Научная статья на тему 'Церебральная биоэлектрическая активность и дерматоглифическая конституция подростков с задержкой психического развития'

Церебральная биоэлектрическая активность и дерматоглифическая конституция подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
298
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ НЕЙРОНОВ / ПРИЗНАКИ ДЕРМАТОГЛИФИКИ / ПОДРОСТКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / THE BIOELECTRIC ACTIVITY OF THE NEURONS / THE SYMPTOMS OF DERMA-TOGLYPHICS / TEENS / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Бутова Ольга Алексеевна

Анализ параметров электроэнцефалограмм подростков города Лермонтов Ставропольского края установил, что медленный «фундаментальный» тэта ритм, обусловленный активацией кортикальных проекций на таламус, доминируя у подростков с задержкой психического развития, вызывает снижение функциональной активности нейронов головного мозга, эмоционально-мотивационное напряжение и негативные эмоции. Выявленный высокий уровень активности нейронов передних и центральных отделов головного мозга в высокочастотном бета-2 диапазоне, коррелирующий с уровнем серотонинэргической активации, характеризует задержку психомоторного развития, как мальчиков, так и девочек с задержкой психического развития. Описана своеобразная дерматоглифическая конституция подростков, фенотипически проявляющаяся при задержке психического развития максимальной представленностью радиальных петель у мальчиков, возрастанием гребневого счета и дельтового индекса у девочек. Нейрофизиологически подростки с задержкой психического развития унифицировано характеризуются снижением функциональной активности нейронов и эмоционально-мотивационным напряжением, дерматоглифически мальчиков характеризует наличие редко встречающегося узора радиальной петли, девочек возрастание гребневой плотности пальцев правой и левой рук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Бутова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cerebral bioelectric activity and dermatoglyphics constitutions of teenagers time-lagged psychical development

Analysis of the parameters of electroencephalogram in adolescents of the city of Lermontov, Stavropol territory found that slow "fundamental" theta rhythm dominating in adolescents with mental retardation and is caused by the activation of cortical projections to the thalamus, leads to a decrease in functional activity of neurons in the brain, emotional-motivational tension and negative emotions. The high level of activity of neurons of the anterior and central parts of the brain in high frequency rhythm beta-2 band, which correlates with the level of activation by dopamine and serotonin, characterizes the delay of psychomotor development for both boys and girls with mental retardation. Described a peculiar dermatoglyphics constitution adolescents, phenotypically manifests itself in delayed mental development of maximum representation of radial loops among boys, increase in ridge accounts and the Delta index in girls. Neurophysiological adolescents with mental retardation are characterized by a uniform decrease in functional activity of neurons and emotional-motivational tension, dermatoglyphics boys characterizes the presence of rarely occurring patterns: radial loop, girls increase in ridge density of the fingers of the right and left hands.

Текст научной работы на тему «Церебральная биоэлектрическая активность и дерматоглифическая конституция подростков с задержкой психического развития»

10. Карачурина, Л.Б. Пространственное размещение и социальная адаптация мигрантов в современной Германии: уроки для России [Текст]/Л.Б. Карачурина // Региональные исследования. 2008. № 1. С. 31-38.

11. Ляшенко, Е.В. Адаптация трудовых мигрантов в полиэтническом регионе (на примере Оренбургской области) [Текст] / Е.В. Ляшенко // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2011. № 6. С. 98-102.

12. Максаковский, В.П. Географическая культура [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.П. Максаковский. М.: Изд. центр ВЛАДОС. 1998. 416 с.

13. Миграционные мосты в Евразии [Текст]: Материалы VII международной научно-практической конференции «Роль трудовой миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран» (Москва - Ставрополь, 13-18 октября 2015 года) / под ред. чл.-корр. РАН Рязанцева C.B. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. 499 с.

14. Мукомель, В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики [Текст]/В. И. Мукомель // Мир России. 2011. № 1. С. 34-50.

15. Рязанцев, C.B. Трудовые мигранты из стран Центральной Азии в Москве: факты, рассказанные самими мигрантами (некоторые результаты качественного исследования) [Текст] / C.B. Рязанцев, Н. Хорие // Международная миграция населения на постсоветском пространстве в эпоху глобализации / Гл. ред. серии В.А. Ионцев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 62-76.

16. Савоскул, М.С. Адаптация этнических мигрантов в регионах России [Текст] / М.С. Савоскул // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2012. №2. С. 59-64.

