УДК 34.01 ББК 67.0
Нефедовский Геннадий Викторович Nefedovsky Gennady Viktorovich
аспирант Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Postgraduate Student, South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Тел.: 8 (915) 134-39-18.
ЦЕРКОВЬ, ПРАВОСУДИЕ И СУД В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Church, justice and court in the Byzantine Empire
В статье рассматриваются взаимоотношения между светской и духовной властью в Византии в вопросах правового обеспечения правосудия и деятельности суда на основе идей законодательства Константина Великого, Юстиниана и других. Указывается, что в процессе формирования византийской модели государственно-конфессиональных отношений в сфере правосудия «симфония властей» приобретала особые черты. Ее вершиной, по мнению автора, стало участие архиереев в составе так называемого вселенского суда - суда присяжных того времени.
Ключевые слова: «симфония властей», государственно-конфессиональные отношения, правовые идеалы, Византийское государство, государственность, христианство, правосудие, суд присяжных.
The article discusses the relationship between secular and spiritual authority in the Byzantine Empire in matters of legal justice and of the court's activities based on the ideas of the legislation of Constantine the Great, Justinian etc. Indicates that in the process of formation of the Byzantine model of Church-state relations in different phases of a «Symphony of powers» in relation to justice has gained special traits. Her top was the participation of bishops in the so-called universal court - the court of assize of the time.
Keywords: «symphony of powers», church-state relations, legal ideals of the Byzantine state, statehood, Christianity, justice, jury.
Известно, что в Византии система «симфонии властей» достигла абсолютного воплощения. Особый интерес исследователей вызывает проникновение духовной власти, христианских представлений о благочестии и справедливости в юриспруденцию.
Однако именно в Древнем Риме появляется идея правового государства, которая и сегодня считается идеологической программой европейских стран. Цицерон вводит термин «республика», под которым понимает союз людей, объединенных общими интересами, имеющими общее право и власть. Для Цицерона государство - это не народ Рима, а нечто гораздо более широкое. «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов», - полагал мыслитель [11]. Здесь важно подчеркнуть, что государство - это не абсолютный человеческий союз, не отечество, а некоторое состояние правовой культуры народа.
В первые века нашей эры возникает потребность в едином нравственном основании существования различных народов в империи. «Человек той эпохи остро ощущал, что, помимо юридического закона, империи был нужен закон любви. Безусловно, римская культура была великолепна, но требовалось нечто большее, чтобы собрать воедино все народы империи, подчинив их не только единому закону, но и единой нравственности. И это большее не могло быть плодом рук человеческих... Христианство, пришедшее на смену римскому пантеону прежних лет, влилось в имперские формы для того, чтобы явить чудо из чудес - Католическую православную церковь и православную Византию как непосредственное творение Бога на земле» [12, с. 27]. Таким образом, христианство стало основой для построения нового государства, развитие которого было обусловлено невозможностью сохранить старые порядки и обычаи Священной Римской империи, которые все чаще напоминали морально-нравственный нигилизм языческого мира (сцены повсеместного разврата
и падения римского общества хорошо всем известны).
Первые христиане свои конфликты предпочитали разбирать на суде епископов, так как в языческих судах их вера мешала принятию решений. Римское правосудие знало также и языческие обряды, например, воскурение фимиама Фемиде. Следует иметь в виду, что в языческом Риме верховная власть не стремилась уничтожить местные общины, делала все возможное для сохранения их быта и социальной иерархии. Именно римское право сыграло главную роль в примирении местных и общегосударственных интересов.
Постепенно шел процесс признания нелатинян римскими гражданами, расширялись границы действия jus latinum и jus civitas, а также права peregrine. Во время правления императора Каракалы все подданные Римской империи получили римское гражданство. Так, римское право распространилось на всю территорию империи и стало доминирующим, хотя вековые обычаи, не противоречащие ему, все еще продолжали существовать как основа жизни местного населения [7, с. 161].
Византийское государство, как известно, возникло на рубеже двух эпох - заката Поздней Античности и возникновения средневекового общества. В IV веке (395 год) ранее единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. В целом история византийской государственности берет свое начало в эпоху правления императора Константина Великого. Как отмечает А. И. Овчинников, «особое значение он играет для правовых систем самых разных государств, не только христианских. Если для христианской церкви он значим, во-первых, тем, что прекратил почти трехсотлетние гонения на христианскую церковь и даровал ей равноправие с прочими религиями Римской империи; во-вторых, тем, что заложил фундамент государственно-церковных отношений на долгие столетия, то для права современных государств он значим христианским, нравственным очищением права, его преображением и новым этапом развития. Благодаря Миланскому эдикту возникает новое право в истории человечества - "человеколюбивое право"» [6, с. 15].
