Карпович О.Г., Шангараев Р.Н.
23.00.00 Политология
Political Science
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-65-72
Центральная Азия
в контексте современной геополитики на евразийском пространстве
О.Г. Карповича ©, Р.Н. Шангараевb ©
Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация,
а E-mail: iskran@yahoo.com ь E-mail: r.shangaraev@dipacademy.ru
Аннотация. Целью написания исследовательской работы является определение места и роли центральноазиатских стран в контексте изменения геополитической обстановки на евразийском пространстве. В настоящее время Центральная Азия (ЦА) находится в фокусе внимания средств массовой информации, а также ведущих аналитических центров и политического руководства многих стран. Этот интерес связан с состоявшимся в середине 2021 г. выводом войск США и их союзников из Афганистана, ситуация в котором после прихода к власти представителей радикального исламистского Движения талибов1 (ДТ - террористическая организация, запрещена в России). Эта страна граничит с тремя государствами ЦА - Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном, и поэтому внутриафганские проблемы, в первую очередь связанные с падением жизненного уровня населения и увеличением миграционных потоков, могут в значительной мере дестабилизировать политическую, экономическую и демографическую ситуацию в регионе. На современном этапе ситуация в регионе характеризуется высоким уровнем неопределенности и нестабильности.
Ключевые слова: Россия, США, Центральная Азия, Афганистан, движение Талибан2, геополитика, Евразийское пространство
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Центральная Азия в контексте современной геополитики на евразийском пространстве // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 6. С. 65-72. 001: 10.33693/2223-00922021-11-6-65-72
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-65-72
Central Asia in Context of Modern Geopolitics in Eurasian Space
O.G. Karpovich3 ©, R.N. Shangaraevb ©
Institute for Contemporary International Studies of Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
a E-mail: iskran@yahoo.com b E-mail: r.shangaraev@dipacademy.ru
Abstract. The purpose of this research paper is to determine the place and role of the Central Asian countries in the context of the changing geopolitical situation in the Eurasian space. Currently, Central Asia (CA) is in the focus of attention of the media, as well as leading
1 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
2 Организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
ISSN 2223-0092 (print) Т. 11. № 6. 2021 Социально-политические науки 65
ISSN 2310-7065 (online)
think tanks and political leaders in many countries. This interest is associated with the withdrawal of US troops and their allies from Afghanistan in mid-2021, the situation in which after the coming to power of representatives of the radical Islamist Taliban Movement (DT is a terrorist organization banned in Russia). This country borders on three Central Asian states - Turkmenistan, Uzbekistan and Tajikistan, and therefore intra-Afghan problems, primarily associated with a drop in the standard of living and an increase in migration flows, can significantly destabilize the political, economic and demographic situation in the region. At the present stage, the situation in the region is characterized by a high level of uncertainty and instability.
Key words: Russia, USA, Central Asia, Afghanistan, Taliban movement, geopolitics, Eurasian space
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИКИ
Центрально-Азиатский регион с геополитической точки зрения занимает важнейшее стратегическое положение в Евразии, и, в соответствии с теорией знаменитого английского геополитика Х.Дж. Маккиндера, является составной частью «хартленда - сердца Земли». Исторически с ним связана так называемая «Большая игра», то есть борьба между Российской и Британской империями в XIX в. за контроль над Афганистаном и ЦА. В настоящее время в российской и китайской трактовке этот регион включает территории пяти постсоветских республик - Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана, но в 2005 г. руководитель Института по исследованию стран ЦА и Кавказа в Вашингтоне Ф. Старр предложил ввести в употребление термин «Большая Центральная Азия» (БЦА, Greater Central Asia Partnership - GCAP). Кроме указанных выше государств в этот регион он включил западную часть Китая (Синьцзян-уйгурский автономный округ), Монголию, северные районы Ирана и Афганистана, а также Кавказ [1]. Имеются и другие западные подходы к определению БЦА, но в любом случае они имеют целью переориентацию стран данного региона с России на США и их союзников в Южно-Азиатском регионе.
В первой половине 2000-х гг., то есть после ввода войск НАТО в Афганистан, в западном академическом и экспертном сообществе начали использовать термин «Новая Большая игра», поскольку геополитическое и геоэкономическое значение ЦА резко возросло. Этот регион характеризуется межконтинентальным и меж-цивилизационным характером торговых и других связей между странами Европы, Ближнего Востока и Азии. К нему примыкают четыре ядерные державы - Россия, Китай, Индия и Пакистан, и на его территории имеются значительные запасы природных ресурсов. Свои интересы в регионе, кроме России, США и Китая, имеют и крупные региональные государства - Индия, Турция, Иран и Пакистан. Кроме того, как указывалось выше, три страны ЦА (Узбекистан, Туркмения и Таджикистан) непосредственно граничат с Афганистаном, который исторически называли «кладбищем» или «болотом» империй. В настоящее время внутриполитическая ситуация в этой стране оказывает серьезное влияние на ЦА [3], особенно после вывода с ее территории войск США и их союзников.
