Научная статья на тему 'ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / Церковь / гос-ударство / образование / нравственные цен-ности / государственно-религиозная поли-тика / school / church / state / education / moral values / state-religious policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меркулов Антон Вениаминович, Филимонов Андрей Владимирович

Целью статьи является категориальный анализ «Церковь и школа в Российской империи второй половины XIX века». Изучение этой тематики имеет большое значение в понимании истории России и роли Церкви в обществе. В совре-менной науке проблематике взаимодей-ствия религии и государства в процессе исторического развития России уделяется достаточно пристальное внимание уже длительное время. Изучение взаимодей-ствия Церкви и школы в России того вре-мени может помочь лучше понять роль религии в обществе и её влияние на обра-зование. Выводы, сделанные авторами, помогают уточнить систему взаимоотно-шений Церкви и государства в России конца ХIХ – начала ХХ века. Поднимаемые про-блемы и пути их решения могут быть по-лезны для современных образовательных и религиозных учреждений, сталкивающихся с вопросами взаимодействия религии и образования. В результате исследования определено, что изучение этой тематики может помочь лучше понять принципы и ценности, которые были важны для обще-ства России в конце XIX – начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Меркулов Антон Вениаминович, Филимонов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHURCH AND THE SCHOOL IN THE RUSSIAN EMPIRE OF THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY– THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

The purpose of the article is to ana-lyze the Church and the School in the Russian Empire of the second half of the 19th century. The study of this subject is of great importance in un-derstanding the history of Russia and the role of the Church in society. Modern science given quite close attention to the problems of interaction between religion and the state in the process of historical development of Russia. Studying the interaction of Church and the School in Russia at that time can help to better understand the role of religion in society and its impact on education. The conclusions made by the authors help to clarify the system of relations be-tween Church and state in Russia at the end of the 19th – beginning of the 20th century. The prob-lems raised and the ways to solve them can be useful for modern educational and religious institu-tions facing issues of interaction between religion and education. As a result, the author concludes that the study of this subject can help to better understand the principles and values that were important for Russian society in the late 19th early 20th centu-ries.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

УДК 281.93

МЕРКУЛОВ Антон Вениаминович, кандидат исторических наук, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: merkulov_av@list.ru, SPIN-код: 12629922, Author ID (elibrary.ru): 1016089 ФИЛИМОНОВ Андрей Владимирович, аспирант, Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: andr-filimon@mail.ru

DOI:10.22394/2225-8272-2023-12-3-72-82

MERKULOV A.V., Candidate of Historical Sciences, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: merkulov_av@list.ru

FILIMONOV A.V., Postgraduate Student, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: andr-filimon@mail.ru

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

THE CHURCH AND THE SCHOOL IN THE RUSSIAN EMPIRE OF THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY- THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

Аннотация. Целью статьи является категориальный анализ «Церковь и школа в Российской империи второй половины XIX века». Изучение этой тематики имеет большое значение в понимании истории России и роли Церкви в обществе. В современной науке проблематике взаимодействия религии и государства в процессе исторического развития России уделяется достаточно пристальное внимание уже длительное время. Изучение взаимодействия Церкви и школы в России того времени может помочь лучше понять роль религии в обществе и её влияние на образование. Выводы, сделанные авторами, помогают уточнить систему взаимоотношений Церкви и государства в России конца XIX - начала XX века. Поднимаемые проблемы и пути их решения могут быть полезны для современных образовательных и религиозных учреждений, сталкивающихся с вопросами взаимодействия религии и образования. В результате исследования определено, что изучение этой тематики может помочь лучше понять принципы и ценности, которые были важны для общества России в конце XIX - начале XX века.

Ключевые слова: школа, Церковь, государство, образование, нравственные ценности, государственно-религиозная политика.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the Church and the School in the Russian Empire of the second half of the 19th century. The study of this subject is of great importance in understanding the history of Russia and the role of the Church in society.

