Научная статья на тему 'Центр управления компетенцией как механизм разрешения противоречий публичного управления в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий'

Центр управления компетенцией как механизм разрешения противоречий публичного управления в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов В.Н., Архипова О.И.

В статье центр управления компетенцией рассматривается как механизм разрешения противоречий публичного управления, деятельность которого направлена на повышение транспарентности действий властных структур связанных с решением общественно значимых задач. Центр управления компетенцией является действенной организационной структурой, аккумулирующей интеллектуальные активы экспертного сообщества, осуществляющей процедуры преобразования полученных знаний в новое знание посредством предоставления необходимых условий доступа к информационным ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Некрасов В.Н., Архипова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр управления компетенцией как механизм разрешения противоречий публичного управления в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий»

Центр управления компетенцией как механизм разрешения противоречий публичного управления в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий

Control Center competence as a mechanism to resolution of the contradictions of public administration in terms of implementation of information and communication technologies

Некрасов В.Н.

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой "Менеджмент", Южно-Российский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону,

fondvn@yandex.ru Архипова О.И.

аспирант кафедры "Менеджмент", Южно-Российский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, oxana.arhipova@yandex.ru

Аннотация: в статье центр управления компетенцией рассматривается как механизм разрешения противоречий публичного управления, деятельность которого направлена на повышение транспарентности действий властных структур связанных с решением общественно значимых задач. Центр управления компетенцией является действенной организационной структурой, аккумулирующей интеллектуальные активы экспертного сообщества, осуществляющей процедуры преобразования полученных знаний в новое знание посредством предоставления необходимых условий доступа к информационным ресурсам.

Abstract: In this article the control center competence considered as a mechanism to resolve the contradictions of public administration, which aims to increase transparency of authorities actions of associated with the socially significant problems decision. Control center competency is an effective organizational structure, accumulating intellectual potential expert's community performing conversion routines acquired knowledge to new knowledge by providing the necessary conditions for access to all the participants of the process of public information resources.

Ключевые слова: центр управления компетенцией, транспарентность, противоречия.

Keywords: control center competence, transparency, contradiction.

В настоящее время в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества открываются новые перспективы для реализации демократических принципов, обеспечивающих эффективную репрезентацию публичных интересов и влияние различных гражданских структур на усиление публичного характера управления. Однако одной из составляющих современного публичного управления выступает основополагающее противоречие, сущность которого заключается в том, что наряду с объективной необходимостью развития публичного характера управления нарастает отчуждение объектов управления от процесса разработки и реализации управленческих решений.[1]

Административно-бюрократический характер государственного управления с присущими ему жестко регламентированными управленческими алгоритмами и монополией на процедуры принятия и реализации управленческих решений, а также оказания государственных услуг также ведет к усилению публичного характера управления, ориентированного на информационную открытость, подотчетность населению, транспарентность, вовлеченность населения в процесс выработки и реализации общественно значимых управленческих решений.

Теория отчуждения общества от государства приобретает модифицированный характер в эпоху становления информационного общества, придающая проблеме глобальный аспект. Первым производным противоречием управления, обострение которого происходит в рамках становления информационного общества, является противоречие между необходимостью информационной полноты, достоверности и транспарентности публичного управления и развитием "деформаций" (видоизменений и искажений) информации снижающих её достоверность и транспарентность.[2]

Вторым производным от основополагающего противоречия в условиях информатизации общества является противоречие между объективной необходимостью повышения уровня информационной активности участников публичного управления и реальными технологическими возможностями современного общества (технологическим дисбалансом) неравномерным технологическим развитием, что приводит к снижению устойчивости развития общества и росту потребностей населения.

Третьим производным противоречием является противоречие между необходимостью интерактивного участия граждан в процессе разработки и реализации управленческих решений, усиления "публичного" характера управления посредством трансформации административных процессов и стереотипным восприятием населением среды Интернет как среды развлечения и, как следствие, утратой доверия к государственным органам при их перемещении в виртуальную среду. [3]

В целях регламентации и упорядочивания процедуры информационного взаимодействия органов государственной власти и населения за последние годы в Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, таких как:Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти», устанавливающий перечни размещаемой в Интернете информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

По данным Фонда свободы информации наблюдается отчетливая положительная тенденция увеличения степени информационной открытости сайтов ФОИВ, которую можно проследить на рисунке 1. [4]

и

2013 год

2012 год

2010 год

2009 год

2008 год

60.04%. 39.96%

54.46% 45.54%

39.49% 60.51%

30.06% 69.94%

19.87% 80.13%

У

0%

20%

40%

60%

80%

100%

I Информация отражена на официальных сайтах Ф0И8 I Информация не отражена на официальных сайтах ФОИВ

Рисунок1. Изменение степени информационной открытости официальных сайтов

ФОИВ, 2008-2013 гг.