Между тем в 2016 г. эксперты Фонда Карнеги констатировали, что этот регион находится в процессе
значительного геополитического сдвига, который, по их мнению, ослабит его связи с евро-атлантическим сообществом и повысит влияние Китая в централь-ноазиатских государствах. Поэтому задачи внешней политики США, как указывали эти эксперты, заключаются прежде всего в укреплении регионального взаимодействия с наиболее крупными и развитыми странами региона - Казахстаном и Узбекистаном, а также в мониторинге действий России и Китая для использования их ошибок в целях продвижения интересов США. При этом считается целесообразным отказаться от взаимосвязи сотрудничества с требованиями «соблюдения прав человека» и, соответственно, от «чрезмерного реагирования на угрозу со стороны исламского экстремизма» [6].
В отношении России в исследовании Фонда указано, что военная безопасность - это единственная сфера, в которой она «продолжает играть уникальную и ведущую роль в ЦА» [7]. Но Россия вынуждена это делать, поскольку за 20 лет присутствия американских войск в Афганистане, по информации специального представителя президента России по Афганистану З.Н. Кабу-лова (22 июля 2021 г.), «американцы успели развернуть в стране 19 военных баз стратегического назначения, из которых 7-8 никакого отношения к внутриафган-ской ситуации не имели» [7].
ВЛИЯНИЕ АФГАНИСТАНА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
Военно-политический кризис в Афганистане напрямую влияет на стабильность в Центрально-Азиатском регионе и по сей день осложняет ситуацию в мире. Современная ситуация показывает, что в современном мире длительный вооруженный конфликт рано или поздно может выйти за границы отдельно взятого государства. Нестабильная обстановка порождает серьезные проблемы для соседних государств и дестабилизирует ситуацию в регионе. Кризис в Исламской Республике Афганистан затрагивает сразу такие страны, как Россию, Китай, Пакистан, Индия, Иран, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан, а в международном измерении - США и страны, входящие в НАТО, которые задействованы в операциях на территории Афганистана.
Характеризуя положение дел в современном Афганистане, можно отметить, что страна признается международным сообществом как независимое государство
Карпович О.Г., Шангараев Р.Н.
и является полноправным членом ООН и других международных организаций, однако при этом остается не субъектом, а объектом международной политики.
В Афганистане к концу февраля 2020 г. находились примерно 23 тысячи военнослужащих НАТО, из которых 14 тысяч - американские военные. Это самая длительная операция армии США, начавшаяся еще в 2001 г. Несмотря на то, что за 17 лет Вашингтон потратил на эту операцию 6 трлн долларов, ситуация в стране не только не выправилась, но и стала только хуже [4].
Необходимо понимать, что одним из основных факторов, влияющих на ситуацию в Афганистане на современном этапе, является политика США, которая, в свою очередь, определяется двумя противоречивыми позициями: стремлением максимально сократить огромные финансовые затраты на афганскую компанию и одновременно сохранить свое влияние и участие в делах этого региона под предлогом борьбы с терроризмом.
Американское отношение к данному региону довольно ясно выражено в 2002 г. З. Бжезинским в интервью российской «Независимой газете»: «Усиливающееся американское присутствие в Центральной Азии не является преднамеренным стратегическим планом, но оно определенно будет возрастать, потому что государства Центральной Азии не хотят, чтобы в их регионе доминировала Россия или Китай. Усиливающееся американское участие в делах этих стран, таким образом, с их точки зрения, является очень желаемым явлением. Мы уже наблюдаем расширение американского политического и экономического влияния, которое также включает и военную сферу, и этот процесс, вероятно, также будет продолжен» [5].
Многие российские специалисты и эксперты отмечают, что миссия НАТО в Афганистане была провальной, так как политическая стабилизация страны не была достигнута. Бывший постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций В. Чуркин констатировал, что очередная миссия военного блока НАТО в Афганистане не выполнила поставленных перед ней задач. Военная кампания НАТО послужила причиной политической маргинализации различных радикальных исламистских течений в Афганистане. Также можно сказать и об увеличении производства наркотиков, так как «после начала «контртеррористической операции» на территории Афганистана в октябре 2001 г. и последовавшего за ней падения режима талибов3, эта страна опять вышла на первое место по производству наркотиков опийной группы, в первую очередь, героина» [8].
ГЕОПОЛИТИКА
НЕРЕГИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ АКТОРОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Необходимо отметить, что геополитика Вашингтона по отношению к ЦА всегда характеризовалась исторической преемственностью, исходя из принципов, сформулированных англичанами во времена Британской империи. В «Стратегии национальной без-
3 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
опасности США» (сентябрь 2002 г.) указано, что в данном регионе сосредоточены «вызовы и возможности» для страны в новом веке. К числу первых отнесены: транснациональный терроризм, радикализация ислама и наркотрафик. Ко вторым - наличие значительных (хотя и недоказанных) запасов углеводородов и возможность ограничения влияния КНР. В аналогичной Стратегии 2017 г. утверждается, что «Китай развивает свою мощь за счет суверенитета других государств», а «Россия пытается восстановить статус великой державы и создать сферы влияния вблизи своих границ». Эти тезисы можно целиком отнести к ЦА.
