Научная статья на тему 'ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТЮРЬМЕ «КРЕСТЫ»: 130 ЛЕТ ИСТОРИИ'

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТЮРЬМЕ «КРЕСТЫ»: 130 ЛЕТ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ТЮРЕМНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скоморох Олег Александрович

Исследование посвящено феномену тюремных храмов России на примере устройства церкви при Санкт-Петербургской центральной одиночной тюрьме «Кресты». В статье раскрываются причины, которыми было обусловлено строительство новой тюрьмы, прослеживаются основные этапы деятельности храма, который изначально не входил в проект тюрьмы, строился на частные пожертвования и впоследствии стал архитектурной доминантой тюремного комплекса. Значимое место в деятельности учреждения занимали священнослужители, на штатной основе занимавшиеся духовно-нравственным воспитанием арестантов. Особое внимание уделяется направлениям деятельности тюремных священно-служителей и вопросам религиозной жизни арестантов. После Октябрьской революции 1917 года духовенство содержалось в «Крестах» в качестве заключенных, являя пример христианского отношения к происходящим в стране событиям. Приводятся примеры исторических персоналий, содержавшихся в «Крестах» в 20-е - 80-е годы XX века. Современная история взаимодействия церкви с уголовно-исполнительной системой на примере Следственного изолятора № 1 Санкт-Петербурга «Кресты» показывает многообразие форм и методов духовно-нравственной работы священнослужителей с подследственными и осужденными, основными из которых являются не только религиозная деятельность, но и социальные, образовательные, спортивные и культурные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHURCH OF THE HOLY PRINCE ALEXANDER NEVSKY IN THE ST. PETERSBURG KRESTY PRISON: 130 YEARS OF HISTORY

The study is devoted to the phenomenon of prison temples in Russia on the example of the construction of a church at the St. Petersburg central solitary prison “Crosses”. The article reveals the reasons for the construction of the new prison, traces the main stages of the temple, which was not originally included in the prison project, was built on private donations and subsequently became the architectural dominant of the prison complex. A significant place in the activities of the institution was occupied by clergymen who were engaged on a regular basis in the spiritual and moral education of prisoners. Special attention is paid to the activities of prison clergy and issues of religious life of prisoners. After the Revolution of 1917, the clergy were kept in the “Crosses” as prisoners, showing an example of a Christian attitude to the events taking place in the country. Examples of historical personalities contained in the “Crosses» in the 20s - 80s of the XX century are given. The modern history of the interaction of the Church with the penal system on the example of the Pre-trial Detention Center No. 1. St. Petersburg “Crosses”, shows the variety of forms and methods of spiritual and moral work of the clergy with those under investigation and convicted, the main of which are not only religious activities, but also social, educational, sports and cultural projects.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТЮРЬМЕ «КРЕСТЫ»: 130 ЛЕТ ИСТОРИИ»

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Научная статья

УДК 343.8«311»

doi: 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).4.437-446

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТЮРЬМЕ «КРЕСТЫ»: 130 ЛЕТ ИСТОРИИ

Олег Александрович Скоморох1

1 Санкт-Петербургская духовная академия, г. Санкт-Петербург, Россия, skomorokh@mail.ru

Аннотация. Исследование посвящено феномену тюремных храмов России на примере устройства церкви при Санкт-Петербургской центральной одиночной тюрьме «Кресты». В статье раскрываются причины, которыми было обусловлено строительство новой тюрьмы, прослеживаются основные этапы деятельности храма, который изначально не входил в проект тюрьмы, строился на частные пожертвования и впоследствии стал архитектурной доминантой тюремного комплекса. Значимое место в деятельности учреждения занимали священнослужители, на штатной основе занимавшиеся духовно-нравственным воспитанием арестантов. Особое внимание уделяется направлениям деятельности тюремных священнослужителей и вопросам религиозной жизни арестантов. После Октябрьской революции 1917 года духовенство содержалось в «Крестах» в качестве заключенных, являя пример христианского отношения к происходящим в стране событиям. Приводятся примеры исторических персоналий, содержавшихся в «Крестах» в 20-е - 80-е годы XX века. Современная история взаимодействия церкви с уголовно-исполнительной системой на примере Следственного изолятора № 1 Санкт-Петербурга «Кресты» показывает многообразие форм и методов духовно-нравственной работы священнослужителей с подследственными и осужденными, основными из которых являются не только религиозная деятельность, но и социальные, образовательные, спортивные и культурные проекты.

