Научная статья на тему 'Церковь, государство и реформы права в Византии VI века'

Церковь, государство и реформы права в Византии VI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2875
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / РЕФОРМЫ ПРАВА / ЮСТИНИАН I / ВИЗАНТИЯ VI В

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бровченко Игнатий Юрьевич

Статья посвящена основным историческим явлениям Византии VI в. Целью написания работы явилась задача: на основе анализа правления Юстиниана показать закономерные попытки власти достичь единства Церкви и Государства. Она позволила более убедительно поставить вопрос о влиянии исторических, политических, экономических, социальных, религиозных факторов на ход развития конкретного общества. Исследование базируется на широком круге источников и литературы (M.Maas, J.Barker, E.Jeffreys, G.Pfannmuller, G. Ostrogorsky, A. Knecht). Историю Византии VI в. и ее влияние на мир можно описывать в следующих взаимодействующих моделях: упорядочения, дисциплинарности и междисциплинарности. Современный уровень исследований по данной теме свидетельствует о том, что для разработки темы необходим синтезированный методологический подход. К примеру, вполне обоснован богословский метод канадского теолога Б.Лонергана (B.Lonergan. Method in Theology; P.Feyerabend. Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge). Тема интересна тем, что более широкая современная интерпретация источников по истории Византии VI в. может служить основанием для новых выводов. В качестве актуальной главной черты той эпохи следует выделить: соответствие политики юстинианского правления долгосрочным государственным интересам, гибкость и прагматизм, умение пользоваться сложившимися обстоятельствами, важность для правления государством собственного понимания церковных и государственных задач. Процесс исторического, философского, теологического понимания Византийской истории и глубокого осмысления наследия правления империей еще не завершен. Знания о Византии и ее влиянии на российскую историю формируют связь между прошлым и его современным пониманием на базе общей идентичности мотивов и идеалов в обществе. Автором в ходе исследования сделана попытка включиться в новое исследовательское поле в направлении использования комплексного представления о прошлом и способов его репрезентации. Важно было понять в социальном аспекте, каков был церковно-политический идеал Юстиниана, сравнение противоборствующих сторон, их внутренних общественных разногласий, потребностей к реформам, укрепление духовного стержня во взаимоотношениях Церкви и Государства. Ценность избранного исследования заключается в подтверждении вывода о требующих осмысления и уточнения вопросов, касающихся одного из важных этапов формирования Византийской империи, а также использования различных методологических подходов в исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH, STATE AND THE REFORMATION OF BYZANTIC LAW IN THE 6-TH CENTURY

Article is devoted to the main historical events in Byzantium of VIth century. The aim of the study was writing task based on the analysis of Justinian show legitimate authorities are trying to achieve unity of Church and State. It allowed more convincingly put the question on the impact of historical, political, economic, social, and religious factors on the development of a particular society. The study is based on a wide range of sources and literature (M.Maas, J.Barker, E.Jeffreys, G.Pfannmuller, G. Ostrogorsky, A. Knecht). History of Byzantium VI and its impact on the world can be described in the following interacting models: ordering disciplinarity and interdisciplinarity. Modern level of research on this topic suggests that the development of the theme needs synthesized methodological approach. For example, Canadian theologian theological method B.Lonergan is well founded (B.Lonergan. Method in Theology; P.Feyerabend. Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge). The theme is interesting in that the broader modern interpretation of sources on the history of Byzantium VI can serve as a basis for the new conclusions. As the main features of the current era should be highlighted: compliance policy Justinian board long-term public interest, flexibility and pragmatism, the ability to use the prevailing circumstances, the importance for the state government's own understanding of church and state problems. Process of historical, philosophical, theological understanding of Byzantine history and deep understanding of heritage board empire is not yet complete. Knowledge of the Byzantine Empire and its impact on Russian history form the link between the past and the modern understanding a common identity based on motives and ideals in society. The author of the study attempted to engage in a new research field in the direction of an integrated knowledge of the past and how its representation. It was important to understand the social aspect of what was the church-political ideal of Justinian, the comparison of the opposing parties, their internal social differences, needs to reform, strengthening the spiritual core of the relationship between Church and state. Value of the study is to confirm the withdrawal of requiring understanding and clarify issues related to one of the most important stages in the formation of the Byzantine Empire, as well as the use of different methodological approaches to the study.