Modern science given quite close attention to the problems of interaction between religion and the state in the process of historical development of Russia. Studying the interaction of Church and the School in Russia at that time can help to better understand the role of religion in society and its impact on education. The conclusions made by the authors help to clarify the system of relations between Church and state in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th century. The problems raised and the ways to solve them can be useful for modern educational and religious institutions facing issues of interaction between religion and education.

As a result, the author concludes that the study of this subject can help to better understand the principles and values that were important for Russian society in the late 19th - early 20th centuries.

Keywords: school, church, state, education, moral values, state-religious policy.

ВВЕДЕНИЕ

В широком смысле к народному просвещению относится распространение знаний и образования в среде простого народа. В настоящей статье будет дан социокультурный анализ светских и православных аспекты народного просвещения в Российской империи в 1890-х - 1917 годов.

Изучение тематики взаимодействия Церкви и школы в Российской империи второй половины XIX - начала ХХ века имеет актуальность с нескольких точек зрения. Это позволяет лучше понять социально-экономическое и культурное развитие России. Становление системы образования было одной из важнейших сфер жизни того времени, рассмотрение которой помогает понять, какие принципы и ценности были важны для общества. Изучение этой темы может быть полезно, так как многие проблемы, связанные с взаимодействием Церкви и школы, остаются актуальными и в настоящее время. Опыт прошлых поколений может поспособствовать сотрудничеству современных образовательных и религиозных учреждений, улучшая их работу. Важным аспектом отмеченной тематики является понимание роли религии в становлении дореволюционной России в вопросах просвещения, а также роли государственных институтов в продвижении христианских традиций. Изучение многоплановой тематики взаимодействия Церкви и школы в Российской империи второй половины XIX - начала XX века может варьироваться в зависимости от конкретных задач исследования. Однако основным здесь является получение более полного и глубокого понимания истории России и её социально-культурного развития в этот период.

Историография тематики имеет несколько периодов. Первый период связан с трудами современников, таких как А.А. Каргалов, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и другие, активно изучавших методы обучения и систему взаимо-

действия. Далее - советский период, когда исследования в этой области были направлены на изучение необходимости участия Церкви в образовании и последствий её влияния на общество. Среди исследователей можно выделить работы таких авторов, как А.В. Луначарский, А.А. Зализняк и других. С 1980-ми годами связывают начало переходного периода, когда тематика раскрывалась в контексте новых социальных и политических реалий, среди авторов такие, как В.А. Алексеев, Л.А. Баширов, О.Ю. Васильева, А.А. Григорьев, В.В. Клочков, А.В. Кузнецов, А.А. Кузнецов, Т.А. Кудрина, А.Н. Лещинский, А.А. Ну-руллаев, М.И. Одинцов, М.В. Шкаровский и другие. Современная историография тематики государственно-религиозных отношений в Российской империи второй половины XIX -начала XX века продолжает развиваться и включает в себя работы исследователей, которые изучают эту тему в контексте современных социальных и политических реалий -В.В. Амелина, В.В. Андрощука, В.В. Бело-слудцевой, Г.В. Гусева, М.Н. Ефименко, В.В. Клочкова, К.В. Козлова, В.А. Ливцова, И.И. Масловой, В.В. Субботиной и др. Такие учёные, как Н.В. Потапова, А.А. Секирин и другие, исследуют вероисповедную политику Российской империи отмеченного периода. В.В. Коваленко, Н.Д. Константинова, Е.С. Матвеева, В.В. Субботина и другие уделяют внимание религиозному влиянию на сферу народного образования и просвещения в Российской империи.

