КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ
Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2012. Вып. 4 (47). С. 70-86
Церковь и государство в церковно-политической МЫСЛИ Джона Ланкастера Сполдинга
В. А. Мякшин
Статья посвящена церковно-политическому учению епископа Джона Ланкастера Сполдинга (1840—1916), мыслителя, идеи которого оказали значительное влияние на идеологическое становление американского католичества. Рассмотрено учение Сполдинга о соотношении духовной и светской властей и его видение векторов развития католичества в условиях американского светского, демократического, многоэтнического и многоконфессионального государства. Наследие Сполдинга в первую очередь представлено как попытка идеологического обоснования права католического населения США на полноценное участие в религиозной, образовательной, социальной и политической жизни страны.
В истории Католической Церкви США можно выделить три ключевых «переходных» периода, когда взаимовлияние католичества и американского мировоззрения было «наиболее глубоким и ощутимым», ознаменовав значительные изменения в «системе католических ценностей»1. Два из трех «переходных» периода охватывают XIX в.2 Тем не менее «слишком многое из американского католичества девятнадцатого столетия остается terra incognita»3. В отечественной
1 Dolan J. P The Search for an American Catholicism // The Catholic Historical Review. 1996. Vol. 82, № 2. P. 173.
2 Первый период — восходящая к Войне за независимость США (1775—1783) «эпоха демократической революции» (1780—1820) — время существенных политических и религиозных преобразований в жизни американской нации, когда идеи демократии и просвещения стали оказывать все большее влияние на мировоззрение католиков США. Второй период — с 1880 по 1917 г. — период быстрых демографических, социальных, научных и интеллектуальных изменений, оказывавших влияние на жизнь не только американского государства, но и американской Католической Церкви. Третий период — период после Второй мировой войны (50—60-е гг. XX в.) — также был ознаменован значительными изменениями — социальными и культурными, которые стремительно меняли как жизнь американского общества, так и жизнь Католической Церкви США (см.: Dolan J. P. The Search for an American Catholicism... P. 174—186).
3 «Неизвестная земля» (лат.). McGreevy J. T. Productivity and Promise: American Catholic History since 1993 // U.S. Catholic Historian. 2003. Vol. 21. № 2. Memory and History. P. 123.
историографии американской католической мысли того времени все еще не уделяется достаточного внимания.
В первую очередь это относится к церковно-политическому наследию епископа Пеории Джона Ланкастера Сполдинга (1840—1916) — мыслителя, влияние которого на идеологическое развитие современного ему католичества, «по-видимому, превосходило влияние любого другого американского католического прелата»4. Во время жизни Сполдинга его неоднократно переиздававшиеся книги «без преувеличения читали сотни тысяч людей»5, и они принесли автору не только «национальное», но и «международное признание»6. Рассматривая актуальные для современной ему эпохи политические, социальные, образовательные и другие проблемы, Сполдинг неизменно уделял значительное внимание осмыслению взаимоотношений Церкви и государства.
Американское католичество впервые в истории христианства столкнулось с проблемой существования Церкви в государстве с демократической формой правления. Во времена Сполдинга эта проблема приобрела особую актуальность вследствие значительного увеличения в США числа католиков — во многом благодаря активной иммиграции7. В XIX в. именно иммиграция стала главной причиной роста как Католической Церкви США, так и американского государства. В 1789 г., когда Католическая Церковь основала в США первый диоцез, в стране проживало лишь 35 тыс. католиков. Преимущественно за счет иммиграции в 1830 г. число католиков в Америке возросло до 300 тыс., к 1860 г. превысив 3 млн человек8. В 1830 г. католики составляли 2,3 % от всего населения США, в то время как к 1860 г. — уже 10 %. Таким образом, к моменту завершения Гражданской войны католичество превратилось в самую крупную христианскую деноминацию на территории страны9. Из 25 421 929 европейцев, иммигрировавших в США в период с 1820 по 1910 г., значительную часть составляли немцы (5 351 746) и ирландцы (4 212 169) — две нации, за счет которых в XIX — начале XX в. в первую очередь росло число католиков10. Согласно данным, приводимым Д. О’Грэйди, за 30 лет (с 1881 по 1910 г.) прирост католического населения США за счет иммиграции составил 4 млн 791 тыс. человек11. Согласно же цифрам, приводимым У. Скэнлэном, рост католического населения в указанный период был еще более стремительным12. Активная иммиграция стала видимым проявлением «посту-
4 Killen D. P. Americanism Revisited: John Spalding and Testem Benevolentiae // Harvard Theological Review. 1973. № 66. P. 413.
5 Ibid.
6 McAvoy T. T. The Great Crisis in American Catholic History, 1895—1900. Chicago, 1957. P. 24.
7 Spalding J. L. The Position of Catholics in the United States // Dublin Review. 1881. Vol. 5. Р. 98.
8 Hogan M. A. Sister Servants: Catholic Women Religious in Antebellum Kentucky. Madison, 2008. P. 256.
9 Там же. Р. 256.
10 Статистические сведения приводятся по: Reports of the Immigration Commission. Vol. I. Abstracts of Reports of the Immigration Commission. Washington, 1911. P. 65.
11 O’Grady J. Catholic Charities in the United States. N. Y., 19712. P. 276.
12 Скэнлэн приводит следующие цифры: католиков в 1880 г. — 6 млн 259 тыс., в 1890 г. — 8 млн 909 тыс., в 1900 г. — 12 млн 041 тыс., в 1910 г. — 16 млн 363 тыс. Хотя, по словам Скэнлэ-на, цифры являются «приблизительными», они тем не менее «определенно свидетельствуют
пательного развития» Католической Церкви на территории США13, в результате которого во второй половине XIX в. она достигла доселе невиданного роста14.
Социально-политическая адаптация в США католических иммигрантов — в первую очередь ирландских — осложнялась настороженным к ним отношением со стороны протестантского большинства. Об этом свидетельствует деятельность активной во времена Сполдинга «Американской Охранительной Ассоциации»15. Кроме того, в ту эпоху республиканская партия США во многом выражала «страхи и надежды северных коренных протестантов», которые «с подозрением относились к традициям немецких и ирландских иммигрантов»16. Американские протестанты часто усматривали в увеличении числа иммигрантов на территории США «экономическую, политическую и социальную угрозу»17. На протяжении XIX в. совместимость католической веры и американских ценностей неизменно была предметом межконфессиональной полемики, в ходе которой «протестанты обыкновенно отвергали эту возможность, в то время как католики ее отстаивали»18. Соответственно, в ту эпоху американское католичество нуждалось в идеологическом обосновании своей социально-политической идентичности, т. е. права Католической Церкви на полноценное существование в условиях сложившегося в США демократического государства.
