Научная статья на тему 'Центру социологических исследований - 25 лет'

Центру социологических исследований - 25 лет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
346
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЦЕНТР / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ИЗДАНИЯ / SOCIOCENTRE / SOCIOLOGICAL RESEARCH / EDUCATION / SCIENCE / PUBLICATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арефьев Александр Леонардович

В статье освещаются основные результаты 25-летней работы Социоцентра одной из научных организаций, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Отмечено, как небольшой по составу коллектив сотрудников за первые два десятилетия своего существования провёл свыше 600 масштабных социологических исследований и к настоящему времени издал, в том числе совместно с другими научными организациями, более 200 монографий, сборников научных трудов, статистических сборников и материалов конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quarter Century of Sociocentre Scientific Activity

The article highlights the main results of the 25-year work of Sociocentre one of the scientific organizations subordinated to the Ministry of higher education and science of the Russian Federation. It is noted that, during the first two decades of its existence, a small group of researchers conducted over 600 large-scale sociological studies and, to date, published more than 200 monographs and collections of scientific papers, statistical compendiums, conference proceedings together with other scientific organizations.

Текст научной работы на тему «Центру социологических исследований - 25 лет»

Центру социологических исследований - 25 лет

Арефьев Александр Леонардович - канд. ист. наук, доцент, замдиректора по науч. работе. E-mail: arefiev_al@sociocenter.info

Центр социологических исследований Министерства науки и высшего образования (ФГАНУ

«Социоцентр»), Москва, Россия

Адрес: 109004, г. Москва, ул. Земляной вал, 50А/8, стр. 2

Аннотация. В статье освещаются основные результаты 25-летней работы Социоцен-тра - одной из научных организаций, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Отмечено, как небольшой по составу коллектив сотрудников за первые два десятилетия своего существования провёл свыше 600 масштабных социологических исследований и к настоящему времени издал, в том числе совместно с другими научными организациями, более 200 монографий, сборников научных трудов, статистических сборников и материалов конференций.

Ключевые слова.: социологические исследования, Социоцентр, образование, наука, издания Для цитирования: Арефьев А.Л. Центру социологических исследований - 25 лет // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 158-163 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-158-163

СТРАНИЦЫ истории

J

Центр социологических исследований (Социоцентр) был создан в 1992 г. и первые годы своего существования размещался на ул. Люсиновской, 51, где находился учредивший его Государственный комитет по высшему образованию РФ (впоследствии - Министерство высшего и среднего специального образования). Целью создания Социоцентра являлось обеспечение Министерства оперативной социальной информацией по вопросам эффективности управления образованием и образовательной политики, проведение масштабных общероссийских социологических и экспертных исследований по всем направлениям работы с детьми, студенчеством и молодёжью, а также методическая поддержка университетов РФ в области социологических исследований.

Первым директором Социоцентра стал д-р экон. наук, профессор А.А. Овсянников. В 1994 г. его сменила д-р социол. наук, профессор В.Г. Харчева. При ней Социоцентром стал издаваться ежеквартальный журнал (бюллетень) «Высшая школа в зеркале социологии», популяризирующий результаты

проводимых социологических исследований. В 2001 г. директором Социоцентра был назначен канд. филос. наук, доцент Ф.Э. Ше-реги, выдающийся российский социолог1. Именно при нём Социоцентр превратился в один из наиболее сильных гуманитарных научно-исследовательских центров России, ставший базовым по общероссийским социологическим исследованиям не только для университетов, но и для академических институтов социально-гуманитарного профиля. О большом научном и методическом опыте Социоцентра свидетельствует тот факт, что с момента учреждения его коллектив провёл (в основном под руководством Ф.Э. Шереги) более 600 масштабных социологических исследований, издал с 1997 г. 210 научных книг (в основном монографий, а также сборников научных трудов, статистических сборников, материалов конференций), большинство - с участием ведущих университетов и академических институтов, в том числе 30 учебников, учебных и методических пособий для университетов, универсальный интерактивный учебник по методам приклад-

ной социологии2. Социоцентром опубликованы книги по социологии образования3,

4 5

социологии науки4, социологии политики5, социологии управления6, социологии права7, социологии труда8, социологии здравоохра-

9 10

нения9, социологии культуры10, социологии

11 12 молодежи11, социологии спорта12, социоло-

13

гии девиации13, социологии международных

14

отношений, социологии предприниматель-ства15, социологии языка16, социальной демо-графии17, истории социологии18. Общий объем опубликованных с участием сотрудников Социоцентра и совместно с университетами и академическими институтами научных изданий - 4300 условных печатных листов. Часть из этих книг, имеющих монографический характер, в 2017-2018 гг. были переизданы издательством «Юрайт», в основном - в форме учебников и учебных пособий для вузов.