Говоря о феномене управления знаниями в контексте науки, можно сказать, что он стал объектом изучения относительно недавно в 90-е годы XX столетия. Так, центр управления компетенцией как один из инструментов разрешения противоречий управления изучается на базе школы публичного управления в Южно-Российском институте Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.[5]

Создание центра сбора и распространения знаний - центра управления компетенциями - это одна из задач, с которыми сталкивается организация, где решили выделить и описать такой ресурс, как знания. В настоящее время существует множество определений понятия «центр управления компетенцией». При этом одни исследователи характеризуют его как особую структурную единицу предприятия, которая контролирует одно или несколько важных для компании направлений деятельности, аккумулирует соответствующие знания и ищет способы получить от них максимальную пользу.[6] Другие, как особую структурную единицу организации, чья функция состоит в том, чтобы контролировать важнейшие направления деятельности, собирая соответствующие знания и находя способы их максимально эффективного применения. [7] Третьи, рассматривают

деятельность центра компетенций, как деятельность по накоплению и систематизации компетенции. [8]

В рамках проводимого исследования авторами рассматривается развитие центра управления компетенциями в разрезе функционирования системы публичного управления. Проанализировав вышеуказанные определения, можно констатировать, что центр управления компетенцией в публичном управлении представляет собой независимый орган, аккумулирующий знания представителей различных институтов (государства, предпринимательства, населения), направленные на повышение эффективности процесса принятия общественно значимых управленческих решений.

Рассматривая систему публичного управления знаниями и формулируя предложения по ее развитию, отмечая значимость знаний, представляющих собой важный ресурс, требующий принятия и реализации уникальных управленческих решений, следует отметить, что субъектом системы публичного управления знаниями являются должности и структурные образования, непосредственно занимающиеся управлением знаниями в системе публичного управления.

Результаты публичного управления в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий, базирующиеся на применении системы управления знаниями, по нашему мнению, доставляют потребителю (представителям гражданского общества, предпринимателям) результат в виде реализованных решений и проектов, целью которых является удовлетворение общественных потребностей и устранение проблем.

Поэтому, процесс публичного управления знаниями в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий можно представить в виде открытой системы, которая функционирует по принципу вход-выход. То есть, каждому поступающему на входе сигналу, в данном случае это проблема или потребность, соответствует отклик на выходе, в виде результата, решения.

Процессы: управление знаниями; действия.

Рисунок. 2- Система публичного управления знаниями

Сам же процесс публичного управления знаниями можно условно разделить на две составляющие:

- управление знаниями: поиск, обработка, обобщение необходимых знаний;

- знания в действии - создание нового знания для достижения стратегически важных результатов.

В качестве основных объектов управления знаниями или компетенциями в данном случае выступают формализованные и неформализованные знания, отражающие природу и структуру существующих отношений, связи этих знаний с процессами государственного управления, а также сотрудники органов государственной власти, предпринимательских структур, населения, которые создают и используют эти знания. Совокупность знаний, которыми обладают органы государственного и муниципального управления, предпринимательские структуры, представители гражданского общества составляют базу знаний центра управления компетенциями.

Основными задачами центра управления компетенциями в этой области являются: идентификация и классификация знаний; формирование политики управления знаниями, в том числе видения знаний; управление базами знаний; обеспечение коммуникаций между пользователями и экспертами (владельцами знаний), защита интеллектуальной собственности эксперта.

В подтверждение суждения о том, что механизм управления знаниями применим на уровне публичного управления государством, говорят

исследования в области оценки человеческого развития. Страна с большим демографическим ресурсом при прочих равных условиях обладает и большей совокупной мощностью. При этом не только количественные, но и качественные демографические характеристики определяют экономическое и социальное развитие страны. В соответствии с информацией, представленной Программой развития Организации Объединенных Наций индекс человеческого развития в России с 2009-2014 г.г. варьируется от 0,817 баллов до 0,778 баллов.