Систематизация накопленного на протяжении XVIII — первой половины XIX в. опыта существования Церкви в условиях американской демократии осуществлялась двояко. Во-первых, в рамках синодов, регулярно организуемых американской католической иерархией на протяжении второй половины XIX в. для разрешения насущных проблем церковной жизни19. Во-вторых, в трудах виднейших католических интеллектуалов — в первую очередь из числа американского духовенства. Никогда прежде католические лидеры не прилагали столь
о значительном росте» (см.: Scanlan W G. The Development of the American Catholic Diocesan Board of Education, 1884-1966. N. Y., 1967. P. 157-158).
13 Д. Г. Ши относил начало этого «поступательного развития» к 1844 г. (см.: Shea J. G. History of the Catholic Church in the United States. Vo. 4. N. Y., 1892. P. 715).
14 Т. Келли называет американское католичество конца XIX в. «раскинувшейся во все стороны взрывной реальностью», нуждавшейся в упорядочении (см.: Kelly T. C. Wisdom-Wending: Lessons from Third Plenary Baltimore for the American Catholic Future // U.S. Catholic Historian. 1985. Vol. 4, № 3/4. Historians & Bishops in Dialogue: A Centenary Celebration of the Third Plenary Council of Baltimore, 1884-1984. Р. 334).
15 «Американская Охранительная Ассоциация» (American Protective Association, сокр. A.P.A.) — основанная в 1877 г. антикатолическая организация, полемике с которой Сполдинг посвятил статью (см.: Spalding J. L. Catholicism and Apaism // The North American Review. 1894. Vol. 159. P. 278-287).
16 EffordA. C. New Citizens: German Immigrants, African Americans, and the Reconstruction of Citizenship, 1865—1877. Ohio, 2008. P. 43.
17 Hogan M. A. Sister Servants: Catholic Women Religious in Antebellum Kentucky. Р. 256.
18 Traynor J. Ad Majorum Dei Glorium: Jesuit Secondary Education in Washington State: 18861919. Washington, 2007. P. 148; Lannie V P. Church and School Triumphant: The Sources ofAmerican Catholic Educational Historiography // History of Education Quarterly. 1976. Vol. 16. № 2. P. 133.
19 Именно в США в XIX в. существовала «самая устойчивая в Католической Церкви соборная традиция» (см.: Kelly T. C. Wisdom-Wending: Lessons from Third Plenary Baltimore for the American Catholic Future. Р. 334).
значительных усилий ради того, чтобы придать американскому католичеству устойчивое идеологическое основание20.
Этой проблеме в значительной мере и посвящены труды Сполдинга21. В поиске идеальной модели церковно-государственных отношений он обращается к истории Католической Церкви на территории США, где католичество было вынуждено приспосабливаться к условиям «нового общества», к существованию в рамках «демократической социальной организации», к жизни в стране, в которой основополагающие положения современной цивилизации нашли «наиболее законченное выражение»22. По словам Сполдинга, «в этом мире возможностей для всех» американские католики призваны к «укреплению» Церкви, неизменно существовавшей в течение столетий23.
Основополагающим социально-политическим условием благополучия американской нации Сполдинг считает «разделение» духовной и светской властей24. В целом учение об отделении Церкви от государства становится ключевым положением церковно-политической мысли Сполдинга, равно как и многих современных ему американских иерархов (таких, как, например, кардинал Д. Гиббонс25 и епископ Б. Маккуэйд26). Оно всецело вписывается в рамки американской католической мысли той эпохи, но вызывает отторжение у европейских католиков27.
США Сполдинг называет не просто «великой страной», но «новым миром»28. Именно в этом государстве созданы «наиболее благоприятные» условия для жизни человека, и именно в него из стран Старого Света устремляется нескончаемый поток бедных и угнетенных. Америку Сполдинг характеризует как «самый величественный эксперимент» в истории, неудача которого станет величайшей
20 Dolan J. P. The Search for an American Catholicism. Р. 178.
21 О подобного рода исканиях другого видного американского католического мыслителя Исаака Томаса Хекера см.: Мякшин В. А. Церковь и государство в экклезиологии Исаака Томаса Хекера // Вестник ПСТГУ. 2012. Выпуск II: 1 (44). С. 88-108.
22 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876 // The Catholic World. 1876. Vol. 23. Р. 435-436.
23 Spalding J. L. The University: A Nursery of the Higher Life // idem. Opportunity and Other Essays and Addresses. Chicago, 1903. P. 98.
24 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876. Р. 434-435.
25 В 1909 г. Гиббонс утверждал следующее: «Американские католики радуются отделению своей Церкви от государства; и я даже не могу себе представить такого стечения обстоятельств, при котором слияние Церкви и государства было бы желательно для обоих институтов» (см.: Gibbons J. The Church and the Republic // The North American Review. 1909. Vol. 189. P. 336).
26 В 1892 г. Маккуэйд указывал на невозможность слияния Церкви и государства в стране с таким большим деноминационным разнообразием, как США: «Я задаюсь вопросом, а возможно ли вообще слияние Церкви и государства в такой стране, как наша, разделенной на сотни христианских деноминаций» (см.: McQuaid B. J. Christian Free Schools: or the Right of Parents to Provide Religious Education for their Children, Without Let or Hindrance. Rochester, 1892. P. 39).
27 Более подробно о различиях в отношении европейского и американского католичества XIX в. к идее разделения Церкви и государства см.: Мякшин В. А. Церковь и государство в экклезиологии Исаака Томаса Хекера. С. 104-107.
28 Spalding J. L. The Religious Mission of the Irish People and Catholic Colonization. N. Y., 1880. P. 101.
катастрофой для всей человеческой цивилизации29. Таким образом, США воспринимаются им в качестве государства, которому предначертана вселенская цивилизационная миссия.
Обращаясь к начальному периоду истории США и американского католичества, Сполдинг указывает на благочестие как на главную отличительную черту первых колонистов. Так, религиозное рвение определяло свершения католика Колумба, думавшего в первую очередь о «спасении души», а не о «завоевании империи»30. Указание Сполдинга на Колумба не было единичным: к нему он обращался неоднократно как в прозаической31, так и в поэтической32 форме. Сполдинг называл генуэзского мореплавателя «вторым Моисеем», изведшим избранный народ из мрака тиранического пленения в страну, где все «будут обладать равенством и свободой»33.