Центр является основной организацией, формирующей оперативную социологическую информацию для структурных подразделений Министерства образования и науки РФ в общероссийских масштабах по всем актуальным направлениям образования и гуманитарной науки, включая проблематику экспорта образовательных услуг, русского языка, девиации, нормирования труда учителей и формирования контингента кадров управления образованием на территориальном и муниципальном уровнях, оценки населением России качества образовательных услуг, научного взаимодействия университетов с инновационными предприятиями, организации оздоровительного отдыха детей, а также воспитательной работы в школе, трудоустройства выпускников организаций профессионального образования.

Осуществление масштабных оперативных социологических исследований Со-циоцентром стало возможным потому, что с 1990-х гг. Социоцентр пользуется услугами общероссийской профессиональной сети интервьюеров, созданной и руководимой Ф.Э. Шереги, позволяющей проводить опросы населения по всей стране. Такими возможностями не обладал ни один универ-

ситет и ни один академический институт. Со-циоцентр проводил также исследования и за границей (в странах СНГ и Балтии).

В качестве научных сотрудников Социо-центра работали такие выдающиеся ученые, как д-р филос. наук, профессор Г.А. Ключа-рев (ныне - руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Федерального научно-социологического центра РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования»), д-р социол. наук, профессор Д.Л. Константиновский (ныне - руководитель отдела образования ФНСЦ РАН), д-р социол. наук В.К. Левашов (ныне - руководитель Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН), д-р филос. наук У.М. Бахтикиреева (ныне - профессор РУДН, зам. гл. редактора «Вестника РУДН»), д-р социол. наук В.И. Савинков (ныне - заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации) и ряд других известных специалистов в области социологии, демографии, экономики, гуманитарных, естественных и точных наук, входивших в состав Наблюдательного и Ученого советов Социоцентра или взаимодействовавших с его научным коллективом, в том числе по подготовке совместных научных изданий (например, д-р филос. наук, профессор, академик РАН М.К. Горшков, д-р филос. наук, профессор, академик РАН Г.В. Осипов, д-р филос. наук, профессор, чл.-корр. РАН М.Н. Руткевич, д-р филос. наук, профессор, чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, д-р филос. наук, профессор, чл.-корр. РАН А.В. Дмитриев, д-р физ.-мат. наук, профессор, чл.-корр. РАН Б.Л. Иоффе, д-р экон. наук, профессор, чл.-корр. РАН С.В. Рязанцев, д-р физ.-мат. наук, профессор, академик РАО М.Н. Стриханов, д-р филос. наук Д.З. Докторов, д-р социол. наук, профессор Я.З. Гарипов, д-р экон. наук, профессор Л.Л. Рыбаковский, д-р экон. наук, профессор И.И. Чангли, д-р социол. наук Г.А. Чередниченко, канд. ист. наук, доцент Баженов, канд. филос. наук Н.Т. Кремлев).

В 2013 г. учредитель Социоцентра (Мин-обрнауки России) возложил на него органи-

160

Высшее образование в России • № 11, 2018

зационное и информационное сопровождение проекта участия российских вузов в глобальных рейтингах лучших университетов мира (проект 5-100), ставшего доминирующим в его деятельности19. Штат сотрудников организации, составлявший ранее 15-20 человек (научных работников и технического персонала), был увеличен до 100 и более человек. Новым директором организации Министерство назначило Д.Ю. Лямина, с 2014 г. его сменил на этом посту Г.М. Рудницкий, в конце 2016 г. и.о. директора назначена Н.А. Полихина.

Среди последних научных работ Социо-центра - всероссийское исследование (хронометрический и социологический анализ) условий труда учителей общеобразовательных школ (2015 г.), исследование работы системы местных органов управления образованием - уникальный социологический проект, не имеющий аналогов ни в период СССР, ни в постсоветское время (2016 г.); всероссийские опросы иностранных студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений российских вузов (2015 и 2018 гг.). Также Социоцентр фактически является базовой организацией по информационно-аналитическому обеспечению нового приоритетного проекта по экспорту российского образования. С 2002 г. ведется сбор и анализ ведомственной статистики по иностранным учащимся отечественной высшей школы, ежегодно совместно с международным департаментом Минобрнауки выпускаются статистические сборники по иностранным студентам и экспорту российского образования20. Представляется, что проект по экспорту образования, ставящий перед собой амбициозные цели: увеличить число иностранных студентов очной формы в вузах и учреждениях СПО России к 2025 г. с нынешних 245 тыс. чел. до 710 тыс., а доходы от экспорта образовательных услуг - с 87,4 млрд. руб. до 373 млрд., - может стать одним из основных направлений научной работы Социоцентра, в которой в полной мере будет использован

его многолетний опыт сбора и анализа статистических и социологических данных по международному образованию.