Временные рамки исследования включают 1881-1905 годы. Именно данный период развития Российской империи характеризуется усилением религиозного влияния на общественные отношения в стране. В то же время именно в данный период господствующая Православная Церковь России была частью государственной системы, охранявшей интересы привилегированной части общества. Исследуемый период характеризовался рас-

пространением революционных идей, что требовало выстраивания эффективной политики взаимодействия власти с религиозными организациями. В связи с этим выбранные временные рамки исследования вызывают особый интерес.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В конце Х1Х века одной из задач, которую ставила перед собой Церковь в Российской империи, являлось расширение позиций в системе образования. Кроме того, комитет министров, действующий при императоре, также высказывался за расширение влияния духовенства на сферу образования и просвещения, выступая в 1881 году за распространение влияния духовенства «на все виды элементарных училищ» [2, С. 101].

В этот период духовенство действительно оказывало значительное влияние на систему образования, и особое внимание уделялось церковно-приходским начальным училищам (приходским школам) и церковно-приходскому начальному образованию. Они были популярны и широко распространены, обеспечивая базовое начальное образование для детей. Преподаватели в этих школах часто были священниками или другими духовными лицами, что позволяло контролировать содержание образования и влиять на мировоззрение учащихся. Одной из целей такого усиления влияния духовенства на начальное образование была борьба с революционными идеями и настроениями. Церковь пропагандировала консервативные ценности «в духе преданности престолу и церкви» и подчёркивала роль религии и духовности в формировании молодого поколения. Она рассматривала начальное образование как средство формирования патриотического сознания, что предполагало борьбу с идеями революционного движения [1, С. 15].

Ввиду этих настроений обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев получил задачу от Кабинета министров разработать меры по усилению влияния священников на все начальные школы. Эта было связано с укреплением религиозного и морального воспитания молодого поколения. Была создана специальная комиссия, так как он считал необходимым создание церковно-школьной организации, независимой от негативного влияния земских деятелей. Предложено было создание пропагандистских отделов в епархиальных управлениях, которые имели бы задачу контролировать содержание учебных программ. Они могли привлекать священников в качестве учителей и разрабатывать специальные методические материалы с религиозным акцентом. Было увеличено количество церковно-приходских школ, особенно в сельской местности, где духовенство имело более сильное влияние. Преподаватели в этих школах были обязаны вести религиозные предметы и пропагандировать ценности православной веры. Некоторые исследователи считают, что приобщение Церкви к системе образования означало также усиление контроля государства над образованием и ограничение свободы мысли и мировоззрения учащихся. Эти меры вызывали критику и недовольство оппозиционно настроенных кругов.

Так, одним из правовых актов Российской империи исследуемого периода, который был направлен на решение данной задачи, стал Указ от 13 июля 1884 года «Об утверждении Правил о церковно-приходских школах» [8].

«...Правила о церковно-приходских школах» регулировали организацию и функционирование обучения в то время. Школы, в отличие от предыдущих периодов, могли образовываться по запросу отдельных лиц, которые входили в состав прихода или же по инициативе духовенства, чаще епархиального архиерея. Руководство епархий назначало

одного или несколько ответственных лиц по руководству воскресной школой из числа духовенства. В качестве дополнительных обязанностей у них было ещё и ведение занятий в школе грамоты, занимающейся распространением азов письма и счёта среди прихожан. На уровне руководства епархии все церковные школы контролировались системно Епархиальным училищным советом. Он был ответственным за управление сетью церковных школ, осуществлением надзора и контроля над их деятельностью, разработку методических материалов, а также за обеспечение соответствия образовательным стандартам и требованиям.

«...Правила о церковно-приходских школах» устанавливали чёткую систему управления и организации церковного образования, где основную роль играли священники на местном уровне и епархиальные архиереи. Правила описывали требования к программам и содержанию обучения, статус и обязанности преподавателей, управление и финансирование школ, а также вопросы связи Церкви с разными образовательными учреждениями. Принятие указа закрепило формально-правовую основу для дальнейшего функционирования церковно-приходских школ и укрепило роль Церкви в образовательной системе. Однако интерпретация и последствия указа были неоднозначно восприняты общественностью.