17. Савоскул, М.С. Социально-географические и междисциплинарные подходы к исследованию миграции населения [Текст] / М.С. Савоскул // Социально-экономическая география: традиции и современность / Под ред. А.И. Шки-риной, В.Е. Шувалова. М.; Смоленск: Ойкумена, 2009. С. 300-320.

18. Соловьев, И.А. Трансформации социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на Ставрополье в постсоветский период [Текст] / И.А. Соловьев, H.A. Щитова, B.C. Белозеров /7 Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под редакцией B.C. Белозе-рова. Ставрополь, 2015. С. 248-262.

19. Тикунов, B.C. Геоинформационный мониторинг: инструмент пространствен-но-временного анализа миграции населения [Текст] / B.C. Тикунов, B.C. Белозеров, H.A. Щитова, А.Н. Панин, A.A. Черкасов // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2015. № 2. С. 33-39.

20. Тикунов, B.C. Полимасштабный геоинформационный мониторинг миграционных процессов: общие подходы [Текст] / B.C. Тикунов, B.C. Белозеров, А.Н. Панин, A.A. Черкасов // Наука. Инновации. Технологии. 2014. №1. С. 135-144.

21. Флоринская, Ю. Ф. Миграция и рынок труда [Текст] / Ю.Ф. Флоринская, Н.В. Мкртчян, Т.М. Малева, М.К. Кириллова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 108 с.

22. Щитова, H.A. Опыт регионального исследования адаптационно-интеграци-онных стратегий иностранных мигрантов в Ставропольском крае [Текст] / H.A. Щитова, B.C. Белозеров, И.А. Соловьев // Региональные исследования. 2014. № 3. С. 108-115.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ, №4, 2016

удк 616-01/-099 Бутова О.А. [Butova О.А.]

ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ДЕРМАТОГЛИФИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Cerebral bioelectric activity and dermatoglyphics constitutions of teenagers time-lagged psychical development

Анализ параметров электроэнцефалограмм подростков города Лермонтов Ставропольского края установил, что медленный «фундаментальный» тэта ритм, обусловленный активацией кортикальных проекций на таламус, доминируя у подростков с задержкой психического развития, вызывает снижение функциональной активности нейронов головного мозга, эмоционально-мотивационное напряжение и негативные эмоции. Выявленный высокий уровень активности нейронов передних и центральных отделов головного мозга в высокочастотном бета-2 диапазоне, коррелирующий с уровнем серотонинэргической активации, характеризует задержку психомоторного развития, как мальчиков, так и девочек с задержкой психического развития. Описана своеобразная дерматоглифическая конституция подростков, фенотипически проявляющаяся при задержке психического развития максимальной представленностью радиальных петель у мальчиков, возрастанием гребневого счета и дельтового индекса у девочек. Нейрофизиологически подростки с задержкой психического развития унифицировано характеризуются снижением функциональной активности нейронов и эмоционально-мотивационным напряжением, дерматоглифически мальчиков характеризует наличие редко встречающегося узора - радиальной петли, девочек - возрастание гребневой плотности пальцев правой и левой рук.

Analysis of the parameters of electroencephalogram in adolescents of the city of Lermontov, Stavropol territory found that slow "fundamental" theta rhythm dominating in adolescents with mental retardation and is caused by the activation of cortical projections to the thalamus, leads to a decrease in functional activity of neurons in the brain, emotional-motivational tension and negative emotions. The high level of activity of neurons of the anterior and central parts of the brain in high frequency rhythm beta-2 band, which correlates with the level of activation by dopamine and serotonin, characterizes the delay of psychomotor development for both boys and girls with mental retardation. Described a peculiar dermatoglyphics constitution adolescents, phenotypicaliy manifests itself in delayed mental development of maximum representation of radial loops among boys, increase in ridge accounts and the Delta index in girls. Neurophysiological adolescents with mental retardation are characterized by a uniform decrease in functional activity of neurons and emotional-motivation-al tension, dermatoglyphics boys characterizes the presence of rarely occurring patterns: radial loop, girls - increase in ridge density of the fingers of the right and left hands.

Ключевые слова: биоэлектрическая активность нейронов, признаки

дерматоглифики, подростки, задержка психического развития.

Key words: the bioelectric activity of the neurons, the symptoms of dermatoglyphics, teens, mental retardation.

