Научная статья на тему 'Церковь, общество, государство и экономика'

Церковь, общество, государство и экономика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковь, общество, государство и экономика»

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Г.И.Шмелёв

ЦЕРКОВЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

Шмелёв Гелий Иванович -

член-корреспондент РАН,

главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН.

«Вчера иконы выбросили с полки, На церкви коммунист снял крест.

Теперь и Богу негде помолиться.

Уж я хожу украдкой в лес, Молюсь осинам...

Может, пригодится».

Разговор деда с поэтом из стихотворения СА.Есенина «Возвращение на родину» (Сергей Есенин. Стихи и поэмы. М.

Современник, 1973, стр. 151).

1. Церковь до октябрьского (1917) переворота

Нельзя недооценивать роли церкви, и прежде всего православной, в экономической и социальной жизни страны. На всем протяжении истории до октября 1917 г. она была значительной1.

Деловая жизнь монастырей являлась весьма ярким примером российского предпринимательства. Это, в частности, относится к Кирилло-Белоозерскому, Троице-Сергеевскому, Соловецкому монастырям.

Церковь до революции обладала большими землями. Согласно данным статистики на 1905 г. по 50 губерниям, церковь располагала 1,9 млн. десятин земли и еще 0,3 млн. десятин находилось в частной собственности духовных лиц2. Ей принадлежало немалое количество промышленных предприятий и торговых заведений, доходных домов. Она обладала значительным имуществом и денежными средствами. В конце XIX в. Синод отпускал на содержание православного духовенства 7 млн. руб. в год, а государственное казначейство - 18 млн. руб. в год. На церковь

шли также пожертвования, доходы от церковных земель, имуществ и проценты с капитала.

Правда, если высшее духовенство, руководящие органы русской православной церкви и часть монастырей получали поддержку за счет бюджетного финансирования и имели иные источники доходов, то основная масса священнослужителей не имела твердого обеспечения со стороны государства и содержалась в основном за счет оплаты прихожанами треб, добровольных пожертвований, а сельские священники еще от ведения сельского хозяйства на выделенной церковному приходу земле, своими силами или с помощью наемных работников.

И.Т. Посошков еще в XVIII в. писал: «О сем я неизвестен, как деется в прочих христианских землях, чем питаются сельские попы, а о сем весьма известен, что у нас в Руси сельские попы питаются своей работой и ничем они пахотных мужиков не отмечены (не отличны), мужик за соху, и поп за соху... Жалования государева им нет, от миру подаянию никакого нет же, и чем им питаться, Бог весть»3.

И в последующем земля продолжала оставаться для сельских приходских священников основным источником средств для существования. После крестьянской реформы 1861 г. были признаны права храмов на церковную землю, и у церковных приходов появилась возможность отдавать часть земельных угодий в аренду Земли у церковных приходов, в отличие от монастырей, было обычно немного. Еще в середине XVIII в. норма земли, законодательно выделяемая храмам, не имевшим ее ранее, была установлена в 33 десятины.

Что же касается вотчинных церквей, то в течение долгого времени размер земельного надела, который помещик отводил церкви, зависел от величины помещичьего владения.

Поддержку от государства имела в России и католическая церковь. Все католическое духовенство получало содержание от казны, расходы же связанные с духовенством других вероисповеданий, осуществлялось на средства приходов и верующих4.

Располагая немалыми доходами, церковь в России вела благотворительную деятельность, но она была недостаточной с точки зрения возможностей. В конце XIX в. при монастырях и церквях существовало 480 больниц и 729 богаделен. Значительно больших успехов достигла церковь в борьбе с пьянством. Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, объединяло 1800 церковных обществ трезвости. За десять лет перед Первой мировой войной общество израсходовало на борьбу с пьянством полмиллиона руб. и охватило своим вниманием более миллиона алкоголиков, нуждающихся в лечении и опеке5.

Духовенство активно участвовало в общественной жизни, в частности, в органах местного самоуправления. Так, в результате выборов по 29 губерниям на 18651867 гг. в уездные собрания среди гласных были избраны 65% священнослужите-

лей6. Священнослужители работали в земских организациях. Они зачастую были инициаторами создания сельскохозяйственных обществ (в 9 % от общего числа обществ) и избирались их председателями (из 12% обществ в 1912 г. в 3% обществ секретарями были дьяконы и псаломщики)7. Количество таких обществ особенно быстрыми темпами росло в годы столыпинских реформ.

По приведенным Лениным данным на съездах мелких землевладельцев и настоятелей церквей в 1912 г. в 46 губерниях европейской России было выбрано 7990 уполномоченных, из них 6516 (или 82%) священников. Уполномоченные избирались от мелких землевладельцев и от приходов8.

Поскольку духовенство представляло собой значительную общественную прослойку - только в русской православной церкви насчитывалось в 1912 г. 300 тыс. священников и монахов, - оно пользовалось существенным влиянием на массы, прежде всего на крестьянство, и могло активно влиять на процессы, происходящие в обществе. Известно, в частности, какую роль сыграл священник Гапон и созданная им организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» в революционных событиях 1905 г.

В период столыпинского реформирования в связи с переходом сотен тысяч крестьян на жительство на хутора и переселением миллионов крестьян на свободные земли на востоке страны возникла необходимость в удовлетворении религиозных потребностей населения в местах их расселения, что привело к строительству новых храмов, наряду со школами, лечебными учреждениями. Возводились также временные молитвенные дома, часто передвижные.

Отношение церкви и духовенства к событиям политической общественной жизни нередко было разноречивым. Приведем мнения священнослужителей об общине на основе обследования, проведенного в Смоленской губернии по предложению губернской земской управы в 1902 г.

Высказывания представителей духовенства за общину мотивировались следующим образом: «Общинное землевладение чуждо эгоизма, при нем соблюдается большой порядок и пробуждается соревнование к труду» (Гжатский уезд). «Общинное владение благотворно влияет на хозяйство крестьян - бедные и богатые равняются в работе. При подворном их владении более сильный и богатый возьмет в руки малосемейного и бедного. Более состоятельные еще более выдвинутся, а менее состоятельные обеднеют, не будет той солидарности между соседями. Бедные станут тяготиться землею и бросать ее. В настоящее время общинное владение равняет всех приблизительно одинаково» (Вяземский уезд). «.Пока крестьянин в темноте - вредно общинное владение как организация. Бывают случаи несправедливости сильных над слабыми. Неудобств масса, но распустить всех на подворные участки - не время. Можно, по-моему только разрешить выделиться некоторым сильным, трудолюбивым семьям» (Поречский уезд).

А вот высказывания священнослужителей против общины: «Общинное владение убивает всякую личную предприимчивость и охоту к самообразованию, потому что при общинном владении землей личное знание не дает почти никаких выгод» (Рославльский уезд).

«При общинном праве никогда не может выработаться самостоятельный характер у земледельца. Поэтому наши деревни сохраняют тот тип и то устройство, которое было 300 лет тому назад» (Краснинский уезд).