С принятием христианства право стало уже не основным общим идейным первоначалом: политическое единство оказалось скреплен-
ным еще и духовно. Так, в 318 году в эдикте Константина Великого закреплялось, что гражданское дело может быть рассмотрено епископским судом, даже если оно уже проходило слушания в обычном гражданском суде. Отметим, что решение епископа по таким делам не подлежало обжалованию и пересмотру в высших судебных инстанциях, что было особо выделено и закреплено эдиктом от 5 мая 333 года, который подтвердил безапелляционность епископского решения.
Кроме того, под влиянием христианского мировоззрения император запрещает доносы под страхом смертной казни, ставить клейма на лица преступников, отменяет распятие как вид смертной казни и т. п. Константина называют новатором и разрушителем старых законов и древних обычаев. Его решения в сфере права носят явно модернизационный характер. Благодаря государственному мышлению и таланту он первый из римских правителей оценил христианскую религию как колоссальную нравственную всемирно-историческую силу. Более того, он смог привлечь эту силу для упрочнения своей власти и строительства новой империи. Сделав христианскую веру государственной религией, Константин получил поддержку стремительно растущей христианской общины. Однако божественные истины не всегда были главными ориентирами в политической жизни: некоторые историки полагают, что убийство Лициния, сына Криспа, и других членов семьи императора стали результатом дворцовых интриг.
Следует иметь в виду, что языческий мир не признавал права на свободу совести и свободу вероисповедания. Миланский эдикт впервые закрепляет право на свободу веры.
Юрисдикции церкви и государства, несмотря на единство и «симфонию властей», отличались. Однако только с момента установления христианства в качестве официальной религии проводится государственная кодификация права, состоящего из имперских законов и сочинений римских юристов. Самая масштабная кодификация была связана с именем императора Юстиниана I. Она состояла из ряда книг: Кодекса Юстиниана, включающего 4 600 указов и эдиктов императоров (от Адриана до Юстиниана); Дигестов, представляющих собой отрывки из более 2 тысяч сочинений классических юристов; фрагментов текстов из ин-
ституций, то есть из учебников права, в 4 книгах, имеющих нормативный характер. Далее, новеллы императора Юстиниана были добавлены к своду, и в средние века эта совокупность нормативных установлений получила название Corpus juris civilis, или Свод гражданского права. Важнейшей частью Кодекса Юстиниана стало законодательство о христианской церкви. Уже первая книга Кодекса посвящена догматам православного христианства, а вводная конституция содержит молитву к Святой Троице.
Каноническое право получило свое развитие в первые три века христианской эры, до появления Миланского эдикта 313 года, автономно от римского классического права. Главное их различие заключалось в том, что римское право было подчинено формальнологической рациональности и потребностям экономической практики высокоразвитого рабовладельческого строя, а каноническое право регламентировало отношения в религиозной, иррациональной сфере. В каноническом праве важнейшим элементом было регулирование деятельности богоустановленного института церкви, которая есть сообщество верных. Следует отметить, что неверные попадали в поле компетенции церкви и канонического права только после обращения в церковь для крещения или покаяния в случае падения в ересь.
Императорский суд на Ипподроме являлся высшей судебной инстанцией, которая просуществовала вплоть до начала XIII века. В церковных судах регулировались споры между священнослужителями, христианами, а также вопросы, связанные с православной верой, богослужебными делами. При патриархе Константинопольском Николае I Мистике на императора Льва VI за его неканонический четвертый брак была наложена епитимия. Однако в одной из новелл неизвестного императора был сформулирован и закреплен принцип «наш дворец и казна не подлежат каноническим законам».
Между клириками споры часто возникали по финансовым и имущественным вопросам, однако они не могли прибегнуть к светскому суду, так как представителям клира нельзя было заниматься какой-либо нецерковной деятельностью, например, они не могли выступать защитниками на судах. Принятый еписко-
пом правоприменительный акт подлежал реализации государственными чиновниками. Однако участие священнослужителей в светских судах было возможно в случаях, когда они оказывались в тяжбе вне своей епархии в столице. Кроме того, во время правления императора Ираклия (29 г.) была принята новелла «истец следует юрисдикции ответчика». Уголовные дела рассматривались епископом в случае участия в них рядового священнослужителя и патриархом - в случае епископата. Если священник или епископ лишался на церковном суде сана, то впоследствии он подлежал юрисдикции светского суда или суда наместника провинции. На епархиальных соборах рассматривались иски священнослужителей против епископов по церковным делам, а разбирательства между епископами -экзархом диоцеза или высшим патриаршим судом в Константинополе, где разбирались тяжбы архиереев [6, с. 183].
