Научная статья на тему 'ЦЕНЗУРА КАК ЗАЩИТА ПРАВА ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ЦЕНЗУРА КАК ЗАЩИТА ПРАВА ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
свобода информации / интернет-пространство / деятельность СМИ / право на защиту от нежелательнойинформации / цензура / конституционный запрет цензуры / freedom of information / Internet space / media activity / right to protection from unwanted information / censorship / constitutional prohibition of censorship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыганкова Е. А.

влияние массовой информации на общественное сознание. Неограниченный доступ к информации как показатель свободы и как негативное влияние на социум. Право на защиту от нежелательной информации. Условия принятия мер по борьбе с нежелательной информацией, основанное на статистических данных. Цензура: проблемыпонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENSORSHIP AS PROTECTION OF THE RIGHT FROM UNWANTED INFORMATION

The influence of mass information on public consciousness. Unlimited access to information as an indicator of freedom and as a negative impact on society. The right to protection from unwanted information. Conditions for taking measures to protect from unwanted information, based on statistical data. Censorship: problemsofunderstanding.

Текст научной работы на тему «ЦЕНЗУРА КАК ЗАЩИТА ПРАВА ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

IX ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЦИФРОВОЙ МИР: ПЕРСПЕКТИВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Цыганкова Е.А.

кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических и специальных дисциплин, «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Ставропольский филиал

тт1к07@уапйех. ги

ЦЕНЗУРА КАК ЗАЩИТА ПРАВА ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация: влияние массовой информации на общественное сознание. Неограниченный доступ к информации как показатель свободы и как негативное влияние на социум. Право на защиту от нежелательной информации. Условия принятия мер по борьбе с нежелательной информацией, основанное на статистических данных. Цензура: проблемыпонимания.

Ключевые слова: свобода информации, интернет-пространство, деятельность СМИ, право на защиту от нежелательнойинформации, цензура, конституционный запрет цензуры

Введение. Век информационных технологий не позволяет представить жизнь без средств массовой информации и Интернета. При этом, далеко не всегда информация, поступающая из СМИ и интернет-пространства являетсядостоверной, объективной, не противоречащей нормам морали, нравственности, а порой и нормам права. Возникает вопрос о действии конституционной нормы о цензуре и необходимости введения ограничительных мер при распространении информации в целях защиты интересов личности и общества.

Цель статьи - проанализировать право личности на защиту от нежелательной информации, конституционный запрет цензуры, необходимость решения государством задач в области информационной политики.

В условиях быстро меняющейся политической, экономической, идеологической обстановки в мире, средства массовой информации приобретают особую значимость, поскольку в наибольшей степени влияют на общественное сознание.

Рост и скорость информационного потока, совершенствование информационных технологий обеспечивает неограниченный доступ любого человека к любой информации. С одной стороны, большое количество зарегистрированных в государстве СМИ является показателем и проявлением свободы. На практике реализуется свобода выражения мнения, свобода информации, право на доступ к информации. С другой стороны-средства массовой информации преподносят обществу любую информацию в такой форме, какую считают необходимой. Достаточно часто изложение информации порождает негативные модели социального поведения, особенно у подрастающего поколения.

В связи с этим, представляют интерес мнения ученых об образовании новых цифровых прав человека, действующих в виртуальном пространстве 1. Одним из них выступает право на защиту от нежелательной информации, которое позволяет оградить человека от незаконного контента в сети Интернет, тем самым обезопасив его от негативного влияния информации.

1 Жиленко Е.В. Цифровые права человека и цифровая безопасность в современном информационном обществе// Будущий мир, общие усилия, подлинный прогресс: материалы. междунар. научн.-практ. конф. молодых ученых (Москва, 16 апреля 2020 г.). - М., 2020; Талапина Э.В. Права человека и цифровой суверенитет// Государственная власть и местное самоуправление, 2020. № 6.

63

Реализация права на защиту от нежелательной информации призвано стать на стражу интересов личности, обеспечить безопасност ьобщественным отношениям в виртуальном пространстве.