Текст научной работы на тему «Церковь, государство и реформы права в Византии VI века»

2.5. ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО И РЕФОРМЫ ПРАВА В ВИЗАНТИИ VI ВЕКА

Бровченко Игнатий Юрьевич, теолог, докторант. Место учебы: Пултусская гуманитарная академия им. Александра Гейштора (Польша). E-mail: ig.brovchenko@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена основным историческим явлениям Византии VI в. Целью написания работы явилась задача: на основе анализа правления Юстиниана показать закономерные попытки власти достичь единства Церкви и Государства. Она позволила более убедительно поставить вопрос о влиянии исторических, политических, экономических, социальных, религиозных факторов на ход развития конкретного общества. Исследование базируется на широком круге источников и литературы (M.Maas, J.Barker, E.Jeffreys, G.Pfannmuller, G. Ostrogorsky, A. Knecht).

Историю Византии VI в. и ее влияние на мир можно описывать в следующих взаимодействующих моделях: упорядочения, дисциплинарности и междисцип-линарности. Современный уровень исследований по данной теме свидетельствует о том, что для разработки темы необходим синтезированный методологический подход. К примеру, вполне обоснован богословский метод канадского теолога Б.Лонергана (B.Lonergan. Method in Theology; P.Feyerabend. Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge).

Тема интересна тем, что более широкая современная интерпретация источников по истории Византии VI в. может служить основанием для новых выводов. В качестве актуальной главной черты той эпохи следует выделить: соответствие политики юстинианского правления долгосрочным государственным интересам, гибкость и прагматизм, умение пользоваться сложившимися обстоятельствами, важность для правления государством собственного понимания церковных и государственных задач.

Процесс исторического, философского, теологического понимания Византийской истории и глубокого осмысления наследия правления империей еще не завершен. Знания о Византии и ее влиянии на российскую историю формируют связь между прошлым и его современным пониманием на базе общей идентичности мотивов и идеалов в обществе.

Автором в ходе исследования сделана попытка включиться в новое исследовательское поле в направлении использования комплексного представления о прошлом и способов его репрезентации. Важно было понять в социальном аспекте, каков был цер-ковно-политический идеал Юстиниана, сравнение противоборствующих сторон, их внутренних общественных разногласий, потребностей к реформам, укрепление духовного стержня во взаимоотношениях Церкви и Государства.

Ценность избранного исследования заключается в подтверждении вывода о требующих осмысления и уточнения вопросов, касающихся одного из важных этапов формирования Византийской империи, а также использования различных методологических подходов в исследовании.

Ключевые слова: церковь, государство, реформы права, Юстиниан I, Византия VI в.

CHURCH, STATE AND THE REFORMATION OF BYZANTIC LAW IN THE 6-TH CENTURY

Brovchenko Ignatius Yurievich, theologian, doctoral competitor. Place of study: Pultusskaya Humanitarian Academy named after Alexander Geyshtor (Poland). E-mail: ig.brovchenko@gmail.com

Annotation: Article is devoted to the main historical events in Byzantium of VIth century. The aim of the study was writing task based on the analysis of Justinian show legitimate authorities are trying to achieve unity of Church and State. It allowed more convincingly put the question on the impact of historical, political, economic, social, and religious factors on the development of a particular society. The study is based on a wide range of sources and literature (M.Maas, J.Barker, E.Jeffreys, G.Pfannmuller, G. Ostrogorsky, A. Knecht).

History of Byzantium VI and its impact on the world can be described in the following interacting models: ordering disciplinarity and interdisciplinarity. Modern level of research on this topic suggests that the development of the theme needs synthesized methodological approach. For example, Canadian theologian theological method B.Lonergan is well founded (B.Lonergan. Method in Theology; P.Feyerabend. Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge).

The theme is interesting in that the broader modern interpretation of sources on the history of Byzantium VI can serve as a basis for the new conclusions. As the main features of the current era should be highlighted: compliance policy Justinian board long-term public interest, flexibility and pragmatism, the ability to use the prevailing circumstances, the importance for the state government's own understanding of church and state problems.

Process of historical, philosophical, theological understanding of Byzantine history and deep understanding of heritage board empire is not yet complete. Knowledge of the Byzantine Empire and its impact on Russian history form the link between the past and the modern understanding a common identity based on motives and ideals in society.

