Научная статья на тему 'Центральноевропейский культурный узел: рождение новых глобалитетов'

Центральноевропейский культурный узел: рождение новых глобалитетов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC-ND
134
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ УЗЕЛ / CULTURAL KNOT / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / ЛОКАЛИТЕТ / LOCALITY / ГЛОБАЛИТЕТ / GLOBALITY / ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / CENTRAL AND EAST EUROPE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кондаков Игорь Вадимович

Статья посвящена истории восточноевропейского культурного узла и двух фокусов его локальных культур, обладающих разными стратегиями глобализации. Автор осмысляет цивилизационные процессы дифференциации и интеграции на территории Центральной Европы и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Central Europe cultural knot: origin of new globality

The article is devoted to the history of the East European cultural knot and two of its focal points of the local cultures, with different strategies of globalisation. The author conceives civilisational processes of differentiation and integration on the territory of the Central Europe and Russia.

Текст научной работы на тему «Центральноевропейский культурный узел: рождение новых глобалитетов»

Проблемы культурологии

История и теория культуры

И.В. Кондаков

ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ УЗЕЛ: РОЖДЕНИЕ НОВЫХ ГЛОБАЛИТЕТОВ

Статья посвящена истории восточноевропейского культурного узла и двух фокусов его локальных культур, обладающих разными стратегиями глобализации. Автор осмысляет цивилизационные процессы дифференциации и интеграции на территории Центральной Европы и России.

Ключевые слова: культурный узел, менталитет, локалитет, глобалитет, Центральная и Восточная Европа.

Глобализация - это поле борьбы разных интегратив-ных тенденций за приоритеты и гегемонию в мировом культурно-историческом процессе1. При этом на месте дробных этнических и национальных систем появляются укрупненные региональные блоки культур (например, западноевропейская и восточноевропейская, а в последнее время еще и центральноевропейская культуры). Каждый из них характеризуется особой стратегией глобализации, спецификой интеграционных процессов, собственным видением всемирного целого.

Глобализационные процессы, происходившие за последние 2,5 тысячелетия на европейском континенте, первоначально развивались крайне медленно. В Древнем мире существовала граница, отделявшая античную цивилизацию (прежде всего, греческие полисы) от ближневосточных деспотий и теократий2. Однако в процессе эллинизации, а затем и экспансии Римской империи все Средиземноморье и прилегающие центральноазиатские территории вошли в состав единого культурного пространства. Раскол

© Кондаков И.В., 2013

Римской империи на Западную и Восточную, а позднее противостояние Священной Римской империи и Византии предопределили разницу в развитии Западной и Восточной Европы. Разделение христианских церквей на католическую и православную, экспансия монголов и османских турок закрепили политическое, религиозное и культурное различия Западной и Восточной Европы как особых глобальных проектов.

В многовековых процессах глобализации, которые резко интенсифицировались в последние полвека, происходит не только сближение и взаимопроникновение разных локальных культур, но и формирование новых культурных идентичностей, не совпадающих с этнонациональными. По своей структуре такие идентичности представляют собой единство трех измерений - менталитета, лока-литета и глобалитета.

Менталитет каждой национальной культуры выражается в формах ее самосознания и структуре коллективного бессознательного.

Локалитет характеризует место данной культуры среди смежных или родственных ей национальных культур. Это фокус взаимодействия локальных культур, многократно преломленный через призмы этнокультурных и политико-идеологических стереотипов.

Глобалитет данной культуры определяет ее положение в культуре общемировой; с одной стороны, это понятие выражает «всемирную отзывчивость» культуры, а с другой - ее реальное или потенциальное всемирно-историческое значение и влияние3. Национально-культурные идентичности исторически изменчивы, и все три их измерения являются переменными величинами.

Медленнее и незаметнее всего меняются менталитеты, их ломка всегда драматична и не осуществима до конца; примером такой ломки в отечественной истории могут служить Крещение Руси, Петровские реформы, утверждение и крушение Советской власти.

Более подвижны локалитеты, которые зависят от миграции этносов, динамики межэтнических и межгосударственных отношений, межэтнических конфликтов, политико-идеологических установок. Примеры локалитетов - славянское, романское и германское «единства», пантюркизм, «новая историческая общность -советский народ» и другие.

Формирование глобалитетовJ зависит от стечения множества обстоятельств, но именно это измерение национальной идентичности отличается чрезвычайной нестабильностью и имеет волнообразный характер. Та или иная локальная культура может только однажды или несколько раз за свою историю переживать подъем

глобалитета, а может не достичь его ни разу, несмотря на все усилия войти в состав мировой культуры4.

Наряду с общим подъемом глобалитета в определенную историческую эпоху существуют и частные его проявления в локальной культуре. Это может происходить в форме отдельных артефактов или творчества ее выдающихся деятелей (в сфере науки и философии, литературы и искусства), обретающих мировое влияние и значение. Так, творчество классиков русской литературы XIX в. и наиболее значительные их произведения («Евгений Онегин» Пушкина, «Война и мир» Толстого, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Вишневый сад» Чехова и т. д.) способствовали подъему частного глобалитета русской культуры и всей России. Подобный статус присущ, к примеру, и творчеству классиков европейской музыки (Й. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера, Г. Малера и других).