Ключевые слова: Русская православная церковь, тюремное храмостроитель-ство, история уголовно-исполнительной системы, тюремное служение

Для цитирования

Скоморох О. А. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербургской тюрьме «Кресты»: 130 лет истории // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 4. С. 437-446. DOI: 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).4.437-446.

© Скоморох О. А., 2022

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 4. ISSN 2072-2427 (print). ISSN 2687-122X (online) 438 Penal law, 2022, vol. 17(1-4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

PENITENTIARY ACTIVITY: HISTORICAL ASPECTS

Original article

THE CHURCH OF THE HOLY PRINCE ALEXANDER NEVSKY IN THE ST. PETERSBURG KRESTY PRISON: 130 YEARS OF HISTORY

Oleg Aleksandrovich Skomoroh1

1 Saint Petersburg Theological Academy, Saint Petersburg, Russia, skomorokh@mail.ru

Abstract. The study is devoted to the phenomenon of prison temples in Russia on the example of the construction of a church at the St. Petersburg central solitary prison "Crosses". The article reveals the reasons for the construction of the new prison, traces the main stages of the temple, which was not originally included in the prison project, was built on private donations and subsequently became the architectural dominant of the prison complex. A significant place in the activities of the institution was occupied by clergymen who were engaged on a regular basis in the spiritual and moral education of prisoners. Special attention is paid to the activities of prison clergy and issues of religious life of prisoners. After the Revolution of 1917, the clergy were kept in the "Crosses" as prisoners, showing an example of a Christian attitude to the events taking place in the country. Examples of historical personalities contained in the "Crosses» in the 20s - 80s of the XX century are given. The modern history of the interaction of the Church with the penal system on the example of the Pre-trial Detention Center No. 1. St. Petersburg "Crosses", shows the variety of forms and methods of spiritual and moral work of the clergy with those under investigation and convicted, the main of which are not only religious activities, but also social, educational, sports and cultural projects.

Keywords: Russian Orthodox Church, prison church building, history of the penal system, prison ministry

For citation

Skomoroh, О. А. 2022, 'The Church of the Holy Prince Alexander Nevsky in the St. Petersburg Kresty prison: 130 years of history', Penal law, vol. 17(1-4), iss. 4, pp. 437-446, doi: 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).4.437-446.

История церкви при известной Санкт-Петербургской центральной одиночной тюрьме «Кресты» начинается с 1868 г., когда старинное здание бывшего винного склада на правом берегу Невы Выборгской стороны было приспособлено для содержания краткосрочных арестантов Отделения городской тюрьмы для содержания лиц, осужденных к тюремному заключению по судебным приговорам, при котором была устроена церковь Святого Александра Невского. До открытия Отделения городской тюрьмы задержанные и арестованные в Санкт-Петербурге содержались в 12 полицейских домах при полицейских участках. Это были небольшие помещения, рассчитанные от 2 до 10 человек - мужчин, женщин, несовершеннолетних. Содержавшиеся в полицейских частях вели праздный образ жизни. Два-три раза в неделю их посещал священник. Обучение

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

грамоте не велось, книги поставляли благотворители. Врачи, как правило, арестантов не осматривали [1, с. 28]. Когда в 60-х годах XIX века в Санкт-Петербурге было введено гласное судопроизводство, количество осужденных к краткосрочному тюремному заключению значительно увеличилось.