Внимание Сполдинга к личности Колумба всецело вписывается в контекст идеологического развития американского католичества второй половины XIX в.34 Например, Сполдинг был далеко не единственным католическим интеллектуалом, обращавшимся к сравнению Колумба с ветхозаветным патриархом Моисеем. В частности, такое сопоставление мы находим у М. Игана35 и Р. А. Кларка36.
В США к личности Моисея обращались не только католические интеллектуалы, но и видные политические деятели. Например, 4 июля 1776 г. Т. Джефферсон предложил изображать на Большой печати США образ разделяющего Красное море Моисея с надписью: «Сопротивление тиранам есть послушание Богу»37. Подобно Джефферсону, Сполдинг также ассоциировал служение ветхо-
29 Spalding J. L. The Religious Mission... P. 101-102.
30 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876. Р. 436.
31 Spalding J. L. Columbus // The Catholic World. 1892. Vol. 56. P. 1-16.
32 Spalding J. L. Columbus // The Catholic World. 1892. Vol. 54. P. 690.
33 Ibid.
34 Более подробно о значении личности Колумба для американского католичества второй половины XIX в. см.: Kauffman C. Christopher Columbus and American Catholic Identity: 18801900 // U.S. Catholic Historian. 1993. Vol. 11. № 2. Evangelization and Culture. P. 93-110.
35 Влияние Колумба на своих спутников Иган сравнивал с авторитетом Моисея, «ведущего сквозь пустыню народ Божий» (см.: Egan M. F The Columbian Jubilee, or Four Centuries of Catholicity in America. Vol. I. Chicago, 1892. P. 30).
36 Сходства и различия между Колумбом и Моисеем Кларк описывал следующим образом: «Оба были живыми патриархами живых народов, объединяющих людей, верующих в истинного Бога. За пятьсот лет до явления Христа Моисей передал своему народу закон Божий; спустя же пятьсот лет после рождения Христа Колумб сообщил закон Христов открытым им другим мирам и континентам. И Моисей, и Колумб ради исполнения воли Божией героически оставили свои семьи. Моисей даровал закон договора; Колумб провозгласил закон Нового Завета. Оба достигли земли обетованной и ее увидели. Моисею так и не было позволено в нее вступить; Колумб же никогда так и не достиг, никогда не увидел и не вступил в чаемую им Индию; однако, в отличие от Моисея, он привел ко Христу новые царствия и империи, чрез континенты посеял семена Веры, тем самым заложив основания знания, Веры, цивилизации, свободных республик и человеческой свободы». Таким образом, как и Сполдинг, Кларк ассоциировал деятельность Колумба с дарованием людям свободы (см.: Clarke R. A. Columbus; His Mission and Character // The World’s Columbian Catholic Congresses. Chicago, 1893. Р. 25-26).
37 Kauffman C. Christopher Columbus and American Catholic Identity: 1880-1900. Р. 100.
заветного патриарха — прообраза «второго Моисея» в лице Колумба — с освобождением людей от тиранического правления38.
Обращение Сполдинга к образам Моисея и Колумба раскрывает новую американскую республику как «землю обетованную», как «священное пространство, где католичество ожидает процветание», поскольку, как и конституция США, Католическая Церковь «опирается на представления о человеческом достоинстве, свободе воли, разуме и естественном праве»39. Сполдингу, равно как и многим современным ему американским католикам, мирянин Колумб обеспечивал «социальную легитимность», утверждая право католического населения США на «полноценное участие в социальной, экономической и политической жизни нации»40. Таким образом, в XIX в. личность Колумба имела огромное значение для становления церковно-государственного самосознания американских католиков. Именно поэтому своим католическим современникам Сполдинг вменяет в «обязанность» помнить о той исключительной роли, которую их религия сыграла в открытии североамериканского континента41.
Помимо Колумба первостепенную важность для роста национального самосознания католиков США имела деятельность видных американских католических политиков, в первую очередь Ч. Кэрролла — сенатора от штата Мэриленд, бывшего в числе государственных деятелей, подписавших 2 августа 1776 г. Декларацию независимости США42. Сполдинг, равно как многие представители католической интеллектуальной элиты того времени — епископ Д. Ингланд43, священник И. Т. Хекер44, А. Т. Сэдльер45, Д. Таггарт46 и др., — высоко оценивал личность Кэрролла47. Наряду с Колумбом такие деятели, как Кэрролл, обеспечи-
38 Spalding J. L. Columbus // The Catholic World. 1892. Vol. 54. P. 690.
39 Kauffman C. Christopher Columbus and American Catholic Identity: 1880-1900. Р. 109.
40 Ibid.
41 Spalding J. L. The Catholic Educational Exhibit in the Columbian Exposition // The Catholic World. 1892. Vol. 55. P. 583.
42 LeonardL. A. Life of Charles Carroll of Carrollton. N. Y., 1918. P. 136.
43 По словам Ингланда, Америка с полным основанием имеет право именоваться не только страной «какого бы то ни было пресвитерианского господина», но и страной «Чарльза Кэрролла из Карроллтона» (см.: England J. The Works of the Right Reverend John England, First Bishop of Charleston. Vol. 3. Cleveland, 1908. Р. 337).
44 По мнению Хекера, ни один из протестантских политиков, подписавших Декларацию независимости, не обладал теми «положением в обществе и благосостоянием», которыми обладал «католический мирянин» сенатор Чарльз Кэрролл (см.: HeckerI. T. The Catholic Church in the United States // The Catholic World. 1879. Vol. 29. P. 445).
45 По словам Сэдльер, имя Кэрролла, «вместе с именами Хэнкока, Франклина и Вашингтона, будет в веках воспеваться лирой поэта» (см.: Sadlier A. T. Names that Live in Catholic Hearts. N. Y., 1882. P. 215).
46 Таггарт указывал на Кэрролла как на одного из «великих людей, заложивших основание республики, за нее сражавшихся и отстаивавших свободу ее народа» (см.: Taggart J. Biographical Sketches of the Eminent American Patriots. Kansas, 1907. P. 121).
47 Например, в 1873 г. Сполдинг обращался к личности Кэрролла при описании взглядов своего дяди, архиепископа Балтимора М. Д. Сполдинга: «В его представлении именоваться американским гражданином было в высшей степени почетно — более почетно было быть лишь католиком. Он относился к Чарльзу Кэрроллу. с почтением сродни религиозному, усматривая в нем одного из тех патриотов, которые. все подставили под удар — ради благого
вали Сполдингу и его католическим современникам идеологическое основание социально-политической легитимности в американском государстве.
