Научная статья на тему 'Церковь на родине и за границей. Ответственность заграничной части в сохранении имущества'

Церковь на родине и за границей. Ответственность заграничной части в сохранении имущества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковь на родине и за границей. Ответственность заграничной части в сохранении имущества»

церковь на родине и за границей. Ответственность заграничной части в сохранении имущества

Андрей Псарев, диакон

_ . От автора

I астоящая статья была написана в связи с передачей властями Палестинской автономии имущества РПЦЗ в Хевроне (1997 г.) и Иерихоне (2000 г.) в РПЦ и опубликована в номере 18 «Православной Руси» от 15/28 сентября 2000 г. Несмотря на свою апологетическую направленность, неадекватность цитирования источников, «оценочную» лексику и публицистичность, статья может представлять ценность как попытка нащупать пастырский аспект понимания того, что значит существовать канонично в современных условиях. Статья публикуется без каких-либо изменений и дополняет тему о возможности взаимоотношений РПЦЗ с Церковью на родине, в межвоенный период, поднимаемой в моих статьях «Митр. Сергий Нижегородский как заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Петра Крутицкого» и «Исторический контекст принятия указа Патриарха Тихона об упразднении Высшего Церковного управления за границей от 5-го мая 1922 года». Статья опубликована

в сокращенном виде в сборнике «Русская Палестина», содержащем материалы научно-практической конеференции, посвященной 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества, Ростов-на-Дону, 13 января, 2012 г.

Диакон Андрей Псарев Джорданвилль, 5 октября, 2019 г.

Часть Русской Православной Церкви оказалась за границей не в 1920 г., но с началом гражданской войны в России, когда линия фронта, разделявшая Белую и Красную Россию, фактически являлась государственной границей. Например, газеты, выходившие на территориях, свободных от большевиков, в советской терминологии именовались заграничными. Предшествующее ныне здравствующему Архиерейскому Синоду Высшее Церковное управление за границей, в свою очередь, происходит от Высшего Церковного Управления (ВЦУ) на юго-востоке России - органа церковного управления, которому подчинялись все находившиеся на этой территории епископы. Этим ВЦУ в Ставрополе Кавказском был собран Собор, объединивший всех епископов свободного от большевиков юга России. В статье, посвященной 20-летию указа № 362, Е. И. Махароблидзе, бывший в Белграде управляющим канцелярией Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей, сообщает, что этот указ, подведший формальную основу под правовой фундамент РПЦЗ, был переслан из России сотрудником г-на Махароблидзе по канцелярии ВЦУ на юго-востоке России. В дополнительном письме этот бывший коллега г-на Махароблидзе писал ему, что «при угрожающей святейшему Патриарху и его ВЦУ опасности прекращения их деятельности, Его святейшество был очень озабочен урегулированием вопроса о церковном управлении, и в данном случае основанием ноябрьского постановления (указ № 362 был принят 7/20 окт. 1920 г.) послужил пример ставропольского Собора и его ВЦУ».65 Св. Патриарх Тихон, по оставлении Крыма Русской армией, признал все хиротонии, совершенные по распоряжению ВЦУ на юго-востоке России, равно как и другие его решения.

Оставление родины частями Русской армии генерала Врангеля рассматривалось ими как временная мера, как отступление при незаконченных боевых действах. У большинства из тех, кто покинул родину, не было выбора. Они не признавали советскую власть и поэтому не могли остаться в ее подчинении. Воинские чины желали сохранить боевую

65 Махароблидзе Е. И. 20-летие российской церковной «конституции» // Православное обозрение. 1940. № 11-12.

организацию, чтобы продолжить борьбу с поработителями России. Те из офицеров, кто остался в Крыму, поверив в благородство Ленина, Троцкого и Ко, были расстреляны. То, что сказано здесь о юге России, в принципе можно отнести к Дальнему Востоку и другим местностям Российской империи, через которые совершалась эвакуация или бегство православных христиан от большевиков.