Начиная с 1819 г. значимое место в тюремной реформе Российской империи занимало Общество попечительное о тюрьмах, которое имело своей задачей улучшение положения заключенных и их духовно-нравственное исправление. В январе 1868 г. по просьбе Санкт-Петербургского тюремного комитета 450 арестованных разместили в Отделении городской тюрьмы (Открытая тюрьма срочных арестантов), которое в 1871 г. было переименовано в исправительную тюрьму для тех, кто был приговорен к заключению в смирительные дома, за исключением женщин и подростков. При тюрьме было создано попечительство, которое возглавили вице-директор департамента исполнительной полиции и директор тюремного комитета. В задачи комитета входила организация работы в тюрьме и поиск средств на содержание арестантов. Попечительством был нанят регент (дирижер церковного хора) для обучения арестантов церковному пению.

Первым священником санкт-петербургской Открытой тюрьмы срочных арестантов стал протоиерей Иоанн Закревич. Он должен был совершать богослужения, преподавать в школе Закон Божий, ежедневно проводить личные беседы с арестантами. Вскоре в тюрьму был приглашен второй священник - Иоанн Братолюбов. Член попечительского комитета А. В. Белостоцкий разработал проект устава для исправительной тюрьмы, состоящий из 186 статей. Многие из них касались обязанностей священника. Этот проект устава был утвержден Министерством внутренних дел 18 мая 1873 г. [2, с. 17]. К слову, монастыри издавна использовались в России в качестве мест заключения, в которых священнослужители совершали богослужения для исправления арестантов [3].

После создания Главного тюремного управления в 1879 г. Правительством было принято решение построить на этом месте новую пятиэтажную одиночную тюрьму на 1150 чел., названную впоследствии из-за своего плана «Кресты». Самая большая в Европе одиночная тюрьма была заложена 8 сентября 1885 г. и к 1889 г. уже построена. Конкурс на архитектурный проект выиграл академик архитектуры Антон Осипович То-мишко. В период строительства новой городской тюрьмы А. О. Томишко занимал должность архитектора тюремного управления. Необходимо отметить, что до этого, в 1879 г., он был удостоен звания академика за проект храма в византийском стиле, в 1880 г. -преподавал в архитектурных классах Академии художеств, в 1880-1881 гг. участвовал в конкурсах (за проект храма памяти Александра II в Санкт-Петербурге и театра для Новгорода был удостоен первой премии), с 1882 г. служил в ведомстве Императорского Двора, а с 1883 г. - архитектором тюремного управления. По окончании строительства «Крестов» А. О. Томишко - профессор по архитектуре в Академии художеств, действительный член Академии художеств, архитектор высочайшего двора. В 1897-1898 гг. - ректор Высшего художественного училища Академии художеств, с 1899 г. - инспектор по строительной части при Кабинете Его Величества [4. с. 252].

Построенная по новаторскому проекту тюрьма стала образцовой для России и самой большой по территории в Европе (4,5 га). Она включала в себя 20 отдельно стоящих зданий: административный корпус с церковью, два корпуса камер и пр. Тюремная архитектура подобного типа зародилась в 1776 г. в Филадельфии и носит название Пенсильванской тюремной системы. «Тюрьмы, предназначенные для одиночного содержания заключенных, устраивались в виде корпусов, расположенных в виде веера

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

(веерообразная система), креста (крестообразная система) или звезды (звездообразная, или лучистая, система)» [5, с. 94]. В Санкт-Петербурге два 5-этажных корпуса были расположены крестообразно и соединены в среднокрестии административным зданием с храмом, который впервые в сооружениях подобного рода стал смысловым и композиционным акцентом комплекса тюремных зданий. Крестообразный план мог символизировать собой идею искупления грехов человечества Спасителем на Кресте и покаяния.

