Научная статья на тему 'Центральному конструкторскому бюро «Балтсудопроект» - 90 лет!'

Центральному конструкторскому бюро «Балтсудопроект» - 90 лет! Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центральному конструкторскому бюро «Балтсудопроект» - 90 лет!»

Судостроение

Центральному конструкторскому бюро «Балтсудопроект» - 90 лет!

Центральное конструкторское бюро «Балтсудопроект» - одно из старейших и ведущих в отечественном судостроении - в 2015 г. отмечает 90 лет трудовой деятельности. За это время разработано более 200 проектов, по которым построено более 2600 судов общим водоизмещением свыше 11 млн т.

Датой создания в судостроительной отрасли нашей страны самостоятельной проектно-конструкторской организации принято считать 14 сентября 1925 г. В этот день правление Главметалла ВСНХ утвердило Положение о Центральном бюро по морскому судостроению (ЦБМС) при правлении «Судотре-ста» в Ленинграде. Центральное бюро стало головной организацией в деле строительства отечественного флота. В задачу бюро входило проектирование всех типов морских судов, постройка которых планировалась на заводах страны. На бюро возлагалась разработка стандартов для судов и комплектующего оборудования, а также проведение исследовательских работ. Конструкторским бюро заводов надлежало согласовывать рабочие чертежи с ЦБМС.

В процессе развития бюро неоднократно реорганизовывалось, расширялся круг выполняемых им задач, менялись его название и местоположение, численность сотрудников.

В довоенный период Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) спроектировало серии сухогрузов типа «Пионер» (1929 г.), «Макс Гельц» (1931 г.), танкеров типа «Ленин» (1930 г.), рефрижераторов типа «Тегеран» (1931 г.). Всего насчитывалось более 120 проектов судов.

Во время Великой Отечественной войны ЦКБ было эвакуировано в Сталинградскую область, затем в Казань. Штат сократился до 130 человек, но бюро продолжало активно работать на оборону.

Послевоенный период характеризовался восстановлением ЦКБ. До 90-х годов потенциал бюро укреплялся, расширялась его специализация. В 1950-1980-х годах бюро интенсивно занималось созданием новых типов судов: танкеров, универсальных сухогрузов, лесовозов, контейнеровозов,

пассажирских, грузопассажирских, рыбопромысловых, рефрижераторных судов, китобойных баз, ледоколов, буксиров, спасателей и др. Для Военно-Морского флота разработаны проекты сторожевых кораблей, проведена модернизация тяжелого крейсера, тральщиков, катеров - охотников за подводными лодками, торпедных катеров, плавбаз подводных лодок и торпедных катеров и др. Много проблем решено при проектировании и строительстве судов ледового плавания и ледоколов.

Плодотворный творческий труд конструкторов ЦКБ неоднократно отмечен государством. За большие трудовые успехи ЦКБ награждено орденом Трудового Красного Знамени (1975 г.) и орденом Октябрьской Революции (1985 г.).

Крайне сложным выдался для ЦКБ период 1990-2000-х годов. Оказались разорванными все хозяйственные связи, не стало государственных заказов. Для сохранения кадрового и технического потенциала было принято решение о включении ЦКБ в состав ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова».

С 2000 по 2008 г. подготовлен ряд крупных проектов, например, разработан буксир-кантовщик мощностью 2160 кВт для Санкт-Петербургского Пор-тофлота, танкеры усиленного ледового класса дедвейтом 68 и 76 тыс. т, буксир-кантовщик мощностью 4000 кВт для ЗАО «Морской портовый сервис». Выполнена важная программа по созданию судов для обслуживания плавучих буровых установок. На Балтийском заводе передан заказчику ледокол проекта 21900 «Москва». Завершен проект научно-исследовательского судна для Антарктики «Академик Трешников», сдан второй ледокол проекта 21900 «Санкт-Петербург», по русифицированному проекту ЦКБ построены плавучая буровая установка и жилой модуль буровой плавучей платформы «Приразломная».

Ледокол «Академик Трешников»

За последние пять лет ЦКБ выполнило технические проекты двух научно-исследовательских судов (НИС) для Института океанологии РАН, плавучей установки для добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO), проекты модернизации корабля измерительного комплекса «Маршал Крылов» и НИС «Профессор Логачев», а также разработало проект мелкосидящего ледокола нового поколения для портов Азовского и Каспийского морей. По проекту ЦКБ в 2015 г. построен и успешно эксплуатируется причальный комплекс с вертолетной площадкой на реке Москва (пр. 02590, по заказу Министерства обороны РФ). В настоящее время на Амурском судостроительном заводе ведется строительство двух судов снабжения для работ с плавучими буровыми установками (пр. 22420, по заказу ООО «Газпром Флот»), на Ярославском судостроительном заводе заложены два и заключен контракт на строительство еще трех морских буксиров для нужд ВМФ (пр. 23470).

Центральное конструкторское бюро «Балтсудопроект» на протяжении 90 лет находится в авангарде строительства отечественного флота. Сегодня можно с уверенностью сказать, что создана хорошая основа для дальнейшего укрепления и развития ЦКБ в качестве одного из лидеров российского судостроительного рынка. □

ЦКБ «Балтсудопроект»

196158, г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44 Тел.: +7 (812) 415-47-26 Факс: +7 (812) 748-63-70 E-mail: bsp@ksrs.ru http://krylov-center.ru

52 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 4 (59) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.