The author of the study attempted to engage in a new research field in the direction of an integrated knowledge of the past and how its representation. It was important to understand the social aspect of what was the church-political ideal of Justinian, the comparison of the opposing parties, their internal social differences, needs to reform, strengthening the spiritual core of the relationship between Church and state.

Value of the study is to confirm the withdrawal of requiring understanding and clarify issues related to one of the most important stages in the formation of the Byzantine Empire, as well as the use of different methodological approaches to the study.

Keywords: church, state, law reform, Justinian I, Byzantium VI.

После захвата варварами западных римских провинций Константинополь становится единственным местопребыванием императоров. В VI веке при Юстиниане велась имперская реконкиста под лозунгом «Восстановление Римской державы». В своём управлении империей Юстиниан преследовал две основные цели1: восстановление и продолжение древней императорской власти «избранной римской расы» и достижение единства Церкви и государства. Общий девиз внешней и внутренней политики Юстиниана был «Од-

1 Астериос Геростергиос. Юстиниан Великий - император и святой / Пер. с англ. протоиерея Максима Козлова. Сретенский монастырь, 2010. С.49.

но государство, один закон, одна Церковь»2. Основное направление политики переместилось на запад, стали явно проявляться факторы, влияющие на развитие государства. Восточная Римская империя, как и Западная продолжала страдать от варварских набеговЗ. Правительство Византийской империи, не в силах предотвратить вторжение нового врага - славян, разрешило славянским племенам селиться на территории своего государства4. Помимо войн с варварскими племенами Византия столкнулась с большими трудностями во внутренней политике государства. Повсеместно царили разруха, смута и бедность: налоги выплачивались плохо, недовольство низших слоёв населения продолжало расти. После смерти императора Анастасия I не осталось прямого наследника и завещания, кого бы покойный император хотел бы видеть на престоле. Всё это усугубляло и раздирало страну изнутри. Кроме этого, стоит упомянуть лингвокульту-рологический аспект средиземноморского региона. Уже в то время шли процессы отчуждения Запада (бывшая Западная Римская империя) и Востока (Византийская империя). Внутри Византийской империи, особенно в западной её части, сохранялась римская традиция в основе её организации. Римские учреждения продолжали работать, соблюдая законы и традиции великой Римской империи, сохраняя свой облик и черты во многих византийских институтах5. Но, наряду с этим, Запад забыл греческий язык, даже есть выражение «graecum est, non legitur»6. Византия пыталась чтить свои традиции, благодаря чему греческий язык стал настоящим национальным языком. Многие народности, не относящиеся к эллинской культуре, тоже говорили на нём или понимали его. С конца VI в. латинский язык, бывший в ещё во времена Юстиниана языком императорских новелл, уступил в императорских указах место греческому. Но Византийская империя располагалась на востоке, на окраине Европы, и тем самым соприкасалась с азиатским миром, поэтому императорам приходилось учитывать влияние Востока на своё государство/.

Константинопольский ипподром в своё время стал олицетворением древнегреческой Агоры, где обычно собирались люди для решения политических проблем. Бега на колесницах оставались единственными цирковыми развлечениями в VI в., так как христианская церковь запретила гладиаторские бои. Возничие колесниц носили на себе одежды четырёх цветов: голубого, зелёного, белого и красного8. Вокруг этих команд формировались свои болельщики из разных слоёв населения, с различными мировоззрениями. В дальнейшем из этих самых болельщиков появились отдельные фракции, которые стали играть роль политических партий9. Территория рынка была негласно поделена на сектора, в которых преимущественно концентрировались приверженцы определённого политического

2 Knecht A. Die religionspolitik Kaisers Justinians I. Würzburg, 1896. S.8.

3 Астериос Геростергиос. Op.cit. С.25.

4 Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates // Hundbuch der Altertumswissenschaft. München: Beck, 1940. S. 74.

5 The Oxford handbook of Byzantine studies / Ed. by Elizabeth Jeffreys, Oxford university Press, 2008. P. 798.

6 «Греческий есть, но неразговорный»

7 Некоторые её провинции, такие как Египет, Сирия и даже часть Малой Азии, были эллинизированы лишь поверхностно.

8 Тураев Б. Партии цирка в Константинополе // Византийский временник. - 1894. Т. 1. С. 1-16.

9 Васильев А.А. История византийской империи, т.1, глава 3.