Во «Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности США», принятом в марте 2021 г., констатируется, что Китай - это единственный потенциальный конкурент, «способный объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для создания устойчивого вызова стабильной и открытой международной системе». Что касается нашей страны, то в документе сказано, что «Россия по-прежнему полна решимости наращивать свое глобальное влияние и играть деструктивную роль на мировой арене» [9]. Характерно, что США на первое место в плане развития международного сотрудничества поставили задачу углубления партнерства с Индией, которая исторически связана с Афганистаном.
Переориентация внешней политики Вашингтона на невоенные методы решения международных проблем (так называемую мягкую силу) отражена в следующем тезисе, зафиксированном в данном руководстве: «Следует избегать чрезмерной зависимости от американских военных при выполнении задач и миссий, более подходящих для других служб. Бюджет национальной безопасности будет уделять приоритетное внимание новым ресурсам» [10]. Этой установкой и объясняется поспешный уход американских войск из Афганистана.
В апреле 2021 г. президент США Дж. Байден заявил о начале полного вывода американских войск из Афганистана, хотя о необходимости такого шага говорили и предыдущие руководители страны - Б. Обама и Д. Трамп. Но этот уход был осуществлен в короткие сроки без подписания соглашения между движением «Талибан»4 и официальным правительством, на котором ранее настаивали США. Это привело к тому, что Движение в кратчайшее время (к июлю 2021 г.) взяло под свой контроль более 85% афганской территории, а 15 августа талибы5 захватили Кабул и на сегодняшний день, по их словам, контролируют всю страну [11].
В этой связи вполне логичной является постановка следующих вопросов: какую цель преследовали США, столь быстро отозвав свои войска с территории этой страны? Может ли это решение оказать негативное влияние (и в каких масштабах) на ЦА? Какой представляется будущая геополитическая ситуация в регионе? На эти вопросы, судя по публикациям в открытой печати, можно получить множество самых различных, часто противоположных, ответов. Так, по мнению обозревателя
4 Организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
5 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
английской арабоязычной газеты Rai AI Youm Лобны Шатаб, «вполне вероятно, что американцы решили оставить Афганистан, чтобы заманить туда своих конкурентов и врагов со всего региона. Ведь если соперники США начнут реализовывать в Афганистане разные проекты, они столкнутся с большими трудностями, способными «сжечь» дотла даже самые мощные ресурсы. Таким образом, США планируют препятствовать проектам в Афганистане, которые могут начать Китай, Россия и Иран. Будут ли верны расчеты Вашингтона?» [12]. Сходную точку зрения выразил турецкий аналитик Мустафа Балбай, который утверждает, что США сознательно обеспечили отсутствие сильного центрального правительства в этой стране, которое потребовало бы вывода иностранных сил, и теперь ищут «управляющего», чтобы сохранить эту ситуацию после их ухода [13].
Поэтому можно предположить, что американское руководство и его союзники, судя по публикациям в СМИ, сознательно дистанцируются от происходящего в Афганистане, выставляя себя в роли своеобразной «жертвы» обстоятельств. Так, 28 июля 2021 г. спецпредставитель Генерального секретаря ООН по содействию Афганистану Дебора Лайонс (Канада) в своем выступлении на сессии Объединенного совета по координации и контролю заявила: «Афганские лидеры вместе с нами должны решить, готовы ли они обречь Афганистан еще на несколько десятилетий войны или же они готовы достичь тех политических компромиссов, которые позволят стране вновь вздохнуть, прийти в себя и восстановиться». Данный Совет является платформой для стратегической координации действий афганского правительства и международных спонсоров, на которые опирается Афганистан [14], и фактически находится под контролем США. Из приведенного текста абсолютно непонятно, что мешало США и их союзникам решить вопросы восстановления страны в прошедшие десятилетия.
Необходимо сразу отметить, что в отличие от ситуации XIX в. одним из основных участников «Новой Большой игры» в ЦА и вокруг нее стал Китай. После 1991 г. он рассматривает этот регион, как и Россию, в качестве своего «стратегического тыла», поскольку основные усилия его внешней политики направлены на обеспечение безопасности морских торговых путей.
В геоэкономическом плане страны ЦА важны для китайской экономики как источник ресурсов и рынок сбыта товаров, и в настоящее время, по оценочным данным, под контролем Китая находится около 30% нефтяного сектора Казахстана и 70% золотодобычи Киргизии. В Таджикистане уже более 80% золота добывается китайскими компаниями [15].
В перспективе значение данного региона для КНР будет возрастать по следующим причинам: страны ЦА напрямую задействованы в реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь»; развитие западных регионов Китая требует усиления взаимодействия со странами ЦА, которое выражается и в расширении китайской территориальной экспансии; борьба Пекина с исламским терроризмом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе требует координации его действий с центральноазиатскими республиками.