«Сельское хозяйство страдает от общинного управления, во главе которого стоит мужик-богатей. Из боязни его, мироеда, и старостой избирают, и всяким началом. И происходит то, что в деревне один-два богача, а 38 на точке замерзания горькой бедности» (Гжатский уезд).

«Так как при общинном владении землей все дела ведает мир, то за всякими пустяками нужно собирать сходку, а это очень много убивает напрасно времени. Да и что представляет собой эта сходка в настоящее время. Хороший хозяин на сходку, пожалуй, и не пойдет, ибо кроме ругани, там ничего не услышишь» (Ельнинский уезд).

«Общинное владение землей отражается на крестьянском хозяйстве весьма вредно, ибо богачи заедают бедняков» (Ельнинский уезд).

Из 59 категорических ответов представителей духовенства за общину высказалось 24, против - 359.

В третьей Государственной Думе (1907-1912) из 442 общего количества депутатов 49 или более 10% были духовного звания10.

В Думе священнослужители также занимали позиции по разные стороны политического барьера. Так, депутат второй Государственной Думы священник Ф.В. Тихвинский выступал против частной собственности на землю, за то, чтобы земля принадлежала всему народу. «Земля божья, и трудящийся крестьянин имеет право на нее так же, как каждый из нас имеет право на воду и воздух. Было бы странно, если бы кто-либо стал продавать или покупать, или торговать водой и воздухом; так же странно звучит для нас всякий торг продажи и покупки земли»11.

Напротив, представитель Могилевской губернии епископ Митрофан выступал в Думе в защиту частной собственности на землю и высказывался за «устройство нового быта крестьян наших по образцу западноевропейских фермеров, прочно обсевших на своих отдельных участках. Полюбя свое, он (крестьянин. - Г.Ш.) научится ценить и чужое, и того поразительного безразличного отношения к чужой собственности, которое наблюдается в настоящее время и которое не может не возмущать людей с маломальски развитым нравственным чувством, у нас не будет»12.

Как это ни покажется странным с точки зрения почти всей последующей за октябрем 1917 г. политики советской власти и коммунистической партии в отношении церкви, но большевики в предреволюционные годы выступали за актив-

ное участие духовенства в политической жизни и критиковали либералов, выступавших против такого участия.

Послушаем на этот счет Ленина.

«Духовенство собирается наводнить IV Думу, - писал он в 1912 г., - как отнестись к этому выступлению духовенства на политическую арену?

Демократия никогда не может стоять на той точке зрения, что духовенству не следует участвовать в политической жизни. Это - точка зрения архиреакцион-ная.. В жизни абсолютно невозможны, неосуществимы никакие меры, отстраняющие от политики и от классовой борьбы ту или иную группу или часть населения. Вспомним, что Бебель и немецкие социал-демократы были за свободу агитации иезуитов в Германии. Мы против либеральных фраз о “запрещении” агитации иезуитов, говорили с.-д. Мы не боимся иезуитов. Пусть иезуиты имеют полную свободу агитации, но пусть и нам, социал-демократам, обеспечат полную свободу агитации. Вот как рассуждал Бебель и немецкие социал-демократы.

Мы стоим на точке зрения классовой борьбы и требуем полной свободы участия в политике любого класса, сословия, пола, народа, слоя или группы населения...

Рабочая демократия - за свободу политической борьбы для всех, в том числе и для духовенства. Духовенство всегда участвовало в политике прикровенно; ничего кроме пользы для народа, и большой пользы, не будет от того, если духовенство станет участвовать в политике откровенно»13.

В обоснование того, что священнослужители должны активно участвовать в политической жизни, Ленин выступал неоднократно. В статье «Духовенство и политика» в том же году он писал: «Мы уже указывали в “Правде” на антидемократическую постановку вопроса о духовенстве либералами, которые либо прямо защищают архиреакционную теорию о “невмешательстве” духовенства в политику, либо мирятся с этой теорией.

Демократ безусловно враждебен самомалейшей подделке избирательного права и выборов, но он безусловно за прямое и открытое вовлечение самых широких масс всякого духовенства в политику»14.

Ленин объясняет и прогрессивную позицию духовенства, прежде всего деревенских священников: «Почему деревенский священник. оказался больше на стороне мирянина, чем буржуазный либерал? Потому что деревенскому священнику приходится жить бок о бок с мужиком, зависеть от него в тысяче случаев, даже иногда - при мелком крестьянском земледелии попов на церковной земле - бывать в настоящей шкуре крестьянина. Деревенскому священнику из самой что ни на есть Зубатовской Думы придется вернуться в деревню. нельзя вернуться тому, кто встал на сторону помещиков»15.

Однако отстаивание Лениным участия священнослужителей в общественной жизни страны имело чисто тактические причины. Большевики умело исполь-

зовали своих временных «попутчиков», не забывая одновременно о стратегической цели - борьбы с «религиозным дурманом».

Отвлекаясь от истории нашей страны, следует отметить, что священники не только участвовали в общественной жизни, но и внесли определеный вклад в развитие экономической теории. Это отмечал и Маркс. Достаточно назвать английских священников Мальтуса (1766-1833), Уоллеса (1697-1771), Таунсенда (17391816), Таккера (1712-1799). По характеристике Маркса: «Таккер был попом и тори, но в остальном это порядочный человек и хороший экономист»16.

2. Положение церкви после 1917 г.

После Октябрьской революции отношение к церкви и ее участию в общественных делах изменилось коренным образом.

Церковь отделяется от государства со всеми негативными для нее от этого акта последствиями. Декрет СНК от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»17 запрещал религиозным обществам владеть собственностью, что означало национализацию их имущества, они лишались прав юридического лица. Однако декрет провозглашал свободу совести.

Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. наделяли граждан правом на свободу как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды, которое, однако, со временем свелось к безграничной и безраздельной свободе антирелигиозной пропаганды.

В процессе национализации церковного имущества у монастырей и церкви отбирались не только земли, но и хозяйственный инвентарь. В Декрете о земле было записано, что «помещичьи земли, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания». Во включенном в декрет крестьянском наказе говорилось, что вся земля, включая монастырскую и церковную, «отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней»18.

В принятом на I Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун (декабрь 1918 г.) «Положении о коммунах» записали (п. 7) «при отводе земли коммунам на площади бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств коммунам передается в пользование и инвентарь этих хо-зяйств»19. Согласно отчету Наркомата юстиции уже к осени 1920 г. у церкви было изъято 7150 млн. руб., 828 тыс. десятин монастырской земли, 1112 доходных домов. До 1921 г. было национализировано более половины имевшихся в России монастырских комплексов - 72220.

Церковь была лишена и социальных объектов, учрежденных при ней - приютов, больниц и т.д.

Национализация частных банков также означала утрату духовенством своих денежных вкладов.

