Научная статья на тему 'ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
578
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великобритания / Центральная Азия / сотрудничество / внешняя политика / глобальная политика / международные отношения. / Great Britain / Central Asia / cooperation / foreign policy / global politics / international relations.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Азимбаева Шахноза Акрамжоновна

В статье рассматривается вопрос формирования и развития центрально-азиатского вектора внешней политики Великобритании. Автор исследует основные внутренние и внешние факторы, повлиявшие на современный курс Соединенного Королевства по отношению к постсовесткому пространству. Изучены главные направления сотрудничества и препятствия в развитии более тесного и плодотворного партнерства Великобритании со странами ЦА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRAL ASIA IN UK FOREIGN POLICY

The article examines the formation and development of the Central Asian vector of British foreign policy. The author examines the main internal and external factors that influenced the current course of the United Kingdom in relation to the post-Soviet space. The core directions of cooperation and obstacles in the development of a closer and more fruitful partnership between Great Britain and Central Asian countries have been studied.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

Scientific Journal Impact Factor

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Азимбаева Шахноза Акрамжоновна Докторант Университета мировой экономики и дипломатии e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования и развития центрально-азиатского вектора внешней политики Великобритании. Автор исследует основные внутренние и внешние факторы, повлиявшие на современный курс Соединенного Королевства по отношению к постсовесткому пространству. Изучены главные направления сотрудничества и препятствия в развитии более тесного и плодотворного партнерства Великобритании со странами ЦА.

Ключевые слова. Великобритания, Центральная Азия, сотрудничество, внешняя политика, глобальная политика, международные отношения.

BUYUK BRITANIYADAGI MARKAZIY OSIYO TASHQI SIYOSATI

Azimbayeva Shahnoza Akramjonovna Jahon iqtisodiyoti va diplomatiya universiteti doktoranti e-mail: miss [email protected]

Annotatsiya. Maqolada Buyuk Britaniya tashqi siyosatida Markaziy Osiyo vektorining shakllanishi va rivojlanishi ko 'rib chiqilgan. Muallif tomonidan Buyuk Britaniyaning postsovet hududiga nisbatan zamonaviy siyosiy kursi shakllanishiga ta'sir ko'rsatgan asosiy ichki va tashqi omillarni tahlil qilingan. Buyuk Britaniya va Markaziy Osiyo mamlakatlari o'rtasidayanada mustahkam va samarali sherikchilik munosabatlarini rivojlantirish yo 'lidagi to 'siqlar hamda hamkorlikning asosiy yo 'nalishlari o 'rganilgan.

Kalit so'zlar. Buyuk Britaniya, Markaziy Osiyo, hamkorlik, tashqi siyosat, global siyosat, xalqaro munosabatlar.

Azimbayeva Shakhnoza Akramjanovna Doctoral student of University of world economy and diplomacy e-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the formation and development of the Central Asian vector of British foreign policy. The author examines the main internal and

CENTRAL ASIAN FOREIGN POLICY IN THE UK

Scientific Journal Impact Factor

external factors that influenced the current course of the United Kingdom in relation to the post-Soviet space. The core directions of cooperation and obstacles in the development of a closer and more fruitful partnership between Great Britain and Central Asian countries have been studied.

Keywords. Great Britain, Central Asia, cooperation, foreign policy, global politics, international relations.

Центральная Азия, имея доступ и к Южной и к Восточной Азии, Ближнему востоку, Южному Кавказу, таким важным в геополитике странам как Иран и Афганистан, также находясь под системой дуализма сотрудничества и соперничества России и Китая, является одним из самых обширных и ключевых регионов Евразии. Геополитическая важность региона также обуславливаются богатыми природными ресурсами и логистическим потенциалом.

С конца 1990-х гг. в Центрально-Азиатском регионе заметно росла активность международных институтов европейской безопасности: сначала ОБСЕ, а после 11 сентября 2001 г. - Североатлантического альянса и Евросоюза (ЕС). Многосторонняя компонента европейской дипломатии дополнила автономный внешнеполитический курс ведущих европейских государств, прежде всего Германии, Великобритании и Франции, которые обозначили свои интересы в Центральной Азии сразу после распада Советского Союза [1].

Однако, несмотря на большие перспективы и объективные возможности многие крупные акторы и державы с первых дней независимости государств Центральной Азии придерживались и до сих пор занимают более осторожную и выжидательную позицию. Именно такую позицию выбрала и Великобритания, постоянный игрок международных отношений и страна с глобальными интересами.

