Э. П. Купринов
ЦЕНОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
В статье рассмотрены актуальные вопросы контроля таможенной стоимости товаров, обобщены результаты научных исследований. Сформулированы теоретические положения и рекомендации, предлагаемые для обсуждения на страницах журнала «Вестник Российской таможенной академии».
Ключевые слова: контракт; сделка; цена; ценовая информация; таможенная стоимость; контроль; международный опыт.
Отечественная система определения таможенной стоимости базируется на международных принципах и стандартах таможенной оценки товаров. Для этой оценки принимается цена товаров, указанная в контракте, дополненная определенными расходами и получившая название «цена (стоимость) сделки» [1]. Эта цена с учетом дополнительных расходов служит основой для определения таможенной стоимости, являющейся вторичным (производным) показателем, от величины которого зависит объем таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет. Следовательно, важная задача таможенных органов состоит в совершенствовании методов определения и контроля таможенной стоимости. Однако отсутствие достоверной ценовой информации - одна из самых насущных проблем, затрудняющих решение этой задачи.
На практике российские таможенные органы часто не доверяют ценовой информации, предоставляемой в декларациях участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), находя признаки занижения таможенной стоимости. В «Конвенции о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров» последняя рассматривается как нормальная цена реализации товара в стране назначения в момент приема таможенной декларации, т. е. как цена, складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем [2].
С развитием научно-методического инструментария определения таможенной стоимости в нее стали дополнительно включать различные расходы, связанные с предоставлением услуг при осуществлении торговых операций и сделок, а также расходы, связанные с покупкой патентов и торговых марок, т. е. объектов интеллектуальной собственности [3].
Вопросы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости в настоящее время являются предметом постоянного внимания Федеральной таможенной службы (ФТС России). Необходим достаточный объем, прежде всего, ценовой информации для эффективности такого контроля. Есть потребность также в программных средствах для оперативного контроля таможенной стоимости товаров.
Под информационным обеспечением контроля таможенной стоимости товаров понимается использование экономической информации при обосновании достоверного уровня таможенной стоимости как исходной базы определения таможенных платежей. Прежде всего, имеется в виду систематизированная ценовая информация, оказывающая воздействие на формирование стоимостных параметров
внешнеторговых сделок и основы таможенного обложения товаров, перемещаемых через границу.
Эффективность контроля таможенной стоимости товаров зависит также от организационного механизма использования и структуры имеющейся ценовой информации. Ее можно классифицировать следующим образом:
- информация, предоставляемая участниками ВЭД в процессе таможенного декларирования;
- информация, имеющаяся в распоряжении таможенных органов.
При этом в документах участников ВЭД можно получить такую ценовую информацию:
- контрактные цены, зафиксированные во внешнеторговом договоре купли-продажи либо в приложении к нему (спецификации);
- цены, представленные в прайс-листе производителя;
- ценовую информацию (фактурная или статистическая стоимость), представленную в экспортной декларации (страны-отправителя);
- цены на услуги по доставке и страховке, посреднические услуги;
- цены внутреннего рынка, указанные в договоре на поставку товаров для их продажи на этом рынке;
- цены мирового рынка (котировки бирж, цены торгов и аукционов);
- цены, представленные в прейскурантах продавцов.
Цены мирового и национального рынков таможенные органы могут получить в каталогах: «Справочник цен мирового рынка», «Цена-Дайджест», «Super Shwacke», «Shwacke», «Nada», «Official guide». Стоимость идентичных или однородных товаров представлена в информационно-аналитической системе (ИАС) «Мониторинг-Анализ». У таможенных органов имеются также данные таможенной статистики, ценовая информация, получаемая путем направления запросов производителям и банкам-покупателям на внутреннем рынке и иным организациям, цены, представленные в прайс-листах продавцов на внутреннем рынке. В последнее время при таможенной оценке товаров часто используются данные различных интернет-сайтов. Более подробно вопросы ценовой информации рассмотрены в монографии [4].
Одной из важных задач таможенных органов при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости является выбор достоверного источника, содержащего актуальную ценовую информацию. Можно отметить многообразие источников ценой информации, например, в периодических изданиях, содержащих справочную информацию по товарам и их ценам, встречаются как цены национального рынка, так и цены мирового рынка.