Важные изменения, свидетельствующие об усилении религиозного влияния на сферу образования, касались и деятельности воскресных школ, где религиозное обучение молодого поколения дополнялось нравственными ценностями и убеждениями. В 1886 году Синод принял новые «Правила для образцовых начальных школ при духовных семинариях». Содержание документа устанавливало новые критерии формирования школ, которые теперь «.переставали быть учебными заведениями, сопутствующие духовным се-

минариям.» [3, С. 135], становясь более самостоятельными в привлечении дополнительных источников финансирования для улучшения учебной среды и материальной базы. Воскресные школы стали более тесно связаны с Церковью, и занятия теперь могли проходить внутри церковных зданий или при поддержке церковных деятелей в зданиях, принадлежавших конкретной церкви. Обучение проводилось в основном по выходным, после богослужений в церкви, что позволяло объединить религиозную практику и образование. Часто приглашали священников и духовенство для проведения религиозных мероприятий, богослужений и просветительской работы. С этого периода в них существенно расширили учебную программу обучения и, кроме религиозных уроков, касающихся изучения священных текстов, добавили также предметы, связанные с этикой, моралью и духовно-нравственным развитием, что приравнивало их к одноклассным церковноприходским школам. Воскресные школы играли важную социальную роль, помогая формировать моральные и религиозные убеждения учащихся, а также способствуя сохранению и распространению православной веры и культуры. Они являлись центром образовательной и духовно-нравственной жизни в епархиях.

Воскресные школы - это учебные заведения без уточнения половозрастных характеристик воспитанников, которые в большей или меньшей степени действовали достаточно длительный промежуток времени в России. Для того чтобы не было распространения различных революционных идей, их деятельность строго контролировалась епархиальным руководством. Первоначально инициатива открытия воскресной школы могла принадлежать правительству, сельским обществам или различным частным лицам. С выходом «Правил о церковно-приходских школах» 1884 года было внесено уточнение, что инициатива открытия

могла принадлежать и епархиальному начальству. Именно этот нюанс официально закрепил два вида воскресных школ в Российской империи: церковные и светские. Двойственное положение этих школ неоднократно приводило к столкновению интересов Церкви и государства. Поэтому с 1891 года внутренний порядок их организации был скорректирован министерским циркуляром. Теперь инициатива их открытия принадлежала только лишь епархиальному архиерею, хотя к этому времени были открыты такого рода школы при заводах и других светских организациях. В качестве заведующего воскресной школы выступал приходской священник. При этом процедура назначения заведующих не была оговорена детально, что привело к возникновению на практике двух её вариантов. Первый вариант предполагал выбор кандидатуры священника на должность заведующего самими учредителями школы и его указание в ходатайстве. Во втором варианте священника назначал епархиальный архиерей при утверждении ходатайства учредителей воскресной школы. Анализ порядка создания и функционирования воскресных школ в конце Х1Х - начале ХХ века в России позволяет сделать вывод, что данная образовательная инициатива формировала своё образовательное пространство и внесла значительный вклад в развитие религиозного образования. Данный общественный институт в полной мере «укладывался в традиционную парадигму пастырского и социального служения» [4, С. 98]. В этот период воскресные школы стали важным средством передачи религиозных знаний и ценностей, особенно в контексте возрастания религиозной активности и потребности в морально-нравственном воспитании.