В связи с тем, что в настоящее время основным очагом нестабильности в Центральной Азии является Аф-
ганистан, то резко возрастает роль ШОС в этом регионе, так как необходимо обеспечить полную безопасность на границе стран - членов Организации с Афганистаном. Первоначально Задачи Шанхайской организации сотрудничества лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В 2008 г. были анонсированы планы ШОС по активному участию в нормализации обстановки в Афганистане. 6 июня 2012 г. на саммите в Пекине Афганистан получил статус государства-наблюдателя, что позволило ШОС активно привлекать Афганистан к совместной работе: бороться с наркоугрозами, сепаратизмом и терроризмом [4].
Между тем обстановка в Афганистане, с точки зрения китайских экспертов, «подобна бомбе замедленного действия, угрожающей ситуации в Азии» [16; 17] Это, безусловно, отразится на отношениях Китая с ближайшими соседями, в первую очередь с Индией.
В настоящее время противостояние между Пекином и Нью-Дели усиливается. В редакционной статье одной из ведущих индийских газет - Times выражено мнение, что «экспансионистские амбиции Китая прямо поставили Индию под прицел, примером чего может служить противостояние двух сторон в восточном Ладакхе (Индо-китайский пограничный конфликт в мае 2020 г. на границе КНР, Пакистана и Индии). Таким образом, у нас нет другого выбора, кроме как присоединиться к США и демократическим единомышленникам, чтобы уравновесить агрессивные подходы Китая» [18]. Но Индию менее всего устраивает конфронтация с КНР, на которую ее упорно подталкивают США. Региональная стабильность для нее крайне важна, так как, будучи энергетически зависимой страной, она заинтересована в прокладке газопроводов из Туркмении и Ирана.
Существенное значение для будущего ЦА имеет и политика крупнейших региональных держав Ближнего и Среднего Востока - Турции, Ирана и Пакистана.
В июле 2021 г. президент этой страны Р.Т. Эрдоган в ходе визита в непризнанную Турецкую республику Северного Кипра заявил, что политика его государства «ни в чем не противоречит вере талибов6». Вместе с тем, с точки зрения З.Н. Кабулова, Турция не рассматривается в качестве важного участника в урегулировании внутриафганского конфликта. «Договорившись с американцами о контроле над Кабульским международным аэропортом, она подпортила свое реноме в глазах талибов, которые напомнили туркам, что их страна входит в НАТО». Недоверие талибов вполне обоснованно, так как Турция, апеллируя к традиционному исламу суннитского толка, одновременно пытается весьма активно продвигать в регионе ЦА вполне светскую идеологию пантюркизма.
Но в любом случае возможности этой страны влиять на ситуацию в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе достаточно ограниченны.
Также необходимо понимать, что Афганистан всегда был и остается одним из основных приоритетов внешней политики Ирана. Во-первых, обе страны имеют протяженную общую границу, во-вторых, эти
6 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
Карпович О.Г., Шангараев Р.Н.
страны объединяет общая культура и история. В 2001 г. возникла напряженность во взаимоотношениях между двумя государствами из-за того, что шиитское афганское меньшинство начало подвергаться нападениям со стороны «Талибана»7. В связи с этим Иран не противодействовал антитеррористической операции в Афганистане, а сразу после свержения власти талибов8 начал выстраивать дружественные отношения с новым правительством. На конференции по вопросам Афганистана, которая прошла под эгидой ООН в конце марта 2009 г. в Гааге, состоялся обмен мнениями по афганской проблематике между официальными представителями дипломатических ведомств Ирана и США, что указывает на сближение позиций Тегерана и Вашингтона в отношении стабилизации обстановки в Афганистане [4].
По мнению египетского аналитика Нашаат аш-Ша-вамра, талибы9 и Тегеран, невзирая на наличие серьезных разногласий, максимально заинтересованы в прагматических отношениях. В Афганистане имеется значительное количество мусульман-шиитов (более 20% населения), и Иран настаивает на соблюдении принципов пропорционального представительства религиозных и национальных меньшинств «в целях сохранения относительной стабильности в стране» [19].
Кстати, несмотря на то, что Пакистан является крупнейшим стратегическим партнером США в Южной Азии, именно он исторически играл ключевую роль в организации радикально-фундаменталистских движений на территории Афганистана - начиная со времен военного присутствия в Афганистане советских войск и заканчивая современным этапом, на котором Пакистан по-прежнему оказывает поддержку формированиям ДТ размещая их на своей территории и закрывая глаза на деятельность учебно-тренировочных лагерей, баз снабжения и структур финансирования талибов10 на пакистанской территории. Именно в Пакистане размещаются и нелегальные предприятия, на которых производят стрелковое оружие, поступающее затем в подразделения «Талибана»11 [4].