Первостепенно важным для становления политической идентичности католиков США представляется и указание Сполдинга на колонию Мэриленд. Первых колонистов Мэриленда Сполдинг называет «первопроходцами религиозной свободы в Новом Свете»48. По его мнению, именно в этой колонии католическими колонистами «были впервые провозглашены принципы религиозной свободы, которые теперь являются составляющими органического закона страны»49. Здесь Сполдинг имеет в виду принятый 21 апреля 1649 г. колониальной ассамблеей штата Мэриленд «Акт о религии» (An Act concerning Religion), обыкновенно именуемый «Актом о веротерпимости» (Toleration Act). Для своей эпохи документ имел огромное религиозное значение, поскольку гарантировал терпимость всем, «открыто исповедующим свою веру в Иисуса Христа» и при этом не отвергающим ни Его божественность, ни учение о Святой Троице50.
Сполдинг не был единственным католическим интеллектуалом той эпохи, приписывавшим католикам Мэриленда заслугу привнесения в общественнополитическую жизнь страны принципа религиозной терпимости. На протяжении ХГХ столетия американские католические лидеры, в частности епископ Ингланд51 и архиепископ М. Д. Сполдинг52, а также многочисленные представители американской мирской (Д. Г. Ши53) и духовной (священник Хекер54) интеллектуальной элиты «время от времени с гордостью указывали на раннюю мэрилендскую католическую традицию религиозной терпимости»55. Католики США были убеждены в том, что в Новом Свете именно Мэриленд стал «первой
дела, менее священного лишь по сравнению с деянием Христовым» (Spalding J. L. The Life of the Most Rev. M. J. Spalding, D.D., Archbishop of Baltimore. N. Y., 1873. Р. 35).
48 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876. Р. 451.
49 Ibid. Р. 438.
50 «Акт о веротерпимости» гарантировал свободу вероисповедания католикам, пресвитерианам и членам Епископальной Церкви. Тем не менее документ не мог обеспечить соответствующую свободу иудеям (их притеснения в штате Мэриленд продолжались вплоть до 1828 г.) и унитариям (см.: Stokes A. P. Church and State in the United States. Vol. I. N. Y., 1950. P. 191).
51 В 1831 г. Ингланд указывал на колонию Мэриленд как на «матерь религиозной свободы в Америке». В 1836 г. он утверждал, что колонисты Мэриленда «первыми по эту сторону Атлантики явили пример религиозной свободы» (England J. The Works of the Right Reverend John England, First Bishop of Charleston. Vol. 4. Cleveland, 1908. P. 269, 420).
52 В 1854 г. Сполдинг называл католических колонистов Мэриленда «первыми, кто водрузил на этом обширном континенте, в своей колонии Мэриленд, величественное знамя гражданской и религиозной свободы» (Spalding M. J. An Address to the Impartial Public, on the Intolerant Spirit of the Times. Louisville, 1854. P. 23).
53 По словам историка Ши, «Акт о веротерпимости» является для католического Мэриленда «одним из оснований для гордости» (см.: Shea J. G. History of the Catholic Church in the United States. Vol. I. N. Y., 1886. P. 71).
54 О восприятии Хекером колонии Мэриленд см.: Мякшин В. А. Церковь и государство в экклезиологии Исаака Томаса Хекера. С. 89.
55 Carey P. W. American Catholics and the First Amendment: 1776-1840 // The Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1989. Vol. 113. № 3. P. 327.
колонией, где была введена религиозная терпимость»56. В то время как Колумб и Кэрролл обеспечивали американским католикам социально-политическую легитимность, католическая принадлежность колонии Мэриленд утверждала их легитимность религиозную, т. е. право на полноценное участие в религиозной жизни многоденоминационного американского государства.
Указывая на исключительное церковно-политическое значение колонии Мэриленд для утверждения веротерпимости, Сполдинг имплицитно полемизирует с отрицавшими это значение современными ему протестантскими интел-лектуалами57. В полемике не было ничего нового. На протяжении XIX в. утверждаемая американскими католиками исключительная роль колонии Мэриленд в деле распространения в США религиозной терпимости неоднократно оспаривалась их протестантскими современниками58. В отличие от католиков, протестантское население США было убеждено, что именно протестанты «основали колонии в Новом Свете», впоследствии возглавив Революцию за «духовные и политические свободы»59. Полемика относительно вклада первых католических колонистов в американскую традицию толерантности нашла продолжение и в последующие столетия60.
Обращаясь к деятельности Колумба и первых католических колонистов, Сполдинг с сожалением отмечает изначально присущее протестантам восприятие Католической Церкви в качестве «врага» религии и свободы61. Он указывает, что и 13 колоний США, подписавших в 1776 г. Декларацию независимости, были, за исключением штата Мэриленд, глубоко протестантскими, имея законодательства, всячески ущемлявшие права Католической Церкви и ее членов62. Смягчению негативного отношения протестантов к католикам в определенной
56 Russell W. T. Baltimore, Archdiocese of // Herbermann C. G. et al., ed. The Catholic Encyclopedia. Vol. 2. N. Y., 1907. P. 228.
57 Протестантские современники Сполдинга священники Э. Д. Нилл и Б. Ф. Браун вообще отвергали католическую принадлежность колонии Мэриленд, считая ее протестантской (см.: NeillE. D. Maryland not a Roman Catholic Colony. Minneapolis, 1875; Brown B. F. Early Religious History of Maryland: Maryland not a Roman Catholic Colony. Baltimore, 1876).
58 Например, в 1824 г. на страницах протестантского журнала «Mount Zion Missionary» неоднократно подвергалось критике утверждаемое епископом Ингландом значение колонии Мэриленд как изначального места распространения в США идеологии религиозной терпимости (см.: England J. The Works of the Right Reverend John England, First Bishop of Charleston. Vol. 3. Cleveland, 1908. P. 223-326).
59 Malcom A. O. Anti-Catholicism and the Rise of Protestant Nationhood in North America, 1830-1871. Chicago, 2005. P. vii.
