НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
УДК 902,7 Ф.Р. ХУСЕНОВ
ББК 63,5
ЦЕРЕМОНИАЛЫ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА МЕХРГАН ПРИ ДВОРАХ САМАНИДОВ И ГАЗНЕВИДОВ
Мехрган - один из древнейших календарных праздников ираноязычного населения Средней Азии и Ирана. Данный праздник в 1Х-Х11вв. широко отмечался при дворе правителей Хорасана, а также Мавераннахра, наряду с праздниками Навруз, Сада и другими народными праздниками, в торжественной обстановке и с исполнением древних ритуалов и церемоний. О происхождении праздника Мехрган сложено много мифов и легенд. Например, Бируни (3, 242) и Гардези (5, 520) связывали историю сложения Мехргана с победой царя Фаридуна над тираном Заххаком. Бируни сообщает, что при дворах древних царей имелся обычай, согласно которому в день наступления Мехргана перед закатом солнца на площади царского дворца появлялся один храбрец и с повышенным голосом возглашал: «Эй ангелы, спуститесь на землю и очистите мир от дьяволов и зла!» (3, 242). Появление этой традиции Бируни связывал с тем, что Фаридуну в борьбе с Заххаком помогли добрые ангелы и с их помощью он одержал победу над Заххаком (3, 242).
Историк А.Э. Негмати был убежден в том, что все календарные праздники ираноязычных народов, в том числе и Мехрган, в прошлом возникли на реальной почве, но позже были окутаны религиозно-магическими элементами (9, 9). Так, А.Э. Негмати, цитируя Бертельса Е.Э., который считал другой календарный праздник, Сада, древним зороастрийским праздником, в то же время не соглашается с ним (9, 13).
При Ахеменидах в день наступления Мехргана сатрапы посылали царю подарки. Так, А.Э. Негмати, ссылаясь на сообщения Страбона, считал, что в день Мехргана сатрап Армении посылал ахеменидскому двору 20000 жеребцов в качестве подарка (9, 81). Праздник Мехрган широко праздновали и в средние века. При дворе Сасанидов Мехрган встречался как праздник зороастрийцев. Согласно источникам при дворе Сасанидов Мехрган праздновали в течение шести дней, с 16-го по 21-е месяца мехр солнечного календаря. Первые пять дней он назывался «Общенародным Мехрганом», а на шестой день - «Официальным Мехрганом». Царю в дни Мехргана подносили подарки (9, 81).
В трактате Низам ал-Мулька (11, 44-45) и Газзоли (4, 103-104) сохранились одинаковые предания, по которым в дни Навруза и Мехргана сасанидские цари организовали общий прием, на котором разбирали жалобы граждан. За несколько дней до этого глашатаи двора оповещали граждан. В этот день царь просматривал каждое пришедшее заявление, и в случае, если кто-нибудь жаловался на самого царя, царь сходил с трона, опускался на колени перед главным мубадом, который стоял по правую руку от трона, и говорил: «Прежде всех решений разреши дело этого человека со мною, не проявляя ни лицеприятия ни предпочтения». Тогда главный мубад объявлял, чтобы все присутствующие, имевшие тяжбу с царём, выстроились в первом ряду, чтобы рассмотрели их жалобы первыми. Затем главный мубад судил царя, и если истец доказывал свою правоту, то по приказу главного мубада его требования удовлетворялись, но если предъявленные обвинения оказывались ложными и не имели доказательств, то по приказу главного мубада истец подвергался суровым наказаниям. Когда оканчивалась тяжба с царем, царь снова возвращался на трон и, возложив корону на голову, продолжал сам разбирать жалобы граждан.
Сообщается также, что в первый день Мехргана сасанидские цари наряжались в самые лучшие наряды, а также надевали на голову венец с изображением солнца и колесницы, на которой оно вращалось, восседая на золотом троне, принимали гостей. Торжества длились пять дней. На шестой день рано утром первым к царю приходил миловидный человек, обычно это был мубад мубадов. Он приходил с золотым кубком, полным вина, с перстнем, дирхемом и царским динаром, чернильницей и пером, белым соколом, белым конем и луком, восхвалял и благодарил царя. После праздничного церемониала преподносили царю накрытый серебряный или золотой поднос с разными кушаньями: круглые лепешки, изготовленные из разной муки - пшеничной, ячменной, из проса (пшена), кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Вокруг подноса раскладывали семь лепешек из каждого сорта муки. Поднос украшали семью ветвями разных плодоносных деревьев: ивы, оливы, айвы, граната и т.д. - и писали такие слова, как «афзун» (возрастающий), «афзояд» (умножится), «афзуд» (умножающийся) и т.д. И еще клали
16
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
традиционный белый сахар, очищенный индийский кокосовый орех (тоже белый) и золотой или серебряный кубок, золотые или серебряные монеты, дикую руту. Царь брал в руки все это с подносом, после чего все присутствующие громкими голосами просили у Ормузда счастья и благополучия государю. Этот день проходил в торжественной обстановке в веселии и гуляниях (9, 82).