Выяснение механизмов, обусловливающих колебательный контур физиологических функций организма с учетом периода онтогенеза, входит в круг актуальных проблем современной медико-биологической науки. Действие специфического комплекса раздражителей вызывает функциональную перестройку активности коры больших полушарий и подкорковых центров, при этом характер взаимодействия функциональных систем организма, направленных на их устойчивость в процессе адаптации, зависит от церебральной активности и вегетативной регуляции [2, 5]. В последние годы внимание исследователей уделяется поиску взаимообусловленности характеристик личности, отдельных заболеваний с особенностями дерматоглифической картины и электрической активности нейронов головного мозга [1, 9, 11, 12]. Поскольку кожа и нервная система имеют общий эмбриональный зачаток, а гормональный стату с плода и обменные процессы, лежащие в основе его соматотипизации, образуют среду организма, модифицирующую реализацию генов дерматог-лифических узоров в постнатальном периоде, постольку дерматоглифи-ческие узоры можно считать оригинальным маркером морфологической организации мозга [6]. Имеется ли взаимосвязь особенностей церебральной биоэлектрической активности и дерматоглифики при задержке психического развития, относящейся к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии [8], характеризующейся в последние годы возрастанием встречаемости и, в большинстве случаев, обратимым развитием, возможным только в условиях специального обучения и воспитания [3]? В аспекте данного вопроса проведено исследование по анализу биоэлектрической активности нейронов головного мозга и признаков дерматоглифики у подростков с задержкой психического развития.

Материал и методы исследований. Исследования проведены с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). В реализации программы исследования на добровольной основе приняли участие 48 подростков (средний возраст - 14,39 + 1,06 лет), являющихся учащимися МБОУ СОШ № 5 г. Лермонтов Ставропольского края. Первая и третья группы сформированы из 24 подростков (мальчиков - 1) и (девочек - 3), обучающихся в общеобразовательном классе. 2-я и 4-я группы сформированы аналогично из 24 подростков, обучающихся в классе коррекционно-развивающего обучения с диагнозом задержка психического развития (ЗПР) конституционально-соматогенного происхождения, установленным врачом-психиатром в возрасте 12,4 ±1,1 лет. Биопотенциалы головного мозга регистрировались с помощью электроэнцефалографа «Нейровизор» (24-канальный ООО «Нейроботикс»), системы «Неокортекс-Про» с программным обеспечением «Биосенс». Анализу подвергались безартефактные отрезки ЭЭГ, полученные с применением Международной схемы расположения электродов «10-20», в стандартных отведениях, включающих основные зоны мозга правого и левого полушарий, с размещением объединенных референтных электродов на мочках ушей. Запись осуществлялась моно-

полярно в полосе пропускания 0-70 Гц, с использованием режекторного фильтра, настроенного на частоту 50 Гц. Получение дерматоглифических отпечатков осуществлено по общепринятой методике, анализ отпечатков проведен по Cummins, Midió [6, 10]. Результаты исследования подвергались вариационно-статистической обработке при помощи пакета анализа Microsoft Office Excel 2003 и STATISTIKA 6.0. Доказательная база настоящего исследования основана на математическом анализе и физиологической трактовке 3456 числовых значений, характеризующих биоэлектрическую активность головного мозга и 736 узорных и количественных признаков дерматоглифики.

Результаты исследования. При анализе электроэнцефалографических данных (рис. 1) выявлено увеличение представительства низкоамплитудного дельта ритма у мальчиков общеобразовательного класса, максимально зарегистрированное в лобном Fp2 отведении с амплитудой 18,92 ± 0,30 мкВ, характеризуя подверженность стрессовым ситуациям. Увеличением представительства низкоамплитудного тэта ритма, отражающего активность срединно-стволовых образований, характеризуются подростки с ЗПР, с максимальной регистрацией в теменно-затылочном Р4 отведении (9,15 ± 0,32 мкВ) у мальчиков и лобно-боковом F7 отведении (8,53 ± 0,19 мкВ) у девочек. Анализ доминирующего средне амплитудного альфа ритма выявил увеличение его представительства в теменно-затылочной области мальчиков с ЗПР, с максимальной регистрацией в теменно-затылочном отведении Р4 (8,72 ± 1,5 мкВ). Выраженность высоко амплитудного бета ритма, возрастающего при умственном напряжении и эмоциональном возбуждении, максимально выявлена в низкочастотном (бета-1) диапазоне в лобно-боковом отведении F8 (3,49 ± 0,09 мкВ) у мальчиков общеобразовательного класса. Высокочастотный бета-2-ритм, характеризующий резервные возможности коры головного мозга, преобладает в лобно-боковых отведениях мальчиков F8 (4,21 ± 0,06 мкВ) и девочек F8 (3,77 ±0,11 мкВ) с ЗПР и теменно-затылочном отведении девочек РЗ (1,92 ± 0,21мкВ) общеобразовательного класса. Анализ гамма ритма, отражающего пейсмекерные колебания нейронов сигналом активирующей системы ретикулярной формации, выявил его максимальные значения в центрально-лобном отведении F4 (1,82 ± 0,23мкВ) у мальчиков общеобразовательного класса.