убеждения. Крупнейшими из них стали две партии10: голубые (венеты) и зелёные (прасины). Первые выступали за православное христианство и происходили в основном из состоятельных слоёв населения. Партия зелёных, выступавшая за монофизитство, состояла преимущественно из бедных. На стороне венетов находился сам император Юстиниан, а императрица Феодора помогала партии зелёных. Ипподром, по мнению Ф.И. Успенского, стал «единственной ареной, за отсутствием печатного станка, для громкого выражения общественного мнения, которое иногда имело обязательную силу для правительства, император иногда являлся в цирк и давал толпе объяснения». До воцарения Юстиниана, во время правления Анастасия I (приверженец монофизитства), имели место конфликты между православными и монофизитами. С началом правления Юстиниана, приверженца православия, восторжествовала точка зрения халкидонитов (партии венетов). Нарастающее недовольство новой оппозиции вылилось в крупнейшее восстание (532) в истории Византии, носившее название «Восстание Ника». Причинами внутреннего общественного разногласия послужили:

- династическая (оставшиеся в живых родственники Анастасия I считали, что Юстин, а впоследствии и Юстиниан, незаконно обошли их и заняли престол);

- общественная (беззаконие высших чиновников по отношению к гражданам из низших слоёв населения);

- религиозная (притесняемые во время правления Юстиниана монофизиты искали поддержки среди бедных слоёв общества, многие из которых относились к партии зелёных, исповедавших монофизитство).

Последствия этого мятежа осложнялись стремлением толпы уничтожить и провозгласить нового императора, племянника Анастасия I. Но Юстиниану удалось одолеть мятеж при помощи императрицы Феодоры и полководца Велизария. Подавление мятежа ещё больше укрепило власть Юстиниана Великого и безграничность его правления. Юстиниан изначально знал (восстание «Ника» лишь укрепило его правоту), что внутренняя жизнь общества требует реформирования. Эдвард Гиббон в конце XVIII в. отмечал: «Самое важное наследие эпохи Юстиниана, а также самое важное наследие самого императора зиждилось в его юридическом аспекте»11. Так на свет появился приблизительно в 30-е годы VI в. «Corpus juris civilis» (свод гражданского права). Этот кодекс разрабатывали десять членов комиссии, куда непосредственно входил сам Юстиниан, а также обученный юрист и чиновник Трибониан (ок. 500—542) и профессор юриспруденции Константинопольского университета Феофил12. Новое законодательство писалось не с чистого листа, многое бралось из древних римских законов. Несмотря на своё глубокое уважение к древности, Юстиниан понимал устарелость и сложность древнего римского права, поэтому касательно вопросов личности он использовал термин humanitas (человечность), а родовых вопросов - naturalis ratio (естественное разумение).

Таким образом, более широкие и справедливые принципы нового jus gentium (право народов) окончательно уничтожали узкие постановления права Двена-

10 Во времена Византии их называли димами.

11 The Cambridge companion to the age of Justinian / Ed. Michael Maas. Cambridge university press, 2006. P. 161.

12 Barker John W. Justinian an the later Roman Empire. / The university of Wisconsin press, 1966. P.168.

дцати Таблиц13. В расширенные римские взгляды проник христианский дух. Через законодательство Юстиниана от начала и до конца проходит постоянная забота об общественной справедливости и попечение, об общественной нравственности 14. В личном праве старое воззрение на семью исчезает полностью:

- женщина становится равной мужчине, закон укрепляет её права на приданое;

- изменяется отношение между отцом и детьми, аннулирован пункт patria potestas (власть отца), допускающий запрет на женитьбу детей по воле отца (отношения между родителями и детьми стали более мягкими, с признанием личного достоинства каждого);

- закон затрагивал и тех людей, кто прежде были лишены всяческих прав. Согласно выдающемуся римскому юристу Ульпиану (170-228), закон объявлял, что по естественному праву все люди равны, что всякий человек рождается свободным и что рабство есть состояние, противное природе;

- закон разрешал браки свободных людей с женщинами, чьи профессии выделяли их из общества;

- изменения коснулись и имущественного права. Теперь единственным условием передачи имущества являлось кровное родство, а также каждое дитя должно было наследовать часть отцовского наследства. Дочери и сестры были признаны имеющими право на наследство с исключением прав агнатов15.

