Научная статья на тему 'ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
74
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РЕГИОН (ЦАР) / CENTRAL ASIAN REGION (CAR) / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ЦАР / RUSSIA''S NATIONAL INTERESTS IN THE CAR / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хатылев Р.П., Пыриков Д.П.

Выделены проблемы развития Центрально-Азиатского региона, определены роль и значимость России в сохранении в нем мира и стабильности.Highlighted the problems of the Central Asian region, the role and importance of Russia in maintaining it peace and stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

средствами разведки, вооружения и военной техники, ее боеготовности и боеспособности в целом.

Неслучайно на совещании руководящего состава ВС РФ в Оренбурге в октябре 2008 года обсуждались вопросы перевооружения нашей армии и ее боевого состава до 2020 года. При этом Президент России Д.А. Медведев особо подчеркнул, что «...мы должны добиваться превосходства в воздухе, в нанесении высокоточных ударов по наземным и морским целям, в оперативной переброске войск. Запланировано серийное строительство боевых кораблей, в первую очередь атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами и многоцелевых подводных лодок»11.

Обострившиеся межгосударственные отношения России целесообразно будет решать с использованием всех мер силового сдерживания. В будущем силовое сдерживание в войнах и вооруженных конфликтах будет осуществляться методом демонстрации силы, которая будет проводиться в самых различных формах для того, чтобы внушить потенциальному агрессору мысль о том, что его издержки в случае нападения будут выше ожидаемых результатов.

Таким образом, главная особенность содержания вооруженной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах XXI века состоит в том, что новые формы военных действий можно охарактеризовать как объемные, охватывающие все сферы вооруженной борьбы (суша, море, воздух, космос), где электронное, экономическое, психологическое, информационное и силовое воздействия будут осуществляться с нарастающей интенсивностью во времени и пространстве, что позволит добиться решительных результатов в кратчайшие сроки, лишать противника инициативы и свободы маневра.

Центрально-азиатский вектор военной политики Российской Федерации

Полковник Р.П. ХАТЫЛЕВ Подполковник Д.П. ПЫРИКОВ

НА РУБЕЖЕ XX—XXI веков Центрально-Азиатский регион получил признание как политико-географическая (геополитическая), экономико-географическая (геоэкономическая) и геостратегическая* единица на карте мира. Основанием для этого послужили не столько схожесть природно-климатические условий, общность исторической судьбы, этнических и конфессиональных компонентов культурной жизни населения, сколько серьезные геополитические, геоэкономические и геостратегические изменения: распад Советского Союза, возрастание

11 Ситнина В. Война может вспыхнуть внезапно // Время новостей. 2008. №179 (2061). 29 сентября.

* Понятие «геостратегия» исторически и лингвистически происходит из области военной науки (греч. «войско» и «веду»). Вошло в широкий научно-практический оборот после Второй мировой войны. Важную роль в его популяризации сыграли французские военные теоретики. При этом они изначально рассматривали геостратегию как междисциплинарную «науку о соотношении между стратегией и географией» (более подробно об этом см.: Celerier P. Geopolitique et la geostrategie // Par Pierre Celerier. Р.: Presse universitaire, 1955. Р. 64, 87.

значимости энергетического фактора в системе международных отношений, стремительное вовлечение бывших советских республик в орбиту мировой политики, размещение в регионе вооруженных сил США и НАТО, а также активизация деятельности других ведущих мировых игроков (Евросоюз, Китай, Индия, Япония и др.).

Территория Средней Азии населена близкими по этническому составу народами, связанными к тому же опытом длительного совместного проживания в одном государстве, а следовательно, общим языковым наследием, экономическими и гуманитарными узами. Обладая значительными запасами природных ресурсов и имея удобное географическое расположение, она составляет геополитическое ядро Центрально-Азиатского региона и может стать объектом экспансии со стороны многих внерегиональных субъектов мировой политики.

История развития России неразрывно связана с Центральной Азией**, что обусловлено существенным влиянием последней на геополитическое, геоэкономическое и военно-политическое состояние нашего государства. Национальные интересы Российской Федерации в этом регионе в самом общем плане можно свести к следующим основным позициям.