60 В 1934 г. на страницах авторитетной «Энциклопедии социальных наук» (Encyclopaedia of the Social Sciences) Г. Де Руджеро называл «Акт о веротерпимости» 1649 г. «первым» законодательным постановлением колониальной ассамблеи, гарантировавшим «полную религиозную свободу» (см.: De Ruggiero G. Religious Freedom // Seligman E. R. A., ed. Encyclopaedia of the Social Sciences. Vol. 13. N. Y., 19508. P. 244). Позицию Руджеро критиковали Э. Ф. Стоукс и Д. Финни. Стоукс называл его выводы «слишком далеко идущими», Финни же утверждал, что «Акт о веротерпимости» далек от предоставления гарантий «полной религиозной свободы» (см.: Stokes A. P. Church and State in the United States. Р. 191; Finney J. God Betrayed: Separation of Church and State. Austin, 2008. Р. 212).
61 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876. Р. 437.
62 Ibid. Р. 438-439.
мере способствовало участие католического населения Америки в Войне за независимость США, а также значительная помощь, оказанная восставшим колониям католической Францией. Тем не менее притеснения католиков продолжались в разных штатах и после Войны за независимость63.
Их положение не облегчило и вступление в силу в 1791 г. первой поправки к Конституции США, согласно которой «конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной»64. Сполдинг утверждает, что поправка не стала «провозглашением принципа толерантности или разделения Церкви и государства». Ведь она по-прежнему позволяла штатам США контролировать религию, в то время как практически все наиболее видные американские государственные деятели признавали «необходимость существования определенного единства между государством и Церковью», т.е. фактически между государством и многочисленными протестантскими исповеданиями, что нашло отражение и «в различных конституциях штатов»65.
Соответственно, Сполдинг не соглашается с утверждением о том, что первая поправка была задумана как «деяние запоздалой справедливости по отношению к католикам США» в благодарность за их поведение во время войны и за помощь со стороны католической Франции. Законодательное изменение «никоим образом не улучшило положение католического населения, оставив его — точно так же, как и в колониальную эпоху, — во власти различных штатов»66. Сполдинг не был одинок в весьма сдержанной оценке первой поправки к конституции. Его позицию разделяли многие католические историки, в частности Д. Л. Бозман67, А. де Курси68 и Д. М. Флинн69.
Тем не менее во времена Сполдинга в Америке католичество обладало большей свободой, чем в колониальный период. Важным фактором, способствовавшим изменению политики государства в сторону меньшего вмешательства в религиозные дела, Сполдинг считает влияние на политическую систему США так
63 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876. Р. 439.
64 Конституция Соединенных Штатов Америки. М., 1993. С. 19.
65 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876. Р. 440.
66 Ibid.
67 Относительно первой поправки к конституции Бозман писал следующее: «Нам говорят, что. замечательная конституция США предоставляет неограниченную свободу в вопросах религии. Абсолютная ложь! Конституция США действительно предусматривает одной из своих поправок, что “конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной”. Возможно, в отдельных случаях эта поправка и может оказаться в определенной степени эффективной. Однако вследствие того что конгресс крайне редко принимает законодательные решения по вопросам религии, притеснений верующих в отношении их религиозных — равно как и гражданских — прав определенно следует ожидать со стороны правительств штатов» (см.: Boz-man J. L. Sketch of the History of Maryland, During the Three First Years After Its Settlement: to Which is Prefixed, a Copious Introduction. Baltimore, 1811. P. 374).
68 По словам Курси, «католики США обладают гражданскими и политическими правами вследствие благоприятных обстоятельств, а не благодаря великодушию Федеральной Конституции» (Courcy H. de. The Catholic Church in the United States: a Sketch of Its Ecclesiastical History. Translated by J. G. Shea. N. Y., 1856. P. 45).
69 Flynn J. M. The Catholic Church in New Jersey. N. Y., 1904. P. 55-56.
называемой светской теории государства Т. Джефферсона, обосновывающей идею разделения духовной и светской властей70.
Обращаясь к рассмотрению сложившихся в США церковно-государственных отношений, Сполдинг указывает на тесную взаимосвязь между вероучительными истинами Церкви и основополагающими принципами демократического государственного устройства. Согласно Сполдингу, «великий основополагающий принцип демократии — о том, что все люди братья и обладают равными правами и что Бог дарует душе свободу», — есть истина, «явленная Христом» и «возвещенная Церковью»71. Христианство провозглашает целью демократии не просто заботу о нищих и обездоленных, но создание «социальных условий, при которых никто не будет нуждаться в пище, крове или одежде»72.
По словам Сполдинга, современные американские католики остаются верными последователями первых колонистов штата Мэриленд, следуя идеалам которых, они считают «священными и незыблемыми» как принцип религиозной свободы, так и права человека73. Обосновывая значение последних, Сполдинг указывает на авторитет как на необходимую составляющую любой правовой системы. Ведь «практически ничем не ограниченная личная свобода» неизбежно приведет к анархии — в том случае, если ее не будет обуздывать «великий и священный авторитет» Католической Церкви. Лишь Католическая Церковь, благодаря присущей ей способности вселять в человека «веру, почтение и послушание», в состоянии «привнести в нашу национальную жизнь и характер элементы утонченности и культуры, способные смягчить резкость и безрассудство наших республиканских манер». Присущая Церкви «консервативная объединяющая сила» может сплотить «разнородное население и в высшей степени разрозненные части нашей необъятной страны»74.
Об этом, по мнению Сполдинга, свидетельствует и история. Так, во время Гражданской войны 1861—1865 гг. из всех религиозных движений лишь католичество не было раздираемо внутрицерковными «распрями». Именно вследствие присущей Католической Церкви сплоченности ей «предначертано» — по мере увеличения числа своих членов и расширения влияния — «скрепить в неразрывном единстве великую американскую семью Соединенных Штатов». Ведь объединить республику в единое целое способна лишь сила, сама обладающая внутренним единством. Именно поэтому основой консолидации нации не смогут стать разрозненные протестантские исповедания. Более того, они способны привнести в американское государство лишь им свойственные противоречия, таким образом способствуя его разрушению, — ведь «присущие протестантизму распри и разделения могут подготовить общественное мнение к безучастному и апатичному восприятию аналогичных распрей и разделений в государстве»75.
70 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776—1876. P. 440—441.
71 Spalding J. L. University Education // Idem. Education and the Higher Life. Chicago, 1900. P. 179.
72 Ibid. P. 179.
73 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776—1876. P. 451.
74 Ibid. P. 452.
75 Ibid.
Соответственно, Сполдинг приходит к выводу о том, что любой американец, ратующий за сохранение своего государства единым и неделимым, должен благосклонно относиться к процветанию религии, которая, «утверждая единство своего всемирного царствия, внушает всякому слушающему ее голос стойкое отвращение к политическим разделениям»76. Именно поэтому «государство нуждается в Церкви в большей степени, чем Церковь — в государстве»77.