Реформы законодательства коснулись не только обычного населения империи, но также и самой администрации. Реформы администрации требовали немного иного подхода, так как вопросы касались самого императорского двора. На протяжении многих веков Римская империя страдала от такого порока, как продажа должностей. В свою очередь она порождала колоссальную коррупцию, вплоть до самого императора. Юстиниан отменил продажу должностей и наказал губернаторам областей «по-отечески» относиться к своим жителям. Борьба с назревшей бюрократией выразилась в сокращении количества административных провинций и уменьшении числа чиновников. Учредив в провинциях ряд апелляционных инстанций, Юстиниан ускорил судопроизводство. Отныне обычные граждане, обращавшиеся в суд, могли довольно быстро получить свой ответ, не дожидаясь, пока их обращение дойдёт до самой администрации. Это административная реформа затронула не только светскую власть, но и структуру церковной администрации. Для облегчения светского судопроизводства (закон от 10 марта 539г.) монахи и монахини могли быть привлечены к ответу перед своим же епископом (это касалось как церковных, так и гражданских вещей) - не требовалось больше привлечение гражданского судьи 16. Особенностью административного реформирования Юстиниана стало то, что он не стремился всё унифици-

13 Законы Двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum) 451—450 гг до н. э. — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писанный источник права Древнего Рима.

14 Диль Шарль М. Император Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. - Минск, 2010. С.277.

Агнаты (лат. agnati, agnatio) в древнеримском праве — лица, связанные не кровным родством, а подчинением одному домо-владыке, то есть, отцу семейства.

16 Gustav Pfannmüller. Dir kirliche Gesetzgebung Justinians hauptsächlich auf Grund der Novellen. / Ver. C.A.Schwetschke und Sohn. Berlin, 1902. S.79.

ровать и объединить. В различных областях своей империи он оставлял тот административный аппарат, к которому привыкло местное общество.

Последствия законодательных и административных реформ были не однозначны. С одной стороны, Юстиниан хотел упорядочить государственную структуру и улучшить жизнь простого общества, но с другой стороны для проведения его колоссальных реформ и осуществления глобальных идей требовалось большое количество денег, которых не было у государства в VI в. Согласно историку того времени Прокопию, хотя Юстиниан и отменил продажу должностей, но сам в скором времени начал заниматься тем, что продавал должности с аукциона. Отрицательную окраску получил чиновник при Юстиниане Иоанн Каппадокийский, чья хитрость и весь его гений был направлен на то, чтобы найти денег любой ценой, вплоть до повышения налогов с простых крестьян. Общество, изначально возлагавшее надежды на реформы и поначалу остававшееся довольным, начало страдать от бесчинств и наглости чиновничьего аппарата. Были даже случаи столкновения народа с представителями власти. Легко вообразить себе последствия таких постоянных и безжалостных вымогательств. Везде царила чрезвычайная бедность. Во избежание суровых наказаний и притеснений со стороны властей простые граждане зачастую покидали свои деревни и поля, тем самым многие территории, особенно пограничные земли пришли в полную негодность. Завоевания полководцев и самого Юстиниана меркли среди бесчинств и вымогательств губернаторов. Но не стоить делать вывод, что вся византийская администрация того времени вела себя подобным низким образом. Ведь сам Прокопий должен признать, что при дворе Юстиниана были люди высоких нравов и чести17. Такими представителями были министр казначейства Иоанн Палестинский и префекты претории Фока и Басс. Но, к сожалению, для того, чтобы завоевать Запад, Юстиниан почти разорил весь Восток, уничтожив живые силы, что оказалось неизмеримо сложнее. Намерения у него были положительными, но из-за финансовой необходимости, Юстиниан вынужден был закрывать глаза на злоупотребления его чиновников.

Внешняя политика Юстиниана руководствовалась двумя основными идеями: римская идея о всеобщей монархии, идея Pax Romanum, и христианская идея, которую Юстиниан черпал в горячности своей веры, защищая от притеснений христианского населения какими-либо язычниками или еретиками. Постоянным принципом Византийской империи было никогда не признавать понесённых монархией территориальных потерь, так как Византийские императоры считали, что отнятые земли - это лишь временно и незаконно, оставляя полную легитимность лишь за собой.

Варварские королевства ослабли за прошедшие полстолетия, и жители призывали к восстановлению империи18. Юстиниан понимал, что настало время восстановления Римской империи в её некогда былых границах. В 533 г. армия под предводительством Ве-лизария нанесла удар по государству вандалов в Северной Африке. Следующей целью стала Италия — тяжёлая война с Остготским королевством продолжалась 20 лет и закончилась победой. Вторгшись в королевство вестготов в 554 г., Юстиниан завоевал и юж-

17 Диль Шарль М. Император Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. - Минск, 2010. С.319.