После октября 1917 г. на священников обрушились репрессии их масштабы можно проследить по сообщениям и сводкам губернских и уездных карательных органов. Согласно, например, отчета Пензенского губчека на 1 сентября 1924 г. со времени организации ЧК были арестованы 125 священнослужителей и 14 из них расстреляно. Кроме того, несколько священников были заключены в лагерь для принудительных работ21. По сообщению Череповецкой уездной ЧК, «в уезде убит организатор комитетов бедноты. В ответ на это в г. Череповце расстреляны заложники: Кирилловский епископ Варсонофий, игуменья Ферапонтиевско-го монастыря Серафима и еще 8 человек22». Таких сообщений и отчетов было немало.

Ленин ставил священников в один ряд с белогвардейцами и помещиками и требовал беспощадного террора в отношении их. Так, в телеграмме в Пензу 9 августа 1918 г. он предписывал «.Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев23». Стали известными секретные записки Ленина, в которых он наставлял на вероломные провокации в отношении граждан Финляндии, в том числе на убийство священнослужителей, и деловито назначал цену за каждого повешенного на чужой территории: «Под видом “зеленых” (мы потом на них свалим) пройдем на 10-20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100 000 за повешенного»24.

В условиях, когда советская власть еще не создала своего уголовного законодательства и судам рекомендовалось руководствоваться при вынесении приговоров «революционным, пролетарским правосознанием», священнослужители зачастую ставились вне закона. Выносившиеся в отношении них репрессивные приговоры иной раз звучали трагикомически; так на одном из процессов над священниками периода Гражданской войны было постановлено держать их в тюрьме «до полной победы коммунизма во всемирном масштабе».

Репрессиям подвергались и те священнослужители, которые вели большую работу по организации среди крестьян кредитных товариществ, приютов для беспризорных детей, обществ трезвости, вносили личные средства в строительство земских школ, участвовали в других видах общественно-полезной деятельности. Их не спасали даже ходатайства крестьян, выступавших в защиту своих пастырей.

В июле 1920 г. Совнарком утвердил предложения Наркомюста «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Однако хотя вскрытие мощей было начато еще до этого (к лету 1920 г. в стране было произведено 58 вскрытий мощей) план полностью выполнить не удалось25.

В феврале 1922 г., в связи с голодом в Поволжье, ВЦИК издал декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в использовании групп верующих». Конфискация объяснялась потребностями помощи голодающим, хотя церковь одной из первых откликнулась на начавшийся голод, создав комитеты для оказания помощи голодающим и в короткие сроки собрав значительные средства для оказания такой помощи.

В связи с сопротивлением священников и верующих в г. Шуе изъятию церковных ценностей Ленин направляет 19 марта 1922 г. В.М.Молотову строго секретное письмо для членов политбюро ЦК РКП(б) о необходимости решительных мер. Из письма ясно, что он видел в голоде удобный повод для расправы с духовенством, для натравливания крестьян против священнослужителей. С циничной откровенностью он пишет: «Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что, если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокости народные массы не вынесут...

... Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах люди едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой большой и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления.

... Сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс.

Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

Ленин отмечает, что для акции против духовенства подходит и международная ситуация: «по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может даже чересчур опасны».

Ленин предлагает послать в Шую представителя центральной власти «снабдив его словесной инструкцией, которая должна сводится к тому, чтобы он арестовал как можно больше, не меньше чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению (!?) в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Полит-

бюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро дает детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других церковных центров.

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не могли и думать»26.

Протесты против изъятия церковного имущества жестоко наказывались. Были арестованы патриарх Тихон и ряд других видных деятелей православной церкви, многие священники были расстреляны, подверглись заключению и административной высылке за сопротивление опустошительному изъятию церковных ценностей27.

Политические права духовенства подверглись небывалому ущемлению. По Конституции РСФСР 1924 г. к лишенцам, т.е. лицам, лишенным прав избирать и быть избранными в органы местных и центральных органов власти, были отнесены «духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи». Гонения распространялись на верующих коммунистов и комсомольцев. «Я за исключение из партии участвующих в обрядах», сообщил Ленин в ответ на запрос членов Оргбюро ЦК РКП(б) в мае 1919 г. о возможности оставления в партии лиц, участвующих в религиозных обрядах28, хотя за десять лет до этого, в 1909 г. в статье «Отношение рабочей партии к религии» он выступал за активную работу по вовлечению в партию трудящихся, сохраняющих веру в бога, и против любых оскорблений их религиозных убеждений.

В 1922 г. при непосредственном участии ГПУ для борьбы с высшими церковными иерархами и внесения раскола в церковное движение была образована так называемая обновленческая «живая церковь» во главе с митрополитом А.И.Вве-денским, которая состояла в основном из «белого» духовенства и прекратила существование только после 1945 г.

В апреле 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», призванное вытеснить религию и церковь из всех сфер общественной жизни. Церкви запрещалось организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, открывать библиотеки и читальни, устраивать экскурсии и детские площадки, организовывать лечебную помощь, а внесенные в том же 1929 г. изменения в Конституцию РСФСР исключили всякую свободу религиозной пропаганды29.

Между тем по отдельным направлениям социальных преобразований деятельность религиозных организаций могла служить известным образцом. «За океаном наши духоборы, - писал в 1917 г. известный ученый-аграрник Н.А.Огановс-кий, - расселившись небольшими группами, в несколько десятков дворов, обобществили все производство, поставив его по последнему слову науки. Но духоборческие общины основаны на специфических религиозных верованиях, которые нечего ожидать у серой обыденной народной массы»30. Отмечая, что в земледельческих артелях относительно низки стимулы к труду, и выделяя факторы, ослабляющие эти стимулы по сравнению с другими формами хозяйствования, А.В.Чаянов делал исключение для религиозных объединений: «в небольших артелях духовно спаянных или воодушевленных какой-либо религиозной идеей -стимуляция работы может быть выше, чем где-либо в иных формах хозяйственной организации»31. Он же указывал, что идейный или религиозный энтузиазм часто погашает недостатки артельного производства, «но вряд ли можно конструировать коллективное движение в земледелии, как длительное и массовое, строя его на фундаменте энтузиазма»32.

Религиозные сельскохозяйственные объединения продолжали существовать в России и после октября 1917 г.

Закрывающимся монастырям продлевали существование при условии преобразования их в трудовые артели и коммуны. Более того XIII съезд ВКП(б) в мае 1921 г. по предложению М.И.Калинина принял решение оказать материальную помощь религиозным сельскохозяйственным кооперативам33. На июльском Пленуме ЦК ВКП(б) 1928 г. он же говорил: «Когда мы коммунизм строим, к религиозным коммунам надо внимательнее отнестись, надо иногда их изучать: почему они держатся, почему не рассыпаются, почему наши коммуны рассыпаются? Надо изучать религиозные коммуны, использовать полезное, изучать ту дисциплину, тот организационный опыт, который у них есть». На этом же пленуме было отмечено, что в стране имеется больше 500 церковных, монастырских колхозов с десятками тысяч гектаров земли. Приводились выдержки из устава одного такого хозяйства (колхоза-коммуны «Бич» Ленинградской области, владевшего 725 га земли): «Все декреты, издаваемые правительством РСФСР, подлежат беспрекословному выполнению, за исключением того, что противно заповеди божьей.»34.