Сохраняя независимое положение по отношению к государственной власти, Католическая Церковь способна не только противостоять политическим разделениям, но и оказывать влияние на жизнь государства, пресекая любые его попытки, направленные на ущемление прав граждан и искоренение «гражданских и политических свобод»78.
Представление о независимом существовании Церкви от государства Сполдинг обосновывает христологически. По его мнению, именно учение Христа сделало религию независимой от какого бы то ни было контроля со стороны светской власти, придав ей не «национальный», но «вселенский» характер. Христос послал апостолов не к иудеям, грекам или язычникам, но «ко всем народам», превратив Свою Церковь в институт, свободный как от расового, так и от социального неравенства79.
«Полное разграничение» Церкви и государства Сполдинг характеризует как, «возможно, самую поразительную странность истории христианства». С самого начала исторического бытия Церкви христиане проводили четкую грань между «Богом и кесарем», между «верностью совести и лояльностью по отношению к государству»80. Соответственно и в США Церковь опирается исключительно на собственную силу, «не имея поддержки со стороны государства и не стремясь ее обрести». Кроме того, Церковь не стремится к обладанию привилегиями, на которые она могла бы претендовать в другие эпохи и в других социальных условиях81. По словам Сполдинга, Церкви достаточно и тех прав, которые в свободном государстве в равной мере принадлежат всем, — к этим правам, в частности, относится «свобода учить, публиковать, организовывать, молиться». Именно такая свобода угодна Богу, Который «ничего не любит более свободы Своей Церкви». В Америке Церковь «едва ли не впервые в своей истории действительно свободна»82, «свободна единственно возможным образом, свободна среди всеобщей свободы свободных людей»83. Свободное положение Церкви в США Сполдинг противопоставляет «подчинению Церкви государству во всех странах,
76 Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776—1876. P. 452.
77 Spalding J. L. Essays and Reviews. N. Y., 1877. P. 277.
78 Ibid. P. 255.
79 Spalding J. L. The Persecution of the Church in the German Empire // Idem. Essays and Reviews. N. Y., 1877. P. 54-55.
80 Spalding J. L. Lectures and Discourses. N. Y., 1882. P. 114-115.
81 Spalding J. L. The University: A Nursery of the Higher Life. P. 87-88.
82 Spalding J. L. University Education Considered in Its Bearings on the Higher Education of Priests // The Memorial Volume. A History of the Third Plenary Council of Baltimore, November 9 — December 7, 1884. Baltimore, 1885. P. 98.
83 Spalding J. L. The University: A Nursery of the Higher Life. P. 88.
где возобладала Реформация», — подчинению, ознаменовавшему упадок веры и ее неспособность оказывать влияние на мировоззрение и поступки людей84.
Независимое существование обоих институтов в идеале не предполагает их взаимного противостояния85. Наоборот, хотя в своих сферах влияния они и не зависят друг от друга, «величайшее благо наибольшего числа людей, как в настоящей, так и в будущей жизни», достижимо лишь при условии их соработни-чества86. Существуя независимо, Церковь и государство могут активно «сора-ботничать ради общественного благоденствия»87. Именно сочетание церковногосударственного взаимодействия с внутренней независимостью церковного организма обеспечивает благополучное развитие американского католичества, пример которого свидетельствует о том, что «Церковь способна процветать там, где она непокровительствуема, равно как и не гонима, а просто предоставлена сама себе в исполнении своей миссии»88.
В первую очередь взаимодействие Церкви и государства возможно в социальной сфере. Так, Сполдинг указывает на заботу о детях и немощных членах общества как на «обязанность» духовной и светской власти89. Кроме того, он призывает оба института заботиться о правах женщин90.
Помимо социальной сферы одинаково актуальна как для Церкви, так и для государства сфера образования91. Выступая за создание в США католического университета, Сполдинг полагал, что он должен стать не источником политических и религиозных разногласий, но «центром мира и единства»92. Ведь для того, чтобы Церковь смогла нормально развиваться в рамках «величайшей демократии всех времен», ей необходим «общественный центр высочайшей духовной жизни — интеллектуальный, нравственный и религиозный, — где люди исключительных дарований могли бы приобщаться к исключительной культуре»93. Высокообразованные люди необходимы везде — в качестве «руководителей на-тттих диоцезов, семинарий, колледжей и приходов»94. При этом, наряду с университетским образованием, основополагающее церковно-политическое значение имеет и образование школьное, ведь «без школ ни семья, ни гражданское обще-
84 Spalding J. L. The Religious Mission of the Irish People and Catholic Colonization. P. 21.
85 Spalding J. L. Lectures and Discourses. Р. 115.
86 Ibid.
87 Spalding J. L. University Education. P. 176.
88 Ibid. P. 178.
89 Spalding J. L. Charity and Justice // Idem. Socialism and Labor, and Other Arguments: Social, Political, and Patriotic. Chicago, 1902. P. 82.
90 Spalding J. L. Woman and the Christian Religion // Ibid. P. 116.
91 Spalding J. L. Lectures and Discourses. Р. 122-123.
92 Spalding J. L. The University: A Nursery of the Higher Life. Р. 108.
93 Ibid. Р. 103.
94 По мнению Сполдинга, «слабые и невежественные люди» на руководящих должностях могут причинить государственным и церковным институтам гораздо больший урон, по сравнению с теми, кто занимает те же должности, не обладая определенными «добродетелями». Сполдинг утверждает, что наибольший ущерб как Церкви, так и государству причиняют люди хотя и с хорошими намерениями, но малообразованные и ограниченные (см.: Spalding J. L. The University: A Nursery of the Higher Life. Р. 103).
ство, ни государство, ни Церковь не способны ни процветать, ни должным образом использовать свои власть и влияние»95.
Таким образом, Сполдинг не стремится к противопоставлению Церкви и государства, указывая на общие задачи обоих институтов: «Спаситель пришел в мир и основал Церковь для того, чтобы люди имели жизнь и имели ее с избытком. Ради этой же цели существует и государство»96. В соответствии с волей Божией «временное и вечное счастье» достижимы для человека благодаря гармоничному взаимодействию двух институтов, конфликт между которыми возможен лишь в случае посягательства одного на права другого97.