В дни Мехргана жены и невольницы царя тоже преподносили ему подарки. При этом каждая из них старалась, чтобы её подарки были лучше и дороже, и поэтому они украшали свои подарки разными драгоценными камнями. После получения подарков царь рассматривал их и по существующим правилам определял, какой из подарков больше всех ему нравится (9, 82-83).
С приходом ислама существенно изменился ритуал встречи праздника Мехрган. Например, при дворе Аббасидов Мехрган стали называть на мусульманский лад Михриджаном. И при Аббасидах подданные дарили халифу подарки (7, 333).
При Саманидах Мехрган, как и в древности, встречали как при дворе, так и среди населения во всех семьях, придерживаясь при этом древних обычаев. По словам Бируни, правители Хорасана по традиции в дни Мехргана выдавали войску и придворным служащим осенние и зимние вещи (3, 243). В дни Мехргана по старинным обычаям саманидские эмиры устраивали торжественные приемы, разбирали жалобы населения страны (9, 84), а также получали дары. Придворные поэты, которые в эти дни читали свои стихи, посвященные празднику Мехрган, осени, а также воспеванию правителя и его окружения, тоже преподносили эмиру подарки. Иногда они в эти дни могли преподнести свои труды как дар эмиру (12, 496). Кроме сказанного выше, праздничное веселье саманидского двора сопровождалось музыкой и песнями, танцами и питьём вина (12, 497). Если верить Низами Арузи Самарканди, то саманидский эмир Наср ибн Ахмад (914-943) зиму проводил в Бухаре, а на лето переезжал в Самарканд или один из городов Хорасана и там же праздновал Мехрган (10, 61).
Востоковед Аълохони Афзахзод на основе стихов Рудаки восстановил картину проведения пиршеств при дворе Саманидов, посвящённых календарным праздникам. Так, вино, которое пили в этот день, кравчий двора приносил в помещение для пиров в ковшике, сделанном из тыквы. Кравчий наливал гостям вино в золотые, серебряные и глиняные кубки, которые имели форму головы быка и льва. Гости, выпивая вино, наслаждались музыкой и танцами (1, 286).
Придворный поэт Рудаки, например, в одной своей оде, написанной в честь празднования Мехргана, обращаясь к Насру ибн Ахмаду (914-943), упоминал о древних истоках Мехргана и что с этого дня Наср ибн Ахмад одевался потеплее и переходил из летних шатров в зимние помещения дворца (13, 74).
Газневиды во всем следовали примеру Саманидов. Они также встречали Мехрган в соответствии со старинным обычаем. Бейхаки о встрече Мехргана газневидским двором пишет, что в первый день праздника султан восседал на троне и принимал дары, присланные подвластными правителями областей. По установившемуся правилу правители посылали свои дары со своими посланниками (2, 261,444,469,525). Перед этим к султану первыми с подарками приходили представители дворцовой династии, а также дворцовая свита. Они осыпали султана монетами, и каждый усаживался по чину, после чего начинали приносить дары (2, 444).
Согласно информации Бейхаки, султан Масъуд на каждый год устраивал торжественное празднество. По устоявшейся традиции в этот день султан Масъуд принял на площади иностранных послов, а затем началось пиршество за праздничным столом. За праздничным столом представители каждого ранга уселись по отдельности. Например, представители царской семьи, свита и вельможи сели отдельно, представители войск - отдельно. Согласно сообщениям Бейхаки, во время трапезы придворные поэты прочитали стихи, посвященные Мехргану, правителю и его окружению, а также воспели питье вина. Вслед за поэтами веселить приглашённых взялись певцы, музыканты и скоморохи двора. Согласно сообщению Бейхаки, данный порядок проведения Мехргана ранее имел место и при царствовании Махмуда Газневида (998-1030) (2, 261-262).
Праздничный пир, как и другие пиры, сопровождался питьём вина. По завершении праздничного пира султан Масъуд одаривал поэтов, певцов, а также музыкантов ценными дарами, в том числе деньгами. Причем размер награды зависел от статуса и положения поэта или певца при дворе. Например, описывая встречи Мехргана при дворе Масъуда в том же 1031г., Бейхаки сообщает, что поэту Аляви Зиннати было пожаловано Масъудом пятьдесят тысяч дирхемов, которые свезли к нему домой на слоне, другому придворному поэту, Унсури, была пожалована тысяча динаров, а певцам и скоморохам было пожаловано по тридцать тысяч дирхемов (2, 262).