Однако уже тогда в связи с разжиганием классовой борьбы в деревне было предпринято наступление на монашеские коммуны и артели, предрешившее их участь. Поводом для этого, в частности, послужила в марте 1928 г. посылка ОГПУ в Ленинградское земельное управление документов тенденциозно негативно характеризующих хозяйственную и общественную деятельность монастырских сельскохозяйственных коммун области с требованием их ликвидации35. Однако в 1929 г. в СССР, несмотря на обрушившееся на церковь репрессии, еще действова-

ло 30 тыс. церквей и 25 тыс. сектантских общин. С 1930 по 1934 г. численность храмов сократилось на 30%, были фактически закрыты все монастыри, многие священники репрессированы. Под предлогом наличия в руководящих органах религиозных объединений кулаков, «лишенцев» и других лиц, враждебных советской власти, им отказывали в государственной регистрации и распускали. В деревне с 30-х годов активизировалась антирелигиозная пропаганда. Крестьян вынуждали отказываться от религиозных праздников. Религиозным обрядам связанным с крестинами противопоставлялись «октябрины», свадьбам со священником - свадьбы без венчания в церкви и т.д.

В начале 30-х годов стали организовываться так называемые «безбожные» колхозы: в 1930 г. их было 100, а в 1932 г. почти 400. В массовом порядке печаталась «разоблачительная» литература о церковниках. В колхозах возникали кружки и группы безбожников, антирелигиозные музеи.

Началась волна переименований. Город Богородск Московской области после 1930 г. был переименован в Ногинск, Сергиев Посад в Загорск, Патриарший переулок в Москве - в Безбожный и т.д.

В начале 30-х годов во многих городах и селах запрещается колокольный звон, разворачивается кампания по снятию с церкви колоколов и их переплавке. Так, в Кирилло-Белозерском и Горицком монастырях за счет этой кампании «Рудме-таллторг» получил более 36,3 т колокольной бронзы и 3,4 т железа (колокольные языки). В переплавку пошли колокола, имеющие историко-художественную ценность, в том числе колокола XVIII в.

К 1939 г. православная церковь оказалась по существу разгромленной. Оставались незакрытыми лишь 8,3 тыс. храмов, из которых большинство не действовало, так как из-за репрессий ощущался острый недостаток священнослужителей. К началу Отечественной войны на территории СССР число храмов составляло примерно 5% от уровня конца 1920 г. В РСФСР в 25 областях не имелось ни одной действующей православной церкви36. Была уничтожена значительная часть церковных архивов и с ними немало ценных исторических документов. За церковью устанавливался жесткий государственный контроль.

Неприязнь между атеистами и верующими, отсутствие взаимопонимания и отчуждение на религиозной основе проходили через семьи. Сошлюсь на близкий мне пример: мой тесть Лаврентий Кошелев и его жена - Дарья Евленовна происходили из глубоко верующих семей - мать тещи, будучи беременной, ходила из кубанской станицы в Иерусалим. Теща пела в церковном хоре. Вместе с тестем в молодости они читали религиозные книги, соблюдали все церковные обряды и предписания. Октябрьский переворот и антирелигиозная пропаганда сделали свое дело. Хотя тесть, уже будучи к тому времени взрослым, не участвовал в Гражданской войне, не был коммунистом, чурался всякой общественной деятельности и всю жизнь проработал бригадиром плотников, строителем, но приход советской

власти постепенно изменил его мировоззрение. Теща оставалась стойкой верующей, а тесть со своей бригадой не только строил на Кубани элеваторы, но и сбрасывал в станицах под негодующие крики верующих: «Антихрист!», «Бог вас накажет!» колокола с церквей, высмеивая священников, натравливая на приходящих к теще священнослужителей собаку и т.п. В конечном счете семья распалась, хотя религиозный мотив был не единственной тому причиной.

Некоторая оттепель в отношении православной церкви наступила в период Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Православная церковь активно участвовала в сборе средств на нужды войны. По подсчетам Московской патриархии к лету 1945 г. верующими и церковью было собрано более 300 млн. руб., не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Открылись некоторые из ранее закрытых храмов. Однако потепление продолжалось не долго. Уже в 1948 г. началось новое наступление на церковь. Происходит массовое изъятие церковных зданий под клубы, склады и для других целей.

В 1949 г. постепенно прекращаются службы вне стен храмов, отменяются крестные ходы, кроме пасхальных, несмотря на недостаток священнослужителей не допускается обслуживание одним священником нескольких церквей. Возрастает экономическое давление на церковь. Увеличиваются налоги. С 1951 г. ими стали облагаться причтовые отчисления в пользу епархии и подарки духовенству37.

После смерти Сталина церковь опять почувствовала некоторое облегчение. Происходит процесс возвращения из ссылок и лагерей духовенства.

К 1957 г. количество зарегистрированных храмов в СССР возросло до 13,5 тыс., а численность духовенства в них до 12,3 тыс. человек. Однако с 1958 г. и до конца правления Хрущёва церковь и особенно монастыри вступили в новую полосу ограничений. Монастырям запрещается применять наемный труд, предусматривается значительное уменьшение у них земельных наделов, сокращение количества самих обителей. Вводятся отмененные для них в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышаются ставки налога с земельных участков. При сокращении монастырского землепользования Псковско-Печерскому монастырю из 26,5 га земли оставили только 4,4 га внутри двора и обложили налогом в 40 руб. с сотки (чрезвычайно высокий налог по тем временам). На Украине из 357 га монастырям было оставлено лишь 60, а Мукачевскому монастырю было отказано даже в двух гектарах огорода и сада. Повышение налога на свечное производство церкви негативно сказывалось на ее материальном положении, на доходах священников. Московской свечной мастерской налог на свечи увеличился более чем в десять раз. А в целом для Патриархии он начал обходиться в 12 млн. руб. в месяц, тогда как на содержание духовных учреждений и выплату пенсий вместе тратилось 2,75 млн. руб. Чтобы выйти из сложившегося положения многим приходам пришлось распустить платные хоры и прибегать к другим ограничительным мерам38.

В ноябре 1959 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”». Вновь разрастается кампания по закрытию храмов, ущемлению прав верующих, издается указ об ограничении треб в домах верующих, во многих городах начали препятствовать проведению крестных ходов уже не вне, а в пределах церковной ограды, запрещать колокольный звон и т.д.