Цель существования «всего общества» — стяжание человеком «спасения как в настоящей, так и в будущей жизни»; соответственно, обязанность и Церкви и государства состоит в том, чтобы «трудиться во имя свободы, знания и справедливости; другими словами, во имя человечества»98. Сам Спаситель первым деятельно явил пример такого служения, придя в мир как ради спасения людей, так и ради «преобразования общества»99. Таким образом, лишь став достойными служителями Христа, «мы сможем в полной мере исполнить долг перед государством, гражданами которого мы являемся»100. Именно вера в свой долг, наряду с чувством ответственности, дает человеку силы «основать общество», «построить государство и Церковь»101.
Описывая соотношение духовной и светской власти, Сполдинг критикует разделяемое его протестантскими современниками утверждение о том, что преданность одновременно институтам Церкви и государства способна разрушить социально-политическое единство нации, поскольку предполагает со стороны католиков США «разделенную лояльность»102.
В конце XIX — начале XX в. католические интеллектуалы, например архиепископ Д. Д. Кин103, М. О’Берн104, Э. Б. Брэди105, прилагали огромные усилия
95 Spalding J. L. Religion and Art, and Other Essays. Chicago, 1905. P. 118. Указывая на церковно-политическое значение образовательной сферы, Сполдинг тем не менее выступал против влияния государства на образование (см.: Spalding J. L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876. Р. 452).
96 Spalding J. L. The University: A Nursery of the Higher Life. Р. 68.
97 Spalding J. L. Lectures and Discourses. Р. 115.
98 Spalding J. L. Socialism and Labor // The Catholic World. 1891. Vol. 53. Р. 806.
99 Ibid. Р. 806-807.
100 Spalding J. L. Church and Country // Idem. Socialism and Labor, and Other Arguments: Social, Political, and Patriotic. Chicago, 1902. P. 152.
101 Spalding J. L. Religion and Art, and Other Essays. P. 212.
102 Spalding J. L. Lectures and Discourses. Р. 115.
103 Архиепископ Кин указывал на «лояльность» американских католиков как по отношению к «Риму», так и по отношению к «наилучшим интересам нашей страны» (Keane J. J. Loyalty to Rome and Country // The American Catholic Quarterly Review. 1890. Vol. 15. Р. 521).
104 По словам О’Берна, в том случае, если католики лицом к лицу столкнутся с «дилеммой двойной лояльности», они исполнят долг, присущий «любому патриотичному гражданину» (см.: O’Byrne M. C. What is the Catholic School Policy? // The North American Review. 1885. Vol. 140. P. 528).
105 По мнению Брэди, католик, т. е. «настоящий, последовательный христианин», неизменно оказывается и «лучшим гражданином» (см.: Brady E. B. Church and State // Catholic World. 1891. Vol. 54. P. 396).
для того, чтобы «доказать американцам простую вещь»: что члены Католической Церкви могут быть «американцами», в то же время оставаясь «верными католиками»106. Донести эту идею до своих соотечественников, большинство из которых «с детства было научено» относиться к католичеству «с подозрением и неприязнью»107, стремился и Сполдинг. По его словам, оберегая религиозную и гражданскую свободу человека, Церковь и государство ограничены лишь той областью, на которую распространяются полномочия каждого из институтов108. Ни Церковь, ни государство не стремятся «поглотить» всего человека. Соответственно и в представлении католика лояльность по отношению к Церкви и лояльность по отношению к государству не являются взаимоисключающими. Член Католической Церкви «полностью и беспрекословно подчиняется государству во всем, относящемся к его компетенции», признавая эту обязанность «частью своей религиозной веры». Точно так же он «подчиняется и Церкви», полагая, что верность своей религии «ни в чем не противоречит его верности по отношению к государству». Следовательно, лояльность католика «двойная, но не разделенная»109.
Указывая на необходимость двоякого служения Церкви и государству, Сполдинг раскрывает облик священника, с одной стороны, как служителя Христова, ратующего о «спасении душ», а с другой стороны, как гражданина, осуществляющего служение на благо государства и ратующего о «временном благополучии человека в Американской республике»110. Сполдинг и сам стремился соответствовать этому идеалу священнослужителя, о чем свидетельствует его деятельность в качестве президента организованной американскими католиками «Ирландской католической колонизаторской ассоциации США» (Irish Catholic Colonization Association of the United States). Основанную в Чикаго в 1879 г. ассоциацию Сполдинг возглавлял с 1879 по 1892 г.111 Она была создана с целью социально-политической адаптации прибывавших в США католических ирландских иммигрантов112.
106 Schmiesing K. E. Render to Caesar, Render to God: American Catholic Intellectuals and the Dilemma of Dual Identities, 1895-1955. Philadelphia, 1999. P. 162.
107 Bauer M. T. An Open Question: The Attempt to Evolve a Consistent Philosophy of the Separation of Church and State in America, 1787-1987. Lincoln, 1989. P. 48.
108 Spalding J. L. Lectures and Discourses. Р. 115.
109 Ibid. Р. 116.
110 Spalding J. L. Church and Country. P. 152.
111 Об истории Ирландской католической колонизаторской ассоциации США и о деятельности в ней Сполдинга см.: Henthorne M. E. The Irish Catholic Colonization Association of the United States: Its Origin and Development Under the Leadership of the Rt. Rev. John Lancaster Spalding, Bishop of Peoria, President of the Association, 1879-1892. Champaign, 1932.
112 Henthorne M. E. The Irish Catholic Colonization Association. Р. 37. Главная задача ассоциации состояла в содействии миграции американцев ирландского происхождения из перенаселенных городов восточных штатов на обширные малонаселенные территории на западе США. При этом ассоциация не способствовала стимулированию иммиграции из Ирландии, ограничивая свою деятельность улучшением социального благополучия уже находившихся на территории США ирландцев (см.: Bagenal P. H. The American Irish and Their Influence on Irish Politics. Boston, 1882. P. 81).
Несмотря на то что в конце XVIII в. ирландские католики «сыграли значительную роль в политической истории Соединенных Штатов», во второй половине XIX в. подавляющее большинство прибывавших в страну ирландских иммигрантов было не приспособлено к социально-политическим реалиям американского государства и страдало от неблагоприятных условий жизни и труда113.
В сложившейся ситуации Сполдинг рассматривал свою деятельность в рамках ассоциации как заботу о «спасении душ, временном благополучии человека, распространении влияния Католической Церкви в США и экономическом развитии Америки»114. 20 мая 1879 г., выступая перед членами организации, он утверждал, что ирландским иммигрантам необходимо, преодолев бедность, занять в государстве подобающее им место115.