Первое — обеспечение стабильности в регионе на основе максимально тесных партнерских отношений с его государствами. Надо признать, что любой сценарий обвальной дестабилизации в Центральной Азии (нежелательная перспектива втягивания в крупномасштабные межгосударственные конфликты с человеческими и финансовыми потерями; неконтролируемые потоки беженцев и т. п.) может иметь для России весьма неприятные последствия.

Второе — беспрепятственное использование транзитного потенциала Центральной Азии в целях поддержания партнерских отношений России с Китаем, Индией и Ираном. На китайском направлении следует особо выделить Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), а на ирано-индийском — пока еще находящийся на начальной стадии реализации проект транспортного коридора «Север — Юг».

Третье — сохранение единого экономического пространства с Центральной Азией, которое в перспективе может быть востребовано для прорыва в российской экономической модернизации.

Четвертое — потребность России в удержании достаточно емкого рынка сбыта собственной продукции, а также в обеспечении устойчивого (и подчас безальтернативного) импорта из региона ряда товаров сельскохозяйственного производства. Центральная Азия для России — традиционный поставщик хлопка (87 % общего объема внешних закупок), ячменя (70 %), а до недавнего времени и пшеницы (45 %у.

Пятое — к числу приоритетных долгосрочных интересов России относится и увеличение доли ее участия в разработке и использовании гидроэнергетических и минеральных ресурсов региона (нефть, газ, уран, золото, серебро, полиметаллы, алюминий, бор).

Шестое — использование геостратегического потенциала региона для решения практических статусных задач России как мировой и региональной державы. Например, почти безальтернативным остается космодром Байконур, на который приходится свыше 70 % всех российских космических запусков. Стратегическое значение имеют

** Термин «Центральная Азия» был принят европейскими учеными в XIX веке. В российском востоковедении, а также в советской географической науке использовалось понятие «Средняя Азия». В январе 1993 года главы Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана договорились о восстановлении термина «Центральная Азия» для обозначения всех пяти стран.

1 Мир вокруг России: 2017 — контуры недалекого будущего. Совет по внешней и оборонной политике / Под ред. С.А. Караганова. М., 2007.

также противоракетный полигон Шары-Шаган в Казахстане, российские радиолокационные станции, расположенные на берегу озера Балхаш, пункт дальней связи ВМФ России в Кыргызстане и станция оптико-электронного наблюдения «Окно», действующая в Припами-рье (Таджикистан) в рамках глобальной российской системы контроля космического пространства, 201-я военная база и 999-я авиабаза, дислоцированные соответственно в Таджикистане (Душанбе) и Киргизии (Кант).

Седьмое — сохранение международного признания ведущей роли России в регионе. Это, в частности, выражается в виде неформальных консультаций с руководством России лидеров региональных и внерегио-нальных держав перед принятием принципиально важных решений, влияющих на геополитическую конфигурацию Центральной Азии.

В настоящее время все усилия России направлены на укрепление безопасности в Центрально-Азиатском регионе, что отвечает ее жизненно важным интересам и соответствует основным направлениям политики обеспечения национальной безопасности. Эта деятельность ведется по следующим основным направлениям.

Двусторонние военно-политические отношения России осуществляются со всеми центрально-азиатскими государствами СНГ, с которыми заключены договоры и соглашения о сотрудничестве в военной области, путем проведения соответствующих совместных мероприятия по различным направлениям.

Военно-техническое сотрудничество России с государствами Центральной Азии заключается в основном в продаже и совместном производстве вооружения и военной техники. Главным содержанием этого сотрудничества являются поставки вооружения и военной техники из России в государства Центральной Азии. Это обусловлено в первую очередь тем, что на вооружении армий стран региона состоит оружие и техника советского производства, основная производственная и ремонтная база которых находится в России.

Сотрудничество в военно-техническое сфере наиболее интенсивно развивается с государствами — участниками Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). При этом поставки вооружений и военной техники для многосторонних сил осуществляются по тем же ценам, что и для собственных нужд. Это позволяет странам региона значительно сократить затраты финансовых средств и обеспечить рациональное использование оборонно-промышленного комплекса каждого из государств — участников ОДКБ.

Военно-политическая деятельность России играет важную роль в обеспечении безопасности Центральной Азии. Она направлена, прежде всего, на усиление взаимодействия и сотрудничества с государствами региона и развивается на нескольких уровнях.