Усиление религиозного влияния на сферу народного образования и просвещения в Российской империи обеспечивала также деятельность таких специальных учебных заведений, находящихся в ведении Православной Церкви, как епархиальные училища и духов-

ные семинарии (шестиклассные). Они появились в России в конце XIX - начале XX века и выполняли важную роль в образовательной системе Русской Православной Церкви. Епархиальные училища были учебными заведениями, организованными под эгидой епархии (церковного управления) и предназначались для подготовки кадров для духовенства. Они предлагали всестороннее образование, включая гуманитарные и естественно-научные предметы, а также основы религиозного образования. Обучение в епархиальных училищах продолжалось в течение шести лет, после которых выпускники могли поступать в высшие духовные учебные заведения, такие как духовные семинарии или академии. Духовные семинарии были учебными заведениями более высокого уровня, предназначенными для подготовки священников и монахов. Они предлагали более глубокое образование в области богословия, религиозной философии и практики, а также придавали большое значение основам морально-нравственного воспитания. Обучение в них также продолжалось в течение шести лет и включало академические и практические занятия, связанные с духовной практикой и служением. Организовывались и финансировались они церковными властями, а в некоторых случаях получали поддержку от государства. Они предлагали высокое качество образования и стремились формировать квалифицированные и морально ответственные кадры для духовного служения. Действовали во многих городах России: в Петербурге, Москве, Казани, Орле и других.

С целью «духовного просвещения» народных масс Русская Православная Церковь осуществляла такой вид деятельности, как создание многочисленных пропагандистских обществ. Эти общества были направлены на распространение православной веры, популяризацию религиозных ценностей и просвещение широких слоев населения.

Пропагандистские общества, создаваемые Русской Православной Церковью в конце Х1Х - начале ХХ века в России

1 1 i

Библейское общество «Общество восстановления православного Христианства на Кавказе» «Петербургское общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» «Московское общество любителей духовного просвещения»

1 г 1 г

Церковно-археологические общества Религиозно-просветительные общества в Киеве, Риге

Рисунок 1 - Пропагандистские общества, действующие в Русской Православной Церкви Figure 1 - Propaganda societies operating in the Russian Orthodox Church [2, С. 102]

В разные периоды на территории России действовало достаточно много пропагандистских обществ. Целью этих обществ была организация благотворительной и просветительской деятельности среди населения, а также пропаганда православной веры и нравственности. Члены этих обществ организовывали лекции, курсы и просветительские программы, призванные распространять православное учение и прививать ценности религиозной морали. Эти организации занимались издательством религиозной литературы, организацией лекций и дискуссий, проведением благотворительных мероприятий и духовных бесед. Данные инструменты Русской Православной Церкви были достаточно действенными для просвещения народных масс, распространения православной веры и формирования религиозной морали в обществе.

В 1888 году были изданы «Правила для устройства народных чтений», которые также

были разработаны с целью организации и проведения религиозно-просветительных мероприятий для народных масс. «Правила.» определяли порядок проведения публичных чтений Библии и других религиозных текстов перед широкой аудиторией. Целью таких мероприятий было распространение религиозных знаний, пропаганда православной веры среди населения. «Народные чтения» проводились в церквях, храмах, приходских школах и других общественных местах. Они предусматривали выбор подходящего времени и дня для чтений, составление программы чтений, использование специальных пособий и материалов, а также приглашение квалифицированных чтецов или священников для проведения мероприятия. Обычно организация таких мероприятий была в компетенции епархиальных училищных советов, а руководство возлагалось на приходского священника, который был под контролем епар-

хиального архиерея. С 1894 года процесс проведения чтений в уездных городах и селениях несколько осложнился. Необходимо было получить соответствующее разрешение министра народного просвещения по предварительному соглашению с министром внутренних дел и обер-прокурором Синода. В таком случае за проведением народных чтений вели наблюдение духовное и учебное ведомства. Таким образом, народные чтения представляли собой форму внешкольного образования, базу для реализации которой

составляли преимущественно церковные учебные заведения [10, С. 135]. Практика проведения этих чтений была широко распространена по всей России.

Одновременно с этим Церковь издавала огромное количество литературы для идеологического воздействия в религиозно-монархическом духе. Так, например, в 18861900 гг. значительно увеличивается количество книг, брошюр и листовок духовно-монархического содержания, издаваемых синодальной типографией (рис. 2).