Как сформировался центрально-азиатский вектор во внешней политике Соединенного Королевства, какие факторы повлияли на данный процесс, действительно ли Центральная Азия является важным только в рамках взаимодействия западного мира с Россией и Китаем? Ответы на эти вопросы помогут дать более четкое и полное представление о политике Великобритании в регионе.

В целях комплексного изучения объекта исследования, анализа и обобщения полученных результатов, проверки гипотез на основе полученных

ВВЕДЕНИЕ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Scientific Journal Impact Factor

доказательств, проведения научного прогнозирования использованы методы исторического, сравнительно-типологического, системного анализа, а также метод научного прогнозирования.

Распад СССР и появление новых независимых стран с новыми возможностями и проблемами сперва послужили не энтузиазму, а скорее наоборот, боязнью западного и всего остального мира ре-трансформацией и реконструкцией Советской власти или формированием систем с исламским фундаментализмом как, например в Иране. Данная боязнь стала причиной активизации развитых Европейских стран в Центральной Азии для укрепления независимости стран региона и снижения российского влияния.

Великобритания наряду с другими державами Европейского континента также была заинтересована в использовании сырьевого потенциала стран региона. Особенно в Казахстане усиливались инвестиционные позиции британских компаний, активно поддерживаемых официальным Лондоном. Основной объект их инвестиций - казахстанский нефтегазовый сектор. По данным Центробанка Казахстана, объем накопленных прямых инвестиций из Великобритании по состоянию на декабрь 2020 г. составил 3,5 млрд. Долларов США [2].

Изменение политической ситуации в Центральной Азии в последней четверти XX в. заставило лидеров ведущих мировых держав вновь обратить внимание на исторические корни политических, экономических и социальных проблем, которые серьезно дестабилизируют ситуацию в регионе [3]. События 11 сентября 2001 года также внесли свои коррективы во внешнеполитический курс Великобритании. С подключением страны к деятельности Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) началось развитие политического и военно-политического сотрудничества со странами региона. В том же году приступил к работе Британский Фонд по предотвращению конфликтов в Центральной Азии, целью деятельности которого провозглашалось снижение конфликтного потенциала и содействие обеспечению стабильности в регионе. И следовательно, с 2000х годов интерес Великобритании к региону определялся рядом аспектов: вовлечение НАТО в войну в Афганистане и использование территории Центральноазиатских государств; растущий экспорт наркотиков из Афганистана с транзитом через Центральную Азию и Россию; формирование в странах Центральной Азии центров исламского фундаментализма (Исламское движение Восточного

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Scientific Journal Impact Factor

Туркестана); интерес к энергетической базе и новое поле для экономического сотрудничества; транзитный потенциал региона. Тесное сотрудничество Великобритании с государствами Центральной Азии осуществлялось в рамках Стратегии Европейского союза в отношении государств Центральной Азии, принятой в 2007 г. [4].

Проблемы в развитии сотрудничества. По мнению многих экспертов и ученых в сфере международных отношений, Великобритания не смогла все еще разработать единую, комплексную и понятную национальную стратегию по отношения к Центральной Азии, несмотря на то, что она присутствует во всех пяти странах региона. Так например, аналитики Глобал Политикс Инститют считают, что «Центральная Азия обеспечивает благодатную почву для Великобритании, поскольку она стремится продемонстрировать свой потенциал, чтобы стать «глобальной силой добра». Благодаря своим отношениям с государствами Центральной Азии - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном - Великобритания может продемонстрировать свою способность не только сочетать, но и уравновешивать торговлю, интересы прав человека и эффективную помощь в целях развития. Однако до сих пор Британии не удалось разработать целостную стратегию в отношении региона.

Вместо этого большинство неутешительных усилий Великобритании по вовлечению в регион были сосредоточены на торговых возможностях. Поскольку Великобритания теперь находится за пределами ЕС и имеет право заключать свои собственные торговые сделки, Министерство международной торговли (DIT) предприняло согласованные усилия по укреплению существующего положения страны в странах региона. В первую очередь, это было нацелено на крупнейшую экономику региона, Казахстан, где все еще есть значительные возможности для расширения торговли. Сравнивая, например, экспорт из Великобритании в Казахстан с экспортом Италии, мы видим, что Италия экспортирует в три раза больше, чем Великобритания. Экспорт Германии в Казахстан почти в четыре раза выше». [5]

Другие исследователи полагают, что проблема кроется в общей внешней политики Великобритании, а не в Центрально-азиатском направлении. Так, например специалисты самого влиятельного мозгового центра Англии, Чатхам хаус считают, что главная задача Великобритании «состоит в том, чтобы определить заслуживающую доверия и отличительную роль автономной средней державы с сильными традициями дипломатии, обороны, разведки,

Scientific Journal Impact Factor

торговли и помощи. Не все изменилось; Несмотря на то, что Великобритания не связана с ЕС, она остается важным игроком в НАТО, Совете Безопасности ООН и других международных организациях.