Итак, в отношении к образовавшемуся в 1920 г. Высшему Церковному управлению за границей св. Патриарх Тихон продолжил ту же линию, что и к ВЦУ на юго-востоке России. Как один из целого ряда подтверждающих примеров можно привести историю с назначением архиеп. Волынского Евлогия. Еще в бытность Высшего Церковного управления на территории России, в Симферополе, архиеп. Евлогий был им назначен управляющим Западно-Европейскими церквами, которые были в ведении Петроградского митрополита. Назначение это было сделано по просьбе самого архиеп. Евлогия, обращенной в ВЦУ через Таврического архиеп. Димитрия (Абашидзе). Настоятель парижской церкви прот. Иоанн Смирнов пожелал иметь подтверждение этого назначения от центральной российской власти. Указ за № 424 от 27 марта / 9 апреля 1921 г. Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Совета был получен при посредстве Финляндского архиеп. Серафима. В указе говорилось следующее:

Преосвященному Серафиму, архиепископу Финляндскому и Выборгскому. По благословению святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии слушали: письмо Вашего Преосвященства от 5 марта сего года по поводу постановления Высшего Русского Церковного управления за границей о назначении преосвященного Волынского Евлогия управляющим, на правах епархиального архиерея, всеми заграничными русскими церквами в Западной Европе.

Постановлено:

Ввиду состоявшегося постановления ВЦУЗ считать православные русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений епархий и церквей с Петроградом, под управлением преосвященного Волынского Евлогия, имя которого и должно возноситься в означенных церквах вместо имени преосвященного митрополита Петроградского.

В юрисдикции последнего до революции находились все русские церкви в Западной Европе. О том, сколь реально было окормлять эти церкви из советской России, явствует из письма нового священному-ченика Вениамина Петроградского архиеп. Евлогию:

8/21 июня 1921 г., Петроград. Ваше высокопреосвященство, до-сточтимейший владыка, со своей стороны я даю полное согласие, чтобы в это время, когда почти нет сношений с заграничными церквями, Вы заведовали ими, тем более что это временное заведование Вашим высокопреосвященством указанными церквями признано и подтверждено свят. Патриархом. Душа моя болела за эти церкви, но помочь им было невозможно. Вашего высокопреосвященства покорный послушник Вениамин, митрополит Петроградский.66

Единственным действенным прещением святейшего Патриарха Тихона и состоявших при нем исполнительных органов Св. Синода и Высшего Церковного Совета стало постановление о закрытии Высшего Церковного управления за границей от 5 мая 1922 г. Это решение не согласуется с другими действиями Патриарха этого периода, как то: благодарность сербскому Патриарху Димитрию от 16 марта 1922 г., сообщение прот. Ф. Пашковскому, сделанное 3 мая того же года, о том, что он может только рекомендовать к назначению в Северную Америку митр. Платона, но не делать назначение «через голову» ВЦУ за границей. Рассекреченные ныне документы из архива КГБ показывают, что осуждения клира свободной части Русской Церкви добивались безбожники-большевики. Для иллюстрации этого утверждения можно привести следующее свидетельство: 3 мая 1922 г., т. е. за 2 дня до роспуска ВЦУ за границей, состоялось секретное заседание президиума ГПУ по организации судебного процесса над Патриархом Тихоном. Президиум, в который входили Ягода, Самсонов и Красиков, постановил следующее: «...Вызвать Тихона в ГПУ для предъявления ему ультимативных требований по вопросу об отречении им от должности, лишения сана и предания анафеме представителей заграничного монархического и интервенционного активного духовенства».67 «Корректный анализ, учитывающий исторический контекст и принятую тогда церковную терминологию, сразу выявляет противоречивость указа № 347, сознательно в него вложенную, как сигнал о том, что патриаршее управление в Москве находится под давлением враждебных Церкви сил, а также четкое стремление оградить как внутрироссийскую, так и зарубежную церковную жизнь от вмешательства антицерковных сил».68 Противоречивость заключалась в том, что в указе № 347 речь шла только о церквах в Западной Европе, но ничего не говорилось касательно епархий в других частях света. Для понимания атмосферы, в которой был выпущен указ, следует обратить

66 Церковный вестник. 1954. Апрель-май.

67 Вострышев М. Патриарх Тихон. М., 1995.

68 Вестник Германской епархии РППЗ. 1998. №1.