18 Васильев А. История Византийской империи, т.1, гл. 3.-СПб.:1914.

ную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое. Но эти успехи потребовали слишком много сил. Этим воспользовались персы, славяне, авары и гунны, которые, хотя и не завоевали значительных территорий, но подвергли разорению многие земли на востоке империи. В основном все восточные войны велись на областях, находившихся за границами империи, это позволяло не так разорять приграничные земли. Изначально Византийская армия была крепка и могущественна, чтобы отражать все набеги варваров, как с Востока, так и с Запада. Но в последующие годы количество набегов различных племён варваров только увеличивалось, и пополнение армии не успевало осуществляться в срок. Тем самым набеги становились всё яростнее и более открытыми и наглыми: «С того момента как славяне бросились на римскую страну, они избивали, невзирая на возраст, всех, кто попадал им в руки, так что вся страна, образующая Иллирию и Фракию, была завалена трупами, оставленными по большей части без погребения»19. Так же известны не менее ужасные подробности историка того времени Агафия: «Не встречая ни препятствия, ни сопротивления, гунны безнаказанно бродили по стране и разоряли её, собирая громадную добычу и уводя с собой множество пленников. Среди последних было много женщин высокого происхождения и добро-детельных20». Всё это явилось печальной расплатой за великие завоевания, одержанные на западных рубежах.

Связи и поддержание дипломатических отношений с такими государствами, как Армения, сассанидская Персия, а позднее с арабским миром, дали сильный толчок в развитии торговли. Многие восточные экзотические товары очень ценились в средневековой Европе. Константинополь, находясь на стыке Европы и Азии, стал большим рынком, где встречались народы Европы и Балканского полуострова, задунайских и ближневосточных областей, азиатского Востока и даже далёкого Китая.

Вся внешняя политики императора Юстиниана руководствовалась главной идеей - восстановление в целости древней Римской империи21. Сама идея и стремления к ней Юстиниана были высоки и благородны. Но осуществление идеи, как оказалось впоследствии, сопровождалось огромными трудностями, как в военном деле, так и в социально-экономической сфере. Содержание такой огромной военной «машины» требовало колоссальных затрат. А ведение войны - это одно из самых экономически трудных мероприятий. Ведь перевозить на большие расстояния огромную армию, было очень рискованно, так как любая ошибка на дальнем фронте могла стоить потерей всей военной мощи империи. Требовалась добыча денег любыми способами, но когда человек даёт волю своим грехам (а погоня за деньгами - это, что ни на есть, сребролюбие), то он перестаёт контролировать себя и уже не может усмирить свою жажду наживы и свои животные инстинкты. Но уверенный в своей правоте и в тех фактах, что варварские королевства, рассорившись друг с другом, не смогут объединиться против общего врага в лице Византийской империи, император Юстиниан решился на ведение глобальной войны, что, в свою очередь, наложило большой отпечаток на само общество и социальный уклад внутри империи.

19 Успенский Ф. История византийской империи. Op.cit. С. 387.

20 Имеется в виду женщин, посвятивших себя служению Богу.

21 The Cambridge companion to the age of Justinian / Ed. Michael Maas. Cambridge university press, 2006. P. 10.

Подводя итог политической ситуации в Византии в VI в., стоит заметить, что в начале века страна начала испытывать упадок, как во внешней политике, так и в социально-экономической сфере внутри страны. Пёстрый состав населения давал о себе знать. При таком количестве народностей, требовался огромный учёт различных интересов. Тем самым, в начале века участились мятежи и бунты, обостренные ситуацией смерти императора Анастасия I. Это вызывало правительственные интриги, мешающие ведению централизованной политики. Наличие различных ересей на территории империи порождало разлад среди обычных граждан22. Естественное образование политических партий, на основе групп болельщиков ипподрома, оказывало центробежное влияние внутри самого общества. Но несомненным преимуществом Юстиниана было осуществление законодательной реформы, сыгравшей важную и положительную роль в ходе развития государства. Ведь Юстиниан знал, что при таком большом количестве разногласий, как среди высшего эшелона власти, так и среди обычных крестьян требовался единый закон, который бы чётко указывал направление развития государства.