Особой формой многосоставной межкультурной идентичности являются территориальные культурные узлы. Это специфические цивилизационные конгломераты нескольких гетерогенных культур, отличающихся взаимной напряженностью, а потому непредсказуемых в своем развитии. Таковы, например, балканский, кавказский, ближневосточный культурные узлы, которые нередко становятся очагами межэтнических и межконфессиональных конфликтов и локальных войн. Вместе с тем в таких «узлах» обычно идет интенсивный межкультурный диалог, взаимная диффузия различных культурных тенденций. Разрешение взрывных социокультурных коллизий здесь чревато инновационными всплесками творческой энергии, драматическими амбивалентными культурно-историческими процессами.

Чрезвычайно интересен для культурологического и цивили-зационного анализа восточноевропейский культурный узел (на территории нынешней Центральной Европы), сложившийся в XVIII в. и «развязавшийся» в ХХ-м. Исторически он связан с формированием и распадом двух великих европейских империй - Австро-Венгрии и России. Каждая из них была многонациональной и поликультурной, парадоксально сочетая в себе черты «тюрьмы народов» и «плавильного котла». Иначе говоря, в рамках восточноевропейского культурного узла действовали два эпицентра как центробежных, так и центростремительных сил культуры. В разные периоды истории обоих империй преобладали то интегрирующие, то дифференцирующие тенденции, вступающие в отношения противоборства и взаимной корреляции.

Главным толчком для активизации восточноевропейского культурного узла стала Первая мировая война, которая привела к образованию ряда независимых государств с их особыми национальными интересами. Это означало победу дифференцирующих тенденций в рамках данного культурного узла и в то же время -торжество интегративных тенденций в рамках каждой локальной культуры, вобравшей в себя общие свойства узла, причем в общеевропейском масштабе.

В России интегрирующие тенденции носили в целом более жесткий и авторитарный характер, чем в государствах на территории бывшей Австро-Венгрии. Насаждаемая «сверху» знаменитая уваровская триада «православие - самодержавие - народность» изначально противопоставлялась лозунгу Великой французской революции «свобода - равенство - братство» как национальный ответ России на западный вызов5. Это вело к формированию «го-сударствоцентризма» и засилью официальной цензуры в русской культуре, а подспудно - к центробежным протестным, радикально-демократическим, революционным движениям. Соединение этих противоположных тенденций в России, в конечном счете, привело к формированию советского тоталитаризма. Этот режим послужил цивилизационным образцом для итальянского фашизма и германского нацизма, а позднее был навязан Советским Союзом странам Восточной Европы, насильно превращенным в «социалистический лагерь». Опыт тоталитаризма (сначала германского, а затем советского) сформировал отличие менталитета Восточной Европы от Европы Западной, знавшей лишь нацистскую оккупацию.

Преодоление наследия советского тоталитаризма до сих пор остается в постсоветской России актуальной и не решенной до конца проблемой. Память о «социалистическом лагере» не изгладилась и в тех восточноевропейских странах, которые после «бархатных революций» конца 1980-х гг. предпочли называться «центрально-европейскими». Таким образом, к концу ХХ в. Восточная Европа раскололась на Центральную и собственно Восточную. К последней теперь относятся только Европейская часть России и европейские «осколки» бывшего СССР (Украина, Беларусь, Молдова и государства Балтии). Освобождение от наследия тоталитаризма и его преодоление стало главным итогом ХХ в. для Центральной Европы, которая в результате цивилизационно-исторического процесса медиации6 стала «буферной зоной» между Западной и Восточной Европой.

В Австро-Венгрии интеграционные процессы изначально принимали более гибкие федеративные формы ограниченного самоуправления и культурной автономии (у венгров, чехов, словаков, поляков, южных славян, румын). Это способствовало развитию национального самосознания и культурной независимости этих народов. Многие исследователи полагают, что на территории бывшей империи исподволь возникали отдаленные прообразы общеевропейского единства и европейской культурной интеграции7. Не случайно в западной части восточноевропейского культурного узла во второй половине ХХ в. складывались более либеральные режимы, чем советский. Именно здесь возникли антитоталитарные движения: в ГДР - в 1953 г., в Венгрии - в 1956 г., в Чехословакии - в 1968 г., в Польше - в начале 1980-х гг. Антитоталитарные революции конца 1980-х гг. привели к крушению коммунизма в Восточной Европе. Что же касается художественной культуры, то она в странах Восточной Европы практически никогда не ущемлялась - ни политически, ни идеологически.

Интегративные процессы в России XIX - начала ХХ в. выдвинули русскую классическую культуру на роль «культуры-посредницы» и средство межнационального общения. В ней самой возник важный механизм «всемирной отзывчивости», впервые ярко проявившийся в творчестве Пушкина (получивший обозначение в знаменитом очерке Достоевского). Этот механизм позволил русской культуре интериоризовать характерные черты западноевропейских культур и культур народов России (славянских, тюркских, финно-угорских и кавказских). Это способствовало укреплению положения русской культуры как центральной, системообразующей, призванной синтезировать достижения и особенности других национальных культур России, а потом и СССР. Так сформировался российский глобалитет, евразийский по своему генезису и характеру8. В результате российская культура вошла в число мировых культур, оказав определяющее влияние на всемирную культуру в целом9.