В рамках СНГ — это миротворческая деятельность, недопущение распространения ядерного оружия, борьба с терроризмом, охрана и укрепление обороны воздушного пространства. В частности, довольно успешно действует Антитеррористический центр СНГ с региональным филиалом в столице Республики Киргизии Бишкеке. Весомую роль здесь играет Россия. Достигшей неплохих успехов в борьбе с терроризмом, ей есть чем поделиться со своими партнерами.

Активную роль Россия продолжает играть и в системе Объединенной системы ПВО СНГ (ОС ПВО). В целом страны, входящие в ОС ПВО, активно сотрудничают с Москвой в сфере повышения коллективного боевого мастерства. Печальный пример Югославии и Ирака заставил бывшие советские республики — Армению, Белоруссию, Казахстан,

Киргизию, Таджикистан и Узбекистан — более тесно развивать данное направление сотрудничества.

Создание объединенной системы ПВО государств — участников СНГ и ее поэтапное развитие позволили намного эффективнее решать задачи по охране внешних воздушных границ государств Содружества, осуществлять совместный контроль за использованием воздушного пространства, взаимное оповещение о воздушно-космической обстановке и предупреждать о ракетном и воздушном нападении, а также сделало возможным ведение совместных действий по отражению воздушно-космического нападения.

К числу наиболее важных конкретных мероприятий, проведенных в целях создания и развития ОС ПВО, относятся восстановление системы взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств, налаживание и совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил и средств) ПВО.

Действия сил и средств ОС ПВО координируются с центрального командного пункта ВВС России. Россия также на 50 % финансирует создание и деятельность объединенной системы2.

Важным шагом по пути совершенствования системы совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил и средств) ПВО стало регулярное проведение с 1999 года на российском полигоне Ашулук коалиционных учений с боевыми стрельбами под символическим названием «Боевое содружество».

Наиболее значимым достижением в области развития ОС ПВО за прошедшие пять лет является переход к созданию системы совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне в целях охраны внешних границ СНГ.

Таким образом, сотрудничество России и центрально-азиатских государств в рамках коллективных структур безопасности развивается достаточно активно и поступательно, что способствует отстаиванию Россией своих национальных интересов в этом важном геостратегическом регионе в условиях сохраняющейся сложной военно-политической обстановки.

В рамках ОДКБ — укрепление региональной безопасности. Важным достижением российской политики в этом направлении стала переориентация ключевых государств региона на тесное военно-политическое сотрудничество с Россией. Наряду с этим Россия, как самая мощная в военно-политическом и экономическом отношениях страна этой организации, в наибольшей степени осуществляет финансирование ее деятельности и является основным субъектом подготовки кадров, поставок вооружения и военной техники государствам, входящим в состав ОДКБ.

Учитывая угрозы безопасности Центральной Азии, в мае 2001 года в рамках ОДКБ было утверждено Положение о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР). Россия в данной структуре представлена двумя полноценными военными базами в Киргизии и Таджикистане, играющими важную военно-политическую роль в обеспечении безопасности Центральной Азии.

Своевременное подписание Договора о коллективной безопасности явилось сдерживающим фактором, противостоящим сохраняющейся угрозе возникновения конфликтов регионального и локального масштабов в Центральной Азии. Наличие очагов нестабильности и конфликтных ситуаций в мире способствует распространению оружия массового

2 Белослудцев О.А., Корнеев В.В. Россия — Центральная Азия. Отношения в военной области: история и современность. М., 2007.

поражения, созданию новых видов вооружения, возникновению вспышек этно-конфессионального экстремизма, расширению масштабов контрабанды оружия и наркотиков, трансграничного терроризма и т. п. Для нейтрализации подобных угроз участниками ОДКБ был создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. Регулярно проводятся командно-штабные тренировки КСБР, в которых принимают участие офицеры штаба этой структуры, военнослужащие национальных формирований, а также сотрудники АТЦ СНГ. Основная цель тренировок — отработка форм и методов взаимодействия силовых структур в случае проведения совместных антитеррористических мероприятий, а также совершенствование навыков офицеров штаба по планированию операций и управлению силами быстрого развертывания в ходе совершения перегруппировок и выполнения боевых задач.