Примечания

1 Подробнее о биографии и научной деятельности Ф.Э. Шереги см.: К 70-летию Ф.Э. Шереги // Социальные технологии, исследования. 2014. № 5. C. 6-43.

2 Данное учебное пособие, выпущенное в 2009 г. совместно с Институтом социологии РАН (авторы - М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги), было сразу же рекомендовано УМО МГУ в качестве учебника для вузов по программе классических университетов. В 2010 г. вышла в свет интерактивная версия учебника, включающая также задачник с 301 задачей «математического типа» (единственное подобное издание в России и не имеющее аналога за рубежом); в 2018 г. переиздан в качестве учебника и практикума для бакалавриата и магистратуры издательством «Юрайт» (см.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018, 311 с.).

3 Образование и наука в процессе реформ (коллектив авторов) / Сост.: Д.Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. М.: ЦСП, 2003. 432 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л., Константиновский Д.Л. Взаимодействие российских вузов с международными фондами и организациями: мониторинг и оценка эффективности. М.: ЦСП, 2006. 167 с.; Шереги Ф.Э. Эффективность реализации национального проекта «Образование». М.: ЦСП, 2007. 192 с.; Руткевич М.Н. Образованность населения России конца XIX - начала XX веков. М.: ЦСП, 2007. 72 с.; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. М.: ЦСПиМ, 2008. 464 с.; Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. Совместное издание с Институтом социологии РАН / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. 350 с.; Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. М.: ЦСПиМ, 2011. 288 с.; Константиновский Д.Л, Вахштайн В.С, Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации: Учеб. пособие для социол. факультетов. М.: Центр социологических исследований, 2013. 224 с.; Грани российского образования / Ред. коллегия: М.К. Горшков

(председатель), Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, Г.А. Ключарев. М.: Центр социологических исследований, 2015. 644 с.; Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ. М.: ЦСПиМ, 2015. 152 с.; Шереги Ф.Э,, Арефьев А.Л, Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: ЦСПиМ, 2015. 288 с.; Образование и наука в России: Сб. науч. тр. / Ред. коллегия: М.К. Горшков (председатель), А.Л. Арефьев, Г.А. Клю-чарев, Ф.Э. Шереги. М.: Центр социологических исследований, 2016. 384 с.; Ключарев Г.А., Попов М.С., Савинков В.И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия. М.: ИС РАН, 2017. 388 с.; Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Ред. коллегия: Г.В. Осипов, М.Н. Стриханов, А.Л. Арефьев. М.: ИСПИ РАН, 2017. 448 с.

4 Шереги Ф.Э, СтрихановН.М. Наука в России. Социологический анализ. М.: ЦСП, 2006. 456 с.; Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов в области образования и науки в России. М.: ЦСП, 2006. 320 с.; Осипов Г.В, Стриханов М.Н, Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства. Ч. 1 и 2. М.: ЦСПиМ, 2014. 364 с.; 368 с.; Осипов Г.В, Климовицкий С.В. Индикаторы науки и технологий: история, методология, стандарты измерения. М.: Центр социологических исследований, 2014. 234 с.; Шереги Ф.Э, ПоповМ.С. Информированность научно-образовательного сообщества о проектах в сфере науки. М.: ЦСПиМ, 2016. 152 с.; Осипов Г.В, Шереги Ф.Э. Социология образования и науки. Интеграция университетской науки и производства. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 362 с.

5 См.: Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2003. 664 с.; Политический словарь нашего времени (авт. коллектив Всероссийского центра изучения общественного мнения). М.: ЦСП, 2006. 456 с.

6 См.: Тощенко Ж..Т. Социология управления: Учебник для вузов. М.: ЦСПиМ, 2011. 300 стр.; Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебное пособие для вузов по курсу бакалавриата. М.: ЦСПиМ, 2013. 192 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Кадры управления образованием: социологический анализ. М.: ИСПИ РАН, 2017. 320 с.