Интегративные процессы на постимперском пространстве бывшей Австро-Венгрии носили иной характер: не имея центрального стержня, они все же позволили синтезировать такие разные национальные культуры, как германская, угорская, славянская, романская, еврейская, цыганская. Это способствовало появлению нового культурного качества, не имевшего аналогов в предшествующем культурно-историческом развитии. С Веной и Будапештом как

центрами центральноевропейского культурного узла связано рождение феноменов, имеющих всемирное значение: психоанализа З. Фрейда, музыки А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна, оперетты И. Кальмана и Ф. Легара, фольклорных и жанрово-стилевых исканий Б. Бартока и З. Кодая, философского позитивизма Э. Маха, феноменологии Э. Гуссерля, неомарксизма Д. Лукача, мифологиз-ма К. Кереньи, лингвистической философии Л. Витгенштейна и методологии науки П.К. Фейерабенда, феноменологической социологии А. Шюца и П. Бергера, этологии К. Лоренца, математической теории К. Гёделя и многого другого. Новаторское литературное творчество Г. фон Гофмансталя, А. Шницлера и Р.М. Рильке, Ф. Кафки и Р. Музиля, С. Лема и С. Мрожека, И. Эркеня и В. Гавела также связано с центральноевропейским культурным узлом и его инновационным потенциалом.

В австро-венгерском ареале рождались частные глобалите-ты, которые открывали путь в мировую культуру Австрии и Венгрии, Чехии и Словакии, Польше и Румынии. Таково, например, искусство бидермайера10. Эти частные глобалитеты постепенно соединялись в мозаичное поликультурное единство, выражающее центральноевропейский глобалитет как поликультурное целое.

Между тем в России тоже возникали новые, нетрадиционные частные глобалитеты, фактически противостоявшие советскому тоталитаризму и претендовавшие на новое видение мира в целом. Одни из них восходили еще к Серебряному веку или к 1920 гг.; другие родились после Второй мировой войны, в период «оттепели»; третьи выкристаллизовались в русском зарубежье; четвертые были вынесены «девятым валом» «перестроечных» трансформаций.

Из подобных частных глобалитетов в течение ХХ в. складывалась российская постсоветская культура, альтернативная советской, вливаясь в русло новых глобалитетов Европы. Их творческий вклад в мировую культуру ХХ - начала XXI в. воссоздавал мозаичную, мультикультурную структуру восточноевропейского и цент-ральноевропейского глобалитетов.

Рождение новых, качественно своеобразных, динамичных глобалитетов в двух эпицентрах восточноевропейского культурного узла было вызвано мощной «сшибкой» двух взаимоисключающих тенденций - распадом имперского глобалитета и возникновением на его обломках отдельных локальных культур, заявлявших о своей самобытности и независимости. Сопряжение

этих тенденций привело к формированию двух противоположных глобалитетов - прототалитарного и антитоталитарного. Их напряженным противостоянием наполнены глобализацион-ные процессы Восточной и Центральной Европы в конце ХХ и в XXI в.

Примечания

1 Кондаков И.В. Мировое сообщество как соревнование глобалитетов // Вестник

РАЕН. 2006. Т. 6. № 2. С. 3-13.

2 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. С. 58-

63; 190-196.

3 Кондаков И.В. Глобалитеты культур: общее особенного // Культура на рубеже

XX-XXI веков: глобализационные процессы. М.: ГИИ, 2005. С. 247-283.

4 Кондаков И.В. Глобалитет локальных культур (к постановке проблемы) // Тра-

диционная культура. Научный альманах. 2005. № 2. С. 60-70.

5 См. подробнее: Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический фе-

номен русской культуры // Б.А. Успенский. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. С. 404-407.

6 См. подробнее о медиации: Ахиезер А.С. Труды. Т. 2. М.: Новый хронограф, 2008.

С. 108-112.

7 Художественная культура Австро-Венгрии: Искусство многонациональной им-

перии. 1867-1918 / Отв. ред. Н.М. Вагапова, Е.К. Виноградова. СПб.: Алетейя, 2005. 286 с.

8 Кондаков И.В. Евразийский глобалитет // Евразийская идея в эпоху становления

глобальной культуры: Тезисы докладов Международной научной конференции. Баку: НАН Азербайджана; Институт архитектуры и искусства; МК РФ; ГИИ; 2012. С. 27-33.

9 Кондаков И.В. Глобалитеты культур: общее особенного. С. 247-283; Он же. Рос-

сия мира: Российский глобалитет в потоке мировой истории // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 160-176; № 2. С. 157-171.

10 См.: Михайлов А.В. Искусство и истина поэтического в австрийской культуре середины XIX века // Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 683-715.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.