Научная статья на тему 'Центры мирового хозяйства и страны Юго-Восточной и Восточной Азии: особенности современного развития'

Центры мирового хозяйства и страны Юго-Восточной и Восточной Азии: особенности современного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4150
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (ЮВА) / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центры мирового хозяйства и страны Юго-Восточной и Восточной Азии: особенности современного развития»

© Былиняк С.А.

ИВ РАН

ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

В экономическую литературу прочно вошло такое понятие как decouple (uncouple), которое на русский язык переведено как расцепление. Этим обозначен процесс становления новых отношений между центром мирового хозяйства и его периферией, в рамках которого влияние событий, происходящих в центре, на периферию ослабевает. В ежегодном обзоре Азиатского банка развития за 2007 г. дается следующая трактовка этому явлению: «Расцепление можно определить как появление динамики экономического цикла, которая сравнительно независима от трендов глобального спроса и приводится в движение главными автономными изменениями внутреннего спро-са»1. При этом сторонники теории расцепления под «внутренним спросом» имеют в виду не только, и даже не столько тренды в рамках отдельной страны, сколько всей периферийной экономики. Следовательно, речь идет о таком глобальном явлении как отношения между центром мирового хозяйства и его периферией. Теория расцепления основывается на следующих явлениях, происходящих в мировой экономике.

Во-первых, страны, которые принято относить к периферии мирового хозяйства, в новом веке оказывают возрастающее влияние на мировую экономику.

Во-вторых, взаимные экономические связи между странами третьего мира имеют тенденцию к росту и укреплению.

В-третьих, периферия мирового хозяйства в гораздо меньшей степени, чем ее центр оказалась подвержена глобальному экономическому кризису, начавшемуся в 2007 г. в результате ипотечного кризиса в США. Данный кризис, если и затрагивает периферийные страны, то пока лишь по касательной, не отражаясь серьезно на их воспроизводстве.

Министры финансов стран «восьмерки» на своем совещании в первой половине 2008 г. назвали успешно развивающиеся

страны, несмотря на кризис, «островками стабильности», хотя и оговорились, что не дают гарантии, что они таковыми останутся. Но, во всяком случае, на момент, когда пишется эта статья, в рассматриваемых нами странах ЮВВА не ощущается серьезного напряжения в связи с глобальным кризисом. Хотя, например, напряженность на мировом финансовом рынке (нехватка ликвидности, удорожание заемных средств и т.п.) не может не влиять на страны, интегрированные в этот рынок.

Во всяком случае, кризис усилил позиции тех, кто придерживается теории расцепления. Но, конечно, речь идет не о всей периферии мирового хозяйства, а только о странах добивающихся успехов в своем экономическом развитии. Это, прежде всего страны БРИК (Китай, Индия, Бразилия, Россия), а также большинство стран ЮВВА, некоторые из которых по принятым экономическим критериям (ВВП на душу населения) уже вошли в ряды развитых стран (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Ю. Корея).

Расцепление вносит коррективы в привычную нам систему ассиметричной зависимости между центром и периферией мирового хозяйства. Поэтому постараемся несколько детализировать этот процесс.

МВФ определяет вклад Китая за 2002-2006 гг. в глобальный экономический прирост ВВП в размере Китая, Индии, Бразилии и России (страны БРИК) в На все развивающиеся страны приходится % этого прироста2.

Но такая структура экономического роста влияет на его качество, поскольку экономика на периферии мирового хозяйства более ресурсоинтенсивна, чем в его центре. Развитие мировой экономики происходит пока в большей степени на основе индустриальной, а не постиндустриальной модели. Заметно улучшение условий торговли сырьем по соотношению индексов цен различных товаров. Это дает некоторые (возможно временные) преимущества экспортерам сырья. Но не колеблет стратегических сравнительных преимуществ экспортеров готовых изделий.

ТЛ _ О _ _ О

В послевоенный период первоначально рост мировой торговли нарастал в основном благодаря углублению промышленного разделения труда и промышленной кооперации компаний

из развитых стран (ТНК). Доля же развивающихся стран падала, поскольку они в то время являлись в основном производителями сырья и сельскохозяйственных товаров, удельный вес которых в мировой торговле по ряду известных причин снижался.

Однако уже в 70-х гг. прошлого века начинается трансплантация производственных мощностей на периферию. Вначале это были простейшие трудоемкие виды производства, но они дали мощный толчок развитию более сложного экспортного промышленного производства в развивающихся странах. В этом отношении, как известно, особенно преуспел регион ЮВ-ВА, где экспорториентированная модель лежала в основе стратегии развития.

С начала нового века рост мировой торговли примерно уже на У стал обеспечиваться развивающимися странами. Хотя значительную часть этой торговли обеспечивают ТНК, перенесшие свое производство на периферию и продолжающие делать это.

Расцепление проявляется также в том, что торговля и другие формы внешнеэкономических связей между развивающимися странами растут более высокими темпами, чем их связи с центрами мирового хозяйства. В ряде регионов, в том числе в ЮВВА, усиливаются региональные экономические связи. В результате этого экономические циклы в центрах мировой экономики оказывают затухающее воздействие на экономику периферии, хотя, конечно, было бы опасно недооценивать их как с позитивной, так и негативной позиции. Авторы отмеченного обзора МВФ объясняют расцепление успехами периферийных стран в проведении экономических реформ и внедрением в производство передовой технологии, а также эффективной интеграцией в мировую экономику. Это позволило повысить производительность труда и внедрить интенсивные формы экономического роста. Как известно, в прошлом, незадолго до финансового кризиса 1997-1998 гг. ряд западных исследователей жестко критиковали азиатскую модель развития, в рамках которой экономический рост обеспечивался экстенсивными факторами, прежде всего масштабными финансовыми вливаниями.