Рисунок 2 - Динамика количества издаваемой синодальной типографией литературы духовно-монархического содержания

Figure 2 - Dynamics of the amount of literature with spiritual and monarchical content published by the Synodal Printing House [9]

Расширению религиозного влияния на население страны, включая сферу образования и просвещения, способствовало издание Церковью духовных журналов, среди которых были такие журналы, как «Богословский вестник», «Братское слово», «Православный собеседник», «Православное обозрение» и другие.

Другое направление в расширении рели-

гиозного влияния на население, в том числе на сферу образования и просвещения, представляло создание Церковью множества «обществ трезвости». Анализ организации и особенностей деятельности «обществ трезвости» в Российской империи в исследуемый период позволяет рассматривать их в качестве учреждений внешкольного дополнительного образования, которые способствовали

расширению влияния Церкви на сферу образования [1, С. 16].

Усиление религиозного влияния в Российской империи исследуемого периода распространялось также и на лиц нерусских национальностей страны. Русская Православная Церковь активно распространяла свою деятельность на территории империи, включая различные национальные общины и регионы, и усиление её влияния было частью государственной политики. Согласно Уставу духовных дел иностранных исповеданий Церковь активно пропагандировала православие и старалась привлечь как можно больше прихожан, в том числе и представителей различных национальностей. Церковные власти старались пропагандировать православие среди этнических меньшинств, проводя религиозные просветительские мероприятия, организуя приходы и строя церкви в населённых пунктах с немногочисленным православным населением. Ведение духовной и религиозной работы на национальных языках стало одним из путей привлечения представителей различных национальностей. Перевод Библии и других религиозных текстов на языки народов империи позволял им более полно понимать и принимать православное учение. Несмотря на это, влияние Православной Церкви на национальные общины варьировалось в зависимости от конкретной ситуации и населения. В некоторых случаях, особенно среди народов, имеющих свои традиционные религиозные верования, проникновение православия было ограничено или встречало сопротивление со стороны местного населения.

Таким образом, в конце Х1Х века одной из задач, которую ставила перед собой Церковь в Российской империи, являлся захват господствующих позиций в народном образовании. В качестве одного из направлений усиления религиозного влияния на сферу народного образования и просвещения в Россий-

ской империи можно назвать Правила о цер-ковно-приходских школах, утверждённые в 1884 году. Теперь заведование этими шко-лавми возлагалось на приходских священников. Также изменения не могли не коснуться воскресных школ, которые в 1891 году были переданы в исключительное ведение духовенства, что подтверждает факт усиления религиозного влияния на сферу образования. С целью «духовного просвещения» народных масс Русская Православная Церковь осуществляла такой вид деятельности, как создание многочисленных пропагандистских обществ. В то же время Церковь издавала огромное количество литературы для идеологического воздействия на трудящиеся массы и их воспитания в религиозно-монархическом духе. Усилению религиозного влияния на сферу народного образования в Российской империи в исследуемый период способствовало также проведение Церковью так называемых народных чтений, отличающихся «религиозно-нравственным характером» и представляющих собой форму внешкольного образования. Другой формой внешкольного образования являлась также деятельность «обществ трезвости», которые, помимо борьбы с пьянством, занимались в большей степени религиозной пропагандой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной науке всё большую актуальность приобретает проблематика взаимодействия религии и государства в процессе исторического развития России. Применительно к периоду конца Х1Х - начала ХХ века, когда государство находилось в условиях роста революционных настроений, необходимости решения сложных социальных, экономических, политических проблем, остро стояла задача формирования таких взаимоотношений государства с религиозными организациями, которые бы отвечали интересам