Пакистан всегда имела тесные взаимоотношения с ДТ, которое фактически создано пакистанской Межведомственной разведкой (Inter-Services Intelligence). Посол США в Пакистане (с 2004 по 2007 г.) Р. Крокер утверждал, что ее начальник Ашфак Парвез Каяни сказал ему: «Однажды вы уйдете, оставив Афганистан таким же, а мы тут останемся, потому что мы не можем переместить нашу страну. Последнее, чего мы не хотим, так это сделаться смертельными врагами тали-бов12. Так что, да, мы поддерживаем их» [20].
7 Организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
8 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
9 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
10 Организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
11 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
12 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
В настоящее время, по информации Кабулова, руководство Пакистана заверило российских дипломатов в том, что «им не нужен исламский эмират в соседнем Афганистане, так как само пакистанское общество преимущественно светское. Создание исламского эмирата в Афганистане может привести к деструктивным процессам внутри Пакистана». Вместе с тем Дж. Фридман (Stratfor) в 2010 г. в книге «Следующие 10 лет. 2011-2021» утверждал, что присутствие НАТО и США в Афганистане неизбежно закончится передачей Афганистана под пакистанский протекторат. Но, учитывая растущее политическое и экономическое взаимодействие этого государства с КНР, вполне закономерен не ясно на какую страну в большей степени ориентируется Пакистан - Китай или США.
Весьма мало в открытой печати анализируются скрытые цели Соединенных Штатов в Афганистане и ЦА, в частности, связанные с наркотрафиком. По экспертным данным, за 20 лет американского присутствия Кабул превратился в главного поставщика героина в мире. Если в 2007 г. в стране производилось 8200 т опия-сырца, то в 2017 г. уже 9000 т, из которого было получено более 90% мирового объема героина (примерно 1000 т). В целом от 20 до 40% ВВП этой страны связаны с выращиванием, обработкой, транспортировкой и продажей опиатов, и в этой отрасли занято до 75% взрослого населения Афганистана. Для сравнения: лишь 6% колумбийского ВВП в начале XXI в. относились к производству кокаина. При этом, согласно американским данным, наркобизнес составляет до 65% финансирования деятельности ДТ [21].
На основе вышеизложенного можно сделать вполне обоснованный вывод, что США никогда не уйдут из ЦА и Афганистана, если только внутриполитические обстоятельства не вынудят их к этому. Просто их присутствие станет менее заметным, поскольку в этих странах уже созданы мощные группы влияния из за-падноориентированной части населения. В официальном документе Госдепартамента Соединенных Штатов «Стратегия США в Центральной Азии 2019-2025» отмечается: «Каждый год жители Центральной Азии совершают 1,4 млн визитов в США, чтобы выучить английский язык, познакомиться с американской культурой и приобрести востребованные навыки. С момента обретения независимости более 40 тыс. центральноа-зиатских студентов, специалистов и чиновников получили американское финансирование для посещения Соединенных Штатов в целях профессионального развития» [22]. Отсюда и антироссийские настроения, мифологизация истории и связанная с этим архаичность мышления и другие действия вестернизированной, но влиятельной части национальной элиты этих стран, которые в той или иной степени подрывают позиции России в ЦА.
Эта стратегия непрямых действий с использованием всех элементов «мягкой силы», по всей видимости, станет основной во внешней политике США в ЦА в ближайшее десятилетие. Она позволит им в любой момент, если они сочтут это нужным, дестабилизировать ситуацию в регионе. Этому способствуют и проблемы развития стран ЦА, к основным из которых следует отнести: территориальные споры между республиками; этническую неоднородность и незавершенность процессов
национальной самоидентификации; авторитарные эт-нократические политические режимы и социально-экономическую нестабильность; сырьевую ориентацию национальных экономик и недостаток водных ресурсов.
Кроме того, в аналитическом докладе М. Ларуэль и С. Пейруз (США) «Региональные организации в Центральной Азии: характеристика взаимодействия, дилеммы эффективности» (2013) отмечалось: «По количеству региональных организаций Центральная Азия, наряду с Северо-Восточной Азией, занимает последнее место среди всех регионов мира, а сами республики региона в относительном выражении в наименьшей степени интегрированы между собой в экономическом и стратегическом плане».
Осложняет геополитическую ситуацию вокруг региона ЦА для Китая и России то обстоятельство, что на его границе с Афганистаном в августе 2021 г. возникло так называемое Панджшерское сопротивление, которое является преемником «Северного альянса». Во главе его стоял Ахмад Шах Масуд, воевавший с та-либами13 в 1990-е гг., а в настоящее время его сын возглавил борьбу с ними. Он призвал всех афганцев сплотиться вокруг него и дать отпор исламским экстремистам, иначе, по его мнению, страна рискует стать «отстающей, темной и далекой от какой-либо культуры» [Панджшерское сопротивление заявило, что переходит к партизанской войне].