внимание на то, что считанные дни спустя после его выхода Патриарх Тихон был привлечен к суду в качестве обвиняемого. Он пробыл в заключении почти год, в то время как его заместитель митр. Агафангел перевел Русскую Церковь на положение, обусловленное указом № 362. В таких условиях епископам русского рассеяния просто некому было представить доклад об исполнении указа Патриарха о роспуске заграничного ВЦУ. Однако они исполнили волю Патриарха и распустили ВЦУ. После этого св. Патриарх до самой своей кончины не выпускал никаких прошений, содержащих конкретные указания к прекращению деятельности Русской Православной Церкви за границей.

* * *

Согласно Декрету об отделении Церкви от государства 1918 года, Русская Православная Церковь была лишена прав юридического лица. Права эти Тихоновской Церкви власти не давали, но деятельность Церкви без наличия такого права давала той же власти потенциальную возможность осудить любого церковника за нарушение государственного законодательства о культах. Вопрос получения права юридического лица ставился в непосредственную зависимость от выполнения требований безбожной власти. В СССР первыми обладателями права юридического лица стали обновленцы. Пребывая в «святом бесправии», Тихоновская Церковь была стеснена в своих действах у себя на родине, не говоря уже о невозможности ее деятельности за рубежом. Наличие в таких условиях Русской Православной Церкви за границей, «состоящей из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, являющейся неразрывной частью Русской Православной Церкви»,69 было вполне оправданным.

В своих отношениях к советской власти зарубежная часть Русской Церкви руководствовалась решениями Всероссийского поместного Собора 1917-1918 гг. Всем ее чадам Собор заповедовал отстаивать свободу Церкви от порабощения ее внешними силами. Эту внутреннюю свободу и старались всеми силами отстаивать святейший Патриарх Тихон, верные ему архиереи в отечестве и рассеянии. Надо понять, что с тех, кто находился в свободных условиях, будет иной спрос, чем с тех, кто был связан врагами Церкви.

В декабре 1925 г. в управление Русской Церковью вступил митрополит Сергий Нижегородский. В своем так называемом Проекте декларации об отношении к советскому правительству от 10 июня 1926 г. митр.

69 Цит. по: Временное положение о РПЦЗ, утвержденное на Архиерейском Соборе 9/22 и 11/24 сентября 1936 г.

Сергий пишет: «Здесь требуют выяснения наши отношения к русскому духовенству, ушедшему за границу и там образовавшему из себя некоторое филиальное отделение Русской Церкви. Не признавая себя гражданами Советского Союза и не считая себя обязанными по отношению к советской власти никакими обязательствами, заграничные духовные лица иногда позволяют себе враждебные выступления против Союза, а ответственность за эти выступления падает на всю Русскую Церковь, в клире или иерархии которой они продолжают оставаться, и на ту часть духовенства, которая живет в пределах Союза и числится в его гражданстве, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обрушиться на заграничное духовенство за его неверность Советскому Союзу какими-нибудь церковными наказаниями было бы ни с чем не сообразно и дало бы лишний повод говорить о принуждении нас к тому советской властью». Далее митр. Сергий пишет о необходимости отмежеваться от заграничного «политиканствующего духовенства». Мысль о невозможности для московской церковной власти управлять заграничными приходами митр. Сергий проводит в частном письме архиепископам Феофану и Серафиму, членам Архиерейского Собора РПЦЗ, от 30 августа 1926 г., по сути предлагая заграничным иерархам воспользоваться для организации церковной жизни указом св. Патриарха Тихона за № 362. В декабре 1926 г. митр. Сергий был арестован, но в марте 1927 г. он был неожиданно освобожден. К этому времени относится начало нового периода его церковной деятельности. В указе № 95 от 1/14 июля 1927 г. митр. Евлогию и всем заграничным русским священнослужителям предлагается дать письменное обязательство о лояльности советскому правительству в том, что «они не допустят в своей общественной, в особенности церковной, деятельности ничего такого, что может быть принято за выражение их нелояльности к советскому правительству». Отказавшиеся исполнить это предложение или не давшие ответа до 15 сентября 1927 г., а также нарушившие данное обязательство, должны быть уволены от должностей и исключены из состава Московской Патриархии. В самой декларации от 29 июля 1927 г. митр. Сергий требует от заграничного духовенства «полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности». Мерой наказания не давшим обязательства признать советскую власть он снова определяет исключение из клира Московской Патриархии, тем самым указывая на невозможность подчиняться ей за границей СССР.