В 1961 г. Совет Министров СССР принял закрытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», по которому к такому контролю в обязательном порядке привлекались местные органы власти. Для усиления контроля за уплатой налогов от церкви с 1962 г. стали требовать, чтобы все требы - крещение, венчание, отпевание - заносились в специальные книги с указанием паспортных данных и адресов участников. Деньги за требы стали поступать исполнительным органам, которые сдавали излишки в фонд Мира, а поступающая информация об участии в церковных обрядах могла служить причиной преследований верующих по месту работы или учебы. В 1962 г. все православное духовенство было переведено на твердые оклады, а получающих плату непосредственно от верующих снимали с регистрации.

В результате преследования церкви в годы правления Хрущёва ей был нанесен существенный урон. К концу 1966 г. она имела всего 7,5 тыс. храмов, 16 монастырей. А общая численность зарегистрированного духовенства в 1967 г. снизилась до 7,4 тыс. человек39.

Сами церкви, и в их числе древние памятники нашей истории, являли собой удручающую, картину разорения и запустения. Вот что пишет о своих впечатлениях, путешествуя по российским деревням в 50-е годы, известный экономист и эколог, профессор М.Я. Лемешев: «Куда бы я не приходил, если это было село, а не деревня, меня обязательно еще издали встречали храмы. Но вот приближаешься к храму и видишь чудовищные надругательства над святыней - кресты свалены, кровля прохудилась, колокола сняты, ограда разрушена, могильные плиты выворочены, в алтаре склад, на стенах скабрезные надписи. На территории среди усыпающих вековых вязов, лип и серебристых тополей бродят козы»40.

В 1995 г. председатель комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий А. Яковлев привел данные о жертвах среди духовенства: за годы советской власти было уничтожено 200 тыс. священнослужителей. Еще полмиллиона подвергались репрессиям (в эти цифры включены представители всех конфессий, а также вероятно, и миряне, проходившие по церковным делам). По данным Комиссии по реабилитации Московской Патриархии всего за веру было репрессировано к 1941 г. - 350 тыс. человек (в том числе не менее 140 тыс. священнослужителей). Из них 150 тыс. было арестовано в 1937 г. (расстреляно

80 тыс.)41.

В результате гонений на церковь и ее служителей в приходах к 1990 г. ощущалась острая нехватка кадров духовенства. 40% священнослужителей не имели в 1989 г. духовного образования, а функционирующие в то время семь духовных образовательных учреждений в системе РПЦ, конечно же, не могли обеспечить в относительно короткие сроки требуемое число пастырей.

3.Церковь в современных условиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 70-90-е годы начиналось постепенное возвращение храмов и восстановление церкви в своих правах, уменьшается налоговый пресс. В 80-е годы церковные деятели получили доступ к средствам информации. На 1990 г. в стране действовало более 11 тыс. православных приходов, в том числе 3,1 тыс. на территории РСФСР. К началу 1997 г. общее число приходов составило уже 18 тысяч. В 1999 г. РПЦ имела 77 религиозных центров и управлений, 42 духовных учебных заведения.

Начался новый этап «либерального» законодательства в области государственно-церковных отношений. В августе 1990 г. был ликвидирован Совет по делам религии при Совете Министров РСФСР. В том же году принимается Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Признаны утратившими силу Декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».

Гонения на церковь как будто ушли в прошлое. Однако последствия этого остались. Они остались в виде разрушенных храмов, нравственного опустошения людей, в многочисленных жертвах среди верующих и церковнослужителей.

Каково же современное состояние церковных организаций и находящегося в ее владении и пользовании имущества, в частности, землевладения?

Начнем с земли. Сейчас никто не знает, сколько же земли находится в распоряжении церковных организаций. Этого не знают ни Федеральная служба земельного кадастра (бывший Госкомзем РФ), ни Патриархия. А надо бы знать. Ведь возникает вопрос о возвращении земли церкви, монастырям, различным церковным общинам. Возможно ли это и в каком объеме?

Представляет интерес, как решался вопрос о возвращении религиозным организациям некогда принадлежащих им земель в других странах бывшей социалистической системы. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы в посткоммунистический период был осуществлен полный или частичный возврат церковным организациям сельскохозяйственных земель и лесов; отобранных у них в годы коммунистического правления. В частности, на это пошла Румыния по настоянию Совета Европы, выставившего данное требование в качестве одного из условий вступления страны в ЕС. Закон этой страны, принятый в 2000 г., раз-

решил возвращать церковным организациям от 10 до 100 га сельхозугодий и до 30 га лесов в качестве реституции.

В Сербии одним из первых требований парламента к правительству в пост-коммунистический период было возвращение сербской православной церкви земли и лесных угодий, в свое время изъятых у нее.

В Чехии земля, принадлежавшая некогда церковным организациям, не вошла в закон о реституции принятый в 1991 г. Однако позднее, в 1994 г., было принято постановление парламента о возврате конфискованного имущества церкви и церковным организациям. Они получили 150 тыс. га земли и 500 зданий.

Возвращены земли церковным организациям в восточных землях Германии (бывшая ГДР). Правда, не в том объеме, который был у них до установления коммунистического режима.

Вместе с тем в настоящее время, несомненно благоприятное для церкви и ее деятельности, перед ней возникают новые трудности и задачи. В частности, поскольку большинство приходов приходится на сельскую местность, возникает вопрос об обеспечении сельских священнослужителей, которых можно приравнять к работникам сферы социальных услуг на селе, земельными долями. По существу, забытыми оказались религиозные организации в Земельном кодексе РФ, где не прописаны место и режим земель религиозных организаций в составе участников землевладения и землепользования, а есть лишь упоминание о них в общем перечне тех юридических лиц, кому предоставляются земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с федеральным законом об обороте сельскохозяйственных земель (ст. 82 ЗК РФ).

Упоминание о религиозных организациях содержится и в статье 78 ЗК в перечне пользователей земель сельскохозяйственного назначения, где говорится о том, что эти земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и в иных связанных с сельскохозяйственным производством целях. Между тем такое понимание назначения земель, находящихся в ведении религиозных организаций (монастырей, церковных приходов, религиозных общин и т.д.) - неполное и чрезвычайно узкое, ибо на территории этих организаций находятся культовые сооружения, кладбища, хозяйственные и бытовые строения, часть территорий отводится для совершения обрядов и проведения праздников, что связано с массовыми посещениями паломников и т.д. Видимо, ввиду именно этого Федеральная служба земельного кадастра России относит, например, монастырские земли к категории «земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения», включая их в «земли иного назначения». В рамках этой же категории монастырские земли относятся к объектам соцкультбыта, расположенным за чертой поселений, предоставленным для различных целей и неучтенным в других категориях. Между тем определенную часть земель, занятых мона-

стырями и другими религиозными организациями, следует отнести и к землям особо охраняемых территорий и объектов, имеющих историко-культурное и духовное значение, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К таким объектам могут быть отнесены, в частности, Псково-Печорский монастырь, Оптина пустынь, культовые сооружения и прилегающие к ним территории на Соловецких островах, Кирилло-Белозерский и Троице-Сергиевский монастыри и мн. др.