НОВЫЕ УГРОЗЫ,
ИСХОДЯЩИЕ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
К тому же военно-политическая обстановка в Афганистане продолжает оставаться источником террористических угроз. Пользуясь хронической нестабильностью в этой стране, иностранные террористы-боевики, вытесняемые из региона Ближнего Востока, прежде всего из Сирии, в значительном количестве перемещались в Афганистан, где была сформирована одна из опорных баз террористического интернационала под флагом ИГИЛ14 [24]. Однако после того, как ДТ захватила власть в Кабуле, многие представители конкурирующих террористических организаций вынуждены были покинуть страну, многие из которых с потоком беженцев устремились в страны ЦА. При этом лидеры террористов делают ставку не столько на активные боевые действия, сколько на усугубление социально-экономических кризисных явлений в странах Центральной Азии. С помощью пропаганды, в том числе через аффилированные структуры рассчитывает подключиться к внутриполитическим кризисным процессам в регионе.
Активизация ДТ в Афганистане представляет собой большую угрозу для государств Средней Азии. Север Афганистана населен узбеками, таджиками, туркменами и киргизами, что в разы облегчает проникновение на территорию бывшей советской Средней Азии радикальных организаций, действующих в Афганистане. Важно понимать, что некоторые меж-
13 Члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
14 Запрещенная в Российской Федерации террористическая организация.
дународные террористические организации рассматривают государства Центральной Азии в качестве вербовочной базы для пополнения своих рядов и главного направления распространения радикальной экстремистской идеологии. Серьезную опасность для России и государств Центральной Азии представляют иностранные террористы-боевики, возвращающиеся в страны исхода или в третьи государства, которые прошли боевую и идеологическую подготовку и нацелены на дальнейшее применение своего подрывного опыта. В Таджикистане и Киргизии сложилась наиболее благоприятная для распространения радикальных идей социально-экономическая и политическая обстановка. В Узбекистане действует более жесткий политический режим, однако экономическая ситуация также нестабильна. После распада Советского Союза, ряда «цветных революций», межнациональных конфликтов экономическое положение среднеазиатских республик значительно ухудшилось, Таджикистан и Киргизия вообще оказались в катастрофическом положении. Массовая безработица, снижение уровня жизни населения вплоть до его реального обнищания, многократное ухудшение качества жизни и бытовых условий на фоне высокой рождаемости создают благоприятную почву для радикализации населения и распространения, особенно в молодежной среде, экстремистских идей и практик.
Радикализация среднеазиатских мусульман по сирийскому, иракскому или афганскому сценарию представляет собой серьезную угрозу для политической стабильности государств региона, поскольку угрожает самому существованию действующих в них политических режимов. Кроме того, известно, что значительная часть граждан Узбекистана, Киргизии, Таджикистана работает на территории Российской Федерации. Численность среднеазиатских трудовых мигрантов в России исчисляется миллионами человек, при этом наибольшая часть мигрантов сконцентрирована в Москве и ряде других крупных городов страны [4].
Если в ближайшее время политическая ситуация и социально-экономический кризис в Афганистане не стабилизируется, то возможное увеличение потока беженцев и вероятная гуманитарная катастрофа в этой стране могут крайне негативно отразиться на ситуации в странах ЦА и, соответственно, на России и Китае [25]. Но такая ситуация выгодна для США, поскольку их стратегические соперники будут вынуждены прямо или косвенно решать данные проблемы.
ВЫВОДЫ
Основные выводы, которые можно сделать исходя из вышеизложенного, заключаются в следующем: соперничество между ведущими странами за лидерство в ЦА будет усиливаться и, соответственно, возрастать региональная и глобальная нестабильность; ни одна из великих держав не обладает достаточными ресурсами и возможностями для монопольного контроля за процессами в ЦА; фактор Афганистана длительное время будет одним из определяющих в регионе. Кроме того, он может быть катализатором обострения внутриполитической борьбы как в центральноазиатских странах и соседних к ним, так и внутри самих США.
Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происходящие в регионе события имеют важное геополитическое и, возможно, идеологическое значение для России. Афганистан находится в непосредственной близости от российской сферы влияния и граничит с союзниками в Центральной Азии. Москва всегда была и будет обеспокоена процессами на афганской земле. От этого зависит не только безопасность российских границ, но и общий политический климат в центрально-азиатском регионе, представляющем интерес для Кремля. Можно уже сейчас активно работать с новым
ЛИТЕРАТУРА
1. Starr S.F. A greater Central Asia partnership for Afghanistan and its neighbors. URL: https://www.silkroadstudies.org.pdf
2. Сафранчук И. Концепция «Новый шелковый путь» и политика США в «Большой Центральной Азии». URL: https://inter affairs.ru/jauthor/material/903 (дата обращения: 11.08.2021).
3. Rakhimov М. Central Asia in the context of Western and Russian interests. URL: https://www.researchgate.net/ publication/282352606 (дата обращения: 21.11.2021).
4. Шангараев Р.Н., Валиев А.А. Влияние Афганистана на обеспечение региональной безопасности в Центральной Азии // Дипломатическая служба. 2020. № 6. С. 52-60.
