УДК 271.2(57.55)
Е.В. Дроботушенко, г. Чита
Церковь с. Кондуй Забайкальского края как памятник православной архитектуры: к вопросу о сохранении
Аннотация
Статья посвящена характеристике одного из малоизвестных памятников православной церковной архитектуры на территории Восточного Забайкалья — церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери и Святых Мучеников Кирика и Иулитты в с. Кондуй Борзинского района Забайкальского края. Время ее строительства относится к началу XIX в. Приводится описание архитектурных элементов. Отмечается, что церковь выделяется в ряду православных храмов особенностями внешнего декора. Данная особенность обусловлена использованием в качестве строительного материала камня и выполненных из него декоративных элементов, происходящих из развалин Кондуйского дворца - памятника монгольской средневековой архитектуры. Таким образом, в оформлении фасадов православного храма были использованы декоративные элементы, характерные для языческого восприятия мира. Описывается плачевное состояние постройки на сегодняшний день. Поднимается вопрос о необходимости сохранения настолько необычного памятника церковной архитектуры.
Ключевые слова: Восточное Забайкалье, XIX век, Кондуйская церковь, храмовая архитектура, архитектурный элемент, охрана историко-архитектурного наследия
Забайкальский край не слишком богат историческими объектами православной архитектуры. Предопределено это, вероятно, рядом причин. Во-первых, удаленность от центра России, периферийное, приграничное, провинциальное положение региона предопределило простоту подхода к строительству основной массы церквей и часовен. Иными словами, потребности в серьезных архитектурных изысках не было. Мы можем наблюдать это, скажем, на примере Читинского женского Богородицкого монастыря конца XIX — начала XX в. Его архитектурный ансамбль был невероятно прост, и это при том, что располагался монастырь в областном центре — г. Чите. Во-вторых, значительность территории, слабость ее заселения и разбросанность населенных пунктов предопределили некоторые сложности со строительством. Третья составляющая — это наследие 20—30-х гг. XX в. — времени разрушения храмов. Регион лишился значительной части соборов, церквей, часовен и молитвенных домов. Несмотря на это, определенное количество церквей постройки XIX — начала XX в. сохранилось. Отреставрированных и сохраненных — единицы. Это Крестовоздвиженская церковь в с. Захарово Красночикойского района Забайкальского края, Михайло-Архангельская (так называемая церковь декабристов) и Свято-Воскресен-ская церковь (бывший католический костел Петра и Павла) в г. Чите. Можно назвать ряд церквей, которые находятся в плачевном состоянии. Одна из них, один из немногих памятников архитектуры начала XIX в. на территории Восточного Забайкалья — это церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери и Святых Мучеников Кирика и Иулитты в с. Кондуй Борзинского района Забайкальского края (рис. 1) [2; 5]. В просторечье она именуется просто «кондуской церковью». Отметим, что зная ее как таковую, основная масса забайкальцев не знает, что эта церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя названных Святых Мучеников.
В паспорте объекта Министерства культуры Забайкальского края со ссылкой на данные, предоставленные Государственным архивом Забайкальского
края, церковь именуется во имя Рождества Пресвятой Богородицы [3].
По Н.П. Крадину — церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Святых Мучеников Кирика и Улиты [8, с. 172].
Следует отметить, что церковь с. Кондуй не стала до сегодняшнего дня предметом серьезного научного изучения с привлечением значительного объема источников по ее истории. В то же время отдельные заметки в разное время появлялись. Пожалуй, первая — это статья основателя краеведческого музея в г. Чите А.К. Кузнецова, вышедшая из печати в 1925 г. Однако она посвящена главным образом Кондуйскому дворцу, затрагиваются и вопросы вывоза с территории развалин дворца кирпичей, камня и «статуй» [9].
В 2002 г. из печати вышла статья Н.П. Крадина «Архитектурные памятники Кондуя», где, помимо прочего, говорится и о характеризуемой церкви [Крадин]. Небольшая заметка по церкви имеется в Энциклопедии Забайкалья [8, с. 172].
Показательным является факт отсутствия статьи о ней в объемном издании, содержащем информацию об основных памятниках архитектуры региона — «Энциклопедии Забайкалья». Можно найти немногие публикации, главным образом научно-популярного характера.
Несмотря на то что церковь достаточно известна в Забайкальском крае, за его пределами она не получила должной известности, хотя в архитектурном плане она настолько необычна, что может претендовать на самостоятельное место в перечне памятников.