Храм, построенный на частные пожертвования, был освящен 3 июля 1890 г. епископом Выборгским Антонием Вадковским во имя Святого Александра Невского. Композиция пятиглавой церкви соответствует одному из наиболее распространенных типов византийского стиля, близкого русскому стилю - крестово-купольной системе. «5 куполов храма из гофрированного железа окрашены в белый цвет. Они венчались 6-конечными позолоченными крестами на державах. Вся система сводов поддерживалась четырьмя колоннами из светло-коричневого карельского гранита, установленными в центральном нефе храма. Четыре малых главы занимали подчиненное положение в композиции храма, фасады завершались щипцами, форме которых вторили тройные оконные проемы. В интерьере западного нефа был сооружен балкон, на котором во время богослужения размещались арестанты обслуги. Иконостас по рисунку Томишко исполнил и пожертвовал мастер Тюфилин из Казани. Росписи и иконы бесплатно сделал художник С. И. Садиков, декоратор Императорской Академии Художеств» [6, с. 445].

Одновременно при покойницкой была выстроена часовня. Незадолго до революции в тюрьме появились католическая каплица. Каплица в «Крестах» была освящена 6 января 1913 г.; утварь для нее куплена в магазине Иосифа Франце. В Февральскую революцию она была разграблена и в конце 1917 г. закрыта [7, с. 239]. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии дает краткие сведения о причте домовой церкви святого благоверного князя Александра Невского при Санкт-Петербургской одиночной тюрьме: «Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, пользующихся казенными квартирами. Священник получает жалованья 1000 руб., диакон 600 руб., и псаломщик 360 руб.» [8, с. 159]. Известный специалист по истории Русской православной церкви XIX-XX вв., архивист А. А. Бовкало перечисляет немногочисленных настоятелей церкви с освящения храма в 1890 г. до закрытия в 1918 г. Это протоиерей Иоанн Семенович Разумовский (до 1902 г.), священник Леонид Константинович Богоявленский (до 1912 г.), священник Михаил Князевский (до 1915 г.), священник Николай Копьев (до 1916 г.), священник Евгений Иванович Соколов (до закрытия храма 3 ноября 1918 г.)1.

Тюремные священнослужители занимали достаточно значимое место в жизни этого учреждения. Перед санкт-петербургским пенитенциарием ставилась задача, понимаемая главным образом как исправление нравственности заключенных, покаяние преступника - грешника. Решение этой задачи зависело от заинтересованности и добросовестности священнослужителей «Крестов». Все административные и хозяйственные вопросы решались тюремным комитетом, который состоял из начальника, его помощников, священника и врача. Священнику подчинили школу и библиотеку. В школе - обязательное преподавание Закона Божия и особого предмета «Необходимые сведения об обязанностях и правах верноподданного». Библиотека комплектовалась литературой религиозного и исторического содержания.

1 См.: Сайт А. А. Бовкало. URL: http://petergen.com/bovkalo/kl/spburganodt.html.

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В обязанность священника входило ежедневное посещение келий и беседы с арестантами. Кроме того, параграфом 19 Правил предписывалось: «Арестанты, содержащиеся в одиночных камерах, обязательно присутствуют при установленных богослужениях в тюремной церкви». В православном храме «Крестов» обычно присутствовал дежурный надзиратель, который внимательно следил за поведением арестантов. Администрация предоставляла возможность арестантам неправославного вероисповедания осуществлять обряды своей религии. С этой целью в административном корпусе «Крестов» отвели особое помещение для католической часовни. Кроме того, тюремный Комитет оплачивал работу в «Крестах» с осужденными лютеранского пастора, католического ксендза, магометанского муллы. По данным В. Б. Лебедева, еду арестантам в «Крестах» готовили отдельно для православных, для мусульман, для иудеев1.

В каждой камере (ее называли по монашескому подобию - кельей) располагалась иконка, под которой - двухъярусная деревянная полка. На верхней полке лежали Библия и бланки с данными имени и звания арестанта. В книге формы № 7 записывались предметы и вещи осужденного. В книгу формы № 8 заносились данные о личных деньгах и драгоценных вещах осужденного. Арестант должен был расписаться в том, что все изъятые у него вещи сданы для хранения. Если он не мог расписаться из-за неграмотности, то за него расписывался священник или один из служителей церковного клира.