В связи с чем им предрекался экономический крах3. Но этим прогнозам не суждено было сбыться.

Сам по себе термин decouple (расцепление) представляется нам несколько категоричным. Можно проследить многие важные направления, по которым центр оказывает сильное влияние на периферию. Отметим хотя бы громадное научнотехническое превосходство центра над периферией. Но очевидно и другое - периферию уже нельзя воспринимать как некое аморфное образование сильно зависимое от центра и крайне болезненно реагирующее на все сбои в этом центре. Многие развивающиеся страны оказались вполне восприимчивы к научно-техническому прогрессу, способными проводить реформы, не потрясая при этом основ экономики, эффективно адаптироваться к процессам, протекающим в мировой экономике. И эту позицию разделяют экономисты, исследующие процесс расцепления. Но заметим еще раз, большое число развивающихся государств относится к категории стран с низким уровнем дохода на душу населения, по принятым критериям - менее 750 долл. ВВП на одного жителя. Они не в состоянии поддерживать воспроизводство без крупных финансовых вливаний со стороны Запада. Поэтому в отношении их сохраняются прежние устои экономической зависимости. К проблемным с экономической точки зрения относятся и некоторые страны ЮВВА.

Несмотря на то, что экономический рост в странах ЮВВА ниже, чем это было до финансового кризиса, о чем мы писали в ранее вышедших сборниках по итогам конференции, процесс расцепления этого региона, или, ослабление его ассиметрич-ной зависимости от центра, происходит и будет происходить. Это обусловлено тем, что темпы экономического роста стран региона, по имеющимся прогнозам, будут значительно выше, чем в центрах мирового хозяйства. Регион будет и впредь рассматриваться в качестве привлекательной сферы приложения трансграничного капитала, а также территории, на которую выгодно осуществляется трансплантация производственных мощностей из центров мирового хозяйства. Для процесса расцепления в том смысле как его понимают сторонники этой теории, чрезвычайно важно наличие таких теперь уже можно сказать

мировых центров экономики как Китай и Индия. Китай и азиатские НИС в мировой экономике уже представлены не только в качестве импортеров, но и экспортеров капитала. Это позволяет усилить региональные экономические связи с вытекающими отсюда последствиями для процесса расцепления.

Расцепление является объективным экономическим явлением. Оно вытекает из логики развития мирового хозяйства. Но привнесение в него сильных политических мотивов с целью ускорения процесса было бы контрпродуктивно. Особенно осторожны должны быть политики в периферийных странах во время кризисов в центрах мирового хозяйства, когда внешние риски усиливаются.

В следующей таблице приведены данные в известной мере характеризующие отмеченные тенденции.

По прогнозу МВФ, в 2008-2009 гг. темпы роста развитых стран, особенно США, - эпицентра глобального финансового кризиса, значительно снизятся. Ряд исследователей предвидят даже рецессию, т. е. минусовые темпы роста. Некоторое падение темпов роста предполагается и в развивающихся странах, в т.ч. и азиатских (см. табл. 1), но все равно они окажутся намного выше, чем в развитых странах. Китай и Индия, несмотря на некоторое снижение темпов, все равно будут выполнять роль важных двигателей мировой экономики. В странах АСЕАН-5, являющихся стержнем этой группировки, темпы роста останутся на среднем за предшествующие пять лет (в 5-6%). Более детальный анализ воспроизводства в этих странах с учетом страновых особенностей будет представлен ниже.

Таблица 1

Темпы роста ВВП и внешней торговли*

___________________(в %)____________________________

Годы 2006 2007 2008** 2009**

I. Мировой ВВП 5,0 4,9 3,7 3,8

Развитые страны 3,0 2,7 1,3 1,3

США 2,9 2,2 0,5 0,6

Еврозона 2,8 2,6 1,4 1,2

Япония 2,4 2,1 1,4 1,5

Развивающиеся страны 7,8 7,9 6,7 6,6

Азия 9,6 9,7 8,2 8,4

АСЕАН-5 5,7 6,3 5,8 6,0

Китай 11,1 11,4 9,3 9,5

Индия 9,7 9,2 7,9 8,0

Россия 8,2 8,5 7,0 6,5

II. Мировая торговля (товары и услуги) 9,2 6,8 5,6 5,8

Импорт

Развитые страны 7,4 4,2 3,1 3,7

Развивающиеся страны 14,4 12,8 11,8 10,7

Экспорт

Развитые 8,2 5,8 4,5 4,2

Развивающиеся 10,9 8,9 7,1 8,7

* IMF. World Economic Outlook April 2008, p. 1.

** Прогноз

Можно предположить, что глобальный кризис усилит процесс расцепления, который, по мнению исследователей из МВФ, как уже отмечалось, начался еще с середины 80-х гг. прошлого века, хотя явно он обозначился сравнительно недавно, и этому сильно помог глобальный кризис, начавшийся в

2007 г.