Следует отметить, что пренебрежение церковной юрисдикцией и попытки найти решение в светских судах со стороны клириков подлежали наказанию церкви. Однако светские власти не могли в отдельные периоды оказать существенное влияние на внутрицер-ковные отношения. Между тем светское право строго наказывало за измену православной вере, секты и ереси государство изживало, а некрещенных ущемляло в правах и свободах.
Важной особенностью византийской государственности был принцип теократии, который, несмотря на цезарепапизм, проявлялся в законотворчестве. В IX веке, во время патриарха Фотия, духовная власть принимала участие в составлении свода законодательства. Неслучайно одним из требований к кандидатам на должность патриарха было хорошее знание законодательства - и церковного, и гражданского, а многие патриархи были юристами по образованию и первоначальному роду деятельности [3, с. 301-302], в том числе и патриарх Константинопольский Иоанн III Схоластик (VI век), и патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон (XII век), и патриарх Иоанн VIII Ксифилин. Позднее церковь стала активно участвовать в государственном управлении, правотворчестве и отправлении правосудия. Архивы свидетельствуют о том, что в ХГУ-ХУ веках константинопольские патриар-
хи занимались и решали дела из области брач-но-семейного, наследственного права, участвовали в составлении сборников церковного и гражданского права [9, с. 17-54]. Встречаются и императорские распоряжения о включении архиереев в судебные институты империи. Так, император Андроник II Палеолог (12821328), создавая институт 12 присяжных «вселенских судей ромеев», распорядился включить в него и архиереев. Юрисдикция так называемых вселенских судей распространялась и на императора и его семью. Таким образом, император становится подсудным.
Литература
1. Дигесты Юстиниана. М., 1984.
2. Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке: пер. с фр. СПб., 1908.
3. Медведев И. П. Византийское право на заключительном этапе своего развития // Культура Византии XIII - первая половина XV века. М., 1991.
4. Максимович К. А. Право и церковь // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VIII.
5. Овчинников А. И., Мамычев А. Ю., Ма-мычева Д. И. Социокультурные основы кодирования государственно-правового развития // Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки. М.; Уфа; Ростов н/Д, 2015.
6. Овчинников А. И. Миланский эдикт и его роль в формировании ценностей современного права // Философия права. 2013. № 3 (58).
7. Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 1956.
8. Покровский И. А. История римского права. Петроград, 1915.
9. Сокольский В. О характере и значении Эпанагоги // Византийский вестник. 1894. Т. 1.
1 0. Успенский Ф. И. История Византийской империи VI-IX веков. М., 1996.
11. Цицерон. Диалоги. М., 1994.
12. Величко А. М. Священная империя и святой император (из истории византийских политических идей): сборник статей. М., 2012.
13. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.
Впоследствии был учрежден отдельный императорский суд, в который входили также архиереи. Однако эта реформа не была осуществлена ввиду невозможности разрешить огромное количество дел в разумные сроки. В одном из указов Андроника III прямо определяется участие церкви в отправлении светского правосудия: «Вселенские судьи ромеев избраны и поставлены святою церковью Божией и моей царственностью», а проводился данный вселенский суд в храме Святой Софии в Константинополе.
Bibliography
1. Digest of Justinian. Moscow, 1984.
2. Diehl Sh. Justinian and the Byzantine civilisation of the sixth century: transl. from the French. St. Petersburg, 1908.
3. Medvedev I. P. Byzantine right to the final stage of development // Culture of the Byzantine Empire of the XIII - first half of XV century. Moscow, 1991.
4. Maksimovich K. A. Law and the church // Orthodox encyclopedia. Moscow, 2004. Vol. VIII.
5. Ovchinnikov A. I., Mamishev A. Yu., Mamytcheva D. I. Social and cultural foundations of coding state-legal development // Socio-economic and humanitarian-philosophical problems of modern science. Moscow; Ufa; Rostov-on-Don, 2015.
6. Ovchinnikov A. I. Edict of Milan and its role in shaping the values of modern law // Philosophy of law. 2013. № 3 (58).
7. Peretersky I. S. Digest of Justinian. Essays on the drafting history and General characteristics. Moscow, 1956.
8. Pokrovsky I. A. History of Roman law. Petrograd, 1915.
9. Sokolsky V. On the nature and value of Epanagoge // Byzantine messenger. 1894. Vol. 1.
10. Uspensky F. I. History of the Byzantine Empire of the VI-IX centuries. Moscow, 1996.
11. Cicero. Dialogs. Moscow, 1994.
12. Velichko A. M. Holy Empire and the Holy Emperor (from the history of Byzantine political ideas): collection of articles. Moscow, 2012.
13. Eusebius Pamphilus. Church history. Moscow, 1993.