Интересны отношения самой церкви к различным формам собственности. Это отношение выражено в «Основах социальной концепции Русской Православной церкви»: «Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в различных странах получили различное ускорение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтение ни одной из этих форм».

Церковь ныне не ставит вопрос о полной реституции земель, принадлежавших ей до революции. Это и не нужно, и невозможно по многим причинам, в том числе и экономическим - приходы и монастыри не располагают необходимыми денежными средствами, техникой, рабочей силой для того, чтобы осваивать значительные сельскохозяйственные угодья. Но какое-то количество земли дополнительно в собственность и в аренду ей следует выделить. Особенно это касается тех святых мест, куда стекается большое количество паломников и просто сирых и убогих, которых надо кормить. Кстати, немало монастырей, занимающихся сельскохозяйственным производством, достигают весьма высоких показателей в этой сфере деятельности. Так, в хозяйстве Оптиной пустыни (Калужская область) получают урожаи зерновых, намного превышающие урожаи окрестных сельскохозяйственных предприятий. Здесь зарыблено четыре пруда, имеется поголовье высокоудойных коров и пасека. Известны заслуги монастырей в продвижении садоводства в северных районах страны, развитии пчеловодства и т.д. На Всероссийской ярмарке мёда, организованной в августе-сентябре 2002 г. на территории музея-заповедника «Коломенское» был представлен, в частности, мёд из скита Сергия Радонежского в Рязанской области.

В конце 2001 г. митрополит Кирилл, выступивший на одном из заседании отделения экономики РАН, на вопрос о том, стоит ли церковь за возращение всех принадлежащих ей когда-то земель, ответил, что об этом сейчас не может быть и речи, хотя некоторую часть этих земель ей следует вернуть.

Недавно сенатор И.В. Стариков - нынешней председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике - проявил инициативу, высказавшись о необходимости возвращения церкви ее земель и предложил патриарху встречу по этому поводу. Однако патриарх проявил известную сдержанность в этом вопросе. Между тем акция сенатора вызвала широкий резонанс в средствах массовой информации и в обществе. Стал вопрос и об обеспечении землей рели-

гиозных организаций прочих конфессий, а также о наделении землями впервые вводимых в действие церквей и религиозных организаций. Мусульманские общины поставили вопрос о наделении землей мечетей. Президент Татарстана Шаймиев выступил не только за возвращение некогда отобранных земель, но и за отвод участков вновь построенным церквям и мечетям. По его данным, только в Татарстане ныне действует более тысячи мечетей и церквей, против 38 имевшихся в середине 80-х годов. Всем им нужна земля. «Церкви, монастыри или мечети могли бы взять земельные участки в аренду и со временем выкупить их в собственность из госрезерва», - считает Шаймиев. Такая позиция, не противоречащая современному земельному законодательству, представляется вполне обоснованной.

Безусловно, земля не является единственным имуществом, находящимся во владении церкви. Религиозные организации содержат культовые здания сооружения, объекты производственного, социального и иного назначения, различные предметы религиозного содержания и иное имущество необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры, охраняемым государством.

Большинство вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций регламентируется вошедшим в силу в октябре 1997 г. Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», «Уставом Русской Православной Церкви», принятым Всероссийским Собором РПЦ в августе 2000 г., где содержатся положения о приходских собраниях и советах, ревизионной комиссии прихода и т.д.

Приходы платят установленные государством налоги и делают отчисления в пользу вышестоящих религиозных органов. В обязательном порядке они отчисляют через епархию средства на общецерковные нужды в размере установленном Священным Синодом и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти. Между тем в деятельности приходских священнослужителей постоянно возникают вопросы, связанные со строительством, реставрацией и ремонтом храмов, приходских помещений, благоустройством территорий, их ограждением, изготовлением оборудования, столярными работами, приобретением церковной утвари и убранства. Приход является первичной ячейкой и основой хозяйственной деятельности религиозных организаций. Поэтому знание некоторых основ экономики и права для служителей прихода является не только желательным, но и необходимым.

В последнее время будущие священнослужители стали получать в стенах учебных заведений основы экономических знаний в той области, в которой им придется служить. Так в Московской духовной семинарии введен курс «Экономика прихода». Кроме того в семинарии читается факультатив, на котором рас-

сматриваются возможные решения ситуаций в приходе, требующих правовых знаний.

С 2002 г. начал выходить ежемесячный журнал - православный экономический вестник «Приход», в котором публикуются материалы, связанные с имущественными отношениями и финансово-хозяйственной деятельностью приходов Русской Православной Церкви, создано предприятие религиозного объединения «Юридическая служба».

Переход общества к рынку, к рыночным отношениям не мог не сказаться на положении церкви, на ее хозяйственных функциях, на взаимодействии церкви с частными и государственными коммерческими структурами. Хотя Гражданский кодекс РФ относит религиозные организации (объединения) к некоммерческим организациям, они не могут не развивать и развивают определенные хозяйственные, частично предпринимательские функции и связи. К важной, духовно и социально полезной деятельности такого рода относятся сельскохозяйственное производство на землях переданных религиозным организациям, свечное производство, издание религиозной литературы, организация паломничества по святым местам и обслуживание паломников, изготовление крестиков, икон и других предметов религиозного содержания, а также различных сувениров, выпуск кассет с духовной музыкой и пением, и т.д. Некоторые приходы и монастыри занимаются хлебопечением, производят безалкогольные напитки. Такую деятельность необходимо поддерживать и развивать.

Вместе с тем, как отметил патриарх Алексий, «отдельные отрасли современной “экономики”, приносящие колоссальный доход, категорически закрыты для церкви и ее чад». Очевидно, такими отраслями являются те, которые разрушают нравственное и физическое здоровье народа и, в частности, водочное производство, табачные изделия, игорный бизнес и т.д. «Выбирая деловых партнеров, -подчеркнул патриарх, - мы должны быть внимательны к целям, которые преследуют их организации, мы не можем связывать себя со структурами, чья репутация сомнительна, не можем пускаться в различного рода авантюры»42.

При некоторых приходах в последнее время создаются общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся отвечающей религиозной организации предпринимательской деятельностью. Определенные виды имущества церковные организаторы могут сдавать в аренду. Прибыль, получаемая в результате предпринимательства прихода, должна направляться на решение его уставных задач.

Не обходит православная церковь и вопросы труда и его оплаты. «Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что в начале не было человека для возделывания земли (Быт. 2,3). Создав райский сад, Бог поселил в нем человека, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2,15). Труд - это творческое раскрытие человека, творческая составляющая труда ос-

лабла, он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни43».

«Церковь учит, говорится в Основах социальной концепции РПЦ, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом против Бога»44.

«Каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем церковь предостерегает от чрезвычайного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщался заботами, богатством и наслаждением житейским»45.