Но эти же исследователи, придерживающиеся жесткого варианта расцепления (в отличие, например, от экспертов из Азиатского банка развития) отмечают «что хотя воздействие развитых экономик на развивающиеся значительно ослабело с середины 80-х гг., оно все еще значительно»4. И такие примеры этого налицо. К таким странам, серьезно пострадавшим от глобального кризиса, относят, например, Казахстан, обладающий большими запасами углеводородов, успешно реализовавший рыночные реформы и демонстрировавший темпы роста ВВП, превышающие 10%, но оказавшийся в очень уязвимом положении. Накануне кризиса происходило перекредитование его эко-

номики за счет внешних кредитов. Произошел банковский кризис с резким спадом экономического производства. Ситуация сильно напоминает азиатский финансовый кризис, произошедший ровно на десять лет раньше.

Можно заметить, что страны ЮВВА извлекли урок из своего кризисного опыта, и их финансовая политика отличалась скорее консерватизмом, а не агрессивностью. Поэтому глобальные финансовые потрясения не представляли для них большой опасности.

Глобальный финансовый кризис усилил волатильность рынка ценных бумаг в развитых странах. А поскольку формирующиеся фондовые рынки во многих развивающихся странах открыты для инвесторов-нерезидентов, то импульсы с развитых фондовых рынков моментально передаются на формирующиеся рынки. Но из-за того, что эти рынки слабо развиты, преобладающее большинство компаний не зарегистрировано на них, а инвесторы-нерезиденты предпочитают иметь дело только с высоколиквидными ценными бумагами (“голубыми фишками”), то и при быстро передающихся колебаниях из центра на периферию, влияние волатильности на реальный сектор периферийных стран не ограничено.

Однако ряд национальных периферийных финансовых рынков проявляют стремление к тому, чтобы трансформироваться в финансовые центры мирового значения. В данной сфере уже обозначилась серьезная конкуренция5.

Цель формирования мирового финансового центра также поставили российские власти. Такой рынок позволил бы привлечь на более выгодных условиях инвесторов-нерезидентов, улучшить инвестиционный климат в стране. Но мировой финансовый рынок крайне спекулятивен, и образование финансового центра мирового значения усилило бы внешние риски. Таким образом, наряду с расцеплением действуют механизмы, связанные с глобализацией мирового хозяйства. Расцепление в известной мере амортизирует влияние негативных импульсов, распространяемых из центров мировой экономики на периферию. Но каждой стране присущи свои особенности развития и своя система внешних рисков. Поэтому глобальный процесс расцепления не гарантирует отдельным развивающимся стра-

нам свободы от внешних рисков, особенно в те периоды, когда центры мировой экономики переживают кризис. Сам термин decouple - расцепление представляется не совсем адекватным произошедшим изменениям. Видимо, более правомерно было бы говорить об изменении механизма взаимозависимости, имея при этом в виду не только ослабление влияния циклов в развитых странах на развивающиеся, но и усиление роли периферии в мировой экономике.

* * *

После принципиальных оценок экономического развития периферийных стран в новых мирохозяйственных условиях, остановимся на особенностях социально-экономических процессов в отдельных странах Юго-Восточной Азии и азиатских НИС-I (Ю. Корея, Гонконг, Тайвань) не входящих в этот субрегион, но тесно с ним связанными. Данное изложение основано на материалах Азиатского банка развития6.

В 2000-2006 гг. экономика стран ЮВА, в данном случае представленная АСЕАН-5, а также Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом, развивалась темпами примерно в 6% годовых. Такие темпы, видимо, будут сохраняться и в последующие несколько лет.

В 2006 г. в канун глобального финансового кризиса, экспорт в номинальном выражении вырос на 18%, сыграв важную роль в стимулировании экономического роста региона. Темпы увеличения экспорта из Вьетнама, Камбоджи и Лаоса были выше средних субрегиональных. Динамичный внешний спрос обеспечивал этим странам соответствующий прирост ВВП. В Камбодже этот показатель достиг 10%, по оценке АзБР в 20072008 гг., в условиях глобального кризиса, он понизится лишь на 1%. На уровне примерно в 9% предвидится экономический рост во Вьетнаме. Более низкими темпами - в 5-6% годовых будет развиваться Лаос.

Упомянутые государства относятся к странам с низким уровнем развития, для которых, как уже упоминалось, социально-экономические проблемы, связанные с преодолением отсталости, стоят очень остро. Однако об упомянутых странах ЮВА можно сказать, что они эффективно используют свои сравнительные преимущества, обусловленные, прежде всего

низким уровнем зарплаты. Отмечена, в том числе, трансплантация производства трудоемких товаров из более развитых стран региона, где зарплата и другие издержки производства уже достаточно высоки, в менее развитые страны. Однако лицо региона представляет группа, именуемая как АСЕАН-5, а также НИС-І, на которых мы и остановимся подробнее.

Среди стран асеановской пятерки у Индонезии самый низкий экономический потенциал, измеряемый в том числе и ВВП на душу населения. Больше других Индонезия пострадала и от финансового кризиса, когда доля необслуживаемых долгов приближалась к половине от их общей массы, а падение производства в 1998 г. составило около 15%.