Духовенство Русской Православной Церкви за границей не могло дать подписки о лояльности в силу того, что оно никогда не признавало советскую власть законной, а также по следующим причинам:

- Еще в 1924 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей, в который входили 14 архиереев, своим определением постановил распоряжений Всероссийской Высшей Церковной Власти,

носящих следы давления советской власти и могущих нарушить пользу Церкви заграничной, не исполнять.

- Зарубежная Церковь была Церковью беженцев. Бывший юрисконсульт Св. Синода Православной Церкви в Польше К. Н. Николаев в своей работе «Правовое положение Православной Церкви Народа Русского, в рассеянии сущего» (Нови Сад, 1934) пишет: «Русская Заграничная Церковь не простирает своей юрисдикции на лиц, принадлежащих к составу советских граждан, и на церковные учреждения, обслуживающие нужды означенных граждан». В свою очередь советским гражданам, находящимся за границей, было запрещено вступать в контакты с русскими эмигрантами. Клирики Русской Православной Церкви за границей, согласно своему статусу беженцев, были обладателями нансеновского паспорта и находились под покровительством страны пребывания. Выраженное в акте лояльности признание правительства СССР фактически являлось прекращением их статуса беженца и должно было привести или к принятию советского гражданства, или же к конфликту с властью своей собственной страны. Например, Королевство сербов, хорватов и словенцев в 1927 г. дипломатически не признавало СССР. В своем указе от 20 июня 1928 г. митр. Сергий вообще определил, что всякий клирик, признающий его Синод, но не вступающий в советское гражданство, отстраняется от церковного служения.

- Согласно Всероссийскому поместному Собору 1917-1918 гг., права самого патриаршего местоблюстителя сводятся к тому, чтобы довести Церковь до следующего поместного Собора. Конечно же, это постановление не подразумевает положение Церкви во время гонений. Митрополит Сергий являлся лишь заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Петра Крутицкого. Владыка Петр не одобрил церковного курса митр. Сергия после его освобождения из заключения в 1927 г., равно как и десятки епископов Русской Церкви в отечестве. Они посчитали, что мероприятия митр. Сергия много превышают границы его полномочий и являются узурпацией церковной власти, попранием принципа соборности и заветов Патриарха Тихона о хранении внутренней свободы Церкви. При сложившемся положении для зарубежной части Русской Церкви выполнение требований митр. Серия явилось бы участием во всей его самочинной деятельности.

В такой атмосфере 22 июня 1934 г. митр. Сергий и его Синод выносят решение за № 50 о запрещении в священнослужении духовенства Русской Православной Церкви за границей. Чуть раньше в те же годы митр. Сергий со своим Синодом наложил запрещения на тех архиереев в России, кто не желал следовать его церковным курсом. О ненормальности сложившегося положения свидетельствует то, что к 1934 г. митр. Сергием были запрещены 5 митрополитов, находившихся в отечестве

и рассеянии. Небывалое явление в истории Русской Церкви! Жесткий курс митр. Сергия в отношении требования лояльности от русского заграничного духовенства вызвал протест у архиереев Русской Церкви и в пределах самой России.

* * *

Итак, к середине 1930-х гг. за границей России находились следующие церковные объединения:

- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей. В 1935 г. ему административно подчинились до этого самостоятельные епископы Северной Америки.

- Отделившийся от Собора митр. Евлогий, признавший над собой власть митр. Сергия, но затем, в 1930 г., перешедший в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.

- Те, кто не пожелал покинуть вместе с митр. Евлогием Московскую Патриархию, оставшись в ведении митр. Сергия, образовали приходы Московской Патриархии в Западной Европе. Подобным образом появились эти приходы и в Северной Америке.

При сложившемся положении передать дореволюционное церковное имущество митр. Евлогию значило потерять его для автокефальной Русской Церкви. В ведении митр. Сергия находился митр. Елевферий Литовский и Виленский, еп. Вениамин Севастопольский и архиеп. Сергий Токийский и Японский. Первый окормлял прихожан Московской Патриархии в Западной Европе, второй - в Северной Америке и третий - в Японии. Окормлять все русское церковное рассеяние эти три архиерея не могли. Наибольшая часть их паствы находилась в Литве и Японии, прихожан в Северной Америке и Западной Европе у архиереев Московской Патриархии практически не было. Итак, очевидна необходимость наличия объединяющего центра по смыслу указа № 362 от 1920 г., говорящего о том, что архиереи, находящиеся в одинаковых условиях, должны организовать высшую инстанцию церковной власти.