В последние годы происходит возврат и передача религиозным организациям принадлежавших им когда-то храмовых зданий и другого имущества. Этот процесс регулируется утвержденным Правительством РФ от 30 июня 2001 г. «Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Следует отметить, что согласно отчетам уполномоченных Совета по делам религии, в 1989 г. только на территории РСФСР насчитывалось 9574 культовых здания, не использовавшихся по назначению, 3984 из них пустовали и разрушались, 3656 были приспособлены под различные хозяйственные цели, 1934 - под социально-культурные46. Многие из них так и остаются в введении различных ведомств или разрушаются.

Весьма важным вопросом, пока нерешенным, остается участие государства в восстановлении храмов, возвращенных церкви. Дело в том, что немалая часть этих храмов, как уже отмечалось, имеет историческую ценность и относится к памятникам культуры и архитектуры, которые охраняются государством. Но это, очевидно, предполагает и то, что в их восстановлении активную роль должно играть государство. Между тем деятельность по восстановлению храмов государство за некоторыми исключениями возложило на церковь. В частности, заявку на помощь в восстановлении 12 храмов Новгородской епархии государство удовлетворило лишь по одному из них (Софийский собор).

В более широких масштабах могли бы проводится с целью реставрации возвращенных церкви бывших храмовых зданий, находящихся ныне в полуразрушенном состоянии, сбор средств на восстановление храмов путем благотворительных концертов известных деятелей культуры, телемостов и других акций. Таким образом, например, собираются средства на восстановление в Одессе, взорванного в 1936 г., Спасо-Преображенского храма.

Особой сферой деятельности церковных организаций является благотворительность. Этой деятельности предстоит расширяться, особенно в условиях возрастающей имущественной дифференциации общества, расширения круга граждан, остающихся за чертой бедности, роста детской беспризорности, распространения наркомании, суицида. В этом отношении имеются достойные примеры. Так, в средствах массовой информации в конце 2001 г. появилось сооб-

щение что в Москве при Подворье Патриарха храмов Николо-Перервинского монастыря в конце 2002 г. или в начале 2003 г. откроется приют для детей-сирот. Под приют отводится трехэтажный особняк, находящийся в аварийном состоянии. Средства на восстановления здания выделяются городскими властями, а на содержание детей пойдут деньги, полученные в качестве пожертвований от прихожан.

Однако реставрацию зданий и содержание сирых и убогих в приютных домах могут себе позволить за счет местных средств и пожертвований власти и жители городских районов с относительно большими доходами, а не местное самоуправление, церковь и миряне отдаленных сельских приходов, где большая часть населения еле сводит концы с концами. Поэтому участие государства в благотворительной деятельности церкви было бы не только желательным, но и необходимым.

В то же время есть регионы, где в содружестве с местной властью епархии начата работа, могущая быть примером для подражания. В Костромской области в 1996 г. был открыт Ковалевский детский дом для детей-сирот, учредителями которого стали Епархиальное управление Костромской области, Приходской совет Преображенской церкви г. Нерехты, «Конгресс русских американцев» (США), департамент образования Костромской области и отдел образования Нерехтско-го района, а директором дома стал настоятель Преображенского храма, протоирей А .Воронин. Государство взяло на себя 30% расходов, связанных с этим детским домом.

В Белгородской области епархия и местная администрация совместно восстанавливают и строят храмы, финансируют и проводят мероприятия по оказанию помощи больным, инвалидам, людям находящимся в местах лишения свободы. Общими усилиями открыт территориальный центр обслуживания престарелых и инвалидов.

Существенная работа в сфере благотворительной деятельности проводится Ивановской епархией. При Свято-Успенском женском монастыре в селе Дунило-во Шуйского района функционирует приют-гимназия для девочек-сирот из неблагополучных семей. При Никольско-Иверском монастыре г. Приволжска также работает православная гимназия. В Иванове и Кинешме действуют общеобразовательные православные школы. Воскресенским приходом г. Вичуги открыт детский сад. Церковь помогает беженцам, погорельцам, больным, беспризорным детям. Только в 2001 г. в Ивановской области по линии Московской патриархии и ее благотворительных структур среди беднейших граждан было распределено 1,5 тыс. т гуманитарной продовольственной помощи. В области ежедневно работает епархиальная тюремная комиссия, которая занимается нравственным воспитанием и духовным возрождением осужденных. Во всех колониях и следственных изоляторах области действуют храмы и часовни, содержатся

православные библиотеки и уголки, заключенным раздаются церковные пожертвования, в том числе медикаменты, иконы47.

В Москве в 1995 г. возрождена указом Патриарха Марфо-Марьинская обитель милосердия. Уже восстановлено несколько строений, в том числе корпус, где располагается поликлиника с аптекой. Обителью организованы приют-пансионат для девочек, учебный центр на базе медицинского колледжа, где девушки получают профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» (отделение сестер милосердия). Сестры по договорам работают в больнице им. Склифосовского, в Главном военном клиническом госпитале МВД России, осуществляют патронаж, работая на дому у одиноких и престарелых людей.

При приходах могут создаваться прихожанами, с согласия и благословения епархиального архиерея, братства и сестричества, в задачи которых входит прежде всего помощь приходу в его деятельности и осуществление социальных программ главным образом в области милосердия и благотворительности, в том числе поддержка многодетных семей, детей-сирот, больных и престарелых, оказание ритуальных услуг и т.д.

Особого внимания заслуживает вопрос об участии духовенства в общественной и политической жизни. Мы уже говорили об этом, рассматривая период до октябрьского переворота. Современная позиция РПК выражена в постановлении Священного Синода, запрещающем духовенству заниматься политической деятельностью. За это в свое время был наказан Глеб Якунин, которому было запрещено священнослужение и он даже отлучен от церкви. Однако есть определенный резон в том, чтобы церковь, напротив, заняла более активную позицию в общественной жизни. За активизацию участия православной церкви в общественной жизни выступает А.И. Солженицын: «Католичество ли, протестантство, ислам, все они социально активны, и в этом проявляется связь народа со своей религией. Православная церковь должна занять достойное место в общественной жизни России. »48.

Известно, какую большую роль в общественных движениях относительно недавнего времени сыграла католическая церковь в Польше (кардинал Вышинский) и в Венгрии (кардинал Миндсенти). Католическая церковь в этих странах была важным фактором сплочения нации, в Польше она была силой, противодействующей коммунистическому влиянию на массы, сдерживающей псевдосоциа-листические преобразования в обществе и экономике.

Нет необходимости и возможностей для аналогичной общественной роли православной церкви в современной России. Но ее воздействие на социально-экономические процессы должно возрасти. Пока ни правительство, ни законодательные органы не реагируют на заявления церковных иерархов о пагубной для нравственного здоровья общества демонстрации фильмов с бесконечными актами насилия, убийств, программами телевидения типа скандально известных «Окон»,

«За стеклом», развращении молодежи средствами массовой информации. Церковь, ныне не будучи представлена в законодательных органах, лишена возможности принимать участие в решении ряда вопросов, непосредственно затрагивающих ее интересы и интересы многочисленной паствы.