Таким образом, у мальчиков общеобразовательного класса максимальная выраженность высокоамплитудного дельта ритма в лобной области выявляет состояние психоэмоционального стресса, а регистрация альфа ритма в теменно-затылочных областях соответствует локализации зоны его формирования. Зарегистрированные бета 1 у мальчиков и бета 2 ритмы у девочек общеобразовательного класса в лобно-теменных и те-менно-височных областях представляются закономерными, поскольку связаны с соматическими, сенсорными и двигательными корковыми механизмами. У мальчиков и девочек с задержкой психического развития выявлена высокая активность в тэта диапазоне, указывающая на актива-

1 - группа

бета 2

^ дельта

альфа

6ета1

2 - группа

бета 2

альфа

бета1

3 - группа

4 - группа

бета 2

бета 2

бета1

дельта

альфа

альфа

----Л-Т

Г-В

-Т-3

бета1

Рис. 1.

Распределение ритмов электроэнцефалограмм по областям.

цию лимбико-кортикальной и ретикуло-кортикалъной систем, что может привести к срыву адаптации и появлению патологических симптомов и состояний. Доминирующий альфа ритм шах представлен в теменно-за-тылочных, а min - в лобно-теменных областях, отражая морфологическое созревание мозга подростков. Высокий уровень активности нейронов в бета-2 диапазоне, коррелирующий с уровнем серотонинэргической активации [4], максимально характеризует мальчиков с задержкой психического развития, выявляя задержку психомоторного развития. Выявленная минимальная активность гамма ритма в центрально-лобной области слева- зоне проекции области Брока, у подростков с задержкой психического развития, свидетельствует о возможном развитии моторной афазии. На фоне увеличения мощности волн низкочастотного диапазона, отражающего процессы активации коры больших полушарий со стороны лим-бической системы подростков общеобразовательного класса, мальчиками выявлено увеличение гамма ритма, характеризуя интеграцию различных корковых областей в единое целое и являясь показателем его суммарной активации [7]. У подростков с задержкой психического развития наблюдается замена доминирующего альфа ритма на высокочастотную бета активность, которая характерна для тревожных расстройств.

Анализ волярной поверхности кистей рук установил отсутствие уклонений в признаках дерматоглифики. Максимальная встречаемость ульнарных петель (Lu), считающихся доминирующим дерматоглифичес-ким узором в популяциях человека [6], характеризует девочек, как класса коррекционно-развивающего обучения (65 %), так и общеобразовательного класса (61 %). Завитковые узоры (W), характеризующие ускорение темпов пренатальной дифференцировки эктодермы, максимально представлены у мальчиков (30 %) общеобразовательного класса. Простой дуговой - бездельтовый узор (А), свидетельствующий о замедленности пренатальной дифференцировки эктодермы, максимально представлен у девочек, обучающихся в общеобразовательном классе (26 %). В целом, у подростков общеобразовательных классов выявлена дерматоглифичес-кая конституция, фенотипически проявляющаяся преобладанием у девочек «женского» дугового узора, «мужского» завиткового узора у мальчиков и удаленностью ообобщённого расстояния пальцевых узоров (38,1). Выявленные особенности преобладания узорных типов у подростков общеобразовательного класса подтверждают сложившиеся представления о влиянии вектора «эндокринной формулы» плода, формирующейся на 36 день эибриогеза, на процессы гребнеобразования [Бодемер Ч., 1971]. Так, гормональная система женского плода стимулирует накопление жидкости в эпидермальном слое, способствуя формированию уплощенной пальцевой подушечки с образованием «женского» дугового узора, а гормональная система мужского плода стимулирует накопление жидкости в дермальном слое пальцевой подушечки, обусловливая формирование завиткового «мужского» узора. Дерматоглифическая конституция подростков с задержкой психического развития фенотипически проявляется

близостью ообобщёииого расстояния пальцевых узоров (25,4) и максимальной представленностью редкого узорного типа - радиальной петли у мальчиков. Анализ количественных признаков дерматоглифики (табл. 1) установил, что максимальным значением дельтового индекса (ОН) характеризуются девочки с ЗПР (13,7 ± 0,4 с индивидуальными колебаниями от 5,0 до 19,0).