Главная особенность кондуйской церкви заключается в двух составляющих. Первая — это то, что она построена из камня, который остался от Кон-дуйского дворца (рис. 2). Это знаменитый памятник средневековой архитектуры расположенный в долине р. Уруленгуй. В отечественной археологии он известен как «Кондуйский городок» или «Кондуй-ское городище». Это уменьшенная копия дворца в столице Монгольской империи г. Каракоруме на р.
Орхон. Памятник относится к XIV в. [6, с. 377] Сам факт того, что православный храм строился из камня от постройки язычников — монголов — вызывает удивление. Вторая составляющая, делающая данный памятник необычным, заключается в том, что в основание церкви были установлены каменные изваяния драконов с того же Кондуйского дворца (рис. 4). Собственно драконы представляют собой элемент языческого восприятия мира. Это мифические существа. Есть данные, что помимо камня и драконов с развалин дворца использовался кирпич, каменные плиты и изваяния «человечиков» [11]. Также для строительства церкви использовались каменные круги, которые, вероятнее всего, являлись основанием для колонн дворца (рис. 5). Всего при строительстве были использованы около семидесяти изваяний [11].
Здесь возникает ряд очевидных вопросов. Кому пришло в голову использовать драконов и «человечиков» для строительства православной церкви? Как данный факт восприняла Русская православная церковь? И самый главный вопрос — как такая церковь была освящена?
Есть данные о том, что инициаторами строительства выступили местные жители г. Нерчинска Эповы. Они же финансировали строительство. Строителем являлся протоирей Нерчинского собора Кирилл Суханов. Начало строительства, после благословения на то епархиального начальства, относится к 1806 г. Благословение дано епископом Иркутским и Нер-чинским Вениамином (Багрянским). Согласно иным данным, церковь построена в 1805 г. [3] Церковь располагается в центре села.
В целом внешне здание церкви традиционно. Помещение храма вытянутое за счет пристройки со стороны входа; пятигранная апсида (рис. 1). По разным характеристикам, по оси церкви расположен алтарь, трапезная и колокольня или апсида, помещение храма, трапезная, колокольня [8, с. 172; 3; 15]. К сожалению, из чего следует наличие трапезной по центру храма в первом случае, нам не совсем понятно.
В здании церкви отсутствуют пропорции в объемах. Церковь приземиста. Плоскость стен с внешней стороны церкви разделена пилястрами. Они соответствуют разделениям в рамках внутреннего пространства (рис. 3) [15].
Церковь имела два придела. Один, главный, в честь Казанской иконы Божьей Матери, второй, соответственно, в честь Святых Мучеников Кирика и Иулитты. Второй придел был закончен и освящен в 1806 г., а главный придел, как и сама церковь, только через девять лет. Церковь была обнесена оградой, со временем каменной. На сегодняшний день каких-либо остатков ограды не сохранилось.
При церкви была колокольня. На сегодня визуально это наблюдать невозможно, однако существуют упоминания о колоколах, которые заказывались в Москве. Их было четыре, большой весом до 500 кг. Внутренне убранство церкви расписывалось мастерами, также приглашенными из Москвы. Упоминается люстра, привезенная оттуда же [11].
Интереснейшим элементом, украшающим церковь, является такой элемент входной пристройки, как колонны. Их четыре. Украшают строение и полуовальные окна по периметру.
Наиболее полная характеристика архитектурных элементов церкви дана Н.П. Крадиным. Он приводит число элементов декора в виде драконов и каменных кругов: с северной стороны — 19 элементов, с восточной — 13, с южной — 18 и с западной — 14. Все названные элементы расположены в два ряда. Один на цоколе, второй — в средней части стен, в специальных нишах. В нижнем ряду — 34 элемента и в верхнем, соответственно, — 30. Нижний ряд декоративных элементов — по всему периметру здания, верхний — по части [8, с. 172]. В одной из газетных публикаций общее количество изваяний драконов, вмурованных в стену, составляет 69, что, очевидно, неверно [13].
Расположение драконов как декоративного элемента по стенам церкви неодинаковое. Так, с западной стороны всего два изваяния, которые вмурованы в стену с двух сторон от входа. Эти драконы по размеру больше остальных. Как предполагается в паспорте церкви на сайте Министерства культуры Забайкальского края, это драконы с углов балюстрады Кондуйского дворца [3].
Толщина стен церкви в пределах одного метра.