7 См.: Шереги Ф.Э, Малкин В.И. Правовая реформа в России. М.: ЦСП, 1999. 159 с.; Новиков В.М, Шереги Ф.Э. Эффективность финансового законодательства. Итоги экспертной оценки. М.: ЦСП, 2000. 71 с.; Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. СПБ: Алетейя, 2002. 448 с.; Шереги Ф.Э, Абросимова Е.А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России. М.: ЦСП, 2002. 121 с.

8 Чангли И.И. Труд. М.: ЦСПиМ, 2010. 607 с.; Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. Учебник для вузов. М.: ЦСПиМ, 2012. 464 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев АА, Царьков П.Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2016. 327 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.А. Социология труда. Условия труда педагогов. М.: Юрайт, 2017. 327 с.; ТощенкоЖ.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 472 с.

9 См.: Шереги Ф.Э. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным в образовательной среде: Социологический анализ. М.: ЦСП, 2006. 88 с.; Баженов А.М. Социология здравоохранения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 266 с.

10 См.: Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по реструктуризации учреждений культуры муниципальных образований. Аналитический доклад (коллектив авторов). М.: ЦСП, 2005. 360 с; Дукачева A.B., Ключарев Г.А. Информационно-образовательный потенциал клубных и культурно-досуговых учреждений. М.: ЦСП, 2006. 88 с.; Орлова Э.А. эффективные социокультурные программы и проекты. М.: ЦСПиМ, 2015. 344 с.

11 См.: Российская молодёжь: проблемы и решения (коллектив авторов). М.: ЦСП, 2005. 648 с.; Константиновский Д.А. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСПиМ, 2008. 552 с.; Арефьев А.А. Молодёжные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. М.: ЦСПиМ, 2008. 320 с.; Горшков М.К, Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2009. 292 с.; Константиновский Д.А., Вознесенская Е.Д, Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодёжи: 1998-2008

162

Высшее образование в России • № 11, 2018

годы. М.: Центр социологических исследований, 2011. 296 с.; Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодёжь России: количественное и качественное измерения. М.: Центр социологических исследований,

2013. 277 с.; Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодёжи. М.: Центр социологических исследований, 2014. 560 с.; Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д, Чередниченко Г.А. Молодёжь России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСПиМ, 2014. 548 с.; Константиновский Д.Л., Абрамова М.А, Вознесенская Е.Д, Гончарова Г.С., Костюк В.Г, Попова Е.С., Чередниченко Г.А. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования. М.: Центр социологических исследований, 2015. 232 с.

12 См.: Савинков В.И. Потребности учреждений высшего профессионального образования в объектах спортивной инфраструктуры: Метод. пособие по прикладной социологии для социол. ф-тов ун-тов. М.: ЦСПиМ, 2013. 64 с.; Стриханов М.Н, Савинков В.И. Физическая культура и спорт в университетах: статистический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2015. 150 с.; Стриханов М.Н, Шереги Ф.Э. Детский отдых и оздоровление: проблемы организации, содержание, воспитательный эффект. М.: Центр социологических исследований, 2015. 222 с.

13 См.: Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Оценка наркоситуации в молодёжной среде. Доклад. М.: ЦСП, 2003. 88 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Наркотизация в молодёжной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: ЦСП, 2003. 600 с.; Актуальные проблемы наркотизации в молодёжной среде: состояние, тенденции, профилактика (коллектив авторов). М.: ЦСП, 2004. 504 с.; Ше-реги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2004. 344 с.; Ключарев Г.А, Пахомова Е.И., Трофимова И.Н. Совершенствование работы с молодёжью группы риска в РФ. М.: ЦСП, 2007. 288 с.; Дмитриев A.B., Сычев А.А. Скандал. Социофилософские очерки. М.: ЦСП,

2014. 323 с.; Шереги Ф.Э. Социология девиации. М.: Юрайт, 2017. 323 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Социология девиации. Наркотизация в молодёжной среде. М.: Юрайт, 2018. 200 с.

14 См.: Баженов А.М. Социология международных отношений: Учеб. пособие для вузов. М.: ЦСПиМ, 2013. 300 с.; Арефьев А.Л., Баженов А.М. Кто есть кто в социологии международных отно-

шений: Энциклопедический справочник для вузов. М.: Центр социологических исследований, 2016. 352 с.; Социология международных отношений. Ведущие представители: Учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2017. 341 с.

15 Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: Учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 423 с.