обеих сторон. Русская Православная Церковь являлась той силой, которая имела огромный авторитет среди населения страны, обладала доступом к власти, занимала важное место в системе народного образования. Необходимость расширения религиозного влияния на население Российской империи для противодействия распространению революционных идей требовала выстраивания эффективной политики взаимодействия власти с религиозными организациями. Касательно данного вопроса опыт Российской империи конца XIX - начала XX века представляет существенный интерес. Изменения коснулись в первую очередь церковно-приходских и воскресных школ. Через обновлённую правовую базу фиксировалось расширение учебных программ и введение дополнительных источников финансирования под общим руководством местных священников. С целью «духовного просвещения» народных масс Русская Православная Церковь осуществляла такой вид деятельности, как создание многочисленных пропагандистских обществ. В то же время Церковь издавала огромное количество литературы для идеологического воздействия на трудящиеся массы и их воспитания в религиозно-монархическом духе. Усилению религиозного влияния на сферу народного образования в Российской империи в исследуемый период способствовало также проведение Церковью так называемых народных чтений, отличающихся «религиозно-нравственным характером» и представляющих собой форму внешкольного образования. Другой формой внешкольного образования являлась также деятельность «обществ трезвости», которые, помимо борьбы с пьянством, занимались в большей степени религиозной пропагандой.

В исследуемом периоде усиление религиозного влияния в Российской империи распространялось также и на лиц нерусских национальностей страны, народное образо-

вание которых характеризовалось конфессиональным обучением, организация которого осуществлялась религиозными организациями соответствующих вероисповеданий.

Библиография / References:

1. Житенев Т.Е. Деятельность Русской Православной церкви в сфере народного образования в конце XIX - начале ХХ века // Via in tempore. История. Политология. - 2012. -Выпуск 24. - № 19(138). - С. 15-19.

2. Клочков В.В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в СССР. - М.: Политиздат, 1982. - 160с.

3. Козлов К.В. К истории православного внешкольного образования в России во второй половине XIX - начале XX веков: церковные воскресные школы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2012. - № 13 (123). - С. 134140.

4. Константинова Н.Д. Культурно-просветительское и воспитательное влияние Русской Православной церкви на процесс формирования системы начального народного образования Российской империи во второй половине XIX века // Проблемы современного образования. - 2019. - № 2. - С. 97105.

5. Ливцов В.А., Матвеева Е.С. Влияние Орловского православного Петропавловского братства на распространение образования в Орловской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2015. - № 3 (66). - С. 53-57.

6. Матвеева Е.С. Влияние миссионерских обществ на распространение образования в Орловской губернии в XIX - начале XX века // Образование и общество. - 2015. -№ 1 (90). - С. 16-20.

7. Меркулов П.А., Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. Молодёжь региона в 2017 году / Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / Орёл, 2018.

8. Правила о церковно-приходских школах (утверждены Указом Его Императорского Величества от 13 июня 1884 г.) // Официальный отдел Московских церковных ведомостей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа -свободный. - URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachme nt/attachment/92/0a/920a0459-9d20-4920-8633-7216a7e1a68c.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

9. Россия. Синод. Обер-прокурор. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания ... [по годам]. - СПб.; Пг., 1886-1916. [Электронный ресурс]. - Режим доступа -свободный. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23457-rossiya-sinod-ober-prokuror-vsepoddanneyshiy-otchet-ober-prokurora svyateyshego-sinoda-po-vedomstvu-pravoslavnogo-ispovedaniya-po-godam-spb-pg-1886-1916 (дата обращения: 27.04.2023).

10. Савинова М.А. Народные чтения как одна из форм внешкольного образования в России (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2007. - № 3 (7). - С. 134136.

1. Zhitenev T.Ye. Deyatel'nost' russkoy pra-voslavnoy tserkvi v sfere narodnogo obrazovani-ya v kontse KHIKH - nachale KHKH veka // Via in tempore. Istoriya. Politologiya. - 2012. -Vypusk 24. - №19(138). - S.15-19. (In Russ.).

2. Klochkov V.V. Zakon i religiya: ot gosudar-stvennoy religii v Rossii k svobode sovesti v SSSR. - M.: Politizdat, 1982. - 160 s. (In Russ.).

