Научная статья на тему 'Ценовая политика как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность товара'

Ценовая политика как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность товара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1296
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шматко А. Д., Гогуадзе М. Г., Козлов Л. А.

В статье рассматривается роль ценовой политики в повышении конкурентоспособности товара. Авторами обосновано, что среди множества влияющих на уровень цены факторов, определяющими являются издержки фирмы на создание продукции, рыночный спрос и острота конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE POLICY AS ONE OF THE FACTORS THAT LEADS TO A HIGH COMPETITIVENESS OF GOODS

The article considers the role of pricing policy in increasing the competitiveness of goods. The authors justified that among the set of factors affecting the price level, the determining factors are the firm's costs of product creation, market demand and the acuteness of competition.

Текст научной работы на тему «Ценовая политика как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность товара»

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА

А.Д. Шматко, д-р экон. наук, профессор М.Г. Гогуадзе, аспирант, преподаватель Л.А. Козлов, студент БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье рассматривается роль ценовой политики в повышении конкурентоспособности товара. Авторами обосновано, что среди множества влияющих на уровень цены факторов, определяющими являются издержки фирмы на создание продукции, рыночный спрос и острота конкурентной борьбы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рыночная экономика, маркетинг, ценовая политика.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы на тему «Разработка предложений по формированию нового информационного пространства в экономике и социальной сфере макрорегиона «Северо-Запад» на основе цифровой трансформации «экономики знаний и развития цифровой экономики» (программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Прогноз реализации стратегии научно-технологического развития России» (№ 0170-2018-0002)

Важным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции является ценовая политика предприятия. Целенаправленная ценовая политика в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так изменять их в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, получить намеченный объем прибыли и решить другие текущие или перспективные задачи, в том числе добиться оптимальной реализации товара на каждом этапе его жизненного цикла, ответить на действия конкурентов, учесть государственное воздействие на цены и т.д.

Маркетинговая политика цен включает в себя решение трех базовых задач: определить стратегию ценообразования, выбрать метод расчета цены и предусмотреть инициативное изменение цены с учетом конкретной рыночной ситуации. С определенной долей условности можно говорить о трех вариантах стратегии в ценовой политике.

Во-первых, стратегия сбыта или выживаемости связана с необходимостью снижения цен в условиях жесткой конкуренции, падения сбыта, возникнове-

ния излишков продукции и избыточных производственных мощностей.

Во-вторых, стратегия прибыльности ориентируется на высокие цены и соответствует благоприятной для фирмы рыночной ситуации, которую она хочет закрепить и умножить поступление прибыли.

В-третьих, стратегия спроса, направленная на обеспечение лидирующего положения фирмы на рынке либо по качеству своего продукта (установление высоких цен), либо по доле рынка (возможны ценовые варианты) [1].

Среди множества влияющих на уровень цены факторов, определяющими являются издержки фирмы на создание продукции, рыночный спрос и острота конкурентной борьбы. Минимально возможная цена определяется издержками, максимальная - наличием у товара уникальных достоинств и возможными спросом на него со стороны потребителей. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей отражают диапазоне между минимумом и максимумом.

Выбирая метод расчета цены при избранной стратегии, предприятие основывается на одном из трех указанных

соображений. К числу подобных методов расчета цены относятся такие, как: «средние издержки плюс прибыль», «обеспечение безубыточности и целевой прибыли», на основе «текущих конкурентных цеп» или на результатах закрытых торгов.

Уже эти этапы ценообразования отражают воздействие маркетинга, но особенно очевидным оно становится при установлении окончательной цены на товар. Здесь идет непосредственный учет интересов потребителей, пристрастия различных сегментных групп, их экономических возможностей и даже психологической подготовленности [2].

Так, установление цены на новый товар по методу «снятия сливок» означает максимально высокую цену, воспринимаемую только отдельными сегментами, и ее выборочное снижение для привлечения новых потребительских групп. Метод «потребительской оценки» основан на внушении покупателям идеи качественного превосходства данного товара над другими как обоснование его высокой цены. Метод изменения цены в

ла товара отражает степень насыщения рынка данным товаром снижение потребительского интереса к нему. Метод гибкой или скользящей цены означает ее зависимость от места и времени покупки товара. Исключительно психологическими соображениями продиктован метод установления неокругленных цен на товары (не 400 рублей, а 399 рублей; не 6.00 рублей, а 5.98 рублей) [3].

В целом можно сказать, что цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности. От правильно выбранной стратегии и уровня цен на товары во многом зависят коммерческие результаты фирмы, ее позиции на рынке и конкурентоспособность ее продукции [4].

Качество, конкурентоспособность и маркетинг и отразил главную идею: именно комплекс маркетинга как совокупность маркетинговых рыночных инструментов при активном использовании товаропроизводителем способен обеспечить высокую и устойчивую конкурентоспособность и продукции, и предприятия [5].

зависимости от этапов жизненного цик-

Библиографический список

1. Басовский Л.Е. Маркетинг: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 233 с.

2. Герасименко В.В. Маркетинг: Учебник / В.В. Герасименко. - М.: Проспект, 2016. - 512 с.

3. Квасникова В.В., Жукевич О.Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 184 с.

4. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. №11. С. 80-83.

5. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.

PRICE POLICY AS ONE OF THE FACTORS THAT LEADS TO A HIGH COMPETITIVENESS OF GOODS

A.D. Shmatko, doctor of economics, professor M.G. Goguadze, postgraduate, lecturer L.A. Kozlov, student

BSTU «VOENMEH» named after D.F. Ustinov (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article considers the role of pricing policy in increasing the competitiveness of goods. The authors justified that among the set offactors affecting the price level, the determining factors are the firm's costs of product creation, market demand and the acuteness of competition.

Keywords: competitiveness, market economy, marketing, price policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.