Концепт внешней политики страны должен начинаться с определения того, что наиболее важно. Разумный список мог бы включать предотвращение конфликта между США и Китаем, поддержание глобального процветания, предотвращение распространения ядерного оружия, устранение ущерба окружающей среде и изменению климата, а также укрепление многосторонней системы международных правил. Всегда будут неотложные проблемы, и важно, как мы на них реагируем. Но внешняя политика должна быть направлена на достижение устойчивых и определенных целей, а не аморфных идей». [7]

Иными словами, внешняя политика Великобритании, основанная на развитии торговых отношений с ЦА, была не самой удачной концепцией, и ее неэффективность особо выделяется в сравнении с торговыми показателями между странами региона и ЕС. Следовательно, Великобритании необходимо более тщательно и комплексно нужно думать о своих собственных возможностях, интересах и целях в Центральной Азии.

Однако Британско-Центральноазиатские отношения имеют многообещающие перспективы. Они связаны не только со сменой власти в ключевых странах Центральной Азии, но также трансформациями и реформами во внешней политики самой Великобритании. Выйдя из состава ЕС, Великобритания решила заново выстроить свою внешнюю и оборонную политику. В марте 2021 года премьер-министр страны Борис Джонсон представил Палате общин новую внешнеполитическую доктрину под названием Глобальная Британия (Global Britain). Согласно этой стратегии, Соединённое Королевство ввиду появления новых угроз будет делать упор на укрепление своего ядерного арсенала, а также расширение влияния в Индо-Тихоокеанском регионе, ставшего, по словам Джонсона, новым «геополитическим и экономическим центром притяжения» мира [6]. Развитие азиатского вектора Соединенного Королевства постепенно может стать причиной активизации страны и в Центральной Азии и расширению ее узкой внешнеторговой политики, сфокусированной только на Казахстане. Другие предпосылки к этому также имеются, например, в период 2017-2021 годы торговый оборот Великобритании с Узбекистаном и Киргизской Республикой вырос в среднем на 125% в связи с экономической либерализацией в

Scientific Journal Impact Factor

Узбекистане и Кыргызстане. Также были подписаны с этими двумя странами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Великобритания важный партнер для государств Центральной Азии. Она является страной инноваций и технологий, передовых знаний и практики, с большим инвестиционным потенциалом. Однако обе стороны до сих пор не смогли разработать эффективную стратегию или практику развития двустороннего и многостороннего, то есть, регионального сотрудничества. Двусторонней подход Великобритании, несмотря на первичный прагматизм и реалистичность не смог полностью охарактеризовать основные цели и задачи королевства в регионе. Центрально-азиатский вектор во внешней политике Великобритании на сегодняшний день является просто суммой пяти двусторонних направлений страны, а не единым вектором и в этом заключается его главная фундаментальная проблема.

Но, нынешние политические и интеграционные изменения во внутренней и внешней политики Соединенного Королевства, принятие новой стратегии глобальной политики страны с фокусом на Азию могут послужить причиной повышения заинтересованности британской власти к Центральной Азии.

1. Юн С.М. Сравнительный анализ политики Германии, Великобритании и Франции в Центральной Азии// Сравнительная политика, 2011, №.4. С.55;

2. Центральный банк Казахстана. Статистика международных инвестиций. URL: http://www.nationalbank.kz/?docid=3480;

3. Данков А.Г. Отечественная и британская историография о соперничестве России и Великобритании в Центральной Азии: XIX - начало XXI вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Томск.:2008. С.28;

4. Данилович М. В., Денисюк В. В. Политика Великобритании в Центральной Азии в 2001—2014 гг.// Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы XIV Международной конференции, посвященной 94-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2015 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2016. C.36-37;\

5. Jade McGlynn. Rethinking Britain's Central Asia Strategy. 21.03.2021. The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2021/03/rethinking-britains-central-asia-strategy/;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

REFERENCES

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 5

educational, natural and social sciences (~) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

6. Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. URL: https://www.gov.uk/government/publications/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy;

7. Simon Fraser. Picking Up the Broken Pieces of UK Foreign Policy. 14.09.2020. The Chatham House. https://www.chathamhouse.org/2020/09/picking-broken-pieces-uk-foreign-policy?gclid=EAMQobChMI7Zvcs6aW8QIVAtGyCh3-BwFIEAMYASAAEgJKsfD BwE;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.