3. Kozlov K.V. K istorii pravoslavnogo vnesh-kol'nogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroy

polovine KHIKH - nachale KHKH vekov: tserkovnyye voskresnyye shkoly // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. - 2012. - №13 (123). -S. 134-140. (In Russ.).

4. Konstantinova N.D. Kul'turno-prosvetitel'skoye i vospitatel'noye vliyaniye Russkoy Pravoslavnoy tserkvi na protsess formi-rovaniya sistemy nachal'nogo narodnogo obra-zovaniya Rossiyskoy imperii vo vtoroy polovine KHIKH veka // Problemy sovremennogo obra-zovaniya. - 2019. - №2. - S. 97-105. (In Russ.).

5. Livtsov V.A., Matveyeva E.S. Vliyaniye or-lovskogo pravoslavnogo petropavlovskogo bratstva na rasprostraneniye obrazovaniya v orlovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX nachale XX veka [The influence of the Orel Orthodox Peter and Paul Brotherhood on the spread of education in the Orel province in the second half of the 19th and early 20th centuries] // Uchonyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya: Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki. - 2015. - № 3 (66). - S.53-57. (In Russ.).

6. Matveyeva E.S. Vliyaniye missionerskikh obshchestv na rasprostraneniye obrazovaniya v Orlovskoy gubernii v XIX-nachale XX veka [The influence of missionary societies on the spread of education in the Orel province in the 19th-early 20th century] // Obrazovaniye i ob-shchestvo. - 2015. - №1(90). - S. 16-20. (In Russ.).

7. Merkulov P.A., Dorokhova Yu.V., Ignatova T.V., Prokazina N.V. Molodozh' regiona v 2017 godu / Nauchnoye izdaniye. Informatsionno-sotsiologicheskiy byulleten' / Orol, 2018. (In Russ.).

8. Pravila o tserkovno-prikhodskikh shkolakh (utverzhdeny Ukazom Yego Imperatorskogo Velichestva ot 13 iyunya 1884 g.) // Ofitsial'nyy otdel Moskovskikh tserkovnykh vedomostey. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa - svo-bodnyy. - URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachme

п1Мас1"1теп!/92/0а/920а0459-9с120-4920-8633-7216a7e1a68c.pdf (Эа1а оЬгазЬсЬеп1уа: 27.04.2023). (1п Ривв.).

9. Ро$в1уа. Э1поС. ОЬег-ргокигог. УвероС-СаппеувЫу о1сЬе1 ОЬег-ргокигога 8ууа1еу$Иедо $1поСа ро уеСот$1уи ргауо$!ауподо ¡вроуеСапь уа ... [ро доСат]. - 8РЬ.; Рд., 1886-1916. [Е!-еМгоппуу ге$иг$] - Rezh¡m Со$1ира - $уоЬоС-пуу. - URL: 1лНр://еУЬ.$11р!.ги/ги/поСе$/23457-гo$$¡ya-$¡nod-oЬeг-pгokuгoг-v$epoddanney$h¡y-otchet-oЬeг-pгokuгoгa $vyatey$hego-$¡noda-po-vedom$tvu-pгavo$!avnogo-¡$povedan¡ya-po-godam-spb-pg-1886-1916 (Data oЬгa$hchen¡ya: 27.04.2023). (1п Russ.).

10. 8av¡nova М.А. Naгodnyye Шетуа как odna ¡z foгm vne$hko!'nogo oЬгazovan¡ya v Ro$-$¡¡ ^огауа po!ov¡na КН1КН - nacha!o КНКН veka) // Izve$t¡ya Penzen$kogo gosudarstven-nogo pedagog¡che$kogo un¡veг$¡teta ¡m. У.О. Be!¡n$kogo. - 2007. - № 3(7). - 8.134-136. (1п Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.