* * *

Другой важный фактор - это то, что в рассматриваемый нами период правительства зарубежных государств не без основания считали Московскую Патриархию «красной Церковью» и, следовательно, не желали видеть ее представительств на своей территории. К примеру, Палестина, что ныне особо актуально, после поражения Оттоманской империи в Первой мировой войне находилась под управлением Великобритании. В 1927 г. Соединенное Королевство вынуждено было

прекратить дипломатические отношения с готовившим английскую революцию СССР. Отсутствие в таких условиях в Палестине представителей Русской Церкви могло привести к потере ее имущества. Отстаивать его в Святой Земле от посягательств британских властей пришлось клирикам РПЦЗ. В ее ведении находилось все русское церковное имущество в Палестине до окончания британского мандата. Кстати, от британского правительства Русской Духовной Миссии (РДМ) в 1934 г. был передан участок земли величиной в 10000 кв. м на правом берегу Иордана, вблизи места крещения Господня. Так что наша Церковь, по евангельской притче, не просто закопала в землю полученное, но получила прибыль с вверенного таланта.

До 1943 г. - времени, когда Сталин распорядился о воссоздании Московской Патриархии, - ее клирики, как члены организации без юридического лица, не имели права выезжать за границу для духовного окормления паствы. Но даже когда они стали появляться на Западе, представители гражданских властей к их посещениям обычно относились с настороженностью.

Опять обратимся к Палестине. После Второй мировой войны на ее территории были созданы два государства - Израиль и Иорданское Хашимитское королевство. На территории последнего находилась большая часть владений РДМ. В 1954 г. иорданскими властями был составлен список в 125 фамилий, включающий клириков Московской Патриархии, доступ которым в Иерусалим был запрещен. В 1958 г. монахи Московской Патриархии не были пропущены в Иорданию.

Естественно, что только из РПЦЗ, Церкви русского зарубежья, и мог пополняться штат сотрудников русских церковных учреждений за рубежом, необходимых для поддержания в них жизни. Например, в Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь игуменья Павла была назначена блаженнейшим митр. Антонием из Хоповского монастыря в Сербии.

Конечно, русские беженцы были такие же люди от плоти и крови, как и те, кто остался на родине. Были и ошибки. Не все из дореволюционного имущества Русской Церкви удалось сохранить. Например, Андреевский скит на Афоне был потерян. Но главное, что чада Русской Зарубежной Церкви старались делать все, что в их силах, оберегая вверенное им достояние Русской Церкви.

* * *

После 1917 г. из России прекратилась финансовая помощь. Советский Союз отказался признать себя в юридическом смысл правопреемником Российской империи. Показательны такие действия советских властей, как уничтожение в 1920-х годах домового посольского

храма на ул. Унтер-дер-Линден в Берлине. Изыскание средств для содержания русского церковного имущества легло на плечи русских беженцев-изгнанников, справедливо видевших свой долг в сохранении святых мест русского народа недосягаемыми для кощунственной руки большевиков. Чтобы представить себе, о каких средствах идет речь, достаточно указать, что на устроение одной только ограды вокруг монастыря в Хевроне было израсходовано почти 300 тыс. долларов. И это при том, что за Русской Зарубежной Церковью не стоят такие финансовые силы, как, например, российское правительство. Благодаря всему вышесказанному становится понятно, что РПЦЗ есть не какая-то чужеродная заграничная организация, как иногда оценивают ее в России, но изгнанная из отечества Русская Православная Церковь. Нахождение РПЦЗ за пределами отечества связано с теми же историческими причинами, что привели Московскую Патриархию к нахождению под властью большевиков. Поэтому совершенно естественна забота Русской Зарубежной Церкви о российском церковном имуществе. Ведь это имущество Русской Церкви, плоть от плоти которой является Русская Православная Церковь за границей. Исторически очевидно, что в годы существования коммунизма никто кроме нее не мог проявлять заботу об этом имуществе в таком объеме, в каком это делала РПЦЗ, сохранившая его для русского православного народа, для которого всегда открыты святые места, находящиеся в ведении РПЦЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.