16 См.: Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения / Ред. коллегия: Е.Е. Чепурных, А.Л. Арефьев и др. М.: ЦСП, 2005. 320 с.; Арефьев А.А. Русский язык на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Электр. изд. М.: ЦСПиМ, 2012. 450 с.; Арефьев А.А. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность. М.: ЦСПиМ, 2014. 488 с.; Арефьев А.А. Национальные и иностранные языки в российской системе образования. М.: ИСПИ РАН, 2017. 328 с.; Арефьев А.А. Социология языка. Русский язык. Современное состояние и тенденции распространения. М.: Юрайт, 2018. 308 с.

17 См.: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2003. 352 с.; Стратегия демографического развития России / Под ред. В.Н. Кузнецова и Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005. 208 с.; Практическая демография / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005. 280 с.; Писарев А.В. Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения. М.: ЦСП, 2005. 255 с.; Демографическая ситуация в Москве и тенденции её развития / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2006. 264 с.; Халкичев М.Н. Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие. М.: ЦСП, 2006. 222 с.

18 Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: ЦСП, 2006. 488 с.; Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. М.: ЦСПиМ, 2008. 627 с.; Докторов Б.З. Биографические интервью с коллегами-социологами: Электр. изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 930 с.; Кремлев Н.Т. Историческая социология. Вопросы теории общественного развития. М.: ЦСПиМ, 2016. 654 с.; Докторов Б.З. Нескончаемые беседы с классиками и современниками. Опыт историко-биографического анализа. М.: ЦСПиМ, 2018. 440 с.

19 См.: Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. Вып. 1-2 / Под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева. М.: Центр социологических исследований, 2014; Методиче-

ские вопросы оценки реализации проекта 5-100 по рейтингам университетов / Под. ред. А.Л. Арефьева и Ф.Э. Шереги. М.: Центр социологических исследований, 2014. 312 с.; Материалы семинара-конференции проекта по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»). Вып. 1-4 / Ред. коллегия: Г.В. Андрущак, М.В. Антонов, А.Л. Арефьев и др. М.: Центр социологических исследований, 2014; Полихина Н.А, Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, измерения. М.: Центр социологических исследований, 2018. 189 с.

20 См.: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сб. Вып. 1-15. М.: Центр социологических исследований, 2003-2018; Экспорт российских образовательных услуг: Стат. сб. Вып. 1-7. М.: Центр социологических исследований, 2008-2017; Шереги Ф.Э, Дмитриев Н.М, Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. М.: ЦСП, 2002. 562 с.; Арефьев А.А., Дмитриев Н.М. Зарубежные научно-учебные стажировки. М.: ЦСП, 2003, 140 с.; Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. М.: ЦСП, 2003. 562 с.; Арефьев А.А. Подго-

товка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах. М.: ЦСП, 2004. 148 с.; Арефьев А.А., Чепурных Е.Е, Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования: практика, исследования, анализ. М.: ЦСП, 2005. 352 с.; Арефьев А.А. Тенденции в обучении граждан КНР в российских вузах. М.: ЦСП, 2006. 56 с.; Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: ЦСП, 2007. 700 с.; Арефьев А.А. Тенденции экспорта российского образования. М.: ЦСП, 2010. 240 с.; Арефьев А.А., Гоблик В.В. Сотрудничество России и Украины в области образования. М.: ЦСПиМ, 2012., 260 с.; Арефьев А.А., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах: Электр. изд. М.: Центр социологических исследований, 2014. 227 с.; Арефьев А.А., Полихина Н.А, Барсуков А.А, Гурко Д.Д. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. Отчет по итогам всероссийского социологического исследования. М.: Центр социологических исследований, 2016. 247 с.

Статья поступила в редакцию19.07.18 С доработки 10.10.18 Принята к публикации 15.10.18

Quarter Century ofSociocentre Scientific Activity

Alexander L. Arefiev - Cand. Sci (History), Assoc. Prof., Deputy Director for Science, e-mail: arefiev_al@sociocenter.info

Center of the Ministry of Higher Education (FSASO "Sociocentre"), Moscow, Russia Address: 50A / 8, bldg 2, Zemlyanoi val str., 109004, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article highlights the main results of the 25-year work of Sociocentre - one of the scientific organizations subordinated to the Ministry of higher education and science of the Russian Federation. It is noted that, during the first two decades of its existence, a small group of researchers conducted over 600 large-scale sociological studies and, to date, published more than 200 monographs and collections of scientific papers, statistical compendiums, conference proceedings together with other scientific organizations.

Keywords: Sociocentre, sociological research, education, science, publications Cite as: Arefiev, A.L. (2018). [Quarter Century of Sociocentre Scientific Activity]. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No.11, pp. 158-163. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-158-163

The paper was submitted 19.07.18 Received after reworking 10.10.18 Accepted for publication 15.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.