5. Куранов А. У Москвы лишь один путь - на Запад. URL: https://www. ng.ru/courier/2002-ll-04/9_oneway.html (дата обращения: 12.11.2021).
6. Rumer Е., SokolskyR., Stronsk Р. U.S. policy toward Central Asia 3.0. URL: https://carnegieendowment.org/2016/01/25 (дата обращения: 20.08.2021).
7. «С талибами проще, чем с афганским правительством». Спецпредставитель президента России Замир Кабулов о ситуации в Афганистане. URL: https://fergana.media/ articles (дата обращения: 20.11.2021).
8. Чуркин: миссия НАТО в Афганистане провалена. URL: https://regnum.ru/news/polit/2098173.html (дата обращения: 20.11.2021).
9. Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Основные приоритеты стратегии национальной обороны США - 2022 // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2021. № 11 (382). С. 26-39.
10. U.S. interim national security strategic guide. URL: https:// www.whitehouse.gov (дата обращения: 22.11.2021).
11. Над страной нависла угроза новой гражданской войны. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12160807 (дата обращения: 20.11.2021).
12. Шатаб Л. Rai Al Youm (Великобритания): Вашингтон выводит свои войска из Афганистана. Как к этому готовятся страны региона? Что это для них - новые возможности или тяжелое бремя? 19.07.2021. URL: https:// inosmi. ru/politic/20210719/250146168.html (дата обращения: 22.11.2021).
13. Афганистан: США сбегают... Турция устремляется вперед! (Cumhuriyet, Турция). URL: https://inosmi.ru/news/ 20210714/250112392.html (дата обращения: 20.11.2021).
14. Putz С. Can the Taliban play China and Russia off the United States? URL: https://thediplomat.com/2021/07 (дата обращения: 19.11.2021).
15. Прожорливый дракон. Чем закончится китайская экспансия в Среднюю Азию и Казахстан? URL: https://zen.yandex. ru/media (дата обращения: 23.11.2021).
16. В Центральной Азии в ближайшие годы будут проживать 8 млн китайцев. URL: https://www.zakon.kz/4486169-v-centralnojj-azii-v-blizhajjshie- gody.html (дата обращения: 07.11.2021).
17. Китайско-российские стратегические военные учения стартовали! Министры обороны стран прибудут для наблюдения и руководства. URL: https://zen.yandex.ru/media (дата обращения: 23.11.2021).
поколением афганской элиты. Прагматично было бы укрепить силы на периферии, усилить экономическое и дипломатическое присутствие, со временем это может дать уникальные возможности.
В этих условиях государственным и корпоративным структурам, академическому и экспертному сообществу России также следует внимательно отслеживать политические и социально-экономические процессы в Афганистане и ЦА с целью выработки рекомендаций руководству страны для принятия своевременных и эффективных решений по стабилизации ситуации в данном регионе.
REFERENCES
1. Starr S.F. A greater Central Asia partnership for Afghanistan and its neighbors. URL: https://www.silkroadstudies. org.pdf
2. Safranchuk I. The New Silk Road Concept and the US Policy in the Greater Central Asia. URL: https://interaffairs.ru/ jauthor/material/903 (data of accesses: 08.11.2021).
3. Rakhimov М. Central Asia in the context of Western and Russian interests. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/282352606 (data of accesses: 21.11.2021).
4. Shangaraev R.N., Valiev A.A. Influence of Afghanistan on ensuring regional security in Central Asia. Diplomatic Service. 2020. No. 6. Pp. 52-60. (In Rus.)
5. Kuranov A. Moscow has only one way - to the WeSt. URL: https: // www.ng.ru/courier/2002-ll-04/9_oneway.html (data of accesses: 12.11.2021).
6. Rumer E., SokolskyR., StronskR. U.S. policy toward Central Asia 3.0. URL: https://carnegieendowment.org/2016/01/25 (data of accesses: 20.08.2021).
7. "It's easier with the Taliban than with the Afghan government". Special Representative of the President of Russia Zamir Kabulov - on the situation in Afghanistan. URL: https:// fergana.media/articles (data of accesses: 20.11.2021).
Rumer Е., Sokolsky R., Stronsk Р. U.S. policy toward Central Asia 3.0. URL: https://carnegieendowment.org/2016/01/25 (data of accesses: 20.08.2021).
9. Karpovich O.G., Shangaraev R.N. The main priorities of the US national defense strategy - 2022. Scientific-Analytical Journal Observer. 2021. No. 11 (382). Pp. 26-39. (In Rus.)
10. U.S. interim national security strategic guide. URL: https: // www.whitehouse.gov (data of accesses: 02.12.2021).
11. The threat of a new civil war looms over the country. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12160807 (data of accesses: 20.11.2021).
12. Shatab L. Rai Al Youm (UK): Washington is withdrawing its troops from Afghanistan. How are the countries of the region preparing for this? What is it for them - new opportunities or a heavy burden? 19.07.2021. URL: https: // inosmi. ru/politic/20210719/250146168.html (data of accesses: 22.11.2021).