У ■ место о рейтинге в индекс

2014 0,778

2013 0,788 66 65

2011 0,755

2010 0,719

2009 0,81.7 71

Рисунок 3 - индекс человеческого развития в России в динамике

2009-2014 г.г.

Разработка политики знаний заключается в определении направления развития знаний, в выделении ключевых знаний, определение роли различных знаний и подходов к их формализации и распределению. В связи с тем, что знания, которые должны быть получены и систематизированы в процессе деятельности центра публичного управления компетенцией, в последствии, будут направлены на разрешение общественно значимых задач, их разграничение следует осуществить в соответствии с отраслевой принадлежностью проблем (потребностей) населения.

Системе публичного управления свойственны такие черты как: территориальная разобщенность участников публичного процесса (федеральные, региональные, местные органы власти, предпринимательские структуры, население), но при этом проблемы населения либо публичных потребностей находятся в ведении органов государственной власти в

соответствии с отраслевой принадлежностью, следовательно, центр управления компетенцией должен заниматься интеграцией процессов и данных во всех территориальных образованиях и органы государственной власти должны иметь непосредственную причастность к деятельности центра управления компетенцией.

Исследователями выделяются ряд проблем с которыми сталкиваются центры управления компетенцией в процессе своего функционирования. Все множество проблем центров управления компетенцией, принимающих непосредственное участие в деятельности по масштабной автоматизации знаний, можно разбить на три категории: социально-политические, организационные и технологические. В каждой категории выделяют проблемные ситуации, в той или иной степени характерные для большинства крупных проектов по автоматизации.[9]

Причинами сложности преодоления социально-политических проблем являются массовый характер и низкая степень регулирования технологическими и административными методами. Ощущение «бессмысленности» деятельности центра управления компетенцией сопровождается на первых этапах его формирования, когда речь еще не идет о концентрации и систематизации отраслевой компетенции, которая могла бы быть востребована пользователем услуг. Фактически следует говорить о том, что после создания центр компетенции часто самоограничивается функциями центра разработки и внедрения конкретных решений по автоматизации, что не позволяет ему дать адекватный ответ на вопрос о месте внедряемых решений по автоматизации знаний и о причинах их использования.

Организационные проблемы, как правило, связаны с низкой эффективностью внутреннего взаимодействия между структурными подразделениями центра управления компетенциями как организационной структуры, призванной решать задачи разработки, внедрения и поддержки. Организационная неэффективность, как правило, проявляется в том, что на

решение организационных вопросов, например, согласование проектов решений, выдачу разрешений (санкций) и т.п. тратится значительное время.

В связи с тем, что центр управления компетенцией является центром развития, внедрения и поддержки управленческих решений, в то время как ответственность за их выработку и реализацию ведется вне деятельности центра, возникают проблемы дублирования функций. Это приводит к немалым издержкам на передачу компетенции, внедряемой системы и инструментария внедрения через дополнительный узел - проект по внедрению.

Технологические проблемы обусловлены неэффективностью применяемых технологий работы и проявляются в затягивании сроков реализации типовых задач. Отсутствие либо недостаточное развитие в составе центра управления компетенцией направления, ответственного за архитектуру и информационную безопасность также является одной из технологических проблем. Отсутствие внимания к созданию сбалансированного по комплектации соответствующего подразделения создает предпосылки для появления сложностей в построении технических архитектур и систем информационной безопасности, а также проблем в процессе их эксплуатации.

Вторичным источником технологических проблем, влияние которого сложно переоценить, - это отсутствие закрепленной в организационной структуре центра способности проводить анализ на уровне сквозных процессов в масштабе всего объекта автоматизации и внедряемого решения. Это происходит в условиях, при которых структура аналитического отдела повторяет модульную структуру дорабатываемой и внедряемой системы, вместо того чтобы соответствовать структуре процессов предметной области заказчика. Еще одна проблема, связанная с отсутствием комплексной автоматизации деятельности самого центра. Данная проблема становится актуальной не сразу и серьезно зависит от размера и сложности функций центра. Критичной она становится в случае существенного усложнения

функций центра за счет консолидации ответственности по многим проектам, ради чего, как правило, и создаются центры компетенции.