В настоящее время финансовые показатели близки к нормативным, необслуживаемые долги составляют около 7% от их суммы, темпы роста находятся на уровне средних по АСЕАН, но перед страной, тем не менее, стоят серьезные социальноэкономические проблемы.

Решение их может быть достигнуто только путем массированных капиталовложений. Но пока их вклад, как в текущий экономический рост, так и перспективное развитие недостаточен. Темпы роста ВВП в 2006 г. составили 5,5% против 5,7% в

2005 г. и 5,0% в 2004 г. Наибольший вклад в экономический рост внесли частное потребление и экспорт (нефть, газ и т. д.), который вырос более чем на 9%.

Доля инвестиций в ВВП составила 24%. Это больше уровня 2002 - 2003 гг., когда они упали до 18%. Но значительно ниже докризисных показателей (30% и выше). Инвестиционный климат в стране неблагоприятен как для внутренних, так и внешних инвесторов. В 2006 г. произошло даже существенное сокращение (на 1/3) инвестиций за счет сокращения внутренних источников. Однако предполагается принятие мер направленных на улучшение инвестиционного климата в стране, в том числе снижение процента по кредитам. Предполагается, что уже в ближайшие годы капиталовложения в экономику страны возрастут.

Эти усилия по достоинству оценены рейтинговыми агентствами, которые повысили суверенный рейтинг страны. Однако он еще далек от инвестиционного уровня.

Тем не менее, эксперты из АзБР отмечают, что зависимость Индонезии от внешних шоков уменьшается, что связано в том числе с более эффективным управлением внешнего долга. Долговое бремя Индонезии составляет около 35% от ВВП, и по этому показателю ее можно причислить к странам со средним уровнем задолженности. Долговые платежи равны примерно 20% ВВП. Это высокий показатель. С одной стороны, он свидетельствует о том, что стране приходится отвлекать значительную часть своих ресурсов на обслуживание внешнего долга. Но, с другой стороны, говорит об ее долговой устойчивости, поскольку она обслуживает долг, не прибегая к его урегулированию.

Торговый и текущий платежный баланс Индонезии в текущем десятилетии сводится с положительным сальдо и имеет тенденцию к росту. Это также способствует нормальному процессу обслуживания внешнего долга. Бюджетный дефицит в Индонезии колеблется в пределах 1 - 1,5% ВВП. В результате консервативной бюджетной политики государственный долг (внутренний и внешний) сократился с 60% ВВП в 2002 г. до 40% в 2006 г. Однако из-за ограниченности государственных средств расходы на здравоохранение, образование, социальные нужды находятся на низком уровне. 42% индонезийцев живут за чертой бедности, их ежедневные расходы не превышают 1 -2 долл. На уровне жизни бедных слоев населения серьезно отразился произошедший за последние годы рост цен на рис. По оценке АзБР темпы роста ВВП в 2007 г. составят 6,0%, 2008 г. - 6,3%, инфляция соответственно 6,2 и 6,1%, профицит баланса по текущим операциям по отношению к ВВП 1,0 и 0,7%.

По оптимистичному правительственному прогнозу, на ближайшие 5 лет среднегодовые темпы роста ВВП в Индонезии должны достигнуть 7 - 8%. Однако эксперты АзБР склонны считать эти данные завышенными. По их мнению, эти показатели будут ниже 6%.

Темпы роста ВВП Малайзии выглядят следующим образом: (* прогноз)______________________________________

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007* г. 2008* г.

4,4 5,5 7,2 5,2 5,9 5,4 5,7

При этом инфляция не превышает 3%. Частное потребление вносит за последние годы наибольший вклад в экономический рост. Так, в 2006 г. оно обеспечило 3,5% прироста. Высокий спрос стимулировался также частными инвестициями, их прирост в 2006 г. составил 11%. Однако увеличение инвестиций (частных и государственных) обеспечило в этом году прирост ВВП лишь на 1,7%. Поэтому нынешнюю модель развития Малайзии, в отличие от докризисной, нельзя назвать инвестиционной. Однако правительство страны, приняв Девятый план развития Малайзии на 2006 - 2010 гг., рассчитывает значительно увеличить капиталовложения в экономику как путем стимулирования частного инвестирования, так и за счет прямых государственных капиталовложений.

Хотя Малайзия является чистым экспортером нефти и газа и правительство субсидирует розничные цены на энергетические ресурсы, однако повышение цен на энергоносители способствовало росту инфляции, которая все же не превысила 3,5%. Используя монетарные механизмы, правительство предполагает не допустить повышение инфляции и даже несколько ограничить ее. Однако если иметь в виду стремительный рост цен на энергоносители в 2007 - 2008 гг., то думается, что эти замыслы будет трудно реализовать.

Во время финансового кризиса Малайзия, как известно, в отличие от своих соседей придерживалась режима фиксированного курса валюты, несмотря на давление извне (МВФ). Это помогло ей минимизировать потери от кризиса. Однако в новых условиях она приняла решение усилить рыночные механизмы валютного регулирования и в 2006 г. перешла к режиму управляемого плавания валютного курса.

Экспорт Малайзии вырос с 15 млрд. долл. в 2002 г. до 35 млрд. долл. в 2006 г. Однако динамика его неустойчива, поскольку определяется экспортом электронных и электротехнических товаров. На них приходится половина от общего объема экспорта. Весомый вклад в увеличение экспорта внесло повышение цен на энергоносители и некоторые экспортируемые Малайзией сельскохозяйственные товары. Торговый баланс Малайзии часто, но не всегда, сводится с положительным сальдо.