На момент постройки, да и на значительно более позднее время, эта церковь являлась единственной каменной и столь необычной в своих архитектурных элементах. Ближайшая, пожалуй — это церковь Успения Пресвятой Богородицы, в настоящее время в с. Калинино Нерчинского района Забайкальского края.
Существует ответ на вопрос, как епархиальные власти разрешили освещение такой церкви. Произошло это только после того, как изваяния драконов были замазаны глиной [11]. На сегодня, при визуальном осмотре, ничего не напоминает о том, что они замазывались. Это и понятно, прошло более двухсот лет. Однако церковь в заброшенном состоянии стоит давно, на стенах с внешней стороны остатки побелки. Есть основания предполагать, что они с досоветского времени. То есть церковь с видимыми изваяниями драконов, возможно, была рабочей, и епархиальные власти закрывали на это глаза.
Значимость храма для Восточного Забайкалья можно оценить через посещения ее епархиальными архиереями. В разные годы в XIX в. она посещалась целым рядом из них. Это Преосвященные Нил (Исакович), Евсевий (Орлинский), Парфений (Попов), Милетий (Якимов) [11].
Существует некоторые спорные моменты по церкви. В одной из публикаций встречаем: «...говорят, вся из белого гранита» [15]. В то же время, иные данные говорят о том, что при строительстве было использовано до трех четвертей кирпича с развалин Кондуйского дворца и частично кирпичи на средства устроительницы М.С. Эповой [11]. Поскольку материалов по серьезному исследованию церкви в свободном доступе нет, сложно сказать, насколько гранит использовался при строительстве церкви. Вероятно, гранитными были круглые основания колонн и драконы.
Без отсылки к источникам в одной из публикаций упоминается, что церковь была закрыта в 1929 г. [15] Колокольня разобрана в 1930 г. [3]. Есть данные, что некоторое время помещение церкви использовалось под склад, а после этого было заброшено [4]. В упоминавшейся выше газетной публика-
ции отмечается, что заброшенной церковь стоит с 60-х гг. XX в. [13]
Здание кондуской церкви является объектом культурного наследия федерального значения, однако данный факт никак не влияет на ее состояние и, вполне вероятно, не повлияет в ближайшее время. Объектом культурного наследия церковь является по Указу Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 № 176 [14].
В середине первого десятилетия XXI в. из стены церкви было извлечено изваяние одного из драконов. Его судьба не известна. Происходит разрушение кирпичной кладки стен от влаги.
Следует упомянуть, что каменные изваяния драконов хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в краеведческом музее г. Нерчинска Забайкальского края.
На протяжении уже даже не годов, а десятилетий ведутся разговоры о реставрации данного памятника церковной архитектуры. Во время посещения остатков церкви автор данных строк слышал рассказ о не раз собиравшихся денежных средствах на реставрацию. В ряде случаев — нечистыми на руку людьми, в иных — искренними активными общественниками. Однако на сегодняшний день никаких работ не ведется. Имеются в виду даже не реставрационные работы, а работы по созданию проекта реставрации или экспертизы современного состояния здания. В то же время следует отметить, что в 2006 г. под руководством известнейшего ученого Н.П. Крадина в рамках дипломной работы создан проект реставрации церкви в с. Кондуй. Однако в проекте церковь называется Рождественской [12]. Очевидно, что речь идет об одном объекте. Главное здесь то, что проект сделан десять лет назад и очевидно, что на сегодняшний день он может стать основой для нового проекта, работа по которому, правда, еще не ведется.
Известно, что в Борзинском районе Забайкальского края на начало 2014 г. создан попечительский совет по восстановлению церкви. Называлась даже сумма, требуемая на реставрацию — около 40 млн руб. Отмечалось, что после экспертизы стоимость может возрасти. Однако информации о проведении экспертизы, на сегодня нами не встречено [1]. Александр Леснянский на своей странице в «Живом журнале» называет сумму в 4 млн руб. [4] Очевидно, что первая сумма представляется более верной.
Церковь как объект культурного наследия попала в программу Министерства культуры Российской Федерации. Об этом в январе 2016 г. заявил министр культуры Забайкальского края В.К. Колосов [10]. Возможно, ближайшее время внесет какие-то изменения в ситуацию.
Одна из целей данной статьи — обратить внимание на забытый, по сути, неизученный памятник православной церковной архитектуры. Если не удастся отреставрировать церковь в ближайшее время, требуется хотя бы консервация объекта в целях предотвращения его дальнейшего разрушения.