При этом анализ рекомендаций по организации конфигураций центров управления компетенцией позволяет выделить основные функциональные блоки организационной формы центра публичного управления компетенций, а именно:

- блок функциональной поддержки, который включает консультацию пользователей по телефону, обработку сообщений пользователей, работу с базой решений, анализ возникающих проблем;

- блок технической поддержки системы, обеспечивающий решение технических проблем, анализ возникновения технических проблем, системное администрирование;

- блок управление информационным обеспечением, обеспечивающий распространение информационных материалов среди пользователей, обзор информационных источников, организацию доступа кинформационным источникам для заинтересованных лиц, подготовку специфической информации по запросам, организацию информационных мероприятий;

- блок управления дополнительными разработками, обеспечивающий управление запросами пользователей на проведение дополнительных разработок, разработка новых решений и программ;

- блок управления внутренним маркетингом системы.Формирование содержания для материалов разъяснительного характера относительно проведённых внедрений и функционирующих решений, проведение презентаций, организация информационных мероприятий для будущих пользователей, организация референс визитов;

- блок обучения, обеспечивающий разработку специальных программ обучения, проведение стандартного обучения групп пользователей, обучение проектных команд.[10]

Таким образом, анализируя вышеуказанные рекомендации, а также сдержки и противовесы, с которыми сталкиваются компании, на базе

которых функционируют центры управления компетенцией, можно отметить, что в состав центра управления компетенцией в области публичного управления должны входить как общие подразделения к которым относятся: юридическое подразделение, подразделение бухгалтерского учета и отчетности, подразделение управления маркетингом, подразделение информационно-технической поддержки, так и специализированные подразделения по управлению компетенциями в соответствии с градацией социально значимых вопросов.

Так, к функциональным обязанностям юридического подразделения должны относится не только разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность центра управления компетенцией, но и разработка предложений по формированию законодательной базы, регулирующей взаимодействие органов государственной власти, предпринимательских структур и населения. Государственное регулирование взаимодействия акторов, участвующих в публичном взаимодействии в процессе функционирования центра управления компетенцией, должно четко определять права и обязанности участников информационного взаимодействия, принципы создания и эксплуатации центра управления компетенцией, полномочия органов государственного власти в сфере создания и эксплуатации центра управления компетенцией, основные требования к созданию центра управления компетенцией, финансовое обеспечение создания и эксплуатации центра управления компетенцией.

При этом, центр управления компетенцией должен функционировать в непосредственном взаимодействии с органами государственной власти, а также с высшими учебными заведениями на базе которых функционируют центры по обучению и повышению уровня квалификации экспертного сообщества.

Ряд крупных холдинговых компаний в целях формирования эффективной системы управления знаниями пошли по пути создания

корпоративных учебных центров (корпоративных университетов), ориентированных на управление знаниями и их применение при разработке новых продуктов и услуг, и при обучении персонала под новые задачи. Примерами могут служить Motorola, Северсталь и многие другие.

Примером корпоративного университета является MotorolaU, который состоит из 99 подразделений в 21 стране с постоянным штатом в 400 сотрудников.[11] Корпоративный университет MotorolaU существует как независимая бизнес-единица компании и предлагает свои услуги по обучению не только другим подразделениям и структурам, входящим в Motorola, но и сторонним компаниям. В основе данной образовательной системы лежит гигантская база данных, содержащая знания, накопленные за все время существования компании Motorola.

Организационная структура центра публичного управления компетенцией представлена на рисунке 4.Центр публичного управления компетенцией - это особая структурная единица системы управления знаниями, которая аккумулирует знания и ищет способы получить от них максимальную пользу. Он представляет собой специализированное объединение ресурсов в виде знаний, опыта, способностей, информационных и управленческих технологий, необходимых для повышения эффективности государственного управления. Деятельность центра управления компетенцией направлена на аккумулирование интеллектуальных активов участников публичного процесса, преобразование полученных знаний в новое знание посредством предоставления необходимых условий доступа всех участников процесса к информационным ресурсам и создания эффективно действующей коммуникации.

Рисунок 4 -Организационная структура центра публичного управления компетенцией

Библиографический список

1. Головко В.М. Некрасов В.Н. Теневые отношения как форма развития основополагающего противоречия управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 5. - С. 125.