Каждое утро в 05.30 звенел электрический звонок, и после уборки кроватей и умывания дежурный надзиратель открывал форточки в дверях келий, чтобы арестанты могли слышать слова молитвы. На 4-ю галерку башенного круга выводилось по 2-3 арестанта, которые протяжно и громко читали утренние молитвы. После урочных работ, которые продолжались с 07.00 до 20.00 (с перерывом с 16.00 до 17.00 + 30 минут прогулка), в 21.00, после ужина, снова по звонку начиналось чтение вечерних молитв, которые также читали с верхней площадки двое назначенных арестантов. Каждый заключенный должен был повторять слова молитвы, стоя в своей келье лицом к иконе. По Уставу арестант имел право на один день отдыха в неделю, освященный исповедуемой религией, и 20 «табельных дней» в течение года.

После революции 1917 г. название тюрьмы часто менялось, но назначение самого здания в последующем не изменилось. Новая уголовная политика советской власти, по отношению к религии основанная на классовой борьбе, красном терроре и воинствующем безбожии, исключала духовно-нравственное воспитание заключенных. Но и в лагерях, и в тюрьмах многие верующие заключенные самых разных сословий своим мужеством и крепкой верой, терпением и христианским отношением к ближним были лучшими проповедниками и миссионерами православной веры. В стенах «Крестов» в XX в. в разное время содержались представители духовенства, монашествующих и мирян, в числе которых необходимо назвать прославленных церковью новомучеников и исповедников: святителя Илариона Троицкого, умершего в тюремной больнице, свя-щенномучеников Михаила Чельцова и Павла Гайдая. Последний настоятель тюремного храма Святого благоверного князя Александра Невского - священник Евгений Соколов, который служил в «Крестах» до его закрытия в 1918 г., позже, в 1926 г., был арестован

1 См. Документальный фильм «Кресты». 2020. Режиссер Ангелина Голикова. URL: https:// yandex.ru/video/preview/?text=фильм%20кресты%20прощание&path=yandex_search&parent-reqid=1659593738392620-14046838067870221014-vla1-4320-vla-l7-balancer-8080-BAL-4694&from_ty pe=vast&fNmId=1862675813459138963 (дата обращения: 05.08.2022).

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

по делу еще одного тюремного священника «Крестов» протоиерея Леонида Богоявленского, арестованного в 1922 г., сосланного и расстрелянного в Казахстане в 1937 г.1

В «Крестах» находились священники, служившие на оккупированных территориях в составе Псковской духовной миссии или подозреваемых в антисоветской деятельности, среди которых известный профессор Санкт-Петербургской (Ленинградской) духовной академии протоиерей Ливерий Воронов и всероссийский старец с острова имени Залита протоиерей Николай Гурьянов. Последним священником, находившимся в «Крестах» во время советской власти, был архимандрит Иосиф Сафронов. Трижды репрессированный (с 1931 по 1936 год на Соловках, с 1949 по 1955 год и с 1959 по 1964 год), архимандрит Иосиф служил в глубинке Новгородской области, но в 1986 г. в возрасте 85 лет вновь был арестован (по обвинению в том, что с колокольни храма с помощью радиоприемника VEF передавал данные на американские спутники). Больше года архимандрит Иосиф находился в «Крестах», откуда был направлен в психиатрическую больницу закрытого типа и освобожден в 1987 г. только после того, как в «Аргументах и фактах» была опубликована статья о старом священнике, который незаслуженно находится в местах лишения свободы [9, с. 523-524].