Особенность импорта Малайзии заключается в том, что значительная доля его приходится на промежуточные продукты, используемые при сборке готовых изделий электроники.

Баланс текущих операций Малайзии регулярно сводится с большим превышением валютной выручки над валютными затратами. За последние годы профицит этого баланса превышает 10% ВВП. Валютные резервы этой небольшой страны приближаются к 100 млрд. долл.

Предполагается, что частное потребление и впредь будет поддерживать экономический рост, однако не столь активно как это было до недавнего времени. Поэтому необходимо усиливать другие стимулы экономического роста, особенно инвестиции. В 2000 - 2006 гг. частные инвестиции составляли лишь 12% ВВП, в то время как в докризисные годы они достигали 30%. Как уже отмечалось, в 2006 г. в Малайзии был принят пятилетний план, который оценивается как весьма амбициозный. По этому плану большая роль отводится государству в экономической сфере. Оно должно проводить активную инвестиционную политику, прежде всего в сфере инфраструктуры, стимулировать частные инвестиции, поддерживать внутренний спрос.

Предполагается продолжить реформирование банковской системы и тем самым укрепить финансовую сферу. Будет стимулироваться развитие исламских банков. Провозглашено, что к 2020 г. Малайзия должна стать развитой страной.

В Таиланде за последние годы экономический рост был неустойчив. Темпы роста ВВП в 2003 г. составили 7,1%, в 2004 г. - 6,3%, в 2005 г. снизились до 4,5%, в 2006 г. составили 5,0%, по имеющимся оценкам на 2007 г. и 2008 г. они будут равны соответственно 4,0% и 5,0%. На экономику страны большое влияние оказывали политические факторы и природные катаклизмы. Эти факторы также отражались на инвестиционном процессе, многие запланированные проекты не были реализованы, в том числе в инфраструктуру, слабость которой тормозит экономический рост.

Инфляция в 2006 г. составила 4,6%, это был самый высокий рост цен с 2000 г. В связи с этим центральный банк Таиланда повысил ставку рефинансирования до 5%, что должно

снизить инфляцию до 2,5%. Но одновременно удорожание кредита снижает стимулы экономического роста.

Экспорт Таиланда демонстрирует высокие темпы роста (17% в 2006 г.) благодаря хорошей конъюнктуре на мировом рынке на традиционные товары таиландского экспорта (рис, каучук и др.). Импорт, напротив, имеет тенденцию к уменьшению из-за сжатия как потребительского, так и инвестиционного спроса. В результате торговый баланс с 2006 г. сводится с положительным сальдо, в то время как ранее он был дефицитен. В результате этого, а также благодаря притоку иностранного капитала, в стране происходит быстрый рост валютных резервов. Последние увеличились примерно с 35 млрд. долл. в 2002 г. до 65 млрд. в 2006 г. и продолжают расти.

Это обусловило чрезмерное повышение курса бата, снижающее конкурентоспособность экспорта. В связи с этим власти Таиланда ужесточают валютный контроль. Однако этот контроль неэффективен, поскольку незадолго до финансового кризиса 1997 г. в Таиланде был образован неконтролируемый валютный оффшорный рынок. Поэтому спекулянты имеют возможность покупать валюту по низкому курсу на оффшорном рынке и продавать ее по высокому курсу на оншорном рынке. Таким образом, прежние амбициозные планы Таиланда не только способствовали развязыванию финансового кризиса, но и до сих пор негативно отражаются на экономике страны.

В Таиланде действует Национальный план экономического и социального развития на 2007 - 2011 гг. Концепция этого плана исходит из идеи создания самодостаточного в экономическом отношении государства, не воспринимающего болезненно внешние шоки. Однако, на наш взгляд, состояние экономики Таиланда, ее плотная включенность МРТ и зависимость от этого хозяйства по линии торговли товарами, услугами (особенно туризм), импорта капитала оставляют мало шансов для реализации этих замыслов.

Экономический рост Филиппин в настоящее время находится в пределах 5,5% годовых. В 2006 г. прирост ВВП составил 5,6%, в 2007 г. этот показатель должен составить 5,4%, в 2008 г. прогнозировался на уровне 5,7%. Экономический рост обеспечивался главным образом за счет динамичного частного

потребления и благоприятных условий внешней торговли при слабом инвестиционном спросе, имеющем тенденцию к снижению.

Одним из самых серьезных вызовов для экономики Филиппин является безработица. Текущие темпы роста и его качество не способны обеспечить перелом в этом отношении. Безработными на Филиппинах явлются 8% трудоспособного населения, и половину из них составляют выпускники средних и высших учебных заведений.

Ключевым моментом для ускорения развития Филиппин и повышения качества экономического роста, является проблема капиталовложений. В отличие от ряда других стран ЮВВА, Филиппины никогда не отличались высоким уровнем капиталовложений и не были склонны к реализации инвестиционной модели. Но в настоящее время их уровень упал до 15% ВВП против 20% в конце 90-х - начале 2000 гг.

Согласно программе развития на 2006 - 2010 гг. запланирован существенный рост государственных капиталовложений в инфраструктуру, социальную сферу, но пока эти намерения слабо реализуются. Государство проводит также активную программу приватизации (телекоммуникации, энергетики и т. д.), стремясь активизировать частный капитал.