2. Лимарева Д.А., Некрасов В.Н. Противоречия современного публичного управления: Монография. Ростов-н/Д: ЮРиРАНХиГС при Президенте РФ, 2012. - С. 63 - 67.

3. Архипова О.И. Противоречия публичного управления в условиях информатизации общества и особенности их разрешения//Государство, общество, наука: горизонты развития :Материалы Междунар. науч. молодеж. конф., приуроченной к Симпозиуму им. Т. И. Заславской «Социальные вызовы экономическому развитию», 15—17 мая 2014 г. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014- С 12-14.

4. Фонд свободы информации: Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти 2013 URL:http://svobodainfo.org/ru/node/2527 (дата обращения: 15.11.2014).

5. Некрасов В.Н. Центр управления компетенцией как инструмент разрешения противоречий управления// Актуальные проблемы современного менеджмента и публичного управления: зарубежный опыт и российская практика: Сборник трудов участников XIII международной научно-практической конференции, 28-30 октября 2014 г./ Под редакцией В.Н. Некрасова- Ростов - н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2015

6. Грушникова О. Центры знаний.//Справочник кадровика URL -http://hr-portal.ru/article/centry-znaniy?page=0 (дата обращения: 21.11.2014).

7. Духнич Ю. Центр компетенций URL -http://www.smart-edu.com/tsentr-kompetentsiy.html (дата обращения: 21.11.2014).

8. Прозоров А. Блеск и нищета центров компетенции// Директор информационной службы - 2007 - № 4URL -http://www.osp.ru/cio/2007/04/4149748/(дата обращения: 21.11.2014).

9. Прозоров А. Блеск и нищета центров компетенции// Директор информационной службы - 2007 - № 04URL -http://www.osp.ru/cio/2007/04/4149748/ (дата обращения: 21.11.2014).

10. Центр компетенции - решение проблем сервиса ERP системЦ^ -http://www.acconcept.ru/science/solutions/265--erp-.html (дата обращения: 21.11.2014).

11. Козах Н. Корпоративный университет//Управление компанией-№ 12 - 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Golovko VM Nekrasov VN Shadow relations as a form of fundamental contradictions control // Management in Russia and abroad. - 2011. - № 5. - S. 125.

2. Limareva DA, V. Nekrasov Contradictions of modern public administration: Monograph. Rostov-N / A: YuRiRANHiGS under the President of the Russian Federation, 2012. - S. 63 - 67.

3. Arkhipova OI Contradictions of public administration in the information society and especially their permission // State, Society and Science: horizons of development: Proceedings of the Intern. scientific. youth. Conf., dedicated to the Symposium them. TI Zaslavskaia "Social challenges Economic Development", 1517 May 2014 - Novosibirsk: Publishing House of the SAPA 2014- 12-14.

4. Freedom of Information Foundation: Monitoring results of official websites of federal executive bodies 2013 URL: http: //svobodainfo.org/ru/node/2527 (date accessed: 15/11/2014).

5. V. Nekrasov Control Center competence as a tool to resolve the contradictions control // Actual problems of modern management and public administration: foreign experience and the Russian practice: Proceedings of the participants XIII International Scientific and Practical Conference, 28-30 October 2014 / Edited by VN Nekrasova- Rostov - N / A: Izd YURIF RANHiGS, 2015

6. Grushnikova O. Knowledge Centers .// Directory of the personnel URL -http://hr-portal.ru/article/centry-znaniy?page=0 (date accessed: 11/21/2014).

7. Duhnich Yu Competence Center URL -http: //www.smart-edu.com/tsentr-kompetentsiy.html (date accessed: 11/21/2014).

8. Prozorov A. Shine and poverty competence centers // CIO - 2007 - № 4URL -http: //www.osp.ru/cio/2007/04/4149748/ (date accessed: 11/21/2014).

9. Prozorov A. Shine and poverty competence centers // CIO - 2007 - № 04URL -http: //www.osp.ru/cio/2007/04/4149748/ (date accessed: 11/21/2014).

10. Competence Center - problem solving service ERP sistemURL -http: //www.acconcept.ru/science/solutions/265--erp-.html (date accessed: 11/21/2014).

11. Goats N. Corporate University // Management company are in the number 12 - 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.