Часть 4 статьи 29 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Данное положение непротиворечит признанию права на защиту от информации, а, наоборот, согласуется с ним, что подтверждается статьей 55 Основного закона «перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Право на защиту от нежелательной информации следует рассматривать как производное от конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Представляется необходимым остановиться на рассмотрении категории «нежелательности» информации. В соответствии со словарем С.И. Ожегова нежелательный трактуется как неподходящий, неприятный, вредный1. Следовательно, речь идет об ограничении информации, приводящей к нежелательным и вредным последствиям, наносящим урон нормальной жизнедеятельности личности или обществу в целом. Отсутствие механизмов сдерживания нежелательной информации в информационном пространстве неизбежно приводит к распространению материалов, носящих клеветнический, пропагандистский или экстремистский характер, что противоречит действующему законодательству, угрожает стабильности конституционного строя, безопасности граждан, наносит им психологическийурон.

Однако, органам власти следует принимать меры по борьбе с нежелательной информацией только в том случае, если само общество одобряет запрет на распространение такой информации.

Так, на основании аналитического исследования ВЦИОМ, половина россиян придерживаются мнения, что нужно блокировать любую недостоверную информацию в Интернете (51%). Четверть считают, что нужно блокировать только ту недостоверную информацию, которая представляет серьезную угрозу (23%), а еще 14% придерживаются мнения, что блокировке должна подлежать даже потенциально вредная информация.

Почти половина наших соотечественников затруднились оценить действия со стороны государства по контролю за достоверностью информации в Интернете (48%). Одобряют их 29% опрошенных, не одобряют - 19%, чаще активные пользователи Интернета (24%).

При этом более половины россиян считают блокировку аккаунтов или личных страниц пользователей допустимой при публикации провокационных или недостоверных сообщений (52%). 49% опрошенных уверены, что подобные блокировки можно считать цензурой. Таким образом, каждый второй опрошенный в России высказывается в поддержку цензуры в социальных сетях2.

Впервые в истории России цензура была прямо запрещена частью 5 статьи 29 Конституции РФ3.

Конвенция по правам человека содержит следующую формулировку: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение без какого-либо вмешательства со стороны

1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд. перераб. - М., 2014.

2 Аналитический обзор ВЦИОМ за 2021 год. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor (дата обращения: 08.11.2022).

3Мушаков В.Е. Право на защиту от нежелательной информации в Российской Федерации// Актуальные вопросы развития государственности и публичного права: материалы VII международной научно-практической конференции. - СПб., 2021.

публичных властей»1. При буквальном толковании данной нормы можно сделать вывод: процесс реализации свободы выражения мнения должен проходить без процесса изъятия какой-либо части информации. Можно предположить, что в данном документе идет речь о запрете цензуры.

В толковом словаре С.И. Ожегова цензура определяется как система государственного надзора2. В.Д. Зорькин указывает, что запрет цензуры распространяется не только на свободу массовой информации, но и является содержанием всех основных прав и свобод. Складывается понимание того, что под запретом цензуры следует подразумевать запрет цензуры не только в отношении деятельности средств массовой информации, но и в иных сферах, связанных с распространением какой-либо информации3.

Таким образом, цензуру в общепринятом смысле можно понимать как контрольно-надзорный институт или как процесс изъятия какой-либо части информации по различным мотивам. Субъект изъятия при этом не определен.

При анализе законодательного ограничения цензуры, приходим к выводу, что статья 3 Закона «О средствах массовой информации» определяет цензуру как требование от редакции СМИ предварительно согласовывать сообщения и материалы и налагать запрет на их распространение. Подобное понимание цензуры содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФот 15.06.2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Указание на необходимость контроля со стороны редакции, дает основание трактовать понятие «запрет цензуры» узко и понимать, исключительно, как запрет цензуры в СМИ.

В тоже время, применение цензуры допускается в ряде федеральных нормативно-правовых актов: Уголовно-исполнительном кодексе РФ, Федеральных законах «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О противодействии экстремистской деятельности», Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Представляет интерес Указ Президента РФ от 09.09.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.», в котором не содержится указания на запрет цензуры, а обеспечение свободы выбора средств получения знания при работе с информацией сочетается с приоритетом традиционных российских духовно-нравственных ценностей4. Это указывает на то, что запрет цензуры, как базовый принцип регулирования свободы информации, на современном этапе не является приоритетным.

Мы поддерживаем позицию И.А. Панкеева и А.А. Тимофеева, которые отмечают: «Никто не сомневается в том, что информация - это общественное благо. Но свобода не есть вседозволенность, а информация тогда благо, когда она правдива, достоверна и не наносит вреда. Никакая свобода не может быть оправданием пропаганды ненависти и насилия. Но отсутствие должной ответственности в некоторых случаях может привести к злоупотреблению свободой массовой информации. Ограничительная политика государства как раз направлена на недопущение этого»5.