В светской законодательной системе, Юстиниан затронул и религиозную часть, пытаясь ликвидировать разночтения среди церковного клира23, так как Церковь выступала идеологическим направляющим империи. Большое количество этносов в империи создавало дополнительные препятствия для создания единой законодательной системы. Император Юстиниан видел в Церкви тот самый государственный орган, который бы объединял всех граждан империи, включая крестьян и губернаторов, и являлся бы духовно-идеологическим фундаментом византийского общества. Поэтому ему самому приходилось участвовать в церковных спорах и отстаивать позиции представителей православного толка.

Список литературы:

Астериос Геростергиос. Юстиниан Великий - император и святой/ Пер. с англ. Протоирея М. Козлова. Сретенский монастырь, 2010.

Barker John W. Justinian an the later Roman Empire./The university of Wisconsin press, 1966.

Knecht A. Die religionspolitik Kaisers Justinians I. Würzburg, 1896.

The Cambridge companion to the age of Justinian / Ed. Michael Maas. Cambridge university press, 2006.

Васильев А. История Византийской империи, т.1.-СПб.: 1914.

Диль Шарль М. Император Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. - Минск, 2010.

Gustav Pfannmüller. Dir kirliche Gesetzgebung Justinians hauptsächlich auf Grund der Novellen. / Ver. C.A.Schwetschke und Sohn. Berlin, 1902.

Тураев Б. Партии цирка в Константинополе // Византийский временник. - 1894. Т. 1.

The Oxford handbook of Byzantine studies / Ed. by Elizabeth Jeffreys, Oxford university Press, 200S.

Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates // Hundbuch der Altertumswissenschaft. München: Beck, 1940.

Успенский Ф. История византийской империи.- М.: Мысль, 1996.

22 Barker J. Justinian and the later Roman Empire / Ed. The university of Wisconsin Press, 1966. P. 48.

23 Геростергиос А. Юстиниан Великий - император и святой / Ред. Сретенский монастырь, 2010. С. 137.

Literature list:

Asterios Gerostergios . Justinian the Great - Emperor and The Holy / Per. from English. Protoireya M. Kozlov. Candlemas Monastery, 2010 .

Barker John W. Justinian an the later Roman Em-pire./The university of Wisconsin press, 1966.

Knecht A. Die religionspolitik Kaisers Justinians I. Würzburg, 1896.

The Cambridge companion to the age of Justinian / Ed. Michael Maas. Cambridge university press, 2006.

Vasiliev History of the Byzantine Empire , Vol.1 . - SPb . :1914 .

Charles M. Diehl Emperor Justinian and Byzantine civilization in the VI century. - Minsk 2010 .

Gustav Pfannmüller. Dir kirliche Gesetzgebung Justinians hauptsächlich auf Grund der Novellen. / Ver. C.A.Schwetschke und Sohn. Berlin, 1902 .

B. Turaev Circus Party in Constantinople / / Byzantine vremennik . - 1894 . T. 1.

The Oxford handbook of Byzantine studies / Ed. by Elizabeth Jeffreys, Oxford university Press, 2008 .

Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates // Hundbuch der Altertumswissenschaft. München: Beck, 1940.

Assumption F. History of the Byzantine Empire . - M: Thought,1996 .

на статью «Церковь, государство и реформы права в Ни спи ни VI века» (автор И.Ю. Бровченко, докторант Пултусской гуманитарной академии им. А. Гельш гора, Польша)

Научная статья И.Ю. Бровченко посвящена византийской истории времен правления Юстиниана I. Управление империей Юстиниана отличалось новыми подходами в отношении трех основных институтов: церкви, государства и права. Тема актуальна и интересна тем, что проблемы, возникавшие еще в VI в. в Византии, остаются важными и требующими разрешения и в современную эпоху, глобально перекликаются по своему содержанию и форме: территории, реформирование административно-правовой сферы, военные столкновения, различное положение слоев населения, коррупция и т.д.

Форма изложения исторических фактов и примеров лаконична, позволяет последовательно проследить попытки Юстиниана решить многие проблемы, как великий император своего времени. Автором использованы интересные по теме зарубежные и отечественные источники. Высказанные рецензентом пожелания учтены и взяты во внимание.

Таким образом, следует считать, что статья И.Ю. Бровченко «Церковь, государство и реформы права в Византии VI века» отвечает основным требованиям ее написания и может быть рекомендована к публикации.

Реиензент:

РЕЦЕНЗИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.