УДК: 2964
Ямбаев М.А. студент 2 курса направление «Экономика предприятия» Башкирский Кооперативный Институт Научный руководитель: СабироваЗульфияЗяудатовна
Россия, г. Уфа
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: Данная статья раскрывает сущность такого экономического раздела, как ценовая политика предприятия. Это понятие является многоплановым, поэтому большая часть уделяется именно тому, каких целей хотят достичь предприниматели, внедряя ценовую политику на своё предприятие.
Ключевые слова: предприятие; ценовая политика; цена; ценообразование; анализ; прибыль.
Yambaev M.A.
Student
Bashkir Cooperative Institute Scientific supervisor: SabirovZulfiyaSaodatova
Russia, Ufa
PRICING POLICY OF THE COMPANY
Abstract: This article reveals the essence of such economic section as the pricing policy of the enterprise. This concept is multidimensional, so a large part is paid exactly the goals we want to achieve entrepreneurs, implementing pricing policy for your company.
Keywords: enterprise; pricing policy; price; pricing; analysis; profitability.
В наше время существует огромное количество организаций, и каждая из них занимает определённую нишу. Но несмотря на это, у них у всех есть один важнейший элемент, а именно ценовая стратегия. Совмещая различные тактические и стратегические аспекты, она включается в рыночную экономику.
Для достижения определённых целей, предприниматели, во время установлении цены, используют ценовую стратегию, как основное средство. На любом предприятии, несомненно важную роль играет ценовой механизм. Использование научно обоснованной и качественно проработанной ценовой политики в условиях рыночной экономики необходимо для успешного ведения предпринимательской деятельности. Важным моментом является то, что установление цен на производимую продукцию отчасти является искусством: Если покупатель видит низкую цену на товар, то начинает думать, что и качество товара низкое. В то же время не каждый человек может позволить себе купить дорогую продукцию. Верная ценовая политика принесёт крупные доходы и послужит гарантом в том, что предприятие
просуществует ещё долгие годы, а ошибочная наложит крест на дальнейшее развитие.[1]
Для того, чтобы правильно установить цену на конечный продукт, предприниматель, для начала, должен выявить основные цели, которые он желает достичь при продаже своего товара. Стратегические цели предпринимательской деятельности, помогут правильно определить цели ценообразования. Как правило, можно выделить несколько основных и распространённых целей:
Выживание предприятия. Предприниматель обычно использует данную цель в краткосрочном периоде. Для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятие снижает цены, для того чтобы ликвидировать продукт, хранящийся на складе. Пока цена нижнего предела будет покрывать издержки, продукция будет выпускаться, но как правило прибыль потеряет своё былое значение. [2]
Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рента -бельности. Обычно такому виду цели имеет место быть в политике краткосрочных цен. Долгосрочная перспектива работы на рынке уходит на задний план, основной упор делается в сторону получения прибыли в кротчайшие сроки. Можно полагать, что многие предприятия используют данный вид цели при формировании рынка в России.
Предприниматели считают, что повышение объема сбыта приведет к снижению затрат на производство единицы продукции и, в скором времени увеличит прибыль. Эти предпочтения отражаются в краткосрочном максимальном увеличении сбыта продукции. Для начала руководством фирмы устанавливается минимально допустимая цена, для того, чтобы посмотреть как рынок реагирует на уровень цен. Следовательно ниша рынка расширяется. Последствием внедрения данной ценовой политики может послужить ценовая война, поэтому её считают самой рискованной.
Большое количество крупных компаний хотят завоевать лидерство на рынке и в определении цены. Это в свою очередь является ещё одной целью. Стремление к лидерству на рынке, проявляется в производстве качественного продукта, с гарантией на то, что деньги потрачены не зря. Так как фирма несёт повышенные затраты на производство, и чтобы компенсировать сумму, она устанавливает относительно высокие цены, чем конкуренты. [4]
Для того, чтобы получить намеченный объём прибыли и максимально возможную долю с продаж, что в свою очередь является основной идеей при создании предприятия, нужно внедрять целенаправленную ценовую политику. Но формирование цены, не зависит только от одного критерия, на неё могут влиять и другие ценообразующие факторы. Основными являются: -спрос и предложение. -издержки по производству. -конкуренция.
-состояние финансово-кредитной сферы.
-государственное регулирование цен, конкуренция. Изменение цены на рынке, происходит под давлением спроса и предложения. И оба понятия являются зависимыми друг от друга. Если цена на товар растёт, то кривая спроса падает, а предложения возрастёт. Поэтому для организации важно устанавливать такие цены, чтобы не терять спрос и постоянно быть в прибыли.
Издержки составляют основу цены продукции, поэтому их величина в большей степени определяет дальнейший уровень цены. Как известно, издержки состоят из затрат как зависящих, так и не зависящих от деятельности фирмы (стоимость материалов, топлива, энергии и прочее). Поэтому при увеличении этих затрат, соответственно растёт цена на товар.
Конкуренция оказывает немаловажное влияние на уровень цен, благодаря чему, фирмы совершенствуют свои технологии производства, для того чтобы создавать качественную продукцию по относительно низкой цене.
Не обойтись и без покупательной способности граждан, которая непосредственно связана с финансово- кредитной системой. В хорошо развитой экономической системе, соотношение между ценой на все товары и количеством денег, находящихся в обращении относительно стабильно.
Помимо этого, есть ещё и другие факторы, воздействующие на ценовую политику предприятия. Тем самым сковывая организацию, и не давая ей свободу в действиях относительно создания цен на собственный продукт
Использованные источники:
1. Климова Н.В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры). М.: Вузовский учебник. - 2017. - 287 с.
2. Климова Н.В. Оценка влияния факторов на показатели рентабельности // Экономический анализ: теория, практика. - 2015.- (227)
3. Просветов Г.И. - Маркетинговые исследования: задачи и решения: Учебно-практическое пособие - М.: Альфа-Плюс, 2015г. — 240 с.
4. Тарасевич В.М. - Ценовая политика предприятия: Учебник для вузов, — СПб.: Питер, 2016г. — 320 с.