В 90-е годы XX века право на свободу вероисповедания для подследственных и осужденных было закреплено в уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве, так же как и возможность для религиозных организаций совершать богослужения в местах принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России. В марте 1999 г. указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в СИЗО-1 г. Санкт-Петербурга был назначен священник Александр Григорьев. С этого времени стал восстанавливаться храм Святого благоверного князя Александра Невского, который использовался как клуб учреждения. Священник в храме по субботам совершал молебны, на которые приглашал родственников подследственных. В течение года были восстановлены алтарная часть храма, иконостас и престол. С 2000 г. в храме регулярно совершались богослужения. Заключенные имели возможность читать Библию, молитвослов, Закон Божий и другую духовно-нравственную литературу. В 2000 г. впервые на территории следственного изолятора «Кресты» был организован крестный ход, в котором приняли участие не только осужденные, но и их родственники, пришедшие на праздничное богослужение, а из решетчатых окон многочисленных камер были слышны возгласы: «Христос Воскресе!». По воспоминаниям отца Александра, когда он только начинал служить в СИЗО в 1999 г., с заявлениями к администрации СИЗО о желании участвовать в литургии обращалось не более двух человек в месяц. Но достаточно быстро число желающих выросло до 40 человек в неделю. «Подследственные рады были вырваться из тяжелой атмосферы своей камеры и побыть на службе, а если им дать газеты или книги, их будут читать от корки до корки. Когда человек попадает в заключение, его жизнь внезапно останавливается как конь на полном скаку. Помочь заполнить освободившееся время, чтобы не допускать окончательной деградации души, может священник. Поэтому главное, что он должен делать, - это стараться донести самые простые знания Закона Божия. Во время церковных служб мне разрешили включать местную радиотрансляцию, и в каждой камере для 7000 заключенных были слышны слова молитвы. Уникальным опытом были так называемые совместные литургии, когда вместе на службе в храме «Крестов» молились и подследственные, и их родственники, и

1 См.: Материалы Ленинградского мартиролога. URL: https://drevo-info.ru/articles/13676743.html (дата обращения: 29.08.2022).

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

даже сочувствующие люди «с улицы». Всего собиралось до 50 человек. Это было сложно организовать, но в результате у нас в храме создавалась настоящая община. Для подследственных это могло быть последнее, что связывало их с волей, с нормальной жизнью не "по понятиям"» [10, с. 77].

В последующие годы крестные ходы проводились в дни празднования Пасхи и дни престольного праздника, который совершается дважды в год: 12 сентября и 6 декабря в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. В праздничных богослужениях, как правило, принимали участие и осужденные, и их родственники. Духовно-пастырская работа с родственниками, родителями, женами и детьми заключенных является важной частью тюремной миссии Русской православной церкви. Бывали в тюремном храме и венчания, когда сочетались браком и венчались люди, жившие до тюрьмы вместе.

В 2004 г. впервые была устроена Рождественская елка для детей осужденных. Праздник Рождества принес большую радость для заключенных. Они почувствовали, что общество их не отвергает и, хотя они и находятся в местах лишения свободы, их ждут дома жены, дети. Таким способом решается важнейшая задача - укрепление семейных отношений, поддержка семье, которой выпало нести нелегкий крест. После освобождения заключенные могли прийти в приходской храм Святого Николая Чудотворца, расположенный неподалеку от «Крестов» на ул. Лебедева, 37, где отец Александр помогал им после освобождения. Многие после освобождения участвовали в восстановлении храма.

Большой комплекс работ проведен по восстановлению храма Александра Невского. С 2004 г. по настоящее время установлены на купол 5 золотых крестов, изготовлена и смонтирована система молниезащиты, подвешены 9 колоколов, произведена замена оконных блоков центрального барабана храма, запущена в эксплуатацию система отопления, произведены ремонт и замена несущих конструкций центрального купола и куполов звонницы. Для полного восстановления исторического облика храма необходимо выполнить работы по расчистке свода с последующей росписью, провести реставрацию паркетного пола, заменить железную кровлю храма на медную, изготовить и установить иконостас и храмовые иконы, отреставрировать деревянные конструкции хоров (проведение соответствующих работ требует в первую очередь материального обеспечения) [1, с. 359].