Величина гребневого счета, являющегося объективным признаком, зависит от размера центрального фрагмента пальцевого узора (расстояние «дельта-центр») и гребневой плотности. У подростков общеобразовательного класса выявлено увеличение тотального гребневого счета у мальчиков за счет увеличения гребневой плотности пальцев правой руки. У девочек с ЗПР увеличение тотального гребневого (168,6 ± 8,3) обусловлено увеличением гребневой плотности пальцев и правой, и левой рук. Индекс гребневой ширины, характеризующий отношение длины кисти руки к количеству гребешков на 1 см линии под прямым углом к направлению кожных гребешков, связан с размером и ростом кисти. Величина индекса гребневой ширины достоверно выше у подростков общеобразовательного класса, при этом у мальчиков - на правой руке, а у девочек - на обеих руках. Среди подростков общеобразовательного класса увеличением гребневого счета характеризуются мальчики, девочки - возрастанием индекса гребневой ширины, среди подростков с задержкой психического развития девочки характеризуются возрастанием гребневого счета и дельтового индекса.

Заключение

Нейрофизиологический анализ установил, что тэта ритм - медленный «фундаментальный» ритм, прямо коррелирующий с вегетативной активностью, эмоциональными переживаниями и обусловленный активацией кортикальных проекций на таламус, доминируя у подростков с задержкой психического развития, обусловливает снижение функциональной активности нейронов головного мозга. Активацией кор-ково-лимбических структур, входящих в состав архикортекса, по-видимо-му, обусловлено эмоционально-мотивационное напряжение и негативные эмоции подростков с задержкой психического развития. Высокий уровень активности нейронов в бета-2 диапазоне передних и центральных отделов головного мозга подростков с задержкой психического развития, коррелирующий с уровнем серотонинэргической активации, указывает на задержку их психомоторного развития. При задержке психического развития выявлена своеобразная дерматоглифическая конституция, фенотипически проявляющаяся максимальной представленностью редкого узорного типа (радиальная петля) у мальчиков, и возрастанием гребневого счета и дельтового индекса у девочек.

Если по нейрофизиологическим параметрам подростки с задержкой психического развития унифицировано характеризуются снижением функциональной активности нейронов головного мозга и эмоциональ-

Табл. 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕРМАТОГЛИФИКИ

Группы ГСп ГСл тгс [)И ИГШп ИГШл

1 79,3 ±4,9 74,3 ±4,7 153,6 ±9,3 11,68 ±0,8 68,61 ±1,8 65,88 ±1,7

2 59,1 ±4,6 58,7 ± 5,8 117,8 ±9,3 9,18 ±0,5 65,31 ±1,2 67,95 ±1,3

3 63,3 ±4,4 56,9 ±4,3 120,2 ±9,2 10,5 ±0,6 63,31 ±1,0 62,32 ±1,2

4 83,5 ± 3,9 85,1 ±4,2 168,6 ±8,3 13,7 ±0,4 61,08 ±1,1 59,71 ±1,2

Р1 <0.02 >0,1 <0,05 >0,01 >0,05 >0,1

Р2 <0,05 <0,01 <0,01 >0,1 >0,1 >0,1

РЗ >0,1 >0,02 >0,1 >0,1 <0,05 >0,1

Р4 <0.02 <0,05 >0,01 < 0.001 <0,05 <0,001

Примечания: Г - гребневой счет (п-правой), (л-левой) рук; ТГС - тотальный гребневой

счет; ОН - дельтовый индекс; ИГШ - индекс гребневой ширины (п-правой) и левой (л-левой) рук. Р1 - достоверность различий у подростков общеобразовательного класса; Р2 - достоверность различий у подростков коррекционно-развивающего класса; РЗ - достоверность различий мальчиков; Р4 - достоверность различий девочек.

но-мотивационным напряжением, то дерматоглифически мальчиков характеризует наличие редко встречающегося узора - радиальной петли, девочек - возрастание гребневой плотности пальцев обеих рук и доминирование дельтовых узоров. Доминирование дельтовых узоров в дерма-тоглифической картине женского организма указывает на возможность уклонения эмбрионального процесса гребнеобразования, свойственного женскому организму, способствующего формированию уплощенной пальцевой подушечки с образованием «женского» дугового узорова. Кроме того, мальчиков характеризует представленность редкого узорного типа - радиальной петли, что представляет определенный интерес в аспекте маркерной информативности пальцевых узоров при задержке психического развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова ТФ., Никитина Т.М., ИзаакС.И., Кочеткова Н.И. Пальцевые дерматоглифы и физические особенности // Папиллярные узоры: идентификация и определение характеристик личности. М., 2012. С. 113-137.