Особый интерес в качестве источника ценовой информации может представить система «Мониторинг-Анализ». С ее помощью можно получить ценовую информацию по заданному товарному коду применительно к каждому таможенному органу, участнику ВЭД и стране происхождения товара. С этой целью в системе предусмотрен ряд параметров, по которым осуществляется поиск необходимой ценовой информации.
«Мониторинг-Анализ» - одна из наиболее эффективных систем для получения ценовой информации об однородных и идентичных импортируемых товарах. Однако, как свидетельствуют результаты исследований Л. В. Момсиковой [5], а также изложенные в упомянутой выше коллективной монографии [4], данный
источник ценовой информации имеет определенные недостатки. В частности, трудоемким можно считать процесс подборки идентичных или однородных товаров. Для получения информации об описании товаров, в том числе об их производителе, инспектору необходимо просмотреть каждую таможенную декларацию в отдельности.
В связи с этим предлагается в составе комплекса программных продуктов «Мониторинг-Анализ» предусмотреть дополнительные параметры поиска: «товарный знак», «торговая марка» и «производитель». Включение в информационно-аналитическую систему таких критериев отбора позволит значительно сократить временные затраты должностных лиц таможенных органов на поиск необходимой ценовой информации.
В целях проверки достоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров после выпуска товаров таможенными органами могут быть получены сведения от производителя товаров, уполномоченного банка участника ВЭД, покупателя ввозимых товаров на внутреннем рынке и иных организаций. Для проведения таможенного контроля таможенной стоимости после выпуска товаров таможенные органы вправе получать от уполномоченных банков участников ВЭД документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам [6].
В целом оценка результативности использования ценовых источников показала, что на данный момент в распоряжении таможенных органов имеется недостаточно достоверных источников ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости товаров, отсутствует также единая система общего использования имеющихся ценовых источников (база данных). В настоящее время наиболее приоритетным и оперативным средством получения ценовой информации об однородных и идентичных товарах, импортируемых на таможенную территорию добросовестными участниками ВЭД, по-прежнему остается информационно-аналитическая система «Мониторинг-Анализ», возможности которой могут быть использованы при разработке ценовой информационной базы.
Ныне действующий алгоритм контроля таможенной стоимости включает четыре этапа. На первом этапе осуществляется проверка правильности определения таможенной стоимости, которая включает: проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов, проверку правильности применения декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и проверку правильности определения структуры заявленной таможенной стоимости.
Выбор источников ценовой информации для сравнения с оцениваемым товаром происходит на втором этапе алгоритма. Должностные лица таможенных органов подбирают ценовые источники, содержащие наиболее свежие и документально подтвержденные сведения о ценах на товары-аналоги, конкурирующие с ввозимыми товарами, а также информацию об условиях купли-продажи этих товаров на мировом рынке. Причем сведения о конъюнктуре соответствующего рынка и тенденциях его изменения также можно отнести к ценовой информации.
Наиболее приоритетной ценовой информацией, с точки зрения достоверности и актуальности цен, являются коммерческие документы (контракты и счета) по ранее осуществленным поставкам, найденные с помощью системы «Мониторинг-Анализ» и полученные по запросам в таможенные органы. Важной информацией
можно считать данные биржевых котировок, справочные цены, цены аукционов, торгов, предложения фирм, каталоги, прейскуранты. В качестве дополнительной информации целесообразно также использовать цены статистики внешней торговли, данные известных фирм и организаций. Для повышения надежности и достоверности используемой информации, исключения в расчетах субъективного фактора желательно использовать для анализа не менее двух-трех источников.
На третьем этапе алгоритма контроля таможенной стоимости осуществляется приведение выбранной ценовой информации в вид, сопоставимый с условиями проверяемой сделки. На этом этапе, при необходимости, должностные лица проводят корректировку отобранной ценовой информации, с учетом различий в дополнительных начислениях, между оцениваемым товаром и ценовой информацией.