Центральный банк поддерживает невысокую кредитную ставку. Однако внутренние финансовые ресурсы недоиспользуются. В 2006 г. отношение сбережений к ВВП составило почти 20%, а инвестиции только 15%.

Экономика Филиппин отличается сильной зависимостью от внешних факторов. На экспорт направляется около 50% производимых в стране товаров и услуг.

В структуре экспорта преобладает электроника (около половины от общего объема), в результате чего экономика Филиппин очень уязвима от т. н. «электронных циклов» и ТНК, обеспечивающих производство и продвижение на рынок этих товаров. Торговый баланс страны сводится с отрицательным сальдо, что в значительной степени обусловлено внутрикорпорационными связями ТНК. Однако баланс по текущим операциям имеет плюсовое значение, составляющее около 3% ВВП. Это обусловлено крупными поступлениями по линии односто-

ронних переводов, проще говоря, денежных средств филиппинцев, работающих за рубежом. Эти переводы достигают 13 млрд. долл. в год, что составляет 11% ВВП. Активное сальдо баланса по текущим операциям способствует повышению реального эффективного курса филиппинской валюты (песо). Но это почти не влияет негативно на экспорт, как электроники, так и других традиционных товаров (сельхозпродукция, медь, золото).

Активное сальдо баланса по текущим операциям способствовало снижению внешнего долгового бремени Филиппин. Отношение внешнего государственного долга страны понизилось с пикового уровня в 80% ВВП в начале текущего десятилетия до 60% в 2006 г. Согласно существующим критериям, Филиппины относятся к странам со средним уровнем долговой нагрузки. Инфляция, представляющая в настоящее время серьезную проблему для многих стран, составляет на Филиппинах 5%, но не выходит за неконтролируемые рамки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Сингапуре прирост ВВП в 2006 г. составил 7,9% против 4 - 5% в среднем за предыдущие годы текущего десятилетия. Для страны относящейся к категории развитых стран (НИС-1) и подверженной дефляции, это высокая динамика. Основным двигателем роста выступил внешний спрос, который, как ожидается, сохранится и в ближайшие годы. Но внутренние факторы также проявляли свою динамичность, включая и инвестиционный процесс, чего не хватало ряду других стран из группы АСЕАН-5.

Согласно существующим оценкам, темпы экономического роста в 2007 г. и 2008 г. снизятся соответственно до 6% и 5,5%. Но все равно будут несколько выше средних темпов за предшествующие годы текущего десятилетия. Высокие темпы роста обусловлены динамичным развитием сферы услуг, которая является ведущей отраслью экономики современного Сингапура. Успешно также развивалась промышленность, прирост которой в 2006 г. составил 11%. Это, прежде всего, относится к транспортному машиностроению, фармацевтической отрасли. Однако темпы прироста электроники составили лишь около 3%. Решающую роль в развитии промышленности играет экспорт, особенно фармацевтических товаров. динамика импортных по-

ставок (прирост 17% в 2006 г.) в основном обеспечивалась закупками машин и оборудования. Вклад внешней торговли товарами и услугами в экономический рост оценивается в среднем в 3%.

В Сингапуре происходит быстрый рост частных капиталовложений. Однако государственные инвестиции, которые в свое время внесли важный вклад в экономическое развитие страны, сокращаются.

Средний уровень безработицы составляет 3% и имеет тенденцию к снижению. В Сингапуре, как и во многих других странах мира, происходит повышение цен на продовольствие. Однако общий рост цен составляет лишь около 1%. Сингапурская экономика относится к числу немногих экономик стран мира, испытавших на себе в текущем десятилетии воздействие дефляции.

Для сингапурского доллара характерно повышение курса в отношении доллара США и иены (на 8 - 10% в год), но слабое понижение в отношении евро. В отношении корзины валют сингапурский доллар укрепляется. Монетарные власти поддерживают эту тенденцию в качестве антиинфляционной меры, хотя последняя носит весьма умеренный характер. На это же направлена политика процентной ставки Центрального банка.

Баланс по текущим операциям Сингапура сводится с большим положительным сальдо в размере около 27% ВВП. В связи с этим растут валютные резервы страны, которые приближаются к 150 млрд. долл. Это очень много для такой небольшой страны как Сингапур, и намного превосходит ее потребности в таких резервах в качестве фонда международной ликвидности.

В течение текущего десятилетия правящие круги Сингапура проводили структурные реформы, целью которых являлась адаптация к глобализации и повышение конкурентоспособности страны. Эти реформы внесли существенный вклад в развитие экономики страны. Однако модернизация экономики, переход ее на более высокие технологии оставляет не у дел слой населения с низким образовательным уровнем.

В условиях усиливающейся глобализации возрастает значение Сингапура в качестве регионального финансового цен-

тра. Однако углубление финансовой интеграции усиливает риски, связанные с нестабильностью мирового финансового рынка, резко возросшего за последнее время.

В Ю. Корее начало текущего десятилетия ознаменовалось неустойчивостью экономического роста. В 2002 г. ВВП вырос на 7%, что значительно выше среднегодового прироста за указанный отрезок времени. Однако в следующем году темпы снизились до 3%, в 2004 г. составили 4,7%, 2005 г. - 4%, в 2006 г. -5%. По оценочным данным в 2007 г. они составили 4,5%, прогноз на 2008 г. 4,8%.

