Научная статья на тему 'ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ФУНКЦИИ ЦЕН'

ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ФУНКЦИИ ЦЕН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1742
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / КОНКУРЕНЦИЯ / ФУНКЦИИ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жильцова Э.Л.

Развитие рыночной экономики во многом зависит от сложившейся цены на товар или услугу. Совершенно очевидно, что цена выступает в как одна из главных единиц в формировании рыночного механизма. Для дальнейшего успешного развития рыночной экономики необходимы новые методы, принципы и подходы к ценообразованию и формированию модели цены, которые должны отличаться от принципов построения цен в централизованной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ФУНКЦИИ ЦЕН»

Жильцова Э.Л. аспирант

Воронежская государственная лесотехническая академия Россия, г. Воронеж ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ФУНКЦИИ ЦЕН Аннотация. Развитие рыночной экономики во многом зависит от сложившейся цены на товар или услугу. Совершенно очевидно, что цена выступает в как одна из главных единиц в формировании рыночного механизма. Для дальнейшего успешного развития рыночной экономики необходимы новые методы, принципы и подходы к ценообразованию и формированию модели цены, которые должны отличаться от принципов построения цен в централизованной экономике.

Ключевые слова: Цена, экономическая единица, конкуренция, функции цен.

Цены в условиях рынка являются инструментом конкуренции, перераспределения ресурсов и капитала; очевидно, что они формируются не только под влиянием спроса и предложения, но испытывают на себе множество самых разнообразных факторов.[2]

Существует ряд экономической литературы, в которой приведено множество определений «цены»:

Цена - это количество денег, которое покупатель готов заплатить продавцу за приобретаемый товар. Цена является рыночной характеристикой товара: в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей[3].

Рыночная цена - это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческим соображениями. [4]

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4, ст. 40 НК РФ).

Цена - сложная динамическая система денежной оценки товара, в основе которой лежат стоимость и полезность продукта, а ее конечная величина определяется рядом рыночных и нерыночных факторов (соотношением спроса и предложения, видом конкурентной борьбы, инфляцией, жизненным циклом товара, ценовой психологией, экономической политикой государства и другими факторами). [1]

Дать точное и единое понятие определения «цены» невозможно, однако мы попытались дать свое определение цены: «Цена - это сложная исторически сложившаяся экономическая категория, которая является формой и мерой существования товара, она выступает в качестве денежной оценки стоимости товара или услуги под воздействием различных факторов,

в разные периоды времени, в основе, которой лежат три парадигмы товара (трудовая, меновая и потребительская стоимости).

Цена - являясь сильной экономической единицей, активно участвует в разрешении достаточно многих социально-экономических и политических задач, и именно поэтому и государство, и субъекты рынка используют все качества цены в своих действиях. Место цен на микро - и макроуровне проявляется с помощью функций. В экономической литературе существует целый ряд различных функций цен: измерительная, соизмерительная, учетная, регулирующая, распределительная, внешнеэкономическая функция, стимулирующая, функция критерия рационального размещения производства. На практике большинство экономистов выделяют и другие виды функций. Например, А.Ф. Шишкин выделяет социальную функцию, которая показывает изменение рыночных цен, вызывает перераспределение доходов и расходов населения, изменения в семейном бюджете, повышает или снижает доступность различных видов товара, социальных благ и услуг.[6] По нашему же мнению социальную функцию вполне можно объединить с распределительной, а так же предложенную А.Ф. Шишкиным стимулирующую - с регулирующей.

Несмотря на то, что функции цен, зачастую противоречат друг другу, в совокупности они представляю собой единое целое. Проведя анализ имеющихся функций, на наш взгляд можно выделить следующие основные виды функций, которые имеют ряд наиболее общих и характерных свойств для любого вида цен: учетно-измерительная, регулирующая (балансирующая), распределительная.

1. Учетно-измерительная. Цена выступает экономическим инструментом, который позволяет перевести мир разнообразных и многообразных товаров из натурально-вещественной формы в денежную оценку (стоимостной учет). Цена же выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. На практике с помощью учетно-измерительной функции исчисляются все стоимостные показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем произведенной и реализованной продукции и т. д. Она участвует в расчете качественных показателей, таких как производительность труда, рентабельность, фондоотдача и т. п.

2. Распределительная. За счет цен происходит распределение и перераспределение доходов. Говоря иначе, распределительная функция цены означает, что с ее помощью происходит перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями экономики, секторами, районами страны, предприятиями и различными социальными группами людей и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. По мнению Есипова В.Е., [5] функция, заключается в том, что за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влияет на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращение избыточного товара;

3. Регулирующая. Здесь цена проявляет себя как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя (продавца) товаров и потребителя (покупателя). Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравновешивание спроса и предложения и не возникает никаких стимулов для изменения объема предложения, спроса и величины цены) устанавливается в результате взаимодействия силы предложения и спроса.

Дополнительно к ряду уже названным функциям, рассматривая цену как инструмент воздействия на человека, можно добавить психологическую функцию цены. Данная функция может проявляться в форме маркетингового хода. Проводятся маркетинговые исследования рынка продовольствия. Изучается спрос и предложение на продукцию, заключаются договоры между потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов.

Использованные источники:

1. Четвертакова, В.П. Цены и ценообразование в функционировании и развитии АПК [Текст]: монография / В.П. Четвертакова; Воронеж. гос. лесотехн. академия. - Воронеж: гос. ун-та, 2003. - 240 с.

2. Салимжанов, И.К. Цены и ценообразование [Текст]: учебник для вузов / ред. И.К. Салимжанов. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. - 304 с.

3. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. - 256 с.

4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004.

5. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование [Текст]/В.Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2002. - 464с.

6. Шишкин, А.Ф., Шишкина, Н.В. Экономическая теория: учебник для вузов. В 2 т. Т. 2. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 711 с.

Жолобов А.Ф., к.э.н. индивидуальный предприниматель основной вид деятельности - развитие информационных технологий в системе АПК Ростовская область, п. Зерноград

Толмосов В.В.

главный спец. отдела аналитических исследований министерства сельского хозяйства Ростовской области

Россия, г. Ростов-на-Дону ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АПК

АННОТАЦИЯ

Реформы 1991 года привели к полному демонтажу прежних экономических отношений, основу которых составляла общегосударственная форма собственности. Эти реформы затронули

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.