В зависимости от условий внешнеторгового контракта по купле-продаже проверяемого товара к ценовой информации могут быть начислены дополнительные расходы, кроме того, произведены вычеты для приведения этой информации к коммерческим условиям сделки. На данном этапе алгоритма ценовая информация, подвергшаяся корректировке, получает новый статус - проверочной величины. Проверочная величина (производная от ценовой информации) - это цена за единицу товара, аналогичного оцениваемому товару, откорректированная с учетом различий в коммерческих условиях продажи, дополнительных начислениях и вычетах.
На четвертом этапе сравнивают и анализируют заявленную декларантом величину таможенной стоимости товара с проверочной величиной (откорректированной ценовой информацией). Такая проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, влияющих на расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Рассмотренный алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации должен способствовать разработке рекомендаций по применению методов корректировки ценовой информации и внесению поправок в ценовую информацию. Внесение поправок должно производиться путем последовательного приведения отобранной ценовой информации по условиям купли-продажи товаров и их техническим характеристикам к условиям и характеристикам оцениваемого товара, принятого за эталон.
Корректировка может осуществляться с учетом трех групп поправок:
1) Ку - коэффициенты поправок на коммерческие условия поставки;
2) Кк - коэффициент поправки на комплектацию;
3) Ктп - коэффициенты поправок на технико-экономические параметры.
Приведение отобранной для сравнения ценовой информации к условиям проверяемого товара осуществляется по формуле [7, с. 434]:
Ц = Цср х Ку х Кк х Ктп, (1)
где Ц - цена сравниваемого товара после приведения;
Цср - исходная цена сравниваемого товара до корректировки.
Поскольку мировой рынок характеризуется множественностью цен на одну и ту же продукцию, которая зависит от действия различных факторов, полного единообразия в условиях продажи товаров практически не бывает. Поэтому для сопоставимости ценовой информации с проверяемой внешнеторговой ценой требуется ее корректировка с учетом ряда коммерческих поправок.
Поправка на валюту расчета вносится в том случае, если цены сравниваемых товаров указаны в другой валюте, нежели цена оцениваемого товара. В этом случае цены необходимо привести в единую валюту.
Поправка на объем партии широко используется в международной торговле сырьевыми товарами и готовыми изделиями. В современной торговле общим правилом является уступка продавца в цене при увеличении объема заказа покупателем.
Поправка на инфляцию или дату продажи оцениваемого товара. Поправка на инфляцию определяется по формуле [7, с. 439]:
Кинфл = ААо, (2)
где Кинфл. - поправка на дату продажи оцениваемого товара (на инфляцию);
11 - индекс цен на дату приведения или дату поставки по контракту;
/0 - индекс цен на дату действия ценовой информации.
Поправка на базисные условия поставки. Базисные условия поставки определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя и определяют, соответственно, кто несет расходы, связанные с транспортировкой и страхованием товара от продавца до покупателя.
Поправка на условия платежа. Порядок и условия платежа могут сильно различаться в конкретных сделках: наличный расчет (в виде инкассо, аккредитивов, телеграфных переводов, чеков), авансовые платежи, кредит, платежи в смешанной форме (сочетание наличных платежей с авансовыми платежами и кредитом).
Прочие коммерческие поправки. Кроме рассмотренных выше основных видов коммерческих поправок, применяемых для корректировки цен конкурентных материалов, в практике заключения внешнеторговых сделок по мере необходимости используются и другие поправки, учитывающие коммерческие условия совершаемых операций.
Откорректированная ценовая информация также может использоваться в качестве основы расчета таможенной стоимости при принятии решения о корректировке поверяемой таможенной стоимости.
Для более результативного и оперативного информационного обеспечения контроля таможенной стоимости назрела необходимость в разработке универсальной ценовой информационной базы таможенных органов, содержащей в себе все необходимые сведения о товаре.
Предложения по созданию автоматизированной ценовой информационной базы для контроля таможенной стоимости товаров с использованием информационных технологий были рассмотрены Е. В. Никитиной [8]. Е. О. Смитиенко в своей диссертационной работе [9] обосновал необходимость развития системы информационно-аналитического обеспечения контроля таможенной стоимости товаров с использованием единой ценовой базы данных.