Видимо, в ближайшее время экономический рост Республики Корея стабилизируется на уровне 5% годовых, если не произойдет его торможения обусловленного глобальным финансовым кризисом.

Экономический рост обеспечивался сочетанием внутренних и внешних факторов. При этом внутренние факторы связаны не только с ростом потребительского спроса, что типично для данного региона, но и увеличением инвестиций. Так, в 2006 г. корпоративные инвестиции выросли на 7,5%, что существенно превысило темпы роста, и их доля в ВВП повысилась. Особенно росли капиталовложения экспорториентированных корпораций, стремящихся повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. Ю. Корея остается ведущим мировым экспортером автомобилей, судов, электроники бытового назначения. Темпы роста экспорта в 2 - 3 раза превышают темпы увеличения ВВП. Баланс торговли товарами сводится с положительным сальдо. Благодаря этому покрывается быстро растущий дефицит по услугам, рост импорта которых связан за последнее время с увеличением затрат на образование за рубежом и путешествия.

Корейская вона имеет тенденцию к укреплению как в отношении доллара, так и иены. Это в какой-то мере тормозит корейский экспорт, но не оказывает на него существенного влияния.

Баланс международных расчетов Ю. Кореи близок к равновесному при небольшом преобладании поступлений над расходами. Положительное сальдо баланса по текущим операци-

ям составляет около 0,1% ВВП. Инфляция находится в умеренных контролируемых рамках - около 2,5%.

Эксперты АзБР указывают на усиление внешних рисков для Ю. Кореи в связи с падением производства в США. Оно может существенно снизить экспорт и соответственно темпы роста, учитывая важную роль экспортных отраслей для экономики Ю. Кореи.

В Гонконге прирост ВВП в 2006 г. составил 6,8%, чему способствовали как внутренние, так и внешние факторы. Частное потребление, на которое приходится более У ВВП, увеличилось на 5%, государственное потребление на 7,5%, чистый экспорт на 12%. Особый оптимизм внушает рост капиталовложений в основной капитал почти на 8%. В ближайшие годы темпы роста должны замедлиться - 5,4% в 2007 г. и 5,2% в

2008 г. Но для экономики Г онконга, относящейся к категории развитых, такой рост можно расценивать как высокий.

Определенные трудности возникли у Гонконга с товарным экспортом.

Однако разрыв в торговом балансе компенсируется быстрым ростом экспорта услуг. В итоге положительное сальдо баланса по текущим операциям достигает почти 10% ВВП, и таким образом Гонконг выступает в качестве нетто-экспортера капитала.

На сферу услуг в Г онконге приходится до 90% ВВП. При этом особенно быстро развиваются финансовые услуги. Гонконг предоставляет большой объем финансовых услуг китайским компаниям, которые ищут выход на мировой финансовый рынок, в том числе организуя размещение IPO.

Инфляция в Гонконге составляет 1,5 - 2,5%. Однако она может усилиться в связи с неблагоприятной обстановкой на мировом товарном и финансовом рынках.

Для экономики небольшого островного государства основные риски имеют внешнее происхождение. Поэтому замедление темпов роста мировой экономики и последствия глобального финансового кризиса могут иметь серьезные негативные последствия для Г онконга и вернуть темпы роста к показателям начала 2000 гг., когда они составляли 2 - 3%. Противовесом этим негативным факторам могут выступать тесные эко-

номические связи с Китаем, экономический рост, в котором, хотя и замедляется, но все равно остается высоким.

На фоне других стран региона экономический рост Тайваня выглядит относительно скромно. Темпы роста ВВП в

2006 г. равнялись 4,6%, в 2007 и 2008 гг. они должны составить соответственно 4,3% и 4,5%. Однако в качестве положительного фактора следует обратить внимание на усиление конкурентоспособности на мировом рынке ряда тайваньских товаров (электроники, оптики, изделий машиностроения и т. д.). В результате экспорт страны в 2006 г. вырос почти на 13%.

Экономический рост на Тайване обусловлен прежде всего увеличением промышленного производства на 7%. Строительство увеличилось на 5%, услуги (на них приходится % ВВП) показали рост почти на 4%, сельское хозяйство выросло на 5,4%. Очень скромные результаты были отмечены в инвестиционной сфере, вложения в основной капитал увеличились только на 0,3%. В целом частные инвестиции выросли на 2%.

Инфляция в стране за последние годы составляет около 1,5%. Для Тайваня характерен высокий показатель положительного сальдо текущих операций платежного баланса - около 6,5% ВВП. Это позволяет стране экспортировать капитал за рубеж и наращивать централизованные валютные резервы, которые уже превысили 250 млрд. долл. Это также сказывается на повышении курса тайваньской валюты в отношении доллара.

Тайвань связан тесными узами с экономикой Китая. Это, как и в случае с Гонконгом, позволяет надеяться на то, что экономический спад в центрах мирового хозяйства и глобальный финансовый кризис не окажут разрушающего влияния на экономику острова.