Таким образом, цензура, согласно Конституции РФ, запрещена. Однако требуется законодательная регламентация вопроса: что следует признавать цензурой, а что -

1 О защите прав человека и основных свобод: Конвенция (Рим, 4 ноября 1950 г.)// Собрание законодательства РФ, 2001. № 2. Ст. 163.

2Хамнуев Ю.Г., Тетерин А.Н. О чем говорит конституционный запрет цензуры// Сибирский юридический вестник, 2019. № 3(86).

3Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2013.

4 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203// Собрание законодательства РФ. 2017, № 20. Ст. 2901.

5 Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Тенденции государственного регулирования российских СМИ: правовой аспект// Вопросы теории и практики журналистики, 2020. Т.9. № 2.

допустимым контролем, который необходим и соответствует ценностям демократического общества, объективно направлен на охрануобщественной безопасности.

Литература:

1. Аналитический обзор ВЦИОМ за 2021 год. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor (дата обращения: 08.11.2022).

2. Жиленко Е.В. Цифровые права человека и цифровая безопасность в современном информационном обществе// Будущий мир, общие усилия, подлинный прогресс: материалы. междунар. научн.-практ. конф. молодых ученых (Москва, 16 апреля 2020 г.). - М., 2020.

3. Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2013.

4. Мушаков В.Е. Право на защиту от нежелательной информации в Российской Федерации// Актуальные вопросы развития государственности и публичного права: материалы VII международной научно-практической конференции. - СПб., 2021.

5. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция (Рим, 4 ноября 1950 г.)// Собрание законодательства РФ, 2001. № 2. Ст. 163.

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203// Собрание законодательства РФ. 2017, № 20. Ст. 2901.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд. перераб. - М., 2014.

8. Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Тенденции государственного регулирования российских СМИ: правовой аспект// Вопросы теории и практики журналистики, 2020. Т.9. № 2.

9. Талапина Э.В. Права человека и цифровой суверенитет// Государственная власть и местное самоуправление, 2020. № 6.

10. Хамнуев Ю.Г., Тетерин А.Н. О чем говорит конституционный запрет цензуры// Сибирский юридический вестник, 2019. № 3(86).

References:

1. Analiticheskij obzor VCIOM za 2021 god. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor (data obrashcheniya: 08.11.2022).

2. ZHilenko E.V. Cifrovye prava cheloveka i cifrovaya bezopasnost' v sovremennom informacionnom obshchestve// Budushchij mir, obshchie usiliya, podlinnyj progress: materialy. mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. molodyh uchenyh (Moskva, 16 aprelya 2020 g.). - M., 2020.

3. Zor'kin V.D. Kommentarijk Konstitucii Rossijskoj Federacii. - M., 2013.

4. Mushakov V.E. Pravo na zashchitu ot nezhelatel'noj informacii v Rossijskoj Federacii// Aktual'nye voprosy razvitiya gosudarstvennosti i publichnogo prava: materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - SPb., 2021.

5. O zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod: Konvenciya (Rim, 4 noyabrya 1950 g.)// Sobranie zakonodatel'stva RF, 2001. № 2. St. 163.

6. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gg.: Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203// Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017, № 20. St. 2901.

7. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka/ Pod red. L.I. Skvorcova. - 28-e izd. pererab. - M., 2014.

8. Pankeev I.A., Timofeev A.A. Tendencii gosudarstvennogo regulirovaniya rossijskih SMI: pravovoj aspekt// Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2020. T.9. № 2.

9. Talapina E.V. Prava cheloveka i cifrovoj suverenitet// Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2020. № 6.

10. Hamnuev YU.G., Teterin A.N. O chem govorit konstitucionnyj zapret cenzury// Sibirskij yuridicheskij vestnik, 2019. № 3(86).

CENSORSHIP AS PROTECTION OF THE RIGHT FROM UNWANTED INFORMATION

Tsygankova E.A.

PhD in Law, Associate Professor of the Department legal and special disciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Stavropol branch sarik07@yandex.ru

Abstract: The influence of mass information on public consciousness. Unlimited access to information as an indicator of freedom and as a negative impact on society. The right to protection from unwanted information. Conditions for taking measures to protect from unwanted information, based on statistical data. Censorship: problemsofunderstanding.

Keywords: freedom of information, Internet space, media activity, right to protection from unwanted information, censorship, constitutional prohibition of censorship

Для цитирования: Цыганкова Е.А. Цензура как защита права от нежелательной информации// Архонт, 2023. № 1(34). С. 63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.