17
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
Не всегда Газневиды жаловали поэтов в дни праздников большими деньгами. Например, по словам того же Бейхаки, в 1039г. в день праздника Мехрган султан Масъуд поэтам за прочитанные ими стихи ничего не пожаловал (2, 525). Наверное, это зависело от политического и экономического состояния газневидского государства. Ведь именно в это время началось восстание сельджукидов в Хорасане и несколько раз ими было разгромлено газневидское войско, и Хорасан - одна из самых богатых областей Газневидов - фактически отошел к сельджукидам.
По словам Бейхаки, газневидские эмиры у себя во дворце имели летнее и зимнее помещение. В день Мехргана в торжественной обстановке султан переходил из летнего помещения в зимнее. В зимнем помещении находилась печь, отапливаемая дровами, на которую служащие двора подымались по ступенькам. Вслед за ними в помещение входили гулямы-стольники и вносили вертели кур, а затем готовили праздничное угощение. В назначенное время к зимнему помещению двора приходили приглашённые на праздничный пир, который проводился тем же порядком, что было описано выше (2, 444-445).
Все описанные выше обряды и ритуалы, посвященные празднику Мехрган, имели значение. Например, новая одежда, которую в дни Мехргана выдавали правители Хорасана войску и придворным служителям, символизировала новую жизнь и благополучие, праздничная трапеза -символ изобилия и процветания, мучные изделия, фрукты и сухофрукты символизировали изобилие, долгую жизнь, радость и полный достаток, праздничные подарки - богатство и благополучие и т.д. (6, 313).
Согласно материалам топонимики, в древности Мехрган праздновали и в городе Худжанде. В самом центре города, на левом берегу оросительного канала, существовал квартал с названием «Хазонак», специально предназначенный для празднования Мехргана. Согласно Бируни, данный праздник Хазонак, т.е. листопад, был заимствован согдийцами у тахорцев и являлся осенним праздником. Праздник Хазон проводился в два этапа. Первый этап, который праздновали с 20 по 22 сентября, назывался «Хазони хосса». Второй этап назывался «Хазони омма» т.е. всенародный (8, 9-10).
Как видим, с течением времени и под влиянием религии Мехрган трансформировался и приспосабливался к законам и явлениям данной эпохи. Так, если в древности при дворе Сасанидов празднование Мехргана имело религиозный характер, то начиная с Аббасидов Мехрган встречался как светский праздник. Период празднования Мехргана в рассматриваемый период истории тоже изменился. Если в древности при дворе Сасанидов Мехрган встречали в течение шести дней и каждый из этих шести дней отводился одному из классов жителей государства, то теперь такое не наблюдается. Мехрган в то время при дворе встречали 2-3 дня. Как и при Сасанидах, в IX-XI вв. Мехрган для двора сохранил своё прежнее значение. Ведь в праздничные дни эмир получал дорогие подарки и заполнял свою казну.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Афсахзод, Аълохон. Одамушшуаро Рудаки / Аълохон Афсахзод. -Душанбе: Адиб, 2008. -312с.
2. Бейхаки, Абул-фазл. История Масуда. [вступительная статья, перевод и примечания А.К.
Арендса]/ А. Бейхаки. -Ташкент: АН Узбекской ССР,1962. -748с.
3. Беруни, Абурайхон. Осор-ул-бокия/ А. Беруни. -Душанбе: Ирфон, 1990. - 432 с.
4. Газзоли, Мухаммад. Насихат-ул-мулук. /М. Газзоли. -Душанбе: Ирфон, 2011. -175с.
5. Гардези, Абусаид. Зайн-ул-ахбор (Таърихи Гардези): бо тасхеху тахшия ва таълики Абулхай
Хабиби/ А. Гардези.-Техрон: Дунёи китоб, 1363х.-733с.
6. История таджикского народа. Под редакцией академика Н.Н. Негматова. В 6-и томах. Том II. -
Душанбе, 1999. -790с.
7. Мец, А. Мусульманский ренессанс. / А. Мец. -Москва: Наука, 1966. - 460 с.
8. Мирбабаев, А.К. Историческое наследие Худжанда/А.К. Мирбабаев.-Душанбе: Ирфон, 1995.-
160с.
9. Негмати, А. Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков /А.Э.
Негмати. -Душанбе: Дониш, 1989. -128c.
10. Низами, Арузии Самарканди. Собрание редкостей, или Четыре беседы/ А.Низами. -Москва: Восточная литература, 1963. -174с.
11. Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. Перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б.Н. Заходера/ М.Низам. -Москва-Ленинград, 1949. -380с.