13. U.S. interim national security strategic guide. URL: https:// www.whitehouse.gov (data of accesses: 22.11.2021).
14. Putz C. Can the Taliban play China and Russia off the United States? URL: https://thediplomat.com/2021/07 (data of accesses: 19.11.2021).
15. Gluttonous dragon. How will the Chinese expansion to Central Asia and Kazakhstan end? URL: https://zen.yandex.ru/media (data of accesses: 23.11.2021).
16. 8 million Chinese will live in Central Asia in the coming years. URL: https://www.zakon.kz/4486169-v-centralnojj-azii-v-blizhajjshie-gody.html (data of accesses: 07.11.2021).
17. Sino-Russian Strategic Military Exercise Started! The country's defense ministers will arrive for observation and guidance. URL: https://zen.yandex.ru/media (data of accesses: 23.11.2021).
18. Find right balance: India-Russia ties are important but so is the Quad Inbox (editorial of the Indian newspaper Times
18. Find right balance: India-Russia ties are important but so is the Quad Inbox (редакционная статья индийской газеты Times от 07.04.2021). URL: https:// timesofindia.india times.com (дата обращения: 12.11.2021).
19. Нашаат аш-Шавамра. NoonPost (Египет): «Талибан» и Иран. Характер отношений, разногласия и точки соприкосновения между двумя сторонами. URL: http://www. inosmi.info/.html (дата обращения: 22.11.2021).
20. Возврат к истокам: Пакистан ведет переговоры с талибами о мире в Афганистане. URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/255322909 (дата обращения: 23.11.2021).
21. Добров Д. Американцы уходят, афганский наркотрафик остается. URL: https://inosmi.ru/politic/20210514/249715010. html (дата обращения: 23.11.2021).
22. United States strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing sovereignty and economic prosperity (overview). URL: https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/ (дата обращения: 11.11.2021).
23. Панджшерское сопротивление заявило, что переходит к партизанской войне. 09.05.2021. URL: https://ria. ru/20210906/afganistan-1748879929.html (дата обращения: 20.11.2021).
24. «ИГ» в Афганистане. Придет ли война в Среднюю Азию? URL: https://topwar.ru/84484-ig-v-afganistane-pridet-li-voyna-v-srednyuyu-aziyu.html (дата обращения: 20.11.2021).
25. Карпович О.Г. Конфликты цивилизаций: актуальные проблемы // Международные отношения. 2014. № 1. С. 62-67.
from 04.07.2021). URL: https: // timesofindia.indiatimes.com (data of accesses: 12.11.2021).
19. Nashaat ash-Shavamra. NoonPost (Egypt): Taliban and Iran. The nature of the relationship, disagreement and points of contact between the two parties. URL: http://www.inosmi. info/.html (data of accesses: 22.11.2021).
20. Back to Basics: Pakistan is in talks with the Taliban for peace in Afghanistan. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/255322909 (data of accesses: 11/23/2021).
21. Dobrov D. Americans leave, Afghan drug traffic remains. URL: https://inosmi.ru/politic/20210514/249715010.html (data of accesses: 23.11.2021).
22. United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity (Overview). URL: https:// www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity (data of accesses: 11.11.2021).
23. The Panjshir resistance announced that it was moving towards guerrilla warfare. 2021.09.05. URL: https://ria.ru/20210906/ afganistan-1748879929.html (data of accesses: 20.11.2021).
24. IS in Afghanistan. Will the war come to Central Asia? URL: https://topwar.ru/84484-ig-v-afganistane-pridet-li-voyna-v-srednyuyu-aziyu.html (data of accesses: 20.11.2021).
25. Karpovich O.G. Conflicts of Civilizations: Actual Problems. International Relations. 2014. No. 1. Pp. 62-67. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 73,13%
Рецензент: Ногмова А.Ш., кандидат политических наук; доцент кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
Статья поступила в редакцию 25.11.2021, принята к публикации 22.12.2021 The article was received on 25.11.2021, accepted for publication 22.12.2021
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Карпович Олег Геннадьевич, доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор; проректор по научной работе, директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации. Москва, Российская Федерация. AuthorlD: 202734; E-mail: iskran@yahoo.com
Шангараев Руслан Насимович, кандидат экономических наук; доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации. Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 2180-0229; AuthorlD: 846527; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6557-4388; E-mail: r.shangaraev@dipacademy.ru
ABOUT THE AUTHORS
Oleg G. Karpovich, Dr. Sci. (Law), Dr. Sci. (Polit.), Professor; Vice-Rector, Director at the Institute for Contemporary International Studies of Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. AuthorID: 202734; E-mail: iskran@yahoo.com
Ruslan N. Shangaraev, Cand. Sci. (Econ.); associate professor at the Chair of Public Administration in Foreign Policy of Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. SPIN-Kog: 2180-0229; AuthorID: 846527; ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-6557-4388; E-mail: r.shangaraev@ dipacademy.ru