В качестве президента ассоциации Сполдинг опирался на поддержку со стороны не только духовенства, но и «выдающихся мирян»116. Хотя, в отличие от архиепископа Д. Айрленда117, Сполдинг не представил развернутого учения о церковно-политическом значении мирян, он неоднократно указывал, что в условиях американского государства Церковь во многом должна опираться именно на их служение. По его мнению, в США миряне «в некоторых отношениях» обладают большими, по сравнению со священниками, возможностями для успешного служения на благо Церкви118. Ведь жизнь мирян неразрывно связана с жизнью окружающего их общества, постоянно пребывая в котором, они приобретают многочисленные социальные связи, которых нет у священников119.
Сполдинг полагает, что в современную ему эпоху деятельность мирян в первую очередь востребована в сфере образования. По его словам, преподавание, ранее «практически полностью находившееся в руках духовенства», теперь «неизбежно становилось также занятием мирян»120. В доступности для мирян преподавательской деятельности Сполдинг усматривает положительное следствие распространения демократии и упадка феодализма, при котором преподавание было привилегией лишь высших классов общества. В отличие от феодализма, демократическая форма правления полностью отвергает представление о сословности образования, делая его доступным для всех граждан государства, в
113 Henthorne M. E. The Irish Catholic Colonization Association. Р. 28-30. Например, в XVIII в. значимую роль в политической жизни США сыграл американец ирландского происхождения Ч. Томпсон, секретарь Первого Континентального конгресса (1774-1789). Томпсон принимал активное участие в разработке Декларации независимости США (см.: McGee T. A History of the Irish Settlers in North America, From the Earliest Period to the Census of 1850. Boston, 1851. P. 66).
114 Henthorne M. E. The Irish Catholic Colonization Association. Р. 45.
115 Сполдинг указывал, что ради преодоления бедности ирландским иммигрантам следовало заниматься активной фермерской деятельностью (см.: Ibid. Р. 46-47).
116 Ibid. Р. 96.
117 О месте мирян в церковно-политическом наследии архиепископа Д. Айрленда см.: McLaughlin K. A. The Role of the Laity in the Thought of John Ireland. Wisconsin, 1990.
118 Spalding J. L. The Mystery of Pain // Idem. Socialism and Labor, and Other Arguments: Social, Political, and Patriotic. Chicago, 1902. P. 185.
119 Ibid. P. 185-186.
120 Spalding J. L. Religious Instruction in State Schools // Educational Review. 1891. Vol. 2. P. 107.
том числе и для мирян121. Утверждение Сполдинга о необходимости вовлеченности мирян в образовательную сферу находило поддержку и среди его современников из числа американского епископата122.
В целом представленная Сполдингом модель взаимоотношений Церкви и государства свидетельствует о его неизменном стремлении к сближению католичества и демократии, что в ту эпоху вызывало восторженную реакцию со стороны католических «либералов»123 и настороженное отношение со стороны католических «консерваторов»124. Сполдинг верит в поступательное развитие католичества в условиях американского государства. По его словам, развиваясь параллельно со страной, во второй половине XIX в. Католическая Церковь смогла стать «частью жизни нации», наилучшим образом воспользовавшись всеми доступными ей в американском государстве возможностями для свободного раз-вития125. Более того, Сполдинг убежден, что из всех государств именно в США католикам предоставлены наилучшие условия для «великого и неизменного служения на благо Церкви»126.
Таким образом, церковно-политическое наследие Сполдинга имеет огромное значение для идеологического становления американского католичества. Представленное им видение развития Католической Церкви в условиях американской демократии в первую очередь является попыткой идеологического обоснования права католического населения США на полноценное участие в религиозной, образовательной, социальной и политической жизни страны. При описании взаимоотношений Церкви и государства Сполдинг указывает на органическую взаимосвязь между основополагающими принципами демократии и учением Католической Церкви. В то же время в работах Сполдинга учение о взаимоотношениях духовной и светской властей развивается в апологетическом ключе: по его мнению, в отличие от лишенных внутреннего единства протестантских исповеданий, лишь Католическая Церковь может стать основанием стабильного развития американской демократии.
121 Spalding J. L. Religious Instruction in State Schools... Р. 107-108.
122 Например, на доступности на уровне университетского образования профессорской должности для «образованных мирян» настаивал архиепископ Д. Д. Кин (см.: Keane J. J. Leo XIII. and the Catholic University of America // The Catholic World. 1887. Vol. 46. Р. 151).
123 Вклад Сполдинга в идеологическое становление американского католичества высоко оценивали Гиббонс и Кин. Гиббонс хвалил Сполдинга за «просвещение» американских граждан, Кин — за то, что он «от полноты сердца» обращал к американским католикам «слова мудрости» (см.: Gibbons J. The Sermon // Souvenir of the Episcopal Silver Jubilee of the Rt. Rev. J. L. Spalding, D. D., Bishop of Peoria. Chicago, 1903. P. 25; Keane J. J. The Church in Our Own Country // Ibid. P. 35).
124 Утверждения Сполдинга относительно соотношения Церкви и государства считали «слишком либеральными» как члены Конгрегации пропаганды веры, так и отдельные представители американской иерархии (см.: Morrison J. L. Spalding John Lancaster // New Catholic Encyclopedia. Vol. 13. Washington, 20032. P. 403).
125 Spalding J. L. The Religious Mission of the Irish People and Catholic Colonization. Р. 5859, 136-138.
126 По словам Сполдинга, ни в одной другой стране папа не обладает большей свободой в назначении епископов, в организации диоцезов, в утверждении церковно-дисциплинарных норм, в то время как епископам и священникам предоставлены все возможности для беспрепятственного исполнения своих обязанностей (см.: Ibid. Р. 136-137).
Ключевые слова: Римско-Католическая Церковь, США, Джон Ланкастер Сполдинг, государство, республика, демократия.
Church and State in the Religious and Political Thought of John Lancaster Spalding
V. Myakshin
The article is dedicated to the religious and political thought of bishop John Lancaster Spalding (1840-1916), a thinker whose influence on the ideological development of Catholic thought of his day was probably greater than that of any other American Catholic ecclesiastical leader. The author deals with Spalding’s understanding of the mutual relationship between Church and state, trying to systematize his vision of the Church developing in secular, democratic, multiethnic and multidenominational country. Much attention is paid to Spalding’s quest for American Catholic political and religious identity and his ideological vindication of the right of U.S. Catholics to fully participate in the social, religious and political life of the nation.
Keywords: Roman Catholic Church, United States, John Lancaster Spalding, state, republic, democracy.