12. Ночи, Мухаммадризо. Фарханг ва тамаддуни исломи дар каламрави Сомониён: баргардони Лукмон Бойматов/ М.Ночи. -Душанбе, 2011. -1295с.
13. Рудаки и поэты его времени: вступительная статья, составление и примечания Р. Ходи-заде. Ленинград: Советский писатель, 1985. -272с.
18
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
REFERENCES:
1. Afsahzod, Alokhon. Rudaki, the father of poets / Alokhon Afsahzod. -Dushanbe: Adib, 2008. -312p.
2. Beykhaki, Abulfazl. History of Masud. [introductory article, A.K.Arendsa's translation and notes] / A.
Beykhaki. - Tashkent: Academy of Sciences of the Uzbek Soviet Socialist Republic, 1962.-748p.
3. Biruni, Aburaihan. Chronology of ancient nations (Alhar-al-baqqia)/A. Biruni. - Dushanbe: Irfon,
1990. - 432 p.
4. Gazzoli, Muhammad. The king’s advice./M. Gazzoli. -Dushanbe: Irfon, 2011.-.175p.
5. Gardezi, Abusaid. Zayn -al-akhbar / A. Gardezi-Teheran: Dunyoi kitob, 1363kh. -733p.
6. History of the Tajik people. Under editions of academician N.N. Negmatov.In six volumes.Volume II.
- Dushanbe. 1999. -790.
7. Metz, A. The Muslim Renaissance. / A. Metz. - Moscow: Nauka. 1966.-460p.
8. Mirbabaev, A.K. Historical heritage of Khujand / A.K. Mirbabaev. - Dushanbe: Irfon, 1995.-160p.
9. Negmati, A. E. Agricultural calendar holidays of ancient Tajiks and their ancestors/A.E. Negmati. -Dushanbe: Donish, 1989.-130p.
10. Nizamy, Aruzi Samarkandi. Collection of rarities or Four conversations/ A.Nizamy. - Moscow: Vostochnaya Literatura, 1963.-174p.
11. Nizam al-Mulk. Siaysatnama (The Book of Goverhment). Translation, introduction in studying of a monument and the note of professor B.N. Zakhoder/ M.Nizam. - Moscow-Leningrad: 1949.-380p.
12. Noji, Muhammadrizo. Culture and Islam civilisation in Somonid’s territory: Translitiration of L. Bajimatov / M.Noji. - Dushanbe, 2011.- 1295p.
13. Rudaki and poets of his epoch: introductory article, R.Hodi-zade's composition and notes. Leningrad: Sovetskiy pisatel, 1985.-272p.
Церемониалы в честь праздника Мехрган при дворах Саманидов и Газневидов
Ключевые слова: мехрган, дары, обычаи, представители династии, придворные, праздничное пиршество.
В статье автор на основе изучения средневековых источников, в частности, Бируни, Бейхакии Гардези, анализирует специфику празднования Мехргана при дворе Саманидов и Газневидов. Приводятся сведения о древних мифах и поверьях о появлении Мехргана. Кроме того, даётся краткая информация о порядке встречи этого праздника в древности, а также при дворе Сасанидов. В частности, рассматривается трансформация празднования Мехргана. Отмечается, что в IX-XIвв. празднование Мехргана трансформировалось, прежде всего, под влиянием религии. Если при дворе Сасанидов Мехрган праздновался как религиозный праздник, то в IX-XI вв. при дворе Саманидов, а затем и при дворе Газневидов Мехрган праздновался как светский праздник, хотя сохранил своё прежнее значение.
Ceremonials in honour of Mehrgan holiday at Samanid’s and Gaznevid’s court
Keywords: mehrgan, gifts, customs, representatives of a dynasty, court, a celebratory feast.
The article analyzes the specificity of celebration of Mehrgan holiday at Somonids’ and Gaznevids’ courtyard, based on the study of medieval sources, in particular Biruni, Bejhaki and Gardezi. The article gives information of ancient myths and beliefs of Mehrgan origin. As well, briefinformation on the order of meeting of Mehrgan at ancient times and at Sasanids court is given in the article. The article particularly studies the transformation of Mehrgan holiday celebration. It is mentioned that the celebration of Mehrgan was transformed first under religious influence in IX-XI centuries. If at Sasanids ’ court Mehrgan was celebrated as a religious holiday in IX-XI centuries it was celebrated as a secular holiday at Somonids’ and Gasnavids’ courts though the holiday kept its formal value.
Сведения об авторе:
Хусенов Фаррух Рахимович, аспирант кафедры Отечественной истории факултета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Huseinov Farrukh Rahimovich, a post-graduate student of the Department of the History of Tajik Nation, the faculty of History and Law, Khujand State University named after acadimician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), Email: [email protected]
19