Приведенный экономический анализ по странам ЮВВА, возможно, дает повод усмотреть подтверждение изложенной выше теории «расцепления», поскольку страны региона сохраняют темпы роста на уровне значительно превосходящем экономический рост в США и Европе. Однако не следует особенно обольщаться на этот счет, поскольку временной лаг в данном случае может растягиваться более чем на год. Заметно также некоторое падение интереса инвесторов к странам региона. В

частности, выставки собирают в настоящее время гораздо меньше участников.

Возможно, очень серьезной проблемой для региона может стать импортируемая инфляция, особенно рост цен на продовольствие. Не исключено, что для борьбы с инфляцией странам региона придется использовать ограничение в кредитной сфере (политика "дорогих денег"), а это всегда вызывает снижение темпов экономического роста. В следующей таблице представлены в сводном виде данные о темпах экономического роста стран рассматриваемого региона.

Таблица 2

Темпы роста ВВП (в %)* _____________

Годы 2005 2006 2007** 2008**

ЮВА 5,6 6,0 5,6 5,9

Индонезия 5,7 5,5 6,0 6,3

Малайзия 5,2 5,9 5,4 5,7

Филиппины 5,0 5,4 5,4 5,7

Таиланд 8,4 8,2 8,3 8,5

Сингапур 6,6 7,9 6,0 5,5

Ю. Корея 6,6 8,4 7,0 7,0

Г онконг 7,5 6,8 5,4 5,2

Тайвань 4,0 4,6 4,3 4,5

Камбоджа 13,4 10,4 9,5 9,0

Лаос 7,0 7,3 6,8 6,5

Вьетнам 8,4 8,2 8,3 8,5

* ADB. Asian Development Outlook 2007. Manila 2007. Table AI6340

** Оценка

Как известно, в странах ЮВВА темы роста, структурные сдвиги в экономике, социальный прогресс, включая медицину и образование, в решающей степени определяются выделяемыми на цели развития финансовыми ресурсами. Хотя такая инвестиционная модель не лишена определенных недостатков, она чревата снижением эффективности капиталовложений, что наглядно проявилось во время финансового кризиса. И все же снижение темпов роста в послекризисный период в ряде рас-

сматриваемых стран по сравнению с докризисным периодом во многом обусловлено падением инвестиционной активности. Эти соображения высказывались нами на предыдущих конференциях по странам ЮВА и нашли отражение в соответствующих публикациях. Здесь же хотелось бы обратить внимание на то, что данной проблеме посвящено основательное исследование в ежегодном обзоре АзБР .

Исследователи из АзБР констатируют, что через десять лет после начала кризиса (1997 г.) можно утверждать, что экономическая и социальная обстановка в странах, пострадавших от этого кризиса, нормализовалась. Но последствия кризиса продолжают ощущаться. В частности, среднегодовые темпы роста ВВП в странах наиболее серьезно пострадавших от кризиса (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Ю. Корея, Филиппины) в 2000 - 2006 гг. были в среднем на 2,5% ниже, чем в 1990 -1996 гг.

В связи с этим эксперты задаются вопросом, что в наибольшей степени повлияло на это замедление. Они приходят к выводу, что это прежде всего снижение капиталовложений в основные фонды, особенно со стороны частного сектора (см. табл. 2).

До кризиса капиталовложения были слишком велики, что снижало их эффективность. А после кризиса они недостаточны. Поэтому в указанных странах обострились инфраструктурные проблемы (особенно в Индонезии и на Филиппинах). В Малайзии и в Таиланде инвестиционный процесс сдерживается дефицитом квалифицированной рабочей силы.

Таблица 3

Валовые инвестиции

(в % от ВВП)*______________________

Годы 2002 2005 2006

Индонезия 21,4 24,5 24,6

Малайзия 24,0 19,9 20,0

Филиппины 17,7 15,1 14,8

Таиланд 23,8 31,5 27,9

Сингапур 23,9 19,0 18,8

Ю. Корея 29,1 30,1 30,2

Г онконг 22,8 20,6 21,6

Тайвань 17,4 20,2 20,3

Камбоджа 19,7 19,5 20,8

Вьетнам 33,2 35,4 * * *

Индия 25,2 33,8 • ♦ ♦

Китай 37,9 43,3 44,9

* ADB. Asian Development Outlook 2007. Table А7, р. 355.

Недостаток финансовых ресурсов не является главным фактором сдерживающим капиталовложения. Сталкиваясь с неопределенностью и высокими рисками, потенциальные инвесторы уходят в ликвидные формы вложения своего капитала, минимизируя риски. Потери, понесенные финансовыми институтами во время кризиса, сделали их поведение более осторожным.

Таким образом, достигнутая стабилизация после финансового кризиса сама по себе недостаточна для того, чтобы вернуться к высоким темпам экономического роста докризисного периода. Необходим комплекс стратегических мер, в том числе и таких, которые стимулировали бы капиталовложения.

1 Uncoupling Asia: Myth and Reality. ADB. Asian Development Outlook 2007, Manila, 2007, p. 66.

2 IMF. World Economic Outlook. April 2008. New York 2008, p. 24.

Подробнее см. Былиняк С. А. Формирующиеся финансовые рынки. М., 2004, с. 7 - 30.

4 ADB. Asian Development Outlook 2007, p. 26.

5 Подробнее см. Эксперт, № 21, 2008, с. 45 - 48.

6 ADB. Asian Development Outlook 2007, Manila, 2007.

Ten years after the crisis: the facts about investment and growth. ADB... p. 47 - 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.