Список использованных источников
1. В Забайкалье восстановят храм, построенный казаками из остатков резиденции племянника Чингисхана // Церковь Успения Богородицы. Усадьба
Демьяново. г. Клин. — URL: http://klin-demianovo. ru/http:/klin-demianovo.ru/novosti/82647/v-zabaykale-vosstanovyat-hram-postroennyiy-kazakami-iz-ostatkov-rezidentsii-plemyannika-chingishana/ (дата обращения: 22.03.2016)
2. Казанский храм, Борзинский район, Кондуй село // Донской монастырь. Московский патриархат. — URL: http://russian-church.ru/viewpage. php?cat=Zabajkalskij&page=43 (дата обращения: 20.03.2016).
3. Кондуйская церковь // Министерство культуры Забайкальского края. — URL: http://минкультура.за-байкальскийкрай.рф/окп/окп_12.^т! (дата обращения: 20.03.2016).
4. Кондуйская церковь // LIVEJOURNAL. — URL: http://lesnyanskiy.livejournal.com/219730.html (дата обращения: 22.03.2016).
5. Кондуйский храм, 24 июля 2004 г. // Эпо-вы. наш род. — URL: http://www.epov.ru/index. php?section=places (дата обращения: 22.03.2016).
6. Константинов А. Кондуйский городок // Малая энциклопедия Забайкалья. Культура. — Новосибирск: Наука, 2009. — 439 с.
7. Крадин Н. Архитектурные памятники Кондуя // Археология и культурная антропология Дальнего Востока: сб. докл. — Владивосток: ДВО РАН, 2002. — С. 233—244.
8. Крадин Н.П. Кондуйская церковь // Малая энциклопедия Забайкалья. Археология. — Новосибирск: Наука, 2011. — 368 с.
9. Кузнецов А.К. Развалины Кондуйского городка и его окрестности. — Владивосток: Дальневосточное Сиб. акционерное общество «Книжное дело», 1925.
— 68 с.
10. Ляшенко В. Жители села Кондуй не могут отреставрировать старинную церковь без согласования со специалистами // БЕЗФОРМАТА^.
— URL: http://chita.bezformata.ru/listnews/konduj-ne-mogut-otrestavrirovat-starinnuyu/42975088/ http://chita.bezformata.ru/listnews/konduj-ne-mogut-otrestavrirovat-starinnuyu/42975088/ (дата обращения: 23.03.2016).
11. Очерки истории села Кондуй (начиная с Древнейших времен до 1914 г.) // Эповы. наш род. — URL: http: //www.epov.ru/?section=memoirs&subsection=his tory-konduy (дата обращения: 22.03.2016).
12. Проект реставрации Рождественской церкви в с. Кондуй Читинской обл. — Диплом: Гребенкин А.С. // Крадин Николай Петрович. — URL: http://pnu.edu. ru/ru/library/i-resourses/bibliography/kradin/ (дата обращения: 23.03.2016).
13. Трухина О. Легенды Кондуя // Гудок. — 2010. — 26 окт.
14. Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. — URL: http://base.garant. ru/10104140/ (дата обращения: 22.03.2016).
15. Юринская Д. А церковь умирать не хочет... // Читинская и Краснокаменская епархия. — URL: http:// chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/ned/kazan/ (дата обращения: 20.03.2016).
Рис 1. Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери и Святых Мучеников Кирика и Иулитты в с. Кондуй Борзинского района Забайкальского края. Боковой фасад (по: Казанский храм. Борзинский район, Кондуй село // Донской монастырь. Московский Патриархат. URL: http://russian-church.ru/viewpage.
php?cat=Zabajkalskij&page=43)
Рис. 2. Кондуйский дворец. Общий вид с юго-востока. Реконструкция Л.К. Минерта (по: URL: http://www.istmira.com/istdr/buryatiya-v-drevnosti/page/69/)
Рис. 3. Церковь с. Кондуй. Внутренний вид (по: Церковь Рождества Богородицы в с. Кондуй Читинской области // Архитектурное наследие. URL: http://arch-heritage.livejournal.com/407981.html
Рис. 4. Церковь с. Кондуй. Элемент декора — каменные драконы (по: Церковь Рождества Богородицы в с. Кондуй Читинской области // Архитектурное наследие. URL: http://arch-heritage.livejournal.com/407981.html
Рис. 5. Церковь с. Кондуй. Элемент декора. Каменный круг (по: Церковь Рождества Богородицы в с. Кондуй Читинской области // Архитектурное наследие. URL: http://arch-heritage.livejournal.com/407981.html