В 2008 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Георгий Сычев. Для служения в СИЗО № 1 также были назначены священники Алексей Венков, Виктор Шкваря, Александр Прокофьев, дьяконы Владимир Чепурнов и Вадим Орловский. Дважды в месяц в храме совершалась Божественная литургия. Два раза в неделю священники духовно окормляли подследственных: исповедь, причастие Святыми Дарами, крещение, духовно-просветительские беседы. В помещении приема передач у стенда храма был размещен ящик для записок о молитвенном поминании подследственных и осужденных, которые содержались в «Крестах». Для СИЗО выпускалась газета «Православные кресты».

По словам настоятеля храма протоиерея Георгия Сычева (2008-2018 гг.), «в тюрьме существует маленькая церковная община заключенных. Каждое утро у них начинается со своего молитвенного правила. С разрешения сотрудников они выходят на крышу, начинают колокольный перезвон, который слышат во всех камерах. Что касается тюремных сотрудников, они приходят в храм, ставят свечи. Но на разговор идут очень трудно, хотя мы стараемся общаться, устраивать совместные мероприятия. У нас проходят

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

епархиальные состязания по футболу с заключенными и сотрудниками, мы проводим конкурсы, Масленицу. Но специфика следственных изоляторов особая. Общаться может только рабочая группа, то есть те заключенные, которым объявлен срок, которые получили общий режим и оставлены в рабочей группе. Нагрузка у них очень большая, потому что они занимаются хозяйственным обслуживанием»1.

Необычная выставка копий картин Русского музея была организована в «Крестах» в 2014 г. Постоянная экспозиция картин была размещена в коридорах первого этажа, на стенах между камерами, в административном корпусе, следственных кабинетах, столовой и клубе. 100 картин работы великих русских художников Левитана, Серова, Сурикова, Айвазовского, Шишкина и других были подобраны по трем ключевым темам -Россия, вера, красота. По замыслу организаторов картинной галереи - Православного центра духовного возрождения и Государственного Русского музея такая выставка должна служить культурному и духовному росту арестантов.

Надо сказать, что в «Крестах» силами сотрудников учреждения был организован свой музей, в котором была представлена экспозиция об истории тюрьмы в разные периоды деятельности. Музей был открыт для организованных групп, после чего возможно было посетить и тюремный храм.

В 2015 г. в СИЗО № 1 «Кресты» состоялся первый Пасхальный фестиваль для заключенных. После молебна, который совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, состоялся концерт, в котором приняли участие праздничный хор Новодевичьего монастыря, исполнители камерной музыки, грузинский фольклорный ансамбль «Баллада». «Кульминацией стало выступление народного артиста России и Украины Валерия Ивченко, который прочитал текст «Письма священномученика», созданный из отрывков воспоминаний священномученика Павла Черханова о Пасхе 1926 г. на Соловках. Благодаря аудиотрансляции концерт услышали заключенные не только в камерах «Крестов», но и в СИЗО № 4 для несовершеннолетних. Кроме того, концерт транслировался в Интернете»2.

Подобные мероприятия - спортивные турниры, художественные выставки картин, концерты в дни православных праздников дополняют ежедневную работу священнослужителей по духовно-нравственному воспитанию подследственных и осужденных, мотивируя их к законопослушному образу жизни.

После открытия нового следственного изолятора в Санкт-Петербурге СИЗО-1 «Кресты-2» в 2018 г. в старом комплексе временно были размещены осужденные колонии поселения № 8, выполняющие задачи хозяйственного обслуживания помещений старых «Крестов». Духовенство, совершавшее служение в СИЗО-1, продолжило духовно-пастырскую работу в новом учреждении, где был устроен домовой храм во имя Поклонения честным веригам апостола Петра. В 2019 г. в храм Александра Невского назначен настоятелем протоиерей Олег Скоморох, помощник начальника УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по организации работы с верующими, председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии. В храме совершаются регулярные богослужения, организован вход прихожан для участия в церковных службах.

1 Беседы с батюшкой. Эта служба и опасна и трудна. 27 февраля 2015 г. URL: https://tv-soyuz. ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-eta-sluzhba-i-opasna-i-trudna (дата обращения: 03.09.2022).