Начиная с 2004 года в рамках ОДКБ ежегодно проводятся комплексные оперативно-тактические учения «Рубеж». В последнем из них — «Рубеж-2008» — приняли участие подразделения Вооруженных Сил России, Таджикистана, Киргизии и Казахстана.

Серьезной помехой для успешного развития интеграционных процессов в рамках ОДКБ оставались сохраняющиеся очаги конфликтов на территории некоторых государств-участников. Эти конфликты не только требовали отвлечения людских, материальных и других ресурсов стран региона, но и являлись серьезным источником напряженности в отношениях между отдельными государствами — участниками Договора.

Вмести с тем следует отметить, что после агрессии Грузии против Южной Осетии и проведения Российской Федерацией операции по принуждению к миру руководство ОДКБ возобновило деятельность по материализации идеи создания государствами-участниками ОДКБ военной группировки сил сдерживания в Центрально-Азиатском регионе. Об этом сообщил журналистам 12 сентября 2008 года на пресс-конференции в Москве генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа.

Впервые о создании такой группировки он заявлял еще в октябре 2005 года: «Мы предполагаем в случае согласия всех государств иметь пятистороннюю группировку в Центрально-Азиатском регионе. Пяти-сторонняя — это пять государств: четыре государства Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) и Россия». Далее он отметил, что организация предполагает в случае согласования со всеми государствами-участниками иметь достаточно крупную группировку, «куда входили бы не просто подразделения, а части и соединения», и уточнил: «Это значит — уровень бригад, полков, дивизий». Более того, генерал Бордюжа даже объяснил предназначение этой группировки — «сдерживание в регионе с учетом сложной ситуации в Афганистане»3.

Составной частью новой группировки должны стать коллективные силы быстрого развертывания. «Именно те десять батальонов (их суммарная численность около 4 тыс. человек), хорошо обученных и оснащенных, которые существуют на сегодняшний день и которые будут способны реагировать на какое-то экстренное обострение ситуации», — пояснил генеральный секретарь ОДКБ. По его словам, решение о боевом и численном составе пятисторонней группировки будут принимать представители вооруженных сил стран ОДКБ после принятия политического решения4.

В рамках ШОС—укрепление региональной безопасности в более широком формате с участием Китая и стран наблюдателей, таких как Индия, Пакистан, Иран и Монголия. В этом формате основными направлениями деятельности России по обеспечению безопасности и стабильности

3 Россия в глобальной политике. № 5, сентябрь—октябрь 2008 г.

4 Там же.

в Центральной Азии являются: урегулирование пограничных споров между членами ШОС; противодействие экстремизму, терроризму и наркотрафику; противодействие влиянию США в регионе; решение региональных проблем военно-политического характера.

Сейчас ШОС позиционируется как евроазиатская организация универсального типа. В этой связи интересно заметить, что межведомственные советы организационного формата множатся, затрагивая в своей деятельности все более широкий спектр проблем взаимодействия и фактически копируя структуры схожего статуса в СНГ.

Экономическая составляющая организации на данном этапе развития будет расти опережающими темпами, но в повестке дня, безусловно, останутся и вопросы безопасности. ШОС демонстрирует готовность взять на себя ответственность как за обеспечение безопасности в Центральной Азии, так и за общее развитие Центрально-Азиатского региона.

Характерно своеобразное позиционирование ШОС в отношении к США. На Западе многие видят в ШОС «антиамериканский союз». Сомнения в правомерности такой оценки можно выразить хотя бы на том основании, что Индия и Пакистан, имеющие в ШОС статус наблюдателя, — явно не противники Соединенных Штатов Америки.

Разговоры об антиамериканской направленности возникают, конечно, не на пустом месте. Организация четко ориентирована на то, чтобы обойтись без США в решении всех проблем Центральной Азии и всего Центрально-Азиатского региона. ШОС не стремится противостоять США глобально или регионально, но и не хочет иметь с Вашингтоном никаких связей, т. е. действовать не против Америки, но без нее. Это довольно интересная модель отношений с мировой сверхдержавой. Есть и другие институты, которые находятся вне американского контекста, но происходит это по причине низкого либо нулевого интереса самих Соединенных Штатов к контактам и сотрудничеству с ними. Интерес же к ШОС у США большой, так как весьма возможен и прогнозируется диалог по линии ШОС — Евросоюз. И опять в обход США.