Кстати, сам будущий патриарх Алексий, являясь митрополитом и возглавляя Ленинградскую и Новгородскую кафедры, избирался в 1989 г. народным депутатом СССР.

Церковь не должна угодничать перед власть имущими, равнодушно созерцать нарушения и ограничения в обществе гражданских свобод; между тем церковь оказалась по существу сторонним наблюдателем нарушений прав граждан, чинимых центральной и местной властью, руководителями ведомств и предприятий. Как уже было отмечено, в Основах социальной политики РПЦ отказ в оплате труда рассматривается как грех перед богом. Однако церковь не выступила активно против этого греха, против тех, кто месяцами не выплачивает трудящимся их заработанное, кто отключает свет в домах населения и т.д.

Малопонятна позиция православной церкви и федеральной власти в отношении некоторых конфессий и ее представителей, в частности, в отношении приезда в Россию Папы Римского, преобразования представительств католической церкви в епархии, в крупных городах страны, где есть более или менее значительное количество католиков (Москве, Саратове, Новосибирске, Иркутске). Представляется, что определенные стеснения в этих вопросах являются ущемлением конституционных прав верующих на свободу совести. Православной церкви следовало бы проявить такую же веротерпимость в отношении католической церкви, какая имеет место в отношении мусульманской и ряда других конфессий. С точки зрения нравственного, духовного возрождения народа у всех конфессий общие цели и задачи и, следовательно, церковным иерархам необходимо искать пути взаимопонимания и взаимодействия, а не противопоставлять религии друг другу и сеять рознь.

Очевидно, в решении подобных вопросов политические мотивы не должны иметь приоритет над пожеланиями верующих, а решения по этому поводу не следует принимать тайно и без объяснения.

В положении церкви в обществе еще осталось немало неясного. Поскольку никто не отменял положение об отделении церкви от государства, при сохранении этого положения государству требуется, во всяком случае, четко определить, что под этим понимается, устранив в понимании его дискриминационные для церкви ограничения и толкования. Ведь в понятие отделения церкви от государства на заре утверждения советской власти вкладывалось не только представление о невмешательстве государства в дела церкви, о свободном исповедании религии (что самым бессовестным образом нарушалось государством), но и лишение слу-

жителей церкви избирательных прав, незащищенность церкви от посягательств на ее имущество и пр.

Таким образом церковно-государственные отношения нуждаются в большей четкости, дальнейшем совершенствовании и регулировании в соответствии с духом времени и интересами верующих.

Пр имечения

1. К началу XX в. примерно 63% населения России было православным. Помимо русской православной, как господствующей, армянской, а также апостольной, грузинской православной, в отдельных районах страны наблюдалось влияние католической, лютеранской церквей. Широкое распространение на территории России, прежде всего в среднеазиатских регионах имел ислам. Определенное развитие получил иудаизм. Было также распространено старообрядчество и различные секты - баптисты, духоборы, молокане, адвентисты, хлысты и т.д. В некоторых регионах страны, в частности, в Бурятии, Калмыкии исповедовался буддизм (ламаизм).

2. Эти данные статистики были использованы Лениным в его работах. Правда, когда надо было доказывать чрезмерность земельного фонда, находящегося у церкви, земли монастырей и церквей увеличивались им примерно втрое: «А у церквей и монастырей -около 6 миллионов десятин земли» (Ленин В.И. ПСС, т. 7, с. 446).

3. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. - М., 1951. - С. 34, 37-38.

4. Большая советская энциклопедия (БСЭ), т. 8, с. 550.

5. «Приход», № 5, 2002, с. 6.

6. БСЭ, т. 9, с. 509.

7. Сельскохозяйственный промысел в России. Изд. Департамента земледелия - Пг., 1914. - С. 227. В ряде западных стран, в частности, в Германии, сельское духовенство, наряду с интеллигенцией - учителями, помещиками и т.д., также было инициатором создания кооперативов на заре развития крестьянской кооперации.

8. Ленин В.И. ПСС, т. 22, с. 129.

9. Чернышев И.В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 года. - М., 1997. - С. 335, 412-421.

10. Ленин В.И. ПСС, т. 17, с. 474.

11. Дебаты о земле в Государственной Думе (1906-1917 гг.): Документы и материалы. - М., 1995. - С. 117-118.

12. Там же. - С. 234.

13. Ленин В.И. ПСС, т. 21, с. 469-470.

14. Там же. - Т. 22. - С. 80-81.

15. Там же. - С. 51.

16. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 23, с. 770. В нашей литературе распространенной была попытка представить Мальтуса как дилетанта в экономике. Между тем он был не только священником, но и профессором политэкономии.

17. Декрет был признан утратившим силу лишь в связи с принятием в октябре 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий».

18. Кооперативно-колхозное строительство в СССР 1917-1922 гг. - М., 1990. -С. 23-24.

19. Там же. - С. 47.

20. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве. - М., 1999. - С. 77, 79.

21. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Материалы и документы. -Т. I. - М., 1988 - С. 313.

22. Там же. - С. 85.

23. Ленин В.И. ПСС, т. 50, с. 143.

24. Ленин В.И. Неизвестные документы 1891-1922. - М., - С. 246.

25. Шкаровский М.В. Указ. соч. - С. 78-79.

26. Ленин В.И. Неизвестные документы 1891-1922. - С. 516-521.

27. В 1922-1923 гг. было уничтожено 8,1 тыс. священников и монахов. См. Поспе-ловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке, с. 106.

28. Ленин В.И. ПСС, т. 50, с. 330.

29. «Приход», № 3, 2002, с. 7.

30. Органовский Н. Закономерность аграрной эволюции. - М., 1017. - С. 20.

31. Чаянов А.В Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. - М., 1991. - С. 383.

32. Там же. - С. 304.

33. Шкаровский М.В. Указ. соч. - С. 84.

34. Пленум ЦК ВКП(б) 4-12 июля 1928 г. Стенографический отчет. - М., 1928. -С. 39.

35. Шкаровский М.В. Указ. соч. - С. 88.

36. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век, с. 101.

37. Шкаровский М.В. Указ. соч. - С. 345.

38. Там же. Указ. соч. - С. 363-364.

39. История Русской церкви. 1917-1997. Кн. 9. - М., 1997. - С. 526-534.

40. Михаил Лемешев. Свеча. Палея. М., 1999, с. 78.

41. Шкаровский М.В. Указ. соч. - С. 93.

42. «Приход», 2001, с. 7.

43. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - С. 79.

44. Там же. - С 82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Там же. - С. 83.

46. «Приход», 2002, № 3, с. 9.

47. «Приход», 2002, № 5, с. 15-16.

48. Солженицын А.И Россия в обвале. М., Русский путь, 1998, с. 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.