — Ершов Б.А. Пастырское служение Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Вятского государственного университета. 2015. № 10. С. 31-38.

27. Юренко Ю., Юренко А. (2023) — Юренко Ю.Ю., Юренко А.И. Роль православного прихода в России в деле сохранения исторической памяти и воспитания патриотизма // Традиции и современность. 2023. № 35. С. 21-37.

28. Walzer (1977) — Walzer M.L. Just and unjust wars: а moral argument with historical illustrations. New York, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.