2. Бутова О.А., Ермакова А.С. Характеристика биоэлектрической активности нейронов коры головного мозга женщин, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. Т. 10. № 3. С. 235-238.

3. Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы кор-рекционно-развивающего обучения //Дефектология. 2007. №2. С. 50-57.

4. Георгиевская Н.А. Роль серотонинергической системы в изменении биоэлектрической активности мозга при различных видах аффективных расстройств у больных с церебральным инсультом: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2013. 27 с.

5. Губарева Л. И., Соловьев А.Г, Агаркова Е.В., Гутко Т.Н., Безна-ева К.С. Психофизиологические особенности музыкально одаренных учащихся 12-20 лет// Наука. Инновации. Технологии. 2015. Вып. 4. С. 181-195.

6. Гусева И.С. Дерматоглифика как проявление конституции человека // Рос. морфол. ведомости. М. 1993. № 5-8. С. 37-42.

7. Данилова Н.Н., Ханкевич А.А. Гамма ритм в условиях различения временных интервалов//Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2001. № 1. С. 51-57.

8. Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 01. 0,8 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. Гос. per Эл № ФС 77-49965. ISSN 2304-120Х.

9. Engel J Jr, Bragin A, Staba R, Mody I. High-frequency oscillations: what is normal and what is not? // Epilepsia. 2009. Apr. 50(4). P. 598-604.

10. Cummins H., Midlo Ch. Palmar and plantar epidermal ridge configurations (dermatoglyphics) in europian-americans // Amer. J. Phys. Antropol. 1961. V. 9. P. 157-189.

11. Modur P.N., Rigdon B. Diagnostic yield of sequential routine EEG and extended outpatient video-EEG monitoring. //Clin Neurophysi-ol. 2008. Jan. 119(1). P. 190-6.

12. Santoshkumar В., Chong J.J., Blume W.T., McLachlan R.S., Young G.B., Diosy D.C., Burneo J.G., Mirsattari S. M. Prevalence of benign epileptiform variants // Clin Neurophysiol. 2009 May; 120(5). P. 856-61.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ, №4, 2016

Ватиашвили Михаил Рубенович, кандидат географических наук,доцент, научный консультант по проектам в Грузинском государственном научно-техничес-ком центре «Дельта» министерства обороны Грузии. Телефон: 8-963-391-27-48. E-mail: Miw123@mail.ru

Горбенко Иван Дмитриевич, доктор технических наук, профессор, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина. Телефон: +38-050-32-39-026. E-mail: gorbenkoi@iit.kharkov.ua .

Есина Марина Витальевна, аспирантка кафедры безопасности информационных систем и технологий, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина. Телефон: +38-095-30-35-421. E-mail: rinayes20@gmail.com.

Пономарь Владимир Андреевич, аспирант кафедры безопасности информационных систем и технологий, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина. Телефон: +38-098-45-83-131. E-mail: Laedaa@gmail.com.

Зайцева Ирина Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент, учитель лицея ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». Телефон: 8(962)40-05-213. E-mail: zirinazirina2015@yandex.ru.

Исупов Константин Сергеевич, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник кафедры электронных вычислительных машин ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Телефон: 8(953)674-39-02. E-mail: ks_isupov@ vyatsu.ru.

Рассомахин Сергей Геннадиевич, доктор технических наук, доцент кафедры безопасности информационных систем и технологий Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. Телефон: 705-10-83. E-mail: rassomakhin@ karazin.ua.

Малофей Александр Олегович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России. Телефон: 8(962)40-36-288. E-mail: yzorsv@gmail.com

Лавровская Тамила Валериевна, аспирант кафедры безопасности информационных систем и технологий ХНУ имени В. Н. Каразина. Телефон: 705-10-83. E-maillavrovska92@gmail.com.

Харечкина Юлия Олеговна, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем Ставропольского государственного аграрного университета. Телефон: (8652)63-79-26

Векпич Сергей Геннадиевич, аспирант кафедры безопасности информационных систем и технологий Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. E-mail: s.veklych@gmail.com.

Малофей Олег Павлович, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры высшей алгебры и геометрии Северо-Кавказского федерального университета. Телефон: 8(962)40-36-288. E-mail: yzorsv@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.