2 Пасхальный фестиваль в «Крестах». URL: https://prichod.ru/opyt-prihodov/21328/ (дата обращения: 03.09.2022).

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Учитывая поставленную в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года задачу передислокации учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в районы с созданием учреждений объединенного типа исторический комплекс «Крестов» ожидает решения о будущем использовании, храм - реставрации, а историческое наследие и опыт по духовно-нравственному воспитанию подследственных и осужденных - исследователей.

Список источников

1. Порохов С. «Кресты». М. : Эксмо, 2008. 378 с.

2. Василенко Л. П. Тюремные храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. 112 с.

3. Скиба А. П. Пенитенциарные больницы (организационно-правовые и исторические аспекты) : монография. Улан-Удэ : Бурятский госуниверситет, 2007. 309 с.

4. Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало XX века : альбом. СПб. : Лики России - Проект-2003, 2005. 272 с.

5. Шамсунов С. Х., Лосева С. Н. Исторический опыт тюремного строительства в зарубежных странах // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 3(29). С. 93-97.

6. Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия : в 3 т. СПб. : Санкт-Петербургский университет, 2004. Т. 2 : Девятнадцатый век. Кн. 3 : К-Л. 680 стр.

7. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: историко-церковная энциклопедия : в 3 т. СПб. : Изд-во Чернышева, 1996. Т. 3. 392 с.

8. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии / под ред. Н. М. Кутепова. СПб. : Типография Отдельного корпуса пограничной стражи, 1899. 296 с.

9. За Христа пострадавшие: гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956 : биогр. справ. / под общ. ред. В. Воробьева. М., 1997. 736 с.

10. Григорьев А. Система исполнения наказаний все еще является школой преступности // Международный пенитенциарный журнал. 2011. № 11. С. 75-78.

References

1. Porokhov, S. 2008 "Crosses", Eksmo, Moscow.

2. Vasilenko, L. P. 2003, Prison churches of the St. Petersburg Diocese, St. Petersburg.

3. Skiba, A. P. 2007, Penitentiary hospitals (organizational, legal and historical aspects): monograph, Buryat State University, Ulan-Ude.

4. Saveliev, Y. R. 2005, "Byzantine style» in the architecture of Russia. The second half of the XIX - the beginning of the XX century: album, Faces of Russia - Project-2003, St. Petersburg.

5. Shamsunov, S. H. & Loseva, S. N. 2018, 'Historical experience of prison construction in foreign countries', Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 3(29), pp. 93-97.

6. Three Centuries of St. Petersburg, Encyclopedia 2004, in 3 vols, vol. 2, Nineteenth century, part 3, K-L, St. Petersburg University, St. Petersburg.

7. Antonov, V. V. & Kobak, A.V. 1996, Shrines of St. Petersburg. Historical and Ecclesiastical Encyclopedia, in 3 vols, vol. 2, Chernyshev Publishing House, St. Petersburg.

8. Kutepov, N. M. (ed.) 1899, Commemorative book on the St. Petersburg Diocese, Printing house of a Separate corps of Border Guards, St. Petersburg.

9. Vorobyov, V. (ed.) 1997, Victims for Christ: Persecution of the Russian Orthodox Church, 1917-1956, Moscow.

10. Grigoriev, A. 2011, 'The system of execution of punishments is still a school of crime', International penitentiary journal, iss. 11, pp. 75-78.

Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 4. ISSN 2072-2427 (print). ISSN 2687-122X (online) 446 Penallaw' 2022, vol. 17(1-4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Информация об авторе

О. А. Скоморох - доктор богословия, кандидат юридических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин.

Information about the author

O. A. Skomoroh - Doctor of Theology, Candidate of Law, Professor of the Department of Church and Practical Disciplines.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 07.10.2022; принята к публикации 02.12.2022.

The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 07.10.2022; accepted for publication 02.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.