Для придания легитимности борьбе ШОС с новыми угрозами предстоит выполнить ряд задач. Прежде всего, разработать и официально принять концепцию или доктрину региональной безопасности для Центральной Азии. Этот документ должен определить критерии и принципы мониторинга источников новых угроз, установить процедуру вынесения и исполнения соответствующих решений руководящих органов организации. При его разработке вопросы о том, на защиту каких именно и чьих интересов она направлена и на какой регион распространяется ее действие, являются основополагающими. Поэтому в качестве исходных положений Концепции региональной безопасности ШОС следует определить: состав субъектов, входящих в ШОС, их взаимные и специфические интересы, в том числе интересы, имеющие противоположную направленность с другими, в том числе внерегиональ-ными, факторами, и методы их реализации; проблемы в обеспечении военной безопасности; виды общих внутренних и внешних военных угроз участникам Организации; порядок действий ШОС в случае возникновения угрозы одному из ее участников за пределами Центрально-Азиатского региона.

Следует отметить, что ШОС не лишена в своей работе и некоторых недостатков, один из которых состоит в том, что сфера ее деятельности, ограниченная рубежами ряда стран СНГ и Китая, не охватывает всех «горячих точек» региона, например, на стыках границ между СНГ и Афганистаном, Индией и Пакистаном.

Из-за этих и других слабых сторон Шанхайской организации сотрудничества ее странам-участницам нужно или соглашаться, чтобы и в дальнейшем в нашем «региональном доме» поддерживали мир и стабильность приглашенные со стороны страны и организации, или принимать меры к дальнейшему совершенствованию своей структуры, состава и методов деятельности, расширению сферы ответственности и круга решаемых задач.

Вопрос о расширении сферы ответственности ШОС, вплоть до ее совмещения с границами прилегающих к региону конфликтогенных зон, будет связан с приемом в состав организации новых членов. Реальная возможность для этого имеется. Однако к решению данного вопроса следует подходить достаточно осторожно. В первую очередь это относится к приему в ШОС Афганистана и Пакистана, имеющих тесные связи с США. В случае проведения Америкой деструктивной политики по отношению к ШОС это может серьезно сказаться на ее дееспособности.

Противостоять таким попыткам можно посредством создания устойчивой основы из стран-учредителей, объединенных долгосрочными интересами и целями. Степень участия других претендентов может быть дифференцированной. Следует предусмотреть, что страны-претенденты не обязательно должны становиться участниками всех программ и мероприятий организации. Они могут участвовать в отдельных соглашениях и с различным статусом.

Укрепление военно-политического влияния России в Центрально-Азиатском регионе одновременно сопровождается возрастанием ее экономической роли. Российская Федерация как важный торгово-экономический партнер, серьезный и надежный инвестор вкладывает немало средств в развивающуюся экономику стран региона. В этой связи социально-экономические отношения России со странами Центральной Азии являются одним из важных факторов обеспечения социально-политической стабильности региона. Они основываются на необходимости восстановления и развития взаимовыгодных социально-экономических связей, что позволяет странам региона обеспечивать стабильную социально-политическую обстановку.

Анализируя роль России в обеспечении безопасности в Центральной Азии, необходимо отметить также ее продуктивную деятельность в рамках международных институтов. Например, использование такого международного института, как ООН, где Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности, дает ей право реализовать политико-дипломатический ресурс, прежде всего «право вето» для сдерживания агрессивных устремлений ряда государств в реализации своих внешнеполитических интересов на территории стран СНГ, находящихся в союзнических отношениях с Россией. Этот ресурс является довольно эффективным инструментом воздействия на процессы обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

Продолжая рассматривать Центральную Азию как пространство для реализации своих жизненно важных интересов, Россия заинтересована, с одной стороны, в сохранении буферной функции региона, с другой — в недопущении усиления здесь позиций других государств извне. Реализация этих стратегических задач предполагает форсирование сотрудничества России в сфере безопасности как в двустороннем, так и в многостороннем формате с государствами региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.