Автором данной статьи было предложено разработать систему макроэкономических моделей цен единого таможенного пространства, включая федеральную модель (центральную) и региональные модели [10]. Причем в каждой региональной модели должны использоваться и отражаться только средние региональные цены, но определенные с учетом ввоза и вывоза товаров за границу региона, т. е. на средний уровень цен будут влиять не только цены перемещаемых между регионами отечественных товаров, но и уровни внешнеторговых цен.
Ценовая информационная база должна представлять собой комплексную систему информационно-аналитического обеспечения работ по анализу таможенной стоимости как на стадии таможенного декларирования, так и после выпуска товаров. База данных для обеспечения ее эффективного использования должна стать приложением к программному продукту таможенных органов, обеспечивающему электронное декларирование товаров.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Объективная оценка таможенной стоимости товаров возможна только при достаточно полном ее информационном обеспечении, прежде всего с использованием ценовой информации. Оценивая фискальные риски России в перспективе, следует исходить из того, что государство может получить больший фискальный эффект не столько за счет использования оценок товаров, искусственно завышающих таможенную стоимость товаров, сколько за счет организации эффективной системы таможенного контроля, предотвращающего занижение импортерами таможенной стоимости. Вероятнее всего, интенсификация товарооборота увеличит объем таможенных платежей в бюджет. Это необходимо рассматривать в качестве компенсации их потерь за счет уменьшения ставок таможенных пошлин.
Из анализа практики использования таможенными органами ценовой информации следует, что в распоряжении таможенных органов недостаточно достоверных источников ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости товаров, а также отсутствует единая система общего пользования имеющихся ценовых источников (базы данных).
Для информационного обеспечения и объективизации таможенной оценки товаров полезно внедрить в практику товарно-ценовой мониторинг с использованием специальных микро- и макроэкономических моделей цен базовых товаров российского экспорта и импорта. Информацию для моделей может обеспечить прямой товарно-транспортный мониторинг (ТТМ) цен, увязывающий данные предварительного информирования об элементах цены производителя (продавца) товара с последующими затратами по его доставке к месту назначения.
В контроле таможенной стоимости необходимо использовать комплекс методов оценки и многофакторного прогнозирования цен товаров российского внешнеторгового оборота с определением индикаторов риска на основе отечественных и зарубежных баз данных.
В перспективе целесообразно провести исследования и экспериментально проверить возможность для внедрения в практику инструментов мониторинга таможенной стоимости товаров и прогнозирования с использованием индекса достоверности декларирования таможенной стоимости (ИДТС), а также «взвешенного изменения таможенной стоимости» (ВИТС) для определения параметров динамики средней таможенной стоимости товаров.
Создание базы данных ценовой информации может обеспечить таможенным инспекторам возможность осуществлять более детальную проверку заявленных сведений о таможенной стоимости товаров с учетом наименования и описания товара, страны происхождения, фирмы-производителя, марки, модели, артикула, технологии производства, маршрута доставки и вида транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование.
Разработка единой ценовой информационной базы с автоматизированным поиском необходимых данных призвана обеспечить централизацию ценовой информации таможенных органов, т. е. создать единое информационное поле для анализа и таможенной оценки товаров. Это, безусловно, будет способствовать росту объемов платежей в бюджет за счет более точного определения таможенной стоимости при осуществлении контроля в процессе таможенного декларирования и после выпуска товаров.
Использованные источники
1. Смитиенко Е. О. Международные аспекты применения систем определения и контроля таможенной стоимости // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 1.
2. Бондарь Л. А., Шамахов В. А. Таможенная стоимость: учебное пособие. М.: Софт Издат, 2007. С. 27-28.
3. Цветинский М. П., Ревин В. Н. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008. С. 161.
4. Купринов Э. П., Долгова М. В., Момсикова Л. В. Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. С. 27.
5. Момсикова Л. В. Совершенствование механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости: дис. ... канд. экон. наук. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. Гл. 2.
6. Таможенный кодекс Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). Ст. 98. П. 3.
7. Слепов В. А. Ценообразование: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2007.
8. Никитина Е. В. Предложения по автоматизации системы контроля таможенной стоимости товаров с использованием современных информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: http:/www.tam-zap.ru.
9. Смитиенко Е. О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 125-128.
10. Купринов Э. П. Государственно-таможенное регулирование цен в экономике и внешней торговле (вопросы истории и методологии): монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008. С. 189-190.